Правило 1 спр и 2 спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения (4-й класс)

Вопрос о том, как определить спряжение глагола, является довольно проблематичным даже для русскоязычного населения. Чтобы окончательно разобраться в этом, необходимо понять строгий алгоритм вычисления спряжения и выбора правильной гласной буквы окончания глагола.

Если ударение выпадает на окончание глагола.

Для примера возьмем глаголы – «встаешь», «вершишь» (окончания –ешь и –ишь). Ставим их в третье лицо множественное число – получаем «встают» (окончание –ют) и «вершат» (окончание –ат).

Сверяем с окончаниями первого и второго спряжения: –ут, -ют и –ат, -ят соответственно. Получается, что глагол «встаешь» («встают») относится к первому спряжению, а «вершишь» («вершат») – ко второму.

Как определить спряжение глагола в безударной позиции окончания.

Существует грамматическое понятие в русском языке – неопределенная или безличная форма глагола. Для постановки любой из них в данную форму, нужно задать вопрос – что делать? (что сделать?).

Например, глаголы «колет», «бормочет». Ставим их в неопределенную форму, получается – колоть и бормотать. Теперь обратите внимание на буквы, стоящие перед –ть: в данном случае это «о» и «а». Окончания, которые соответствуют в неопределенной форме 1 и 2 спряжению необходимо запомнить.

Алгоритм такой – вспоминаем, на какие вопросы отвечает глагол в инфинитиве, запоминаем окончания для первого спряжения:

Ранее рассматриваемые глаголы «колоть» и «бормотать» оба принадлежат к первому спряжению.

Ко второму будут относиться инфинитивные формы, заканчивающиеся на –ить (кроме брить, стелить, зиждиться) и ряд исключений, которые необходимо запоминать.

Определимся непосредственно с окончаниями, которые будут соответствовать глаголам 1 и 2 спряжения в разных лицах и числах. Для этого нам понадобится глагол, который мы проспрягаем – это будет «сеять» (1 спряжение) и «бросить» (2 спряжение).

В инфинитиве глагол «сеять» очевидно относится к первому спряжению, мы можем это определить по окончанию. В итоге получаем – я се(ю), ты се(ешь), он се(ет), мы се(ем), вы се(ете) и они се(ют).

В скобочках указаны окончания 1 спряжения, в 1 лице ед.ч. и 3 лице мн.ч. оно может быть также –у и –ут соответственно. Например в глаголе «сказать» (инфинитив) эти формы будут – «скаж(у)» и «скаж(ут)».

Обратимся теперь к глаголу второго спряжения «бросить» и проспрягаем его, смотрите таблицу.

По окончанию нетрудно понять, что это глагол второго спряжения. Изменяем по лицам и числам – я брош(у), ты брос(ишь), он брос(ит), мы брос(им), вы брос(ите), они брос(ят).

Правильное определение окончаний на письме влияет не только на глаголы, написание которых можно иногда просто угадать. Это необходимо при грамотной постановке суффиксов в причастиях настоящего времени. Поэтому данный вопрос затрагивает сразу несколько тем в грамматике русского языка.

Теперь попробуем определить правильное написание окончаний глаголов в предложенном тексте:

«Почему ты об этом спрашива(ешь)?» — удивился он. – «Не знаю, скоро прилет(ят) голуби, и письмо будет у меня».

У нас есть два выделенных глагола – их инфинитивы «спрашивать» и «прилетать». Казалось бы в первом случае это глагол, относящийся к первому спряжению и соответственно его окончание –ешь. А что со вторым, ведь окончание –ят относится ко второму спряжению, а инфинитив указывает на первое?

Дело в том, что окончание –ать в инфинитиве ударное. В этом случае мы не можем по нему определять падеж, нам нужно прикинуть мысленно какие окончания будут соответствовать различным лицам и числам для данного глагола и поймем, что перед нами первое спряжение:

Становится понятно, что важно не только, на какие вопросы отвечает глагол в инфинитивной форме. Нужно понимать, что инфинитив с ударной позицией в окончании не является определителем спряжения.

Остается важный вопрос для обсуждения – исключения, относящиеся всегда ко второму спряжению, хотя заканчиваются не на –ить. Их просто нужно запомнить и держать в голове как таблицу умножения, применяя при необходимости.

Подобных исключений одиннадцать, вопрос того, как выучить неправильные глаголы, волнует многих. Наилучший вариант – заучить как детскую считалочку, а выглядит она так:

«Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а потом терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть».

Учится считалочка за пару минут и действительно прочно запоминается. Как использовать знания об этих глаголах?

Проспрягаем один для наглядности:

инфинитив Обидеть (2 спряжение)
Я обиж(у) Мы обид(им)
Ты обид(ишь) Вы обид(ите)
Он обид(ит) Они обид(ят)

Глаголы-исключения первого спряжения

Вспомним, что у первого спряжения тоже есть исключения – это глаголы, заканчивающиеся на характерные для второго спряжения окончания в инфинитивной форме – брить, стелить, зиждиться, зыбиться. Последние, конечно, редко встретишь и на письме, но один стоит проспрягать в качестве примера.

Действительно, некоторые формы вызывали сомнения, вполне можно было бы написать, например, «он стелит» или «мы стелим». Во избежание недоразумений придуманы исключений, которые легко запоминаются.

Разноспрягаемые глаголы

Кроме всех указанных ранее исключений стоит отметить существование разноспрягаемых глаголов. То есть вы не сможете их изменять по правилам только 1 и 2 спряжения, такие глаголы нужно также запомнить.

Итак, глаголы, которые не изменяются в лицах и числах по обычному алгоритму – бежать, хотеть, а также дать и есть. Пример:

Формы единственного числа соответствуют 1 спряжению, окончания во множественном числе относятся ко второму. Это важно запомнить, дабы не написать «хочит» вместо «хочет» с непривычки. Первое время глаголы-исключения заучиваются, в дальнейшем формы автоматически вспоминаются, и вы удивитесь, насколько просто определять спряжение.

Напоследок подведем итоги, для выявления спряжение глагола:

  1. Посмотрите, на какое место падает ударение. Если это окончание, поставьте глагол в форму, которая соответствует местоимению «они», и определите спряжение.
  2. В противном случае ставим глагол в инфинитивную форму. По окончании определяем спряжение, вспомнив предварительно, не является ли глагол исключением.

Определение спряжения глагола не настолько сложная тема, просто необходимо запомнить порядок действий и держать наготове ряд имеющихся исключений.

Видео про то как определить спряжение глагола

Ударным. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется по гласной в сильной позиции. Глаголы 1-го спряжения будут иметь окончания –ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или –ешь, например, «зовешь», «ведешь». Глаголы 2-го спряжения будут иметь окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, например, «горишь», «спят».

Если не имеет ударения в личном окончании, то его спряжение следует определять по инфинитиву, то есть по безличной форме. Если безличная форма оканчивается на –ить, следовательно, перед вами глагол 2 спряжения. Исключениями являются следующие : , стелить, зыбиться и зиждиться.

Ко второму спряжению также ряд с окончанием на –еть и на -ать: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, слышать, дышать, держать, гнать. Этот необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок. Все остальные глаголы без ударения в личном окончании являются глаголами 1 спряжения.

Кроме глаголов 1 и 2 спряжения различают и разноспрягаемые глаголы. Одни формы у них образуются согласно первому спряжению, а другие - согласно второму. Среди них такие глаголы, как хотеть, бежать, чтить, брезжить. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе образуется по правилам 1 спряжения, а во - по образцу второго.

Видео по теме

Обратите внимание

1)Глаголы спрягаются только в двух временах: в настоящем и будущем. 2)Все исключения необходимо запомнить. 3) В сложных глаголах спрягается глагол «быть», а смысловой глагол остается в безличной форме. 4) Глаголы «есть» и «дать» спрягаются по архаичному образцу

Источники:

  • 1 спряжение примеры
  • Урок № 5

Существует два понимания спряжения, широкое и узкое. В широком понимании спряжением называется изменение глагола по временам, лицам, числам и наклонениям. А в узком смысле спряжением называют изменение глагола по числам и лицам. Давайте посмотрим, как определить спряжение.

Инструкция

В выделяется два спряжения, различающиеся личными окончаниями. Глаголы с окончаниями -ем, -ет, -ете, -ешь, -ут, -ют относят к первому спряжению. Глаголы, оканчивающиеся на -ишь, -ите, -ат, -ят, -им, -ит относятся ко второму спряжению.

Существует алгоритм, помогающий без труда определить спряжение глагола. Во-первых, сначала следует определить, ли на окончание глагола . Если падает, получается, гласная в окончании данного глагола автоматически становится в сильную позицию. Если ударение на окончание не падает, то спряжение определяют по глагольной теме или по суффиксу. Если взять глаголы с безударным окончанием –ить, то все они относятся ко второму спряжению. К нему же относятся и исключения из правил: гнать, держать, видеть, смотреть, вертеть, обидеть, дышать, ненавидеть, слышать, зависеть, терпеть.

Все без исключения остальные глаголы, имеющие безударное окончание, относят к первому спряжению. К тому же спряжению относятся также некоторые глаголы см окончанием –ить. Только в этих глаголах звук «и» включен в состав , а чередуется он со звуками «э» и «й». Среди этих глаголов числятся: пить, шить, брить, бить, лить и прочие.

А вот глагол «стелить» а такой же форме используется лишь в инфинитиве, а его личные образовываются от глагола «стлать», который относится к первому спряжению.

Есть и разноспрягаемые глаголы. К ним относятся глаголы «хотеть», «бежать», а также их производные. Так глагол «хотеть» в единственном лице склоняется по образцу первого спряжения, а вот во уже по образцу второго.

Глагол «бежать» в единственном числе в форме 1-го и 2-го лица склоняют по образу первого спряжения, во всех остальных случаях – по образу спряжения второго.

Грамматическая категория – лицо служит для выражения отношения субъекта действия к говорящему. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Это основные характеристики глагола, которые надо уметь определять и отражать в морфологическом разборе.

Инструкция

Лица зависят от субъекта действия. Им может быть сам говорящий («я пишу»), тогда глагол употребляется в форме 1-го лица ед. числа. Действие, производимое группой лиц, среди которых находится говорящий, тогда выражается формой 1-го лица мн. числа («мы пишем»). Если действие производится одним собеседником, то глагол выступает в форме 2-го лица ед. числа («ты »), а если несколькими собеседниками или группой лиц – то 2-го лица мн. числа («вы пишете»). Действие, которое совершается тем, кто не является ни говорящим, ни собеседником, выражается 3-м лицом ед. числом («он/она пишет»), если же производители действия выступают в количестве больше одного, употребляется форма 3-го лица мн. числа («они пишут»).

— пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — в девятом классе и — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола .

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам .

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить : (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными . То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения ) имеет личные окончания:

-у ( или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут ( или -ют) .

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения ):

у( или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат ( или -ят) .

Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м,

(мы) вид…м.

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения , его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- .

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения , суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им- .

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п. )

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть , искать — на -ать , нести — на -ти , беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило .

Ко второму спряжению относятся:

все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ , кроме трёх — брить , стелить, зиждиться ;

11 глаголов-исключений , которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —

7 глаголов на -ЕТЬ:

4 глагола на -АТЬ:

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить , стелить, зиждиться.

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь , например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения). Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим , летишь , летите , летит , летят ). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

(мы) се…м,

(они) кол…тся,

(ты) пил…шь,

(он) удерж…т.

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять . В инфинитиве глагол оканчивается на -ять , а значит, относится к первому спряжению . Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения :

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: се ем .

Кол…тся — колоть ся. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колют ся .

Пил…шь — пилить . Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения . Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь .

Удерж…т — удержать . Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит .

Разноспрягаемые глаголы.

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить . Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми .

Проанализируем формы глагола хотеть . В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь , хочет . А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим , хотите , хотят .

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим , бежишь , бежите , бежит , бегут . Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит ) , а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут ) .

Глаголы особого спряжения.

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим , едите , едят . А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание ), ешь (окончание -шь ), ест (окончание -ст ).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим , дадите ), и как глагол первого спряжения (дадут ). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть : дам (окончание ), дашь (окончание -шь ), даст (окончание -ст ).

Личные окончания глаголов зависят от спряжения:

I спряжение II спряжение
1. Глаголы не на -ИТЬ: работать , писать , бегать , играть , бороться , идти , грести , полоть, пренебрегать 1. Глаголы на -ИТЬ: строить , носить , учить , белить , будить , говорить
2. Глаголы брить , стелить , зиждиться 2. Глаголы: гнать , держать , смотреть , видеть, дышать , слышать , ненавидеть , обидеть , терпеть, зависеть , вертеть и все приставочные образования от этих глаголов: пригнать , отвертеть
Личные окончания глаголов настоящего времени I спряжения: -у /-ю; -ешь;-ет; -ем; -ете; -ут /-ют: стелет – стелют Личные окончания глаголов настоящего времени II спряжения: -у / -ю; -ишь; -ит; -им; - ите; - ат /-ят: клеит – клеят, слышит слышат.
Запомните: 1. Правописание личных окончаний у глаголов с приставкой ВЫ- проверяется бесприставочным вариантом: выспишься спишь ; высидят сидят . 2. Глаголы на -ЯТЬ относятся к I спряжению, поэтому не следует путать их с глаголами II спряжения на -ИТЬ: блеять , каяться , лелеять , надеяться , реять , сеять , таять , чаять , чуять . 3. В форме повелительного наклонения 2-го лица мн.ч. независимо от типа спряжения пишется окончание -ИТЕ: Смотрите ! Стелите ! 4. Следует различать безударные окончания форм будущего времени на -ЕТЕ и повелительного наклонения на -ИТЕ: Вы не вытрете пятно ? – Вытрите , пожалуйста , пятно . Вы сейчас прыгнете ? – Прыгните же наконец !

Суффиксы глаголов

Правило Примеры
1. Различение суффиксов -ова-/-ева-/-ыва-/-ива- зависит от формы настоящего времени: если суффикс исчезает, то пишется -ова-/-ева-, если суффикс сохраняется, то пишется -ыва-/-ива- Проповедовать – проповедую Настаивать – настаиваю
2. Глаголы с суффиксом -енеть непереходные, с суффиксом -енить – переходные Остолбенеть Леденить
Суффикса «-янить» в русском языке не существует!
3. В форме прошедшего времени глагола перед -л- сохраняется суффикс инфинитива Залая ть залая л , клеи ть клеи л
4. В глаголах с приставкой ОБЕЗ(С)- суффикс -И-, если глагол переходный. Если глаголнепереходный, то суффикс -Е- Пожар обезлесил местность. Рана обескровила солдата Местность обезлесела от пожара . Солдат обескровел от раны

Разноспрягаемые глаголы

Некоторые глаголы русского языка при образовании личных форм настоящего и прошедшего времени имеют особые соотношения основ. Это так называемые изолированные, или разноспрягаемые, глаголы: быть , бежать , дать , есть , ехать , зиждиться , зыбиться , идти , мяукать , надоесть , чтить , хотеть и приставочные образования от глаголов быть , дать , есть .



1. Разноспрягаемые глаголы хотеть , бежать , брезжить имеют окончания и I, и II спряжений: бежит бегут ; хочет хотят ; брезжит брезжут .

2. Глаголы быть , ехать и их приставочные варианты в формах наст. и прош. времени имеют разные основы: бы- / буд-; еха- / ед- (будет – ­ был ; едет ехал ).

3. Глагол идти , а также глаголы на -ЙТИ (найти , пройти ) имеют супплетивные основы на -Ш- (т.е. форма одного и того же слова образована от разных корней и основ): идёт , идут шёл , шла , шло , шли ; найдёт , найдут нашёл , нашла , нашло , нашли . Следует знать особенности в изменении глаголов клясть , реветь : кляну , клянёшь , клянут клял , кляла , кляли ; рев-у , рев-ёшь , рев-ут – но: реве-л, реве-ла , реве-ли (в корне чередование Е с нулём).

Суффиксы причастий

Необходимо различать суффиксы действительных и страдательных причастий, для этого важно знать, от каких глаголов они образованы. Причастия, обозначающие признак объекта, который сам производит действие, называются действительными, или активными. Такие причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения) и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения): ищут ищущий ; думают думающий ; смотрят смотрящий , держат держащий . А действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -ш-/-вш- от основ глаголов неопределённой формы: читать читавший , плыть плывший, нести – нёсший .

Причастия, которые обозначают признак объекта, который испытывает на себе действие другого объекта, называются страдательными, или пассивными. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ом-/-ем- (от глаголов I спряжения) и суффикса –им- (от глаголов II спряжения): исследуют исследуемый ; движут движимый . Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы глагола совершенного вида с помощью суффиксов -нн-/-т-/ённ-/-енн-: купить купленный ; вымыть вымытый ; унести унесённый ; написать написанный . Страдательные причастия прошедшего времени имеют краткие формы: забытый забыт , забыта , забыто , забыты . Страдательные причастия на -нн- в краткой форме пишутся с одной Н: Статья написана . Продукты куплены . При этом необходимо различать краткие причастия от кратких прилагательных на -НН-. Ср.: Девушка хорошо воспитан а в семье . Девушка тактична и воспитанн а .



Особую трудность представляет правописание гласных перед -НН- в причастиях: если причастие образовано от глаголов на -АТЬ/-ЯТЬ/-ЕТЬ/, то перед -НН- и перед -ВШ- сохраняется суффикс инфинитива: обвеша ть обвеша нный ; настоя ть настоя нный ; увиде ть увиде нный ; тая ть тая вший . В причастиях от глаголов на -ИТЬ буква И суффикса инфинитива меняется на Е: усили ть усиле нный ; нагрузи ть нагруже нный ; успокои ть – успокое нный ; склеи ть – склее нный . В причастиях от глаголов на -ЧЬ в суффиксе тоже пишется буква Е: стри чь стриже нный .

Запомните правописание некоторых причастий прошедшего времени, суффиксы которых не зависят от спряжения глагола.

Завешенные тюлем окна. Плохо навешенная дверь. Обвешенный покупатель. Развешенный на порции провиант. Свешенный на тросе груз. Увешенный на килограмм товар. Завешанная картинами гостиная. Навешанные в два ряда картины. Обвешанные оружием солдаты. Развешанное для просушки бельё. Свешанное продавцом мясо. Увешанные орденами ветераны.
Помешенный с вечера раствор. Перемешенная глина. Замешенное тесто. Смешенное тесто. Выкаченная из подвала бочка. Помешанный ложечкой чай. Перемешанные билеты на экзамене. Замешанный в преступлении человек. Смешанный лес. Смешанное число. Выкачанная из скважины нефть.
Выстрелить – выстреленный застрелить – застреленный пристрелить – пристреленный подстрелить – подстреленный прострелить – простреленный Настрелять – настрелянный обстрелять – обстрелянный отстрелять – отстрелянный перестрелять – перестрелянный пострелять – пострелянный пристрелять – пристрелянное ружьё расстрелять – расстрелянный

Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучить эту тему? Попробуем разобраться далее.

Глагол как часть речи

Прежде чем приступить изучению окончания необходимо разобраться в некоторых тонкостях.

Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно же,

Без него наш язык просто невозможно представить. Трудно бы нам пришлось, если бы вдруг исчезла эта часть речи. Даже описывая статичный предмет, мы все равно ее используем. В художественной литературе глаголы используют как действенное средство художественной образности и выразительности.

Например, олицетворение, оживляющее предметы, никогда не обходится без глагола. Сравним: Стрелка часов перемещается по кругу. Часы идут. В каком случае начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ног, но, тем не менее, именно на сходстве движения и построено олицетворение. Сюда же можно отнести примеры: река несется, ветер воет, гроза бушует .

Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное ощущение.

Спряжение- это…

Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.

Почти каждая часть речи по-своему умеет изменяться. Существительные, к примеру, - по падежам и числам. Прилагательные же, помимо этого, еще меняются и по родам. Как же обстоит дело с глаголом? Его можно менять по лицам, а также числам. Именно это и называется спряжением. Каждое из них имеет свой набор Зачастую их путают между собой. А мы выясним, как качественно запомнить эти нюансы и больше не совершать письменных и устных ошибок.

Стоит напомнить еще одно важное правило, к которому относится спряжение глаголов. 1, 2, 3 - бывает только склонение! А спряжений у глагола всего два. О них и поговорим подробнее.

1 спряжение

Самое большое количество вопросов в курсе изучения частей речи вызывают окончания спряжений глаголов. Определять их следует по инфинитиву. К первому принято относить такие, которые в начальной форме оканчиваются на -оть (пороть), -ать (ломать), -еть (болеть), -ять(гулять) и другие.

Но, как в любом правиле, существуют глаголы-исключения 1 2 спряжения.

Так, к первому также относят еще два слова, оканчивающиеся на -ить: брить и стелить . Это объясняется историческими изменениями этих форм.

Как мы будем определять спряжение? Очень просто: ставим слово в начальную форму. Она отвечает на вопрос «что делать?».

Например: Учащиеся делают уроки. Глагол делают приводим к начальной форме - делать. Смотрим, на что он заканчивается. В данном случае, это -ать . Соответственно, такое слово мы отнесем к первому спряжению.

2 спряжение

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.

Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на -ить: говорить, строить, приходить. Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить, а также стелить .

В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.

Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства). Также сюда отнесем четыре слова на -ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню) .

Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.

Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.

Пример: Младенец очень зависит от матери.

Глагол зависит ставим в начальную форму - зависеть . Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть , а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.

Еще один пример: Рабочие строят новый дом.

В начальной форме глагол строить оканчивается на -ить . Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.

Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.

С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.

Изменение по лицам

Теперь мы знаем, Личные окончания глаголов - следующий этап, который необходимо изучить.

Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет способность изменяться по лицам.

Напомним: что для того, чтобы определить, к 1-му, 2-му или 3-му лицу относится глагол, необходимо подставлять к нему соответствующие местоимения.

К первому лицу слово я (ед.ч.) или мы (мн.ч.): спрашиваю, пишем.

Ко второму нужно подставить ты (ед.ч.) или вы (мн.ч.): говоришь, посмотрите.

К третьему же - он(оно или она) либо они (мн.ч.).: светит, думают.

Те окончания, которые получились в результате такого и называют личными.

Спряжение глаголов по ударному окончанию

Далеко не во всех случаях мы будем сомневаться, как правильно писать заданное нам слово. Если в глаголе ударение падает на окончание, мы, не раздумывая, употребим его верно.

Например: говорЯт, летЯт, придЕшь.

В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает никаких трудностей.

Будьте осторожны, если слово стоит в инфинитиве. Иногда ударение может только ввести в заблуждение. Например, глагол «жить». Он оканчивается на -ить , которое является ударным. Но при этом в личной форме во мн.числе слово имеет окончание -ут (живут). А это означает, что его нужно отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово находится только в личной форме.

Сложные случаи

А что делать, когда окончание является безударным? На такой случай существует специальный набор личных окончаний, по которым мы и узнаем о спряжении.

У первого спряжения в един.числе всегда присутствует буква «е»: стараЕшься, исчезаЕшь, болтаЕшь. Во множественном всегда окончания либо -ут , либо -ют : борЮТся, покажУТся.

Их трудно определить в безударной позиции, но в таком случае придет на помощь инфинитив.

2 спряжения отличаются: в единственном мы напишем букву «и»: зависИт, гонИт . Во множественном необходимо употреблять окончания -ат или -ят : строЯТ, держАТ.

Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности на письме. По этой причине необходимо ставить слово в начальную форму и по ней определять, к 1 или 2 спр. оно относится.

Вывод

Нам удалось справиться с трудной задачей и указать на тонкости определения окончаний у глаголов. Не торопитесь, когда какое-либо слово вызывает у вас трудности. Вспомните, что в инфинитиве 1 спр.имеет концовку -оть, -еть, -ять и др., а во втором только -ить . К этому правилу еще прибавьте немаленький список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.

Личные окончания просто выучите, это совсем несложно. Тогда вы не будете испытывать проблем в их правописании. В случае затруднений вы всегда сможете обратиться к нашей статье, чтобы освежить свои знания по этому вопросу.



Статьи по теме: