Кукушка ненецкая народная сказка

Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка)

Цели и задачи урока:

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их;

Формирование умения понять внутреннее состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растений и животных, занятиях людей в тундре, об особенностЯх кукушки;

Развивать умение рассказывать сказку от лица определённого персонажа;

Развитие любви к своей матери.

Ход урока.

1.Орг. Момент:

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

На уроке сказки внимательно слушаем,

Их запоминаем, выразительно читаем,

Ни минутки зря не теряем!

2. Фонетическая зарядка, элементы занимательного чтения.

Слайд:

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки -лукошко.

В каждом лукошке-кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Прочитайте шёпотом и медленно.

Прочитайте с интонацией удивления.

Прочитайте с вопросительной интонацией.

3.Работа в парах:

У вас на партах лежат карточки.

Посовещайтесь и найдите в названиях русских народных сказок ошибки и исправьте их.

    Баба Бяка……………………

    Жар-Муха………………….

    Змей Равниныч………….

    Елена Некрасивая……………..

    Курочка бела…………………….

    Сивка-Мурка……………………….

    Царевна жаба……………………..

    Кощей Бесстрашный…………………..

4.Постановка проблемного вопроса.

Ребята, вы любите сказки?

Почему все дети любят сказки?

Сказки каких народов вы читали?

Пусть эпиграфом сегодняшнего урока будут слова Гастона Левиса: слайд

Любой народ, велик ли он числом, мал ли, всегда талантлив, и о величии его мы в конечном счёте судим по духовным ценностям, накопленным им на протяжении веков

-- кто из вас знает что такое духовные ценности? Я думаю, что к концу урока вы сами сможете дать ответ на этот вопрос.

5.Организация восприятия и усвоения уч-ся нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать главу «Сказки народов России».

У нас в гостях ненецкая народная сказка «Кукушка». Страница 59

словарная работа: чум (слайд)

малица (слайд)

тундра (слайд)- а теперь послушайте небольшое сообщение о тундре. Которое приготовила для вас Пугачёва Лера.

Ненецкий народ, проживающий в тундре, сочинил сказку «кукушка».

Как вы думаете, о чём эта сказка?

6.Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

- правильные были ли ваши предположения?

--докажите, что это сказка

6 чтение сказки учащимися.

7. Первичная проверка понимания сказки.

Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Прочитайте .

Какими были дети: слайд:

Беззаботными

Легкомысленными

Безжалостными?

Объясните своё мнение. Подтвердите словами из текста .

Могли ли дети помочь маме?

А хотели ли помочь?

Как вы думаете. Что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

Что говорится о кукушке-матери в сказке? Прочитайте.

Что знаете об этой птице? Слайд КУКУШКА

8. Обобщение и систематизация знаний полученных на уроке.

Может ли такая история быть на самом деле?

Что волшебного в этой сказке?

Что общего в русской и ненецкой народных сказок?

Будут ли счастливы дети, которые не помогали маме, не уважали старших?

Какие праздники знаете, когда особенно чтят женщин?

Я надеюсь, что в нашем классе только хорошие дочери и сыновья.

9.Итог урока:

В начале урока я вам задавала вопрос о духовной ценности, кто же понял. Что это такое?

Доброта, справедливость, любовь к ближним

9 Рифлексия.

-- выбери пословицу, которая передаёт твоё отношение к маме.

При солнышке тепло, при матери добро.

Кто свою мать уважает. тот и чужую не обижает.

Всё на свете найдёшь, кроме отца и матери.

-- прочитайте ту карточку, которую выбрали вы.

Кто может объяснить. Почему вы выбрали все три карточки?

В каждой из них упоминаются духовные ценности, о которых говорилось в эпиграфе на уроке.

Дом. Задание стр.60, задание 5.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с ненецкой народной сказкой, углубить представление о сказке, как о жанре;
  • формировать навыки чтения, умений самостоятельно работать с текстом;
  • обогатить словарный запас;
  • воспитать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.

Технология: критическое мышление

ХОД УРОКА

I. Побуждение

1) Оргмомент

2) Опрос домашнего задания

– Ребята сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации, что вы на них видите? (Проявление любви человека, птицы и зверю к своему дитя) (Слайд 1)
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим птенцам и детенышам?
– Как вы и ваши родители проявляют свою любовь?
– А какие проблемы существуют в настоящее время в отношениях родителей и детей?

(Просмотр видеоролика) (Слайд 2)

II. Осмысление

– Такая ситуация распространена почти во всем мире, немало можно прочесть об этом и в художественных произведениях, газетных статьях. И сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, где освещена эта проблема.

Словарная работа

ненцы – жители севера;
чум – жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы – обувь
малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами (Слайды 3, 4)

Чтение сказки учителем, показ иллюстраций (Слайды 5, 6)

– Почему мать превратилась в кукушку?
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
– Какой урок мы должны извлечь из сказки “Кукушка”?
– Какому виду относится сказка?
– Какая из пословиц соответствует сказке?

  • Родни много, а мать одна
  • Отец – гора, мать – у подножия горы родник.
  • Детки – радость, детки и горе (Слайд 7)

(Рассуждения детей)

III. Рефлексия

– Ребята, а сейчас напишите письмо любому из героев нашего урока. Напомню, письма бывают благодарственные, письма-уведомления, просьбы, претензии.
– И в заключение нашего урока предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы» (Слайд 8)

Домашнее задание: Сравнить ненецкую сказку «Кукушка» с татарской сказкой «Три сестры» и В.Сухомлинского «Семь дочерей» (Слайд 9)

Презентация содержит 31 слайд. Разработана к уроку литературного чтения для изучения ненецкой народной сказки "Кукушка". Данный урок проведён во 2 классе. УМК "Планета Знаний"

Презентация может быть использована при изучении сказки и при работе по другим УМК.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения (ненецкая народная сказка) "Кукушка"»

Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).


Мы на уроке не молчим,

Но не шумим и не кричим.

Учитель спросит, надо встать,

Когда он сесть позволит, сядь.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

На уроке не хихикай,

Стул туда - сюда не двигай,

Педагога уважай

И соседу не мешай.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА

МА - МА -МА, МО - МО -МО, МЫ -МЫ- МЫ ,

МИ - МИ - МИ , МУ -МУ-МУ, МЭ - МЭ -МЭ

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА








Тундра –

это холодные северные безлесные пространства.

Безлесные, потому что там постоянно холодно,

дуют сильные ветры и вечная мерзлота.


Коренные жители Севера

– это ханты, манси,

ненцы , чукчи, якуты .


Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.




ТЕМА УРОКА: «КУКУШКА» (ненецкая народная сказка)


ЦЕЛИ:

  • проанализировать сказку;


Чум –

палатка из оленьих шкур


Пимы – обувь

из оленьего мех

Малица –

верхняя одежда


«Кукушка» ненецкая народная сказка


1. Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей?

  • - мать хотела птицею долететь до воды;
  • - матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
  • - мать не любила своих детей.

2. Как вы думаете, отчего заболела мама?

  • - от тяжелой работы;
  • - от старости;
  • - простудилась.

3. Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой?

  • удивились;
  • - испугались;
  • - обрадовались.

4. Какими были дети?

  • -беззаботными, бесчувственными, ленивыми, неблагодарными;
  • - добрыми, заботливыми;
  • - злыми, глупыми.

5. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

  • - Радость, счастье;
  • - Сожаление, страх;
  • - Им было весело бежать за птицей.

6. Что поняли дети?

  • ничего не поняли;
  • - маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться;
  • - мама неизвестно почему превратилась в кукушку и улетела.


ЦЕЛИ:

  • познакомиться со сказкой «Кукушка»;
  • проанализировать сказку;
  • определить – чему учит эта сказка.

Мы познакомились со сказкой....

Она заставила нас задуматься о....


Домашнее задание

  • Подготовить пересказ сказки.

Мальчикам от имени детей.

Можно начать так: «Мы весело играли, мама в это время...».

Девочкам от лица матери : «Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы...»


Цели и задачи урока:

– развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их;
– формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки;
– развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа;
– воспитание любви к своей матери.

Оборудование: учебник Э. Кац Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка организации рабочих мест.

II. Речевая гимнастика. (Слайд 1, Приложение1 )

а) Дыхательные упражнения:
вдох (через нос) – выдох (через рот) (без звука);
вдох (через нос) – выдох (через рот) (без звука порциями);
вдох (через нос) – выдох (через рот) (со звуком);
вдох (через нос) – выдох (через рот) (со звуком порциями);
ха-хи-хе-хо-хэ-хы –произносить на выдохе воздуха, не останавливаясь.

б) Чтение слогов по таблице (наращивание слогов со стечением согласных):

ре ра,
тре дра,
стре здра,
ветре вздра.

в) Работа с чистоговорками.

Жа-жа-жа – эта чашка для ежа
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.

Волки рыщут, пищу ищут. (Слайд 2)

III. Повторение изученного.

Игра “Угадай”.

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру ``Угадай". По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “Рассердилась белочка, махнула своим пушистым хвостом, повела ушками - кисточками.” (“Три дочери” – татарская народная сказка.)
д) “За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет эту воду ковшом вычерпать – тот с водой, а остальным двум семьям воды не доставалось” (“Врозь плохо, вместе – хорошо” – мордовская сказка.)
е) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)

Инсценировка сказки “Каша из топора”.

– Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки “Каша из топора”.

(Участвуют 3 учащихся.)

Ведущий.

На побывку шёл солдат,
Сильно притомился
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.

Солдат.

Здравствуй, бабушка, нельзя ли
У тебя заночевать.

Старуха.

Заходи, служивый, ладно,
Приготовлю я кровать.

Солдат (заходя в комнату).

А ещё хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
Не найдется ли солдату
Что-нибудь перекусить?

Старуха.

Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего

Ведущий.

Подошел солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.

Солдат.

Слышь, бабуля! Нам негоже
Быть голодным до утра.
Я смогу сварить нам кашу
Из простого топора.

Старуха. Разве сможешь?

Солдат.

Ну, конечно!
Побыстрей котел тащи!
Положу топор в котел я,
Разведу огонь в печи.

(Кладёт топор в котел, разводит огонь, сидит, помешивая ложкой, пробует.)

Старуха. Вкусно?

Солдат.

Очень!
Только соли
Нет совсем...

Старуха.

Так вот же соль!
Посоли, служивый, вволю
И попробовать изволь.

Солдат (солит, пробует, хвалит).

Скоро будет уж готова.
Ну и каша! Ну вкусна!
Не мешало бы добавить
Только горсточку пшена.

Старуха.

Погоди, солдат, минутку,
Принесу пшено сейчас. (Идёт в другую комнату и возвращается с мешочком пшена.)
Как считаешь, хватит столько?

Солдат.

Хватит! Будет в самый раз.

(Добавляет в котел пшено, пробует...)

Ох, как каша хороша,
Всем на удивление.
Ложку б маслица сюда,
Было б объеденье!

Старуха .

Вот, солдат, горшочек с маслом, (подает солдату горшок с маслом)
Сколько нужно, добавляй.

Солдат (добавляет масло, помешивает).

Всё! Уже готова каша.
Чашку с ложкой доставай.

(Старуха достает миску с двумя ложками, садятся вдвоем за стол, начинают есть кашу.)

Старуха.

Ах да каша! Как вкусна!
Как навариста она.
Я не думала, однако
Знать, солдатик, я стара,
Что сварить возможно кашу
Из простого топора.

IV. Сообщение темы урока.

– Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадку

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

– Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.

Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 5–17)

Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.

Работа со словарём. (Слайды 18,19,20)

Чум – палатка, крытая шкурами.

Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Сообщения учащихся о кукушке. (Слайды 21, 22, 23, 24)

– Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей.)

1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.

2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

3-й ученик . Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конные лета.

4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.

5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

VI. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись. (Приложение 3)

(Слайды 25, 26, 27, 28) Обмен впечатлениями.

VII. Физкультминутка-танец под детскую песню “Кукушка”.

Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,

В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,

Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.

(Приложение 4)

VIII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию. (Слайд 29)

– Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите. (Стр. 22 №1 рабочая тетрадь № 1 Э. Кац “Литературное чтение”.)
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 30)

– В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”

Чему учит нас эта сказка?

– Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?

Оценка настроения учащихся при помощи смайликов.

XI. Оценивание.

XII. Домашнее задание. (Слайд 31)

Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«КУКУШКА» Ненецкая народная сказка

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

О т жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: - Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов. Другой говорит: - Я без шапки. Третий говорит: - Я без одежи. А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают. Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама! Отвечает мать издали: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с бытом и традициями ненецкого народа

Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа...



Статьи по теме: