Когда правил василий шуйский. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Василий IV Иванович Шуйский известен в российской истории как правящий с 1606 по 1610 год царь. Правитель происходил из княжеского рода Шуйских и был последним потомком Рюриковичей на российском престоле. В 1552 году в княжеской семье Ивана Андреевича и Анны Федоровны Шуйских родился сын Василий. Мальчик не был единственным ребенком, будущий правитель рос вместе с братьями – Андреем, Дмитрием и Иваном. О детстве и юности князя известно мало.

В молодом возрасте Василий IV стал интересоваться политикой. Шуйский вступает в Московскую судную палату, позже добивается повышения на службе. Василия Ивановича нарекли боярином. Князь принимал участие в военных походах, однажды даже был отправлен в ссылку по требованию семьи Годуновых.

Начало правления

Правление Василия Шуйского начиналось непросто. Известно, что политическая карьера Василия IV началась в то время, когда на престоле находился . В это время объявился якобы чудом спасшийся царевич Дмитрий, будущий царь . Шуйскому это оказалось не по душе, поэтому боярин начал плести интриги против возможного будущего правителя. Вскоре Борис Годунов умирает, а на престол восходит ненавистный Василию IV человек.


Василий IV хранит ненависть внутри себя и готовит план по свержению лже-царя. Пока же помогает править, поддерживает начинания Лжедмитрия. Дважды боярин пытался свергнуть правителя. В первый раз заговор раскрыли, после чего будущего царя приговорили к смерти. Но милостивый лже-государь сжалился над Василием и вернул того на службу.

Второй заговор оказался удачным. В 1606 году Лжедмитрия I убили. Бояре незамедлительно возвели на престол Василия Шуйского. Взамен новый царь обещал Боярской думе передачу части своих полномочий.

Внутренняя политика

Годы правления Василия Шуйского стали частью российской истории, которую называют Смутным временем. Против власти плелись заговоры, а натиск европейских государств мешал налаживанию внутренних отношений. Несмотря на это, Василию IV удалось внести ряд изменений в жизнь российского государства.


Внутренняя политика Шуйского началась с внедрения методов укрепления власти. Царь подписывает крестоцеловальную запись. Документ существенно ограничивал возможности князя, но таковым было желание бояр, выбравшего Василия IV правителем. Для улучшения настроений среди дворян, ради завоевания их расположения Василий IV вводит 10-летний сыск крестьян. Но даже это не помогло удержать бояр на стороне правящей власти после прихода Лжедмитрия I.


Шуйский занялся укреплением войска. Особое внимание правитель уделил дисциплине внутри войск. Основные правила указал в воинском уставе. Пример Василий IV брал с немцев. В пособии прописали правила поведения солдат, руководителей. Народное недовольство постепенно набирало обороты, несмотря на попытки правительства усмирить подданных. В разных частях страны постоянно возникали волнения. Шуйский видел единственно правильное решение проблемы в закрепощении крестьян.

Внешняя политика

Василий Шуйский обладал аристократическим происхождением. Став царем, Василий IV старался угодить боярам, которые желали заключить союз с поляками. Первостепенной задачей во внешней политике для Шуйского стало сближение с Речью Посполитой. Но дипломатические переговоры с польскими правителями не принесли ожидаемого результата.

Восстания, организованные И. Болотниковым, только мешали установлению мира с поляками, так как Лжедмитрий вместе с недовольными гражданами захватил в плен граждан Речи Посполитой. Польша и Москва находились на грани военных действий. Поляки настоятельно рекомендовали русским властям вернуть пойманных иностранцев.


Но власть в лице Василия Шуйского предпочла избрать иной путь – сближение со шведами. Шведский правитель Карл IX оказывал давление на русского царя. Европеец слал грамоты, в которых сообщал о скором нападении на Речь Посполитую, призывал москвичей присоединиться. Во второй грамоте швед заявлял о планах по свержению Шуйского. Организаторами мятежей оказались поляки.

События разворачивались для Василия IV невыгодным образом. С одной стороны – возможный «крестовый поход» на страну Карла IX, с другой – странные отношения с поляками. Шуйский старался избегать прямых ответов на заданные шведской стороной вопросы. Отделывался общими фразами, вроде «нарушения мира не будет, но и подтвердить мир со Швецией не может».


На русского царя продолжали давить иностранные правители. Одним требовались земли и возможность осуществлять торговлю на территории России, другие хотели вернуть Мнишека и задержанных поляков. В итоге Шуйский достиг мира с Речью Посполитой. Но царь понимал, что заключенное соглашение может в любой момент быть нарушено.

Сомнения русского правителя подтвердились позже, когда у поляков пришли к власти люди, противящиеся союзу с Москвой. Историки считают, что поляки способствовали разжиганию междоусобных войн внутри страны, появлению Лжедмитрия II. Давление Польша оказывала на казаков, которых видела разрушителями правительственного устоя в России.


Правление Василия Шуйского оказалось неспокойным. Мнишек и Лжедмитрий II воспротивились действующей власти. Поляки, тем временем, заняли Тушино и выступили против Москвы. У русского царя не было возможности противостоять в одиночку надвигающейся угрозе, поэтому Василий IV сближается со шведами. Шведский король по-прежнему желает расширения влияния в русских землях. В обмен на сотрудничество Швеции должны отойти Кола, Ивангород, Корела. История сохранила письма, направленные Карлом IX комиссарам:

«Настал такой удобный случай воспользоваться смутами России для территориального обогащения шведской короны, что упускать его невозможно; это значило бы сделать политическую оплошность, от которой не оправдаться ни перед богом, ни перед людьми».

Интервенция в таких условиях становилась все реальнее. Помимо борьбы со шведами Василию Шуйскому приходилось противостоять тушинцам. Царь испытывал необходимость в дополнительных военнослужащих, но получить помощь можно было только в Орде. Татары освободили для Василия IV Оскол и Ливен.


Новые денежные переводы ордынцам сделали дело: татары напали на Лжедмитрия II в Боровском уезде. Несмотря на регулярные пополнения ордынской казны за счет московской, положительного результата от сотрудничества с ордынцами Василий Шуйский не получил. Ордынцы решили, что денег от Москвы слишком мало, и начали грабить простой народ.

Князь всячески пытался отстоять столицу и российское государство. Царствование Шуйского не принесло видимых изменений во внешней политике. Шведы старались заполучить русские земли, ордынцы грабили народ, поляки вместе с Лжедмитрием II организовывали заговоры против Василия IV.

Свержение

В 1609 году отношения с поляками испортились окончательно. Об этом свидетельствовало то, что польско-литовский король Сигизмунд III осадил Смоленск. Собственными силами московский царь смог освободить большую часть российских земель от захватчиков. Несмотря на это, Василий Шуйский не пользовался популярностью в народе, современники считали его незаконным правителем.


Желание свержения царя росло. Уверенности горожанам добавила смерть полководца Скопина-Шуйского. Поднялось восстание, позволившее убрать с престола правителя. Василия IV заставили произнести монашеские обеты и подвергли постригу в монахи.

Личная жизнь

В биографии Василия Шуйского описано два брака. Первый союз не дал наследников. Желания вновь жениться у царя не появилось, поэтому после смерти жены правитель продолжительное время ходил холостяком. Второй супругой царя стала дочь князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского Мария.


Любви между мужем и женой не было, так как брак требовался для продолжения династии. На союзе настоял царь Борис, который не хотел передавать престол посторонним людям. Супружество принесло правителю двух дочерей, которые скончались в юном возрасте. В «Бельском летописце» сказано:

«У царя Василья Ивановича всея Руси детей было только две дочери, и те во младенчестве преставились; тако зовомы суть Настасья и Анна».

Смерть

Шуйский после свержения оказался в руках польского гетмана. Экс-царя вместе с братьями привозят в Смоленск, после переправляют в Речь Посполитую и представляют королю Сигизмунду. У князей не было другого выбора, как принести присягу польскому правителю.


Во время заключения в Гостынинском замке экс-государь умирает. Спустя несколько дней известили о кончине брата Дмитрия. Только Ивану Шуйскому удалось вернуться в родные земли. Десятилетиями позже останки Василия перевозят по требованию Михаила Федоровича в Архангельский собор Московского Кремля.

Традиционная характеристика Василия Шуйского, как «лукавого боярина» постепенно уходит в прошлое. Годы его царствования совпали с одним из самых драматичных эпизодов в истории России – Смутой. Потрясения государства отозвались личной трагедией последнего из Рюриковичей.

Портрет

В глазах историков и драматургов Василий Иванович Шуйский зачастую предстает фигурой лишенной привлекательности. «Более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся», – таким видит царя историк Василий Ключевский.

Александр Сергеевич Пушкин хоть и отдает должное смелости и силе характера Шуйского, но признает, что свои лучшие качества царедворец сохраняет не при жизни, а при падении. Поэту вторит Николай Карамзин: «пал с величием в развалинах Государства».

Современники также не жаловали Василия Шуйского хорошими эпитетами, называя боярина то Шубником, то Шубиным, намекая на поддержку, оказанную им торговым и посадским людям при вхождении во власть.

Князь Иван Катырев-Ростовский находит в Шуйском и привлекательные черты, отмечая, что тот «книжному поучению доволен и в рассужении ума зело смыслен». В характеристике молодого Шуйского английский посол Джильс Флетчер называл его наиболее умным среди других представителей рода.

Изворотливость и неуемная жажда власти Шуйского – это скорее штамп, утвердившийся в историографии «романовского времени». Именно карикатурный портрет последнего царя-Рюриковича лучше всего контрастировал с началом новой династической эпохи. Образ реального Шуйского гораздо более сложный и в тоже время трагичный – созвучный беспокойному времени, в котором правил царь.

Род

По знатности род Шуйских, чьей вотчиной были суздальские земли, всегда уступал предкам Ивана Калиты, утвердившимся на московском княжении. Тем не менее, в Австрии и Польше именно Шуйских называли «принцами крови». И неспроста. Ведь Шуйские имели первоочередное право на московский стол: их род, по одной из версий, вел свое начало от третьего сына Александра Невского – Андрея, в то время как московские князья пошли от четвертого сына – Даниила.

По другой версии родословная Шуйских восходит к младшему брату Александра Невского – Андрею Ярославичу, что также давало им формальное право на главенство среди Рюриковичей. В 1249 году именно Андрей, а не Александр получил ярлык на великое княжение Владимирское.

Непосредственным основателем рода Шуйских стал Юрий Васильевич, которому в удел досталась часть Суздальского княжества – городок Шуя с окрестностями. С тех пор две ветви Рюриковичей – Шуйские и Даниловичи вели скрытую войну за лидерство. Шуйские, конечно, получали богатейшие кормления и пожалования, но им этого было мало.

Во времена молодого Ивана IV боярину Андрею Шуйскому – деду Василия Шуйского удалось на время фактически оказаться на вершине власти, соблазнов которой он не выдержал. За что и поплатился, став первой жертвой Грозного.

Между опалой и милостью

Через издержки межкланового соперничества пришлось пройти и Василию Шуйскому. Не только с Даниловичами, но и с другими боярскими родами – Бельскими, Мстиславскими, Годуновыми и Романовыми. При Федоре Иоановиче Шуйский возглавлял московский Судный приказ, что добавляло ему влияния в среде служилого дворянства. Годуновы и Романовы сделали все, чтобы Шуйский лишился столь важного поста. Весной 1585 года неугодного боярина отправляют на воеводство в Смоленск.

Смоленская ссылка оказалась лишь преамбулой к противостоянию Шуйских-Годуновых. В 1586 году обвиненные в сношениях с Литвой Шуйские подвергаются гонению. Василия ссылают в Галич, а его старший брат Андрей, один из самых ярких представителей династии, при загадочных обстоятельствах погибает. Здесь не обошлось без Бориса Годунова – уверены историки.

Впрочем, все еще влиятельный Василий Шуйский оказался выгоден Годунову: ссылка внезапно отменяется и опальный боярин возвращается в Москву для расследования смерти царевича Димитрия. Но здесь вероятно была и другая причина – противостояние Годуновых с набиравшими политический вес Романовыми. Василий Шуйский виделся шурину царя выгодным союзником.

В годы царствования Бориса Годунова Шуйский пребывал в тени монарха, вынужденно умерял амбиции и ждал своего часа. Он его дождался в не очень подходящее время, когда многие русские города охватили голод и череда народных волнений. Но главным потрясением для государства был приход Лжедмитрия I.

Когда Лжедмитрий занял московский трон, он не забыл про Шуйского, убеждавшего народ в неистинности «законного наследника». Именно Шуйский вел в свое время следствие смерти царевича Дмитрия в Угличе, и ему-то не знать, что последний сын Иоанна IV погиб. Боярин был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой. Снова месяцы неизвестности, прощение и внезапное возвращение ко двору. Но теперь Шуйский знал, что может действовать: положение «природного царя» к тому времени заметно пошатнулось.

Царствование

Как отмечает историк Вячеслав Козляков, Шуйский умел вовремя сказать то, что от него ждали. Сказать и сделать. Боярину оставалось только подтолкнуть массы к свержению самозванца. Но он не пустил процесс на самотек и проявил расчетливость: обезопасил Марину Мнишек и послов Речи Посполитой от разъяренной толпы во избежание конфликта с опасным соседом.

Дальше главный заговорщик делает еще один важный шаг – вносит предложение о канонизации царевича Дмитрия и перенесении его останков из Углича в Москву. Этим он решает три задачи: компрометирует пусть уже и почившего Годунова, пытается покончить со слухами о якобы спасенном царевиче, но главное – готовит почву для восшествия на престол. Митрополит Филарет сначала должен был участвовать в перезахоронении останков царевича, а затем после возведения в сан патриарха венчать Шуйского на царство.

Уже в самом начале своего царствования Шуйский дает не характерную для предыдущих монархов присягу. В «крестоцеловальной записи» новоиспеченного царя четко закрепляется защита представителя любого сословия от произвола, и гарантируется законное судебное разбирательство. Царь также обещал покончить с доносами: за лжесвидетельство смертная казнь теперь уже грозила самим доносчикам.

«Указ о добровольных холопах», который появился 7 марта 1607 года, был продиктован голодными и смутными временами. Так, холопам, попавшим по каким-либо причинам в кабальную зависимость, предоставлялось право покинуть своего хозяина, избавляясь от посадского или крестьянского тягла.

А вот «Уложение», которое увидело свет двумя днями позже, уже навсегда закрепляло крестьян за своими владельцами. Автор «Очерков по истории Смуты в Московском государстве» С. Ф. Платонов отмечал, что «царь Василий желал укрепить на месте и подвергнуть регистрации и надзору тот общественный слой, который производил смуту и искал перемен».

Не оставил царь без внимания и Церковь. Многим монастырям были возвращены владения и льготы, потерянные во время правления Ивана Грозного. Но здесь конечно усматривается стремления Шуйского отблагодарить «священный чин» за поддержку действующей власти.

Завершение династии

Василий Шуйский вернул на престол Рюриковичей в один из самых кризисных периодов русского общества. Если Годунов принял в целом стабильную и благополучную державу, в которой только зрели зачатки великой смуты, то Шуйскому досталось наследство, поставившее под сомнение само понятие «русского государства». Голод, внутренние и внешние распри, наконец, эпидемия самозванства, охватившая Русь на заре семнадцатого века – в таких условиях мало кто мог сохранить здравый рассудок и политическую волю.

Шуйский делал все, что мог. Пытался кодифицировать право, закрепить положение холопов и крестьян. Но его уступки в сложной ситуации были сродни слабости.

Царь смотрел в прошлое. Его старания подчинить Боярскую думу были обречены: все изменилось, и в новых условиях не только она решала, кому править, а кого низвергнуть. Попытки реформировать отживающую систему обернулись ударами народных восстаний и польско-литовской интервенцией.

С историческим вызовом Шуйский не справился. Его смерть вдали от Родины символизировала крах старой Руси – государства Рюриковичей. Но, что примечательно, и возрождение Русского государства пришло с земель служивших оплотом власти Шуйского – Рязани и Нижнего Новгорода. Именно здесь началось земское движение, которое в итоге привело к освобождению Москвы от узурпировавшего русский трон Сигизмунда III.

Взошедшие на престол Романовы не забыли про свергнутого царя. В 1635 году по инициативе Михаила Федоровича останки Василия Шуйского были перевезены из Польши и перезахоронены в Архангельском соборе Московского Кремля.

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И ГОДУНОВ

Василию, при вступлении на престол, было уже за пятьдесят лет. Молодость свою провел он при Грозном и решительно ничем не выказал себя. Когда родственники его играли важную роль в государстве, Василий оставался в тени. Опала, постигшая его родного брата Андрея, миновала Василия. Борис не боялся его, вероятно, считая его ничтожным по уму и притом всегдашним угодником силы; говорят, однако, Борис запрещал ему жениться, как и Мстиславскому. Василий все терпел и повиновался беспрекословно. Посланный на следствие по поводу убийства Димитрия, Василий исполнил это следствие так, как нужно было Борису и как, вероятно, ожидал того Борис. Явился Димитрий. Борис послал против него Шуйского, и Василий верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых в Москве, Василий выходил на площадь, уговаривал народ оставаться в верности Годуновым, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Но когда после того воззвание, прочитанное Пушкиным с лобного места, взволновало народ до того, что можно было ясно видеть непрочность Годуновых, Шуйский, призванный решить вопрос о подлинности Димитрия, решил его в пользу претендента и окончательно погубил несчастное семейство Годуновых.

ИЗБРАНИЕ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

Все знали, видели, чего хотел Шуйский: никто не дерзал явно противиться его желанию; однако ж многие мыслили и говорили, что без Великой Земской думы нельзя приступить к делу столь важному; что должно собрать в Москве чины Государственные из всех областей Российских, как было при избрании Годунова, и с ними решить, кому отдать Царство. Сие мнение было основательно и справедливо: вероятно, что и вся Россия избрала бы Шуйского; но он не имел терпения и друзья его возражали, что время дорого; что Правительство без Царя как без души, а столица в смятении; что надобно предупредить и всеобщее смятение России Немедленным вручением скипетра достойнейшему из Вельмож; что где Москва, там и Государство: что нет нужды в Совете, когда все глаза обращены на одного, когда у всех на языке одно имя... Сим именем огласилась вдруг и Дума и Красная площадь. Не все избирали, но никто не отвергал избираемого – и 19 Маия, во втором часу дня, звук литавр, труб и колоколов возвестил нового Монарха столице. Бояре и знатнейшее Дворянство вывели Князя Василия Шуйского из Кремля на лобное место, где люди воинские и граждане, гости и купцы, особенно к нему усердные, приветствовали его уже как отца России... там, где еще недавно лежала голова Шуйского на плахе и где в сей час лежало окровавленное тело расстригино! Подобно Годунову изъявляя скромность, он хотел, чтобы Синклит и Духовенство прежде всего избрали Архипастыря для Церкви, на место лжесвятителя Игнатия. Толпы восклицали: "Государь нужнее Патриарха для отечества!" и проводили Шуйского в храм Успения, в коем Митрополиты и Епископы ожидали и благословили его на Царство. Все сделалось так скоро и спешно, что не только Россияне иных областей, но и многие именитые Москвитяне не участвовали в сем избрании – обстоятельство несчастное: ибо оно служило предлогом для измен и смятений, которые ожидали Шуйского на престоле, к новому стыду и бедствию отечества!

Карамзин Н.М. История государства Российского. T. 11. Глава IV http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar11_04.htm

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ШУЙСКОГО

Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: "Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны. Да и доводов ложных мне, великому государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко и ставить с очей на очи, чтобы в том православное христианство невинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую взвел напрасно. На том на всем, что в сей записи писано, я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судить истинным, праведным судом и без вины ни на кого опалы своей не класть, и недругам никого в неправде не подавать, и от всякого насильства оберегать". Летописец рассказывает, что как скоро Шуйский был провозглашен царем, то пошел в Успенский собор и начал говорить, чего искони веков в Московском государстве не важивалось: "Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору, и если отец виновен, то над сыном ничего не делать, а если сын виновен, то отцу ничего дурного не делать, а которая была мне грубость при царе Борисе, то никому за нее мстить не буду". Бояре и всякие люди, продолжает летописец, ему говорили, чтоб он на том креста не целовал, потому что в Московском государстве того не повелось, но он никого не послушал и целовал крест.

НИЗЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

[…] 17 июля Захар Ляпунов собрал сходку дворян и детей боярских за Арбатскими воротами и сказал: «Наше государство доходит до конечного разорения. Там поляки и Литва, тут калужский вор, а царя Василия не любят. Он не по правде сел на престол и несчастен на царстве. Будем бить ему челом, чтобы он оставил престол, а калужским людям пошлем сказать, пусть они своего вора выдадут; и мы сообща выберем всей землей иного царя и встанем единомысленно на всякого врага». Послали в Коломенское.

Русские, бывшие при воре, сказали: «Сведите Шуйского, а мы своего Димитрия свяжем и приведем в Москву». После такого ответа толпа отправилась к царю Василию. Выступил вперед дюжий плечистый Захар Ляпунов и сказал царю: «Долго ли за тебя кровь христианская будет литься? Ничего доброго от тебя не делается. Земля разделилась, разорена, опустошена; ты воцарился не по выбору всей земли; братья твои окормили отравой государя нашего Михаила Васильевича, оборонителя и заступника нашего. Сжалься над нами, положи посох свой! Сойди с царства. Мы посоветуем сами о себе иными мерами».

[…] Свояк царя Василия, Иван Мих. Воротынский сказал ему: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят». Царю Василию ничего не осталось, как повиноваться. Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом. […] Тогда многим в Москве стало жаль Шуйского… […].

Тогда, 19 июля, Захар Ляпунов подобрал себе товарищей, подговорил чудовских иеромонахов. Они пришли в дом к Василию Шуйскому, разлучили его с женой, увезли ее в Вознесенский монастырь и объявили, что Василию следует постричься в монахи. […] Василий был последний государь из дома Св. Владимира, слишком шесть веков господствовавшего в русской земле со времени принятия христианства.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Глава 26. Василий Шуйский

Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву. Молодой даровитый воевода был желанным в народе преемником старого бездетного дяди. Но он внезапно умер. Войско царя, высланное против Сигизмунда к Смоленску, было разбито под Клушином польским гетманом Жолкевским. Тогда дворяне с Захаром Ляпуновым во главе свели царя Василия с престола и постригли. Москва присягнула Боярской думе как временному правительству. Ей пришлось выбирать между двумя соискателями престола: Владиславом, признания которого требовал шедший к Москве Жолкевский, и самозванцем, тоже подступавшим к столице в расчете на расположение к нему московского простонародья. Боясь вора, московские бояре вошли в соглашение с Жолкевским на условиях, принятых королем под Смоленском. Однако договор, на котором 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу, не был повторением акта 4 февраля. Большая часть статей изложена здесь довольно близко к подлиннику; другие сокращены или распространены, иные опущены или прибавлены вновь. Эти пропуски и прибавки особенно характерны. Первостепенные бояре вычеркнули статью о возвышении незнатных людей по заслугам, заменив ее новым условием, чтобы "московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами в отечестве и в чести не теснить и не понижать". Высшее боярство зачеркнуло и статью о праве московских людей выезжать в чужие христианские государства для науки: московская знать считала это право слишком опасным для заветных домашних порядков. Правящая знать оказалась на низшем уровне понятий сравнительно со средними служилыми классами, своими ближайшими исполнительными органами - участь, обычно постигающая общественные сферы, высоко поднимающиеся над низменной действительностью. Договор 4 февраля - это целый основной закон конституционной монархии, устанавливающий как устройство верховной власти, так и основные права подданных, и притом закон, совершенно консервативный, настойчиво оберегающий старину, как было прежде, при прежних государях, по стародавнему обычаю Московского государства. Люди хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили. Салтыков с товарищами живее первостепенной знати чувствовали совершавшиеся перемены, больше ее терпели от недостатка политического устава и от личного произвола власти, а испытанные перевороты и столкновения с иноземцами усиленно побуждали их мысль искать средств против этих неудобств и сообщали их политическим понятиям более широты и ясности. Старый колеблющийся обычай они и стремились закрепить новым, писаным законом, его осмыслявшим.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec42.htm

ПРИКРЕПЛЕНИЕ К ЗЕМЛЕ

От кратковременного, исполненного смутами царствования Шуйского мы не вправе ожидать обилия внутренних правительственных распоряжений: большую часть царствования Шуйский провел в осаде, во время которой правительственная деятельность его должна была ограничиваться одною Москвою. Он дал несколько тарханных грамот церквам и монастырям, распорядился, чтоб монастыри давали содержание священно - и церковнослужителям дворцовых сел, бежавшим от воров. На первом плане стоял вопрос крестьянский и холопский. […] Шуйский в марте 1607 года подтвердил прикрепление крестьян и постановил, что принимающий чужих крестьян обязан платить 10 рублей пени с человека, а старым господам их - по три рубля за каждое лето; кроме того, подговорщик подвергался наказанию кнутом. […] Подтверждение прикрепления при Шуйском объясняется тем же, чем объясняются все последующие подтверждения: прикрепление было в пользу служилых людей, мелких землевладельцев, и чем более государство чувствовало нужду в последних, тем нужнее казалось прикрепление; бояре, богатые землевладельцы, которые имели такую силу при Шуйском, не хотели восстановлением перехода раздражать служилых людей, отнимать у них средства, когда эти служилые люди защищали их от козаков, холопей, ратовавших под знаменами Болотникова и тушинского вора.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 8. Гл. 6.

Между боярами началась борьба за освободившийся престол. Победителем оказался глава заговора — 54-летний Василий Иванович Шуй-ский из рода нижегородских князей, считавших себя потомками Александра Невского. В эти дни он действовал быстро, решитель-но и точно. Не надеясь получить поддержку Боярской думы и не желая дожидаться созыва Земского собора, заговорщики во главе с князем 19 мая 1606 г. инсценировали Земский собор: собрали на Красной площади толпу своих сторонников. Они-то и провозгласили его царём. Не решившись открыто выступить про-тив Шуйского, пользовавшегося поддержкой московских посадских людей , бояре ограничились тем, что взяли с него «крестоцеловаль-ную запись» — клятвенное обещание не решать важных вопросов и не подвергать знатных особ суровым карам без согласия Боярской думы. Но-вый царь дал клятву, что будет править по справед-ливости. Патриархом был избран авторитетный ми-трополит Гермоген. Но это не принесло успокое-ния стране.

Таким образом, «одной Москвой», без совета с представителями других земель России, выбрали царем князя Васи-лия Шуйскогоиз старинного боярского рода.

Некоторые бояре считали свой род более заслуживающим пре-стола; часть дворян была недовольна правлением «боярского ца-ря». В народе вновь поползли слухи о «чудесном спасении» царя Дмитрия, которому якобы удалось скрыться. Все недовольные пра-влением Шуйского поддерживали эти слухи.

Правление Василия Шуйского (1606-1610) стало тяжёлым временем в истории России . Но виноват в этом был не столько сам царь, сколько обстоятельства, в которых ему приходилось дей-ствовать. Шуйского часто изображают полным ничтожеством, бес-принципным интриганом и властолюбцем. Действительно, за свою долгую жизнь ему приходилось немало лгать, хитрить и изворачи-ваться. Однако нетрудно заметить, что по своим моральным каче-ствам он был ничуть не хуже прежних царей — кровавого Ивана Грозного , беспощадного Бориса Годунова , авантюриста Григория От-репьева. Его трудно упрекнуть в трусости: за борьбу с Годуновым, а затем и с Отрепьевым он дважды попадал в тяжкую опалу, при-чём во второй раз получил прощение лишь за минуту до казни. Но и после этого он пошёл на отчаянный риск, возглавив новый за-говор против самозванца.

Внутренняя политика Шуйского

Новый царь Василий Шуйский был человеком опытным в государственных делах. Он искренне желал успокоить Россию, восстановить мир и по-рядок. Здесь его личные интересы совпадали с общественными. Однако Шуйскому, как и Годунову, недоставало таланта полковод-ца. А главное, он получил очень тяжёлое наследство от своих пред-шественников на троне: пустую казну, взбаламученное общество и дерзкую аристократию. Наконец, Василий Шуйский был свя-зан по рукам и ногам своими обязательствами перед московским бо-ярством.

Воздавая должное боярству, Шуйский не забывал и о нижнем слое правящего класса — дворянстве. Оно составляло костяк ар-мии. От поддержки дворян во многом зависела судьба правителя. Хорошим подарком дворянам стал закон о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян, принятый в мае 1607 г. Одновременно получили льготу и так называемые «боевые холопы» — вооружённые слуги, сопровождавшие дворян в походах. (Жизнь показала, что именно они первыми переходили на сторону мятежников.) Отныне дворя-нам запрещалось превращать свободных людей, нанявшихся к ним в качестве вооружённых слуг, в бесправных холопов.

Лжедмитрий II

Первой проблемой, с которой пришлось столк-нуться Шуйскому, было неповиновение значительной части дворян-ского ополчения. В основном это были отряды из южных и юго-западных городов, вызванные в Москву Лжедмитрием I незадолго до переворота. Обласканные самозванцем, южане не хотели присягать боярскому царю. Они покинули столицу и направились в сторону Рязани. Их воодушевляли слухи о том, что 17 мая в Москве был убит двойник царя Дмитрия, а сам он до времени скрылся в Поль-ше. Одним из главных распространителей этих слухов был тесть Лжедмитрия I Юрий Мнишек. Новые власти отправили его вместе с дочерью Мариной в ссылку в Ярославль. Однако оттуда он имел возможность отправлять письма и гонцов.

Юрий Мнишек помог устроиться в Самборе некому дворянину Михаилу Молчанову, который решил взять на себя бремя бежавшего царя Дмитрия. Так в истории Русского царства появился Лжедмитрий II.

Восстание Болотникова

Вскоре к Лжедмитрию II присоединился Иван Болотников — бежавший из плена атаман волжских казаков. Молчанов назначил его предводителем восстания против царя Василия Шуйского, которое в истории получило имя «восстание Болотникова».

Войско Болотникова с огромными потерями, разделившись на две части, осенью 1606 г. дошло до столицы Русского царства — Москвы. Однако после длительной безуспешной осады мятежники были вынуждены отступить в Калугу. Войска Шуйского, осаждая Калугу, потерпели неудачу, однако нанесли изрядный моральный и физический урон мятежникам. Позже, войскам Болотникова пришлось переместиться в Тулу, где соединились с подкреплением от Лжедмитрия II. Во главе этого подкрепления стоял очередной авантюрист, представившийся сыном царя Дмитрия — царевичем Петром, которого в истории прозвали Лжепетром. На самом деле самозванцем был холоп Илейка Муромец.

Несмотря на неудачу под Калугой, Василий Шуйский быстро собрал новое войско и лично повёл его на Тулу. Мятежники высту-пили навстречу врагу, но были разбиты близ Каширы. Мощная ка-менная тульская крепость стала их последней надеждой. Царские войска безуспешно осаждали её в течение нескольких месяцев. На-конец один из воинов Шуйского предложил запрудить реку Упу, протекавшую через Тулу, и затопить город. Поднявшаяся вода усу-губила бедствия осаждённых, и без того страдавших от голода и бо-лезней. Они начали переговоры с царскими воеводами.

10 октября 1607 г. мятежники сдались на милость победителей. Василий Шуй-ский обещал сохранить им жизнь. Однако предводителям восстав-ших пришлось заплатить за всё содеянное своими жизнями. Илей-ка Муромец был вскоре повешен на окраине Москвы. Болотникова сослали далеко на север, в Каргополь. Там его ослепили, а потом утопили в реке Онеге.

Тушинский лагерь

После победы над восстанием Болотникова в страну прибыл Лжедмитрий II. Это был уже не Михаил Молчанов, а более похожий внешне на Лжедмитрия I очередной самозванец, которого разыскали в Белоруссии принудительно заставили принять участие в авантюре. Он, собрав огромную армию, поселился под Москвой в селе Тушино. Именно с момента образования Тушинского лагеря в Русском царстве и началось настоящее двоевластие царя Василия Шуйского и Лжедмитрия II. Оно продолжалось до 1610 года. Материал с сайта

Василию Шуйскому с большим трудом удавалось удерживать власть. Лжедмитрий II не пропускал в столицу обозы с продовольствием. Москвичи страдали от голода и про-клинали своего беспомощного правителя. Несколько раз заговорщи-ки пытались подготовить переворот, и только случай спасал царя от гибели. Единственной опорой Василия Шуйского был его родич — молодой боярин Михаил Васильевич Скопин-Шуйский .

В апреле 1610 года скончался Скопин-Шуйский . Ходили слухи, что юный воевода был отравлен на пиру своими завистливыми родственниками. Вместо него коман-дование всеми московскими силами принял брат царя — бездарный и трусоватый князь Дмитрий Шуйский. В июне 1610 г. он высту-пил навстречу армии Сигизмунда и потерпел сокрушительное пора-жение в битве близ села Клушина.

Смутное время в Русском государстве достигло своего апогея во время правления Василия Шуйского . Великий царь и князь Всея Руси Василий Шуйский пришел к власти в 1606 году после смерти Лжедмитрия I . Считается, что именно он стал организатором свержения последнего с царского престола. Василий Шуйский принадлежал к династии Рюриковичей - суздальской ветви Рюриковичей , которая брала свое начало еще от Всеволода Большое Гнездо , прославившегося своей плодовитостью.

Казалось бы, приход Рюриковича на трон должен был успокоить народные бурления и восстановить порядок на Руси . Но революционный двигатель уже был запущен, и люди уже перестали запоминать сменяющихся царей.

В 1606 году на юге Русского царства вспыхнуло восстание Ивана Болотникова , под знаменами которого собрались низшие бояре, простой люд, крестьяне, некоторые донские и запорожские казаки, а также польские наемники (король Речи Посполитой Сигизмунд III предпринимал все для того, чтобы дестабилизировать ситуацию на Руси).

В 1606 году столкновения начались с того, что войско воеводы Трубецкого было разбито в битве под Кромами, в то же время воевода Воротынский проиграл битву под Ельцом, а основное войско Василия Шуйского потерпело поражение от повстанцев Ивана Болотникова под Калугой.

В начале октября повстанцы взяли еще и Коломну и осадили Москву . Отчасти такому успеху восстания поспособствовало присоединение к войску Болотникова отряда Илейки Муромца.

После этого удача отвернулась от восставших, и они отступили от Москвы. В конце 1606 - начале 1607 годов повстанцы были осаждены в Калуге, а чуть позже отступили и заперлись в Туле.

Тульский Кремль был взят только 10 октября 1607 года. Болотников был утоплен, а Илейко Муромец повешен.

Еще до подавления восстания Болотникова, в августе 1607 года у Василия Шуйского образовалась новая головная боль. В народе стали ходить слухи, что Лжедмитрий (для многих - по-прежнему сын Ивана Грозного ) не был убит, а на самом деле из Царь-Пушки выстрелили прахом кого-то другого. На этой почве объявился новый псевдонаследник Лжедмитрий II .

Лжедмитрий II, известный также как Тушинский вор , планировал соединиться под Тулой с Иваном Болотниковым, но не успел. В 1608 году второй самозванец разбил под Москвой, в Тушино, войско царя Шуйского, ослабленное долгим противостоянием с восставшим Болотниковым. Москву ему взять не удалось, но и Шуйскому не удалось разбить и отогнать войско очередного царевича Дмитрия, расположившееся в том же Тушино, чуть ли не у стен Москвы.

Царь Василий в такой ситуации заключил договор со шведским королем - помощь в борьбе с Лжедмитрием в обмен на Карельские земли.

С 1608 по 1610 год объединенные войска Шуйского со шведами отбросили армию Лжедмитрия II к Калуге, но окончательно подавить сопротивление не получилось. Надо сказать, что такое псевдо-правление Лжедмитрия продолжалось почти два года. Все это время самозванец продолжал управлять значительной частью земель русских как верховный правитель.

К концу 1609 - началу 1610 года, после того, как удалось отогнать Лжедмитрия от Москвы, Василий Шуйский стал, наконец-то, контролировать большую часть Руси. Однако судьба была безжалостна к нему.

В сентябре 1609 года Сигизмунд III, король Речи Посполитой, недовольный затянувшимся восстанием Лжедмитрия II, которому он продолжал покровительствовать, вторгся в пределы Русского царства.

24 июня 1610 года войско Шуйского потерпело поражение от поляков в Смоленском княжестве под Клушиным, несмотря на свое численное превосходство. Это поражение стало последней каплей в бочке недовольства царем, и 17 июля 1610 года началось очередное восстание против Василия Шуйского. В этот раз - в самой Москве - восстали бояре. Василий IV был низвергнут с престола и насильно пострижен в монахи, а позже (в качестве пленника) передан полякам. В польском плену, на территории Речи Посполитой он и умер - 12 сентября 1612 года.

Если после смерти Федора Иоанновича династия Рюриковичей прервалась, то на Василии Шуйском она окончательно завершилась. Если не считать непродолжительное правление Бориса Годунова , его сына, а также Лжедмитрия I, то Рюриковичи правили Русью почти 750 лет, что составляет две трети всего существования России (как Древнерусского государства , Русского царства, Российской империи , СССР и Российской Федерации вместе взятых).

Конечно же Рюриковичи не были полностью истреблены. Их династия дала начало многим знаменитым фамилиям (родам): Замятины, Замятнины, Татищевы, Пожарские, Ватутины, Галицкие, Можайские, Булгаковы, Мусоргские, Одоевские, Оболенские, Долгоруковы , Злобины, Щетинины, Внуковы, Мамоновы, Черниговские, Безносовы и т.д. - всего около двух сотен.



Статьи по теме: