Для царства животные характерно. Характеристика царства животных, признаки животных, среда обитания. Мышцы - Сегментированы и представлены Z-образными туловищными мышцами, разделенными соединительно-тканными перегородками

1. Многообразие и разнообразие животного мира. Царство Животные очень многообразно, оно самое многочисленное, насчитывает около 2 млн видов. Животные, живущие на Земле, разнообразны по размеру и форме тела: это и синий кит, масса которого достигает 150 тонн, и микроскопические одноклеточные амебы. Несмотря на различия в формах и размерах, все животные имеют общие признаки - клеточное строение и способность к питанию, дыханию, росту, развитию и размножению - как и другие живые организмы, но у животных есть и особые признаки, которые не свойственны другим организмам.

2. Отличия животных от растений и грибов Животные имеют следующие отличия от растений и грибов. - Питаются готовыми органическими веществами (в отличие от растений). - Не способны к фотосинтезу (в отличие от растений). - Подавляющее большинство животных способны перемещаться и совершать различные активные движения (в отличие от грибов и растений). - У большинства животных имеются системы органов: пищеварительная, дыхательная, нервная, выделительная, опорно-двигательная, которых нет у растений, грибов и бактерий. Животные бывают одноклеточные, относящиеся к полцарству Простейшие, и многоклеточные. Многоклеточные животные образуют самую многочисленную группу живых организмов планеты, насчитывающую более 1,5 млн ныне живущих видов. Одной из важнейших черт их организации является морфологическое и функциональное различие клеток тела. Между клетками в ходе эволюции произошло «разделение труда», что позволило им эффективнее выполнять свои функции. Разные ткани объединились в органы, а органы в соответствующие системы органов. Для осуществления взаимосвязи между ними и координации их работы образовались регуляторные системы - нервная и эндокринная. Благодаря контролю за деятельностью всех систем, многоклеточный организм работает как единое целое. Многоклеточные животные имеют более крупные размеры. Для обеспечения питательными веществами у них формируется пищеварительный канал, что позволяет им заглатывать крупные пищевые частицы, поставляющие большое количество энергии. Для их расщепления появляются пищеварительные железы, выделяющие ферменты. Развившаяся опорно-двигательная система обеспечила поддержание определенной формы тела, защиту и опору для органов, а также активное передвижение многоклеточного животного в пространстве. Благодаря этой способности животные получили возможность осуществлять поиск пищи, находить укрытия и расселяться. С увеличением размеров организма возникла необходимость в появлении систем, выполняющих роль доставки питательных веществ и кислорода к удаленным от пищеварительного канала и поверхности тела клеткам и тканям, а также удаляющих из них продукты обмена. Так возникли кровеносная, дыхательная и выделительная системы. Основную транспортную функцию стала играть жидкая соединительная ткань - кровь. Интенсификация дыхательной активности шла параллельно с прогрессивным развитием нервной системы и органов чувств. Произошло перемещение центральных отделов нервной системы в передний конец тела, в результате чего обособился головной отдел. Такое строение передней части тела животного позволило ему получать информацию об изменениях в окружающей среде и адекватно реагировать на них. Многоклеточные животные размножаются в основном половым путем. У примитивных многоклеточных типа кишечнополостных есть вегетативное и бесполое размножение. У ряда многоклеточных животных происходит партеногенез. Некоторые являются гермафродитами. По признаку отсутствия или наличия внутреннего скелета, животные подразделяются на две группы - беспозвоночные и позвоночные (включает один тип - Хордовые). Многоклеточные животные, как правило, характеризуются симметрией строения тела. У представителей типа кишечнополостных (гидры, медузы, актинии) наблюдается радиальная симметрия - с несколькими плоскостями симметрии и радиально расположенными органами вокруг главной оси тела. В процессе индивидуального развития у них образуется два отчетливо выраженных слоя клеток. У всех других животных в процессе индивидуального развития формируется третий, срединный, слой клеток, из которого развивается значительная часть внутренних органов. У них, как правило, есть одна плоскость симметрии, по обе стороны которой попарно располагаются различные органы. Это двустороннесимметричные животные. Такой тип симметрии позволяет животным активно прямолинейно двигаться, сохраняя равновесие, с одинаковой легкостью поворачиваться вправо и влево. На переднем (поступательном) конце тела двусторонне-симметричных животных расположены рот, органы чувств, органы защиты и нападения. Обособление переднего конца тела связано с тем, что у активно передвигающихся животных именно передняя часть тела прежде всего контактирует с добычей или хищником. В процессе эволюции в природе отбирались те животные, у которых передняя часть тела была более чувствительной и имела более развитые органы защиты и нападения. Самыми высокоорганизованными животными являются птицы и млекопитающие.

52 .Компоненты природного ландшафта (литогенная основа и ее рельеф, поверхностные и подземные воды, почвы, растительность и животный мир)

Составные части ландшафта являются одновременно составными частями более крупных образований географической оболочки. К природным географическим компонентам, согласно А.Г. Исаченко (1991), относятся: 1) массы твердой земной коры; 2) массы гидросферы (на суше – это различные скопления поверхностных и подземных вод); 3) воздушные массы атмосферы; 4) биота – сообщества организмов: растений, животных и микроорганизмов; 5) почва. В качестве особых компонентов А.Г. Исаченко рассматривает рельеф и климат. Рельеф является внешним выражением различных неровностей поверхности Земли как планеты, но не самостоятельным природным телом. Климат же есть отражение свойств и процессов в атмосфере Земли. Тем не менее, рельеф и климат играют важнейшую роль в формировании и функционировании природных комплексов. По этой причине рельеф и климат получили статус самостоятельных географических компонентов.

Компоненты ландшафта имеют различный вещественный состав по различным характеристикам: активность, агрегатное состояние, функциональное свойство и т.д.

Компоненты (элементы) ландшафта – это структурно-функциональные части ПТК, однотипного субстратного состава, определяющие характер функционирования, динамики и развития геосистемы.

Если для географической оболочки ее элементами будут: атмосфера, гидросфера, педосфера, биосфера и литосфера, то для элементарного ландшафта его элементами будут выступать: литомассы, педомассы, гидромассы, аэромассы, фито- и зоомассы. Однако геомассовый подход характерен и применим для элементарных ПТК уровня фаций и урочищ, но не для более крупных образований.

В связи с этим следует сделать оговорки:

1. Поскольку ландшафтная сфера имеет три уровня пространственно-временной организации: глобальный, региональный и локальный, то и компоненты ландшафтов следует рассматривать в соответствии и с учетом такого разделения.

2. Интегральное рассмотрение ландшафта позволяет видеть в нем живое вещество и неживую часть. Первая, связанная с деятельностью живого вещества, называется биотой, вторая – геомой. Между ними происходит сложное взаимодействие.

В этом сложном взаимодействии срабатывает принцип эмерджентности , который гласит, что при взаимодействии ряда элементов системы последняя приобретает такие качества, которые не свойственны составляющим ее частям.

Функциональная роль компонентов ПТК . Изучение этого вопроса играет важную роль в познании ПТК. Ученые различают в ПТК следующие функциональные особенности компонентов:

а) инертные (минеральный субстрат и рельеф) – фиксированная часть геосистемы. Однако, это очень условное обозначение. Так, например, обвально-осыпные и другие эрозионно-динамические процессы нельзя назвать процессами фиксации.

б) мобильные – воздушные и водные массы – выполняют обменные и транзитные функции;

в) активные – биотические сообщества как факторы саморегуляции, восстановления, стабилизации и дестабилизации ПТК (Исаченко, 1991).

Водные массы стоячих вод (болота, озера и т.д.) не могут быть признаны транзитными или обменными. А биота может являться фактором эрозии за счет активизации процессов биологического выветривания и т.д.

Многие качественные стороны компонентов показывают биогео- и биогеохимические циклы. Следовательно, инертность – мобильность – активность компонентов ПТК зависят от их местоположения: в горах или на равнинах, в Арктике или в тропиках, зимой или летом и т.д. Поэтому предпочтительнее считать такие их свойства условными.

Вещественные, энергетические и информационные связи природных компонентов. Прямые, обратные и корреляционные связи. Массоэнергоперенос, различные циклы в ПТК, а также транзитные потоки – наглядное свидетельство разнообразия связей в ПТК, обозначаемых термином «структура» . Для структуры ландшафта характерны взаиморасположение частей ландшафта (морфологических или компонентных) и установившиеся связи между ними. Понятия состав и структура ПТК отражают его строение.

Между компонентами, частями и самими ПТК существуют сложные взаимодействия, в которых часть из них – это взаимодействия при непосредственном соприкосновении компонентов, частей и самих ландшафтов друг с другом. Такие связи выступают как прямые . Например, связи: почвообразующая порода - почва, почва - растительность, растительность - животный мир. Связи между компонентами, частями ПТК и самими ландшафтами, осуществляемые посредством промежуточного звена – это корреляционные (опосредованные) связи. Это самый сложный тип взаимодействия, который очень трудно оценить количественно и качественно. Например, это такие связи, как: почвообразующая порода - атмосфера, животный мир - почвообразующая порода, грунтовые воды - растительность и т.д.; кроме того, связи могут быть между различными ландшафтами, не связанными друг с другом непосредственно.

Обратная связь возникает как между непосредственно взаимодействующими компонентами, так и косвенно взаимодействующими. Ответ на направленный импульс от одного компонента к другому при непосредственном соприкосновении или через какой-либо третий обозначает обратную прямую или корреляционную связь. Например, связь почва - корневая система растений – биомасса растений в виде травостоя/листвы (количество живого вещества растений) – животный мир; грунтовые воды – корневая система – листовая поверхность – транспирация – воздушная среда, в которую выделяется испаряемая влага и т.д.

Информационные связи возникают вследствие саморегуляции процессов, как в целом в ПТК, так и между его компонентами. Информационная связь означает передачу определенным образом смыслового сигнала от одного объекта к другому. Например, достижение среднесуточной температуры воздуха +10°С заставляет растения вегетировать, созревание соцветий высших растений активизирует насекомых-опылителей и т.д.

Все эти примеры иллюстрируют взаимосвязи вертикальной структуры ПТК. Горизонтальные / латеральные связи могут возникать как между соседствующими ПТК, так и внутри него в рамках микроформ его рельефа, группировок растений и отдельных видов животных. Особенно наглядны связи между разнотипными ПТК. К примеру, связь лес – опушка предопределяет постоянное перемещение животных из леса на опушку и обратно в зависимости от времени года или суток; перемещение воздуха в зависимости от температуры и давления в лесу и на опушке, и т.д

На в 5 классе , соответствующему ФГОСу, учащиеся знакомятся с царством животных, учатся выявлять наиболее существенные признаки животных, отличающие их от представителей других царств. Формируется у пятиклассников и интерес к познанию животного мира.

Материал урока биологии, предложенного на , даёт возможность развить у школьников эмоционально-ценностное отношение к представителям мира животных, потребность в охране и бережном отношении к животным.

Приёмы и формы работы на уроке, предложенные автором методической разработки, позволяют осваивать учащимися основы , в том числе, умения осуществлять наблюдения за животными, относить их к определённой классификационной нише, а также определять принадлежность тех или иных биологических объектов к изучаемому царству Животные.

Царство животных — краткое описание хода занятия

Проверив готовность учащихся к уроку, учитель приступает к организации проверки знаний. Школьники сдают выполненные работы в рамках домашнего задания по теме «Покрытосеменные растения» . Проводим обсуждение и проверяем качество выполненных заданий, приступая к актуализации знаний, посредством беседы по вопросам:
Какое количество царств живой природы вам известно?
Давайте вспомним, какие царства мы уже изучили.

Вместе с классом перечисляем изученные на предыдущих занятиях царства: бактерий, грибов и растений. Схема изображена на экране, а учащиеся к каждому из указанных царств в ходе рассуждений приводят характеристики и признаки, отличающие представителей одного царства от другого. Недостающее звено в схеме — . К нему и подводим класс в результате размышлений, называя тему урока.

Отличительные признаки царства животных

К изучению нового материала учитель приступает со знакомства учащихся с общей характеристикой царства Животные. В тетради выписываются общие признаки животных, используя материал учебника по данной теме. Сравнивая с информацией на слайде презентации «Царство животных. Общая характеристика» , выделяем следующие признаки:
гетеротрофный способ питания;
способность к активному передвижению;
ограниченный рост представителей животного мира.

Рассказываем ребятам о широком распространении и многообразии животных, обитающих на планете Земля. Можно побеседовать с классом об этом, а можно показать видеофильм, рассказывающий о многообразии животного мира. После чего выполняется задание к уроку в рабочих тетрадях.

Актуальной становится на следующем этапе занятия фронтальная беседа об охране животного мира, с демонстрацией на экране . Задаётся классу : — По какой причине мы вынуждены говорить об охране животного мира? Учащиеся должны привести доводы того, что необходимость охраны животных свидетельствует о влиянии человека на природу. Это влияние может привести и к , которые уже имеют место быть на планете.

Еще один вопрос: — Слышали ли вы когда-нибудь о Красной книге? О чём может идти речь в этой книге?

Закрепление изученного о царстве животных

Изученный на уроке материал закрепляем в ходе беседы о наиболее важных отличительных признаках представителей других царств от царства Животных, а также коллективным заполнением на доске таблицы, которая называется «Сравнительная характеристика животных и растений» .

В таблице сопоставляются такие признаки, как особенности строения,

Царство животных огромно и разнообразно. Его представители заселяют все уголки земного шара и имеют множество совершенно различных признаков. Самых крошечных животных, одноклеточных, нельзя увидеть без микроскопа. По сравнению с некоторыми тихоходка, напоминающая медведя, - просто гигант, ведь она может дорасти до полутора миллиметров! Хотя, конечно, и тихоходок без оптики не разглядишь. Ну а самые крупные животные, произошедшие от тех же одноклеточных, - киты, достигающие трех десятков метров. Все эти разнообразные организмы, включая человека, имеют некоторые общие признаки, позволяющие объединить их в одно царство.

1. Гетеротрофный тип питания - пищей служат готовые органические вещества, поскольку синтезировать их животные не умеют. Впрочем, некоторые простейшие являются миксотрофами - при наличии света они питаются как растения, автотрофно, а в темноте становятся гетеротрофными, как животные.

2. При гетеротрофном питании животные осуществляют фагоцитоз (захватывают мембраной твердые частицы органики) или же пиноцитоз (захватывают жидкость). Таким образом, животные, в отличие от растений и грибов, могут поглощать разновеликие твердые частицы пищи, в то время как растения и грибы питаются водой, в которой растворены органические соединения (так называемое диффузное питание), не способны к фагоцитозу и эндоцитозу из-за жесткой клеточной стенки.

3. Животные не имеют клеточной стенки, центральной вакуоли и пластид. Клеточное ядро у них расположено в центре клетки.

4. Большинство животных подвижны, даже тихоходка преодолевает «целых» 2-3 миллиметра за минуту! Но и здесь есть исключение - коралловые полипы, необычайные животные, неподвижны, они всей колонией «прикованы» с общему скелету.

5. Имеют ограниченный рост - по достижению некоего размера у большинства видов он останавливается. Это правило не касается морских черепах, губок, крокодилов, усоногих рачков, морских лилий и некоторых других животных.

6. Гликоген - углевод, которое запасают клетки животных.

7. У многих животных имеются системы органов.

Симметрия тела животных

1. Лучевая или радиальная - при таком строении через одну точку или ось симметрии проходит сколь угодно много плоскостей симметрии. Этот тип симметрии свойственен простейшим, губкам, кишечнополостным, иглокожим - малоподвижным животным.

2. Двусторонняя симметрия - плоскость делит тело животного на две симметричные части. Этот тип встречается у большинства животных.

Какие таксоны мы рассматриваем в царстве животных?

В самом начале мы сказали, что царство животных чрезвычайно велико, в него входят около двух миллионов видов. Царство это делится на два подцарства: одноклеточных и многоклеточных. В подцарстве многоклеточных имеются типы саркожгутиконосцы (саркомастигофоры), инфузории, апикомплексы (по-старому споровики). Подцарство многоклеточные, в свою очередь, делится на типы: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, членистоногие, моллюски, хордовые.

Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи — на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками. Большую роль в систематике животных играет генетика — наука о законах наследственности.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий. Исторический путь развития животного мира называется эволюцией . В ходе эволюции происходил естественный отбор — выживали только те животные, которые сумели приспособиться к условиям окружающей среды. Млекопитающие развивались в разных направлениях, образуя множество видов. Случалось так, что животные, имеющие общего предка, на каком-то этапе стали жить в разных условиях и приобрели разные навыки в борьбе за выживание. Преобразовывался их внешний облик, из поколения в поколение закреплялись полезные для выживания вида изменения. Животные, предки которых относительно недавно выглядели одинаково, стали со временем сильно отличаться друг от друга. И наоборот, виды, имевшие разных предков и прошедшие разный эволюционный путь, иногда попадают в одинаковые условия и, меняясь, становятся похожими. Так неродственные между собой виды приобретают общие черты, и лишь науке под силу проследить их историю.

Классификация животного мира

Живую природу Земли делят на пять царств : бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы. Существует 10 типов животных: губки, мшанки, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые — самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды — первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник.

Царства

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных : рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие — самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных. Всех млекопитающих объединяет то, что они вскармливают своих детенышей молоком .

Класс млекопитающих делится на подклассы : яйцекладущие и живородящие. Яйцекладущие млекопитающие размножаются, откладывая яйца, как рептилии или птицы, но детенышей вскармливают молоком. Живородящие млекопитающие делятся на инфраклассы: сумчатые и плацентарные. Сумчатые рожают недоразвитых детенышей, которые долгое время донашиваются в выводковой сумке матери. У плацентарных зародыш развивается в утробе матери и рождается уже сформировавшимся. У плацентарных млекопитающих есть особый орган — плацента, осуществляющая обмен веществ между материнским организмом и зародышем в период внутриутробного развития. У сумчатых и яйцекладущих плацента отсутствует.

Типы животных

Классы делятся на отряды. Всего существует 20 отрядов млекопитающих . В подклассе яйцекладущих — один отряд: однопроходные, в инфраклассе сумчатых — один отряд: сумчатые, в инфраклассе плацентарных 18 отрядов: неполнозубые, насекомоядные, шерстокрылы, рукокрылые, приматы, хищные, ластоногие, китообразные, сирены, хоботные, даманы, трубкозубые, парнокопытные, мозоленогие, ящеры, грызуны и зайцеобразные.

Класс млекопитающих

Некоторые ученые выделяют из отряда приматов самостоятельный отряд тупайи, из отряда насекомоядных выделяют отряд прыгунчиковые, а хищных и ластоногих объединяют в один отряд. Каждый отряд делится на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Всего на земле в настоящее время обитает около 4000 видов млекопитающих. Каждое животное в отдельности называется особь.

ЧАСТЬ 4. Царство Животные

Подцарство Одноклеточные

ВАРИАНТ 1

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А1. Практически все животные питаются

1) автотрофно

2) гетеротрофно

3) в процессе фотосинтеза

4) в процессе хемосинтеза

А2. Нервная система имеется у представителей царства

2) бактерий

3) растений

4) животных

АЗ. Из одной клетки состоит тело

2) лишайников

3) шляпочных грибов

4) простейших животных

А4. Ложноножки простейших животных представляют собой

1) пластиды

2) ядерное вещество

3) вырост цитоплазмы

4) запас питательных веществ

А5. Органоид выделения непереваренных остатков пищи у простейших животных — это

4) порошица

А6. Размножение простейших животных в основном происходит путем

1) фагоцитоза

2) пиноцитоза

3) деления клетки

4) образования цисты

А7. Постоянная форма тела отсутствует у

1) фораминиферы

2) инфузории-туфельки

3) эвглены зеленой

4) амебы обыкновенной

А8. Только в клетках простейших животных, которые питаются автотрофно, имеется

1) хлорофилл

2) цитоплазма

А9. Два ядра находятся в клетках животного

1) инфузории

2) эвглены

3) вольвокса

Б1.

А. Многие простейшие животные входят в состав планктона.

Б. Фагоцитоз простейших животных связан с образованием сократительной вакуоли.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Амеба захватывает пищу ложноножками.

Б. Среди представителей простейших животных существуют многоклеточные организмы.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

БЗ. Выберите три верных утверждения. В клетках животных отсутствует

1) клеточная стенка

2) хлоропласт

3) цитоплазма

5) наружная мембрана

6) крупная вакуоль

Б4. Установите соответствие между особенностью строения животного и его видом.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

А. Наличие ресничек

Б. светочувствительный глазок

В. Ложноножки

Г. Хлоропласт

Д. Два ядра

ВИД ЖИВОТНОГО

2) Эвглена

3) Инфузория туфелька

ВАРИАНТ 2

А1. В отличии от растений для большинства животных характерны

1) автотрофное питание

2) ограниченный рост

3) неограниченный рост

4) неподвижность

А2. Симметрия тела характерна для

1) водорослей

2) животных

3) бактерий гниения

4) плесневелых грибов

А3. Орган передвижения инфузорий

2) реснички

3) конечности

4) мускульное волокно

А4. Захватывает пище ложноножками

2) эвглена

3) амеба

4) инфузория

А5. В неблагоприятных условиях простейшие животные образуют

1) цисту

3) порошицу

4) сократительную вакуоль

А6. Избыток воды из тела простейшего животного удаляет

2) ложноножка

3) сократительная вакуоль

4) светочувствительный глазок

А7. Специальные органоиды питания отсутствуют у

1) амебы обыкновенной

2) инфузории-туфельки

3) эвглены зеленой

4) вольвокса

А8. Организмы, которые способны к фотосинтезу и питаются готовыми веществами, называют

1) автотрофы

2) гетеротрофы

3) миксотрофы

4) фотосинтезирующие

А9. Органом пищеварения у инфузории является

1) глотка

2) ресничка

3) малое ядро

4) сократительная вакуоль

Б1. Верны ли следующие утверждения?

Б. Простейшие животные способны размножаться половым путем.

1) Верно только А

2) Верно только Б 

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Эвглена зеленая перемещается к освещенным местам.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

БЗ. Выберите три верных утверждения. Для животных характерны особенности жизнедеятельности

1) ограниченный рост

2) неподвижность

3) активное передвижение

4) неограниченный рост

5) питание готовыми веществами

6) образование веществ на свету

Б4. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности животного и его видом.

ПРОЦЕСС ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Фагоцитоз - захват пищи ложноножками

Б. Непереваренные остатки удаляются через порошицу

В, Фотосинтез

Г. Движение с помощью ресничек

ВИД ЖИВОТНОГО

2) Эвглена

3) Инфузория-туфелька

Запишите в таблицу соответствующие цифры.



Статьи по теме: