2 послание к тимофею глава

. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие

Так как в те времена много было злых людей, то чтобы Тимофей не смущался этим, апостол прежде сказал ему: «в большом доме» и так далее, а теперь говорит, что злые люди будут и после. Еще при Моисее были Ианний и Иамврий. Следовательно, это явление не новое и оно продолжится не до тебя только. Поэтому не негодуй. Времена тяжкие, то есть весьма плохие. Не дни нужно понимать (ибо какие плохие дни?), но разумеются совершаемые в эти дни плохие дела и люди. Так и мы имеем обыкновение называть времена плохими и не плохими, по свойству дел, какие случаются в эти дни, или по свойству людей.

. Ибо люди будут самолюбивы .

Тотчас указывает и причину всех зол, это забота не о делах ближнего, а только о своих собственных. Самолюбивый человек любит только себя самого, от чего происходит, что на самом деле он не любит и себя. Ибо как в членах тела вред, наносимый одному, распространяется и на остальные; или что бывает в зданиях, то и в Церкви: кто презирает брата и заботится только о себе, тот вредит себе самому.

Сребролюбивы.

Указав корень, в частности перечисляет и отростки от него, из которых первый и наибольший есть сребролюбие. Ибо как из любви – всякое добро, так от самолюбия, противоположного любви – всякое зло. широка и повсюду разливается; а самолюбие стесняет широту ее и сосредоточивается на одном только себе.

Горды.

Над людьми возвеличиваются и высятся.

Надменны, злоречивы.

Когда разрастается зло, то доходит и до восстания против Бога. Ибо если кто тщеславится пред людьми, тот будет потом приписывать себе и всякое совершенство, а не благодати Божией; тогда он становится уже богохульником.

Родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны.

Это справедливо: ибо кто Бога хулит, тот как станет почитать родителей? Кто не почитает родителей, тот будет неблагодарным и к другим людям. Такой человек и неправеден, потому что в сторону отлагает святость и долг, но он и недружелюбен. Ибо кого другого будет любить человек, который отверг своего благодетеля! «И непримирительны» , не примиряются ни с кем, хотя бы даже с благодетелем своим.

Клеветники .

То есть злословящие всех. Человек, не сознающий за собой ничего доброго, клевещет на всех, выдумывая и находя в этом, казалось бы, некоторое утешение для себя.

Невоздержны.

И в языке, и в чреве, и во всем другом.

Жестоки.

Видишь, какими делает самолюбие и сребролюбие? Зверями вместо людей.

Не любящие добра .

Враги всякого добра.

Предатели .

Предатели дружбы.

Наглы .

То есть нетвердые, непостоянные.

Напыщенны .

Исполненные надменности.

Более сластолюбивы, нежели боголюбивы .

Иначе и быть не может: ибо где любовь к сластям мирским, там желанию божественного нет места.

. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. .

То есть они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь же, что сила благочестия и как бы нервы его – в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво. Слово образ в другом месте () апостол употребляет в хорошем смысле. Учитель имеет образ знания, то есть созидает и образует знание в учениках.

Таковых удаляйся .

Если такие люди будут в последние времена, то как говорит: «таковых удаляйся» ? Вероятно, и тогда было несколько таких: хотя не в большей степени, все-таки было; поэтому как бы так говорит апостол: такие и ныне найдутся, таковых отвращайся это хорошо будет. Поэтому и прибавляет: «к ним принадлежат те, которые вкрадываются в домы» . Или последними днями Павел называет дни, которые последуют тотчас по его кончине, а Тимофей останется еще в живых. Или, что ближе к истине, как судит святой Иоанн Златоуст , чрез Тимофея апостол увещевает всех удаляться от таких людей.

. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы .

Словом «вкрадываются» указывает на их бесстыдство и коварство.

И обольщают женщин .

Не сказал: обманывают, но: пленяют, пользуются ими, как рабынями. Ибо таков обольщаемый. Заметь, что предаваться обольщению свойственно женщинам. Следовательно и мужчина обольщаемый может быть назван этим именем.

Утопающих во грехах.

Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов. Обманывают не просто женщин ибо природа не должна быть осуждаема, но женок, имеющих множество грехов. Ибо кто не сознает в себе ничего доброго, тот скорее склоняется на ложные , утешая себя тем, что не подвергнется наказанию за свои дела.

Водимых различными похотями.

То есть корыстолюбием, славолюбием, страстью к роскоши, к нарядам. Указывает также и на постыдные пожелания. Смотри: "водимые" , как будто говорит о бессловесных.

. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Может быть, они достойны снисхождения? Никак нет, напротив, тем более не заслуживают его. Так как они погрязли в грехах и похотях, то отупел и разум их, так что их неспособность познать истину – не естественный недостаток, а следствие неправого направления их произволения.

. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине.

Это были волхвы времен Моисея. Откуда Павел узнал их имена, когда об этом не говорит Писание? Имена их заимствованы из неписаного предания, или, вероятно, Павел узнал о них от Святого Духа.

Люди, развращенные умом, невежды в вере.

Когда кто растлил свой ум страстями, тогда он бывает неискусен в вере. «Сказал безумец: нет Бога» (). Почему? Потому, что они развратились и сделались мерзкими в беззакониях. Посему для приятия веры потребен ум нерастленный. Итак, будем внимательны к себе, чтобы нам не растлиться страстями и чтобы в нас не нашла места порча веры.

. Но они не много успеют.

Как же в другом месте апостол говорит: «они еще более будут преуспевать в нечестии» ()? Там он утверждает, что еретики, начав вводить новости и заблуждения, не останавливаются, но постоянно изобретают, более новые. Здесь же он утверждает, что они не обольстят и не увлекут многих, хотя сначала, казалось бы, и совращают некоторых, но скоро сами будут обличены. Посему прибавляет следующее.

Ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

Если не веришь, научись из того, что случилось с теми волхвами. Те были изобличены в, том, что делали призрачные чудеса и обманывали, когда Моисей совершил истинное чудо. Поэтому все, что по существу своему нехорошо, на время только кажется хорошим.

. А ты последовал мне в учении.

Те, говорит, таковы, но ты хорошо знаешь наши отношения, а они не таковы: ты не просто пристал ко мне, но и «последовал» , то есть долгое время пребывая и разделяя все со мной, внимал всему моему и навык. Будь же крепок и борись с противниками. "В учении" , то есть в слове.

Житии.

То есть в жизни и нравах.

Расположении.

То есть в ревности и мужественном воодушевлении. Ибо я, говорит, не только учил, но и исполнял.

Вере.

То есть твердости в истинных догматах, или вере, не дающей в опасностях впадать в отчаяние, но веровать в Бога, что Он избавит.

Великодушии .

По отношению к еретикам. Ибо я не возмущался, но все принимал с кротостью.

Терпении.

В гонениях.

. В гонениях, страданиях.

Я, говорит, не только был гоним, но и страдал. Два обстоятельства особенно смущают учителя – именно, что есть еретики и что приходится страдать. Относительно еретиков было много сказано, когда апостол убеждал Тимофея не смущаться ими. Теперь он говорит о своих собственных страданиях, чтобы ободрить ученика.

«Постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах ."

Говорит об Антиохии Писидийской, о Листрах, откуда происходил Тимофей. Почему упоминает только о них? Так как они были более известны Тимофею, или были недавними сравнительно с другими событиями. Смотри, он не перечисляет их порознь, ибо пишет о них не для прославления, а по нужде, для утешения своего ученика.

Каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

То и другое внушает Тимофею: и я, говорит, имел ревность пострадать, и не оставил меня. Поэтому и ты будь готов, и не будешь оставлен.

. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

И в этом весьма великое утешение. Что я говорю, продолжает апостол, о себе одном? Все, желающие жить благочестиво и по Евангелию, будут гонимы. Гонениями апостол называет здесь не только преследование со стороны неверных, но и просто скорби и печали, которым подвергаются идущие путем добродетели. Ибо жизнь человеческая есть испытание, как говорит Иов, и кто идет тесным путем, тот по необходимости скорбит.

. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться.

. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено.

Будь, говорит, неизменен и «не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие» (). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (), не смутился, когда получил повеление заклать его.

Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания.

Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это то же, что и от Христа; второе – то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете.

. Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.

. Все Писание богодухновенно и полезно.

Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания . Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: «все Писание богодухновенно» . Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: «ты знаешь священные писания» . Апостол говорит теперь: «все Писание» . Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть «Писание богодухновенное и полезное» на все, что он перечисляет далее.

Для научения.

Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания .

Для обличения.

Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.

Для исправления, для наставления в праведности.

Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание .

. Да будет совершен Божий человек.

Исправление, говорит, бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не было недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным (άρτιος ), то есть совершенным, здравым и всегда во всем равным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных – ибо это свойственно неровному душевному настроению, – то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святого Духа, апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным.

Ко всякому доброму делу приготовлен.

Не просто принимай участие в добрых делах, но будь «приготовлен» , то есть совершенно готов; и не только на одно готов, на другое – нет, но на всякое.

III. Призыв к терпению и стойкости (2:1-13)

А. Переносить страдания за Христа (2:1-7)

2-Тим. 2:1 . Напомнив Тимофею о его рукоположении, приведя в пример себя и сославшись на примеры других, Павел на основании всего этого призывает его: Итак, укрепляйся (сравните Еф. 6:10), сын мой, в благодати; не собственной силой, однако, следовало "укрепляться" Тимофею, но Христом Иисусом (сравните Фил. 4:13).

2-Тим. 2:2 . Путешествуя с Павлом, Тимофей не раз слышал, как обращался апостол к десяткам различных людей, возвещая им неизменную в сути своей весть. Это была все та же истина, которую Павел преподал и Тимофею лично. И вот теперь, приближаясь к концу своего служения, апостол призывал его передать ее верным людям, которые были бы способны и других научить (сравните 1-Тим. 3:2; Тит. 1:9). Да станет это служение непрестанным, как бы "воспроизводящим себя" - ради угодного Богу распространения Благой вести об Иисусе Христе.

2-Тим. 2:3-4 . Преданность Божией истине, несомненно, поставит Тимофея в трудные обстоятельства, как произошло это с самим Павлом. Не пытаясь рисовать в розовых красках то, что ожидает его, апостол вновь призывает своего ученика переносить страдания (сравните 1:8) за Иисуса Христа (сравните Иоан. 15:18-20). Опять прибегает он к столь характерному для него образу воина (сравните 1:18). Напрашивалась известная параллель между римским воином, целеустремленным, мужественным, дисциплинированным, безоговорочно послушным своему военачальнику, и служителем Благовестия.

2-Тим. 2:5 . Этот стих можно перефразировать так: "если участвующий в спортивных состязаниях не следует правилам, то и наградой не будет увенчан". То есть от образа воина апостол переключается на не менее излюбленный им образ спортсмена, вызывая в воображении читателя картину Олимпийских игр и проводя мысль, схожую с той, что была выражена им в 1-Кор. 9:24-27. Подготовка и проведение любых спортивных соревнований регулируются определенными правилами; к примеру, от участников Олимпийских игр требовалось принесение клятвы, что к соревнованиям они тщательно готовились не менее 10 месяцев.

Те, у которых не хватало силы и воли исполнить установленные правила, подлежали дисквалификации (если они "подвизались" незаконно). Павел же хотел, чтобы Тимофей "бежал" так, чтобы быть "увенчанным" (сравните 4:7-8). Для этого "подвизавшемуся" на ниве Христовой требовались умение контролировать себя, терпение, известная твердость.

2-Тим. 2:6 . И снова нередкая у Павла метафора - земледелец. Смысловое ударение здесь на трудящемся, т. е. на тяжело работающем земледельце, в отличие от ленивого. Усердие - именно это хочет подчеркнуть Павел в каждой из трех метафор - вознаграждается (сравните стихи 11-12). Усердный воин получает похвалу от своего командира; усердный спортсмен завоевывает приз; усердному же земледельцу первому должно вкусить от плодов. Успех достижим лишь ценой самодисциплины, тяжелого труда и целеустремленности.

2-Тим. 2:7 . Апостол призывает Тимофея поразмыслить над тем, что он говорит ему, и выражает пожелание, чтобы Господь дал ему способность понять все сказанное (разумение во всем; сравните Иак. 1:5).

Б. Терпение ради спасения Христова (2:8-10)

2-Тим. 2:8 . Несколько неожиданно Павел обращается к последнему примеру терпения, удостаиваемого венцом, - к примеру Самого Иисуса Христа (сравните Евр. 12:2-3). Слова от семени Давидова, воскресшего из мертвых, возможно, были взяты из известного Тимофею символа веры или из какого-то катехизиса (сравните Рим. 1:3-4). Упоминание это было беглым, и целью имело не развитие его и толкование, а лишь наведение Тимофея на размышления об этом значительном предмете и о том, какое место занимает страдание в жизни Божьего служителя (сравните 1-Пет. 2:19-24).

По благовествованию моему читается в значении "как я благовествую". Конечно, определение Иисуса через Его прародителя и указание на факт Его воскресения составляли лишь часть Павлова Благовестия, но центральную часть его. В Евангелиях и в книге Деяний Апостолов весьма подробно повествуется как о "генеалогии" Христа, так и о Его воскресении.

2-Тим. 2:9-10 . Проповедь Благой Вести о распятом, но воскресшем Сыне Давидовом и привела Павла в римскую темницу. Значительная часть книги Деяний Апостолов посвящена рассказу о страданиях Павла за дело Христа (сравните 2-Кор. 11:23-32, где о них говорится вкратце). Когда апостол писал или диктовал это письмо, то при каждом его движении звон цепей напоминал ему, что он уподоблен злодею. Но для слова Божия нет уз, - пишет Павел, приравнивая свое благовестие слову Божию (сравните 1-Фес. 2:13; 2-Фес. 3:1).

Силой слова Своего Бог по-прежнему будет действовать через Тимофея и тех людей, которым Тимофей вверит его. Мнимые позор и бессилие апостола не должны были вызывать тревогу, обескураживать. Божие слово осуществляет свою цель, призывая избранных (сравните Кол. 3:12; Тит. 1:1), дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. И если ради этого от Павла требовалось пострадать, он был к этому готов. Все претерпеть было его желанием.

Невозможно поразиться тому, какая пропасть отделяла чувства Павла при конце его жизни от тех, которыми он был одержим поначалу (сравните Деян. 22:4; 26:9-11; 1-Тим. 1:13); в свете этого особым значением наполняются слова, записанные им в 1-Тим. 1:14. Злейший враг святых стал их величайшим другом - в результате того, что в сердце его обильно излилась благодать Господня "с верою и любовью во Христе Иисусе".

В. "Верно слово" (2:11-13)

2-Тим. 2:11-13 . Снова прибегает Павел к "формуле заверения", столь характерной для Пастырских посланий (сравните 1-Тим. 1:15; 3:1; 4:9; Тит. 3:8), - на этот раз вводя ею цитату, содержание которой принимает и одобряет. Возможно, это цитата из песнопения, которым сопровождалось водное крещение. Павел приводит четыре двустишия: 1) Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем - эта мысль проходит красной нитью через всю процедуру крещения; подробно истолкована она в Рим. 6:2-23. Она подразумевает не столько мученическую смерть за Христа, сколько мистическое отождествление верующего с Ним в смерти Его и в жизни (сравните Кол. 3:3). 2) Если терпим (сравните 2-Тим. 2:10), то с Ним и царствовать будем; этот тезис служит более углубленному выражению той же идеи отождествления верующего со Христом.

В предыдущем двустишии смерти противопоставлялась жизнь; в этом контрастная параллель проводится между страданием и прославлением (Рим. 8:17). Наступит день, когда претерпевший Христос воцарится (1-Кор. 13:23), и претерпевшие святые Его однажды станут царствовать с Ним (Откр. 3:21). 3) Если отречемся, и он отречется от нас; здесь подразумеваются возможность отступничества (сравните 1-Тим. 4:1; Евр. 10:38-39; 2-Иоан. 1:9) и кара Господня, которая, в конечном счете, постигнет тех, кто исповедовали Христа лишь временно (сравните Матф. 10:33). 4) Если мы неверны, Он пребывает вереи; тут речь не об отпадении от веры, а о тех верующих, чья житейская стойкость оставляет желать лучшего (2-Тим. 1:13); ибо Себя отречься не может, т. е. не может отречься от Своего обетования даже тем членам тела Своего, которые "плодоносностью" не отличаются. Верность Христа не зависит от "степени" верности христиан Ему.

IV. Признаки доброго служителя (2:14-26)

А. Верность в служении (2:14-19)

2-Тим. 2:14 . Наставления, изложенные в предыдущих стихах, предназначались не только для Тимофея. Но его апостол обязывал напоминать об этом другим. Тому, кто проповедует хорошо осведомленным слушателям, порой достаточно лишь напомнить им то, что они уже знают. Но ефесских христиан следовало заклинать пред Господом (сравните 1-Тим. 5:21), чтоб не вступали в словопрения (сравните 1-Тим. 1:3-4; 4:7; 6:4; 2-Тим. 2:23; Тит. 3:9); прискорбная эта тенденция свойственна была ранней Церкви (Деян. 18:15).

Безудержные споры, порой именно о "словах", т. е. о вещах второстепенных, никак не шли на пользу слушающим, они лишь расстраивали их, и вместе с тем создавали благоприятную обстановку для лжеучителей, подрывавших "в некоторых веру" (2-Тим. 2:16,18). Мысль о разрушительном характере, а, главное, о бессмысленности лжеучений постоянно звучит в Пастырских посланиях.

2-Тим. 2:15 . Тимофею же надо было стараться заслужить своей работой - "верным преподаванием" слова истины (сравните Еф. 1:13; Кол. 1:5; Иак. 1:18) - Божие одобрение. Под "словом истины" здесь понимаются как Писания Ветхого Завета, так и услышанное Тимофеем от Павла. "Верно преподающим" в греческом тексте звучит как "прямо режущим".

2-Тим. 2:14-18 . Непотребного пустословив (сравните 1-Тим. 6:20) удаляйся, - завещал Павел Тимофею. Ибо оно лишь лжеучителям на руку и поражает "тело" церкви, как рак - человеческое тело (это сравнение "из области медицины" звучит убедительно и сильно). Зараженных духовным "раком" лучше всего "ампутировать". Таковы Именей и Филит. О последнем ничего не известно. Именея же Павел еще раньше "предал сатане" за богохульство (1-Тим. 1:20). Эти двое отступили от истины (сравните 1-Тим. 1:6; 6:21) по решающему вопросу воскресения.

Дело в том, что для греческой философии характерно было понимание души как бессмертной субстанции, а тела - как временной тюрьмы его. Поэтому так трудно было грекам принять идею физического воскресения тела - касалось ли это Самого Христа или Его последователей. Отсюда типичные для того времени еретические учения, отвергавшие воскресение тела (1-Кор. 15; Деян. 17:32).

Ересь, распространявшаяся Именеем и Филитом, вероятно, "стояла" на том, что воскресение следует понимать как чисто духовный акт, совершающийся при обращении или крещении. Между тем, воскресение тела - ключевая, как показал апостол Павел (1-Кор. 15), доктрина христианства. Без нее рушится все здание Благовестия. Неудивительно, что Павел говорит о двух упомянутых тут лжеучителях как о разрушающих в некоторых веру (сравните 1-Тим. 1:19).

2-Тим. 2:19 . Однако отпадение их и их последователей не должно было поколебать веру Тимофея. Ибо твердое основание Божие (т. е. Церковь; сравните 1-Кор. 3:10-15; Еф. 2:19-22; 1-Тим. 3:15) стоит, как бы неся на себе печать (сравните Рим. 4:11; 1-Кор. 9:2) из двух "надписей", удостоверяющих подлинность и целостность Церкви. В первой видится намек на мятеж Корея, когда Господь отделил "свое" от чуждого Ему (Чис. 16:5; сравните Иуд. 1:11).

Вторая "надпись" может соответствовать свободному цитированию из Чис. 16:26 или из другого места Ветхого Завета, такого, к примеру, как Ис. 52:11. Обеими соответственно подчеркиваются как суверенный Божий контроль над Церковью, так и обязанность каждого христианина в отдельности отвращаться от зла. Следовательно у Тимофея не было оснований тревожиться за конечную судьбу Божьего дела; от него лишь требовалось не жалеть усилий, чтобы не запятнать лично себя причастностью к тому или иному лжеучению.

Б. "Сосуд в чести" (2:20-21)

2-Тим. 2:20-21 . Павел продолжает свою мысль, углубляя ее, для чего прибегает к новой метафоре. В большом доме - множество разных сосудов; есть золотые и серебряные, но, наряду с ними, - деревянные и глиняные. Первые - в почетном, а другие в низком употреблении. Значение этого образа - в особой одаренности одних христиан и в отсутствии явных способностей у других (хотя и они подчас немалую роль играют в жизни церкви). Но это значение - не главное.

Известно, что в церквах среди так называемых христиан имеются "сосуды", собирающие в себя всю, фигурально выражаясь, "грязь и сор" из дома; это люди нечестивые, как бы они ни называли себя, причем среди них могут быть и по-своему одаренные, и они-то нередко пополняют собой ряды лжеучителей. От таковых Тимофею следовало всячески отдаляться (быть чистым от сего). И тогда он будет 1) сосудом в чести, 2) освященным (т. е. отделенным Богом), 3) благопотребным (т. е. пригодным) Владыке и 4) годным на всякое доброе дело.

Важно помнить, что чистое и отделенное для "почетного употребления" может легко загрязниться через соприкосновение со скверной и сделаться непригодным. Павел же горел желанием, чтобы Тимофей, его любимый ученик, всегда сохранял себя "благопотребным Владыке".

В. Явление верности в поведении (2:22-26)

2-Тим. 2:22-23 . Тимофей был еще молод (1-Тим. 4:12) и, хотя, вероятно, зрел не по годам, мог до известной степени "страдать" психологическими особенностями молодости - нетерпением, нетерпимостью, любовью к спорам, стремлением самоутверждаться, пристрастием к тому или иному. Отсюда призыв к нему апостола: юношеских похотей убегай, а держись правды, продолжал он, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. То есть, давая безусловный отпор лжеучителям, Тимофей всегда должен был быть в мире с теми, кто честен перед Богом. И снова увещевает его апостол, чтобы уклонялся от глупых и невежественных состязаний (т. е. споров; сравните 1-Тим. 6:4; Тит. 3:9), которые рождают ссоры.

2-Тим. 2:24-26 . Лжеучения неизбежно ведут к разделениям, рабу же Господа не следует ни с кем ссориться, но быть приветливым ко всем (сравните 1-Фес. 2:7), способным учить (сравните 1-Тим. 3:2) тех, кто хочет учиться, снисходительным и терпеливым перед лицом разномыслия. Даже со своими противниками должен он быть кротким - в надежде, что даст им Бог покаяние (буквально "изменение сердца и поведения"), ведущее к познанию истины (здесь эпигносин, т. е. "полное познание").

Цель служителя Божия всегда в исцелении, а не в наказании (сравните 2-Фес. 3:15), в том, чтобы созидать, а не разрушать тело Христово. Так что когда братья склоняются к лжеучению, их надо наставлять мягко, в духе Христовой любви - чтобы они освободились от сети диавола (сравните Гал. 5:1; 1-Тим. 3:7; 6:9), который уловил их в свою волю. Ибо как лжеучения, так и все их негативные последствия для Церкви - всегда дело его рук. Но Бог в Своей милости нередко спасает положение - через служение верных Своих работников.

Последнее слово Павла Торжество победы умирающего

Книга Деяния Апостолов заканчивается тюремным заключением Павла, примерно в 63 году по Р.Х. Общее понятие такое, что он был оправдан, возвратился в Грецию и Малую Азию. Потом был вновь арестован, отправлен опять в Рим и казнен, в 66 или 67 году по Р.Х. Это послание Павел написал в ожидании казни.

Предпосылка послания

Преследование Нероном. Великий пожар в Риме произошел в 64 году по Р.Х. Нерон сам сжег город. Хотя, с одной стороны, сам он был как бес, жестокое животное, но с другой — он был прекрасный строитель. Чтобы построить новый, величественный Рим, он сам сжег город, и глядя на это зрелище, он от радости играл на арфе. .Июли подозревали его, а историки рассматривали это как факт, что это он совершил преступление. Для отведения преступления от себя, он обвинил христиан в поджоге Рима.

Библия не упоминает о преследовании христиан Нероном, хотя это происходило в библейские времена и является причиной написания таких книг в Новом Завете как первое послание Петра и второе послание к Тимофею. Преследования Нерона принесли мученическую смерть ап. Павлу и, согласно некоторым историческим данным — Петру. Нашим источником информаций является римский историк Тацит. Он знал, что Рим был сожжен не христианами. Но кто-то должен был быть козлом отпущения за совершенное императором преступление. Там была новообразованная и презираемая всеми секта, большинство из которых были простые люди, бедные, без престижа и влияния, многие из них были рабами. Нерон обвинил их в поджоге Рима и приказал их казнить.

В Риме и его окрестностях множество христиан были арестованы и приговорены к смерти самым жестоким образом: через распятие или, для развлечения публики, их зашивали в кожи животных и бросали на арену на растерзание зверям; их привязывали к столбам, обливали смолой, и их горящие тела служили факелами для освещения садов Нерона ночью, когда он нагой, стоя в своей колеснице, объезжал вокруг, наслаждаясь ночным весельем и видом агонии своих жертв.

В разгаре этих преследований ап. Павел был вновь арестован в Греции или же в Малой Азии — возможно, в Троаде (2 Тим. 4:13) и возвращен в Рим. На этот раз он был приведен римскими агентами как преступник (2:9), не как в первый раз евреями, по обвинению в некоторых нарушениях еврейского закона. Из всего, что нам известно об обвинении ап. Павла, связано, вероятно, с поджогом Рима: мол, не был ли ап. Павел всемирным руководителем людей, которые были наказуемы за их преступления? Очень легко было обвинить Павла в этом преступлении. Было ли это его обвинением, мы не знаем. Христианская религия была официально объявлена незаконной. Это было одно из последствий преследований Нероном христиан и говорило о прикрывающем его способе. Апостол Павел, во всяком случае, был арестован. Его суд продолжался так долго, что он не надеялся на избавление. Во время ожидания в римской тюрьме «времени отправления», он написал это послание-письмо к Тимофею, своему близкому другу и доверенному сотруднику, увещевая его быть вестником Христа, и просил его скорее прийти в Рим, до зимы (4:21).

Победоносная вера Павла

В то страшное время Павел написал это послание, которое является одной из самых прекрасных глав Писания. Быть казненным

за преступление, в котором он не был виновен. Его друзья отказались от него, оставили его одного на страдания. Идеал, за который он отдал всю свою жизнь, на западе — уничтожен преследованием, а на востоке — приходил в упадок. Но ап. Павел никогда не раскаивался в том, что отдал жизнь на служение Христу и Церкви. Он не имел никакого сомнения в том, что хотя Церковь временно побеждена, в конечном итоге, она будет победоносной. У него не было никакого сомнения в том, что в момент, когда его голова будет отсечена от тела, он сразу же пойдет прямо в объятия к Тому, Которого он любил и Которому служил верно. Это послание — ликующее восклицание умирающего победителя.

Заметки о преследованиях в Римской империи

Преследование, в общем смысле, выражает определенное направление или период систематического нанесения наказания или взыскания за принадлежность к определенной религиозной вере. Притеснение или угнетение отличается от этого. Фараон притеснял евреев, Навуходоносор также. Даниил и Иеремия были преследуемы. Но систематическое преследование началось со времен Римской империи. В общем терпимые к чужестранным религиям, римляне столкнулись с христианством из-за формальностей поклонения Кесарю. В этом факте, согласно В.М. Рамзи, заключается основное объяснение преследований. Преследование началось, как социальная реакция, которая позже перешла в политическую. Доказательства этого предположения можно найти в сохранившихся документах (Деяния Апостолов, «Анналы» Тацита, «Послание 10» Плиния). Государственная политика притеснения была перемеживающаяся и, на основании показаний Тертуллиана, была заметно напугана ростом числа христиан. Много литературы было собрано по вопросу трудной темы о законном основании, на котором власти проводили политику в сфере действий, а также жестокости самих преследований. Если брать во внимание антисемитизм Клавдия в 49 году по Р.Х. (Деян. 18:2), при котором христиане не были различаемы от евреев, то тогда Нерон должен быть рассматриваем как первый гонитель. В 64 году по Р.Х. (Тацит: «Анналы» 15:38) этот император использовал малую христианскую общину как козла отпущения, обвиняя ее в поджоге Рима, хотя все подозревали его самого. Казнь Грабрио и Флавнуса Домицианом в 95 году по Р.Х. и высылка Домитилла за «атеизм», и «идя за традициями евреев» (Дно Кассий 67:44), было мероприятием, направленным против христиан — случай, который подтверждает распространение христианства в высших классах общества в конце первого столетия. Известная переписка Плиния с Траяном в 112 г. по Р.Х. (Плиний: «Послания» 10:96,97) говорит о более умеренном преследовании христиан государством, но совершенно без всякого компромисса. Адриан и Антоний Пни следовали политике, введенной Плинием в Битунии в 117-161 гг. по Р.Х. Марк Аврелий был виновен в жестоком преследовании в Лиане (117 год по Р.Х.). В конце второго столетия, после смерти Септимия Севера, пришел долгий период мира, который был нарушен Максимином Траксом, Децием и Валерианам, но без широко распространенных действий и сильной

решительности. Диоклетиан продолжал принятую теперь политику терпимости до 303 года по Р.Х., когда, под давлением Галерия, он начал последний, короткий период жестокого преследования, описанный Локтантием и Евсевием. (Этот исторический период описан в В.М. Рамзи: «Церковь и Римская империя перед 170 годом по Р.Х.»; Е.Г. Гарда: «Христианство и Римское правительство». Вкратце, социальное положение и историческое значение этого периода описано в «Лекциях Тендейля», 1951-1959 гг. Е.М. Блейклоном: «Христианство, язычество и Рим в Новом Завете»).

Зондерванский Библейский словарь в картинках.

Глава 1.

Я знаю Его

Молитва о Тимофее (3-5). Апостол Павел почти каждое свое послание начинает молитвами и благодарениями: Рим. 1:9-10; 1 Коринф. 1:4-8; 2 Коринф. 1:3-4; Ефес. 1:3; Фил. 1:3, 9:4; Кол. 1:3-10;1 Фее. 1:2-3; 2 Фее. 1:3; «терпением вашим» (4),-очевидно, при их прощании в Триаде (4:3). Когда Павел писал первое послание к Тимофею, он был тогда в Македонии, а Тимофей — в Ефесе. Возможно, что там римские солдаты арестовали Павла и быстро увели его в Рим по унизительному обвинению в поджоге города.

Уверенность Павла (6-14). Он видел Христа. Он страдал за Него. Христос, хотя и невидимый, был несомненной действительностью в жизни ап. Павла, его личный, действительный спутник, и он «знал Его» (12) как лучшего Друга. «Проповедник, апостол, учитель» (И): «проповедник»-глашатай Евангелия для тех, кто никогда не слышал о Нем; «апостол»-с прямым, личным авторитетом от Христа; «учитель»-руководитель христианских общин и наших пресвитеров.

Недовольство в Ефесе (15-18). Это было самым печальным положением в жизни Павла. В Ефесе, где он совершил великий труд и обратил почти весь город ко Христу, лживые учителя взяли всех под свое влияние, преувеличили значение ареста Павла и направили церковь против него в то время, когда он нуждался в их любви и сострадании.

Глава 2.

Совет Тимофею

Не связывай себя житейскими делами (1-7). Апостол Павел советует Тимофею принимать плату за свой труд пресвитера, хотя сам он, в большинстве случаев, отказывался от платы, до того времени, пока церкви были духовно крепки. Возможно, Тимофей был из богатой семьи, но потерял все во время преследований. Будучи сдержанным в этом отношении, он, вероятно, нуждался в таком совете.

Переноси страдания (8-12). Павел в то время переносил самое жестокое страдание; будучи хорошим человеком, он был обвинен в преступлении (19). Но заметьте, все его внимание было обращено на «вечную славу» (10). Цитата (11-13), вероятно, была взята из гимна.

Не вступай в словопрение (14-21). Не извращай правильного значения для поддержки каких-либо других учений; церковь тогда,

отойдет от изучения Слова Божьего. Но на протяжении истории Церкви Господь будет иметь остаток преданных «Своих» верующих- (19).

Будь кротким (22-26). Слово Божье в руках кроткого христианского руководства преодолевает противодействия и сохраняет Церковь на правильном пути.

Глава 3.

Тяжкие времена

Приближение падения (1-14). Решительное старание человечества подорвать проповедь Евангелия и помешать действию Христа было одной из основных тем Нового Завета. Об этом говорилось много раз (Матф. 7:15-23; 2 Фее. 2;1 Тим. 4; 2 Петра 2; Иуда; Отар. 17). Ужасную картину (2-5) состояния Церкви, за исключением коротких периодов улучшения, мы видим до сего времени. «Ианний и Иамврий» (8)-имена волшебников фараона (Мех. 7:11-22). «Листра» (11), где ап. был побит камнями- родина Тимофея, который, возможно, был свидетелем происшедшего случая. «Будут гонимы» (12): мы слышали много раз (Матф. 5:10-12; Иоан. 15:20; Деян 14:22; 1 Фее. 3:4), так что, если это придет, мы должны быть готовы к этому.

Библия (14-17) является противоядием против отступления и развращенности в церковной жизни. Римская церковь отстранила Библию и принесла средневековое темное время. Протестанская церковь вновь открыла Библию, но теперь опять пренебрегает ею. Общее неуважение к Библии в современной церкви, "просто потрясающе. Многие известные руководители церквей во имя «современной учености» не только пренебрегают Библией, но с большой интеллектуальной гордостью прибегают ко всем доступным способам подорвать авторитет ее божественного происхождения и отбрасывают в сторону как мешанину «еврейского мышления».

Глава 4.

Последнее слово Павла

Торжественное прощальное попечение (1-5). Павел знал, что день его казни приближается. Он сомневался, что вновь увидит Тимофея или будет иметь возможность написать ему снова письмо. Павел умоляет Тимофея обратить свое внимание на день пришествия Господа и проповедовать Иисуса с непрекращающимся усердием. Снова о ложных учителях (3,4). 0, как это мучило Павла! Превратная решительность людей — искажать Евангелие Христа.

Прощальное слово Павла (6-8). Возвышенное провозглашение благороднейшего человека, который когда-либо жил. Сражавшийся на многих полях старый воин креста, вспоминая прошлую тяжелую и горькую борьбу, восклицает с торжественным ликованием: «Я победил». Вскоре после этого палач освободил душу Павла от изношенного и разбитого тела, чтобы ангелы перенесли ее на лоно его любимого Господа. Мы думаем, что любая триумфальная процессия в честь возвращающихся победителей, какую когда-либо видел Рим, — не идет ни в какое сравнение с ликованием в небесах,

когда Павел вошел в вечный дом. Мы можем догадываться, что как только он прибыл в рай, его первым долгом, после встречи с Господом, было — найти Стефана и просить у него прощения.

Личные дела (9-22). Прибыл ли Тимофей в Рим перед казнью Павла (9),-нам это неизвестно. Первая стадия суда над Павлом была закончена (16). Все выглядело так плохо для него, что три из четырех спутников Павла ушли от него. Остался только один Лука (10-11). Пошел ли Тит в Далматию (10) по своему собственному желанию или был послан Павлом, как они планировали об этом в Никополе (Тит 3:12)-неизвестно. Это были страшные дни в Риме. Известные христиане были казнены. Великий христианский руководитель был под судом. Было опасно находиться вместе с ним. «Марк» (11). Павел хотел его видеть. Они были разлучены несколько лет тому назад (Деян. 15:36-41), когда он был с Павлом во время первого тюремного заключения в Риме (Кол. 4:10). Марк и Петр трудились вместе, и если Марк прибыл в Рим, возможно, что Петр был с ним. Согласно некоторым историческим данным, Петр тоже был в Риме, примерно, в то же самое время или чуть позже. «Фелонь» (13): приближалась зима (21) и ап. Павел нуждался в нем. «Книги» (13), возможно, были части Писаний. «Александр» (14), без сомнения, был тот самый Александр, которого Павел «предал сатане» (1 Тим. 1:20), и который теперь имел возможность отомстить. И он это сделал. Он прошел длинный путь из Ефеса в Рим, чтобы свидетельствовать против ап. Павла, что он и сделал с большим успехом. «Львиные челюсти» (17), возможно, была прикрытая ссылка на Нерона или, возможно, это относилось к сатане (1 Пет. 5:8). Трофим (20): здесь дается очень интересная информация о силе Павла совершать чудеса. Во многих местах через него многие получили исцеление. Но одного из своих любимых друзей он не мог исцелить.

2:1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
Тимофею нужно оставить робость и мужать с помощью укрепления доверия Иисусу Христу в той благодати, которую ему дали по милости, не за заслуги: нести слово благовестия, распространяя его повсюду.
Как это было возможно? При помощи закалки себя самого в смелости и мужественности, стараясь как можно больше практиковаться в решении сложных "задач" поприща Христова, оставаясь в гуще событий христианских собраний и их деятельности

2:2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
Павел показал ему шаги по возмужанию: во-первых, он должен в точности передавать тот образец здравого учения, которому его научил Павел - другим, не взирая на реакцию слушателей, которая не всегда положительна.
Во-вторых - передавать образец учения нужно не «для галочки» кому-нибудь и лишь бы передать – а верным людям, способным так же в точности его передавать дальше. Для этого ему надо было потрудиться в отыскивании верных, проверенных в деле.
В-третьих - людей среди слушателей нужно отыскивать ещё и таких, которые способны были бы научить и кого-то другого.

Павел, давая наставление Тимофею, по сути, показал, каким образом передаётся эстафета правильных знаний об Иисусе Христе - от апостолов 1 века и по сей день.
То, что Павел учил при многих свидетелях - служило средством защиты учений от искажения при дальнейшей их передаче, ибо передавать их тоже следовало при свидетелях, подобно Павлу.

2:3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа .
В этом веке, где «правит бал» сатана - каждый христианин участвует в духовной войне на стороне Бога и Христа Его, поэтому каждый является духовным воином Христа, имеющим духовное оружие в виде слова Божьего, веры, праведности, молитвы и готовности благовествовать (Еф.6:11-18).
Любой воин на любой войне сталкивается с множеством трудностей, ибо сама по себе война и участие в ней предполагает наличие множества проблем. То же - и в духовной войне: христианин должен научиться справляться с множеством неприятностей достойно, сохраняя верность Богу, не робея, не пасуя и не сдаваясь перед трудностями, ведь у воинов Господа - есть гарантированная поддержка свыше.

2:4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику
Как и любой воин, христианин должен посвятить всего себя целиком успешному ведению войны, не отвлекаясь на дела житейские (на дом, работу, семью и т.д. . Римские воины, например, на период войны вообще отрекались от ведения дел гражданских и семейных. Но этот пример не для того, чтобы христианин отказывался от всего, что имел к моменту своего призвания. А для того, чтобы показать степень важности сосредоточения на участии в духовной "войне").
Для того, чтобы угодить военачальнику, воины должны быть мужественными, целеустремленными, дисциплинированными, безоговорочно послушными своему военачальнику.

То же относится и к воинам Христовым - служителям благовестия, если они хотят угодить главному «военачальнику» своей жизни - Богу.

2:5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
Этот текст можно перефразировать так: «если же кто-то участвует в соревнованиях, то он не получит награды, если станет нарушать правила». То есть, от образа воина апостол переключается на образ спортсмена, проводя мысль, схожую с той, что была выражена им в 1-е Кор.9:24-27. Подготовка и проведение любых спортивных соревнований регулируются определенными правилами; к примеру, от участников Олимпийских игр требовалось принесение клятвы; чтобы к соревнованиям они тщательно готовились не менее 10 месяцев и т.д..
Те, у которых не хватало силы и воли исполнить установленные правила, подлежали дисквалификации (если они "подвизались" незаконно)

То же - и с участниками «забега» в Царство Бога, с благовестниками, имеющими шанс достичь награды небесного звания: если они по правилам будут «бежать» свою дистанцию благовестника (длиною во всю жизнь) и добегут до самого конца, не нарушая правил - то награду небесного звания они непременно получат (Евр.3:1)
Павел хотел, чтобы Тимофей "бежал" так, чтобы достичь награды победителя духовных соревнований. Для этого всем "подвизавшимся" на поприще Христовом требовались умение контролировать себя, терпение, твёрдость характера, выносливость и т.д.

2:6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
Павел переходит на ещё одно сравнение христианина с земледельцем. Земледелец славится тяжёлым трудом, поэтому, естественно, он в первую очередь заслуживает вознаграждения за усердие, вкушая плод своего труда от нивы своей.
Так и христианин, трудящийся на Божьей ниве, непременно вкусит плод вознаграждения от Бога.

Если объединить все три метафоры для сравнения с христианином, то получится вот что: усердный воин получает похвалу от своего командира; усердный спортсмен завоевывает приз; усердному же земледельцу первому должно вкусить от плодов. Успех всех (спасение) достижим лишь ценой самодисциплины, тяжелого труда и целеустремленности.

2:7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
Павел очень сильно желает, чтобы Бог помог Тимофею вместить все его наставления и сделать правильные выводы для того, чтобы применять все наставления апостола Павла в дальнейшем своём служении.

2:8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
Иисус Христос пришёл в мир от семени Авраама - Давида из колена Иуды: Бог обещал, что Христа явит миру из рода Авраама по плоти, так и исполнил (Гал.3:16)
И унаследует Христос царский престол над Божьим народом Нового Завета - навеки, как и должно по обетованию потомку Давида (Ис.9:6,7).

Смысл христианской жизни апостола Павла сводился к тому, чтобы правильно свидетельствовать о значении Иисуса Христа, пришедшего на землю от семени Давидова, погибшего и воскресшего. Апостол соединял все эти события в одну линию, понимая, что на Иисусе исполнялось обетование Бога о царственном потомке Давида, царствованию которого не будет конца (2 Цар. 7:12-16).

2:9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
За это благовествование Павел и арестован как злодей: те, кто е го держит в заточении, думают, что этим они остановили благовестие. Однако Павел уверен, что благовестию о Христе Иисусе - не будет никаких преград, так или иначе, а слово Божие «выйдет» за пределы любого заточения и распространится повсюду.

2:10
Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Как известно, все, кому надлежит стать избранниками Бога и чьё появление Бог предвидел задолго до появления грешных потомков Адама и Евы (Еф.1:4, Быт.3:15) - могли появиться и достичь вечного спасения благодаря благовествованию, откликаясь на него своим желанием стать сыновьями Бога (Рим.10:17). Именно ради тех, кто мог бы найтись для Бога и стать Его избранником - Павел и трудился неустанно в благовествовании, и страдал из-за него от преследований, и со стойкостью претерпевал все страдания поприща Христова.

2:11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
Умереть вместе с Христом означает полностью умертвить свои земные члены, порождающие греховные желания и таким "мёртвым телесно" оставаться до самого конца, до физической смерти. У мёртвых со Христом (для всех мирских радостей) остаётся только одна цель - служение Богу.
Лишь только силою духа верующих "мёртвые во Христе" держатся в этом мире ради служения Богу, по внутренней своей сущности - уже пребывая в Божьем Царстве и духовном единении со Христом.
Так вот, если христианину удаётся умереть вместе с Христом для мира сего и греха – то и оживёт он вместе с Христом : после физической смерти такой христианин оживёт так же, как ожил Христос: через воскресение в виде духа (1Петра 3:18).
Как видим, для того, чтобы ожить вместе с Христом, должно выполниться необходимое условие: СНАЧАЛА нужно УМЕРЕТЬ вместе с Христом, то есть, не согрешать в угоду плоти, влекущей ко греху.

2:12 если терпим, то с Ним и царствовать будем;
Если христиане достойно (не согрешая) претерпевают все соблазны и трудности, связанные с исполнением священного служения в благовествовании и праведным образом жизни, то они будут царствовать вместе с Христом целую тысячу лет (Откр.20:4,6)

если отречемся, и Он отречется от нас; если же они «сойдут с дистанции» поприща Христова, увлекаясь соблазнами мира или поступая неправедно под давлением трудностей, не раскаиваясь и не исправляя пути своего – то у них нет спасительного будущего, Бог вынужден будет отречься от них со всеми вытекающими: Божье наказание ожидает всех, кто следовал за Христом лишь временно, эпизодически и когда ему было удобно это делать. Ибо неверный в малом - не может быть верным и во многом (Евр.10:26,27; Лк.16:10)

2:13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
В отличие от Бога, вовеки остающегося верным Своему обещанию - верных спасти, а неверных наказать - христиане могут в конечном итоге оказаться неверными своему обещанию следовать по следам Христовым.
И если такое случится, то Бог, верный своим обетованиям - несмотря на неверность христиан - не изменит своего обетования: все неверные непременно будут наказаны. А все верные обретут жизнь вечную, достигнув спасения. Ибо Бог никогда не нарушает Своего слова.

2:14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих .
Тимофей, поставленный на то, чтобы вразумлять собрания и помогать им не уклоняться от христианского пути, должен был напоминать им время от времени о благословении для верных и наказании для предавших путь Христов. Причём, Тимофею следовало учиться твёрдо пресекать всякого рода препирательства, дебаты и полемику в собрании - в ответ на наставления в слове Божьем.
Всё это сеет смуту в сердцах присутствующих и вредит им, ибо в таких условиях трудно сориентироваться в том, кто из дискутирующих и словоохотливых - прав; они не получают должного и правильного духовного назидания в вере, запутываются и начинают сомневаться в выборе пути Христова. В результате - можно потерять их для Бога.

И ответственность за то, чтобы не превращать встречи собрания в бессмысленную и небезобидную полемику - ложилась на Тимофея как на руководителя собраний в 1 веке, а сегодня - на руководителей современных собраний.

Впрочем, для того, чтобы любое сообщество удерживать в рамках созидательного и интересного общения - необходимо применять строгость к нарушителям дисциплины и провокаторам всякого рода распрей, и ответственность за это всегда ложится на организаторов любых сообществ.

2:15 Старайся представить себя Богу достойным,
Христианин должен проходить своё поприще так, чтобы Бог остался им доволен и мог бы им гордиться.

Делателем неукоризненным вера без дел мертва, поэтому христианин должен, прежде всего, на деле, а не на словах только - проявляться как Божий служитель, которого не в чем упрекнуть. Плод не укоризненной деятельности, например, Тимофея как наставника собраний - должен был бы быть заметен в духовности его собраний, в том, как они участвуют в христианской деятельности и какой образ жизни ведут. То есть, помимо того, что Тимофей сам должен был вести праведный образ жизни и во всём подражать Христу - его делом пред Богом была обязанность научить этому и других.

верно преподающим слово истины в греческом тексте это звучит как "прямо режущим". Главной составляющей Тимофея как делателя безукоризненного была ответственность без искажения и «кривизны» доносить слово Бога и его толкования до слушателей. Он обязан был правильно излагать суть образца здравого учения о Боге, Его намерениях по спасению человечества, о роли Христа Его в спасении, о воскресении людей, о значении христианского поприща и т.д.

2:16 А непотребного пустословия удаляйся; всё, что не вписывается в правильный образец духовных учений - Павел называет непотребным (вредным) пустословием. Тимофей не должен был бы сам пускаться в пространные рассуждения не по теме благовествования, но также, как рассмотрели выше - не превращать слушание слова Бога на собрании - в препирательства, дебаты и полемику (см.2:14 ).

ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
понятно, что Тимофей не сможет физически остановить некоторых ораторствующих в собрании.
И, как ни странно, о тех, кто будет искажать истину Бога - Павел говорит, как о преуспевающих в нечестии своём. То есть, всякие глупости на духовные темы и басни почему-то всегда воспринимаются слушателями гораздо охотнее, нежели образец здравого учения. Это явление - как ни парадоксально, но имеет место и в современных христианских собраниях.

2:17 и слово их, как рак, будет распространяться. В результате этого парадокса - искажённые учения в собраниях распространяются так же стремительно и обширно, как распространяется раковая опухоль в организме больного.

Таковы Именей и Филит, эти двое приведены Павлом в качестве примера распространителей искажённого слова Божьего. Чем они были опасны для христианских собраний? Тем, что считали себя христианами, находились в среде христианских собраний и распространяли свои собственные духовные открытия - под видом истинных учений.

2:18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было,..
В 1 веке апостолы учили истине о воскресении мёртвых, говоря то же самое, чему учил Иисус: что воскресенье из мёртвых состоится в будущем веке, а не в этом. На это будущее воскресение из мёртвых все христиане и надеялись (Иоан.6:40; Де.24:15; Евр.11:35). А Именей и Филлит со временем стали учить иначе, говоря, что воскресение уже было (к примеру, началось давно).

Чему именно учили Именей и Филлит в связи с произошедшим воскресением - трудно сказать. Может быть, они считали, что воскресение христиан уже давно происходит (было), а день оный - это день первого пришествия Христа; что христианин умирает и на третий день воскрешается для вечной жизни, как и Христос Иисус воскрес на третий день.
Может быть, они учили, что воскресение следует понимать чисто как акт духовного воскресения, которое испытывают «мёртвые во грехе» при обращении в веру во Христа и крещении, - а в телесное воскресение они не верили несмотря на то, что именно воскресение тела христианина - как показал апостол Павел (1Кор. 15) - ключевая мысль благовествования о сути спасения через Христа.

И разрушают в некоторых веру естественно, что ложные учения Именея, Филлита и им подобных лжеучителей, произносимые на фоне истинных учений о сути воскресения мёртвых - вносили смятение в умы верующих, особенно - новообращённых. Поэтому Тимофей обязан был оберегать церковь от них (2:14 ) - как и Павел оберегал, пред всеми разоблачая их ложь при помощи слова Божьего (см. 1Тим.1 :20 )

2:19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" .
Факт, что кто-то из тех, кто был христианином иногда отступал от Бога и "отрывал" своих последователей от христианского собрания - не должно было поколебать веру Тимофея: ведь даже если большинство будет увлечено «Именеями и Филлитами», остаток собрания истинных христиан всегда будет стоять на твёрдых основаниях Божьего обетования, во-первых, о том, что Своих Бог никогда и ни при каких обстоятельствах не перепутает с лжехристианами и не даст им сломаться в вере (Ин.10:29)

И, во-вторых, о том, что если кто является Своим Богу, то он не примет неправду «Именеев» - за истину Божью, как заверил Иоанн апостол: «знающий Бога - слушает нас », истинных христиан, а «кто не от Бога, тот не слушает нас » (1Ин.4:6).
А также: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши. (1Иоан.2:19)

Обеими этими «печатями» подчёркиваются как суверенный Божий контроль над Своим собранием, так и обязанность каждого христианина в отдельности отличать истину от лжи (1Ин.4:1). Следовательно, у Тимофея не было оснований тревожиться как за конечную судьбу Божьего дела в целом, так и - за судьбу каждого христианина, покидающего собрания. От него лишь требовалось не жалеть усилий, чтобы не запятнать причастностью к тому или иному лжеучению - лично себя и вверенные его попечению собрания.

2:20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
В большом Божьем Доме всегда будут находиться разные христиане: иные - как драгоценные «сосуды» у Бога, в которых хранится Его святой дух, к ним относятся христиане, хранящие верность до конца и являющие собой делателей не укоризненных.
А иные сыграют роль сосудов для «сбора отходов»: например, появление «Именеев» и «Филитов» в истинных христианских собраниях помогает обнаруживать с их помощью все «нечистоты» , скрытые в собрании под именем "христианин", - и собирать их при помощи сосудов для сбора нечистот типа Именея, Филита и Александра (2Тим.2:17;1Тим.1:20)

2:21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
Кто не соблазнится лжеучениями других или сам не станет их изобретать - того Владыка признает годным на всякое доброе дело, ибо кто в малом оказался верным, тому доверят большое дело (Мтф.25:21).
Но, чтобы оказаться сосудом в чести - нужно позаботиться ещё кое о чём:

2:22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
Тимофей был молод, а молодости свойственны некоторые особенности характера и желаний: максимализм, нетерпение, интерес к полемике, самоутверждению и т.д. – плюс различные желания плоти, свойственные молодости. Для того, чтобы стать сосудом в чести, Тимофею нужно было не идти на поводу у своих личных качеств и желаний, но стремиться к формированию в себе христианских качеств. То есть, если ему и предстояло давать отпор лжеучителям, при этом он не должен был бы ссориться с остальными христианами.

2:23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
Повторное напоминание о пресечении препирательств, бессмысленной полемики и демагогии в собраниях, причиняющих большой вред собраниям (см.2:14)

2:24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
Если Тимофею придётся пресекать распространение ложных учений в собрании, то делать это он должен аккуратно, вежливо, тактично, основывая свои возражения на слове Бога: быть учительным означает быть способным понятно разъяснять слушающим слово Бога.

2:25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
Добрые дела христианина могут благовествовать громче слов, поэтому даже пред лицом разномыслия в собрании - Тимофей не должен становиться агрессивным, категоричным и воинствующим.
Кроткий нрав и доброжелательное отношение христианина, с кротостью разоблачающего того, кто, находясь в собрании, со временем стал изобретать свою истину (здесь не о неверующих идёт речь), может помочь им увидеть свою неправоту, раскаяться, исправиться и вновь обратиться к истине Божией.

2:26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Понимание того, что соверующие могут попасть в сеть дьявольскую и по этой причине увлечься изобретением собственных истин - помогает относиться к ним с сочувствием, а сочувствие к ближнему само по себе исключает всякую агрессию по отношению к нему.
Если понимать, что цель христианства в созидании и исцелении, а не в разрушении - то легко будет настроиться помочь оступившемуся, а не ссориться с ним.
А если настроиться помочь кому-то вернуться к истине, а не наказать - то быть с ними кроткими, вежливыми и тактичными не составит большого труда.

. Итак укрепляйся, сын мой .

Что ты говоришь? Ты сказал, что ты связан, что все покинули тебя, и, как будто не сказав ничего страшного, присовокупляешь: «итак, укрепляйся, сын мой» ! Да, по тому самому, что я нахожусь в узах, ты еще более мужайся. Ибо, если бы я, твой учитель, не терпел этого, то тебе, может быть, можно было бы падать духом, так как ты по молодости и неопытности подвергался бы опасностям. Ныне же немалым для тебя утешением к мужественному перенесению возможных бедствий служит то, что и я сам терплю их, что бедствия происходят естественно, а не от твоей неопытности. Вообще же всякий, меньший в каком-либо отношении, подвергшись опасностям, великое получает утешение, когда видит в таком же положении и большего сравнительно с собой. Видишь, с какой отеческой любовью он предлагает ему свое увещание, говоря: "сын мой" . Словом этим он как бы и душу свою любящую перелил в него. Если ты – сын, то подражай отцу.

В благодати Христом Иисусом.

Укрепляйся не одним только моим примером, но больше всего благодатью Христовой. Ее имей споборницею, чрез нее мы получили власть наступать на змей и скорпионов, и на всякую вражескую силу, и не терпеть никакого вреда.

. И что слышал от меня при многих свидетелях.

Что ты слышал, а не то, до чего сам исследованием дошел, ибо «вера от слышания» . Слышал же ты не тайно, а открыто, в присутствии многих. Под «многими свидетелями» некоторые разумеют закон и пророков, ибо слово мое было из свидетельств Писания.

То передай верным людям.

Не говорит: скажи, но передай, как бы о сокровище. Ибо что передается, сохраняется в целости. Чрез это апостол делает своего ученика более внимательным. "Верным" , не таким, которые искусны слагать силлогизмы и сплетать совопросничества, но таким, в коих можешь быть уверен, что они не окажутся предателями завещания.

Которые были бы способны и других научить.

Что пользы, если принявший, хотя и верен и все принимает без совопросничества, но другим передать учения не может, – или, если он, хотя сам и не изменяет учению, но других такими же сделать не может? Поэтому учителю необходимо иметь два качества: быть верным и учительным. Очевидно, что распоряжение такое делается ему относительно пресвитеров и епископов, а не относительно мирян. Ибо это было бы неуместно, когда сам Павел проповедовал и эллинам, и иудеям. Полагаю притом, что это говорится о некоторых таинственных вещах, которые должны быть переданы верным и учительным.

. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

Видишь ли, что терпеть страдания свойственно воину? Поэтому не терпеть страданий недостойно воина. Следовательно, не должно скорбеть, если кто страдает, будучи поставлен в ряды воинов. Какая честь быть воином Христовым, когда некоторые считают важным быть воинами земного царя!

. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

Это сказано всем епископам и учителям. Сильное выражение: «связывает себя» . Ибо житейские дела точно суть узы и змеи. Под "делами" же дает видеть все хлопоты, сделки, суеты и тяготы житейские. Слова эти внушают: что вяжешь себя? Что вплетаешься в эти обременения и дела хлопотливые? Об одном воинствовании заботься, и таким образом угодишь Христу, избравшему тебя в Свое воинство.

. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

То есть недостаточно выйти на подвиг, или намазаться, или сойтись с противником, если человек не соблюдает законов борьбы касательно пищи, питья, воздержания и самого образа борьбы. Ибо не оставляется на произвол состязаться, как кто хочет, но есть и относительно этого законы, – состязательные. Посмотри на мудрость Павла. Он напоминает Тимофею о воине, чтобы показать, что тот должен быть готов на поражение и смерть, – и о борце, чтобы укрепить его на все и чтобы он постоянно был в подвиге.

. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

Приводит еще третий пример, который особенно близок учителю. Ибо примеры воина и ратоборца относятся и к подчиненным; земледелец не о себе заботится, но о земле, и получает немалое воздаяние от плодородия. Так и учитель, пастырь не напрасно трудится, но сам первый вкушает плода от своих потов. Ибо преизобильно воздаст ему. Посему, чтобы кто не стал скучать и недовольство изъявлять, что воздаяние отлагается на будущее, апостол говорит: вот, в самом труде ты получаешь уже воздаяние; если не другое что, то пользование душ есть великое уже для тебя приобретение. Некоторые разумеют здесь честь, воздаваемую учителям, но это не имеет основания. И смотри, апостол не сказал: делателю, но « трудящемуся» , то есть не слегка работающему, но до утомления.

. Разумей, что я говорю.

Так как апостол обо всем сказал в притче, – о воине, о ратоборце и земледельце, то и говорит: "разумей" . Потому, говорит, я сказал так, чтобы ум твой изострить. Потом молится о нем, как о родном сыне.

Да даст тебе Господь разумение во всем.

Не только в том, о чем я сказал, но и во всех словах и делах.

. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых.

Об этом говорит, имея в виду еретиков. Были и в то время, такие, которые почитали стыдом страдать Сыну Божию, и потому, может быть, придумали призрачность воплощения. до того смирился ради нас, что эти люди стыдятся приписывать Богу такое смирение. Говорит об этом также и для того, чтобы ободрить ученика, показав ему, что и Сам Учитель Христос, страданиями победил смерть. Помни об этом, и не падешь под тяжестью скорбей.

По благовествованию моему.

Были и иначе благовествующие, но следует внимать не им, а моему благовествованию.

. За которое я страдаю даже до уз, как злодей.

Опять собственным примером утешает ученика, говоря как о том, что он страдает, так и о том, что он пользуется дурной славой.

Но для слова Божия нет уз.

Чтобы не сказал кто-нибудь: какая польза от того? И что удивительного, если ты связан? Покажи мне выгоду, покажи мне что-нибудь удивительное; апостол говорит: для слова нет уз. Ибо оно не чувственное дело, чтобы можно было остановить его, когда тело связано. Слово – Божественное дело, слово – Божие: когда мы связаны, оно свободно и простирается вперед. И вот мы пишем и проповедуем, хотя и связаны. Видишь ты чудо, видишь ты и пользу.

. Посему я все терплю ради избранных.

Вот и еще увещание. Не за себя, говорит, я терплю, но для спасения других: не для того, чтобы мне самому прославиться, но для других. Кто же они? Избранные Божии. Итак, если их избрал, то нам должно терпеть все для них.

Дабы и они получили спасение во Христе Иисусе.

И они, как и мы. Как для нас, говорит, пострадал, чтобы спасти нас, так и мы страдаем для них. Так что это – воздаяние, а не дар. Затем, чтобы кто не сказал ему: что ты говоришь? Сам ты в узах и вот-вот погибнешь, а хвалишься быть виновником спасения для других? Не об этом, говорит, телесном спасении говорю я, но о том, что «во Христе Иисусе» , истинном, славном, о вечном спасении души, а телесное спасение не безусловно славно. Слушай, что следует дальше.

С вечною славою.

Не только для того, чтобы спаслись, но и больше, чтобы они и прославились вместе с нами вечно. Посему, хотя узы и постыдны, но они доставляют и славу избранным людям, и славу вечную. Если же – другим, то тем более мне, обложенному ими. Итак, не беспокойся обо мне.

Верно слово.

Так как многие сомневаются относительно будущей жизни и славы, говоря: когда я жив бываю, умираю, а когда умру, жить буду? и тому подобное: поэтому апостол, подтверждая свое слово, говорит: «верно слово» . Какое слово? то, что избранные достигнут славного и вечного спасения.

Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем.

Подтверждает то же самое и человеческими соображениями. Уже и выше апостол представил доказательство этого сказал: «помни Господа Иисуса, воскресшего из мертвых» ; он показал, что Христос воскрес после смерти. Каким же образом подтверждает? Если в скорбях мы участвуем со Христом, то в благах ужели нет? И человек не сделал бы так, не тем ли более Бог, источник правды и благости? апостол говорит здесь и о смерти духовной в крещении, и о смерти телесной чрез страдание и мучение.

. Если терпим, то с Ним и царствовать будем.

Недостаточно дать себя на какую-либо однажды, но навсегда. « Я каждый день» , говорит апостол, "умираю" (). Итак, нужно много терпеть, чтобы нам сподобиться и царствования со Христом.

Если отречемся, и Он отречется от нас.

Апостол подтверждает свое слово и от противоположного. Ибо воздаяние будет не за добрые только отношения к Господу, но и за противоположные тому. «Кто отречется» , говорит Он, «от Меня, отрекусь от того и Я» (). Подумай, что должен будет перенести отрекшийся от Христа?

. Если мы неверны, Он пребывает верен.

Если мы не верим, то Он не терпит от этого никакого вреда; Он истинен. Он неизменен, отрекаемся ли мы, или не отрекаемся от Него.

Ибо Себя отречься не может.

То есть не может не быть. Не такова Его природа, чтобы Ему обратиться в небытие. Он существует всегда, хотя бы мы не исповедывали Его. Поэтому польза или вред от того, признаем ли мы Его, или отрекаемся от Него, в том и другом случае бывает не для Него, а для нас.

Сие напоминай.

Чтобы кто-нибудь не подумал, что сам Тимофей нуждался в таких наставлениях, апостол говорит: напоминай другим.

Заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

Так как это дело имеет приятность и человеческая душа всегда склонна к состязаниям и словопрению, то ты, говорит апостол, засвидетельствуй им пред Богом не вступать в словопрения, то есть: научи, призывай во свидетели Бога, чтобы они знали, что, если будут пренебрегать тобой, Он осудит их. Словопрение не только не приносит никакой пользы и выгоды, но напротив, причиняет большой вред. Ибо стенобитными машинами словопрений низвращается вера слышащих, как некий столп.

. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным.

Объясняет, как он может сделаться искусным, именно, если он будет «делателем неукоризненным» : то есть, если не постыдится делать все, что относится к благочестию. Таким образом заслужишь одобрение от Владыки, если все перенесешь ради Него, все исполнишь. Везде с большим старанием апостол говорит о стыде, потому что для большинства служили стыдом как крест Христов, проповедь о Нем, будто бы невежественная, так и сами апостолы, как люди простые и все терпевшие. Итак, говорит, ты не стыдись.

Верно преподающим слово истины.

Многие или отнимают от него, или прибавляют к нему, а ты веди правым путем. Или, поскольку апостол не сказал: право направляющего, то дал понять нечто иное. Как бы излишние на коже и ремне наросты отсекай, говорит, от проповеди чуждое ей и истребляй мечом.

. А непотребного пустословия удаляйся.

Незлобивым.

В особенности это качество нужно иметь и в ожидании обращения, и постоянного научения, и нескорого отлучения. Смотри, что следует дальше.

. С кротостью наставлять противников.

Со строгостью и бранью душа не может усвоить ничего полезного. Ибо тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего должен быть расположен к учителю. Но как можно быть расположенным к человеку, который сердится и бранится? Почему же апостол говорит: «еретика после первого и второго вразумления отвращайся» ? Там он говорит о неисправимом человеке, о котором известно, что он болен неизлечимо; а здесь речь не о тех, которые уже неизлечимы, что и видно из последующего.

Не даст ли им покаяния к познанию истины.

Может быть, говорит, и будет какое-либо исправление. Слово «не даст ли» употребляется о предметах неизвестных или сомнительных. Следовательно, нужно отступить только от людей, совершенно неизлечимых, сомнительных нужно стараться исправить. Заметь, как он, поучая смиренномудрию, не сказал: не можешь ли ты, но: не даст ли им Господь придти в себя. Если, говорит, и произойдет что-нибудь, то принадлежит Господу; ты не гордись. Поэтому, если и мы убедим кого-нибудь, не будем думать, что мы сами убедили.

. Чтобы они освободились от сети диавола.

Понимай это не только относительно учения, но и относительно жизни. Люди находятся в сети диавола не только по учению, но и по жизни. Следовательно, без озлобления должно исправлять и тех, которые колеблются в жизни. Ибо как воробей, хотя и пойман за одну часть, разумею ногу, находится во власти того, кто поставил сеть; так и мы находимся во власти диавола, хотя бы уловлены были им не всецело, разумею веру и жизнь, а только в жизни.

Который уловил их в свою волю.

В заблуждениях, говорит, погрязают они; но уловленные Богом в Его волю, то есть Божию, может быть, они выйдут из вод заблуждения. Воля же Божия не только в том, чтобы веровать, но и жить право. Следовательно, понимай это не только в отношении к догматам, но и к жизни. Некоторые под выражением «который уловил их в свою волю» разумеют диавола .



Статьи по теме: