Якутская принцесса. Татуировки и украшения алтайской принцессы. Время не пришло

Плато Укок считается самым красивым и таинственным местом горного Алтая. Оно давно привлекает внимание археологов – там были найдены скифские стоянки, захоронения и удивительные каменные алтари древней кочевой цивилизации. И вот как-то раз сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук приступили к раскопкам ничем не примечательного кургана в бассейне реки Ак-Алаха.

Неожиданная находка

Когда был снят верхний слой почвы с вечной мерзлоты, археологи обнаружили древний грабительский лаз, который привел к погребению богатого скифа. В того сопровождали «предметы первой необходимости»: три коня, железные ножи, глиняная утварь. Исследователи начали бережно поднимать наверх то, что не тронули грабители, и тут вдруг под первым захоронением открылось второе: останки шести коней в богатейшей сбруе и саркофаг с мумией женщины европейской внешности.

Открытые захоронения датировали приблизительно IV–III веками до н. э. При этом верхнее из них спасло от разграбления нижнее, разительно отличавшееся по устройству. Это был лиственничный сруб площадью 3,6 x 2,3 и высотой 1,1 м, имитирующий жилище и весь заполненный льдом. Внутри была колода-саркофаг в виде лодки длиной 2,7 и высотой 0,68 м из цельного ствола лиственницы. Саркофаг накрывала двухскатная крышка из того же дерева, украшенная кожаными аппликациями с изображением оленей. В двух местах крышка была прибита к колоде медными гвоздями, очень похожими на современные, хотя их возраст составлял почти две с половиной тысячи лет.

Поражал объем работ, который был выполнен древним строителям. Каким-то образом они смогли доставить на плоскогорье Укок огромные бревна, обтесали их, выдолбили в мерзлом грунте огромную яму. Да еще изготовили необычный склеп, тогда как знатных скифов в те времена хоронили на огромной деревянной кровати, такой, какая была найдена в верхнем захоронении. Даже в наши дни сделать все это непросто!

Описание мумии

В колоде на правом боку – головой на восток, лицом на север – на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина, ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова ее покоилась на войлочной подушке.

Мумия в лаборатории

На женщине была шелковая рубаха до колен коричневато-желтого цвета, тканная из нитей дикого шелкопряда. Все швы ее, горловина и края рукавов обшиты красными шерстяными шнурами. А ведь в то время даже на знатных скифских воинов при погребении на Укоке не надевали рубах: просто шуба на голое тело. Кроме рубахи на мумии была длинная шерстяная юбка, сшитая из трех горизонтально расположенных полотнищ – двух красных и одного белого, – и пояс, который был сплетен из красного шерстяного шнура. На юбке нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. Может быть, красный цвет в отделке и деталях одежды выполнял роль оберега.

Шею женщины украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными же подвесками в виде барсов, которые были покрыты золотой фольгой, в ушах – золотые серьги-кольца, на мизинцах – цветные шерстяные нити.

В находившемся рядом войлочном мешочке обнаружили бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточку из конского волоса, стеклянные бусины различных цветов, коренной человеческий зуб и рассыпавшийся синий порошок – вивианит, минеральный краситель, который использовался с древнейших времен (в Европе он, правда, стал известен только в XIX столетии).

Более всего ученые были поражены прекрасной сохранностью забальзамированного тела. У мумии были удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина. Череп и брюшную полость заполняли какое-то вещество вроде торфа, овечья шерсть, конский волос, какие-то корешки, песок и глина. На теле, покрытом маслами и смолами с добавлением ртути, была отчетливо видна удивительно красивая синяя татуировка. Она полностью покрывала руки женщины. На левом плече красовалось фантастическое животное: по виду олень, но с рогами и оленя и козерога, морду зверя завершал клюв грифона – крылатого существа, наполовину льва, наполовину орла. Такой же стилизованной головой грифона оканчивался каждый отросток рогов. Кроме этого, имелись изображения барана, снежного барса и какого-то хищника с хвостом тигра и страшными когтистыми лапами.

В погребальной камере рядом с колодой обнаружили два низких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с кожаными аппликациями петуха, барса и грифона. На деревянном столике находились припасы в дальнюю дорогу из лучших кусков мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который был воткнут большой железный нож.

Уникальная мумия была доставлена в Институт археологии и этнографии СО РАН, поздней ее восстановлением занялись в Научно-исследовательском центре биологических структур (Институт Мавзолея) в Москве.

Кем она была?

Мумия Принцессы Укока

По облику таинственная женщина резко отличалась от скифов – высокого роста, тонкие европейские черты. Кем она могла быть при жизни? Где ее родина? Как оказалась на Алтае? Ведь, если судить по богатству погребального «приданого», умершая должна была занимать высокое положение в социальной иерархии. А у скифов женщины никогда не пользовались влиянием, не говоря уже о власти. Выходцам из других племен скифы добровольно никогда бы не подчинились. А здесь явно и почет, и влиятельность.

Вначале исследователь решили, что это останки очень знатной женщины. С легкой руки журналистов ее начали именовать Принцесса Укока, Алтайская княжна или Алтайская принцесса. Однако со временем покойную «разжаловали». Зам. директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин заявил, что, судя по предметам, обнаруженным в захоронении, а также по обряду погребения, древняя женщина была скорей всего жрицей.

Однако кем бы она ни была, местное население на протяжении всех этих лет требовали возвратить мумию на место ее последнего упокоения. Дело в том, что на Алтае существует культ предков и прикасаться к их праху запрещается – иначе можно разгневать духов. Принцесса Укока же, по мнению многих, является прародительницей народов, живущих сейчас на Алтае, легендарной принцессой Кадын.

Больше того, считающие Землю живым организмом алтайцы верят, что Принцесса Укока – хранительница планеты, и если ее не возвратить в родные места, может разразиться настоящая катастрофа. Некоторые люди даже уверяют, что слышали голос Принцессы, которая просила вернуть ее на родину.

Проклятие алтайской принцессы

Колода, в которой была захоронена Алтайская принцесса.

Тем временем в Новосибирске продолжали изучать мумию. Долгое время никаких бед не происходило. Мистические же события начали происходить ровно спустя 10 лет после того, как была потревожена древняя могила. 2003 год, сентябрь – Алтай сотрясло страшное землетрясение, эпицентр которого совпал с тем самым местом, где некогда покоился таинственный прах. Землетрясение было до такой степени сильным, что находящееся неподалеку село Бельтир было разрушено до основания.

После этого республику захлестнули новые беды: случилось множество наводнений, резко возросло количество самоубийств. Жители горного Алтая верили, что землетрясения, пожары и другие беды обрушились на Алтай только потому, что была потревожена древняя гробница. Не остались в стороне и шаманы. Они уверяли, что все эти несчастья прекратятся только после того, как мумия шаманки вернется на родину. После этого правительство запретило на юге горного Алтая любые археологические работы.

И вот в 2012 г. ведающие люди, как их там называют, поднялись на плато Укок и провели там специальный обряд. Дело в том, что мумию в конце концов решили вернуть в Горно-Алтайск и обряд проводился для того, чтобы духи предков попросили Принцессу не сердиться на тех, кто вновь посмел ее «разбудить», и ничто не омрачило ее возвращения. Ведь 19 лет назад вертолет, на котором мумия перевозилась в Новосибирск, едва не потерпел катастрофу и совершил вынужденную посадку.

Может быть, именно благодаря обряду, в котором принимали участие также шаманы из Тувы и Хакасии, транспортировка прошла благополучно. Мумию перевозили на вертолете «Ми-8» в специально оборудованном саркофаге. Теперь принцесса Укока будет храниться в реконструированном Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина в Горно-Алтайске. Специально для древней гостьи у здания музея возведено строение в форме погребального кургана, в котором и поместили саркофаг с мумией. По последнему слову техники созданы все условия для их длительного хранения. Ведь никто не хочет узнать, что произойдет, если принцесса нашлет проклятие снова…

В последнее время Алтай накрыла волна природных катаклизмов: землетрясения, небывалое по разрушительной мощи наводнение, град размером с хорошее куриное яйцо, разбивавший стекла в домах горноалтайцев, аномальные ливни, которые идут стеной неделю кряду…

Кто-то видит во всем этом обычные проявления матушки-природы, а кто-то винит новосибирских археологов, которые в 1993 году на кургане Ак-Алаха-3 плоскогорья Укок обнаружили захоронение 25-летней женщины, лежавшей в позе новорожденного в ледяной «линзе».

Шаманы Горного Алтая поспешили назвать ее легендарной прародительницей алтайского народа принцессой Кадын, или Очы-Бала, а жители алтайцы с подачи СМИ окрестили ее принцессой Укока. Но ученые настаивают: не стоит называть таинственную незнакомку принцессой, она — обычный представитель среднего рода пазырыкского общества. Мы попытались с помощью новосибирских и бийских археологов пролить свет на эту таинственную и загадочную историю…

Раскопки принцессы Укока

Итак, в 1993 году на плато Укок высадилась экспедиция археологов из Новосибирского института археологии и этнографии под руководством доктора наук Натальи Полосьмак — ученые исследовали курган Ак-Алаха-З, который был давно разграблен и находился в полуразрушенном состоянии.

Сначала наткнулись на разоренное захоронение железного века, углубились дальше — и вот она, сенсация мирового уровня! Под «разорением» — более древнее погребение, сохранившееся в своем первоначальном виде, но заполненное изнутри льдом.

Несколько дней ученые топили лед, а когда ледяные оковы спали, то взору археологов предстали шесть коней в полной боевой выкладке и деревянная колода, в которой, подогнув к животу длинные ноги, лежала мумия молодой женщины в рубашке из китайского шелка, шерстяной юбке, шубе и в чулках-сапогах из войлока. Обритая голова, парик из конского волоса, руки и плечи испещрены татуировками — на левом плече фантасмагорический олень с клювом грифона и рогами козерога.

Ученые сразу вынесли свой первоначальный «диагноз»: судя по всему, захоронение относится к скифской Пазырыкской культуре, которая была распространена на Алтае две с половиной тысячи лет назад. Девушка совсем не знатного рода, но и не простолюдинка, может быть, хранительница сакральных знаний, принесшая себя в жертву. Мумия была доставлена в лабораторию Новосибирского института археологии и этнографии для детального изучения. Такая находка позволила бы ученым «узнать будущее, считывая прошлое».

Некоторые СМИ таинственно писали, что во время транспортировки мумии у вертолета, в котором находилась команда Натальи Полосьмак, отказали турбины — одним словом, мистический квест принцессы Укока благополучно начался.

Легенда принцессы Укока

Алтайские шаманы тоже сделали официальное заявление: археологи потревожили древнейшее захоронение прародительницы алтайского народа принцессы Кадын (Очы-Бала), и если мумию ученые не вернут на место — быть стихийным бедствиям. Кстати, вполне возможен и конец света, который, по их предсказаниям, должен произойти уже в этом году.

По преданиям, хранительница покоя Ак-Кадын (Белая Госпожа) принесла себя специально в жертву, чтобы сакрально сдерживать темные силы, которые пытаются прорваться в наш мир из низших слоев, и перемена ее мистического «места жительства» пагубно скажется на всеобщей гармонии. Принцесса Кадын стояла на страже врат подземного мира и относилась к высшей касте жриц-охранительниц.

Одним словом, шаманы забили в свои бубны, их в свою очередь поддержали уфологи и метафизики, которые высказывали туманные предположения, что принцесса Кадын — представитель внеземной цивилизации.

С отъездом принцессы Укока в Новосибирск начались мистические волнения среди алтайцев, искусно подогреваемые СМИ, шаманами, метафизиками и интеллигенцией Республики Алтай, которые поспешили объявить мумию «нашим всем».

Катаклизмы и даже исторические события (к примеру, раскопка кургана на Укоке совпала с датой правительственного кризиса — 31 июля 1993 года) выстраивались в единую логическую цепочку — принцесса Алтая сердится, ее нужно возвращать на родину. Не помогали официальные выступления ученых, которые, опираясь на генетический анализ мумии, объявили — погребенная девушка относилась к европеоидной расе и к алтайскому народу отношения не имеет.

— С моей точки зрения, это шаманство, — говорит историк, археолог и краевед из Бийска Сергей Исупов, который вместе с новосибирскими учеными занимался «жизнеописанием» принцессы Укока.

Принцесса Укока — не что иное, как удобная мифология, придуманная местными шаманами, которая нашла отклик в сердцах «золотой интеллигенции» Горного Алтая. Это девушка не может быть принцессой Кадын, хотя бы в силу своих генетических особенностей — она принадлежит к европейской расе, к скифской эпохе, об этом красноречиво говорят результаты научных изысканий, которые были проведены новосибирскими учеными. Она не может быть прародительницей алтайского народа. Понимаете, эта сенсационная находка команды Натальи Полосьмак имела огромное интернациональное значение, можно было еще очень долго изучать этот материал.

— Не стоит называть ее принцессой, — в свое время говорил академик Вячеслав Молодин. — Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте — а мы вернем принцессу на Алтай. Все это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай. Самое интересное, что эта мумия — далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В 30-е и 50-е годы при раскопках Пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И, слава богу, никто не требует их вернуть. Причем это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества.

Общественность Республики Алтай все-таки добилась своего — в 2012 году принцесса Укока вернулась из лабораторий новосибирского института в Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске . Казалось бы, противостояние ученого мира и алтайского народа закончилось: хранительница мира Кадын вновь на родной земле, а значит, стихийные бедствия, массовые самоубийства и падеж скота должны закончиться. Но…

Захоронение принцессы Укока

Страшное наводнение, в результате которого были разрушены мосты, плотины и затоплены сотни деревень, сел и городов Алтая, вновь подняло массовое недовольство: принцесса Кадын не должна лежать в музейном саркофаге, ее нужно вернуть в родную землю — на плато Укок. Древние люди были мудрее нас и понимали, что покой жриц, охраняющих врата подземного мира, нельзя нарушать.

Сейчас в Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения. Как сообщают краевые СМИ, председатель оргкомитета Акай Кине даже собирается обратиться к новосибирским археологам за помощью в захоронении принцессы Кадын на плато.

— Ну что ж, это их решение, — говорит Сергей Юрьевич. — Они добивались того, чтобы мумию вернули в Горный Алтай — ученые пошли навстречу и свернули все свои работы, которые в будущем могли стать настоящим мировым открытием в области «кто мы и откуда мы?». Теперь они хотят ее захоронить… Я выскажу свое субъективное мнение: мы потакаем «средним» людям, наделенным вполне обывательским мышлением. Знаете, мы поднимали огромные пласты алтайской мифологии и подходили к этому вопросу с научной педантичностью — никакой связи между найденной в кургане девушкой скифской эпохи и принцессой Очы-Бала мы не нашли.

…Принцесса Укока продолжает бередить умы — и ученых, и эзотериков, и шаманов, и просто любопытных людей, жадных до такой мистической пищи для ума. Успокоится ли Белая Госпожа, которая, по легенде алтайских шаманов, обещала во второй раз не прийти, а «приплыть» в свое сакральное жилище?

Многим известна история женщины, которая была найдена на Алтае и стала носить имя Алтайской принцессы Укока Очы-Бала или принцессы Кадын .

После того, как принцессу достали из естественного места захоронения, где она покоилась, как считает наука, более 2 тысяч лет, её переместили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке, где она находилась вплоть до сентября 2012 года. В настоящее время мумия находится в Национальном музее имени Анохин, где, как говорят учёные, ей предоставили все условия для комфортного пребывания.

Сегодня хотелось бы приоткрыть тайну принцессы Алтая, которая так и не открылась ученым, но которую удалось узнать альтернативным способом через осознанные сновидения.

…Итак, во сне мне удалось переместиться в то время, когда жила принцесса, и оно оказалось намного древнее, чем предполагали ученые, а также увидеть ее историю и узнать ее настоящее имя. Ведь Кадын, в переводе с тюркского, это просто «госпожа», а «Принцесса Укока Очы-Бала» — это имя, которое дали мумии журналисты и жители Республики Алтай. Укок — от имени плато, где она и была найдена.

…Впереди простирается прекрасная долина, окаймленная величественными горами. Где-то внизу извивается серебряной лентой река. Я слышу внутри себя, что это Алтай, плато Укок, что здесь жила та самая принцесса Алтая…

И вдруг, сгустился густой туман, а когда он развеялся, то та же долина показалась другой и река имела другое русло. Но горы были также величественны. По берегам реки виднелись, словно россыпь камней, белые юрты, а вдали – табун лошадей.

И вот я уже вижу источник света. Это круглое, если смотреть сверху, каменное сооружение, наподобие Стунхенджа. Верхушки огромных камней – мегалитов еще освещало уходящее солнце. Но что-то сияло из центра сооружения так, что световой столб уходил в небо.

Возле храма, а внутренний голос сказал, что это был храм, стояли люди и несколько лошадей. На головах у мужчин и женщин красовались странные головные уборы в виде островерхих шапок с отворотами, которые были расшиты голубыми и розовыми камнями. Люди кутались в темные шерстяные или войлочные одеяния.

Но вот в храм из-под нависающей скалы вошли три девушки-жрицы. Две из них были похожи как две капли воды. А одна, как мне показалось, была их помоложе моложе, почти девочка. Они были не похожи на собравшуюся толпу. На них были надеты белые рубахи до пят, подпоясанные золотыми поясами. А на головах были еще более странные головные уборы. Что-то наподобие обруча с плоским и очень высоким гребнем сзади, из-под которого спускались стянутые в пучок длинные черные волосы.

…Вдруг, я оказалась в теле самой молодой жрицы.

«Я теперь знала, что это храм Света. И, что еще есть храм Огня за горами на востоке.

Сегодня мы должны совершить выход навстречу нашим братьям и сестрам со звезд, откуда мы пришли, чтобы они нам могли бы передать изумрудный кристалл, который бы отвел от этих мест полчища демонов из низких миров. Люди, что собрались у храма ждали вместе с нами.

На мне были одеты специальные ритуальные предметы, как и на моих старших сестрах–близнецах. Они были сделаны из золота и изображали драконов, грифонов, лошадей. Это были браслеты и ожерелье, серьги и пояс, а также круглая свастика на лбу. Моих сестер звали Уэдэ и Удэйэ. Так же мы были защищены рисунками на теле, которые были самыми сильными оберегами, ведь этот мир был таким диким и враждебным. Но мы пришли хоть чуть- чуть его исправить.

И вот мы запели древний гимн и звуки слились со светом, испускаемым древним кристаллом, что мы положили в основание храма, еще как только пришли на эту планету. Свет понесся вверх, разрезая пространство и время. И вот на его луче стал проявляться зеленый блеск. Вот он ярче и ярче и вот уже изумрудный кристалл завис в луче света. Мы протянули руки и он упал к нам в ладони и был горячим.»

Удэйэ (На портрете Алтайская принцесса изображена не в тех одеждах, в которых ее захоронили. Ее захоронили в специальных одеждах, в которых она никогда не ходила при жизни. На этом портрете же она — в одеянии жрицы кристалла)

Но тут я вылетела из тела и увидела всех со стороны. Девушки положили кристалл на алтарный камень и он растворился на нем, испустив ярчайшее сияние. Задрожала земля и горы. А внутренний голос сказал: «так был закрыт портал в темный мир, откуда в мир людей проникали демоны»

И вот картинки поплыли передо мной. А голос продолжал: «сейчас ты увидишь историю». И вот как в тумане внизу рушатся города Атлантиды, и волны потопа накрывают сушу. А вот гигантский ледник начал двигаться с севера, как было сказано, после погружения в пучину Гипербореи, что произошло аж через 2 тысячи лет после гибели Атлантиды. Тысячелетия мелькали как запись кинопленки.

А голос продолжал: «Любая катастрофа планетарного масштаба изменяет Кристалл планеты. Он разрушается, и очень долго потом восстанавливается, но восстановиться до первоначального состояния, увы, не может. Во время таких встрясок нарушаются энергетические, пространственные и временные параметры. При этом открывается множество порталов в параллельные миры, в другие инопланетные миры Вселенной, как высшие, так и низшие, населенные голодными духами-демонами. То есть раскрываются миры света и тьмы и все это перемешивается, проходы запутываются и образуются пространственно-временные тупики и лабиринты. Наступает хаос и агрессивные темные пространства с их сущностями начинают захватывать мир. Нарушается эволюционное развитие планеты. Именно в такие времена наступали великие переселения народов, когда неизвестно откуда взявшиеся орды дикарей начинали крушить цивилизации. Именно в это время наступают временные искажения. И потом ученые не могут разобраться в датировке событий или ставят совсем не ту дату. И то что было 10 тыс лет назад исследования относят к двум тысячам или наоборот к миллионам лет назад. То есть полная путаница. И ни один метод ученых не определит правды, ибо даже на физическом плане породы и предметы будут с измененным временем.

Так открылся жуткий пространственный портал в районе пустыни Гоби, и стали оттуда вываливаться демоны, которых можно было увидеть невооруженным глазом. (Их образы дошли до нас в страшных масках Тибета, Монголии, в азиатских сказаниях.)(Позже этот портал открывался в эпоху Великого переселения народов. Тогда через него вывалились орды дикарей из параллельных миров).

Но во все времена через порталы приходили и помощники из далеких звездных систем».

Так пришли три сестры в горы Алтая чтобы охранять один из порталов и закрыть выходы в темные миры. Алтайские легенды донесли до нас кое-что о сестрах-близнецах, правда имена их забылись, как и их младшей сестры.

И вот снова я вижу, как эти девушки в длинных белых одеяниях держат в руках какие-то приборы, излучающие световые лучи. И с помощью них они передвигают огромные камни и ставят их в круг, а затем по спирали. Так строили храмы Света и Огня, чтобы закрыть темные порталы и оградить местных людей от воздействия демонов и сил тьмы, как было сказано. Еще было сказано, что простой человек попадая в зону портала может погибнуть, разматериализоваться, резко состариться, смотря в какой близости от провала находится. Так что эти места были опасны для людей, и причем еще представляли постоянную угрозу землетрясений.

Только посвященные жрецы и жрицы могли проходить через порталы в светлый мир, так как обладали той энергетикой, которая выдерживала переход. Но темные дыры и тупики были опасны и для них.

Было сказано, что Уэдэ, Удэйэ и их сестра пришли на Землю через портал на Алтае 10 тысяч лет назад и жили там очень долго, практически не изменившись и оставшись молодыми около 4 тысяч лет. Все это время они хранили входы в другие миры. Они создали общину. Нечто вроде монастыря при храмах и люди тоже помогали им.

Но как сказал внутренний голос, примерно 6 с половиной тысяч лет назад случилась новая катастрофа. Именно она связана с библейским потопом, произошедшим в Месопотамии. именоо она открыла огромный черный портал в пустыне Гоби, откуда стали вылетать демоны и материализовать себе тела людские.

И тут я снова вдруг оказалась в том храме, в теле той же девушки.

«…Кристалл света, который мы привезли с далекой звезды что-то потускнел. Странные всполохи в небе уже какой день. И это землетрясение чуть не повалило древние камни храма. И трясет постоянно, день за днем. Горы трещат. И эти ливни. Что-то случилось. Старшие сестры сказали, что похоже нам не справиться, но мы сделаем все что можем, что бы нам это ни стоило.

Сегодня будет последний обряд мы либо закроем дыру в темный мир либо погибнем в этих телах, как говорят люди. На самом деле гибели нет, есть только смена тела и все…

Но эта планета должна остаться жить.

…И вот мы снова пробуждаем древний кристалл под основанием храма. Теперь наш гимн и заклинания должны навсегда закрыть вход в те миры. И мы останемся здесь и не сможем вернуться домой в этих телах. Но наше решение не отменить.

Кругом поплыл туман, под звуки бубна и тайных звуков заклинаий. И вот кристалл загорелся фиолетовым, а затем слепящее белым светом. Загремел гром, и задрожала земля и камни. И тут свет залил все. И больше я ничего не видела кроме него. Когда же снова появились видения мира, то камни храма оказались расколоты на множество мелких камней, скала что была сзади (там была дорога домой и там же была дорога в мир демонов, два пути разветвлялось) стала гладкой и темной. Дороги назад уже нет. Мы остались здесь и силы оставили нас. Больше нет связи с домом, а наш кристалл вошел глубоко в землю и закрыл собою дыру в темный мир, и заодно и в наш мир тоже. Темное здесь на Земле, в пространстве этого трехмерного мира всегда рядом со светлым. Таково это пространство.

Но гром продолжал греметь и из-под земли показались всполохи пламени. Демоны пытались снова вырваться на свободу. Удэйэ сказала, что только наши знаки на теле (татуировки) остановят их. Поэтому мы собрали общину людей и сказали им все как есть. И то, что мы оставляем свои тела здесь, и где следует их похоронить, чтобы навсегда запечатать вход в темный мир, чтобы больше не было бедствий на этой земле.

И сказала она, чтобы люди передавали всегда своим потомкам, о том, что нельзя нарушать наши курганы и место погребения кристалла. Иначе начнутся бедствия для всех сторон и народов и языков . (Конечно это был смысл ее речи, ведь она говорила на языке того времени и того народа)

…И вот в специальных тайных местах мы погрузились в медитацию, чтобы покинуть тела. И вот мы свободны, но мы не отправимся домой, мы останемся пока здесь, чтоб помогать людям»..

И тут снова меня окружил туман, и я уже вижу все со стороны. Странно как то как в старой хронике поплыли кадры. И вот уже похороны жриц, шаман читает заклинания, горят специальные травы, на жрицах специальные одежды с высоченными головными уборами, означающими путь, дорогу, и специальные амулеты, чтобы наглухо закрыть проход демонов в этот мир.

Но вот вроде пронеслось очень много времени. И передо мной все та же долина.

И внутренний голос продолжил свой рассказ. «Когда ваши лжеученые раскопали могилу Удэйэ, а именно так звали ту, которую вы считаете принцессой Алтая, они нарушили энергетику и древнего кристалла и все то, что сделали сестры. Вот почему на Алтае начались землетрясения тогда. Сестры как могут до сих пор сохраняют кристалл и спасают землю Алтая и в целом планету, потому что именно на Алтае находится ключевой портал – северные ворота в Шамбалу – страну высшего света, а так же дороги к другим планетам, но и одновременно дороги в низшие миры антимира. Подобный портал есть в горе Кайлас на Тибете.

Если нарушить хотя бы один из них и дать возможность перевеса темным силам – пострадает не только планета Земля, как узловой пункт на стыке мира света и антимира, но и вся Солнечная система и вся галактика Млечный путь, расположенная на перекрестке миров. Люди даже не догадываются о последствиях. Одно из которых возможно поймут астрономы. Это — образование гигантской черной дыры, которая может поглотить всю галактику. Так было сказано.

И еще было сказано, что Удэйэ, алтайская принцесса, как назвали ее люди, очень благодарна тем, кто сейчас в наши с вами дни боролся за возвращение ее мумии на Алтай. Конечно, в идеале ее должны были положить туда, где нашли. Но представители темных сил в лице ученых уже сделали свое черное дело, раскопав курган и почти уничтожив мумию, отливая ее кипятком из вечной мерзлоты. Внутренний голос назвал это преступлением.

Удэйэ, принцесса Кадын и ее сестры до сих пор помогают и заботятся о людях Алтая и Земли. Именно они сделали так чтобы не было жертв при землетрясениях. Землетрясения не месть алтайской принцессы, а следствие раскопок.

Нельзя дальше вести раскопки в том районе. Сестры пытаются скрыть древние курганы и святилища от лжеученых, похожих на маленьких детей, потрошащих куклу, чтобы узнать, что у нее внутри. Но потрошат они бомбу замедленного действия. Так было сказано….

Записала Валерия КОЛЬЦОВА

В XXI веке ученые раскрыли тайну гибели легендарной алтайской принцессы. О достижениях химии, физики и генетики, которые стирают белые пятна истории, рассказывает «Наука 2.0».

Она умерла 2500 лет назад — загадочная 25-летняя девушка с татуировкой оленя на левом плече. Во всем мире ее знают как алтайскую принцессу. Тайна ее жизни и смерти до сих пор будоражит умы ученых. Почему алтайскую мумию похоронили вдали от семейных курганов? Кем действительно могла быть принцесса Укока? И самое главное — что стало причиной ее смерти?

Республика Алтай


Алтайское плато Укок. Небольшое плоскогорье, расположенное на стыке четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. В железном веке здесь пасли скот воинственные кочевники — пазырыки. Здесь же под насыпными каменными курганами они хоронили своих близких.

В 1993 году раскопки одинокого кургана на Укоке привели к сенсационному открытию. Курган был уже разграблен и вроде бы бесперспективен. Но группа ученых под руководством археолога из Новосибирска Натальи Полосьмак выбрала именно его. Судьба?

Под разграбленной могилой ученые обнаружили еще одно — нетронутое — погребение. Перекрытие из 11 бревен скрывало деревянный саркофаг, домашнюю утварь и останки шести лошадей, похороненных вместе с хозяином. Как и многие народы, пазырыки верили: смерть — это не конец. А в новом, загробном существовании человеку будет необходимо многое из земной жизни.

Новосибирск, Академгородок


Сделанная до н. э. сбруя и сегодня впечатляет изяществом резных линий. Эта красота дошла до нас благодаря редкой естественной консервации. Вскоре после похорон в погребальный сруб проникли подземные воды. Резкое похолодание превратило их в толщи льда. Вода замерзла и не оттаивала 2500 лет. Вечная мерзлота, как холодильник, спасла пазырыкские находки от губительного воздействия времени. Оставался самый важный вопрос: кого с такими почестями похоронили тысячи лет назад в деревянном саркофаге?

Ледяной саван полностью скрывал фигуру похороненного. Когда археологи осторожно растопили лед, то увидели мумифицированные останки. Забальзамированная девушка лежала на боку, в позе спящего человека. На ней были шерстяная юбка, рубашка из китайского шелка, парик и замысловатый головной убор. Перед пазырыкскими богами неизвестная должна была появиться в своем лучшем одеянии.


Древний мастер изобразил на теле девушки причудливые рисунки: смесь реальных и фантастических животных. Ученые уверены, что пазырыки делали татуировки не только для красоты — они использовали их как паспорт или визитную карточку.

На левой руке алтайской мумии археологи насчитали четыре татуировки. Самая крупная — мифический олень с клювом грифона и рогами козерога. У некоторых народов Азии это фантастическое животное символизировало связь с потусторонними мирами. К сожалению, однозначно расшифровать значение этой татуировки сегодня практически невозможно.

Кем же была девушка с Укока? Почему она умерла в таком молодом возрасте? И, наконец, как выглядела эта загадочная женщина?

Москва, Лаборатория антропологической реконструкции им. М. Герасимова


С 50-х годов прошлого века сотрудники лаборатории создают уникальную портретную галерею, которая в буквальном смысле слова олицетворяет прошлое. Лица давно умерших людей воссоздаются по их черепам. Высота скул, разрез глаз, форма носа и даже ушей — по словам ученых, всю эту информацию хранит череп. Ее нужно только правильно считать.

Реконструкция лица — долгий и кропотливый процесс. Слой за слоем ученые накладывают на костяное основание скульптурный пластилин. Его окончательная толщина и форма рассчитываются с помощью программы черепно-лицевого соответствия.

Это лицо антропологи восстановили в 1995 году. Именно так, по их мнению, выглядела девушка из Укока. Реконструкция не оставляет сомнений: перед нами — представитель европеоидной расы. Это же подтвердили и исследования ДНК алтайской мумии.

Мумию Укока изучают уже больше 20 лет. За это время с ней было проведено множество исследований. Например, удалось полностью восстановить пазырыкский обряд бальзамирования.

Ученые поняли, что забальзамированное тело не сразу было предано земле. От момента смерти до погребения прошло как минимум три месяца. Все это время загадочная женщина продолжала играть особую роль в жизни своего племени — ее, например, сажали в какие-то кресла, что видно по следам на теле.

При этом сложный, трудоемкий обряд бальзамирования — признак неординарного статуса умершей. Почему ее удостоили таких почестей?

Археологи категорически отрицают гипотезу об алтайской принцессе. Ее курган намного меньше величественных захоронений пазырыкской знати. Но главное — он расположен вдали от всех родовых могильников. В древних культурах так поступали с женщинами, род деятельности которых предполагал обет безбрачия. По мнению ученых, она была, возможно, целительницей или шаманом. Вдыхала периодически пары меди и ртути (это установили благодаря химическим анализам), что было связано, скорее всего, с какими-то обрядами.

Вредные испарения, безусловно, вредили здоровью женщины. Но они не могли привести к летальному исходу. Так от чего же умерла алтайская шаманка? Ученые предположили: виновата болезнь. Но какая?

Исследованием заболеваний древних людей сегодня занимается специальная наука — палеопатология.

Москва, Институт археологии РАН

В 2010 году завернутую в термостойкий материал мумию отправили на томографическое исследование. Однако получить быстрый результат не удалось. Магнитно-резонансный томограф считывает радиоволны. Источником этих сигналов являются атомы водорода, которые в основном содержатся в жидкостях и мягких тканях. Мумифицированные, обезвоженные останки выдавали слабый сигнал, и снимки получились плохого качества. Улучшить это изображение смогли только специальные компьютерные программы, разработанные через несколько лет после исследования.

Эти обработанные томографические снимки — ключ к решению алтайской головоломки. Новейшие графические программы позволили исследователям заглянуть в прошлое. Их подозрения подтвердились: забальзамированное тело хранило следы тяжелого заболевания.

Ученые пришли к выводу: девушку с Укока убил рак молочной железы. Онкологическое заболевание развивалось минимум три года. Болезнь достигла четвертой — конечной — стадии. Это был окончательный диагноз, установленный через 2500 лет.

Тайна смерти девушки с Укока раскрыта. Споры о ее происхождении и социальном статусе продолжаются. Возможно, в будущем и на этот вопрос наука даст окончательный ответ. А значит, это не конец истории.



Алтай не раз восхищал археологов удивительными историческими артефактами, ведь горные захоронения прекрасно сохраняются в вечной мерзлоте. Наиболее известной находкой стало погребение "Принцессы Укока", которое, как говорят на Урале, охранялось древним проклятьем.


В 1993 году новосибирские археологи исследовали курган Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, Республика Алтай. Курган был давно разграблен и находился в полуразрушенном состоянии, и ничего сенсационного ученые не ожидали. Сначала они вышли на разоренное захоронение железного века, но под ним неожиданно обнаружили другое, более древнее. Погребение было не тронутым, его внутреннее пространство было заполнено льдом. Теперь археологи поняли: курган, вопреки их ожиданиям, может преподнести немало сюрпризов. Весть о находке моментально разлетелась по миру: вскоре на место раскопок прибыли ученые из Швейцарии, Бельгии, Японии и США, а также журналисты “National Geographic”.

Опытных членов экспедиции во главе с доктором наук Натальей Полосьмак разбирало любопытство, однако, чтобы не повредить содержимое кургана, действовать приходилось очень аккуратно. Несколько дней ушло на то, чтобы с помощью горячей воды растопить огромную ледяную глыбу. Когда дело было сделано, под слоем льда ученые обнаружили шесть лошадей с седлами и сбруей, а также деревянную колоду, внутри которой находилась хорошо сохранившаяся мумия.


Это была молодая женщина примерно 25 лет. Тело лежало на боку, ноги согнуты. Сохранилась одежда усопшей: рубашка из китайского шелка, шерстяная юбка, шуба и чулки-сапоги из войлока. Все признаки указывали на принадлежность захоронения к скифской Пазырыкской культуре, распространенной на Алтае две с половиной тысячи лет назад.


Внешний вид мумии свидетельствовал о своеобразной моде тех времен: на обритой наголо голове одет парик из конского волоса, руки и плечи покрыты многочисленными татуировками. В частности на левом плече был изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога – сакральный алтайский символ.


Конечно же находка вызвала немалый общественный резонанс. Пресса тут же окрестила девушку «Алтайской принцессой» или «Принцессой Укока». Однако ученые посчитали такие заявления опрометчивыми: ни размеры кургана, ни вещи умершей (за исключением дорогой шелковой рубашки) не указывали на ее знатное происхождение. Хотя и простолюдинкой алтайскую девушку назвать нельзя. Судя по всему, это была обладательница неких «тайных знаний» – например, целительница и ворожея.

Мумия была срочно доставлена в Новосибирск, где и продолжилось ее изучение. К местным специалистам присоединились гости из Москвы – сотрудники НИИ при Мавзолее В.И. Ленина. Анализ останков показал, что «принцесса» принадлежала к европеоидной расе. Девушка была погребена через несколько месяцев после смерти – в марте-апреле, когда оборвалась ее короткая жизнь. Для мумификации тела использовались специальные бальзамы, воск и ртуть.


Местные шаманы заявили, что ничего нового им археологи не сообщили: они давно знали об этом священном для них погребении. Умершая, заявили они, является их легендарной прародительницей Кыдын (другое имя – Очы-Бала). Тело, стало быть, нужно вернуть из Новосибирска на Алтай и больше не тревожить. Доводы археологов о том, что генетически «Кыдын» не имела никакого отношения к современным жителям республики, не подействовали. Даже со временем шумиха вокруг «алтайской принцессы» не стихала.


Некоторые политики и партии перед выборами в Республике Алтай обещали в случае своей победы непременно вернуть святыню. В 1998 году местный Курултай, не имея на то никаких полномочий, объявил Укок «зоной покоя» – отныне раскопки здесь стали запрещены. Многочисленные СМИ продолжили тиражировать информацию о «проклятии алтайской принцессы» – дескать, нарушение покоя мумии вызвало многочисленные беды и катаклизмы. В их числе – произошедшее на Алтае в 2003 году землетрясение и даже монетизация льгот.


Решение местных парламентариев о «зоне покоя» впоследствии было отменено. А в сентябре этого года наконец сбылись чаяния тысяч алтайцев: в сопровождении шаманов мумию вернули на «малую родину».

Теперь саркофаг с «Принцессой Укока» хранится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске. Здание музея основательно отреставрировали, а для "принцессы" соорудили отдельную пристройку. Спонсором всего этого выступила компания "Газпром". Главе компании Алексею Миллеру на торжественном открытии музея благодарные алтайцы вручили высший республиканский орден и презентовали коня. А оркестр исполнил специально написанную оду "Газпрому" на алтайском языке.



Статьи по теме: