Определение и причины. Причины и последствия геноцида армян

Как вы думаете, турки признали геноцид армян? Нет, никто не стремится разжечь межнациональную рознь. В этой статье мы попытаемся выяснить, что же произошло в далёком 1915 году.

Негативное отношение

Многие из тех, кто по работе или в обыденной жизни сталкивался с армянами, завидуют их сплоченности. Некоторые говорят, что армяне живут на маленькой территории, что никто не понимает их язык. Поэтому считается: именно поэтому народ хорошо организован.

Отрицание

Почему турки не любят армян? Почему они не признают народа? Выясним, что же стряслось в Турции в 1915 году. Вскоре после того, как страна вступила в Первую мировую войну, все сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие-армяне были арестованы, а затем расстреляны вместе с членами их семей (старинная восточная традиция).

Такая же судьба постигла и всех известных армян, проживавших в Стамбуле. После этого началось массовое уничтожение народности, рассеянно проживавшей на турецких землях. По стране пронеслись погромы, следствием которых стало убийство полумиллиона человек.

Известно, что в состав Османской империи входила и западная Армения, на территории которой проживало полтора миллиона армян. Все они были убиты. Резня проводилась под девизом: «Уничтожать людей надо, а сады и посевы трогать нельзя».

Сады турки сохранили для курдов, которые в дальнейшем поселились на этих землях. В итоге западная Армения завершила своё бытие и стала частью турецкого Курдистана. А восточная превратилась в современную Армению.

После того как Ататюрк - спаситель народов и конкретных людей, пришёл к власти, была учреждена комиссия, занимавшаяся расследованием геноцида армян. В ходе её работы были сделаны следующие выводы:

  • Жители были вырезаны, но территория осталась. Согласно нормам мирового права, эти земли нужно вернуть.
  • В Турции жило мало армян (максимум двести тысяч). Началась война, и этот народ, вероломство и грязные маневры у которого в крови, сам спровоцировал многочисленные стычки.
  • Терпеливый турецкий народ - это люди широкой души, мгновенно забывающие обиды. В Оттоманской империи в те времена единая многонациональная семья строила новое прекрасное общество. Именно поэтому никакой речи о геноциде и быть не может.

Известно, что в Турции запрещено упоминать о существовании западной Армении. По турецким законам, публичные высказывания о ней считаются уголовным преступлением. Такая точка зрения является официальной позицией страны со времён Ататюрка и по сегодняшний день.

Геноцид армян

Многие не могут дать ответ на вопрос, почему турки не любят армян. Геноцид был подготовлен и реализован в 1915 году в областях, курируемых верхушкой Османского царства. Уничтожение людей осуществлялось путём депортации и физического уничтожения, в том числе перемещением гражданских лиц в обстановке, приводящей к неизбежной гибели.

Почему День памяти в Армении считается важнейшей датой? Этот вопрос мы рассмотрим далее, а сейчас подробно опишем ужасные события тех лет. Геноцид армян совершался в несколько этапов: разоружение солдат, выборочная депортация людей из пограничных районов, массовое изгнание и истребление жителей, введение закона о переселении. Отдельные историки включают в него действия турецкой армии в Закавказье в 1918 году, душегубство 1890-х годов, резню в Смирне.

Организаторами считаются лидеры младотурок Джемаль, Энвер и Талаат, а также глава «Особой организации» Шакир Бехаэддин. В Османской империи наряду с геноцидом древнего народа имело место уничтожение понтийских греков и ассирийцев. Большая часть мировой армянской диаспоры сложилась из бежавших из Османского царства людей.

В своё время автором Лемкиным Рафаэлем был предложен термин «геноцид», который служил синонимом массового убийства армян на турецкой территории и евреев на землях, захваченных германскими нацистами. Уничтожение армян - второй в истории по исследованности акт геноцида после Холокоста. В коллективной Декларации от 24 мая 1915 года союзных стран (Россия, Великобритания и Франция) это массовое уничтожение впервые в летописи было признано злодеянием против человеколюбия.

Условия

А сейчас выясним, какие же исторические предпосылки предшествовали геноциду древнего народа. Армянский этнос созрел к VI веку до н. э. на землях Армении и восточной Турции, в районе, охватывающем озеро Ван и Ко II веку до н. э. армяне под властью царя Арташеса I объединились, сформировав государство Великая Армения. Самую большую территорию она имела в период царствования императора Тиграна II Великого, когда кордон его державы раздвинулся от Евфрата, Палестины и Средиземного моря на западе до Каспийского моря на востоке.

В начале IV в. н. э. (общепринятая дата - 301 год) эта страна (первая в мире) официально приняла православие как государственную религию. Армянский алфавит был создан в 405 году учёным Маштоцем Месропом, а в V веке на новом языке была написана Библия.

Установление православия стало решающим фактором, связавшим армянский этнос после потери государственного строя, а Апостольская церковь превратилась в важнейший институт национального быта.

В 428 году завершила своё существование, и до VII века её западными землями правили византийцы, а восточными - персы. С середины VII века внушительной частью этой страны распоряжались арабы. Армянское царство в 860-х годах под властью династии Багратидов восстановило свой суверенитет. Византийцы в 1045 году захватили Ани - столицу этой страны. Князь Рубен I в 1080 году основал а князь Левон II в 1198 году принял титул царя.

Египетские мамлюки в 1375 году захватили Киликию, и независимая держава прекратило своё существование. Церковный конфликт армян, не желавших отказываться от христианства во время множественных вторжений мусульман (персов, огузских тюрков и сельджуков, арабских Аббасидов) на территорию исторической Армении, массовые переселения и опустошительные войны привели к снижению количества населения на этих землях.

Армянский вопрос и Турция

И всё же: почему турки не любят армян? Проживая в Османской империи, они не являлись мусульманами и поэтому считались зимми - второсортными подданными. Армяне платили колоссальные налоги, им не разрешалось носить оружие. А тот, кто принял православие, не имел права в суде давать показания.

Конечно, трудно ответить на вопрос, почему турки не любят армян. Известно, что 70% гонимого ими народа, проживавшего в Османском царстве, состояло из бедных крестьян. Однако у мусульман образ удачливого и хитрого армянина с внушительным коммерческим талантом распространялся на всех без исключения представителей национальности. Враждебность обостряли борьба за ресурсы в агросекторе и неразрешённые социальные задачи в городах.

Эти действия затруднялись притоком мусульман с Кавказа - мухаджиров (после турецко-русской и 1877-78 годов) и из новоявленных балканских стран. Беженцы, изгнанные христианами со своих территорий, срывали зло на местных православных. Притязания армян на коллективную и личную безопасность и параллельное ухудшение их положения в Османском царстве привели к появлению «армянского вопроса» как части более общей восточной проблемы.

Турки и армяне - противоборствующие нации. В Эрзерумской области в 1882 году была учреждена одна из первых ассоциаций Армении - «Сельскохозяйственное общество», призванная защитить народ от грабежей, совершаемых курдами и другими кочевниками. Первая политическая партия «Арменакан» была создана в 1885 году. Её платформа предполагала приобретение местного самоопределения людей при помощи пропаганды и просвещения, а также военной специализации для борьбы с государственным террором.

В 1887 году появился социал-демократический блок «Гнчакян», который стремился с помощью революции освободить турецкую Армению и создать независимое социалистическое государство. В Тифлисе в 1890 году был проведён первый съезд самого радикального союза - «Дашнакцутюн», программа которого оговаривала автономию в границах Османской империи, равенство и свободу всех жителей, а в социальном сегменте ссылалась на основание крестьянских коммун как базовых элементов нового общества.

Истребление в 1894-1896 годах

Массовое убийство армян началось в 1894 и продолжалось до 1896 года. Произошла резня в Стамбуле, Сасуне и районе Вана, предлогом для которой стали возмущения осёдлых армян. По всем регионам империи в 1895 году были уничтожены сотни тысяч душ. Наименее изученным и наиболее кровавым является второй этап. Процент участия администрации в развёртывании убийств по сей день является предметом гневных дискуссий.

Подготовка истребления армян

Возможно, турки геноцид армян начали, так как им нужно было искать новую идентичность после революции "Иттихат", произошедшую в 1908 году. Имперское оттоманское единство было подорвано конституцией, которая уравняла в правах разного рода жителей Порты и лишила турок великодержавного статуса. Кроме этого, данная идеология пасовала перед агрессивными принципами исламской доктрины и пантюркизма. В свой черёд позиции исламского мировоззрения подрывали атеистические взгляды предводителей "Иттихат" и факт существования близлежащей шиитской страны Персии.

Поэт и социолог Гёкальп Зия сформулировал принципы, в соответствии с которыми Османское царство приняло участие в Первой мировой войне. Именно он был самым авторитетным идеологом младотурок. Его взгляды распространялись на страну Туран, которую населяли туркоговорящие мусульмане. Он считал, что территория Турана должна была вмещать весь ареал тюркского этноса. Данное учение фактически исключало нетюрок не только из правительства, но и из гражданского общества. Она была недопустимой для армян и иных национальных меньшинств Турции.

Для основных жителей империи наиболее удобным являлся пантюркизм, который в качестве базовых правил был принят почти всеми предводителями "Иттихат". Армяне отождествляли себя, первым делом, с религиозной позиции. Вероятно, они ошибались, считая, что тюркизм лучше, чем ислам.

В период Балканской войны 1912 года этот народ в большинстве своём склонялся к принципам османизма, а армянские солдаты (более 8 000 добровольцев) играли важную роль в турецкой армии. Большинство воинов, по рассказам английского посла, обнаруживали необыкновенную храбрость. Кроме того, армянские блоки «Дашнакцутюн» и «Гнчакян» стали придерживаться антиосманской точки зрения.

Турки геноцид армян не желают признавать. А как он начинался? В 1914 году, 2 августа, Турция заключила секретное соглашение с Германией. Одним из его условий было преобразование восточных границ. Этот нюанс был необходим для образования коридора, ведущего к исламским народам России, что намекало на уничтожение армянского пребывания в реформированных владениях. Данная политика была озвучена при всём народе оттоманским руководством после вступления в войну в 1914 году, 30 октября. Обращение содержало предписание о непринуждённом слиянии всех представителей турецкой расы.

Через пару часов после подписания секретного германско-турецкого военного договора "Иттихат" сообщила о всеобщей мобилизации, результатом которой стал призыв почти всех здоровых армянских мужчин в армию. Далее, после вступления в Первую мировую войну, Османская империя оказалась втянута в боевые действия на многих фронтах. Набег на земли Персии и России увеличил ареал насилия над армянами.

Первые депортации

Турки, армяне, 1915 год… Что же случилось в то далёкое время? В середине марта 1915 года французско-британские силы напали на Дарданеллы. В Стамбуле началась подготовка перемещения столицы в Эскишехир и эвакуации местных жителей. Руководство Османской империи боялось слияния армян с союзниками, поэтому решило депортировать всё ненавистное население между Эскишехиром и Стамбулом.

В конце марта «Специальная организация» начала готовить массовое убийство этого народа в Эрзеруме. Она отправила в провинции самых радикальных эмиссаров "Иттихат", которые должны были проводить антиармянскую агитацию. Среди них находился и Решид-бей. Именно он крайне бесчеловечными средствами, включая задержания и пытки, выискивал оружие в Диярбакыре, а затем превратился в одного из наиболее необузданных убийц.

Выселение армян началось 8 апреля с города Зейтун, жители которого веками пользовались частичной независимостью и находились в конфронтации с турецкими властями. Их изгнание даёт ответ на главный вопрос, связанный со сроками подготовки геноцида. Небольшая часть армян была депортирована в город Конью, расположенный недалеко от Ирака и Сирии - мест, куда немного позднее выселялись остальные люди.

Убийствам сопутствовала волна грабежей. Торговец Мехмет Али свидетельствовал, что Азми Джемаль (губернатор Трапезунда) и Асент Мустафа присвоили драгоценностей на сумму 400 000 золотых турецких фунтов (примерно 1 500 000 американских долларов). Консул США в Алеппо сообщал в Вашингтон, что в Османской империи функционировал чудовищный план расхищения.

Консул в Трапезунде докладывал, что каждый день видит, как орава ребятишек и турецких женщин идёт за полицией и захватывает всё, что может унести. Он также рассказывал, что дом комиссара "Иттихат" в Трапезунде завален драгоценностями и золотом, полученными в результате дележа награбленного.

К концу лета 1915 года большая часть армян, населявших империю, была убита. Османские власти пытались это скрыть, но добравшиеся до Европы беженцы доложили об истреблении своего народа. В 1915 году, 27 апреля, армянский католикос призвал Италию и США вмешаться, чтобы остановить убийства. Армянская резня была осуждена союзными державами, однако в условиях войны они ничем не могли помочь многострадальному народу.

В Англии после официальной проверки была издана документальная книга «Отношение к армянам в Османской империи», в США и Европе люди начали собирать средства для беженцев. Ликвидация армян в западной и центральной Анатолии продолжилась и после августа 1915 года.

Заговорщики

Мы практически выяснили, почему турки убивали армян. В Бостоне в 1919 году на IX съезде «Дашнакцутюн» было решено истребить предводителей младотурок, принимающих участие в убийствах. Операцию наименовали именем древнегреческой Немезиды. Большую часть заговорщиков составляли армяне, сумевшие спастись от геноцида. Они горячо желали отомстить за смерть своих семей.

Операция «Немезида» действовала достаточно эффективно. Самыми известными её жертвами стали один из членов турецкого триумвирата Талаат-паша и министр МВД Оттоманской империи. Талаат, вместе с остальными вожаками младотурок, бежал в Германию в 1918 году, однако был ликвидирован в Берлине Тейлиряном Согомоном в марте 1921 года.

Юридическая сторона

Османская империя и республика Армения своим противостоянием заинтересовали весь мир. Коллективная Декларация от 24 мая 1915 года союзных стран является тому подтверждением.

Осознание геноцида является важнейшей целью армянских лоббистких организаций, причём, кроме самого признания, оглашалось требование о выплате репараций Турцией и территориальные притязания. Чтобы достичь принятия, лоббисты привлекают к участию влиятельных лиц и парламентариев, основали институты, занимающиеся данной проблемой, оказывают давление на руководство разных стран, широко освещают этот вопрос в обществе. Почти все члены армянской диаспоры являются прямыми потомками жертв геноцида. Эта организация владеет достаточными материальными ресурсами, с помощью которых может противостоять давлению Турции.

Америка три раза принимала резолюции о массовом уничтожении армян. Этот геноцид признан Европарламентом, парламентской коалицией южноамериканских стран, Подкомиссией ООН по защите и предотвращению дискриминации меньшинств, парламентом Латинской Америки.

Признание уничтожения армянского народа не является обязательным пунктом для вступления Турции в ЕС, однако некоторые эксперты считают, что ей придётся выполнить это условие.

Важная дата

День памяти пострадавших от геноцида армян в Турции был назначен на 24 апреля Европарламентом в 2015 году. В Армении эта дата является нерабочим днём и имеет большое значение. Ежегодно в годовщину изгнания из Стамбула армянской интеллигенции миллионы людей по всему миру отдают дань памяти погибшим людям.

24 апреля во всем мире будет отмечаться одна из самых трагичных дат в истории армянского народа - 100-летие геноцида. Иначе говоря, столетие кровавой бойни, развязанной против армянского народа.
Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции в 1915–1923 годах. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология панисламизма и пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну (Первую мировую), младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось в виду присоединить к империи Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить прежде всего с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов.
Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии «Единение и прогресс» (Иттихад ве Теракки), состоявшегося в октябре 1911 года в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению осуществить геноцид армян во всей Османской империи. В начале 1914 года местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует, что уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией.
Руководство партии «Единение и прогресс» неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения. В сентябре 1914 года на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назым прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не быть, «вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен… Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых».
С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д. Разнузданная шовинистическая пропаганда против армян особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. В начале войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18–45 лет, т. е. наиболее боеспособная часть мужского населения. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью. А 24 апреля 1915 года был нанесен удар по армянской интеллигенции.
С мая по июнь 1915 года началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. Германский консул в Трапезунде в июле 1915 года сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец армянскому вопросу.
Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись вглубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне.
Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей. Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения.
Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии. Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна, Дейр-эз-Зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918 году, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана. Заняв в сентябре 1918 года Баку, турецкие интервенты вместе с кавказскими татарами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек.
В результате геноцида армян, осуществленного младотурками, только в 1915–1916 годах погибло 1,5 млн человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская диаспора (Спюрк). В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 года министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что «действия в отношении армян в основном осуществлены и армянского вопроса больше не существует».
Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.
Однако в некоторых местностях армянское население оказало турецким вандалам упорное сопротивление. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много раз превосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии. Самооборона армян в 1915 году - героическая страница национально-освободительной борьбы народа.
Во время агрессии против Армении в 1918 году турки, заняв Караклис, учинили резню армянского населении, убив несколько тысяч человек.
В ходе турецко-армянской войны 1920 года турецкие войска заняли Александрополь. Продолжая политику своих предшественников - младотурок, кемалисты стремились организовать геноцид в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились массы беженцев из Западной Армении. В Александрополе и селах уезда турецкие оккупанты чинили зверства, уничтожали мирное армянское население, грабили имущество. В Ревком Советской Армении поступали сведения о бесчинствах кемалистов. В одном из донесений говорилось: «В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении». В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: «Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими… Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8–9-летних девочек…»
В январе 1921 года правительство Советской Армении выразило комиссару иностранных дел Турции протест в связи с тем, что турецкие войска в Александропольском уезде производят «непрерывные насилия, грабежи и убийства над мирным трудовым населением…». Жертвами бесчинств турецких оккупантов стали десятки тысяч армян. Александропольскому уезду оккупанты нанесли также громадный материальный ущерб.
В 1918–1920 годах ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши, центр Карабаха. В сентябре 1918 года турецкие войска, поддерживаемые азербайджанскими мусаватистами, двинулись на Шуши. Разоряя по пути армянские села и уничтожая их население, 25 сентября 1918 года турецкие войска заняли Шуши. Но вскоре, после поражения Турции в Первой мировой войне, были вынуждены покинуть его. В декабре того же года в Шуши вступили англичане. Вскоре генерал-губернатором Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов. С помощью турецких военных инструкторов он сформировал ударные курдские отряды, которые вместе с частями мусаватистской армии были размещены в армянской части Шуши. Силы погромщиков постоянно пополнялись, в городе было много турецких офицеров. В июне 1919 года произошли первые погромы армян Шуши; в ночь на 5 июня в городе и окрестных селах было убито не менее 500 армян. 23 марта 1920 года турецко-мусаватистские банды учинили страшный погром армянского населения Шуши, убив свыше 30 тысяч человек и предав огню армянскую часть города.
Армяне Киликии, уцелевшие после геноцида 1915–1916 годов и нашедшие прибежище в других странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину. Согласно обусловленному союзниками разделу зон влияния Киликия была включена в сферу влияния Франции. В 1919 году в Киликии проживало 120–130 тысяч армян; возвращение армян продолжалось, и к 1920 году их численность достигла 160 тысяч. Командование французских войск, расположенных в Киликии, не предприняло мер по обеспечению безопасности армянского населения; на местах сохранились турецкие власти, мусульмане не были разоружены. Этим воспользовались кемалисты, начавшие расправу над армянским населением. В январе 1920 года в ходе 20-дневных погромов погибло 11 тысяч армян - жителей Маваша, остальные армяне ушли в Сирию. Вскоре турки осадили Аджн, где армянское население к этому времени едва насчитывало 6 тысяч человек. Армяне Аджна оказали турецким войскам упорное сопротивление, длившееся 7 месяцев, но в октябре туркам удалось взять город. Около 400 защитников Аджна сумели прорваться сквозь кольцо осады и уйти.
В начале 1920 года в Алеппо перебрались остатки армянского населения Урфы - около 6 тыс. человек.
1 апреля 1920 года кемалистские войска осадили Айнтап. Благодаря 15-дневной героической обороне айнтапские армяне избежали резни. Но после того как французские войска покинули Киликию, армяне Айнтапа в конце 1921 года переселились в Сирию. В 1920 году кемалисты уничтожили остатки армянского населения Зейтуна. Т. е. кемалисты завершили начатое младотурками уничтожение армянского населения Киликии.
Последним эпизодом трагедии армянского народа стала резня армян в западных регионах Турции, в ходе греко-турецкой войны 1919–1922 годов. В августе - сентябре 1921 года турецкие войска добились перелома в ходе военных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9 сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянского населения. Турки потопили стоявшие в гавани Измира корабли, на которых находились армянские и греческие беженцы, преимущественно женщины, старики, дети…
Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб материальной и духовной культуре армянского народа. В 1915–1923 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Пережитая трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти.
Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить один из древнейших цивилизованных народов мира. Общественно-политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим пристанище во многих странах мира. После поражения Турции в Первой мировой войне лидеры партии младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений были организация и осуществление резни армян Османской империи. Однако смертный приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т. к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талиат, Бехаэтдин Шакир, Джемал-паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.
После Второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968).
В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР принял закон, которым геноцид армян в Западной Армении и Турции осужден как преступление, направленное против человечества. Верховный Совет Армянской ССР обратился к Верховному Совету СССР с просьбой о принятии решения, осуждающего геноцид армян в Турции. В Декларации о независимости Армении, принятой Верховным Советом Армянской ССР 23 августа 1990 года, провозглашается, что «Республика Армения поддерживает дело международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении».
http://www.pulsosetii.ru/article/4430

Турецкий геноцид армян 1915 года, организованный на территории Османской империи, стал одним из самых ужасных событий своей эпохи. Представители подверглись депортациям, в ходе которых погибли сотни тысяч или даже миллионы человек (в зависимости от оценок). Эта кампания по истреблению армян сегодня признается геноцидом большинством стран всего мирового сообщества. В самой Турции с такой формулировкой не согласны.

Предпосылки

У массовых убийств и депортаций в Османской империи были разные предпосылки и причины. 1915 года был обусловлен неравноправным положением самих армян и этнического турецкого большинства страны. Население дискредитировалось не только по национальному, но и религиозному признаку. Армяне были христианами и имели свою независимую церковь. Турки же являлись суннитами.

У немусульманского населения был статус зимми. Люди, подпадавшие под это определение, не имели права носить оружие и выступать в суде в качестве свидетелей. Они должны были платить высокие налоги. Армяне, по большей своей части, жили бедно. В основном они занимались сельским хозяйством на родных землях. Однако среди турецкого большинства был распространен стереотип успешного и хитрого армянина-коммерсанта и т. д. Такие ярлыки только усугубляли ненависть обывателей к этому этническому меньшинству. Эти сложные взаимоотношения можно сравнить с распространенным антисемитизмом во многих странах того времени.

В кавказских провинциях Османской империи ситуация ухудшалась еще и по причине того, что эти земли после войн с Россией заполоняли беженцы-мусульмане, которые из-за своей бытовой неустроенности постоянно вступали в конфликт с местными армянами. Так или иначе, но турецкое общество находилось во взвинченном состоянии. Оно было готово принять предстоящий геноцид армян (1915). Причины этой трагедии заключались в глубоком расколе и неприязни между двумя народами. Нужна была только искра, которая бы разожгла огромный пожар.

Начало Первой мировой войны

В результате вооруженного переворота в 1908 году в Османской империи к власти пришла партия Иттихат ("Единение и прогресс"). Ее члены называли себя младотурками. Новое правительство стало спешно искать идеологию, на которой можно было бы построить свое государство. За основу был принят пантюркизм и турецкий национализм - идеи, которые не предполагали ничего хорошего для армян и других этнических меньшинств.

В 1914 году Османская империя на волне своего нового политического курса заключила союз с кайзеровской Германией. Согласно договору, державы договорились обеспечить Турции выход на Кавказ, где жили многочисленные мусульманские народы. Но в этом же регионе находились и христиане-армяне.

Убийства лидеров младотурок

15 марта 1921 года в Берлине армянин на глазах множества свидетелей убил Талаата-пашу, скрывавшегося в Европе под вымышленным именем. Стрелявшего тут же арестовала немецкая полиция. Начался суд. Тейлиряна вызвались защищать лучшие адвокаты Германии. Процесс привел к широкому общественному резонансу. На слушаниях вновь были озвучены многочисленные факты геноцида армян в Османской империи. Тейлиряна сенсационно оправдали. После этого он эмигрировал в США, где и скончался в 1960 году.

Другой важной жертвой операции «Немезис» стал Ахмед Джемаль-паша, который был убит в Тифлисе в 1922-м. В том же году другой член триумвирата Энвер погиб во время боев с Красной армией в современном Таджикистане. Он бежал в Среднюю Азию, где некоторое время был активным участником басмаческого движения.

Правовая оценка

Следует отметить, что термин «геноцид» появился в юридическом лексиконе гораздо позже описываемых событий. Слово возникло в 1943 году и первоначально означало массовые убийства евреев нацистскими властями Третьего рейха. Через несколько лет термин был закреплен официально согласно конвенции только что созданной ООН. Уже позже события в Османской империи были признаны как геноцид армян в 1915 году. В частности, это было сделано Европарламентом и ООН.

В 1995 году резня армян в Османской империи была признана геноцидом в Российской Федерации. Сегодня этой же точки зрения придерживается большинство штатов США, почти все страны Европы и Южной Америки. Но есть и страны, где отрицают геноцид армян (1915). Причины, кратко говоря, остаются политическими. В первую очередь в списке этих государствах находится современная Турция и Азербайджан.

Дёнме - крипто-еврейская секта привела Ататюрка к власти

Одним из самых деструктивных факторов, во многом определяющим политическое состояние на Ближнем Востоке и Закавказье уже 100 лет является геноцид армянского населения Османской Империи, в ходе которого по разным данным было уничтожено от 664 тысяч до 1,5 миллиона человек. А учитывая, что практически одновременно проходил геноцид понтийских греков, начавшийся в Измире, в ходе которого было уничтожено от 350 тысяч до 1,2 миллиона человек, и ассирийцев, участие в котором принимали курды, унесший от 275 до 750 тысяч человек, этот фактор уже более 100 лет держит в напряжении целый регион, постоянно подогревая вражду между населяющими его народами. Причем, как только намечается хоть небольшое сближение между соседями, дающее надежду на их примирение и дальнейшее мирное сосуществование, тут же в ситуацию вмешивается внешний фактор, третья сторона, и происходит кровавое событие, еще более разогревающее взаимную ненависть.


Для простого человека, получившего стандартное образование, сегодня абсолютно очевидно, что геноцид армян был и что виновата в геноциде именно Турция. Россия в числе более чем 30 стран признала факт геноцида армян, что, однако, мало сказывается на ее отношениях с Турцией. Турция же на взгляд простого человека абсолютно иррационально и упорно продолжает отрицать свою ответственность не только за геноцид армян, но и за геноцид других христианских народов - греков и ассирийцев. По сообщениям турецких СМИ, в мае 2018 года Турция открыла все свои архивы для исследования событий 1915 года. Президент Реджеп Эрдоган заявил, что после открытия турецких архивов, если кто-то осмелиться заявить о «так называемом геноциде армян», то пусть попробует доказать это, основываясь на фактах:

«В истории Турции не было никакого «геноцида» в отношении армян» , - заявил Эрдоган.

Подозревать в неадекватности президента Турции никто не решится. Эрдоган - лидер великой исламской страны, наследницы одной из величайших империй, по определению не может быть подобным, скажем, президенту Украины. Да и на откровенную и открытую ложь президент любой страны пойти не рискнет. Значит действительно, Эрдоган знает что-то такое, что неизвестно большинству людей в других странах, или тщательно скрывается от мирового сообщества. И такой фактор действительно существует. Он не касается самого события геноцида, он касается того, кто произвел это нечеловеческую жестокость и действительно ответственен за это.

***

В феврале 2018 года на портале турецкого «электронного правительства» (www.turkiye.gov.tr ) был запущен онлайн-сервис, на котором любой гражданин Турции мог проследить свою генеалогию, за несколько кликов узнать о своих предках. Доступные записи были ограничены началом 19 века, временами Османской империи. Сервис почти моментально стал настолько популярен, что вскоре рухнул из-за миллионных запросов. Полученные результаты повергли в шок огромное количество турок. Оказывается у множества людей, считавших себя тюрками, в реальности предки имеют армянское, еврейское, греческое, болгарское и даже македонское и румынское происхождение. Этот факт по умолчанию лишь подтвердил то, что в Турции знает каждый, но упоминать никто не любит, особенно при иностранцах. Говорить вслух об этом в Турции считается дурным тоном, но именно этот фактор сейчас определяет всю внутреннюю и внешнюю политику, всю борьбу Эрдогана за власть внутри страны.

Османская империя по меркам своего времени проводила относительно толерантную политику в отношении национальных и религиозных меньшинств, предпочитая, опять таки, по меркам того времени ненасильственные методы ассимиляции. В какой-то степени она повторяла методы поверженной ею Византийской империи. Армяне традиционно руководили финансовой областью империи. Большинство банкиров в Константинополе были армянами. Очень многие министры финансов являлись армянами, достаточно вспомнить блистательного Акопа Казазян-паша, считавшегося лучшим министром финансов за всю историю Османской империи. Безусловно, на протяжении всей истории были межнациональные и межрелигиозные конфликты, которые приводили даже к пролитию крови. Но ничего подобного геноцидам христианского населения в 20 веке в Империи не происходило. И вдруг случается такая трагедия. Любой здравомыслящий человек поймет, что на ровном месте подобное не происходит. Так почему и кто произвел эти кровавые геноциды? Ответ на этот вопрос кроется в истории самой Османской империи.

***



В Стамбуле в азиатской части города через пролив Босфор существует старое и уединенное кладбище Ускудар. Посетители кладбища среди традиционных мусульманских начнут встречать и удивляться могилам, не похожим на другие и не вписывающимся в исламские традиции. Многие из гробниц покрыты бетонной и каменной поверхностью, а не землей, и имеют фотографии умерших, что не вписывается в традицию. При вопросе, чьи это могилы, вам почти шепотом сообщат, что тут покоятся представители дёнме (Donmeh) (новообращенные или отступники - тур.), многочисленной и загадочной части турецкого общества. Могила судьи Верховного Суда находится рядом с могилой экс-лидера Коммунистической партии, а рядом с ними стоят могилы генерала и известного просветителя. Дёнме являются мусульманами, но как-бы не совсем. Большинство из современных дёнме - светские люди, голосующие за светскую республику Ататюрка, но в каждой общине дёнме и сейчас происходят тайные религиозные обряды, более похожие на иудейские, чем на исламские. Ни один дёнме никогда публично не признается в своей идентичности. Сами же дёнме узнают про себя только по достижении 18 лет, когда их родители открывают им тайну. Эта традиция ревностного сохранения двойной идентичности в мусульманском обществе передается на протяжении поколений.

Как я писал в статье «Остров Антихриста: плацдарм для Армагеддона» , дёнме, или саббатианцы являются последователями и учениками иудейского раввина Шаббтая Цви, который в 1665 году был провозглашен еврейским мессией и внес самый большой раскол в иудаизм за почти 2 тысячелетия его официального существования. Избегая казни со стороны султана, вместе со своими многочисленными последователями Шаббтай Цви в 1666 году принял ислам. Не смотря на это, множество саббатианцев и сейчас являются членами трех религий - иудаизма, ислама и христианства. Турецкие дёнме первоначально были основаны в греческих Салониках Якобом Керидо и его сыном Берахио (Барухом) Руссо (Осман-баба). В дальнейшем дёнме распространились по всей Турции, где назывались в зависимости от направления в саббатианстве измирларами, каракашларами (чернобровыми) и капанджиларами (владельцами весов). Основным местом сосредоточения дёнме на азиатской части Империи был город Измир. Движение младотурок в значительной степени состояло из дёнме. Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, являлся дёнме и членом масонской ложи «Veritas», подразделением ложи «Великий Восток Франции».

На протяжении своей истории дёнме неоднократно обращались к раввинам, представителям традиционного иудаизма, с просьбами признать их иудеями, подобно караимам, отрицающим Талмуд (устную Тору). Однако всегда получали отказ, который в большинстве случаев носил политический характер, а не религиозный. Кемалистская Турция всегда была союзником Израиля, которому было политически не выгодно признавать, что этим государством фактически руководят евреи. По этим же причинам Израиль категорически отказывался и до сих пор отказывается признавать геноцид армян. Пресс-секретарь МИД Эмануэль Нахшон недавно заявил, что официальная позиция Израиля не изменилась.

«Мы очень чутки и отзывчивы к страшной трагедии армянского народа во время Первой мировой войны. Исторические дебаты о том, как расценивать эту трагедию, - это одно, а признание того, что что-то страшное произошло с армянским народом, - это совсем другое, и это гораздо важнее».

Первоначально в греческих Салониках, входящих в то время в Османскую империю, сообщество дёнме состояло из 200 семей. В тайне они практиковали свою собственную форму иудаизма, основанную на «18 заповедях», якобы оставленных Шаббтаем Цви, наряду с запретом на смешанные браки с истинными мусульманами. Дёнме никогда не интегрировались в мусульманское общество и продолжали верить, что Шаббтай Цви однажды вернется и приведет их к искуплению.

По весьма заниженным оценкам самих дёнме, сейчас в Турции их количество составляет 15-20 тысяч человек. Альтернативные источники говорят о миллионах дёнме в Турции. Весь офицерский и генеральский состав турецкой армии, банкиры, финансисты, судьи, журналисты, полицейские, юристы, адвокаты, проповедники на протяжении всего 20 века являлись дёнме. Но начиналось это явление в 1891 году с создания политической организации дёнме - Комитета «Единение и прогресс», позже назвавшийся «младотурками», ответственного за развал Османской империи и геноцид христианских народов Турции.

***



В 19 веке международная еврейская элита планировала создать еврейское государство в Палестине, но проблема заключалась в том, что Палестина находилась под властью Османской империи. Основатель сионистского движения Теодор Герцль хотел договориться с Османской империей о Палестине, но потерпел неудачу. Поэтому следующим логическим шагом стало получение контроля над самой Османской империей и ее уничтожение с целью освобождения Палестины и создания Израиля. Именно для этого был создан Комитет «Единение и прогресс» под видом светского турецкого националистического движения. Комитет провел, по крайней мере, два съезда (в 1902 и 1907 годах) в Париже, на которых была спланирована и подготовлена революция. В 1908 году младотурки начали свою революцию и принудили султана Абдула Хамида II к подчинению.

Небезызвестный «злой гений русской революции» Александр Парвус являлся финансовым советником младотурков, а первое большевистское правительство России выделило Ататюрку 10 млн. рублей золотом, 45 тыс. винтовок и 300 пулеметов с боеприпасами. Одной из основных, сакральных, причин геноцида армян являлся тот факт, что евреи считали армян амалекитянами, потомками Амалека, внука Исава. Сам Исав был старшим братом-близнецом основателя Израиля Иакова, который пользуясь слепотой их отца, Исаака, украл у старшего брата первородство. На протяжении всей истории амалекитяне были главными врагами Израиля, с которыми сражался еще Давид во времена царствования Саула, который и был убит амалекитянином.

Главой младотурок стал Мустафа Кемаль (Ататюрк), который являлся дёнме и прямым потомком иудейского мессии Шаббтая Цви. Еврейский писатель и раввин Иоахим Принц в своей книге «The secret Jews» на стр. 122 подтверждает этот факт:

«Восстание Младотурков в 1908 году против авторитарного режима Султана Абдул Хамида началось среди интеллигенции Салоник. Именно там возникла потребность в Конституционном режиме. Среди лидеров революции, приведшей к созданию более современного правительства в Турции, были Джавид Бей и Мустафа Кемаль. Оба были ярыми дёнме. Джавид Бей стал министром финансов, Мустафа Кемаль стал лидером нового режима и принял имя Ататюрк. Его противники пытались использовать его принадлежность к дёнме, чтобы дискредитировать его, но без успеха. Слишком многие из Младотурков в недавно сформированном революционном кабинете молились Аллаху, но их настоящим пророком был Шаббтай Цви, Мессия Смирны (Измира - прим. автора)».

14 октября 1922 года The Literary Digest опубликовал статью под названием «The Sort of Mustafa Kemal is», в которой говорилось:

«Испанский еврей по происхождению, ортодоксальный мусульманин по рождению, обученный в немецком военном колледже, патриот, изучавший кампании великих полководцев мира, включая Наполеона, Гранта и Ли—это, как говорят, лишь несколько выдающихся характеристик личности нового «Man on Horseback», который появился на Ближнем Востоке. Он настоящий диктатор, свидетельствуют корреспонденты, человек такого типа, который сразу же становится надеждой и страхом народов, разорванных на куски неудачными войнами. Единство и власть вернулись в Турцию во многом благодаря воле Мустафы Кемаля Паши. По-видимому, никто еще не называл его «Наполеоном Ближнего Востока», но, вероятно, рано или поздно это сделает какой-то предприимчивый журналист; для пути Кемаля к власти его методы автократичны и тщательно продуманы, даже его военная тактика, как говорят, напоминает Наполеона».

В статье, озаглавленной «When Kemal Ataturk Recited Shema Yisrael» еврейский автор Хиллел Халкин, процитировал Мустафу Кемаля Ататюрка:

«Я - потомок Шаббтая Цви - уже не еврей, а ярый поклонник этого пророка. Я считаю, что каждому еврею в этой стране было бы неплохо присоединиться к его лагерю».

Гершом Шолем написал в своей книге «Kabbalah» на стр. 330-331:

«Их литургии были написаны в очень небольшом формате, чтобы их можно было легко спрятать. Все секты так успешно скрывали свои внутренние дела от евреев и турок, что долгое время знание о них основывалось только на слухах и сообщениях посторонних. Рукописи дёнме, раскрывающие детали их Саббатианских идей, были представлены и исследованы только после того, как несколько семей дёнме решили полностью ассимилироваться в турецкое общество и передали свои документы друзьям из числа евреев Салоник и Измира. До тех пор, пока дёнме были сосредоточены в Салониках, институциональные рамки сект оставались нетронутыми, хотя несколько членов дёнме были активистами движения Младотурков, которое возникло в этом городе. Первая администрация, пришедшая к власти после революции младотурок в 1909 году, включала трех министров - дёнме, в том числе министра финансов Джавида Бека, который был потомком семьи Баруха Руссо и был одним из лидеров его секты. Одно из утверждений, которое обычно делалось многими евреями Салоник (отрицалось, однако, турецким правительством), состояло в том, что Кемаль Ататюрк имел происхождение дёнме. Этот взгляд с нетерпением поддержали многие религиозные противники Ататюрка в Анатолии».

Генеральный инспектор турецкой армии в Армении и военный губернатор египетского Синая во время Первой мировой войны Рафаэль де Ногалес написал в своей книге «Four Years Beneath the Crescent» на стр. 26-27 о том, что главный архитектор Геноцида армян Осман Талаат (Talaat) был дёнме:

«Это был ренегат иврита (дёнме) из Салоник, Талаат, главный организатор массовых убийств и депортаций, который, ловя рыбу в мутной воде, преуспел в карьере от почтового клерка скромного ранга до Великого визиря Империи».

В одной из статей Марселя Тинайре в L"Illustration в декабре 1923 года, которая была переведена на английский язык и опубликована как «Saloniki», написано:

«Сегодняшние дёнме, связанные с Free Masonry, обученные в западных университетах, часто исповедующие тотальный атеизм, стали лидерами революции младотурок. Талаат Бек, Джавид Бек и многие другие члены комитета «Единства и Прогресса» были дёнме из Салоник».

The London Times 11 июля 1911 года в статье «Евреи и положение в Албании» писала:

«Общеизвестно, что под масонским покровительством был сформирован Комитет «Салоники» с помощью евреев и дёнме, или крипто-евреев Турции, штаб-квартира которых находится на Салониках, и организация которого даже при султане Абдул Хамиде приняла масонскую форму. Такие евреи, как Эммануэль Карассо, Салем, Сасун, Фарджи, Меслах и дёнме, или крипто-евреи, такие как Джавид Бек и семья Балджи, приняли влиятельное участие как в организации Комитета, так и в работе его центрального органа в Салониках. Эти факты, которые известны каждому правительству в Европе, известны также во всей Турции и на Балканах, где все более заметна тенденция признать евреев и дёнме ответственными за кровопролитные промахи, которые совершил Комитет ».

Эта же газета 9 августа 1911 года опубликовала письмо в свою константинопольскую редакцию, в котором были комментарии по ситуации от главных раввинов. В нем в частности было написано:

«Я просто отмечу, что, согласно информации, которую я получил от подлинных масонов, большинство лож, основанных под эгидой Великого Востока Турции со времен революции, были с самого начала лицом Комитета «Единения и Прогресса», и они тогда не были признаны британскими масонами. Первый «Верховный Совет» Турции, назначенный в 1909 году, содержал трех евреев - Caronry, Cohen и Fari, и трех дёнме - Djavidaso, Kibarasso и Османа Талаата (главного руководителя и организатора геноцида армян - прим. автора)».

Продолжение следует…

Александр Никишин для

В истории геноцида некоторые историки выделяют два периода. Если на первой стадии (1878-1914 годы) задачей было удержание территории порабощенного народа и организация массового исхода, то в 1915-1922 годах во главу угла было поставлено разрушение этнического и политического армянского клана, препятствовавшего осуществлению программы пантюркизма. До Первой мировой войны разрушение армянской национальной группы осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство (резня в Сасуне, убийства по всей империи осенью и зимой 1895 года, резня в Стамбуле в районе Вана).

Исходная численность народа, жившего на этой территории, является спорным вопросом , так как значительная часть архивов была уничтожена. Известно, что в середине XIX века в Османской империи немусульмане составляли около 56 % населения.

Согласно данным армянского патриархата, в 1878 году в Османской империи проживали три миллиона армян. В 1914 году армянская патриархия Турции оценила количество армян в стране в 1 845 450 человек. Армянское население уменьшилось более чем на миллион из-за резни в 1894-1896 годах, бегства армян из Турции и насильственного обращения в ислам.

Пришедшие к власти после революции 1908 года младотурки продолжили политику по жестокому подавлению национально-освободительного движения. В идеологии старая доктрина османизма была заменена на не менее жесткие концепции пантюркизма и панисламизма. Была начата кампания насильственного отуречивания населения, запрещены нетурецкие организации.

В апреле 1909 года произошла Киликийская резня, массовое убийство армян вилайетов Адана и Аллепо. Жертвами резни стали около 30 тысяч человек, среди которых были не только армяне, но и греки, сирийцы и халдеи. В целом в эти годы младотурки подготовили почву для полного решения "армянского вопроса".

В феврале 1915 года на специальном совещании правительства идеолог младотурок доктор Назим-бей изложил план полного и повсеместного уничтожения армянского народа: "Необходимо полностью истребить армянскую нацию, не оставляя на нашей земле ни одного живого армянина. Даже само слово "армянин " должно быть стерто из памяти…".

24 апреля 1915 года , в день, ныне отмечаемый как День памяти жертв геноцида армян, в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. Были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции, в числе которых были писатели Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак. Не вынеся смерти друзей, лишился рассудка великий композитор Комитас.

В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация армян в Западной Армении.

Всеобщая и систематическая кампания против армянского населения Османской империи заключалась в высылке армян в пустыню и последующих расстрелах, смерти от банд мародёров или от голода или жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи.

21 июня 1915 года, во время заключительного акта депортации, ее главный вдохновитель министр внутренних дел Талаат-паша приказал выслать "всех армян без исключения", живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, за исключением тех, кто был признан полезным для государства. В соответствии с этой новой директивой, депортация производилась по "принципу десяти процентов", согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе.

Процесс изгнания и уничтожения турецких армян завершился серией военных кампаний в 1920 году против беженцев, вернувшихся в Киликию, и во время резни в Смирне (современный Измир) в сентябре 1922 года, когда войска под командованием Мустафы Кемаля вырезали армянский квартал в Смирне, а затем, под давлением западных держав, разрешили эвакуироваться оставшимся в живых. С уничтожением армян Смирны, последней уцелевшей компактной общины, армянское население Турции практически прекратило существование на своей исторической родине. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись по миру, образовав диаспоры в нескольких десятках стран.

Современные оценки количества жертв геноцида разнятся от 200 тысяч (некоторые турецкие источники) до более 2 миллионов армян. Большинство историков оценивают количество жертв от 1 до 1,5 миллиона человек. Свыше 800 тысяч стали беженцами.

Точное число жертв и выживших определить сложно, поскольку с 1915 года, спасаясь от убийств и погромов, множество армянских семей сменило вероисповедание (по некоторым источникам — от 250 тысяч до 300 тысяч человек).

Уже много лет армяне всего мира добиваются того, чтобы международное сообщество официально и безоговорочно признало факт геноцида . Первым специальный декрет, признающий и осуждающий страшную трагедию 1915 года, принял парламент Уругвая (20 апреля 1965 года). Законы, постановления и решения по геноциду армян были в дальнейшем приняты Европарламентом, Государственной Думой России, парламентами других стран, в частности Кипра, Аргентины, Канады, Греции, Ливана, Бельгии, Франции, Швеции, Швейцарии, Словакии, Нидерландов, Польши, Германии, Венесуэлы, Литвы, Чили, Боливии, а также Ватиканом.

Геноцид армян признали свыше 40 американских штатов , австралийский штат Новый Южный Уэльс, канадские провинции Британская Колумбия и Онтарио (город Торонто включительно), швейцарские кантоны Женева и Во, Уэльс (Великобритания), около 40 итальянских коммун, десятки международных и национальных организаций , в том числе Всемирный совет церквей, Лига прав человека, Гуманитарный фонд Эли Визеля, Союз еврейских общин Америки.

Государственная Дума РФ 14 апреля 1995 года приняла заявление "Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах".

Правительство США уничтожение 1,5 миллиона армян в Османской империи, но отказывается называть его геноцидом.

Армянская община США уже давно принятия конгрессом резолюции, признающей факт геноцида армянского народа.

Попытки провести эту законодательную инициативу предпринимались в конгрессе не раз, однако они так и не увенчались успехом.

Вопрос признания геноцида в нормализации отношений между Арменией и Турцией.

Армения и Турция до сих пор не установили дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.

Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян, утверждая, что жертвами трагедии 1915 года были как армяне, так и турки, и крайне болезненно реагирует на процесс международного признания геноцида армян в Османской империи.

В 1965 году на территории католикосата в Эчмиадзине был сооружен памятник жертвам геноцида. В 1967 году в Ереване на холме Цицернакаберд (Ласточкина крепость) была завершена постройка мемориального комплекса. В 1995 году около мемориального комплекса был построен Музей-институт геноцида армян.

Девизом армян всего мира к 100-летию геноцида армян выбраны слова "Помню и требую", а символом — незабудка. Этот цветок на всех языках имеет символический смысл — помнить, не забывать и напоминать. В чашечке цветка графически изображен мемориал в Цицеркаберде с его 12-ю пилонами. Этот символ будет активно использоваться в течение всего 2015 года.

атериал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Статьи по теме: