Когда празднуется праздник троица почему. Какое значение имеет праздник Троица. Что означает Троица

Цвет праздника Троицы - изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри - сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые - «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

… Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.
По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо - в ее святых таинствах через преемников апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице - триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом, но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа - сына Божья. Но не Бог - отец, не Бог - Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога - Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа - над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

В нашей стране этот праздник слился со славянским народным праздником семик, вобрав в себя много языческих обрядов, связанных, главным образом, с почитанием духов трав, деревьев и цветов. Поэтому на Троицу принято было украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березки.

В последнюю неделю перед Троицей, в четверг, в крестьянских домах начиналась стряпня - пекли пироги, лепешки, курники, яичницы, лапшинники, сухарники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво. Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не отламывая веток от дерева.

В Троицын день опять шли в лес - развивать венки. Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен...

С венками было связано множество обрядов. Наверное, самый известный из них, когда венки бросали в реку, разгадывая свою судьбу по их движению: Пойду на Дунай, на реку, Стану на крутом берегу, Брошу венок на воду, Отойду подале, погляжу: Тонет ли не тонет ли Венок мой на воде? Мой веночек потонул Меня милый вспомянул: "О свет моя ласковая, О свет моя приветливая!"

На следующий день после Пятидесятницы, которая всегда отмечается в воскресенье, Церковь прославляет третье лицо Святой Троицы - Святого Духа. С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

… Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето - напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.

Праздник Троицы: традиции, икона, освящение

В статье мы расскажем о празднике и иконе праздника Святой Троицы, покажем открытки праздника Троицы. Читайте о традициях и приметах Троицына дня, что взять в церковь и освятить на Троицу

Праздник Троицы

Пресвятая Троица - Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Дух Святой - это Единый и Единственный Бог, Которому поклоняются христиане всего мира. Догмат о Его Единстве в Трех Лицах - важнейший для христиан, вне зависимости от конфессии.


Наиболее полно и ясно выражает его икона Святой Троицы в виде трех ангелов. Только в Православной Церкви существует этот образ: у католиков и протестантов этот сюжет называется «Гостеприимство Авраама» и является лишь иллюстрацией к эпизоду из Ветхого Завета.
В статье мы расскажем о празднике и иконе праздника Святой Троицы.



Праздник Пятидесятницы и Святой Троицы

На 50-й день после Пасхи, в воскресенье празднуется Пятидесятница – День Святой Троицы. Исторически в этот день Святой Дух снизошел на апостолов и Богоматерь, собравшимися в пятидесятый день после Воскресения Христова. Богословски смысл праздника - явление силы Святой Троицы.


Пятидесятница - Сошествие Святого Духа на апостолов (на отдельной иконе именно события Пятидесятницы на облаках над апостолами изображаются сидящие Иисус Христос и Бог Саваоф). Вместе с Богоматерью апостолы пребывали в пятидесятый день после Воскресения Христа в Сионской горнице - месте Тайной Вечери, совершая трапезу в память о Господе. После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.



Двунадесятый праздник Святой Троицы

Известно, что в Православной Церкви ежедневно совершается память святого или праздник в честь важного для учения Христова исторического события. Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников - это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.


В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.


Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.


В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.


Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней. Эти дни - словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.
Отметим, что к двунадесятым праздникам не относится Светлая Пасха Господня. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.



Значение иконы праздника Троицы

По сути, изображения Троицы как такового существовать не может: по слову Библии, «Бога не видел никто никогда». Он непостижим и велик более всех существ. Бог Отец являлся пророкам и праотцам Ветхого Завета в огне и громе; Дух Святой представал как Свет или Голубь; Господь же Иисус Христос вочеловечился, приняв плоть и вид человека, человеческую волю и психику. Однако втроем ипостаси Святой Троицы (нельзя говорить «Боги») являлись несколько раз в истории человечества - эти дни сейчас празднуются как Крещение Господне, Преображение и Пятидесятница (один день с праздником Святой Троицы), поэтому существует ряд икон, которые являются изображениями Святой Троицы.


Все эти события празднуются Церковью как великие двунадесятые праздники (входят в двенадцать главных праздников года). Каждый из них ознаменован явлением ипостасей и силы Святой Троицы.


Существует также два вида икон праздника Троицы, которые не одобряются Церковью как слишком явно изображающие Бога Саваофа:


    Отечество - изображение Бога Отца как Старца, держащего на коленях Младенца Христа.


    Новозаветная Троица - изображение седовласого Бога-Отца в виде старца, Христа в Его обычном виде и Духа Святого в виде голубя. Это может быть отдельная икона или изображение, включено в композицию Страшного Суда.


    Образ Святой Троицы в виде трех ангелов, также называемый «Гостеприимство Авраама» - главный образ трех Божественных ипостасей. Изначально это иллюстрация ветхозаветного сюжета: в главе 18 книги Бытия рассказано, что праведный праотец Авраам принял в своем доме (шатре) Самого Бога в виде трех ангелов-странников.


    Однако только святой Андрей Рублев, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в XV веке, смог выразить красками богословский догмат, заключенный в этом ветхозаветном сюжете. Он убрал фигуры святых Сарры и Авраама, присутствовавшие на этом образе ранее, а также изобилие пищи со стола. Этот образ прославил и самого мастера, и Троице-Сергиеву лавру, и саму древнерусскую иконопись, став поистине мировым шедевром.



Рублевская икона Троицы


  • Композиция образа - круговая, сферическая. Фигуры трех ангелов в живописном ритме склоняются одна к другой. Позади виден дома Авраама, Мамврийский дуб (дерево в Палестине, под которым пребывали Три Лика Троицы, сохранившееся доныне) и гора.

  • Ангелы сидят за столом, на котором стоит только Чаша. Это не застолье, но сокровенная трапеза: это безмолвное общение, предмет которого - человеческое спасение, Жертва Бога Сына за грехи людские. Именно образ Чаши как Жертвы - в центре иконы.

  • За внешним видом каждого Ангела - конкретная Божественная ипостась, причем исследователи по сей день спорят о том, кто есть кто:

  • По центру находится Бог Сын, Христос. Он изображен иконописцем в традиционных для Христа одеждах - вишневом хитоне с золотой полосой и темно-синем гиматии. Также Он склоняет голову перед Богом Отцом.

  • Бог Отец, Саваоф изображен как сидящий слева в золотых одеждах Ангел. Он благословляет Сына на Жертву.

  • Правый ангел, в зеленой накидке, - Святой Дух. Он склоняет голову, безмолвно участвуя в беседе.

Икону эту называют еще «Предвечный Совет», а также просто: «Рублевская Троица». Важными являются ее детали:


  • В круге явлено единство и равенство трех ипостасей Божиих, однако показана разница и индивидуальность Каждого Лица. Чаша в центре, на столе напоминает о Таинстве Евхаристии, главном в Православии.

  • Каждый из ангелов также держит посох, словно символ вечного странничества и власти.

  • Дерево напоминает и о Мамврийском дубе, и о райском древе познания добра и зла, из-за которого и вошел в историю человечества грех.

  • Дом - символ также Церкви, Дома Божьего.

  • Гора - напоминание о Голгофе, ожидающей Иисуса Христа, месте искупления грехов всего человечества.

Икона Святой Троицы - чудотворный образ, через молитвы перед которым Господь подавал помощь всей нашей стране.


Так, перед военным походом на Казанское царство царь Иоанн Грозный посетил Троице-Сергиеву Лавру, где по его просьбе было совершено молебном пение перед иконой Святой Троицы. Царь просил о защите воинства и благословении на взятие Казани. Действительно, царство пало, было положено начало русской власти, а вместе с ней и просвещению светом Христовой веры в Нижнем Поволжье. После благополучного возвращения царь в благодарность принес многие пожертвования в Лавру.


    Подаренная или приобретенная икона ставится в вашем домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» - напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. Лучше сориентироваться на восток - именно туда по традиции обращены алтари всех православных церквей.


    На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Святой Троицы, можно рядом разместить особую икону Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, а также почитаемого святого, например, святителя Николая Чудотворца.


    Также можно повесить икону над кроватью вашей или ваших детей, чтобы Божья благодать оберегала вас зримо и во время сна.



Помощь Святой Троицы

Перед образом Святой Троицы молятся Богу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.


Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни:


  • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,

  • Молитесь в опасности,

  • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,

  • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,

  • Молясь об исцелении в болезни,

  • Обращаясь к Нему во внезапной опасности,

  • Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,

  • Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

В день Святой Троицы читается молитвы Пресвятой Троице и отдельно Святому Духу, которые должно читать также ежедневно, чтобы оградиться при помощи Божией от зла.


Молитва «Трисвятое»: Святой Бог, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас! - нужно прочитать три раза, крестясь и кланяясь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, сейчас, и всегда, и вечно. Аминь.
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, Который везде присутствует и все делает, Сокровище доброты и жизни податель, приди и вселись в нас, и очистки нас от всякой нечистоты, и спаси, Благой, наши души.
Пресвятая Троице, помилуй нас: Господь, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели болезни наши ради исповедания нами Твоего Имени. Аминь.


Молитва Господня, попросту, это «Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву Отче наш можно и на русском языке:


«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».



Чудотворные списки иконы Святой Троицы

Оригинал созданной преподобным Андреем Рублевым иконы пребывает в Третьяковской галерее.
Списки можно найти в


  • Свято-Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры,

  • В храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах,

  • В Кремле в Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы,

  • В Останкино, в церкви Живоначальной Троицы.

Во многих храмах простые иконы праздников, описанные нами, располагаются в праздничном - втором ряду иконостаса, между местным и деисусным чином. В небольших храмах или на бедных приходах иконы двунадесятых праздников только выкладываются на аналой. Если в честь праздника освящен сам храм, его икона будет расположена в местном ряду, справа от иконы Господа Иисуса Христа.



Как обрести Божию благодать Святой Троицы

Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.


Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.


Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование)



Молитва Святой Троице

Самая сильная молитва - это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.


Каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии - подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн - Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.


Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их - соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние



«Пресвятая Троица, единосущная Держава, всего доброго на Земле причина, как возблагодарим Тебя за поданные нам, грешным и недостойным рабам Твоим, блага еще раньше, чем мы на свет пришли, за все, что подаешь каждому из нас в каждый день нашей жизни, за все, что Ты готовишь всем верным людям в небесной жизни. Мы же должны за столькие добрые дела и щедрость, и милость Твою, не только благодарить Тебя словесно, но особенно прославлять добрыми делами, почитая и исполняя заповеди Твоя: однако мы, слушая только похоти наши, страсти и вредные привычки, в бесчисленные еще с юности впадаем грехи и беззакония.
Потому и мы, как нечистые и оскверненные грехами люди, не только перед Ликом Твоим Святым стыдимся явиться, но даже имени Твоего Пресвятого произнести стыдимся, если бы Ты Сам, Господи, не изъявил Твоей воли Благой, нам на радость, возвестить, что Ты чистых и праведных любишь, но и грешников кающихся милуешь и принимаешь в Царство Небесное.
Посмотри же, о Пребожественная Троица, с высоты Святой Славы Твоей на нас, многие грехи совершивших, и добрые намерения и желания наши, хотя бы и вместо добрых дел, прими; и подай нам дух истинного покаяния, чтобы мы возненавидели всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших прожили, творя пресвятую волю Твою и славя чистыми мыслями и благими делами прекрасное имя Твое. Аминь.»



Обычаи праздника Троицы

Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.


Так, в праздник Троицы есть ряд красивых народных обрядов, обычаев, связанных и с Церковью


  • Храмы в этот день украшают березками,

  • В селах и малых городах насыпают траву под ноги,

  • В храм приходят с небольшими букетами, в которые вставляется свечка, люди словно встречают Господа,

  • Стараются не работать в этот день, причаститься в храме и затем посвятить жизнь светлой радости, чтению, семье.

Есть и поверья, связанные с праздником Троицы в которые неправильно верить православному христианину, например, о том, что нельзя купаться - русалки защекочут.



Троицкая родительская суббота за день до праздника Троицы

За день до Троицы празднуется Троицкая родительская суббота - это традиционный поминальный день.


Могила и памятник умершего - долг любви и уважения к нему. Издревле на поминальные дни люди приходили, чтобы привести в порядок могилы своих близких. Крест или памятник обычно ставится в ногах покойного, чтобы лицо его было обращено к Распятию. Если вы хотите заказать памятник не в виде креста - пусть на нем тоже будет выбит, выгравирован или нарисован Крест, сила которого будет охранять умершего.


Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.


Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего.


На кладбище можно прочитать акафист об усопших и после него совершить литию - в переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление. Заупокойная лития может совершаться и священником, и мирянином (то есть любым крещеным человеком). Эта лития создана для особой молитвы по усопшим и совершается перед выносом гроба из дома, на кладбище над свежей могилой и даже в любое время по вашему желанию попросить Господа о помощи в загробной жизни вашему близкому человеку - чаще всего на кладбище и перед поминками, после возвращения домой с похорон.


Да хранит Вас Господь во Святой Троице!


Есть такая икона — Святая Троица, и все, наверное, не раз смотрели на неё, пытаясь понять её смысл.

На этой иконе изображён сам Бог-Отец, Бог- Сын — Иисус Христос и Бог — Святой Дух, тот самый Утешитель, сошествие которого обещал своим ученикам Иисус Христос, когда вознёсся на небо. Святая Троица означает, что Бог существует в трёх лицах, или ипостасях. Почему это так, может быть, и не стоит пока разбираться, просто надо поверить и признать, что это так и есть и что изображение Бога в трёх ипостасях на иконах называется Святой Троицей.

Святой Троице посвящён великий церковный праздник - праздник Святой Троицы, или просто Троица. Он тоже связан с Пасхой и Вознесением, поэтому постоянного дня не имеет, а отмечается на пятидесятый день после Пасхи на десятый после Вознесения. Поэтому его ещё называют Пятидесятница. Этот праздник посвящён воспоминанию о сошествии Святого Духа на апостолов-учеников Христа. Этот день именуется Троицей, потому что в этот день мы прославляем все лица Триединого Бога: Бога-Отца, который сотворил мир, Бога-Сына, который пострадал во имя человеческого спасения и избавил людей от порабощения дьяволу, и Бога — Духа Святого, который освящает мир через основание церкви, поэтому День Святой Троицы именуется также днём рождения христианской церкви.

На десятый день после Вознесения все апостолы, как всегда, были вместе в доме, и вдруг раздался сильный шум, как будто в комнату ворвался порыв сильного ветра. Шум наполнил весь дом, а потом над каждым апостолом (так называли первых учеников Христа) остановился огненный язык, и неожиданно они заговорили на разных языках, которых раньше не знали: и по латыни, и по-гречески, и по-арабски, и по-персидски, и на других языках, какие были на свете.

Апостолы поняли, что на них сошёл Святой Дух. Тогда они вышли на площадь и стали рассказывать людям, которые со всех сторон приехали в Иерусалим отмечать иудейский праздник Пятидесятницы, об Иисусе Христе, о том, как он умер, потом воскрес и вознёсся на небо. И несмотря на то, что люди были из разных мест и говорили на разных языках, они прекрасно всё понимали и спросили апостолов:

— Что же нам делать, братья?

Апостолы отвечали им:

— Покайтесь в грехах, креститесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, и вам простятся грехи, и вы получите прощение.

А затем пошли апостолы в разные земли: и на север, и на юг, и на запад, и на восток, чтобы рассказать веем людям об Иисусе Христе и его добрых делах.

Из Святого Писания известно, что тогда сразу крестилось около 3 тысяч человек, а апостолы пошли дальше по земле и приобщали к своей вере новых и новых людей.

День Святой Троицы — очень красивый праздник. В этот день церкви украшаются изнутри берёзовыми веточками, на полу расстилается свежескошенная трава и полевые цветы. Все верующие с зелёными веточками берёзы в руках идут в церковь, там во время службы эти веточки освящают, и они хранятся у каждого в доме, принося счастье, благополучие и здоровье.

Кто такие апостолы?

Апостолами (от греческого слова «аполстолос» — посланный) в Библии называют тех, кто сопровождал Иисуса Христа в его скитаниях, а затем был послан проповедовать христианство по всему миру.

Согласно книгам. Библии, у Иисуса Христа было двенадцать учеников. Однако в последующее время к ним. добавилось ещё несколько святых.

Во что одеты священнослужители во время богослужения?

Ты, конечно же, видел красивые, расшитые золотом одежды, в которые облачён священник во время богослужения. Эти пышные и красочные одежды помогают придать всему, что происходит в церкви, торжественность и величавость. Особенно красиво они выглядят в свете мерцающих свечей. Священники очень умные и образованные люди, они хорошо знают историю, много языков.

Главная книга для всех священников и верующих - Библия, самая известная книга на всём земном шаре. Она переведена на 1800 языков народов мира, и, если человек знает только один свой родной язык, он всё равно может прочитать Библию.

День Святой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед своим вознесением на небеса. Библейская легенда гласит о том, что после Христова Воскресения на Его учеников-апостолов сошёл Святой Дух. В этот день была образована вселенская апостольская церковь. День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют ещё Пятидесятницей.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они (то есть апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Святым Духом апостолы получили дар говорить на разных языках. Люди, с которыми стали разговаривать апостолы, когда вышли из Сионской горницы, изумлялись — откуда у вчерашних простых рыбаков такие способности. И все удивлённо спрашивали друг друга: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?»

Конечно, этот дар был дан Господом своим ученикам не случайно. Дело в том, что отныне они становились Божьими посланниками. Они должны были идти во все концы земли проповедовать Слово Божье, утверждать Церковь Божию на земле, чтобы каждый человек мог спастись. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, — сказал Господь. — Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

Апостолам поручалось, как добрым пастырям (пастухам), собрать всех овец Христовых — всех Божьих людей — в одно стадо. Каждый, кто стремится к Истине, мог стать членом единого целого — Христовой Церкви. Ведь само слово «церковь» означает собор, собрание.

Именно поэтому день Пятидесятницы христиане считают днём рождения нашей Святой Церкви. Вот с этим днём рождения Церкви мы все и поздравляем сегодня друг друга!

Христовы апостолы, просвещённые Святым Духом, стали первыми священниками новой церкви. Они передавали благодать священства своим преемникам, те — своим, и так уже целых две тысячи лет до сегодняшнего дня. Это значит, что нынешние священнослужители православной церкви являются преемниками первых апостолов, и на них, так же как на апостолах, почиет Святой Дух.

Обратите внимание: Святой Дух сошёл на учеников Христовых в виде огненных языков. Почему именно так? Почему Третье Лицо Троицы являет Себя в виде огня? А вот почему. Это символ того огня, который должен возгореться в душе каждого верующего человека — возгореться любовью к Богу. Это знак того, что весь человек должен переродиться, стать новым, стать настоящим христианином.

Следующий после Троицы день посвящён Пресвятому Духу. И поэтому его называют Духовым днём. В молитвах к Святому Духу обращаются как к Утешителю. Он явился апостолам и наполнил их сердца радостью.

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится Великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальные молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все, в том числе и священнослужители, стоят на коленях. Этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. В других православных церквях употребляются также облачения белого и золотого цветов.

Почему же именно ветви берёзы используются в этот день для украшения домов и храмов? Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено так много стихов и песен. Праздник Троицы без берёзы — то же самое, что Рождество без ёлки. Да и сама природа в этот день, накануне буйного цветения, напоминает юную девушку на пороге взрослой жизни.

Но Россия — большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клён, рябина.

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат на праздничную службу. А после неё устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гулянья с играми, представлениями, песнями.

Как празднуют Троицу в других странах

В Австрии символами праздника являются голубь, огонь и вода, с которыми связаны многие старинные обычаи. Например, в некоторых местечках Австрии до сих пор в субботу перед Троицей украшают колодцы цветами и лентами, а в церквях во время праздничной мессы выпускают на свободу голубей.

На Кипре православные христиане празднуют Святую Троицу в тот же день, что и в России. С этим днём также связан Праздник воды — воспоминание о Вселенском потопе и спасении Ноя, или, как его называют киприоты, Катаклизмос.

В Германии этот день сопровождается плетением венков, гаданием, катанием на качелях и на лодках. Перед праздником в доме и саду наводят тщательный порядок. Рано утром собирают полевые цветы, а также распустившиеся зелёные ветки деревьев, особенно ценится берёза.

Из истории праздника

На Руси Троица слилась с древнеславянским праздником — Семиком. Он знаменовал конец весны и начало лета и приходился на четверг (семик) седьмой недели после Пасхи. В этот день было принято водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают солнцу приближать лето. В Семик было принято завивать в венок ветви берёзы, загадывая на судьбу. На Троицу смотрели, что стало с венком. Если ветви не развились — у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Женщины и девушки через берёзовый венок «кумились» — целовались друг с другом и становились подругами.

Троица - великий православный праздник, символизирующий полноту Божьей благодати, когда людям явилась третья Святая ипостась - Дух Святой, в 2019 году отмечается 16 июня.

Перед Своим вознесением, воскресший и пребывавший с избранными учениками, Апостолами, Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не сойдет на них Дух Святой, после чего вознесся на небо.

Библейское описание Пятидесятницы

Троицей этот праздник назвал в честь полноты Божьей, Бога Отца, Сына и Святого Духа, которым Творец крестил Апостолов на пятидесятый день от Воскресения Господнего. Отсюда второе название этого праздника - Пятидесятница.

Святая Троица

В молитве, ежедневном причастии пребывали Апостолы и верные последователи Иисуса Христа, среди которых были:

  • ученики;
  • женщины, сопровождавшие учителя во время Его земной жизни;
  • Мать Мария;
  • Его братья.

Учитель не сказал, когда явится Дух Святой, и как это будет, только сказал, чтобы все пребывали в ожидании.

Читайте также:

В день Пятидесятницы в Иерусалиме собралось большое количество евреев, которые приехали на празднование дня первых плодов (Числа 28:26), принося добровольные пожертвования Всевышнему. Это был великий еврейский праздник с участием священников, левитов, бедных и богатых.

Праздник Седмиц, еще одно название этого дня, когда в храм приносился хлеб или хлебные колосья (Левит 23:15-21), ежегодно отмечался в Иерусалиме.

Ученики Иисуса Христа находились в доме, он наполнился внезапно шумом несущегося с неба ураганного ветра, над каждым учеником появились огненные языки, которые «почили на них». (Деян. 2:1-8)

Этот свет над головами Апостолов был сродни Благодатному огню, который сходит в Иерусалиме, в субботу перед православной Пасхой.

Святой Дух сошел на учеников Христовых и наполнил их всеми благодатными духовными дарами

В том же миг все Апостолы заговорили на иных языках, крещенные Духом Святым. Свидетелями этого явления стали все, прибывшие на праздник дня первых плодов. Услышав речь Петра, и найдя подтверждение предреченного еще в Старом Завете события (Иоил. 2:28-32), многие евреи приняли Христа своим Спасителем. В тот день крестилось около трех тысяч евреев из разных мест.

Важно! Сошествие Духа Святого положило начало Церкви Христа, это день ее рождения. Некогда простые рыбаки получили особый дар нести весть о приходе Миссии в массы, совершая благовестие в силе духа и дерзновения, полученного на празднике Пятидесятницы.

История появления праздника в православии

С этого дня ежегодно каждое воскресенье через 50 дней или семь недель после Апостолы и окружающие их христиане отмечали день Сошествия Святого Духа. Торжества Седмицы завершались крещением прилагаемых к Церкви.

Квинт Тертуллиан, раннехристианский теолог, писатель более 31 сохраненных трактатов, в 220-230 годах писал, что праздник Троицы затмил собою все языческие обряды этого времени.

Троица в православии обозначает единство Отца, Сына и Святого Духа

Официальное признание Церковью Пятидесятница получила в 381 году во время Вселенского Константинопольского Собора, на котором был утвержден догмат, признающий равенство всех трех ипостасей Святой Троицы.

На Соборе был принят Символ христианской веры - Верую в Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Символ Веры

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца, создавшего небо и землю.

Верую в Иисуса Христа, Его Сына Единственного, Спасителя людей, который рожден от Девы Марии при зачатии Духом Святым, был мучим во время Понтия Пилата, умер через распятие, похоронен и воскресший после нисхождения в ад, взошел на Небеса, сел одесную Всевышнего, чтобы с Ним судить людей, живых и почивших.

Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, вечную жизнь через прощение и воскрешение. Аминь.

Аминь в переводе означает утверждение «Да будет так!»

Также смотрите:

Символ Веры читается в храмах и на домашних молитвах от Троицы и до Пасхи.

Отличие Троицы от других праздников

Пасхальные богослужения заканчиваются Пятидесятницей, после нее в церковном календаре недели нумеруются неделями после Троицы.

Понедельник после праздника Крещения Духом Святым назван Днем Святого Духа. С него и до Пасхи читается Символ Веры, а после Воскрешения Иисуса и до дня Пятидесятницы во время церковных и домашних молитв читается песнопение: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть подолал, живым из гроба встал», которое не поется после Дня Святого Духа.

Богослужение на Троицу начинается молитвой, она читается перед началом по окончании всякого праздника и дела, когда призывается Дух святой, как надежный помощник.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Преподобным Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским были составлены праздничные каноны еще в восьмом веке, они были изложены в Первом полном Византийском уставе проведения службы на Троицу.

Для сведения! На вечерней службе не происходит целования иконы, прихожане прикладываются к Евангелию.

На всенощной перед праздником читается канон Пятидесятнице. Утреннюю Литургию сменяет праздник Святого Духа, на нем молитвы читаются, стоя на коленях.

Праздничная стихира помогает понять смысл этого действия. Еврейский народ, в среде которого родился Бог Сын, через свое неверие лишен Божьей благодати. Христиане всего мира, язычники по плоти, наполнены Божественным светом. Преклонив колени, как символ преклоненного сердца, с глубокой верой поклоняемся третьей Ипостаси Божественной Троицы - Богу Духу.

Составил первые молитвы:

  • Первое прошение посвящено исповеданию перед Творцом грехов и просьбе о помиловании во имя Жертвы, дарованной людям Иисусом Христом, Богом Сыном.
  • Вторая молитва - воззвание о даровании всем людям Духа Святого.
  • Третье взывание к Христу, Миссии, Богу, который сошел в ад и забрал у сатаны ключи жизни, помиловать усопших родных наших.

Во время праздника исполняется Тропарь:

Благословен ты, Христос Бог наш, который даровал мудрость рыбакам, соделав их Апостолами, послал им Святого Духа и помог приобрести весь мир, слава Тебе, Бог - Человеколюбец.

Традиции украшения храмов и домов в день Пятидесятницы

По народной традиции на Троицу храмы и дома украшают зеленью, в народе этот праздник называют зелеными святками.

Украшение зеленью храма на праздник Троицы как символ расцвета христианской души

С одной стороны, это историческая основа. Аврааму Бог явился в виде трех старцев, которые возлежали под дубом.

На пятидесятый день после выхода из Египта Всевышний на зеленой горе Синай даровал народу 10 заповедей, которые и сейчас являются основой христианства.

По обычаю в честь этих событий все храмы украшались и раньше зеленью. Зелень на Пятидесятницу символизирует расцвет христианской души, которую разбудил Божественный Дух через благодать Бога Отца и Сына.

Срубленные на Троицу березки символизирует силу благодати. Пока дерево питалось через корни, росло в земле, оно жило, а как только его срубили, погибло. Так и человеческая душа живет, пока питается Божественной силой, а отойдет человек от Церкви, сразу погибает. Иисус есть Лоза, а мы Его ветви, питающиеся милостью, прощением через исповедь и причастие.

Для сведения! Последующая неделя за Светлой седмицей скоромная, она заканчивается Неделей Всех Святых, после чего наступает Петров пост.

Всевышний показал себя триединым в Троице единосущной и нераздельной, не стоит пытаться умом понять этот догмат, объяснить его человеческим разумом. Каждая Ипостась Троицы имеет Свое лицо, но это не три Бога, а единая Божественная сущность.

День Святой Троицы. Пятидесятница



Статьи по теме: