Как беликов чуть не женился

Человек в футляре краткое содержание по главам

В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» действии происходит в конце XIX в. в сельской местности в России. Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников. Прямо на самом краю одного из сел, а именно в селе Мироносицкого, в сарае доброго и отзывчивого старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники, которые охотились весь день напролет. Этих охотников было всего лишь двое. Среди них был учитель гимназии Буркин и ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. У врача к удивлению всех была очень необычная, которая состояла из двух фамилий - Чимша-Гималайский. Эта странная фамилия абсолютно не шла Иван Иванычу. Из-за такой несуразицы все люди, проживающие в губернии, звали его по имени и отчеству. Чимша-Гималайский жил около города на конском заводе. Для того чтобы подышать чистым воздухом он приехал теперь на охоту. Учитель гимназии Буркин в свою же очередь каждое лето гостил у уважаемых в тех местах графов П. В селе учитель уже с давних времен уже был своим человеком.

Никто не спал. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку. Его освещала красивая полная луна. Буркни лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках. Охотники во время своего пребывания в сарае у старосты, рассказывали друг другу всевозможные истории. Одной из тем для разговора была жена того самого старосты в сарае которого они остановились. Её звали Мавра. Она была женщиной здоровой и совершенно не глупой, но однако вопреки всему этому, Мавра всю свою жизнь прожила в своем селе и вообще никогда и нигде не была. Женщина никогда воочию не видела ни одного нормального большого города, ни железной дороги, и уж тем более никогда не ездила на поездах. В последние же десять лет своей жизни она только и сидела за печью, а на улицу выходила только по ночам. Буркин сделал предположение о том, что у нее просто такой характер, ей просто удобнее быть раком-отшельником. А такие люди в то время были не редкостью, которую можно было увидеть где угодно и когда угодно. В подтверждение своим словам Буркин вспомнил, что месяца два назад в городе скончался довольной странный учитель греческого языка Беликов, преподававший с ним в одной гимназии. Это был очень странный человек. Он на улицу выходил всегда в очень теплом пальто на вате, обязательно с зонтиком и в калошах. Всю это одежду и различные принадлежности он одевал независимо от того, какая на улице была погода. Сам зонтик, с которым он никогда не выходил из дома был сложен в чехле, даже его часы всегда находились в чехле, который был сшит из серой замши, ну а когда он вынимал перочинный нож, чтобы, к примеру, поточить карандаш, то можно было заметь, что и нож у него был в чехольчике. Даже лицо гимназического учителя греческого языка, казалось, тоже было словно в чехле, потому, что он все абсолютно время прятал его за поднятым воротником своего пальто. Он носил очень темные очки, обычную фуфайку, а уши всегда закладывал ватой. Когда же Беликов садился на извозчика, то всегда приказывал поднимать верх. Можно с уверенностью сказать, что у данного человека наблюдалось непреодолимое и постоянное стремление окружить себя своеобразной оболочкой, которая представляла собой особый футляр, который в случае чего уединил бы его, защитил бы от внешних влияний окружающей среды. Действительность очень раздражала его, сильно пугала, и вообще держала в постоянной тревоге. В силу того, что ему было некомфортно самому от собственной робости и свое абсолютное отвращение к настоящему, он при любой возможности всегда и везде хвалил прошлое и то, чего никогда и не было вообще. Среди всего им хваленого можно перечислить и древние языки, которые он же сам и преподавал в гимназии, те же самые калоши и зонтик, все то, зачем он в силу своего характера прятался от действительности той жизни, которая его окружала. Для него в жизни ясны были лишь строгие циркуляры, в которых что-нибудь обязательно запрещалось, где существовали определенные границы дозволенного. Различные отклонения от этой нормы вызывали в нем глубокое смятение. Даже все свои мысли, размышления и догадки Беликов всеми способами огородить от посторонних и закрыть их в так называемом футляре, доступ к которому был открыт только для него одного. В его голове укладывались только лишь определенные запреты. Во всей же дозволенности и разрешении всегда он видел нечто странное, сомнительно, абсолютно недосказанное и очень смутное, совершенно не поддающиеся его логике. Если в том городе, где он проживал, разрешалось то или иное, то он всегда сомневался в том, что новая затея может к чему-то хорошему привести, во всех нововведениях он видел только плохое. Можно сделать вывод, что Беликов был чрезмерно мнительным и очень осторожным человеком. Даже в дружбе он видел что-то опасное, но все, же ходил к своим друзьям только в силу того, что данную деятельность он считал это просто своею дружеской обязанностью.

Беликова в городе боялись все без исключения. И учителя, которые преподавали с ним в школе, и даже директор боялся его, потому, что не могли для себя найти адекватного ответа, для такого своеобразного поведения учителя греческого языка. Этот человечек, который ходил всегда в калошах и с зонтиком, держал в страхе и непонимании гимназию все целые пятнадцать лет. Проживал Беликов в том же самом доме, что и Буркин. В своем доме он вообще не держат прислуги женского пола, потому, что очень боялся, что девушки могут подумать что-то дурное о нем и об этом начнут говорить всем, разносить различные слухи. У него был только повар Афанасий, старика лет шестидесяти, который постоянно был нетрезв и полоумен. Афанасий когда-то в свое время служил в денщиках и умел хоть как-то, но все, же стряпать различные блюда. Однако даже под одеялом в собственной кровати Беликову было очень страшно. Его всегда преследовала мысль о том, что даже старый повар может ворваться в его спальню и просто напросто взять и зарезать своего хозяина в его кровать. Также Беликова преследовал страх о том, что в его дом могут залезть воры. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьём он давил на всех и все ему уступали. Все его боялись. Была у Беликова странная привычка — ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал. Таким образом, он думал, что поддерживает добрые, положительные отношения со всеми своими товарищами по работе.

Кроме своего места работы, а именно гимназии, Беликов держал в боязни и абсолютном непонимании весь город. Но однажды, даже, несмотря на то, что учитель пытался такого рода ситуации обходить стороной, с ним произошла довольно странная история, а именно он чуть не женился на очень хорошей девушке.

Однажды в гимназию, где преподавал Беликов, неожиданно назначили нового учителя истории и географии. Нового учителя звали Михаил Саввич Коваленко, он был довольно молодым интересным человеком, очень веселым, и являлся одним из хохлов. С новым учителем в город приехала и его сестра Варенька, которой на тот момент было лет тридцать. Она была очень даже хороша собой, очень высока, румяна, веселая девушка, которая без конца то и дело пела и плясала. Варенька очаровала абсолютно всех в гимназии, без исключения, и даже на самого Беликова она произвела хорошее впечатление. В связи с этим в голову учителям пришла довольно отчаянная авантюра, смысл которой заключался в том, чтобы поженить Беликова и Вареньку. Она была уже не молодая, ей уже было тридцать лет, но поражала своей красотой. Высокая, стройная, чернобровая, краснощекая и веселая, даже немного шумная девушка. В пении это девицы Беликов заметил определенное сходство с древнегреческим языком, оно все было наполнено нежностью и приятною звучностью, малороссийская женщина просто покорила учителя греческого языка. Данное признание Беликова очень польстило ей, и она стала повествовать ему с чувством о своей жизни. Во время такого повествования вдруг ко всем пришло некоторое озарение, появилась у всех одна и та же гениальная мысль, которая заключалась в том, что Вареньку и Беликова просто необходимо поженить. Именно директорше гимназии первой пришла в голову пришла замечательная мысль поженить Беликова и сестру нового учителя географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел Беликова. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, «эту мерзкую рожу». Все начали приглашать Беликова и Вареньку непременно всюду вместе, для того, чтобы они больше времени проводили вместе и окончательно убедились в том, что им просто необходимо пожениться. Влюбленные посещали вместе и в театр и различного рода вечеринки. Варенька стала относиться к Беликову явно положительно и благосклонно, ничего плохого в этом человеке она не наблюдала. А все те, кто окружал Беликова, а именно товарищи, и различные дамы, стали уверять его в том, что он просто обязан жениться на такой замечательной девушке, как Варенька. Его даже начали заранее поздравлять с тем, что они с Варей вместе. Варенька же стала той первой женщиной, которая смогла отнестись к нему очень ласково и со всем сердцем сердечно. Данные чувства девушки были настолько правдоподобны, что он и сам поверил в то, что ему уже и в самом деле нужно жениться. Однако перед таким важным и ответственным делом, как женитьба этому человеку, живущему в своем закрытом ото всех мире просто необходимо дать время на размышления о том, какие последствия может принести это обряд, возможны ли какие-то негативные последствия данного действия.

Зная о том, каким скептическим человеком был Беликов все стали убеждать его в особой необходимости в женитьбе на Варе. Варенька же в свою очередь стала оказывать ему явную благосклонность. Они ходили гулять друг с другом, а во время гуляния с ней он все повторял, что брак это вещь очень серьезная.

Беликов часто бывал в доме у учителя истории и географии Ковалено и, в конце концов, все же сделал бы Вареньке предложение руки и сердца, если бы не один жутки случай, который произошел на кануне. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на учителя Беликова, на которой он был изображен с зонтом и под руку с Варенькой. Экземпляры данной картинки были разосланы абсолютно всем учителям гимназии. Вся эта ситуация очень не понравилась Беликову, он просто был озадачен данной выходкой, его очень интересовали мнение и реакция других на все это.

Вскоре после инцидента с карикатурой Беликов встретил на улице Коваленок, которые катались всей семьей на велосипедах. Он был очень возмущен этим зрелищем, и не находил ему оправдания. По всем его понятиям, учителю гимназии и женщине просто не пристало ездить на велосипеде. Он просто был убежден в том, что такое катание на велосипеде является забавой абсолютно неприличной для воспитателя юношества. Во избежание негативных каких-либо последствий он хотел его всего-навсего предостеречь.

На следующий день Беликов отправился к Коваленкам, чтобы выговориться, по поводу вчерашнего инцидента и так сказать облегчить свою душу. Вареньки на тот момент уже не было дома. Брат же её в свою очередь, будучи человеком, очень свободолюбивым, с первого же дня невзлюбил учителя греческого языка Беликова. Коваленко так был очень возмущен, что даже в силу своих эмоций побагровел. Он всех тех, кто вмешивался в его семейные и домашние дела, посылал все очень грубо ко всем чертям собачьим. Беликов не ожидал такого хамства и в сию же секунду побледнел и встал. Коваленко же был на столько зол, что просто взял и схватил Беликова сзади за воротник и со всего маху пихнул. Учитель греческого языка Беликов покатился прямиком вниз по лестнице, при этом громко гремя своими калошами. Михаил Саввич Коваленко просто не в силах был стерпеть его нравоучений и поучений насчет катания на велосипедах, и поэтому просто не нашел никакого другого выхода, как просто взять и спустить Беликова прямиком с лестницы. Хоть лестница и была очень высокая и довольно крутая, однако он докатился донизу благополучно. После падения Беликов встал и потрогал себя за нос, для тог, чтобы убедиться в целости своих очков. Однако в то время, когда он стремительно катился кубарем по лестнице, вошла Варенька ну а с нею две другие дамы. Все три женщины стояли внизу около лестницы и внимательно глядели на летящего вниз учителя древнегреческого языка. Присутствие такого рода наблюдателей для Беликова было ужаснее всего. Для него казалось, что лучше бы, сломать себе шею, обе ноги, чем стать посмешищем. Он был уверен, что об этом инциденте теперь узнает абсолютно весь город, дойдет до директора гимназии, потом до попечителя, а в конце концов ему просто возьмут и нарисуют какую-нибудь новую карикатуру. После всего этого, по его мнению его просто возьмут и заставят подать в отставку, дабы избежать каких-либо еще неприятностей, связанных с такого рода поведением учителя.

Вареньке с двумя ее знакомыми, в момент падения Беликова, показалась ситуация очень забавной, потому что они подумали о том, что он сам виноват в своем падении, в силу своей неуклюжести и нерасторопности. Увидев катящегося по лестнице Беликова, просто невозможно было не рассмеяться. Когда же учитель поднялся после падения, то Варенька без труда узнала его и, глядя на его очень смешное и растерянное лицо, очень мятое пальто, и конечно же калоши, совершенно не понимая, в чем дело, предполагая, что это он упал сам, нечаянно, в силу того, что просто всего-навсего не удержалась, захохотала очень громко и на весь дом: «-Ха-ха-ха!».

И этим раскатистым, заливчатым и пронзающим слух «ха-ха-ха» завершилось совершенно все: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе, домой, он, прежде всего, убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше вообще не вставал.

Лежа на своей кровати его посещали различные мысли. Особенно его не никак не могла покинуть мысль о том, что обо все случившимся в доме Михаила Саввича Коваленко узнает абсолютно весь город. Данная мысль привела Беликова в такой ужас, что он просто перестал вставать с постели и по прошествую целого месяца просто скончался в собственной спальне на своей собственной кровати.

Его «положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала! И как бы в честь его, во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами». Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад. Наконец, его положили в футляр, из которого уже, никогда, не выйдет.

Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но уже через неделю, после его похорон, жизнь в городе потекла точно такая же, как и раньше, утомительная, бестолковая жизнь, которая не была запрещена циркуляром, но и в то же время не разрешенная вполне. Буркин заканчивает рассказ. В конце рассказа приятели рассуждают о людях в футляре и ложатся спать. У каждого если мысли по сути этого рассказа, каждый придерживается определенной точки зрения. К примеру, Иван Иваныч произносит своего рода фразу, вся суть которой заключена в том, что и по сей день существую «футлярные люди». Иван Иваныч Чимша-Гималайский указывает на то, что проживая в городе, мы чувствуем духоту, что окружает весь город, мы видим всю ту темноту, что присутствует в нем, мы живем в той тесноте, которая характерна для города, играем в винт - все это способствует появлению футляра у любого жителя того или иного города.

Смысл рассказа Человек в футляре

Из представленных выше фактов, напрашивается вывод о том, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным. Сегодня выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке. Оно характеризует одинокую личность, закрытого от всего мира человека, который создаёт вокруг себя некую оболочку - «футляр».

Человек в футляре - анализ произведения

Футлярная жизнь - это лишь форма существования человека. Чехов же в своем творчестве всегда выступал за полноценную жизнь. Своим рассказом «Человек в футляре» Антон Павлович хотел донести до нас, что страх перед объективной действительностью может заточить человека в созданный им же самим футляр.

Кроме того, рассказ «Человек в футляре» имеет откровенно социально-политический контекст: здесь А.Чехов формулирует краткую, точную, порой гротескную и сатирическую характеристику бытия всей русской интеллигенции и вообще России в недавно завершившееся царствование Александра III.

В русской литературе очень много талантливых писателей, но по-настоящему жизненных и поучительных произведений не так уж и много. К таким вот удивительным людям, умеющим на бумаге отразить непростые человеческие судьбы, и относится А. П. Чехов. «Человек в футляре», краткое содержание которого позволяет ознакомиться с творчеством великого писателя, переносит читателей в XIX век, где после охоты двое друзей заводят разговор о закрытых и одиноких людях.

Начинается рассказ разговором двух друзей - Иван Ивановича, ветеринарного врача, и Буркина, учителя гимназии. Первый удивлен поведением супруги старосты, у которого они остались ночевать. Дело в том, что женщина все время сидит дома, а на улицу выходит только по ночам. Буркин возражает, говоря, что на свете немало чудных людей и рассказывает другу историю, произошедшую с его коллегой по гимназии, учителем греческого языка Беликовым.

Краткое содержание «Человек в футляре» - это история об учителе, который вел странный образ жизни. Он постоянно хотел отгородиться ото всех, создавал футляры и перегородки между собой и внешним миром. Даже летом он ходил в темных очках, в теплом пальто и с зонтиком, каждую вещь Беликов прятал в чехол. Он понимал лишь указы, где что-то запрещалось, потому что в них все понятно, а вот указания, где что-то разрешалось, учитель не понимал, ведь границ вседозволенности нет, поэтому как бы чего не вышло.

Беликов ходил в гости к своим коллегам, но лишь молча сидел, а потом прощался и уходил, он пытался оградить всех от опасности, но окружающие его боялись и называли не иначе как «человек в футляре». Чехов, краткое содержание произведения которого позволяет понять характер одинокого индивида, был очень хорошим психологом, потому что раскрыл не только проблемы одного Беликова, но и всего общества того времени.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, что даже с таким чудаковатым человеком могут случиться перемены. С Беликовым они произошли после приезда в гимназию нового учителя истории со своей сестрой. Варя была красива собой, весела, хорошо пела, она очаровала всех, не смог устоять перед ее чарами и Беликов. Он стал с ней гулять, но все время намекал, что женитьба - это очень серьезно.

Учитель был очень ранимым и боязливым человеком, что и показывает краткое содержание «Человек в футляре». После карикатуры, нарисованной на него и Варю, он ходил сам не свой, добила его встреча с Варей и ее братом, которые ехали на велосипедах. По представлению Беликова, девушке и учителю гимназии не пристало так проводить время. Чтобы объясниться с ними, он пошел к семейству домой, но Вари не было, а свободолюбивый брат попросту спустил своего коллегу с лестницы. В момент, когда Беликов катился по ступенькам, пришла Варвара, от увиденной картины девушка залилась звонким смехом.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, насколько учителю страшно было даже представить, что о его позоре узнает весь город. Он пришел домой, убрал фотографию своей невесты и слег. Беликов скончался через месяц. На лице покойного была радостная улыбка, как будто он нашел то, что искал - надежный футляр, из которого он не выйдет. Люди хоронили его с приятным чувством освобождения, словно освободились от ненужных обязательств.

/ / / «Человек в футляре»

Эта необычная история была рассказана учителем гимназии Буркиным, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу после охоты в доме старосты села Мироносицкое. Речь шла про некого Беликова, который преподавал греческий язык и был коллегой Буркина.

Со слов Буркина, Беликов предстает перед Иваном Ивановичем человеком странным, осторожным и предусмотрительным. Даже в солнечный день, он всегда был в галошах, с зонтиком под мышкой. Кроме того, Беликов обязательно был в теплом пальто, ведь очень боялся заболеть, и черных очках. Все вещи учителя были сложены в футляры. Когда Беликов был дома, то закрывал двери на все замки. В общем, он пытался спрятаться от окружающих и создал для себя некий «футляр». Беликов признавал только запрещающие циркуляры, любое их не выполнение становилось причиной его раздражительности. Такая правильность, «футлярность» чувствовалась не только учениками и учителями гимназиями, но и всем местным населением. И вот в один из дней, с этим «человеком в футляре» случилась забавная история, Беликов почти женился.

Было это тогда, когда в гимназию приехал новый учитель истории и географии Михаил Коваленко со своей сестрой Варюшей. Варя была очень весела, жива, красива, она любила петь и танцевать. Все кто знакомился с Варенькой, сразу были очарованы ею. Под эти женские чары попал и Беликов. Заметив это, учителя гимназии решили, что нужно их женить. И может быть тогда, Беликов выбросит свои футляры и станет обычным человеком. Они начали подталкивать Беликова к женитьбе, рассказывая ему как это хорошо. Даже Варя начала оказывать ему знаки внимания. Идя с ним на прогулку, она тоже одевала галоши, и брала зонтик.

И вот, когда Беликов был готов сделать Варе предложение, случилось непоправимое. Кто-то изобразил их с Варенькой, гуляющих с зонтиков, в шутливой форме. Этот рисунок увидели все учителя. Данное событие очень возмутило Беликова, и он снова укрылся в своем «футляре».

Через пару дней снова произошел вопиющий, по мнению Беликова, случай. Он заметил, как Варенька вместе с Коваленко ехала на велосипеде. Беликов считал, что девушка на велосипеде это признак дурного тона. Свое недовольство данным событием он хотел лично высказать Варе. Придя домой к Коваленкам, Варюши дома не оказалось, а ее брат, испытывая к Беликову не очень приятные чувства, просто спустил его с лестницы.

Увидев эту картину, Варя громка рассмеялась. Беликов был настолько расстроен этим событием, что закрылся у себя дома и умер через месяц.

Когда Беликова положили в гроб, его лицо излучало счастье, словно наконец-то он нашел свой футляр, который защитит его от внешних глаз.

Этими словами Буркин завершает свой рассказ. Немного помолчав, Иван Иванович спросил: «Все что нас окружает: тесные города, однообразие жизни – это ли ни футляр?».

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в темных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, веселого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьезная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображен с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущен этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчет катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешенная вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

История человека, который жил по законам общества, всегда находясь в страхе осуждения. Беликов – главный герой рассказа, общество которого избегали все в округе. Приезд нового учителя Михаила в город меняет жизнь Беликова. Он осуждает сестру Михаила Вареньку за катание на велосипеде, за что получает отпор от ее брата. В потасовке главный герой падает с лестницы. Это вызывает смех у очевидцев. Страх осуждения и насмешек приводит к тому, что Беликов умирает.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре» отражает духовное состояние общества в конце 19-го века. Общество, в котором отсутствует духовная свобода, свободомыслие, господствует всеобщий страх перед жесткими ограничениями, установленными правилами и предписаниями, поощряются доносы, недоверие друг к другу. Замкнутая в «футляр» жизнь людей – это внутреннее рабство, подавляющее в человеке проявление естественных человеческих чувств, открытости и доброжелательности, человеческого достоинства, возможности выражать свои мысли без страха.

Читать краткое содержание рассказа Чехова Человек в футляре

Главный герой рассказа Беликов - учитель древнегреческого языка в гимназии. Его образ является собирательным, типичным для общества. В характере и в облике главного героя наиболее ярко выражены все особенности внешности и характера человека «в футляре». Жизнь Беликова проходит в постоянном страхе нарушить какие-либо устои, нормы, предписания. Все в его жизни устроено так, чтоб не испортилось.

Все было защищено «футляром»: ноги - в калошах, чтобы не замочить; тело - в теплом пальто, чтобы не простудиться; ножичек - в футляре, чтобы не порезаться; зонт - в футляре, чтобы не сломался. Все действия и поступки окружающих, которые не вписываются в строгие правила, вызывают у Беликова осуждение. Вся гимназия, да и жители всего города боялись вызвать своими действиями осуждение Беликова. Этого с виду порядочного, но ужасно скучного и надоедливого человека, стараются никуда не приглашать и по возможности избегать. В его обществе каждый проникается страхом что-то сделать не так, чтобы не стать виноватым и осужденным.

Однажды в гимназию приехал на работу новый учитель, которого зовут Коваленко Михаил. Приехал он с сестрой, которую звали Варенька. Она очаровала своей внешностью и характером всех в гимназии, включая Беликова. Беликов стал часто приходить к Коваленко в гости, гулять с Варенькой. Собирался даже жениться. Но однажды кто-то изобразил Беликова с Варенькой на картинке и разослал карикатуру всем учителям. А вскоре Беликова возмутил еще один случай. Однажды он увидел Михаила и Варю, которые катались на велосипедах. За это он и осудил поведение девушки.

Свои претензии на счет недопустимости катания женщины на велосипеде, Беликов высказал Михаилу, а тот спустил главного героя с лестницы. Эту сцену увидела Варенька и ее знакомые. Все громко рассмеялись. Страшная мысль о том, что весь город будет в курсе об этой ситуации, привела главного героя в такой ужас, что он, придя домой, слёг в постель. Через месяц он скоропостижно умер.

Смыслом всей своей жизни Беликов считал отстранение от всех с помощью чехлов и футляров. И окончательно отгородился. Он оказался в гробу – вечном и идеальном футляре. Из такого он уже точно никогда не выйдет. В этот день идет дождь. Присутствующие надели калоши и спрятались под зонтами. Почти как Беликов при жизни. И это символически показывает, что со смертью Беликова в обществе не произошло глубинных перемен.

Со временем в гимназии и в городе все равно воцарилась атмосфера недоверия, подозрительности, доносительства. Потому что «футлярный образ мыслей» является типичным явлением для тогдашней эпохи в Российском государстве, в котором существовали вполне реальные и страшные механизмы духовного подавления личности.

Картинка или рисунок Человек в футляре

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мальчики с бантиками Пикуль

    «Мальчики с бантиками» является автобиографичной повестью. Здесь автор, от лица главного героя Савки Огурцова, рассказывает о своих годах, проведенных в школе юнг ВМФ на Соловках и его дальнейшем пути на Северном флоте.

    Парень Ванюша, которого отец, родные братья и все окружающие считали дурачком, встретил волшебного конька. Конек-горбунок помогал Ванюше исполнять сложные царские задания



Статьи по теме: