Где встречается цифра 5. Наш первый школьный проект «Весёлый счёт. Исследование цифры «5. Пословицы и скороговорки

Презентация и фото необходимы ребятам, чтобы облегчить процесс обучения счету. Попросите их посчитать предметы на фото или тем, которые демонстрирует презентация. Наглядные пособия всегда были интересны детям. Пусть презентация и фото помогут начать урок учителя, пришедшего к детям в 1 класс.

Древняя форма устного народного творчества. Они передают отношение людей к окружающему миру, выражают мудрость, накопленную веками. Немалую роль в формировании этих фольклорных жанров играли цифры.

Если пословицы и поговорки учат, наставляют, то загадки развивают смекалку и сообразительность у детей. А загадки, в которых участвуют цифры, еще и способствуют обучению счету.

Любая загадка строится на метафоре. Это средство художественной выразительности, предполагающее описание каких-либо качеств предмета или явления посредством других предметов или явлений. Вспомните известные всем загадки о ночи и звездах, где небо представляет собой синее полотно, а звезды - это маленькие гвоздики, которым его прибивают. Действительно, если ночью посмотреть на небо, звезды можно сравнить с шляпками гвоздей.

Рассмотрим, на каких сравнениях основаны загадки для детей про цифры. Наиболее часто встречающимся в фольклоре числом является семь. Это священное число, и с ним связано представление о гармонии, об идеале.

Так, семь сравнивают с косой, которой косили сено. Восемь очень похожа на неваляшку, ведь состоит цифра из двух кругов, поставленных друг на друга. Два часто сравнивают и рисуют в виде лебедя, изогнувшего свою шею. Ноль очень похож на бублик или мячик, а шесть и девять всегда выступают как близнецы.

С цифрами у детей связано очень много собственных представлений. Можно попросить ребят не только отгадывать готовые загадки, но и сочинять собственные.

Этот вид работы развивает:

логическое мышление;

— фантазию;

— ассоциативное мышление,

Что весьма полезно для целостного творческого развития ребенка.


Пословицы и поговорки

Эти два слова часто употребляют вместе, хотя по своей роли эти два жанра отличаются.

Задача пословицы - поучать, наставлять. Именно поэтому в ней всегда встретишь оценочные слова, например: «Легко чужими руками жар загребать». Пословица подчеркивает, что человек стремится сделать что-то за счет другого, и осуждает такое поведение. А вот поговорка может звучать почти так же, но оценки не давать, а лишь констатировать факт: «Чужими руками жар загребать». В этом и состоит главное отличие поговорки и пословицы.

Для детей пословицы и поговорки часто представляют в картинках, если речь идет об учебных пособиях или детских книжках. Так ребятам легче понять смысл высказывания. Да и книжки с картинками всегда выглядели интереснее.

Детям часто бывает непонятен скрытый смысл пословиц и поговорок, поэтому задача взрослых - объяснить им этот скрытый смысл и дать понять, что высказывания несут в себе не только прямое, но и переносное значение.

Загадки, пословицы и поговорки - это глубокая народная мудрость, с которой дети обязательно должны познакомиться. Эти жанры учат нас гармонии, добру, стремлению к идеалу. И даже цифры в них оживают и становятся символами.

В нашей современной жизни мы перестали относиться ко всему окружающему как к чуду, как к чему-то удивительному. И напрасно, ведь в этом и заключается вся прелесть жизни. И именно это чувство мы должны привить нашим детям.

Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.

Цифра 5 в пословицах и поговорках:

Дорогой - пять, а прямо десять.

Потерял пять, а нашёл семь.

Пословицы с цифрой 5 (пять)

В дорогу идти — пятеры (пять ) лапти сплести.

Нужен, как телеге пятое колесо.

На пятак дружбы не купишь.

Сметлив и хитер — пятерым нос утер.

Кошка лапкою, медведь пятернею.

Один глупыш, а умных пятерых ссорит.

Славна кума — пять алтын дала!

В кумовьях не быть - и кваса не пить.

На грош пятаков не дают.

Не стоит гроша Пахом, а смотрит пятаком.

На руке пять пальцев, а который не укуси — все больно.

На что четыре: живет и о пяти.

В пяти колодчиках сидят пять молодчиков.

Не суйся, пятница, наперед четверга.

В руке пять перстов.

Верстой ближе, пятаком дешевле.

Из пяти пальцев не вижу ни одного, а один в глазах семерит.

Без пяти просвир обедни нет, а шестая в запасе.

Дорогой пять, а прямо десять.

Думала теща, пятерым не съесть; а зять-то сел, да за присест и съел.

Торгу на три алтына, а долгу на пять.

Он на пяти овинах рожь молотит.

Это диво — у свиньи пятаком рыло.

Свинья мне не брат, а пять рублей не деньги.

Есть пять копеек — и бабушка в торгу.

На дубу лист в пятак — быть яровому так.

Живи на пять!

Цифры в поговорках

Как свои пять пальцев.
Пятое колесо в телеге.

Цифра 5 в загадках

Смотрит мама с нетерпеньем
На страницы дневника.
Ждет заветную оценку
У сынка-озорника.
Но опять одни четверки.
Нет красавицы... (пятерки)

Хитрые загадки

Шел один, нашел пять рублей; трое пойдут, много ли найдут? (пять рублей.)

Стихотворения о цифрах.

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой - посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков-
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять .
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка - кочерга.
У нее одна нога.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.
С. Я. Маршак.

Стихи про цифру 5 (Пятерка)

Е.Шварц

Все должны об этом знать,

Чувств у человека - пять:

Это обоняние,

Вкус и осязание.

Не забудь о главных двух:

Это зрение и слух.

Ирина Гурина

Стихи про цифру 5 (Пятерку)

Чем так занята Пятерка?

У нее идет уборка!

Воду носят пять бобров,

Окна моют пять коров.

Пять мышей несут метелку,

Пять гусят ей чинят полку,

Пять котят белье стирают,

Пыль повсюду вытирают,

Пять веселых комаров

Выбивают пыль с ковров,

Пять зеленых лягушат

К ним на выручку спешат.

Моют пять ежей посуду.

Чисто стало - просто чудо!

За столом потом сидели,

Пили чай и плюшки ели!

У ладошки пять детишек,

Пять веселых шалунишек.

Все подряд они хватают,

Только ночью отдыхают.

Как зовут их, угадайте,

Малышей пересчитайте.

Пальчики легко узнать -

На руке их ровно пять.

В школе буду получать

Я по всем предметам пять

Я с Пятеркою всегда

Буду не разлей вода.

У звезды есть пять детей

Пять сверкающих лучей

По ночам они не спят

Всем светить они хотят.

Завтра будет Мише пять,

Знает это цифра Пять.

Пять подарочков она

Подарить ему должна.

Стихи с цифрой 5 (пять)

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке,
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.

***
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять .
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

***
На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:

«Открыта школа для птенцов!
Занятия - с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра
Слеталась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.

***
На что похожа цифра 5 ?
На серп, конечно,
Как не знать.

***
Ленивый дождь шёл пять часов.
Зайчишки под кустом дрожали,
А на поляне сто грибов
В восторге шляпы вверх бросали!
***
Написать цифру пять ,
Что крючок нарисовать.
Но у цифры, у крючка,
Леска больно коротка.

***
Алексей пришёл из школы.
Он теперь придумал так:
— Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак .
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки.

***
«Чудаки»
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков :
Один пятак — на кушак,
Другой пятак — на колпак,
А третий пятак — так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки :
Который пятак — на кушак,
Который пятак — на колпак,
А который пятак — так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки .
— Извините, но с нами беда:
Мы забыли — который — куда:
Который пятак — на кушак,
Который пятак — на колпак,
А который пятак — так.

***
Склянка с микстурой
На полке стоит.
Генри уныло
На склянку глядит.

Ах, как противно!
Но дней через пять
Будет герой наш
Здоровым опять!
***
Раз, два, три, четыре, пять ,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Не попал,
Серый зайчик убежал.
***
«Планета шаров»

Гуляли шары — приятели,
И было приятелей пятеро .

Эта песенка очень грустная,
Очень грустная — даже печальная,
Эта песня такая печальная,
Что бедовая — даже отчаянная.

Один зацепился за гвоздик —
Остался от шарика хвостик.

Эта песенка очень страшная,
Очень страшная — даже ужасная,
Эта песенка такая ужасная,
Даже автору страшно становится.

Второй заклевали галки —
И стал он вроде мочалки.

Эта песенка — знать не хочется,
Знать не хочется — слушать не нравится,
Эту песню так слушать не нравится,
Что уж петь совершенно немыслимо.

Третий хлопнул — был камешек меткий.
А четвёртый попал под карету.

Эта песенка — кто поёт её,
Кто поёт её, не поздоровится —
Заболеет он свинкой, ангиною —
А микстура такая невкусная!

Но пятый , представьте, и жив и здоров,
Он улетел на Планету Шаров.

Эта песенка очень славная,
Очень славная — даже красивая,
Эта песня такая красивая —
Совершенно неправдоподобная!

«Математика состав числа 10» - 3+7=10. 8+2=10. Перед числом. Состав числа 10. 6+4=10. А теперь… все дружно потанцуем вместе с нашими гостями! Назовите предыдущее и последующее число: Игра «Засели домик». 9=1=10 (с.). Состав числа. Какое число называют при счете. Урок математики. Помогите Винни Пуху. 9+1=10.

«Состав чисел 5-10» - Число 6. Засели домик. Математические снеговики. Математика 1 класс СРО Л.В. Занкова. Число 10. Число 7. Составь букетики. Число 8. Кто с кем дружит? Число 9. Найди пару паруснику. Cостав чисел 5-10. Число 5. Засели вагончики.

«Числа 3 и 7» - Пушкин в «Пиковой даме». Сказки А. С. Пушкина. Магия чисел. 7 чудес света. Число 7 в пословицах и поговорках. Легенды. Загадочный смысл. Число 3 в русских сказках. Магические свойства чисел. Число 3 в религии. Чувашские загадки с числами 3 и 7. Числа правят миром. Загадочная семерка. Пословицы и поговорки, содержащие число 3.

«Цифра 6» - Скольких напугала пушка? (2+3+1=6). Шестиугольная пирамида. Все грибы отдали Ире. Июнь. С.Маршак А на что же? Шестиугольник. Молоко. Моё любимое число. Призма. Что-то есть от буквы «Б», Баба, Брюки, Блузочка Только цифра – покруглей. А на что же? Разные фигуры. Беседовал со взрослыми; Книги: математика, энциклопедия, детские книги; Телевизор.

«Состав числа 9» - Сколько яблок съели за обедом? «Мишки! Жёлтая сказка осени заканчивалась,приближалась зима… За обедом друзья Винни-Пуха съели все фрукты. А) по цвету; б)по размеру; в)по форме. Постарайся запомнить! Маскарад. Сделай снеговика! Разбейте фигуры на группы: Какие костюмы приготовил Винни-Пух к Новому году?

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

(С. Маршак)

Налитая,
Симпатичная,
Цифра
Самая отличная!

(Ф. Дагларджа),

Это - фокусник-пятерка.
Вы за ней ведите зорко.
Кувыркнется;- раз и два! -
Обернется цифрой два.

(В. Данько)

Написать цифру пять,
Что крючок нарисовать.
Но у цифры, у крючка,
Леска больно коротка.

(В. Бакалдин)

На что похожа цифра 5?
На серп, конечно,
Как не знать.

(Г. Виеру)

МАГИЯ ЧИСЕЛ

Числу «пять» Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого ученого и математика древности, наверное, согласятся и все современные школьники.

Древние считали число «пять» символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.

А что ждет ребят с именами Вова, Гриша, Валя, Нина, Марина, Виталий, Сережа? Слушайте внимательно.

Люди с числом имени «пять» больше всего любят путешествия и приключения. Но лучших результатов в жизни можно достигнуть, если направить свою энергию на повседневный труд, учебу. Нередко число 5 указывает на философский склад ума. Так что не исключено, что из вас получатся крупные ученые, выдающиеся философы.

Дерзайте! Вперед к знаниям!!!

ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ

Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан,
И на нем все ноты-точки
Разместились по местам.

(Н. Кончаловская)

Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой…(пять)

Почему Егорка
Прибежал веселый?
Первую пятерку
Он принес из школы.
И не говорите -
Это достижение:
Сами посмотрите -
Пять… по поведению.

(С. Коган)

ГДЕ ПЯТЫЙ?

Плачет Ира, не унять,
Очень грустно Ире.
Стульев было ровно пять,
А теперь четыре.
Начал младший брат считать:
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Не реви! - сказал малыш. -
Ведь на пятом ты сидишь.

ПАЛЬЧИК ВАЧИКА

Куда девался пальчик Вачика?
Никто найти не может пальчика.
Всполошились все в квартире:
Было пять, а есть четыре!
Где же пятый? Вы не знаете, ребята?..
Вот-он! Вот он! Все в порядке,
Мы нашли пропажу ту:
Пятый пальчик, самый сладкий,
Он у Вачика во рту.

(Г. Габриелян)

А вот это - цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи,
Как считали, повтори!
И один, и два, и три,
А четыре не забудешь?
И четыре говори.
А последний будешь брать -
Говори скорее пять.

(С. Маршак)

УРОК СЧЕТА

Брату скоро стукнет пять.
Я учу его считать,
А учиться он не хочет,
Кувыркается, хохочет.

Тут придумала я штуку,
Говорю, давай-ка руку,
Будешь зайчиков считать -
Раз, два, три, четыре, пять.



Это пальчйки-зайчата.
Первый спрятался куда-то,
Загибаем пальчик - раз.
Сколько их теперь у нас?

Брат ладошку растопырил
И ответил вдруг:
- Четыре.
Молодец! Способный мальчик.
Снова загибаем пальчик.

Сколько их теперь - смотри!
Брат считает: Раз… два… три…
Третий заяц вдруг исчез.
Убежал проказник в лес.

Скрылся зайчик наш едва,
Брат уже кричит мне:
- Два!
Мы оставили всего
Сколько зайцев? -
- Одного.

А потом и этот зайчик
Лег в кроватку на бочок.
Загибаем пятый пальчик.
А теперь что остается?
Хитро брат глядит, смеется:
- Остается… кулачок.

(Т. Ахмадова)

Я с отцом учусь считать -
Складывать и вычитать.
- Вот тебе Два яблока,-
Папа говорит,-
А теперь к двум яблокам
Прибавляю три.
Сколько стало?
- Стало пять!
- За ответ я ставлю «пять»!
Отбираю три обратно…
Сколько стало?
- Стало мало!
Знаешь, папа, мне опять
Захотелось прибавлять.

(Ш. Галиев)

У мамы моей
Пять сыновей.
Начну я считать -
Выходит не пять.
Смотрите: Володя -
Вот первый мой брат,
Вот Костя - второй,
Вот и третий - Игнат,
Четвертый - Гришутка,
А пятого нет.
Считаю сначала -
Все тот же ответ.
Все время четыре
Выходит на счет.
Кто пятого сын,
Ребята, найдет?

(В. Овсеева)

Вот лентяйка
Единица!
Не хочу
С тобой водиться.
Не люблю
И цифру два,
Цифру три
Терплю едва.
Ай да умница
Четыре!
Но уж всех прекрасней
В мире,
Всех прекрасней
Цифра пять.
Вот всегда бы
Пять опять!

(С. Погореловский)

ЗВОНКИ

Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой -
Раздается три звонка.
Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон -
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой -
Слышу я издалека:
Раздается два коротких
Нерешительных звонка.
Ну, а если единица -
Он тихонько в дверь
стучится.

(А. Барто)

ПЯТЕРКА

Папе я сказал и маме:
- Можете
Проверить сами.
Положите вверх ногами
Школьную мою тетрадь,
Зеркало поставьте рядом,
Видите?
Заданье на дом,
А под ним стоит отметка.
Убедитесь:
Это пять.

(Р. Сеф)

А ну-ка, малыш,
Отвечай мне урок:
В кармане твоем
Три ореха, сынок.

Побаловать мама
Сыночка решила -
Еще два ореха
В карман положила.

Запомнил?
Теперь все орехи сложи,
Сколько в кармане орехов,
Скажи?
- Сколько орехов?
Да ни одного!
- Ты огорчаешь отца своего!
Считать не умеешь!
Позор для семьи!
- Дырявые, папа,
Карманы мои!

Раз, два, три,
четыре,
пять!
Начинаем мы считать!
Сколько пальцев
на руке?
Сколько зайцев
на катке?
Сколько в Домике
окошек?
А в окошках
сколько кошек?
Раз, два, три,
четыре,
пять -
все мы можем сосчитать!
Сколько птиц
у деда
в клетке
и синиц
в саду
на ветке?
Сколько чучел
в огороде?
Сколько звезд
на небосводе?
Раз, два, три,
четыре,
пять.
Можно все пересчитать!
Все считается на свете:
в поле - копны,
в школе -
дети,
людям всюду
нужен счет!
Потому
ему
почет!
Так давай
с тобой учиться.
Открывай
скорей страницы,
чтоб читать
и чтоб считать:
раз, два, три,
четыре,
пять!


Все могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок, и мальчишек,
И страницы толстых книжек,
И витрины в «Гастрономе»,
И окошки в нашем доме.

Раз, два, три, четыре, пять -
Все могу я сосчитать.
Кроме звезд и васильков,
Кроме трав и мотыльков,
Кроме птиц и облаков,
Кроме скачущих дождинок
И осенних звонких льдинок.
Мне считать их неохота:
Можно сбиться ведь со счета.

В сумке ручка и резинка
И красивая картинка,
В сумке книга и тетрадь.
Сможешь все ты сосчитать.
Это будет ровно… (пять)

Захотелось Единице
Вечерком повеселиться.
Двойку с Тройкой позвала.
Говорят, у них дела.
У Четверки и Пятерки
Тоже были отговорки.
Очень скучно Единице
В одиночку веселиться.

Один. Остался Джон один -
Сам себе господин.
Два. В окошко мышь влетела
И в горшок залезть хотела.
Три. За бедной мышкой кошка
Следом прыгнула в окошко.
А четыре кто? Щенок!
Он вбежал и сел у ног.
Пять - старушка-черепаха.
Завизжал щенок от страха!

(М, Сандак)

СЧИТАЛКИ

Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же:
Прячься лучше! Прячься, глубже!
Ну а ты иди искать!

Высоко-превысоко
Бросил я свой мяч легко.
Выше дома, выше крыши,
Облаков высоких выше.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес…
Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду его искать!

Раз, два - Москва.
Три, четыре - мы в Сибири.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вылезать в Москве опять.


Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди-ка поводи!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли,
Раз, два, три, четыре, пять.

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - ко-жу-ра!
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто куда!

(Считая, дети загибают пальчики, а потом отвечают на вопрос: «На сколько долек разделили апельсин?»)

Один, два, три, четыре, пять -
Встанем, дети, в круг опять.
Пять, четыре, три, два, один -
В «кошки-мышки» играть хотим!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайка погулять.
Что нам делать, как нам быть?
Надо заиньку ловить!
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Дома курица сидит
И цыплятам говорит:
- Ко-ко-ко!

Ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Раз, два, три, четыре, пять…
Кошка может вас поймать!

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать:

Всюду ходит волк, волк,
Он зубами - щелк, щелк!
А мы прячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся- иди!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал.
Серый зайчик убежал.

Петушок, петушок -
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем!
Раз, два, три, четыре, пять…
Невозможно сосчитать.

Раз, два, три, четыре, пять,
В прятки мы хотим играть.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.


Мы сейчас хотим играть.
«Да» и «нет» не говорить -
Все равно тебе водить.

Раз, два, три, четыре, пять,
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли точки погулять.
Вдруг резинка выбегает
И одну из них стирает.
Что тут делать?
Как тут быть?
Выходи один водить.

Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке.
С нами он играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пойдем его искать.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел… дождик погулять,
Шел неспешно по привычке -
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
- Ох!
И ушел.
Газон засох.

Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
Мы решили, мы гадали,
Как же нам котят назвать.
Наконец мы их назвали:
Раз, два, три, четыре, пять!

Три, четыре, пять!
Мышь пошла гулять.
Пять, четыре, три.
Кот идет - смотри.
Кот разинул рот.
Вот и кончен счет.

Чайки жили у причала.
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги их сосчитать.

Раз, два, три, четыре, пять!
Можно все пересчитать:
Сколько ног у паука,
Сколько ножек у жука,
Какова длина дорожки,
Сколько глаз у каждой кошки.
Сколько весит наша Надя,
Сколько стоят три тетради,
Сколько мачт на корабле
И копеечек в руке.

Жил в реке один налим.
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки.
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мячом играть.

Мишка бурый, мишка бурый,
Отчего такой ты хмурый?
- Я медком не угостился,
Вот на всех и рассердился!
Раз, два, три, четыре, пять,-
Начинаю мед искать!

Раз, два, три, четыре, пять,
Потихоньку, понемножку
Прибавляем к мышке кошку,
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки… нет.

Раз, два, три, четыре, пять,
Надоело мне считать
И записывать в тетрадку
Эти цифры по порядку.
Лучше бегать,
Лучше петь,

Лучше в дудочку дудеть.
Лучше бублики жевать,
Лучше шарик надувать,
Лучше ползать под столом
И размахивать кнутом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Может, лучше посчитать?
Кончить дело. А потом
Можно ползать под столом,
Можно бегать,
Можно петь,
Можно в дудочку дудеть;
Можно бублики жевать,
Можно шарик надувать.
Раз, два, три, четыре, пять.

Сколько нас? Давай считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Это Надя. Это Миша.
Рядом - Рита, Вера, Гриша.
Возле дома, на площадке,
Мы играть решили в прятки.
Скоро прятаться начнем,
А тебя водить зовем.

Цели :

1. Сформировать у учащихся:

  • представление о числе 5,
  • умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;
  • его место в числовом ряду,
  • научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами,
  • записывать число 5 с помощью цифры 5;
  • формировать представление о пятиугольнике.

2. Закрепить знание цифр 1-4, уточнить пространственные отношения впереди, сзади;

3. Закреплять количественный и порядковый счёт;

4. Познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;

5. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике.

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация.

2. Наборы цифр от 1 до 5.

3. Счетные палочки

Организационный момент: Начинаем мы опятьРешать, отгадывать, смекать!Пожелаем всем удачи-За работу, в добрый час!

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Слайд Игра "Молчанка".

Я буду показывать различное количество предметов, а вы – поднимать нужные цифры.

Слайд - Сколько чисел мы уже с вами знаем ? (Ответы детей)

Назовите числа, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.

Назовите числа, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

Введение числа и цифры 5

Загадка

Пред тобой – пятёрка братьев. Пятерка братьев неразлучна.

Дома все они без платьев. Им вместе никогда не скучно.

А на улице зато Они работают пером,

Нужно каждому пальто. Пилою, ложкой, топором. (Пальцы.)

Слайд

Обведите свою руку

Сколько пальцев на руке?

Каждый пальчик подержи.

Цифру пальчику скажи - 1, 2, 3, 4, 5.

У человека пять пальцев на руке.

Как называется каждый палец на руке?

(Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Пальчиковая гимнастика

(сжать кулачок, по очереди отгибать пальцы)

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь?

Правильно, это число 5.

Знакомство с цифрой 5.

Слайд - ЧИСЛОВОЙ РЯД

- Ребята, давайте поищем на числовом ряду нужную нам цифру 5.

Где располагается число 5 в числовом ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)

- Назовите число, которое стоит перед числом 5? - предыдущее число

Назовите число, которое следует за 5? - последующее число.

Какие числа соседи 5?

На каком месте в ряду чисел стоит 5?

Какое число больше: 4 или 5?

Прямой и обратный счет до 5

Слайд – Рассмотрите цифру 5.

Цифра пять - с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком.

В школе эту цифру пять

Дети любят получать.

Игра «На что похожа цифра 5» (Дети называют предметы, которые похожи на 5)

  • На серп, конечно, как не знать.

-Что вы знаете о числе пять? Где встречается цифра 5?

Пять – лучшая оценка в школе:

Слайд

Это фокусник-пятёрка Вы за ней следите зорко!

Налитая, симпатичная. Кувыркнётся - раз и два!

Цифра самая отличная. Обернётся цифрой два.

Слайд

  • Пять пальцев на руке, пять пальцев на ноге.
  • 5 ощущений у человека (зрение, слух, вкус (горький, соленый, сладкий или кислый), запах и осязание.) Осязание - представляет особое чувство, вызываемое прикосновением кожи к различным твердым и жидким телам.
  • Деньги есть – 5 рублей, 5 копеек.
  • Пять лучей у звезды .
  • 5 рабочих дней в недели, - Назовите пятый день недели (повторение по порядку дней недели).
  • 5 углов у пятиугольника,
  • – Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)
  • – Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)

Письмо цифры 4.

Слайд

1) «СОСТАВИМ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Из палочек собрать цифру 5,

Слайд

2) ПИСЬМО ЦИФРЫ 5 В ВОЗДУХЕ

Из каких элементов эта цифра состоит?

(- Начинаю писать немного правее середины верхней стороны клетки, веду палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишу полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.)

Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

Ладонью,

Сложив три пальчика клювиком,

Двумя руками одновременно,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Пальцы делают зарядку, (Дети вытягивают руки вперёд,

Чтобы меньше уставать сжимают и разжимают кулачки)

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

Геометрический материал.

1. Соединим цифры по порядку и у вас получится рисунок.

? - Какая фигура получилась? Почему её так назвали?

(пятиугольник, у этой фигуры 5 углов, она состоит из пяти отрезков)

2. Соедините цифры по порядку и у вас получится рисунок.

? -Какая фигура получилась?

? – Чем отличаются фигуры?

(у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)

Творческое задание . - Работа со счетными палочками.

Покажите 5 палочек.

Что можно сложить из 5-ти палочек?

ИТОГ

? - Ребята, с какой новой цифрой мы познакомились сегодня? (Цифрой 5)

Всех прекрасней цифра пять!

Вот всегда бы пять и пять!

Презентацию можно скачать .



Статьи по теме: