Петр от чего умер в библии. Апостол Петр – жизнь и казнь. После воскрешения Христа

в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла – 12 июля.

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18). Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

По канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая.

Детство и юность

Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать. Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима. На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.

При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.

Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом - ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.

В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.


По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.

Согласно другой - Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:

«Идите за мной. Я сделаю вас ловцами человеков».

Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.


Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.

Христианское служение

Петр не сразу проникся апостольским служением, сомневался в собственных возможностях и силе Господа. Святые Писания преподносят апостола как простого человека, со своими страстями и слабостями. За любовь и преданность Иисус Христос позволял Петру чаще, чем другим, проявлять их.


Святой Петр - единственный из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу по воде, но усомнился в Божественной помощи Учителя и начал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии.

Когда Иисус предсказывал грядущие страдания, Петр прекословил и здесь, говоря, что это невозможно. Апостол уговаривал Христа отказаться от Крестного пути, за что тот назвал Петра «соблазном и сатаной», поскольку он думал «не о том, что Божие, но что человеческое». Святой Петр выслушивал адресованные ему порицания и тем не менее не покидал Христа.


Петр, несмотря на то, что часто позволял пылкому темпераменту брать верх, всегда находился рядом, наряду с и Иаковом составлял приближенный круг учеников. Иисус посвятил Петра в величайшие тайны своей жизни. Апостол был свидетелем Божественной славы на горе Фавор, молитвы в Гефсиманском саду, Божественной силы при воскрешении Христом дочери Иаира.

Более того, единственным оказался Петр, когда на вопрос Иисуса, кем ученики его считают, без колебаний и промедлений ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго», тем самым произнеся главный постулат веры.


Переломным моментом в жизни Святого Петра, опять же единственного из апостолов, стало троекратное отречение от Сына Божьего. После предательства Иисуса арестовали и допрашивали в доме первосвященника. Три человека из прислуги заметили апостола и сказали, что тот – один из учеников Христа. Петр, испугавшись, за свою жизнь, на каждое заявление ответил, что не знаком с Иисусом. В это время раздался петушиный крик, святой вспомнил пророчество Учителя и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Некоторыми богословами реакция апостола на слова слуг трактуется как проявление слабости человеческого духа, а крик петуха – как голос Божий, который не дает расслабляться и постоянно напоминает о чистоте совести.


На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. Но Господь простил любимого ученика, когда тот также трижды покаялся, восстановил в апостольском ранге и доверил паству, иными словами – учить народ христианской вере.

Более того, совершившему тяжкий грех апостолу Христос доверил ключи от Царствия Небесного, сделав посредником между людьми и Богом, наделив правом решать, чьи души достойны попасть туда. Тем самым подчеркивается, что через покаяние, бескорыстную службу и чистую веру познается истина и открываются врата Рая.

После чудесного Воскресения Христос в первую очередь явился Петру. После Вознесения Спасителя Петр, как главный среди апостолов, стал первым учителем и проповедником слова Божия.


При этом святой прекрасно понимал, что за любовь и веру придется заплатить спокойствием и жизнью, распятие Сына Божия, которое он наблюдал – наглядный тому пример. Мученическая смерть была своего рода условием апостольства. Но при этом Петр приобрел чудодейственную силу, подобную той, что свойственна его Учителю.

После событий Святой Пятидесятницы, когда вместе с другими учениками Петр принял благодать Святого Духа, апостол начал служение. Благодаря его первой проповеди к христианской общине присоединились три тысячи человек.

Он превратился в неутомимого и неустрашимого проповедника евангельского учения, начал являть чудеса: умертвил словом за ложь и святотатство супружескую пару Анания и Сапфиру, воскресил девушку по имени Тавифа, встретив у храма хромого, вернул возможность ходить.


От болезней излечивала даже тень святого: когда апостол проходил по улице, больных выносили из домов, чтобы упавшая на них тень даровала исцеление. Когда по приказу царя Ирода Святой Петр попал в заточение, ночью явился ангел и освободил апостола из заключения.

Поначалу Петр проповедовал среди иудеев. Но потом на апостола сошло откровение, пришли люди с удивительным рассказом о том, что одному язычнику явился ангел и велел пригласить Симона, которого называют Петром.

«Он скажет слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Святой поделился новостью с другими апостолами, которые расценили ее как знак, что нести веру Христову надобно не только среди евреев, но и прочих язычников. Первым крестившимся язычником оказался римский сотник Корнилий и члены его семьи.


Тем не менее, апостол Павел позже сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Предполагалось, что Петру, выходцу из Галилеи, с трудом давались иностранные языки, на которых говорили представители разных народов, проживавшие в Восточном Средиземноморье. Соответственно, обращение в христианство не евреев – задача Павла.

Церковные историки насчитывают шесть апостольских путешествий Петра. Апостол проповедовал в Иудее и Самарии (современный Западный берег реки Иордан), Сирии и Антиохии (здесь впервые появилось слово «христиане»), на территории современных Турции и Греции, в Риме и Вавилоне, Трое и Вифинии. Наиболее верных учеников Петр рукополагал в епископы.


Легенда говорит, что, покинув Иерусалим, апостол на протяжении двадцати лет жил в Вечном городе, где и возглавлял Церковь. Находясь в Риме, Святой Петр изобличил Симона-волхва, не с чистым сердцем принявшего крещение и выдававшего себя за Христа. В Прологе и Великих Минеи-Четьи описаны деяния, которые Симон и Петр приводили в доказательство своей силы. С помощью молитвы Христовой апостол воскресил юношу из царского рода, Симону же удалось только заставить его повернуть голову.

По указанию святого человеческим языком изъяснялась собака. Затем Симон, угрожая народу Рима, пообещал вознестись на небо и сделал этого при помощи бесовских сил. Петр же обратился за помощью к Иисусу, моля, чтобы бесы оставили волхва. Симон упал и разбился. А граждане Рима, наблюдавшие за событиями, уверовали в единого Бога, проповедуемого Петром.


В посланиях к новообращенным святой учил не бояться угроз и преследований, не отказываться от христианских устоев в угоду язычникам, обличать лжепророков, не понимающих принципов христианской свободы и отрицающих сущность Спасителя.

Проповеди Святого Петра – не просто рассуждения, а конкретные наставления, изложенные к тому же простым языком. Апостол призывает уважительно относиться друг к другу, любить ближнего, потому что любовь искупает грехи, бояться Бога, не посягать на чужое.

«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Уже две тысячи лет, обращаясь в молитвах к иконам первоверховного апостола Петра, люди просят твердости в вере, о возвращении в лоно Церкви попавших в секты, помощи в учебе и излечении от болезней.

Смерть

Последним местом земной жизни Апостола Петра стал Рим. О том, что в этом городе ждет смерть, святого известил ангел, и Петр воспринял весть с благодарностью. С помощью апостола в Христа уверовали любимые наложницы и решили вести целомудренный образ жизни. По приказу римского правителя Петра схватили.


Апостол уговорил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому перевернутое распятие называется Петровским крестом. Предположительный день смерти святого – 29 июня по юлианскому календарю. Похоронен Святой Петр на склоне Ватиканского холма учеником Климентом Римским.

Сохранилась легенда, что, прежде чем попасть в руки римлян, Петр намеревался покинуть город, но по дороге встретил видение Христа. Апостол спросил, куда тот направляется, и получил ответ, что Спаситель идет в Рим, чтобы дать вновь распять себя. Петр устыдился и вернулся.


Для Русской Православной Церкви праздник Петров день приходится на 12 июля. В церквях проводятся специальные богослужения: накануне – всенощное бдение, утром – литургия. Желающие причаститься приобщаются к Христовым тайнам. На Руси в этот день начинались Петровские гулянья, помимо дня памяти, 23 сентября чествовались Петр и Павел Рябинники.

Память

  • 1511-1514 – , «Чудесное изведение апостола Петра из темницы»
  • 1592 – , «Апостолы Петр и Павел»
  • 1601 – , «Распятие Святого Петра»
  • 1610-1612 – , «Апостол Петр»
  • 1626 – Собор Святого Петра в Риме
  • 1703 – город Санкт-Петербург («город Святого Петра»)
  • 1732 – Собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге
  • 1762 – Гавриил Козлов, «Апостол Петр отрекается от Христа»
  • 1888 – Церковь апостола Петра в Яффе (Израиль)
  • 1910 – , «Ворота рая»
  • 1962 – Собор Нуноикэ (Япония)
  • 1990 – Вашингтонский кафедральный собор (Кафедральный собор святых Петра и Павла)

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

1 Пет. 5

Апостол Петр был реальной исторической личностью и сделал для проповеди христианства более, чем кто-либо иной, исключая, разумеется самого Христа. Беспрестанно переходя с места на место, проповедуя перед рабами и вольноотпущенниками, он буквально сеял семена христианства. В Римской империи простонародье веровало в своих домашних и сельских божков, люди же образованные если и веровали во что-либо, то лишь во власть денег.

Прозвучавшая в этот период страстная проповедь христианства с верой в искупление грехов через страдание, в Царство Небесное, в жизнь вечную стала стремительно

завоевывать популярность среди рабов и вольноотпущенников.

Согласно Евангелию от Иоанна, первые ученики перешли к Иисусу от проповедника Иоанна Крестителя. Это были галилейские рыбаки по имени Андрей и Иоанн. Затем Андрей пошел к своему брату Симону, тоже рыбаку, и привел его к Иисусу. Иисус сразу сказал о нем: «Ты Симон, сын Иоанна; наречешься Петр, что значит «камень».

В Риме в те времена не возбранялось поклоняться кому-либо, если (!) не оспаривалась божественная сущность императора (и тем самым подвергались сомнению его полномочия). Однако в силу самой сути своего учения христиане не могли согласиться с этим тезисом. Для преследования их нужен был только повод, и вскоре он представился.

В 64 году на Рим обрушилось страшное бедствие: вспыхнул грандиозный пожар, который бушевал девять дней. Значительная часть города выгорела полностью.

Современников изумляло, что нашлись люди, которые мешали тушить пожар, а были и такие, которые, как писал Тацит, «открыто кидали в еще не тронутые огнем дома горящие факелы, крича, что они выполняют приказ, либо для того, чтобы беспрепятственно грабить, либо и в самом деле послушные чужой воле».

Когда пожар начался, Нерон находился вне Рима. Прибыв в город, он распорядился оказать помощь пострадавшему населению и открыть для народа Марсово поле, крупные здания и императорские сады.

«Из Остии и других городов было доставлено продовольствие, и цена на зерно снижена до трех сестерциев. Принятые ради снискания народного расположения, эти мероприятия, однако, не достигли поставленной цели, так как распространился слух, будто в то самое время, когда Рим был объят пламенем, Нерон поднялся на дворцовую стену и стал петь о гибели Трои, сравнивая постигшее Рим несчастье с бедствиями древних времен».

В народе поползли слухи, обвинявшие Нерона в намеренном поджоге Рима якобы для того, чтобы на месте старого города построить новый и назвать его своим именем.

Тогда Нерон, как рассказывал Тацит, писавший в начале II века, чтобы снять с себя обвинения молвы, объявил виновниками пожара сектантов, приверженцев одного из восточных культов; Тацит назвал их «христианами».

Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и «великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому».

Слова Иосифа Флавия и Тацита в науке трактовали по-разному; слова Тацита пытались даже признать позднейшей вставкой, но серьезных оснований для этого нет. Так как христиане держались обособленно, отказывались участвовать в общегосударственном культе императоров, сходки их были окружены таинственностью и непосвященные на них не допускались, то это послужило основанием для возникновения кривотолков и подозрений в неблаговидных действиях.

Петр во время нероновских гонений по настойчивым уговорам единоверцев, которые боялись за его жизнь, согласился уйти из Рима и ночью незаметно вышел из города. Но, пройдя городские ворота, повествует далее легенда, он вдруг увидел видение: навстречу ему шел сам Иисус Христос, неся свой крест. Петр спросил:

«Куда ты идешь?» («Quo vadis?» - лат.)

«Я иду в Рим, - ответил Иисус, - чтобы меня там опять распяли», - и скрылся.

Петр понял, что неправильно поступил, не пожелав разделить участь собратьев, и вернулся в Рим. Заключенный в темницу, Петр, по преданию, сумел обратить в христианство своего тюремщика и даже крестить его, вызвав чудом источник из каменного пола темницы.

Когда Петр был приговорен к распятию, он попросил, чтобы его пригвоздили к кресту не так, как Иисуса Христа, а вниз головой, потому что считал себя недостойным принять смерть одинаковым образом со своим учителем.

Казнь Петра и других его сподвижников имела колоссальное значение для будущего христианского движения. С радостью принимая мученический венец, первохристиане словно воочию показывали сомневающимся все радости Царства Небесного и всю пустоту и суетность мира земного.

Католическая версия легенды о Петре стала со временем церковной доктриной, обосновавшей саму идею папства. Появилось учение о том, что Петр, этот «князь апостолов», двадцать пять лет был первым епископом Рима, основателем «римской кафедры» («римского престола»), а папа стал его непосредственным преемником, которому будто сам Петр передал свою власть и поручил главенствовать над христианским миром.

Так римские папы объявили себя «наместниками святого Петра на земле». А поскольку сам Петр был только «камнем», на котором Иисус Христос воздвиг свою церковь, то формула главенства папы звучит иногда еще прямее: «Папа римский - наместник Христа на земле», так сказать, его земной представитель.

Католическая церковь утверждает, что, после того как Петра постигла мученическая кончина в Риме, он продолжает вечно царить в этом центре своей земной славы как невидимый глава христианской церкви.

Папы и свои земельные владения стали называть «вотчиной», или «наследием», святого Петра.

Православная и протестантские церкви не признают важнейший догмат католицизма о преемственности власти и наместничестве пап.

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о нём думают, Пётр сказал, что он есть «Христос, сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях и церковных преданиях

По вознесении Господа апостол Пётр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса - воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По преданию 25 лет занимал пост епископа Рима - с 43 по 67-68 гг.

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, основал её около 37 года в Антиохии.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Воскрешение мёртвых

По мнению церкви, апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадёжных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу. Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егезиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв, основатель гностической секты - не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

Случай с Ананией и Сапфирой

Такая же участь постигла и Сапфиру. Когда она пришла, апостолы решили подвергнуть её испытанию. Умолчав о том, что произошло с её мужем, они спросили, какова сумма, полученная ими от продажи имущества. После того как Сапфира назвала неправильную цифру, Пётр заявил:

После этих слов Сапфира упала замертво у ног апостола, и молодые люди похоронили её рядом с мужем.

Поиски могилы апостола

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I-II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Bas?lica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Пётр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 году объявил, что, исходя из исследований учёных, можно полагать, что могила апостола найдена.

Однако, некоторые учёные не согласились с точкой зрения папы.

«Трофей» апостола Петра

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает - «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам - постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год).. Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго - начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу".

Почитание

Апостол Пётр почитается в православной и католической церквях. Установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков - 29 июня. В большинстве христианских церквей, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (Католическая церковь почитает его как первого папу). В честь него назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

Апо́стол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве - один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа . В христианстве почитается первым папой римским.

Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми, недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении.

Апостол в Евангелиях

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ - Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого» . В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах
(Мф. 16:18-19)

Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г.

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла . В первой части Деяний Пётр играет главную роль. В Деяниях описывается как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу.

Основные эпизоды Деяний с участием апостола Петра:

  • Речь перед коллегией апостолов о необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян. 1:15-22).
  • Проповедь перед иудеями в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-40).
  • Исцеление хромого и проповедь народу (Деян. 3:1-26).
  • Речь перед начальниками и старейшинами (Деян. 4:8-23).
  • Эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян. 5:1-11).
  • Ответ перед синедрионом (Деян. 5:18-32).
  • Эпизод с Симоном Волхвом (Деян. 8:14-25).
  • Посещение Петром Лидды и Иоппии, чудесные деяния (Деян. 9:32-43).
  • Пётр и сотник Корнилий. Принятие первых язычников в Церковь (Деян. 10:9-48)
  • Упрёки от обрезанных, Пётр оправдывает принятие бывших язычников (Деян. 11:2-18)
  • Арест апостола Петра царём Иродом, чудесное спасение (Деян. 12:3-17)
  • Апостольский собор (Деян. 15:6-21)

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарсуса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Послания апостола Петра

В церковной традиции Пётр считается автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет - Первого послания Петра и Второго послания Петра. Однако, взгляд библеистов на авторство этих посланий весьма различен. Если Первое послание безусловно признавалось ранней Церковью подлинным посланием апостола Петра и многократно цитировалось раннехристианскими авторами, то принадлежность Второго послания перу апостола вызывала сомнения ещё в самые ранние времена. В настоящее время большинство учёных отвергает авторство Петра для этого Послания и считает его более поздним псевдоэпиграфическим произведением.

Апостол в Священном Предании

Согласно Священному Преданию апостол Пётр проповедовал евангелие в разных странах и при этом совершал великие чудеса - воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно Иерониму Стридонскому, 25 лет занимал пост первого епископа Рима - с 43 по 67-68 гг.

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, основал её около 37 года в Антиохии.

Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егесиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв, основатель гностической секты - не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жён, Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошёл было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь?» - спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», - отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключён в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.

Поиски могилы апостола

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор Святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I-II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр. В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает - «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Эрнест Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам - постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Иустин Философ, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал. 2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн - среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год).. Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго - начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу".

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр. 5:13) и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община.

Почитание

Апостол Пётр почитается в христианстве, как один из главных апостолов Христа. В православии и католичестве установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков - 29 июня. В Римско-католической церкви, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (где почитают его как первого Папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).



Статьи по теме: