Новый инструмент выделения Focus Area в Adobe Photoshop. Фокус с фокусом: методы управления глубиной резкости на фотографиях

Наиболее часто я слышу от большинства фотографов любого уровня жалобы такого рода: «мои изображения не резкие» и «я не могу поймать фокус». Многие обвиняют свое оборудование и, действительно, существует немало случаев, в которых оборудование виновато. Однако, я обнаружил, что подавляющее большинство случаев - это простые ошибки пользователей. Они часто сводятся к недостатку понимания того, как работает система автофокусировки (AF). Эта статья даст вам лучшее представление о фокусе и резкости, и, надеюсь, поможет получить фотографии, которыми вы будете довольны!

1. Настройте ваши диоптрии

Вы спросите, мои что? Ваши диоптрии - или ваши окуляры. Вы никогда не узнаете, хорошо ли сфокусирована камера на объекте, если вы сами не можете увидеть, что находится в резкости через окуляр видоискателя. Сбоку окуляра (как показано ниже) есть маленькое колесико для настройки фокуса окуляра в соответствии с вашим зрением.

Вы можете настроить окуляр на достаточно большую поправку, но если вам нужна еще бóльшая коррекция, то для DSLR/SLR камер многих крупнейших производителей доступны сменные диоптрии в диапазоне от -5 до +4. Нет, это не поможет вашему автофокусу работать лучше, но зато поможет Вам понять, когда он промахивается и подправить ситуацию при помощи ручной фокусировки.

2. Разберитесь в вашем видоискателе

Какого черта значат все эти штуки внутри? На этом месте вам, возможно, стоит, достать инструкцию (помните ту бумажную книжечку, которая была с вашей камерой?). Большинство обычных DSLR камер имеет 9-11 точек фокусировки. Лучшие из лучших, профессиональные камеры могут иметь от 45 до 51 точек (хотя по факту выбирать можно только 11-19, остальные точки - дополнительные).

Существует два типа точек фокусировки: находящиеся в одной плоскости и точки пересечения. Точки одной плоскости работают только на линиях контраста, прямо перпендикулярных (под углом 90°) к их ориентации. Итак, если вы смотрите через свой видоискатель, схожий с изображенным выше, вы видите, что большинство точек прямоугольны, некоторые ориентированы горизонтально, некоторые - вертикально.

Точки одной плоскости будут работать только перпендикулярно их ориентации. Так - скажем, вы снимали дерево - вертикально ориентированная точка фокусировки не смогла бы найти край ствола дерева, а горизонтальная смогла бы. Вы можете использовать это себе на пользу при выборе точки фокуса, которая зафиксируется на линии, которая вам нужна, и проигнорирует те, на которых не нужно фокусироваться.

Точки пересечения (англ. «Cross point focus points») будут работать с линиями контраста, расположенными любым образом. Большинство камер имеют одну фокусировочную точку пересечения в центре, окруженную точками одной плоскости. Новейшие камеры сегодня содержат точки пересечения во всех точках фокуса.

Каждая точка фокуса также имеет определенную чувствительность. Для большинства требуется объектив с предельным значением диафрагмы по крайней мере f5.6, чтобы хотя бы использовать автофокус. На большинстве камер, окружающие точки автофокуса именно такой чувствительности, а центральная точка обеспечивает повышенную чувствительность, если вы используете объектив с предельным значением диафрагмы по крайней мере f2.8.

Так что если вы работаете в условиях слабого освещения, вы можете достичь лучшего автофокуса, используя центральную фокусировочную точку. Если даже вы не используете объектив с диафрагмой f2.8 или, что еще лучше, нет ограничений света, способствующих преимущественному использованию центральной точки, она все равно может дать более точный результат, поскольку является точкой пересечения.

Когда мы смотрим на прямоугольники фокусировочных точек, стоит помнить, что реальная область сенсора в 2-3 раза больше того, что отображается. Держите это в голове, когда фокусируетесь. Если вы фиксируете фокус на чьей-либо переносице, помните, что глаза человека также попадут в действующую зону датчика. Автофокус скорее зафиксируется на глазе, чем на переносице, потому что глаз имеет больше контраста по краям, чем плоское освещение на носу. Часто это может не иметь значения, но если вы работаете на очень маленькой глубине резкости, вы почувствуете разницу в том, какая область изображения будет наиболее резкой.

3. Протяните руку помощи вашему объективу

Большинство систем автофокуса имеют определенное количество ошибок или отклонений и могут в самом деле промахнуться с точкой оптимального фокуса из-за механики и инерции движения линз. Вы можете минимизировать это влияние путем ручной фокусировки объектива вплотную приблизившись к необходимому фокусу, а потом позволить системе автофокуса завершить наводку. Или, если это вам кажется чересчур затруднительным, по крайней мере, дайте автофокусу совершить две попытки для правильного наведения. Наполовину зажмите кнопку спуска, чтобы настроить примерный фокус, и потом нажмите снова, чтобы точно довести его.

Преимущество линз более высокого уровня в том, что они допускают полное ручное управление, даже когда автофокус зафиксирован. Более дешевые объективы не позволяют править фокус вручную после фиксации, хотя это хороший способ убедиться в том, что фокус совершенен настолько, насколько вообще может быть.

4. Найдите хорошую линию

Системы автофокуса работают на контрастных линиях, поэтому могут испытывать трудности на объектах неконтрастных (например, на щеке или лбе, на белом платье или черном смокинге, песке, одноцветных стенах и т.д.). На областях, подобным этим, автофокус может наводиться весь день, и так никогда и не зафиксироваться. Подход состоит в том, чтобы найти «лучшую линию», - это могут быть глаза, линии между контрастирующими рубашкой и костюмом, между небом и землей, дверной проход. Все, что контрастно, поможет автофокусу работать лучше и быстрее.

Зона слабого фокуса

Лучшая область для фокусировки

5. Не используйте режим фокусировки по всем точкам

Если только вы не находитесь в ужасно быстро изменяющейся ситуации, которая требует невероятно оперативной наводки, лучше избегать режима фокусировки по всем точкам. Этот режим не знает, на чем вы хотите сфокусироваться, и обычно фиксируется на том, что находится ближе к камере. Есть ситуации, в которых именно это и нужно, но они немногочисленны и редки.

6. Сфокусируйтесь и поменяйте композицию - но сделайте это корректно

Я привык фокусироваться и менять композицию, все время используя центральную фокусировочную точку. Я фиксирую фокус и потом заново компоную кадр. Я как-то прочел несколько статей, которые утверждали, что вам не стоит этого делать - что вы должны использовать точку, ближайшую к области, на которой хотите сфокусироваться. Теоретически это обосновано тем, что во время перевода камеры ввиду движения линз и смены значения угла, меняется также расстояние между объектом съемки и объективом.

Если же вы используете сразу наведенную на объект фокусировочную точку и не перекомпоновываете кадр, то не будет изменения в расстоянии между объектом и объективом, а следовательно, ошибочной фокусировки. Итак, я решил сделать несколько снимков, чтобы показать вам, что это так - и это не так.

Не было абсолютно никакого преимущества в использовании ближайшей нецентральной точки без изменения композиции. По факту, фокусировка с использованием центральной точки и перекомпоновкой была, действительно, точнее во всех случаях, кроме одного - макро. Я делал кадры на всех фокусных расстояниях от 17мм до 200мм и проверил все расстояния от макро по 10 метров - с одинаковыми результатами.

Каждый тест с использованием центральной фокусировочной точки и перекомпоновки кадра приводил к получению более резкой картинки. Большая резкость от использования центральной точки и перекомпоновки, меньшая - от использования внешней точки фокусировки прямо на объекте. Чтобы пояснить - вышеизложенная теория верна, в том, что вы теряете резкость, смещая кадр от зафиксированной центральной точки. Что не верно - так это то, что использование внешней точки прямо на объекте вернет резкость - не вернет.

Думаю, есть большая вероятность, что именно на моей камере центральная точка фокусировки в три раза более чувствительна, чем любая из восьми других точек, и наиболее точна именно она. Но так же обстоит дело со многими камерами, за исключением высокотехнологичных новых моделей типа Canon 1Ds Mark III или Nikon D3X. Другая возможная причина в том, что большинство объективов наиболее резки по центру и теряют четкость к краям.

Здесь представлены три самых типичных примера того, что я снял на двух разных камерах. Вставка - это надпись в масштабе 100%.

Центральная точка фокусировки, без смены композиции. Объектив 50мм f 1.8.

Объектив 50мм f 1.8. Центральная фокусировочная точка. Камера переведена влево после закрепления фокуса.

Объектив 50мм f 1.8. Левая фокусировочная точка. Фокус на объекте.

Что я могу сказать - переключать точку фокусировки или нет, на мой взгляд, вопрос времени. Но попробуйте сами, ваш результат может отличаться.

Небольшая заметка по макро - такие кадры всегда должны сниматься со штативом и ручной наводкой на резкость, по причине крайне малой глубины резкости и близости объектива к объекту съемки.

7. Используйте корректный режим фокусировки

Большинство DSLR камер имеет, по крайней мере, два схожих режима фокусировки. Первый - это «One Shot» (Canon) или «Single Servo» (Nikon). В этом режиме предполагается, что объект стационарен. Фокус фиксируется, вы получаете подтверждение освещения на внутреннем дисплее, а затем спускаете затвор. Вам не удастся спустить затвор, если фокус не зафиксировался.

Второй тип - это “AI Servo” (Canon) и “Continuous Servo” (Nikon). Этот режим предназначен для съемки объектов в движении, в том числе спортивных событий, дикой природы и т.д. Камера находит объект с помощью фокусировочной точки, и фокус будет меняться постоянно, чтобы успевать следить за объектом, но никогда не зафиксируется. Кнопка спуска сработает, даже если фокусировка не совершена.

В некоторых камерах существуют также другие режимы, такие как “AI Focus” на Canon, которые хороши в случае, если объект статичен, но, возможно, начнет перемещаться, как в случае с маленькими детьми. Автофокус зафиксируется на объекте, но если объект двигается, камера перейдет в режим AI Servo, чтобы отслеживать его.

Третья возможность - предварительный фокус - создана для объектов, которые перемещаются по направлению к вам или от вас. Камера будет стараться предсказать движение и обеспечить вам приемлемый фокус.

8. Не меняйте глубину резкости ради хорошего фокуса

Хотя использование большей глубины резкости с меньшей апертурой может повысить «видимую» резкость изображения, помните одну вещь: неважно, какова глубина резкости, точка фокуса только одна. Так что всегда тренируйтесь в технике хорошей фокусировки вне зависимости от используемой глубины резкости.

9. Используйте штатив или найдите опору

Когда мы делаем фотографию, мы все неосознанно раскачиваемся взад и вперед - в особенности, наклоняемся к объекту с тяжелым комплектом из камеры и объектива. Это естественно. У всех это проявляется в той или иной степени. А если вы снимаете с очень маленькой глубиной резкости, это небольшое расстояние, на которое вы сдвигаетесь, может серьезно повлиять на резкость и желаемую четкость фокусировки. Если вы используете глубину резкости 4 дюйма, отклонение на 2 может иметь катастрофический эффект. Так что, используйте штатив.

Теперь я должен добавить, поскольку я сам использую штатив - я их ненавижу . Они влияют на то, как я работаю и большую часть времени на способ съемки. Таким образом, если вы предпочитаете избегать использования штатива, по крайней мере, потратьте время на отработку позиции хорошего фотографа. Одна нога перед другой, ноги немного согнуты, руки прижаты к бокам, не болтаются в пространстве (здесь могут пригодиться пульты дистанционного управления), а вес тела распределен по центру над ногами.

10. Если все еще безуспешно - используйте ручную фокусировку

Я каждый раз слышу глубокий вздох, когда я предлагаю это фотографам. Они регулярно утверждают: «Я снимаю только в мануальном режиме, никогда на автомате». Но предложите им еще раз ручную фокусировку , и они посмотрят на вас так, будто Вы только что предложили им продать своих детей. Ручная фокусировка в большинстве случаев (учитывая, что ваши диоптрии настроены корректно) поможет достичь лучшего и наиболее точного результата. Особенно в этот цифровой век, когда так просто посмотреть изображение с увеличением 100% или даже 200% на наших мониторах.

По факту, если вы просмотрите неофициальные спецификации по автофокусу, вы заметите, что они не слишком точны. Вот спецификация для «резкости»: Изображение считается резким, если оно кажется резким на отпечатке 6 x 9 с расстояния 10 дюймов. Ага, вот так вот. Никаких 100% «зумов», никаких отпечатков 20х30. Только это.

Сегодня ряд новых камер производятся со встроенным режимом «Live View». Это может быть полезным инструментом при ручной фокусировке. Включите ваш «Live View», приблизьте объект/точку фокуса и проверьте резкость на дисплее. Это не особо хорошо работает в моем случае, так как я почти всегда нахожусь в условиях яркого освещения: пустыни, пляжи и т.д. - но для некоторых это сработает отлично.

Одно замечание насчет изображения сверху. Я обычно использую его, чтобы показать рычажок переключения на ручной фокус, но другой переключатель представляет также интерес: «от 1,2м до бесконечности» и «от 3м до бесконечности». Этот переключатель относится к тому, о чем я говорил ранее: не заставляйте ваш объектив охотиться за фокусом через все возможное пространство. Если вы знаете, что не будете фокусироваться на чем-либо, расположенном ближе трех метров, передвиньте рычаг в соответствующее положение, и объектив не будет вынужден блуждать в поисках фокуса. Это может привести к более точной первичной автоматической фокусировке.

11. На чем я должен фокусироваться?

Для портретов крупным планом единое мнение, в общем, выработано: глаза. Для других видов портретов это все еще лицо, если только вы не хотите сфокусироваться на какой-либо другой части тела умышленно. Наводите точный фокус туда, куда вы хотите направить взгляд зрителя.

В пейзажах все не всегда так просто, но вам по-прежнему стоит придерживаться правила, упомянутого выше. Не делайте ставку на то, что «это пейзаж с широким углом обозрения, фокус на бесконечность». Если у вас есть объект на переднем плане, сфокусируйтесь на нем и позвольте Вашей глубине резкости перенести изображение на задний план. Если объект на переднем плане не имеет резкого фокуса, это сбивает с толку, поскольку мы в естественных условиях обычно видим более резко близкие объекты, а не далекие.

Теперь я могу работать с фокусировкой на «гиперфокальном расстоянии» («Hyper Focal Distance»), но это находится за рамками этого урока. Если вы заинтересованы в этой теме, что вполне вероятно, используйте быстрый поиск в Google.

12. Объект в фокусе, но резкий ли он?

Фокус и резкость - это две разные вещи. Объяснение понятия резкости может занять еще один отдельный урок, так что я лишь отмечу несколько полезных моментов.

Если изображение вне фокуса, вы не можете вернуть его в фокус путем добавления резкости. Вы всего лишь получите очень резкую несфокусированную картинку. Большинство RAW изображений нуждаются в добавлении резкости какого-либо рода. Используете ли вы «Smart Sharpen», Un-sharp mask или техники фильтрации верхних частот, большинство RAW изображений выигрывают от резкости. Тем не менее, в то время как я постепенно начинал пользоваться камерами все более высокого качества, я стал видеть все меньше и меньше нужды в добавлении резкости, и теперь использую этот инструмент примерно лишь в 25% моих кадров.

Помните также, что резкость зависит от финального продукта. Вы не будете одинаково усиливать резкость на изображении, которое отправится в Интернет, и для отпечатка 16х20. И, держа это в голове, если вы намереваетесь продавать свою фотографию через стоковое агентство, не стоит вообще добавлять резкость. Большинство скажет вам, что этого делать не нужно, потому что вы не можете предсказать, для чего будет использоваться изображение и в каком размере.

Слева представлены изображения прямо с камеры, неотредактированные (англ. «Straight Out of the Camera»), справа - с добавленной резкостью.

13. Рассмотрим выдержку

Выдержка - еще один параметр, который может привести к недостатку резкости. У каждого человека есть предел значения выдержки, на которой он может снимать с рук на объективах с разными фокусными расстояниями. Некоторые люди более устойчивы, нежели другие, но если вы снимаете на выдержке, не способной компенсировать движение (дрожание) ваших рук, ваше изображение получится размытым. Если говорить о стандартных и широкоугольных объективах, большинство людей может стабильно снимать на них с рук примерно на 1/30-1/60 доле секунды.

Более крупные телеобъективы требуют гораздо более коротких выдержек. Общее правило, с которого люди начинают: «1 к фокальному расстоянию объектива». Так, если у вас 200 мм объектив, снимайте на 1/200 доле секунды, и отталкивайтесь от этого уровня для понимания своих дальнейших возможностей. Лично я трясусь, как Калифорния в худшие дни, так что я обычно снимаю на более коротких выдержках. Это также зависит от того, насколько Вы далеко от объекта съемки, поскольку чем вы дальше, тем более ощутимо движение.

Если объект движется, удерживание камеры в стабильности или на штативе не поможет - вам все равно потребуется выбрать удовлетворительную выдержку для того, чтобы остановить действие. Большинство начинает с 1/250, но это зависит от скорости перемещения объекта. Требования также варьируются в зависимости от того, снимаете ли вы в статичном положении или следуете за объектом. Если второе, вы можете выбрать более длинную выдержку и также получить некоторые интересные эффекты. Это позволит вам показать движение на фоне, но зафиксирует сам объект.

Системы стабилизации изображения на объективах позволяют снимать с рук на более коротких выдержках (вплоть до 3 ступеней), но не «остановят» движение сколь-нибудь лучше, чем объектив без системы стабилизации. Вы можете зафиксировать действие только с помощью выдержки (или высокоскоростной вспышки).

Изображение не вне фокуса. Выдержка слишком длинная.

14. Выбирайте корректную экспозицию

Корректная экспозиция и хорошее освещение (суть всей фотографии) - залог хорошего фокуса и резкости. В то время как резкость определяется линией контраста, если вы недоэкспонировали кадр или снимали при тусклом освещении, изображение не будет резким, даже если все остальные параметры хорошего фокуса соблюдены.

15. Я все это сделал. Я все еще вне фокуса!

Существует небольшая вероятность того, что с вашим оборудованием действительно что-то не так. Объективы от сторонних компаний порой не очень удачно сконструированы, и потому они не всегда будут идеально функционировать с брендовыми камерами. Некоторые работают отлично, другие - нет. Но иногда даже фирменные объективы произведены не идеально.

Такие камеры как Canon 50D и 1D/Ds Mark III отлично подогнаны по фронт- и бэк-фокусу для более чем 20 разных линз, так что если вы знаете, что один из объективов совершенно точно все время фокусируется перед вашим объектом, вы можете отрегулировать камеру, чтобы исправить это. Если такая возможность не доступна, вам необходимо определить, не нуждается ли в починке ваш объектив, или и объектив, и камера.

Вот тест, который вы можете провести дома, чтобы понять, дело в вас или в камере. Найдите линейку и разместите на столе в сторону от камеры. Поставьте камеру на штатив и максимально откройте апертуру. Сфотографируйте линейку под углом 45 градусов, фокусируясь на определенной метке - в этом примере, на шестерке.

Если это та метка, которую вы увидите максимально четко, открыв изображение, тогда с вашим оборудованием все в порядке - возвращайтесь к работе над техникой! Если самая резкая точка перед этой меткой или за ней, тогда вы узнаете, что это проблема оборудования, и его стоит отнести в сервис.

16. Заключение

Я рассмотрел уйму вопросов в этом уроке - здорово, что вы дочитали до конца! Мне кажется, что хороший фокус и резкость - два из наиболее важных технических параметров, которые необходимо сохранять в изображении. Это может создать разницу между теми кадрами, что выглядят профессионально и теми, что смотрятся как работа любителя (а мы все хотим выглядеть профессионалами - являемся мы таковыми или нет).

Пожалуйста, не стесняйтесь оставлять свое мнение в комментариях - были ли у вас когда-либо проблемы с фокусом и резкостью?

В июне 2014 Adobe выпустил самое большое обновление для Photoshop CC. Среди новых функций и обновлений очень интересная новая функция Область Фокусировки (Focus Area Selection) . Смысл этой функции состоит в том, чтобы автоматически выбирать элементы в изображении, которые должны находится в фокусе. Это - уникальный метод, потому что другие инструменты выделения полагаются на контраст, пограничные детали или информацию о цвете. Эта функция ищет пиксели, которые находятся в фокусе. Давайте посмотрим на примере.

1. Откройте изображение

Возьмите изображение, предпочтительно то, у которого есть мелкая глубина резкости, таким образом, есть четкое различие между элементами в фокусе и не в фокусе.

2. Разные инструменты и функции выделения

Композиция этого изображения мешала бы получить четкую область выделения вокруг центральной цветочной группы другими автоматизированными инструментами. Инструмент Бвстрое выделение будет охватывать пиксели вдоль краев фона и так же недостаточно различия в оттенке для инструмента Color Range. Инструмент Magnetic Lasso (Магнитное Лассо) мог бы справится с этим и Инструмент Перо также надежен, но оба требуют тщательной ручной работы и могут быть довольно трудоемкими.

3. Область фокусирвки

Шаг 1

Вместо этого мы используем новую функцию CC 2014, Выделение Области Фокусировки. Перейдите к Выбор> Область Фокусировки .

Шаг 2

Photoshop запускает диалоговое окно Focus Area (Область фокусировки) и применяет Автоматические параметры настройки для слоя шума В диапазоне фокусировки (In-Focus Range) и слоя шума Изображения (Image Noise Level ).

Шаг 3

Автоматические параметры настройки хороши, но не совершенны. Скорректируйте ползунок В диапазоне фокусировки (In-Focus Range) , чтобы получить нормальные края и очистить некоторые случайные области выделения. Мы использовали значение 2.05 .

Шаг 4

Маленький значок кисти слева допускает дальнейшее усовершенствование края выделения. Используйте Инструмент - Добавить область фокусировки (E) , чтобы нарисовать кистью область, которая должна быть включена в выделени. Используйте Инструмент - Вычесть область фокусировки (E) , чтобы удалить случайные области выделения. Размер можно корректировать [ и ].

Шаг 5

Нажмите кнопку Refine Edge , чтобы закрыть поле Focus Area и приступим к редактированию и настройке краев выделения. Smart Radius установили в 2.3 пкс , Сглаживание 6 и Растушевка 0.5

Шаг 6

Нажмите кнопку OK , и Photoshop вернется к рабочей области с красивым, сложным выделением вокруг цветов, которые находятся в фокусе!

4. Дополнительное редактирование изображения

В этой точке функциональность новой функции выделения завершена и мы сделали сложное выделение за несколько кликов.

Шаг 1

Создайте копию слоя Background, идя в Слои>Дублировать слой . Используйте выделение в качестве маски слоя на новом слое, нажмите значок Add Layer Mask (добавить маску слоя) в панели Layers.

Шаг 2

Добавьте слой Hue/Saturation Adjustment непосредственно к слою Background . Уменьшите Насыщенность до -48 и увеличьте Осветление до 15 . Задний план будет более светлым и тусклым, что выделит область фокусировки.

Шаг 3

Тепрь надо добавить эффект к скопированному слою - идите вFilter > Camera Raw Filter . Установите ползунок Clarity +30 и Vibrance +27 .

Все готово.

Эффект для фона Desaturation (снижение насыщенности) является довольно своеобразным выбором при изменении фотографий поэтому всегдапользуйтесь им с осторожностью. Тут это было использовано, чтобы продемонстрировать новую функцию!

Если Вы хотите что-либо выделить на своей фотографии, то необходимо сделать фокус в Фотошопе . Для того чтобы рассказать Вам как это сделать, была выбрана вот такая Фотография (Рис. 1).


Рисунок №1 . Фотография девушки .

Итак, приступим. Сначала создадим дубликат слоя , применив горячие клавиши Ctr+J . Сделаем это для того, чтобы вернуться к исходной фотографии, если вдруг наша работа окажется не столь удачной. Теперь выбираем слой с дубликатом и переходим в палитру Каналы (Channels ), чтобы создать новый канал , который получит имя по умолчанию Alpha 1 (Рис. 2).


Рисунок №2 . Палитра Каналы (Channels) в Фотошопе .

Теперь выбираем инструмент Заливка (Paint Bucket ) и ставим цвет переднего плана белый (#FFFFFF) (Рис. 3).


Рисунок №3 . Заливка (Paint Bucket) в Фотошопе .
Рисунок №4 . Кисть (Brush Tool) в Фотошопе .

Теперь начинаем закрашивать тот участок, на котором хотим (Рис. 5).


Рисунок №5 . Создаем Фокус в Фотошопе .

Теперь выбираем цвет переднего плана немного светлее, например вот такой (#313131) и обводим кистью вокруг нашего объекта (Рис. 6).


Рисунок №6 . Делаем размытие в Фотошопе .

Теперь выбираем цвет переднего плана еще светлее (#616161) и закрашиваем все остальное, тем самым делая плавный переход от размытого окружения к четкому объекту (Рис. 7).


Рисунок №7 . Фокус в Фотошопе .

Теперь в палитре Каналы (Channels ) выбираем слой RGB (Рис. 8).


Рисунок №8 . Канал RGB в Фотошопе .

Теперь применяем Фильтр Filter -> Blur -> Lens Blur с настройками как у меня (Рис. 9). Чтобы увеличить изображение кликните по нему.


Рисунок №9 . Настройки Фильтра Lens Blur в Фотошопе .

В результате мы получаем сделанный Фокус в Фотошопе (Рис. 10) Не забудьте отключить канал Alpha 1 .


Рисунок №10 . Как сделать Фокус в Фотошопе .


Одной из частых проблем при макросъёмке является то, что глубина резкости наших фотографий может быть настолько мала, что мы не сможем захватить в фокус весь объект. Даже с наименьшей возможной апертурой, макросъемка может сильно ограничить глубину. В фокус попадает только определённая часть объекта, а остальная сцена остаётся размытой. Сегодня мы поговорим о комбинировании методов съёмки и Photoshop для увеличения видимой глубины резкости сверх того, чего можно добиться при использовании одного изображения.

Подготовка

Метод, который мы будем описывать, обычно называется совмещением фокуса (англ. focus stacking ). Он заключается в съёмке нескольких кадров с различными фокусными расстояниями и последующей их комбинации. Это означает, что у нас будет несколько фотографий, на каждой из которых в фокусе будут разные части сцены, а затем мы скомбинируем их в одно изображение. Результат – фотография, на которой в фокусе будет весь объект полностью, чего мы не смогли бы достичь посредством одной фотографии.

Для статьи я выбрал камеру Olympus OM-D стандарта Micro 4/3 и макро-объектив Nikon 55mm Micro-NIKKOR, присоединённый при помощи адаптера. Эффективное фокусное расстояние объектива составило 110мм, благодаря кроп-фактору 2x, но чтобы захватить в фокус часы полностью, нам потребовалось использовать технику совмещённого фокуса, о которой мы сегодня и поговорим.

Эта методика наиболее полезна при использовании макро-объектива. Я выбрал старую модель объектива Nikon 55mm Micro-NIKKOR f/3.5 на камере Olympus OM-D . Такая комбинация делается для невероятно резких макрофотографий. Я использовал адаптер, чтобы прикрепить F-mount объектив к OM-D . Следует отметить, что OM-D – камера с сенсором стандарта Micro 4/3 и кроп-фактором 2x, т.е. фактически фокусное расстояние объектива становится равно 110мм. Такое большое фокусное расстояние также уменьшает глубину резкости наших фотографий, поэтому метод совмещения фокуса особенно полезен в данной ситуации.

В качестве объекта съёмки я выбрал наручные часы, которые хорошо подошли для того, чтобы продемонстрировать силу увеличения глубины резкости посредством совмещения фокуса. Поскольку часы лежат, глубина резкости слишком мала: мы не можем в одной фотографии захватить в фокус всё часы от ближнего до дальнего края ремешка. Самое время, чтобы использовать совмещение фокуса.

Я решил настроить освещение так, чтобы подсветить часы сбоку, поэтому я использовал несколько недорогих съёмных источников постоянного света (вместо вспышек) и тщательно расставил их вокруг сцены. Я использовал тёмно-синюю ткань в качестве подложки для достижения максимального контраста между объектом и фоном, а небольшой кусочек ткани свернул и вложил в верхнюю часть ремешка, чтобы расположить часы наиболее выгодно. Сами часы недорогие, но вполне подходят для наших целей.

Использование нескольких источников постоянного света и куска ткани в качестве фона позволило нам соорудить простую сцену даже на кухонном столе.

И наконец, если это возможно, я очень рекомендую, чтобы при съёмке ваша камера была подключена к компьютеру. Наша камера, к сожалению, такой режим не поддерживала, но съёмка в режиме связки с компьютером позволяет вам просматривать картинку с камеры во время съемки на экране компьютера, в более большом масштабе. Это гарантирует, что в фокусе вы получите именно ту часть изображения, которую хотите.

Съёмка

Для демонстрации всех преимуществ совмещённого фокуса, я выбрал в качестве объекта съёмки часы. Когда я положил их так, как вы чаще всего видите в каталогах, на изображении было слишком мало глубины резкости от ближней до дальней части ремешка. Как я упоминал ранее, большое фокусное расстояние объектива и макро режим уменьшат глубину резкости, поэтому нам и придется использовать метод совмещения фокуса.

На этой фотографии видно, что глубина резкости слишком мала. В конце урока вы увидите, как совмещение фокуса исправит это.

После некоторых соображений и тестов я решил, что потребуется шесть изображений, чтобы добиться необходимой глубины резкости. Моя цель заключалась в том, чтобы взять различные кадры, с разными частями часов в фокусе, а затем совместить их в процессе пост-обработки.

В конце я убедился, что получил шесть подходящих снимков с разными частями объекта в фокусе. В результате совмещения этих фокусов в Photoshop, я бы получил один скомбинированный кадр, на котором часы были бы полностью в фокусе.

Когда я стал делать снимки для совмещения, я начал с фокуса на передней части объекта, после чего постепенно отдалял фокус с переднего до заднего плана. У меня получилось два снимка передней части ремешка, два снимка самого циферблата и два снимка дальней части ремешка.

Первый же полученный кадр показывает, что ни на одном фото в фокусе нет часов полностью; здесь резкой мы видим только ближнюю часть ремешка, а остальное изображение размыто.

Опять же, идея здесь заключается в том, что каждый отдельный кадр не может захватить в фокус достаточную часть объекта, но шесть скомбинированных изображений дадут нам смоделированную неограниченную глубину резкости. Большое количество кадров, полученных при съёмке, необходимо, чтобы быть уверенным, что пост-обработка пройдёт успешно. Фотографии были сделаны при f/5.6, чтобы добавить чёткость и немного глубины резкости, но даже закрытия диафрагмы при макросъемке часто недостаточно, чтобы увеличить глубину резкости до необходимого уровня.

Обязательно нужно использовать , и постараться, чтобы камера при съёмке двигалась как можно меньше. В Photoshop имеется достаточно мощный механизм выравнивания изображений, но всегда лучше добиться хорошего результата ещё на стадии съёмки.

Пост-обработка

Хотя есть много различных вариантов обработки, имеющих право на жизнь, Photoshop обладает отличными функциями, которые можно использовать для совмещения фокусов. С их помощью мы всего за несколько минут сможем получить конечное сведённое изображение.

Прежде всего, я хочу убедиться, что мы имеем все необходимые изображения на компьютере в отдельной папке. Мне нравиться помещать все комбинируемые фотографии в собственную папку.

Теперь запустим Photoshop и начнём сам процесс совмещения фокуса. Откройте меню “File ” (Файл), и перейдите к “Automate ” (Автоматизация) > “Photomerge ”. Так вы сможете открыть все наши изображения в один документ Photoshop.

В окне Photomerge оставьте опцию Layout (Макет) установленной на “Auto”, и убедитесь, что ни один флажок в низу окна не отмечен.

Когда откроется окно Photomerge , выберите в нём папку, в которой расположены все необходимые изображения. Оставьте опцию в левой части окна установленной на “Auto”, а затем снимите флажок "Blend Images Together " (Наложение изображений). После того как вы нажмёте OK , Photoshop начнёт выравнивать изображения и помещать их в новый документ.
Процесс может занять несколько минут, и когда он будет завершён, у вас должен быть новый документ, в котором на отдельных слоях расположены все наши фотографии. Теперь остался всего лишь один шаг, чтобы совместить фокус этих изображений.
Выделите все слои на палитре. Для этого можете щёлкнуть по слою, после чего нажать Ctrl + A , или же выделить слои по очереди, щёлкая по ним, удерживая при этом клавишу Ctrl . Как только все слои выделены, перейдите в меню “Edit ” (Правка) и выберите “Auto Blend Layers ” (Автоналожение слоёв).

Когда все слои выделены, перейдите к Edit (Правка) > Auto Blend Layers (Автоналожение слоёв), чтобы открыть окно совмещения фокуса. Мы оставляем опцию установленной на “Stack Images ” (Стековые изображения), и автоматически начинается процесс совмещения фокуса.

В меню "Auto Blend Layers " (Автоналожение слоёв) выберите “Stack Images ” (Стековые изображения). Снова нажмите OK, и Photoshop начнёт процесс совмещения фокуса. После того, как Photoshop закончит работу, вы сможете увидеть результаты, как в виде конечного изображения, так и на палитре слоёв в правой части окна Photoshop. Вы увидите, что для всех слоёв были автоматически добавлены и выровнены маски, и Photoshop сам выбрал, какие области скрыть, а какие оставить в конечном изображении.

Финальное изображение демонстрирует хороший результат совмещения фокуса. В сравнении с более ранними фотографиями сразу видны отличия: в фокусе уже не малая часть часов, а вся сцена. Совмещение фокуса – отличный метод увеличения резкости посредством моделирования.

Photoshop скрывает размытые участки каждого изображения с помощью масок. Автоматизированный процесс отлично подготовил мои слои с масками. Photoshop интеллектуально выбирает, какая часть каждого кадра находится в фокусе, после чего комбинирует их.

Photoshop делает почти всю работу, связанную с совмещением. Единственный минус в том, что если вы не довольны результатом, будет очень сложно как-то изменить автоматические вычисления, которые сделала программа. Однако, я всё же считаю, что встроенные механизмы достаточно мощны, и это, возможно, лучший способ добиться моделируемой глубины резкости.

Заключение

Совмещение фокуса – уникальная техника, позволяющая нам добиться практически невозможной глубины резкости. Чтобы легко получить дополнительную резкость в несколько кликов, нам нужна лишь серия снимков и немного пост-обработки. Photoshop – отличный инструмент, который может интеллектуально выровнять наши изображения и автоматически применить к ним маски для достижения необходимого результата.

Статьи по теме: