Египтяне поклоняются богам. Боги Древнего Египта – список и описание. Как связаны религия и искусство в Древнем Египте

Испокон веков в Древнем Египте принято было почитать священных животных. Основная религия этого государства сочеталась с тотемизмом. У каждого племени, в те времена, существовал свой тотем с каким-либо обожествленным животным. Но именно в Египте культ почитания животных приобрел колоссальные масштабы.
Египтяне поклонялись таким животным как, кошка, сокол, крокодил, бык, лягушка, корова и многие другие. На многих священных животных была запрещена охота повсеместно. Лишь в немногих местах иногда могли уничтожить крокодилов из-за их возросшего количества.

Поклонение животным Древнего Египта было возведено в культ до такой степени, что многих умерших обожествленных зверей мумифицировали и хоронили при местных храмах в саркофагах.

Культ Коровы и Быка.

Особое место в списке почитаемых животных занимал культ священного быка. Бык олицетворял собой плодородие, так как благодаря нему, жителям Древнего Египта удавалось удобрять почву. И, всех богов, являвшихся символами плодородия, здесь, более всего, олицетворяли с быком. Например, в Мемфисе постоянно проживал бык Апис. Он являлся, как считали местные жители душой бога Птаха. Но, для такого почитания, у быка должны были присутствовать особые признаки. Он должен был иметь белый треугольник на лбу, пятно в виде орла на шее, так же пятно в форме месяца на боку.

Еще люди преклонялись перед культом священной белой коровы Гелиополи. Божество, отожествленное с ней, звали Исида. Она считалась матерью быка Аписа. Почитали и другую богиню Хатхор. Между ее рогами на картинах всегда располагали солнце. Считалось, что она перемещает бога Ра по небесному своду.

Культ птиц.

В Древнем Египте велико было почитание таких птиц как ибис и сокол. За убийство этих священных птиц полагалась смертная кара. Ибис являлся олицетворением бога мудрости Тота, сотворившего литературу, и придумавшего письменность. Ибис ассоциировался со спокойствием и мудростью. Останки этих птиц так же бальзамировались.
Так же в Древнем Египте поклонялись соколу. Его олицетворял бог Гор, изображавшийся в виде Ра с парящим соколом, или человека с соколиной головой. Их считали защитниками фараонов.

Культ крокодилов.

В Древнем Египте крокодилы отождествлялись с Себекой - богом Нила и его глубоких вод. Люди считали, что они управляли приливами и отливами реки. От этих факторов зависело плодородие земель.

Почитание кошек.

Кошки в Египте почитались везде и всегда. Главным объектом преклонения был бог Бубастис. Считалось, что именно кошки приносят сохранность урожая, так как убивают мелких грызунов. Именно с этими животными связано множество странных традиций. При смерти кошки вся семья, содержавшая ее, соблюдала траур. За уничтожение этого животного полагалась смертная казнь. Если дом охватывало пламя, то первой выносили кошку, а уже потом спасали людей и личные вещи.

Для умерших кошек создавали специальное кладбище, где их, забальзамировав, хоронили.
К тому же этих животных отождествляли с богиней Бастет. Она хранительница домашнего очага, символ плодородия. Ее изображали в виде женщины с головой кошки.

Культ павианов и собак.

Павиан почитался, и считался одним из животных, находившимся на большом суде Осириса в мире мертвых. Иногда встречаются картины бога Тота, изображающие его павианом. Египтяне это животное возвышали и считали разумным созданием. Эти обезьяны часто жили у храмов, и даже принимали участие в религиозных обрядах.
В древнем Египте огромную роль играли боги загробного мира. Таковым считался царь подземелья мертвых Анубис. Он являлся слугой Осириса, сопровождал усопших в мир иной. Его изображали в виде шакала или собаки, или в форме человека с собачьей головой.

Культ свиней, львов и гиппопотамов.

Поклонение этим животным в Древнем Египте было не столь широко распространено. Оно скорее носило локальный характер. Например, львов почитали в основном в Мемфисе, Гелиополисе. Их символизировала богиня Сехмет. Она несла в себе олицетворение войны, жаркого солнца. На львов так же не разрешалось охотиться.
Культ гиппопотама отождествлялся с богиней Таурт. Ее считали защитницей беременных матерей и младенцев. Изображали ее в форме беременной самки гиппопотама.
К свинье в Древнем Египте относились брезгливо. Считали ее нечистой. Связывали с хитрым божеством Сетом. Однако для многих народов она олицетворяла небо.

Культы других животных Древнего Египта.

Среди других почитаемых культов можно выделить лягушку. Она провожала людей в потусторонний мир, и символизировала воскрешение. Так же жизнь после смерти символизировал жук-скарабей. Египтяне часто носили амулеты с изображением этого жука. Они защищали их от злых духов, нечисти.
Необходимо отметить, что в Древнем Египте священные животные считались душами богов и часто жили вблизи храмов. Вероятно, культ животных был столь силен на землях этого государства еще и потому, что Египет - страна с небогатым животным миром, а от этого, так или иначе, зависело благополучное существование народа.

Египетская цивилизация была не только одной из величайших цивилизацией древнего мира, но и в некотором роде - самой загадочной, ведь величественные пирамиды и сфинкс, мрачные гробницы жрецов и фараонов, таинственные древние свитки, хранящиеся в отстроенной Александрийской библиотеке, развалины древних храмов и старые кварталы городов до сих пор хранят в себе тайны прошлого. Египетская цивилизация и религия древних египтян были практически одним целым, ведь оказывала решающее влияние на культурную и социальную жизнь и простых египтян, и верхушки общества.

Так как древний Египет был государством, в котором жизнь каждого члена общества полностью зависела от власти фараона и жрецов, вполне закономерно, что религия древнего Египта была ключевым инструментом контроля над обществом. Жрецы имели практически неограниченную власть, и очень часто верховный жрец выступал "серым кардиналом царства", так как он имел неограниченное влияние на фараона. Следует отметить, что религия древнего Египта отличалась от верований других древних народов, к примеру, от , прежде всего тем, что египтянам не было присуще поклонение идолам (статуям богов и мифических героев, священным животным и др.), но в веровании было большое количество культов и культовых ритуалов, которые проводились в храмах жрецами.

Пантеон богов древних египтян

Египетское царство занимало достаточно большую площадь, поэтому неудивительно, что жизненный уклад и верования египтян из разных частей государства существенно отличались. В каждой провинции были свои боги и культы, но также древние египтяне верили и в "общеегипетских" богов, а со времен Среднего царства, когда Египет наладил достаточно тесные торговые отношения с Палестиной, Нубией и Сирией, - и в богов, которым поклонялись представители этих народов.

Главных божеств в религии древних египтян было девять; они, согласно верованию, были первыми богами и создателями мира и остальных богов. Верховная девятка (Эннеада) пантеона богов почиталась во всем Египте, и божествами, которые входили в эту "девятку", были:

Ра - бог солнца и земной тверди;

Шу - бог воздуха;

Тефнут - богиня дождя и воды;

Геб - бог земли;

Нут - богиня неба;

Осирис - бог загробного мира и покровитель царей;

Исида - богиня любви и материнства;

Сет - бог песчаных бурь, ярости, войны и смерти;

Помимо "первоначальных" богов, древние египтяне также верили в бессметное количество других божеств. Точное чисто богов, которым поклонялись подданные фараонов, до сих пор не установлено - к примеру, в одном из международных договоров, подписанных фараоном Рамзесом вторым, упоминалось более тысячи богов и богинь. Также в каждом из крупных городов древнего Египта сформировались верховные триады богов - божественные семьи, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына: в Мемфисе триаду составляли Птах, Сохмет и Нефертум; в Абидосе - Осирис, Исида и Хор, в Фивах - Амон, Мут и Хонсу.

Тотемизм и культ животных в веровании древних египтян

Древним египтянам, как никакому другому народу, было присуще верование в сверхъестественную сущность многих животных, так как именно представители фауны в глазах египтян выступали олицетворением богов на земле и служили посредниками между богами и людьми. Поэтому культ животных в Египте играл одну из ключевых ролей в веровании - священными животными считались , львы, собаки, некоторые виды змей и насекомых, гиппопотамы, коровы, крокодилы, грифы и соколы; зачастую священные животные жили при храмах..

Большинство исследователей религии древнего Египта сходятся в том, что изначально культ животных в древнем Египте возник как следствие страха и почитания людьми силы и мощи животных, однако далее, с развитием верования, представители фауны стали считаться воплощениями божеств на земле. Об этом свидетельствуют то обстоятельство, что во времена Древнего Царства и Первого переходного периода египтяне изображали своих божеств в образах животных - к примеру, богиня Нут изображалась в виде коровы, Осирис - в виде быка, Ра - в виде сокола и др. В более поздние периоды развития египетской цивилизации тотемизм был несколько вытеснен, и на изображениях и свитках, созданных во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, божества изображаются уже как люди с головами животных.

Наиболее весомые культы в веровании древних египтян

Религия древнего Египта была воистину всеобъемлющей: каждое явление имело свое божество, а все действия египтян были строго регламентированы верованием. Власть жрецов в древнем Египте практически ничем не ограничивалась, и простые египтяне регулярно посещали храмы и отдавали значительную часть своих доходов как пожертвования и дары для богов. Для того, чтобы еще больше укрепить власть и добиться беспрекословного подчинения народа царской семье (а значит, и верховным жрецам, которые выступали главными советниками фараона и принимали многие важные государственные решения), жрецы постепенно создали культ фараона . Фараон считался высшим человеком, посланником бога Ра и проводником его воли на земле, поэтому культ фараона занимал достаточно значимое место в жизни каждого египтянина.

Особое отношение к смерти обусловило формирование культа мертвых в древнем Египте - египтяне верили в существование , которая покидает тело после смерти и отправляется в загробный мир, а также считали, что душа может вернуться в материальный мир при условии сохранности тела. Поэтому заупокойный культ в древнем Египте базировался на особом отношении к телам умерших, ведь для того, чтобы дать возможность душе вновь возвращаться с обычный мир, необходимо было сохранить тело нетленным. Способы бальзамирования и мумификации, разработанные египетскими жрецами, до сих пор поражают современных ученых - жрецам удалось мумифицировать тела правителей Египта так, что их останки сохранились спустя тысячелетия.

Культ Осириса , одного из самых почитаемых божеств древнего Египта, истекает из заупокойного культа, ведь именно Осириса египтяне считали верховным правителем мира мертвых. Центром поклонения Осирису был город Абидос, там были расположены многочисленные храмы этого божества, а в праздничные дни жрецы проводили различные ритуалы и церемонии, чтобы заручиться поддержкой божества и получить его защиту. Существует мнение, что три главные пирамиды в Гизе, служившие усыпальницами великим фараонам древности, были не случайно расположены соответственно расположению звезд созвездия Ориона. Жрецы древнего Египта имели достаточно знаний по астрономии и отождествляли созвездие Ориона с Осирисом, поэтому они, вероятно, спроектировали комплекс усыпальниц по принципу "на земле, как на небе", чтобы помочь усопшим фараонам найти путь в царство мертвых и занять там достойное место подле Осириса.

На вопрос Каким богам поклонялись египтяне? заданный автором Orange FOX™...® лучший ответ это Высший бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис. и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре он родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх - это бог зла.
Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.
Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.
Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.
Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.
Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.
Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Амон считался также духом оживляющим, был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплощением души была богиня Амаунет.
Бог Себек изображался часто в образе крокодил. К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.
Но все эти боги - это только малая часть египетского пантеона.
Источник:

Ответ от Правоспособный [эксперт]
Египтяне поклонялись многим богам. Из всех, сразу могу вспомнить Бог Ра, Оссирис, Сетб, Иссида, Немезида, Пта....


Ответ от Dana_Killer [активный]
ссылка


Ответ от ростепель [гуру]
Египтяне поклонялись многим богам. Из всех, сразу могу вспомнить-Ра, Оссирис, Сетб, Иссида, Немезида, Пта, и др...


Ответ от Вровень [новичек]
там весь список египетских богов


Ответ от Игорь [гуру]
Все известные нам египетские божества важно разделить на божества общеегипетские, упоминаемые в мифологических и иных текстах (к ним относятся божества космические, как Нут - богиня неба, Нун - бог первозданного океана, Хапи - бог Нила, божества, олицетворяющие абстрактные понятия, например Маат - богиня мирового порядка, Сиа - бог разума и познания, Ху - бог творческого слова.

Прежде чем кратко остановиться на деяниях Эхнатона - одного из самых удивительных людей в мировой истории - следует сказать несколько слов об египетской религии. Она являлась основной формой идеологии в Египте. Все стороны культуры были пронизаны религиозными представлениями и находились под их воздействием. Эти представления египтян, возникшие в доисторические времена, отражали беспомощность человека перед грозными и необъяснимыми для него явлениями природы и общественной жизни. Обоготворение предметов и поклонение им было одним из самых древних верований. Но, пожалуй, самым характерным явлением было приписывание животным и растениям сверхъестественных сил. Особенно был развит культ животных. Все животные без исключения почитались за божества. Каждый ном и каждое селение имели своих покровителей в образе того или иного животного, рыбы, насекомого. Крокодилу, например, поклонялись более чем в тридцати местах.

Боги Египта: Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатхор, Атум, Маат, Анубис, Геб, Сохмет, Нейт, Ра.

Обожествлялись с древнейших времен силы природы и небесные светила.
Божества, олицетворявшие эти силы, носили общеегипетский характер. Бог Солнца назывался Ра, Луны - Тот, Земли - Геб, Неба - Нут, Нила - Хапи и т. д. В дальнейшем о божествах складывались понятия как о носителях различных духовных и общественных сил: правды, войны, мудрости, царской власти и т. п. Но количество богов не уменьшалось. Предметы, животные, небесные светила остались как воплощение, материальная оболочка этих сил. Бог Луны Тот в виде павиана или ибиса считался олицетворением мудрости, звезда Сириус, по представлениям египтян, являлась «душой богини Исиды», в соколообразном божестве Хоре воплощалось представление о царской власти. Многие божества Хор убивает Сета.
мыслятся и в образе человека: богиню
Правды, например, изображали в виде женщины с пером на голове. В связи с «очеловечиванием» богов распространялись изображения божеств с телом человека и головой животного. Бога Луны и Мудрости - Тота - могли изображать в виде человека с головой ибиса.
С Древнего царства широко распространился по всему Египту культ Осириса - бога умирающей и воскресающей природы и бога мертвых. Согласно распространенному среди египтян мифу Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис стал первым царем и научил людей земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса. Жена Осириса Исида бежала в болота Дельты. Там у нее родился сын Хор, который вступил в борьбу с Сетом. В конце концов боги оживили Осириса, но он делается царем мертвых, а царем живых становится Хор, олицетворением которого считался всякий фараон. Сперва лишь умершего фараона почитали за бессмертного Осириса. Но с конца Древнего царства идея бессмертия широко распространилась среди египтян. Каждый желал воскреснуть после смерти, как Осирис.
С идеей о бессмертии тесно связан заупокойный культ. По представлениям египтян, человек не мог существовать после смерти без тела. Поэтому труп старательно обрабатывали, мумифицировали. В основном способы мумификации, бальзамирования сводились к следующему: из тела покойника вынимали все внутренности и пропитывали его растворами различных солей, предохраняющих от тления. Далее покойника пеленали и укладывали в гроб. Мумификацией занимались специальные
мастера-бальзамировщики. Затем гроб переносили в гробницу, снабженную утварью и жертвенными дарами для существования покойника. По представлениям египтян, у человека было несколько душ. Душе Ка - «двойнику», изображавшейся в виде статуи покойного, приносились жертвы. Обычно этим занимались специальные жрецы - «рабы двойника». Но совершенно необязательным было принесение настоящей жертвы. Можно было ограничиться словесной формулой с пожеланием «тысячи быков, птиц, мер ладана» для Ка такого-то.
Гробницами царей Древнего царства являлись огромные пирамиды - «вечные жилища» умерших фараонов. На стенах внутренних

Хнум на гончарном круге лепит фараона и его «двойника».

помещений и проходов пирамид к концу V и при VI династии появились так называемые «Тексты пирамид» - древнейший памятник религиозной литературы не только в Египте, но и во всем мире. Содержанием текстов является заупокойный ритуал, собрание изречений и магических заклинаний с целью обеспечить умершему фараону бессмертие и благополучное достижение потустороннего царства.
Уже в период Древнего царства, то есть в III тысячелетии до нашей эры, в Египте создались сложные философско-богословские концепции. На это указывает дошедший до нас «Мемфисский философско-богословский трактат». Этот трактат посвящен, собственно говоря, решению основного вопроса философии, то есть тому, что лежит в основе мироздания - дух, мысль или материальное начало.
Жрецы Гелиополя объявляли, например, первоосновой мира первобытные воды Нун. Из этих вод воссияло солнце Ра - Атум (бог солнца Ра, отождествленный с местным божеством Атумом). Ра-Атум породил бога Шу - воздух и богиню Тефнет - влагу; последние породили бога земли Геба и богиню неба Нут, а уж от них произошли четверо богов: Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Таким образом, несмотря на общую
религиозную оболочку, гелиопольская концепция за первооснову мира принимала первобытные воды, то есть какое-то материальное начало. Мемфисская жреческая школа придерживалась иной точки зрения. В своем трактате она доказывает, что Птах, главный бог Мемфиса, является всебогом, чья мысль и речь создали Вселенную. Остальные боги - это лишь различные проявления сущности Птаха, исполнительные органы. Эта концепция подкрепляется ссылкой на то, что человеческие чувства (зрение, слух, обоняние) дают материал для мысли, мысль выводит суждение, а речь выполняет замысленное. Таким образом, перед нами явно идеалистическая концепция, считающая первоосновой

Воскресение Осириса.

мира мысль и приказание божества, то есть доказывающая первичность духовного, а не природного начала. Крайне любопытным представляется и сам факт борьбы философских школ в III тысячелетии до нашей эры.
Крах Древнего царства, выдвижение средних слоев населения, распад страны на отдельные номы изменили некоторые религиозные представления. Жречество полусамостоятельных номов в целях возвеличивания своих местных богов сблизило их с общеегипетскими богами. Скромный по своему значению бог Себек в образе крокодила отождествлялся с Хором, Ра, Анубисом и другими богами. Выдвинули и малозначащего до XII династии бога каких-то сокровенных подводных сил - Амона. Его отождествили с общеегипетским богом солнца - Ра. Новый бог становится покровителем и защитником средних слоев и государственным богом XII династий. Его роль особенно усилилась в начале Нового царства. Амон-Ра в качестве «отца» фараона ведет воинственных Тутмосидов на завоевания чужеземных территорий. Ему строятся огромные храмы, особенно в Фивах - столице государства.

В течение истории египетского общества не остается неизменным и заупокойный культ. Выдвижение средних слоев во время Среднего царства привело к тому, что «Тексты пирамид», которые писали на стенах проходов в пирамиды в конце Древнего царства, переселяются в измененном, конечно, виде на саркофаги (гробы) простых смертных. Культ Осириса также делается всеобщим достоянием.
Но изменения в социальной структуре общества, классовые противоречия во время становления Среднего царства порождали подчас взгляды, не совместимые с религиозной идеологией. В некоторых литературных произведениях этого времени ставится под сомнение вера в загробную жизнь.
В период Нового царства можно отметить дальнейшее развитие заупокойного культа. В саркофаг покойного клали свиток папируса с начертанным на нем текстом. Этот сборник или «Книга мертвых» представлял собрание заговоров, заклинаний, магических формул и всего того, что должен был произнести покойный, чтобы благополучно пройти через суд Осириса. Нужно было оправдаться в 42 грехах, и тогда он попадал в преисподнюю для вечной жизни; в противном же случае его съедали чудовища. «Книга мертвых», по сути дела, являлась «шпаргалкой» для состоятельного мертвеца, так как бедняк не мог, конечно, заказать себе списка «Книги мертвых».
В Новом царстве окончательно выработалось представление о потустороннем существовании. Загробный мир казался таким же Египтом, но еще более плодородным: среди полей протекал подземный Нил, по которому в ладьях плыли солнце, луна и звезды. От работы на полях загробного мира, так же как и от суда Осириса, можно было избавиться. Для этого в гробницу клали магические фигурки рабов - «ушебти» («ответчики»), которые на том свете должны были делать все за покойного.

Существовало некоторое подобие единой , которое вместе с тем сочеталось с множественными культами местных богов. Сосредотачиваясь на поклонении одному из кумиров, египтяне все же признавали другие божества. По этой причине религиозный уклад Древнего Египта принято считать политеистическим. Тенденции монотеизма проявились в первую очередь при возникновении культа бога Атона.

Жители Египта в древности были уверены, что миром и жизнью каждого человека всецело управляют боги. Их изображали на стенах , в честь богов создавали величественные скульптуры. Изображения богов можно встретить в захоронениях дворцовой знати и фараонов. Считается, что египетские пирамиды были одним из способов увековечить божественную природу правителей страны.

Легенды гласят, что все живое в мире породил бог Атум, который явился в мир из хаоса и полнейшей темноты. Он сотворил бога Шу и его спутницу богиню Тефнут. Шу был отражением неразрывной связи между небом и землей, а Тефнут олицетворяла собой женское начало, давшее жизнь всему живому. От брачного этих божеств родились другие боги, каждый из которых был ответственным за одну из стихий.

Пожалуй, самый известный религиозный персонаж Египта – бог Осирис. До современности красивая легенда о том, как он появился на свет, как справедливо правил народами, заботясь о нуждах каждого человека. Осирису в его деяниях помогала богиня Исида, отличавшаяся мудростью и верностью своему супругу. В мифе об Осирисе нашли отражение чаяния простых египтян, которые были убеждены, что справедливость в мире целиком зависит от воли богов.

Одним из центральных божеств в системе религиозных верований египтян со временем стал бог Ра. Он олицетворял собой силу и энергию Солнца. Каждый день Ра поднимался в зенит по огромному небу, а к закату снова спускался под землю, где мужественно сражался с силами тьмы, неизменно их побеждая. В ежедневных сражениях со злом ему помогал бог мудрости Тот. Его божественную природу определяла Луна.

Ко времени правления фараона Аменхотепа IV относится расцвет культа бога Атона. Он был воплощением солнечного диска и вобрал в себя черты многих других египетских божеств. Стремясь укрепить свою единоличную власть, Аменхотеп IV объявил Атона единственным богом для всех египтян. На протяжении всего времени правления этого фараона поклонение другим богам было запрещено.

Это лишь малая часть из огромного пантеона богов, которым в разное время поклонялись египтяне. Жители Египта также с большим почтением и священным трепетом относились к реке Нил, от которой во многом зависела жизнь населения страны. Полноводному Нилу поклонялись, считая его божеством, в честь него складывали молитвы и гимны.



Статьи по теме: