Совесть: внутренний регулятор морального поведения. Внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека Центральные функции морали

Мораль в жизни человека

15.04.2015

Снежана Иванова

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания.

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

admin

Социальный строй XXI века предполагает наличие свода определенных правовых и нравственных законов, создающих нерушимую иерархическую систему моральных и государственных стандартов. Заботливые родители с детства объясняют своему ребенку разницу между хорошими и плохими поступками, закладывая в отпрыске понятия «Добра» и «Зла». Неудивительно, что в жизни каждого человека убийство или чревоугодие ассоциируются с отрицательными явлениями, а благородство и милосердие относятся к категории положительных личностных качеств. Некоторые моральные принципы уже присутствуют на подсознательном уровне, другие постулаты приобретаются с течением времени, формируя образ индивида. Однако немногие люди задумываются о важности воспитания в себе подобных ценностей, пренебрегая их значимостью. Нельзя гармонично сосуществовать с окружающим миром, руководствуясь исключительно биологическими инстинктами – это «опасный» путь, неизменно приводящий к разрушению личностного облика.

Максимального счастья.

Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США. Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей. Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.

Справедливости.

Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.

Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то с течением времени перерастет в предательство. Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими. Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья);
не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров;
не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств;
уважайте родственников, давших вам жизнь;
шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху;
не убивайте живые организмы;
не прелюбодействуйте, изменяя супругу;
не стоит брать чужих вещей, становясь вором;
избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми;
не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров;
добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях;
создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода;
ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт.
не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

13 апреля 2014, 12:03

Мораль – это условная концепция правил, принципов, оценок, норм, базирующихся на парадигме оценок злого и доброго, которая сформировалась в определенный период времени. Это модель общественного сознания, метод регуляции поведения субъекта в обществе. Она развивается как в индивидуальной, так и общественной форме субъективных отношений.

Понятие морали с точки зрения, рассматриваемой психологами – это фрагмент психики человека, сформировавшийся на глубинном уровне, отвечающий за оценку событий, происходящих в различных плоскостях со значением хорошо и нехорошо. Слово мораль зачастую употребляется как синоним слова «нравственность».

Что такое мораль

Слово «мораль» ведет свое происхождение с классического латинского языка. Оно образовано от «mos» латинского слова, имеющего значение – нрав, обычай. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон руководствуясь этим значением, сформировал слова: «moralis» и «moralitas» – моральный и мораль, которые стали эквивалентами к выражениям из греческого языка: этика и этический.

Главным образом термин «мораль» применяется для обозначения типа поведения общества как целостного, но бывают исключения, например, мораль христианская или буржуазная. Таким образом, термин используется только касательно ограниченной группы населения. Анализируя отношения общества в различные эпохи существования к одному и тому же действию, следует отметить, что мораль – это условная величина, изменчивая в связи с принятым общественным укладом. Каждая нация имеет свою мораль, базирующуюся на основе полученного опыта и традициях.

Некоторыми учеными так же было подмечено, что разные правила морали применяются к субъектам не только различных национальностей, но и к субъектам, принадлежащим к «чужой» группе. Определение группы людей в векторе «своя», «чужая» происходит на психологическом уровне соотношения индивидом себя с данной группой в различных смыслах: культурном, этническом, и других. Отождествляя себя с конкретной группой, субъект принимает те правила и нормы (мораль), которые приняты в ней, считай такой образ жизни более справедливым, нежели следование морали целого общества.

Человеку известно большое количество значений данного понятия, которое трактуется с всевозможных точек зрения в различных науках, но основа его остается константной – это определение человеком своих поступков, деяний общества в эквиваленте «хорошо-плохо».

Мораль создается на основе парадигмы, принятой в конкретном обществе, поскольку обозначения «плохо или хорошо» являются относительными, а не абсолютными, а объяснение нравственности или безнравственности различного рода деяний являются условными.

Мораль, как объединение правил и норм общества формируется в течение продолжительного периода на основе традиций и законов, принятых в определенном обществе. Для сравнения можно использовать пример связанный со сжиганием ведьм – женщин, которых подозревали в использовании волшебства и чернокнижия. В такой период как средневековье на фоне принятых законов такое действие считалось высокоморальным поступком, то есть добром. В современной парадигме принятых законов, такое зверство считается абсолютно неприемлемым и глупым преступлением по отношению к субъекту. Одновременно с этим можно поставить такие происшествия как, святые войны, геноцид или рабство. В свою эпоху в конкретном обществе со своими законами такие действия принимались за норму, считались абсолютно моральными.

Формирование морали напрямую связано с эволюцией разнообразных этносов человечества в ее социальном ключе. Ученые, изучающие социальную эволюцию народностей, считают мораль как результат воздействия сил эволюции на группу в целом и на человека индивидуально. Опираясь на их представление, поведенческие нормы, предписанные моралью, изменяются в период эволюционирования человечества, обеспечивая выживания видов и их репродукцию, способствуют гарантированно успех эволюции. Наряду с этим субъект формирует в себе «про-социальную» основополагающую часть психики. В последствие формируются ощущение ответственности за содеянное, чувство , вины.

Соответственно мораль – это определенная совокупность поведенческих норм, которая образуется в течение длительного промежутка времени, под воздействием окружающих условий в определенный момент формирует совокупность установленных идеологических норм, способствующих к развитию человеческого сотрудничества. Так же она направлена на избежание индивидуализма субъекта в обществе; формирование групп, объединённых общим мировоззрением. Социобиологи рассматривают такую точку зрения у целого ряда видов социальных животных, существует стремление к изменению поведения устремленного на выживание и сохранение собственного вида в период эволюции. Что соответствует формированию морали, даже у животных. У человека же моральные нормы развиты более изощренно и разнообразно, но сконцентрированы так же на предотвращении индивидуализма в поведении, что способствует формированию народностей и соответственно повышает шансы на выживание. Считается, что даже такие нормы поведения как родительская любовь являются последствиями эволюции морали человечества – этот тип поведения повышает уровень выживания потомства.

Исследования человеческого мозга, проведенные социобиологами, определяют что, части коры головного мозга субъекта, которые задействованы в период занятости человеком вопросами морали, не формируют отдельную когнитивную подсистему. Зачастую в период решения задач морали задействываются области мозга локализующих в себе нейронную сеть, отвечающую за представления субъектом о намерении других. В такой же мере задействывается нейронная сеть, отвечающая за представление индивидом эмоционального переживания других личностей. То есть во время решения моральных задач человек использует те участки своего мозга, которые соответствуют сопереживанию и эмпатии, это свидетельствует, что мораль направлена на развитие взаимопонимания субъектов межу собой (умение индивида видеть вещи глазами другого субъекта, понимать его чувства и переживания). Согласно с теорией моральной психологии мораль как таковая развивается и меняется так же по мере формирования личности. Существует несколько подходов понимания формирования морали на личностном уровне:

– когнитивный подход (Жан Пиаже, Лоренц Кольберг и Элиот Тюриель (Elliot Turiel)) – мораль в личностном развитии проходит несколько конструктивных этапов или областей;

– биологический подход (Джонатан Хайдт и Мартин Хоффман (Martin Hoffman)) – мораль рассматривается на фоне развития социальной или эмоциональной составляющей психики человека. Интересным для развития учения о морали как психологической составляющей личности, является подход психоаналитика Зигмунда Фрейда, который предположил, что мораль формируется как последствие стремления «супер-эго» выйти из состояния , чувства вины.

Что такое нормы морали

Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.

Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.

На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения. Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием. В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.

Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм. Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость. Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого .

По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым. Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству. Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.

Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:

– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);

– нормы о независимости субъекта;

– нормы о доверии (верность, правдивость);

– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);

– нормы об иных нормах морали.

Функции морали

Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот. Такой выбор человека, который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор. Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей: следовать личностным или слепо следовать должному. Сделав выбор для себя, субъект несет определенные моральные последствия, за которые сам субъект отвечает, как перед обществом, так и перед самим собой.

Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций:

– Функция регулирования. Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида. Формирование определенных взглядов поведения (что делать разрешается, а что нельзя) происходит еще с раннего возраста. Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя, но и для общества. Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности.

– Функция оценки. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого. Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития, за этим со стороны морали каждому действию дается оценка. Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.

– Функция воспитания. Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей, но и потребностей людей, которые его окружают. Возникает чувство эмпатии и уважения, что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе, понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.

– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.

– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида. А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности. Ключевыми функциями морали являются: оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру. Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали. Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств. Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе. Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов. В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.

Пороки

Мы поговорим о 7-ми основных пороках или о 7-ми смертных грехах, если говорить языком религии, которые ведут к «гибели души» или к разрушению человеческой личности.

Так это или нет, решите сами, после того как ознакомитесь с описанием пороков и с тем, какая или какие из добродетельных составляющих противостоят им в человеке.

Необходимо сразу сказать, что понятия пороков, их значения, даны не совсем в ключе официальной религиозной доктрины по той простой причине, что язык и форма изложения подобных личностных проявлений не всегда понятна современному человеку. Посему рассматривайте описание не как догмат, некую непреложную и окончательную формулировку, а как информацию к размышлению.

Гордыня (высокомерие) – это первый порок в череде разрушительных составляющих личного человеческого зла, который толкает человека на путь разрушения личности. Его суть заключается в том, что человек переоценивает себя и свои возможности, и к тому же позиционирует себя в обществе как обладатель этих сверхвозможностей.

Такого человека можно сравнить с ребенком, который нафантазировал о себе не весть что и ведет себя в соответствии с этим образом, демонстрируя окружающим свой вымышленный уровень.

Угроза такого поведения для человеческой личности заключается в том, что человек, давая себе сверхоценку и проецируя ее на окружающих, говорит и считает, что он может больше. Но когда ситуация доходит до реального применения его возможностей, то оказывается, что это не соответствует действительности.

Это плохо для человека, который не может взять возложенные на него обязательства, плохо людям, которые не наго надеяться, но не могут получить желаемое. И, безусловно, пагубно для его развития, которое невозможно без реальных дел, которые попросту не могут быть совершены по причине того, что человек их не может сделать.

Гордость, самоуважение противостоят пороку Гордыня, подразумевая под собой то, что человек не только реально оценивает свои возможности, но и удовлетворен ими и тем, как он ими умеет распоряжаться. Он знает себя и знает, чего он стоит в этом мире. И в результате в ситуациях, в которых он принимает решения, он в состоянии это сделать объективно и ответственно, но уподобляясь авантрюрзму гордеца и высокомерию его самооценки.

Зависть как порок идет следом за гордыней, говоря о том, что человек, ведомый таким пороком, активно желает того, что он видит у других людей. И его совершенно не волнует, как именно они это получили, как заслужили. Он просто хочет обладать этим, а если понимает, что это невозможно, то всячески старается унизить обладателя того желаемого, к чему стремиться завистник.

Я думаю вам приходилось встречаться с такими людьми, которые, не зная о человеке практически ничего, называли того вором, бездельником, мошенником, лентяем и прочими нелестными эпитетами в одной лишь целью – очернить то, чем он владеет. Ведь если «вор» чем-то владеет, а завистник «честен», то все получается, поскольку в ином случае либо надо что-то сделать, чтобы обладать, либо переживать, что нет возможности это сделать.

Это «защитный» психический механизм, который толкает человека назад, во тьму веков. Ведь для того чтобы иметь желаемое, не обязательно что-то делать. Не обязательно задумываться, как это можно получить и к этому стремиться. Достаточно выстроить барьер «условного зла» и многие проблемы кажутся решенными.

Конечно, завистник не только может порицать других, но и наносить им вред, и попросту стараться что-то у них украсть, поскольку не видит или не желает видеть естественного пути обладания делаемым.

По сути, осуждение порока «зависть» базируется на осуждении воровства, как в зачаточном состоянии, так и в его развитии.

Объективность и справедливость противостоят зависти, побуждая человека размышлять как над своим желанием, так и над возможностью его реализовать. А также, и безусловно, над признанием права других людей обладать чем-то по той причине, что они это заслужили.

Конечно, такая реакция как объективность не всегда способна противостоять зависти, но наличие взвешенного и разумного взгляда на мир делает человека менее злобным и завистливым.

Чревоугодие (обжорство) – простой, но в то же время весьма разрушительный человеческий порок, который говорит нам о том, что человек, обладающий таким пороком, ставит свое желание угодить своему телу выше всего остального.

Да, если смотреть на значение порока «плоско», то смысл этого слова заключен только в том, что человек ставит удовлетворение своей пищевой потребности на первое место. Но на самом деле пища, как форма продолжения жизни, не является единственным стремлением нашего организма. И стремление к уюту, физическому довольству, максимальному комфорту, достатку, как страховки, гарантирующей этот комфорт, все это объединяется в одну цепь обеспечения собственного организма.

А что в этом плохого? На самом деле ничего, кроме того, что в физическом мире, в отличие от духовного, есть такое понятие, как мера. Так, к примеру, выпивая три литра воды в день, человек себя чувствует вполне комфортно. Но если он выпивает шесть, получая от этого наслаждение или просто яро делая это делать, то он попросту портит свой организм.

И это только часть вопроса, поскольку человек, поставив стремления личного физического довольства превыше всего, становиться социально и общественно неинтересен, а в некоторых случаях даже опасен. Почему?

Да потому что все и всегда он будет делать для себя и для своего тела. И ни родные, ни близкие, ни друзья не будут стоять также высоко, как теплый диван или кусок мяса в его оценках этого мира.

Скромность, умеренность как проявления добродетели призваны противостоять чревоугодию, ограничивая человека в его простых физиологических стремлениях, предлагая ему потреблять не более, чем это необходимо.

Конечно, понятие умеренность гораздо шире и помогает человеку не только в противостоянии чревоугодию, но в первую очередь оно позволяет сохранять человеку баланс между физическими и духовными потребностями. Не ставить что-то выше, а что-то ниже, а находить верную гармонию.

Ведь не сложно понять, что избыток пищи, как и ее недостаток, пагубно сказывается на человеке. А недостаток эмоции или наслаждения всеми аспектами человеческой жизни рано или поздно может привести к сильнейшей депрессии и простому вопросу: Зачем жить, если жизнь так печальна?

Блуд (похоть) – идет следом за чревоугодием, демонстрируя нам слабости человеческой физиологии. Ведь то, что человек стремиться удовлетворить свои сексуальные потребности, в первую очередь обусловлено природой самого человека. Как мужчина по своей природе может оплодотворить множество женщин, так и женщина, по своей природе, стремиться воспроизвести максимально жизнеспособное потомство.

Но ведь мы говорим не о животных, а о людях, которые имеют не только потребности, но и обязательства перед другими людьми, которые связывают их в реализации этого физиологического инстинкта.

Думать о продолжении рода не так уж и плохо. Получать наслаждение от секса как физиологического и духового процесса также необходимо, поскольку это заложено самой природой. Но в тоже самое время действовать бесконтрольно и разгульно в этом вопросе, это значит попросту забыть о других возможностях человека как личности.

Ведь инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, это два мощнейших инстинкта, которые движут человеком во многих ситуациях. Но умеренность, о которой мы говорили, способна сделать это движение более осмысленным.

Именно поэтому целомудрие противопоставляется блуду, но не как форма полного отказа от сексуальных контактов, сексуального наслаждения или брака как такового, а как умеренная и взвешенная политика личной сексуальной жизни.

Ведь не просто так вторая часть добродетели звучит как «…мудрие», тем самым предполагая наличие разума и осмысленности в поведении человека. И, конечно, умеренности.

Гнев (злоба) существует и как порок, и как форма, позволяющая человеку отстаивать свои интересы или подчинять своим интересам других людей. Когда человек гневается? Да когда что-то происходит не по его воле и не по его желанию.

Но вот вопрос, а разве все, что происходит в этом мире, должно подчиняться воле какого-то конкретного человека? Разве другие люди не должны обладать возможностью выбирать, высказывать свое мнение, поступать так, как считают нужным?

Именно то, что человек, имея в своем распоряжении природную агрессию, совершенно не готов учитывать мнения и волю других людей, начинает проявлять гнев или попросту злиться.

Но к чему это приведет? Либо к тому, что гневливый человек «задавит» другого, подчинит его своей воле и силе. Либо к тому, что он создаст неразрешимый конфликт, если столкнется с тем, кто равен или сильнее его.

Борьба, неразумная и разрушительная, которая ни на грамм не сделает человека счастливым, но даст возможность его эгоизму и примитивному инстинкту существовать и править там, где это возможно.

Посему Справедливость и Доброта стоят на противоположной от Гнева стороне, давая человеку необходимый баланс. Ведь справедливость дает возможность оценить и ситуацию, и себя самого, тем самым оградив от ошибки или неверной оценки ситуации. А доброта позволяет быть просто терпимее к людям и к тому, что они делают и думают.

Не снисхождение, а доброта способна воспринимать мир более терпимо и более взвешенно, позволяя справедливости сделать верные выводы. А если надо будет противостоять «злу»? Так ведь справедливость это не всепрощение, а лишь верная и адекватная реакция на то, что происходит вокруг. А этой реакцией может быть и всепрощение, и праведный гнев и кара того, что несправедливо и недопустимо.

Алчность или жадность идет следующим человеческим пороком, демонстрируя крайнее нежелание человека расставаться с тем, чем он обладает. Прежде всего, конечно, разговор идет о процессах материального плана, об имуществе и деньгах, которые человек ставит превыше всего как в оценке ситуации, так и в поведении.

Но все же не стоит забывать о том, что деньги являются естественным и вполне взвешенным инструментом человеческого общества, и умение ими грамотно распоряжаться дает возможность человеку вести корректную общественную политику.

Тот же, кто алчен, и желает обладать деньгами превыше всего на свете, акцентирует решение всех вопросов только на уровень материальных отношений. Чувства, эмоции, душа, мораль и прочие личностные моменты просто блекнут на фоне всепоглощающей алчности, которая всегда ставиться во главу угла.

Ради нее человек готов забыть по все и про всех, «продать» всех и все, если выражаться проще. Именно этим порокам противостоит все та же умеренность, идущая рука об руку с рачительностью.

Рачительность, это умение рационально и взвешенно распоряжаться своими материальными возможностями, не впадая ни в скупость, ни становясь алчным или жадным, не теряя при этом голову и чувство собственного достоинства.

Рачительность, это то, что создает барьер между колоссальным стремлением человека обладать всеми сокровищами мира от умения грамотно и взвешенно распоряжаться теми сокровищами, которым он обладает.

Уныние и лень замыкают список главных человеческих пороков, говоря о том, что безволие и безделье ни к чему хорошему не приводят. Согласитесь, ваша печень, сердце или почки просто не могут позволить себе лень, поскольку они должны работать, чтобы весь организм, все тело, продолжало выполнять свои обязанности.

А ведь человек, любой человек, это часть еще большего организма, рожденный не просто так и существующий не без причины. Все его поступки, в малом или большом, сказываются как на нем самом, так и на окружающем мире. И лень, уныние, которое толкает его к безделью, как бы вычленяют его из общего круговорота.

Нужен ли он? Безусловно. Важен ли он? Конечно.

Но исключая себя из круга общественных дел, он исключает себя из жизни, не принося пользу никому, даже самому себе.

Да, можно говорить о самодостаточности или отсутствии нужды в общении с другими людьми, но это лишь защитная маска, которая позволяет человеку находиться в том состоянии, когда нет стремления приносить пользу людям.

А может что-то в жизни произошло, что не позволяет человеку радоваться, а вгоняет его в отчаянье и уныние?

Да, такое возможно. И это называется препятствием или испытанием, которое нацелено на то, чтобы человек преодолел его и стал сильнее, пройдя науку жизни. Но если он сдался, если он поставил на себя яром лентяя, то даже небольшое препятствие для него станет непреодолимым испытанием.

Именно поэтому активность и оптимистичность, противопоставленные унынию, позволяют человеку сохранять не столько веру в высшие силы или высшую справедливость, сколько веру в самого себя. Не сидя сложа руки и борясь с превратностями судьбы, которые часто являются итогом ошибок самого человека, он развивается и растет, обретая опыт и большие жизненные силы.

Добродетели

Поговорив о пороках и о том, что им противостоит в человеке, нельзя не поговорить о добродетелях как таковых, без противопоставления их порокам или слабостям личности. И сделать это надо так потому, что добродетель, как форма действия, создающая добро, более ясно видна не в сравнении с чем-то, а сама по себе, не требуя для своего существования зла как антагонистичного элемента в развитии человека.

Любовь к ближнему является основной добродетелью христианства, базируясь на обращении Иисуса Христа «возлюби ближнего, как самого себя», подразумевая, что отношение к ближним, к тем, кто в тот или иной момент времени находится рядом с человеком, должно строиться на основании любви и понимания, доброты и терпимости.

По сути этот девиз впоследствии был использован многими философами, чтобы дать понять человеку, что его требования к внешнему миру должны проходить через проекцию личностного отношения. То есть человек должен прежде сам понять, насколько он готов сделать то, что требует от другого. И если не готов или не может воспринять подобное стремление, то отказаться от такого поступка-требования, поскольку понимает не только сильные, но и слабые стороны, прощая ему эту слабость.

Понятно, что о любви к ближнему в том виде, в котором говорил Иисус, мы не пришли и за 2000 лет, прошедшие с того момента, когда были произнесены эти слова. Но это совершенно не значит, что общество и отдельные индивидуумы перестали стремиться к этому. Стремиться и стараться исполнить этот завет, потому что они прекрасно понимают что только в гармонии отношений возможна гармония существования.

Мудрость является следующей добродетелью, сохраняя в своей сути стремление человека к познанию окружающего мира. Ведь мудрость это наличие разума, как меры оценки происходящего, знаний, как способа оценки и опыта, как мерила накопления знаний, основанных на практике.

Но не только на практике или практическом опыте основывается человеческая мудрость, поскольку все и всегда происходит на основании Законов вселенной, законов, которые были основаны при сотворении мира (или в момента большого взрыва) и действуют неизменно по сей день.

И не стоит путать реальные Законы вселенной с теми формами, которые использует человечество, называя их законами. На самом деле то, что используют люди, является лишь человеческим пониманием законов вселенной, сформулированное на тот время, когда они были поняты. Но, как показывает реальность и подсказывает нам мудрость веков, выводы, как и законы человечества, не являются однозначными и конечными, продолжая видоизменяться и стремиться к истине.

Мужество есть следующая христианская и человеческая добродетель, которая нам демонстрирует личностную стойкость и волю в преодолении жизненных трудностей и жизненных невзгод.

Ведь проходя через испытания, преодолевая трудности человек растет и развивается, познаем мир и узнает собственную природу. И только так он сможет все более и более расширять свои познания изменять свой внутренний мир.

Понятно, что трудности или проблемы не являются позитивными составляющими человеческой жизни. Верно, кому нравиться, что в его жизни пошло что-то не так. Но вы должны понимать, что «пошло что-то не так» потому, что человек сделал сам что-то не так. Или тот, кто находится рядом с ним, совершил ошибку. И тогда задача человека, если он не готов смириться с существующим положением вещей, исправить эту ошибку.

Иногда бывает трудно, сложно, можно сказать, практически непосильно и только мужество, основанное на силе воли человека, позволяет ему терпеть и идти к намеченной цели.

Справедливость как следствие мужества говорит нам, что если что-то происходит не так, то для этого вполне есть причины.

Да, хочется чтобы было лучше, хочется, чтобы было без проблем и сложностей. Но все это возникает только в том случае, если баланс сил нарушен, и происходит это вследствие справедливости, которая существует во вселенной.

Понятно, что человек далеко не всегда готов принять то, что в миру существует вселенская справедливость. Он не готов ждать некой даты «страшного суда», когда всем будет воздано по заслугам. Но с другой стороны само понятие справедливости гораздо глубже удовлетворения человеческого «хочу» и его эмоционального порыва.

Вдумайтесь, когда вы говорите о том, что что-то несправедливо? Когда что-то происходит не так, как вы считаете или так, как должно быть.

И два слова «вы считаете» и «должно быть» говорят лишь о том, что человечество, в своем развитии и своем миропонимании считает, что именно так верно. Но, как вы понимаете, если что-то произошло, то верно так, как произошло, а не так, как хочется кому-то.

Событие – итог взаимосвязи многочисленных факторов, поступков, действий или бездействий многих людей и сил, и они, собранные воедино в одной точке, дают определенный итог. И не потому, что кому-то нравиться или не нравиться, а по иному быть просто не может.

Это и есть основной принцип справедливости, основанный не на мнении, а на взаимодействии сил. И если вы примите то, что любой итог, независимо от его моральной окраски, является справедливым, вы сможете понять, что же на самом деле представляет собой вселенская справедливость.

Умеренность является последней из главных добродетелей, которая в нашем рассказе следует за справедливостью как бы говоря, что все должно быть или в балансе сил, который определяется справедливостью, или в балансе отношений, который определяется точкой зрения человека.

Действительно, умеренность не является материальной и измеряемой величиной, поскольку для каждого индивидуума, как и для каждого процесса, это своя составляющая. Но именно понятие умеренность, как оценка личности того, что происходит с ним или вокруг него, дает ему возможность гармонично и корректно существовать в этом мире.

В массы раз, не больше не меньше, то что нужно – все эти фразы «выросли» из понятия умеренности, которая предлагает человеку действовать в разумных моральных рамках, ощущая происходящее. Именно ощущая, воспринимая то, что происходит вокруг, поскольку в ином случае понять или почувствовать границы разумного достаточно сложно.

На этом все, что мы хотели рассказать вам об основных мотивационных составляющих или скрытых человеческих силах, который присутствуют абсолютно в любом процессе или ситуации. Все они, в большей или меньшей степени, создают как самого человека, так и его поступки. И если вы потрудитесь, постараетесь вглядеться в любого, начиная с себя, то сможете увидеть и эти силы, и их проявления в реальном мире.

Это необходимо для того, чтобы вы поняли, что все это не химера, и что все это настолько реально и значимо, насколько бывает значима любая мотивация человека, который совершает поступок, действует, достигает поставленную цель или попросту живет.

Посмотрите окружающих вас людей с той целью, чтобы обнаружить там перечисленные мотивации. И вам станет ясно, почему люди в различных ситуация ведут себя так, а не иначе. И почему те, кто находятся рядом с вами, не смотря на то, что прошли столетия с момента этих событий, продолжают себя вести подобным образом. Ведь все это в природе человека, в природе его бессмертной души.


Похожая информация.


МОРАЛЬНЫЙ

МОРАЛЬНЫЙ

МОРА́ЛЬНЫЙ , моральная, моральное (книжн.).

2. Нравственный, отличающийся высокой нравственностью. Высоко моральный человек. Моральный поступок.

3. Относящийся к нравственным, душевным переживаниям человека. Моральное удовлетворение. «Новая Конституция СССР будет моральной помощью и реальным подспорьем для всех тех, кто ведут ныне борьбу против фашистского варварства.» Сталин .

❖ Моральное изнашивание машины (экон.) - превращение машины, еще вполне пригодной к работе, в устаревшую по своей конструкции вследствие появления другой, технически более совершенной машины.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "МОРАЛЬНЫЙ" в других словарях:

    моральный - ая, ое. morale adj., пол. moralny < , лат. moralis. 1. Относящийся к морали. Лучшие из древних моральные книги. 1729. Кантемир Сатира Прим. Моральныя и политическия соображения подкрепляются соразсуждениями обширными, глубоким проницанием в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (лат.). Нравственный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРАЛЬНЫЙ лат. moralis, от mos, moris, нрав, обычай. Нравственный. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. нравственный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. моральный духовный, нравственный, этический, честный, правдивый, порядочный; высоконравственный, внутренний, этичный,… … Словарь синонимов

    МОРАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. см. мораль. 2. Высоконравственный, соответствующий правилам морали (книжн.). М. поступок. 3. полн. Внутренний, душевный. Моральное удовлетворение. Моральная поддержка. Высокий м. дух. Моральный износ (спец.)… … Толковый словарь Ожегова

    См. эстетический В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

    моральный - высоко моральный глубоко моральный … Словарь русской идиоматики

    моральный - ая, ое; лен, льна 1) полн. ф. Относящийся к морали; нравственный. Моральные принципы. Все эти категории в фольклоре являются моральными ценностями и составляют практическую мораль (Ю. Рождественский). Синонимы: эти/ческий 2) Высоконравственный,… … Популярный словарь русского языка

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: морален, моральна, морально, моральны; моральнее; нар. морально 1. Моральным называют то, что имеет отношение к общепринятым правилам поведения. У него высокие моральные принципы. | нар. Морально устойчивый… … Толковый словарь Дмитриева

    моральный - ая, ое; лен, льна, льно. см. тж. морально, моральность 1) только полн. к мораль М ые принципы. М ая деградация. 2) Высоконравственный … Словарь многих выражений

    I прил. 1. соотн. с сущ. мораль I, связанный с ним 2. Свойственный морали [мораль I], характерный для неё. 3. Соответствующий требованиям морали [мораль I]; высоконравственный. 4. Содержащий в себе нравоучение, поучение. II прил. Связанный с… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Моральный ландшафт. Как наука может формировать ценности людей , Харрис Сэм. В этой долгожданной книге автор таких бестселлеров как The End of Faith и Letter to a Christian Nation предрекает конец монополии религии на мораль и человеческие ценности. Сэм…


Статьи по теме: