Пророк даниил житие краткое содержание. Существовал ил на самом деле пророк Даниил? Жизнь в плену

Сведения о пророке Даниэле

Пророк Даниэль (по-русски Даниил), происходивший из знатного рода колена Иегуда, был современником Иехезкеля, который называл его «мудрым». Когда Иерусалим был разрушен полчищами Навухадоноссора, Даниэль вместе с другими знатными евреями, был уведён в Вавилон. Здесь его вместе с тремя другими юношами - Михаэлем, Азарьей и Хананьей, отличавшимися, как и Даниэль, красотой, умом и благонравием, в течении трёх лет готовили к служению царю. Даниэля при дворе прозвали Бельтшацаром. Будучи в это время ещё совсем молодым человеком, Даниель, однако проявил очень скоро и силу характера, и непреклонность в религиозных убеждениях. Он отказывался от вина и явств с царского стола и добился того, что ему разрешили питаться одними овощами, дабы не нарушать предписаний еврейской религии. Из любви к Даниэлю на это согласился начальник царедворцев, несмотря на то, что это ему грозило наказанием. Приведённый, наконец, к царю, вместе с другими товарищами, Даниэль произвёл на него сильное впечатление своим умом и красотой и был оставлен при дворе (Книга Даниэль 1, 1-20).

Вскоре Даниэлю удалось отличиться, благодаря умелому истолкованию сновидения Навухадоноссора, чего не могли сделать остальные вавилонские волхвы и маги. В награду за это он стал наиболее приближенным к царю человеком и начальником над всеми магами и чародеями вавилонскими (Книга Даниэль 2, 48).

Позднее, находясь уже при дворе Бельшацара (Валтасара), он один сумел разъяснить ту таинственную надпись, которая была начертана невидимой рукой на стене чертога, где этот царь пировал со своими приближенными. За это истолкование Даниель был одарён богато и назначен одним из трёх правителей вавилонского государства (Книга Даниэль 5, 11).

Это звание удержалось за ним и после смерти Бельшацара, когда вавилонский престол перешёл к мидийцу Дарию. Находясь на высоте власти, Даниэль, однако, не отказывается от еврейской религии, и остаётся теперь ей столь же верным, как и в первые годы своего пребывания при вавилонском дворе.

Испытание в богобоязненности и религиозной непреклонности выпало на его долю благодаря проискам сатрапов и верховных начальников государства, которые завидовали его славе и близости к Дарию. Коварным путём они побудили Дария издать указ, по которому повелевалось всем подданным на протяжении трёх дней не обращаться с просьбой или молитвой ни к одному из богов или людей, а только к царю. Зная, что Даниэль не откажется от веры в своего Бога, они, таким образом, готовили ему гибель.

Хотя Даниэль и знал об этом указе, он не переставал молиться по своему обыкновению три раза в день в своей горнице, окна которой были открыты по направлению к Иерусалиму. И когда в наказание за это он был брошен в яму к голодным львам, то произошло чудо - звери стали ласкаться к нему, и не причинили ему вреда. Уверовавший в могущество бога Даниеля, Дарий приказывает, что бы во всех областях его царства, все «трепетали и благоговели перед богом Даниэля, так как Он есть Бог, живой и вечносущий… и избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле» (Книга Даниэль 6, 1).

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Одноклассники

Материалы по теме

Как понимать пророчество о приходе Машиаха?

Рав Натан Агрес

Помазанник, Царь Израиля - кто он?

Рав Бенцион Зильбер

О ком говорит пророк? Очень интересуюсь.

Даниил пророк - последний из четырех великих еврейских пророков, живший в эпоху вавилонского плена, происходил из колена Иудина (Дан. I, 6) и был знатной фамилии (5 ст.), состоял даже, если верить И. Флавию, в родстве с царским домом (Древн. 10, 10, 1). После одного из нашествий на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, бывшего в третий год правления Иоакима, царя иудейского, т. е. около 605-607 г. до P. X:, Даниил, в числе прочих заложников, был отведен в вавилонский плен (I, 1 - 3). Там он, в качестве юноши знатного рода, был взят к царскому дворцу и получил блестящее воспитание в духе тогдашней вавилонской мудрости, не забыл в то же время и своих отеческих преданий. Вместе с Даниилом ту же школу прошли и три его друга, причем все они получили и новые халдейские имена; в частности Дан. был переименован, в Валтасара (6-7 ст.). Все эти подробности первого, раннего периода жизни пророка Даниила подтверждаются, так или иначе, и свидетельством вавилонских памятников. Из них мы, прежде всего, узнаем, что обычай брать ко двору мальчиков из высших аристократических семей покоренных народов и воспитывать их в халдейско-национальном духе был в широком употреблении у дальновидных вавилонских правителей. Аналогичный этому пример имеем мы в одной из надписей Сеннахирима, где говорится о том, как ниневийский царь Саргон взял в свой дворец одного юного халдеянина, дал ему блестящее воспитание и впоследствии сделал даже наместником Вавилона. Что, вообще, вавилонские дворцы, начиная с эпохи Саргонидов (с VII в. до P. X.), служили центрами всей тогдашней образованности, за это говорят современные раскопки их, вскрывшие целый, доселе неведомый мир ученой и учебной литературы той эпохи.

Самое указание Библии на характер школьного обучения в Вавилоне точно также как нельзя лучше выражает сущность халдейской науки, которая состояла, именно, из знакомства с древним суммерийско-аккадийским наречием, на котором были написаны священные гимны ассиро-вавилонян («книги»), и из изучения живого, разговорного языка страны (язык халдейский). Обычай давать иностранцам в случае их возвышения, новые имена настолько хорошо известен нам, как из Библии, так и из свидетельств монументов, что нет надобности это и доказывать: довольно указать только хотя бы на подобный же пример из истории Иосифа (Быт. 41, 45).

Второй период жизни пророка Дан. был временем его постепенного возвышения до роли одного из первых по влиянию царедворцев. Впервые Дан. особенно сильно выдвинулся после того, как напомнил Навуходоносору виденный, но забытый им и сильно его мучивший сон, - а также и дал его истолкование, история чего подробно излагается во второй главе его книги. Различные частности этого повествования точно также подтверждаются свидетельствами клинообразных памятников.

О том, как сильна была вера в сновидения у всей восточной древности, нечего и говорить, так как этот факт общеизвестный. В своих снах древние думали читать волю богов и потому истолкование их естественно перешло в руки жрецов. Библия разделяет этих жрецов на несколько классов, соответственно их специальности: «хартумим», «хакамим», «асафим», «касдим» и «гацрим». Такое деление вполне оправдывается и клинообразной литературой. В магических книгах Ассурбанипаловой библиотеки именем kasdim называются астрономы, а gazrim - предсказатели; hartumim и hakamim - были врачи, a asafim - теософы.

Из числа всех мудрецов священный текст называет одного по имени - Ариоха, выделяя его в качестве «архимагира»; т. е. начальника магов. В евр. подлиннике эта должность обозначена термином - rab-tab-bahayya, что В буквальном переводе значит: «начальник распростертым»». В клинообразных текстах мы не находим еще подобного термина, но встречаемся с его синонимом - rab-daiki что значит «начальник мертвых». Что же касается самого имени этого начальника - Ариох, то оно употребляется довольно, нередко в клинописных документах.

Дальнейшим эпизодом из жизни пророка Даниила, отмеченным в его книге, является отказ Дан. и трех его друзей поклоняться статуе, со всеми его последствиями: ввержением в огненную пещь и чудесным спасением в ней (IV гл.). Рассказ об этом, несмотря на его очевидную чудесность, полон исторической правды в изображении различных деталей. Основываясь отчасти на раскопках, а еще больше на описаниях клинообразных текстов, мы знаем, что колоссальные статуи, подобные изображаемой в данной книге, несомненно существовали у вавилонян; таковы, между прочим, были три статуи, описанные Диодором Сицилийским: они заключали в себе массу золота в 5,850 талантов, весили 143,559 килограммов и стоили 430,677 франков. В Британском музее в настоящее время можно видеть поразительные по своим размерам обломки подобных статуй и по ним судить о колоссальной величине целого. Недаром такой авторитетный ориенталист, как Ленорман, заметил о статуе Навуходоносора, что библейское описание ее весьма достоверно, так как оно носит печать своего времени.

Укоренившееся у нас мнение, что поставленная Навуходоносором статуя была его собственным изображением, составляет плод недоразумения: но крайней мере сама Библия хотя и не называет определенно этой статуи, но достаточно ясно разграничивает царя от воздвигнутой им статуи. Ученые же думают, что это была статуя Бел-Меродаха, патрона царя Навуходоносора.

В клинообразной литературе можно видеть указание и на то самое «поле Деир», где, по замечанию Библии, была воздвигнута эта статуя. В них оно называется равниной «Dura» и указывается по соседству с современными развалинами Вавилона; существующий в настоящее время здесь маленький городок и доселе носит древнее название своей долины.

Поклонение новопоставленной статуе сопровождалось, по Библии, торжественной музыкой на различных инструментах. Черта чисто вавилонская и, именно, этой эпохи. На многих ассиро-вавилонских барельефах из эпохи Ассурбанипала, Сеннахериба и Ассаргадона мы можем видеть изображения подобных музыкантов и всех тех музыкальных инструментов, которые перечисляются в Библии (3, 5). Вообще, опираясь на исследования Ленормана, мы должны сказать, что инструментальная музыка, едва известная при первых ассирийских царях, становится, начиная с VII в. до P. X., главным элементом всех религиозных празднеств в Ассирии и Вавилоне. Точно также вполне отвечают современной им действительности и все те классы должностных лиц, которые были назначены состоять при этой религиозно-патриотической церемонии, как это обстоятельно доказал напр. Pusey в своем ученом комментарии на книгу пророка Даниила и не раз уже упомянутый Ленорман в его специальной монографий.

Что касается того жестокого наказания, которому подвергли Дан. и трех его друзей за преслушание царского повеления, то и оно было совершенно в духе страны и эпохи; для этой цели, по свидетельству известного исследователя вавилонской древности - г. Смита, пользовались огромными плавильными печами, допускавшими возможность самой высокой температуры 4). Но Бог чудесно сохранил Дан. и трех отроков невредимыми; и это так сильно поразило Навуходоносора, что он прославил их Бога, а самих отроков назначил на высокие должности (3, 96-97).

Из событий последующей жизни Дан. обращают на себя внимание еще два, отчасти напоминающие собою два вышеуказанных. Это, во-первых, новое истолкование Дан. сна Навуходоносору, отличающееся от раннего тем, что здесь дано было лишь одно истолкование сна, без его напоминания. На основании последнего сна, Дан. предсказал Навуходоносору страшную болезнь, которая, по повествованию Библии, вскоре его действительно и посетила. В открытых доселе клинописных документах мы не встречаем ясных указаний на ужасную болезнь, постигшую Навуходоносора («ликантропию» на современном медицинском языке); но некоторую глухую ссылку на нее, по-видимому, имеем, - это, именно, в тех вавилонских документах, где преемником Навуходоносора называется Нериглиссор, опущенный в официальных списках ассиро-вавилонских царей. Отыскивая причины такого загадочного пропуска, ученые и полагают, что Нериглиссор был не самостоятельным царем, а лишь временным правителем, именно в течение болезни Навуходоносора. Более ясное указание на последнюю сохранилось у Абидена, который упоминает о том, как Навуходоносор во время одной из своих прогулок, упал с высоты и сделался болен.

Другим эпизодом жизни пророка Даниила, несколько аналогичным с ввержением в огненную печь, было заключение его в львиный ров, по наветам его врагов случившееся в царствование Дария Мидянина (Дан. 6). Все детали этого библейского рассказа стоят в согласии со свидетельствами монументов. Достоверно известно, прежде всего, что такой способ казни, как бросание зверям, действительно, практиковался у вавилонян. На одном из охотничьих барельефов эпохи Ассурбанипала мы имеем даже рисунок подобного львиного загона: он представляет из себя довольно вместительную клетку, на верху которой стоит человек и приподнимает дверцу, а из самой клетки наполовину высунулся уже лев, по-видимому, устремляющийся на несчастную жертву.

Пророк Дан. и на этот раз, как и прежде, был чудесно спасен среди опасности, чем прославил не только Бога но и возвысил себя (23-27). С тех пор положение Дан. окончательно упрочилось и он оставался влиятельным сановником не только при дворе самого Дария, но также и преемника его Кира. Когда Кир, вероятно, не без влияния Дан., возвратил иудеев из плена, то пророк Даниил уже не пошел на родину, отчасти, быть может, по преклонности своих лет, а главное - наверное, потому, что он был еще нужен здесь для тех из числа своих соотечественников, которые, подобно ему, должны были остаться на реках Вавилона.

Пророк Дан. жил очень долго и действовал при целом ряде вавилонских царей: при Навуходоносоре, Валтасаре, Дарии Мидянине и Кире. При них он изрек несколько замечательных пророчеств, относящихся к будущей судьбе языческих царств, а также и к истории мессианского царства («Седьмины Даниловы»).

Пр. Даниил скончался в глубокой старости (свыше 90 лет), в начале полновластного правления Кира, после завоевания им Вавилона (Решение хронологич. затруднений см. в статье «Дарий Мидянин»). О смерти и погребении пр. Дан. сложилось несколько легенд: Вавилон, Экбатана и Сузы оспариваюсь друг у друга место его погребения, каждый указывая гробницу пророка, служащую предметом благоговейного почитания не только у иудейских, но и у мусульманских поклонников.

Делая общее заключение о личности пророка Даниила и его миссии, мы должны сказать, что это была одна из самых крупных ветхозаветных личностей последнего периода. По тому значению, какое имел Дан. в вавилонском плену для своих соотечественников, его справедливо сравниваюсь с Иосифом, а по его миссионерской роли в центре тогдашнего языческого мира его не без основания сближают с новозаветным апостолом языков.

Литература: Knabenbauer «Commentarius in Danielem prophetam». Paris, 1890. Pusey,» Daniel the Prophet». New-York 1886. A. Kamphausen «Das Buch Daniel und die neuste Geschichtsforschung». Leipzig 1892. Vigouroux «La Bible el les decouvertes modernes» t. IV. Lenormant «La divination chez les Chaldeens». Paris, 1875. Hunter «Тhe story of Daniel. His Life and Times». Edinburg 1885».

* Покровский Александр Иванович,
магистр богословия, преподаватель
Московской духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия . Том 4, столб. 896. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г.

Пророк Даниил — один из удивительных ветхозаветных пророков, называемый в Библии «муж желаний». Он настолько угодил Богу своей праведной жизнью, горящим духом и смирением, что Господь даровал ему разум видеть тайный смысл событий настоящего, прошлого и будущего. Пророк Даниил сподобился откровения Божия о грядущем Спасителе, судьбе народа израильского и о последних временах — о том, что впоследствии Господь открыл только Своему любимому ученику Иоанну Богослову.

Большую часть своей жизни святой пророк пробыл в вавилонском плену, где прославился мудростью и прозорливостью, и был приближен к правителям. Многим испытаниям был подвержен Даниил, но Бог всегда помогал Своему избраннику, так, что даже голодные свирепые львы не смогли причинить ему никакого вреда.

В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря вышло житие преподобного Иоанна Дамаскина, изложенного для детей Ириной Судаковой: «Иоанн, святой из Дамаска».

Предлагаем вашему вниманию первую главу из «Жития пророка Даниила».

Загадочные слова: мене, текел, фарес

Когда Навуходоносор умер, царство Вавилонское начало терять свою силу. За короткое время в нем сменилось четыре царя. Последним вавилонским государем из потомков Навуходоносора стал Валтасар. Это был убежденный язычник и, к тому же, человек очень легкомысленный. Он не придавал никакого значения чудесам, явленным Навуходоносору. Валтасар окружил себя вельможами, которые во всем угождали ему. А Даниил к тому времени был удален от царского двора.

Однажды Валтасар устроил большой пир и веселился со своими вельможами. Во время пиршества царь вспомнил о драгоценных сосудах, принесенных в Вавилон из Иудеи еще Навуходоносором. Это были священные сосуды из иерусалимского Храма. Они предназначались только для богослужения. Но Валтасар приказал принести эти сосуды и налить в них вина и вместе со своими гостями стал пить из них. При этом царь восхвалял своих идолов.

За такое кощунство последовал Божий суд: в воздухе вдруг появилась кисть руки, которая писала на стене какие-то непонятные слова. Валтасар изменился в лице, затрепетал от ужаса и закричал, чтобы к нему немедленно привели магов, мудрецов и гадателей. Но ни один из явившихся не смог даже прочитать начертанных на стене слов.

Тут в пиршественную палату вошла царица — мать Валтасара.

— Есть в твоем царстве человек по имени Даниил. В нем дух Святого Бога, — сказала она. — При дворе Навуходоносора он был главным мудрецом. Даниил может толковать загадочное и объяснять сны. Прикажи позвать его, и он раскроет тебе значение этих таинственных слов.

Когда к Валтасару был введен Даниил, царь обратился к пророку с такой речью:

— Слышал я о тебе, Даниил, что ты умеешь разгадывать тайны. Если сможешь прочитать и объяснить то, что здесь написано, то будет дарована тебе пурпуровая одежда, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь ты в царстве моем.

Даниил ответил царю:

— Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому, а то, что написано, прочитаю тебе и значение объясню. За то, что ты оскорбил Всевышнего, начертаны эти слова: мене, текел, фарес. «Мене» — значит исчислил Бог время твоего царства и положил ему конец. «Текел» — взвесил тебя и нашел очень легким. «Фарес» — значит разделил Бог твое царство и отдал его мидянам и персам.

Слова пророка сбылись очень быстро. В ту же ночь войска мидян и персов во главе с персидским царем Киром вторглись в город Вавилон и овладели им. Валтасар был убит. Так пало «золотое» вавилонское царство. Его место заняло царство мидо-персидское — «серебряное», как предсказывал Даниил еще царю Навуходоносору.

Земля обетованная

В царской школе

Необыкновенный сон царя

Друзья пророка Даниила в печи вавилонской

Загадочные слова: мене, текел, фарес

Пророк Даниил во рву с дикими львами

Откровения Божии

Книга Даниила содержит как биографию пророка Даниила, так и многие пророчества на будущее.

Даниил писал эту книгу под вдохновением Бога, находясь в Вавилоне, закончил около 536 г. до н.э. Значительная часть книги Даниила написана на арамейском языке.
Изучить пророчество Даниила о последнем времени и найти полезные уроки и советы для себя очень интересно и даже жизненно важно.
Если вы ни разу не читали эту книгу Библии, обязательно прочтите ее. О самом пророке Данииле и книге, названной его именем, можно прочитать и в Википедии, в которую частично занесено то, что написано в Библии.

Если вы не любите читать, есть аудиокнига Даниила, можно послушать онлайн или посмотреть хотя бы фильм о книге Даниила, хотя режиссеры часто могут вносить что-то свое и истина, содержащаяся в пророчествах Даниила, может искажаться. Вы бы какой фильм, а для детей мультфильм о пророке Данииле порекомендовали посмотреть онлайн, который более точно соответствует написанному в Библии?

Да, всем просто необходимо иметь представление об этой пророческой книге.

Пророк Даниил и Апокалипсис

Апокалипсисом принято называть конец света. Это слово чем-то созвучно со словом коллапс. Но на самом деле слово апокалипсис переводится как откровение. Последняя книга Библии именно так и названа - "Откровение" = "Апокалипсис". А книга пророчеств Даниила во многом пересекается с последней книгой Библии Откровение, которую написал Иоанн.

Но мы в этой статье не будем рассматривать пророчества, о них вы можете прочитать лично в Библии, а сосредоточимся на уроках, которые могут извлечь люди, которые хотят служить единственному, истинному, живому Богу. Сначала краткое содержание этой книги, чтобы разогреть ваш интерес, если вы не прочитали еще эту книгу полностью.

Книга Даниила краткое содержание:

В главах с 1 по 6 изложены события из жизни Даниила и трех его друзей.
В главах с 7-12 записаны пророческие сны, видения, предсказания пророка Даниила, которые он получил от Бога.
  • Видения о зверях. Взлет и падения четырех мировых держав.
  • Видение, как Царство Бога заменит все человеческие державы и правительства.
  • Понимание пророчества, что иудеи обязательно вернуться из плена.
  • Ангел открывает важные подробности о Мессии.
  • Пророк Даниил. Мерзость запустения о которой говорил своим ученикам Иисус Христос.
  • Видение о будущем. Значительная часть пророчества посвящена борьбе, противоборству двух царей за господство. Исполнения этого пророчества охватывает и наши дни. Последнее пророчество Даниил. Северный царь.

Каким образом Бог заменит все человеческие державы и правительства, открывает пророчество Даниила, видение об истукане.

Внимайте пророчеству Даниила и урокам, находящимся в этой книге

Книга Даниила 2 глава

2:8,9 – Царь не был во всем доверчивым, проверял полученную информацию - пример для нас, особенно, если она негативная.

4:24 – Иегова всегда заранее дает шанс измениться, исправиться, не игнорируй его.

5:23 – Много богов, много тостов. Много тостов, много вина. Много вина, много тщеславия. Много тщеславия, мало разума.

6:4 – Так христиане должны исполнять свои обязанности на работе и в семье.
6:10 – Даниил, узнав, что нельзя молиться, сразу пошел и помолился. 1 Кор 10:13 – молитва поможет найти выход из сложившейся ситуации.
6:20 – Не верил, что Бог спасет, хотя говорил, что спасет (стих 16).
6:26,27 – Наш пример верности поможет другим захотеть узнать такого Бога, как Иегова.

Книга Даниила 7 глава

7:10 – У Бога много ангелов, но у каждого свое задание, своя роль. У нас в собраниях тоже у каждого своя роль, не должно быть скучно. Если не знаешь, чем заняться, спроси ответственных, кому можно помочь, служи с пожилыми, уделяй время детям.

9:2 – Хорошие духовные привычки.

Книга Даниила 10 глава

10:12 – То, что Бог не сразу отвечает на молитвы, не означает, что он их не слышит.
10:13 – Показывает, насколько важно полагаться на Бога в борьбе с Дьяволом - если ангел не мог с ним справиться, тем более я.
10:13 – Хотя это был ангел, но он счел необходимым объяснить причину своего опоздания. Хороший урок для нас. А в случае Даниила, который ждал помощи, не осуждать, т.к. не знаем всех обстоятельств опаздывающего.
10:18,19 – С усталостью Бог помог справиться через ангела. Сегодня Бог помогает через соверующих и ответственных братьев в собрании - цени, помогай другим, когда видишь, что устали.
10:19 – Когда я здороваюсь с соверующими в собрании, видно ли, что я желаю мира (евр. Шалом - не просто отсутствие войны, когда терпят друг друга, а гораздо больше - истиный мир и единство) по улыбке, выражению глаз, пожатию руки?

Иудеи и Новый Вавилон. Недолго просуществовали поодиночке Израиль и Иудея. Сначала Израильское царство было уничтожено ассирийцами. Иудее удалось откупиться от ассирийского царя. Спустя сто с лишним лет Ассирия погибла и на ее развалинах возникло другое могучее царство, названное Новым Вавилоном. Основано оно было семитскими племенами халдеев, поэтому его называют еще и Халдейским. Халдейский царь Навуходоносор (Набу-кудурри-усур) захватил и уничтожил Иерусалим. Был разграблен и сёожжен храм Яхве, а все его сокровища вывезены в Вавилон. Все евреи, кроме крестьян-бедняков, были переселены в Двуречье. Такова же была судьба жителей Израиля. Для еврейского народа, лишенного своей родины, наступили тяжкие времена.

"Сон снился мне, и тревожится дух мой". Однажды халдейскому царю приснился сон, после которого он встал с тяжелой головой и в дурном настроении. Царь смутно чувствовал, что сон этот очень важен, но, как ни старался, вспомнить его не мог. Тогда он вызвал к себе всех халдейских мудрецов и сказал им: “Сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон”. Мудрецы отвечали: “Царь! Во веки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его”. Однако Навуходоносор пришел в ярость: “Слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидение и значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины. Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть”.

Мудрецы вновь ответили: “Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение”. Царь опять потребовал, чтобы они не тянули время и немедленно сказали, какой сон ему снился и в чем его смысл. Халдеи, чувствуя смертельную угрозу для себя, старались убедить царя, что он требует невозможного: “Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов...”

Рассвирепевший царь приказал истребить всех мудрецов. Должны были убить и Даниила. К нему пришел начальник царских телохранителей, и недоумевающий Даниил спросил его: “Почему такое грозное повеление от царя?” Когда тот объяснил, в чем дело, Даниил попросил подождать с казнью, пошел к себе и вместе с друзьями-израильтянами стал молиться Богу. Яхве услышал их молитву и ночью послал Даниилу объяснение царского сна.

Даниил истолковывает сон царя. Утром Даниил потребовал, чтобы его привели к царю, и сказал Навуходоносору: “Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, раскрывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни”.

Даниил рассказал, что царю снился огромный и страшный сверкающий истукан [то же самое, что идол или кумир] . Голова истукана была из чистого золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра медные, голени железные, а ступни из железа и глины. И вдруг с горы сам собою сорвался камень, ударил в ноги истукана и разбил их. Статуя рухнула, рассыпалась в пыль, которую развеял ветер. Камень же, разбивший статую, стал огромной горой и заполнил всю землю.

Даниил так объяснил значение сна. Золотая голова истукана — сам царь Навуходоносор, “царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу”. Серебро — следующее за Новым Вавилоном царство, после которого придет медное. “А четвертое царство будет крепко, как железо, ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать”. Следующее царство, наподобие железа, смешанного с глиной, будет частью крепкое, частью хрупкое. “И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. И верен этот сон, и точно истолкование его!”

Выслушав Даниила, пораженный царь вскочил с трона, низко поклонился молодому пророку и сказал: “Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!” И Даниил был поставлен править всей Вавилонией, а заодно быть начальником халдейских мудрецов. Но тот упросил царя поручить управление Вавилонией трем своим друзьям, а сам остался при царском дворе.

"Мене, мене, текел, упарсин". Прошло много лет. Умер Навуходоносор, состарился Даниил, а Халдейским царством правил Валтасар. [Библия называет его сыном Навуходоносора, и это верно, но автор Книги Даниила путает умершего в 562 г. до н.э. завоевателя Иудеи с одним из его преемников, Набонидом (Набу-наид). Чтобы удержаться у власти, Набониду пришлось усыновить Валтасара (Бел-шарру-уцур), младшего сына Навуходоносора II.] Однажды он устроил огромный пир для тысячи своих вельмож. Когда царь выпил много вина, разум его помутился, и он приказал принести из царской сокровищницы те золотые и серебряные сосуды, что когда-то Навуходоносор захватил в иерусалимском храме Яхве.

Сосуды были принесены, все пили из них вино “и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных”. Вдруг на стене прямо перед царем человеческая рука стала писать какие-то слова. Увидев это, царь изменился в лице, затрясся от страха, стал громко звать мудрецов. Мудрецы пришли, но не могли сказать ничего определенного. И тогда царица вспомнила, что в Вавилоне есть человек, который способен объяснить любую загадку.

Привели Даниила. Царь Валтасар рассказал ему о странном происшествии и пообещал: если Даниил объяснит значение написанных на стене слов, то будет облачен в царскую одежду с золотой цепью и после царя и царицы станет третьим властелином на царстве.

Даниил отвечал: “Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему”. И сказал, что Валтасар провинился перед Богом, и за это Яхве послал кисть человеческой руки, которая написала: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН, что означает: “Подсчитано (Бог подсчитал царство Валтасара и положил ему конец), взвешено (царь взвешен на весах и найден очень легким), продано (царство Валтасара отдано врагу)”. [В более точном переводе с арамейского эти слова означают: “Исчислен, исчислен, взвешен и разделен”.]

Выслушав это, Валтасар надел на Даниила царскую одежду, золотую цепь и провозгласил его третьим властелином на царстве. В ту же ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, а Вавилон захвачен персами.

Завоевание Кира. Из слов Библии неясно, почему Даниил был провозглашен третьим, а не вторым человеком в царстве. Оказывается, как выяснили историки, дело было в том, что официально царем Вавилона являлся Набонид, его приемный сын Валтасар был соправителем, так что Даниилу действительно оставалось только третье место. После захвата Вавилона и убийства Валтасара Набонид добровольно сдался в плен и был отправлен в почетную ссылку, где и окончил свои дни.

Даниил во рву со львами. Когда Кир позволил иудеям вернуться домой, Даниил был уже слишком стар для такого путешествия. Он остался в Вавилоне и дожил до царствования персидского царя Дария. Дарий так уважал Даниила, что сделал его одним из главных помощников по управлению огромным царством.

Многие завидовали Даниилу, и нашлись люди, которые решили погубить его. Они подсунули царю на подпись указ, по которому каждый, кто в течение месяца будет просить о чем-либо кого-то еще, кроме самого Дария, должен быть казнен.

А Даниил три раза в день молился Богу у себя дома, открыв окна, обращенные в сторону Иерусалима. Так он делал и после объявления нового царского указа. Враги подсмотрели, как он просил у Бога милости для себя, и донесли царю. Царь опечалился и хотел спасти Даниила, но те люди сказали: “Знай, что по закону никакое определение и постановление, утвержденное царем, не может быть изменено”.

Дарий был вынужден распорядиться, чтобы Даниила бросили в ров, где жили львы. При этом он с робкой надеждой сказал: “Бог твой, которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!” Отверстие, куда опустили Даниила, заложили камнем, и царь приложил свою печать, чтобы ночью никто не мог отвалить его.

Всю ночь Дарий не спал, ему грезились кошмарные сцены растерзания Даниила. На рассвете царь побежал ко рву и жалобным голосом позвал: “Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?” Живой и здоровый Даниил отозвался: “Царь! Во веки живи! Бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался перед Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления”.

Обрадованный царь приказал вытащить Даниила и бросить в ров его обвинителей. Не успели они долететь до дна, как были растерзаны львами.

Даниил и четыре зверя. Однажды Даниилу приснился странный сон: будто на море налетели четыре вихря, и из моря вышли четыре зверя, которые стали бороться между собой, пока не пришел сам Бог Яхве и не уничтожил их всех. Затем к нему был подведен как бы Сын человеческий, которому Бог передал вечную власть над всей землей.

Даниил спросил одного из стоявших у трона Бога, что значит все это, и тот объяснил, что четыре зверя — это четыре царства, после которых установится вечное царство Бога.

Даниил и архангел Гавриил. В другой раз, еще во времена вавилонского плена, когда Даниил горячо молился Богу, чтобы тот сжалился над израильским народом и вернул ему свою милость, к пророку прилетел архангел [главный ангел] Гавриил и сказал, что еврейский народ возвратится на родину и храм будет восстановлен, но в трудное время. Пройдет еще много лет и явится Христос Владыка. [Христос — переведенное на древнегреческий язык еврейское слово “мессия” — “посланник, помазанник Божий”.] Затем Христос погибнет, город и храм будут вновь разрушены, и на месте Иерусалима воцарится “мерзость запустения”.

Последнее пророчество. И еще одно пророчество дано было Даниилу: о многочисленных войнах, из-за которых наступит такое тяжкое время, какого не видали никогда. И народ, избранный Богом, едва не погибнет, но поднимется “Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего…”. Тогда проснутся многие из давно умерших, Бог будет судить их, одних наградит вечной жизнью, других обречет на новую гибель.

Даниилу было велено скрывать это пророчество до тех пор, пока ему не придет срок исполниться. Он должен был прожить остаток своей жизни, умереть, а в конце времен встать из земли и узнать от Бога свою участь.

Книга пророка Даниила. Как считает библеистика, Книга пророка Даниила написана между 167 и 164 гг. до н.э. Описанные в ней события относятся ко времени Нововавилонского царства и начала персидского господства, т.е. имели место примерно за четыре века до времени создания этого произведения. Неудивительно, что автор плохо представляет себе ту историческую эпоху, о которой ведет речь. Так, царь Навуходоносор спутан с Набонидом. Дарий Мидянин — лицо, неизвестное науке, цари с этим именем жили позже и были персами, а не мидянами. Валтасар, как уже указывалось, будучи приемным сыном и наследником Набонида, не имел царского титула, родным же его отцом был Навуходоносор II.



Статьи по теме: