Знакомимся со студией: виды студийного освещения. Виды освещения в фотографии

Рисующий свет – основной источник света, создающий светотеневой рисунок. Все остальные источники по отношению к нему второстепенные и служат для подчеркивания отдельных деталей и высветления теней.
Заполняющий свет – источник, свет от которого идет от места где установлена камера. Служит для высветления теней от источника Рисующего света. Возможен вариант, когда Рисующий и Заполняющий источники совмещены, тогда получается бестеневой рисунок.
Фоновый – служит для освещения фона. Поскольку часто источник света невозможно поместить за объектом, то он сдвигается вбок, либо ставятся два источника по бокам.
Контровый – служит для освещения объекта съемки сзади.
Моделирующий – служит для выделения светом боковых поверхностей объекта съемки.
Все вместе эти источники света применяются достаточно редко. Для большинства видов съемки достаточно трех (рисующий, заполняющий и фоновый) или двух (рисующий и фоновый). Всегда следует иметь ввиду, что ряд источников освещения может быть заменен обычными отражателями. Например источник заполняющего света может быть заменен белым отражателем, стоящим рядом с объектом съемки. Также следует понимать, что светотеневой рисунок это просто соотношение яркостей участков и если мы хотим, чтобы что-то выглядело более светлым, то можно не освещать дополнительно эти места, а затенять остальную часть объекта, применяя например черный отражатель.
Для того, чтобы свето-теневые переходы были более резкими или более мягкими, применяются различные насадки на источники света. Существует общее правило – чем больше поверхность излучения, тем мягче тени. Для получения мягких теней используются софт-боксы различной величины и рассеиватели, а для получения резких теней, например сотовые насадки. Самые мягкие тени получаются при освещении светом из большого окна в пасмурную погоду. Вообще, если Вы не привязаны к времени съемки и не нуждаетесь в жестком свето-теневом рисунке, то большинство сюжетов может быть снято с использованием света из окна и нескольких отражателей.

Иногда для того, чтобы получить нужный результат вполне достаточно одного источника освещения. Для получения фото, показанного ниже, использовался небольшой софтбокс, находящийся сзади и несколько выше камеры.


На получившемся изображении, практически нет теней, так как источник света находился рядом с камерой. Фон освещать не было необходимости, так как модель стояла близко от него, а тень располагалась за ней и не видна в кадре. При таком способе освещения хорошо скрадываются все дефекты кожи, которые отчетливо видны при боковом освещении. То как при съемке были расположены источники света почти всегда можно хорошо видеть в зрачках модели. В данном случае – строго по центру. В домашних условиях такое освещение можно получить, поставив модель напротив освещенного окна.

Внизу представлен еще один вариант освещения с одним источником света.

Источник света (софтбокс 30х130 см) располагался слева от модели, равномерно освещая левый бок. Для того, чтобы правый бок не оказался слишком темным, софтбокс стоял не точно сбоку, а немного ближе к камере. Фон не освещался, так как модель стояла близко к нему, а тень от нее не попадала в кадр, так как освещение было слева, а не спереди. Рядом с правым бедром держался небольшой (30х40см) отражатель из мятой фольги, наклеенной на картон. В результате бедро окалось подсвеченным отраженным светом. Пока съемки производятся с одним источником света, затруднений в определении экспозиции обычно не происходит. Когда же источников становится много, некоторые теряются и не понимают как правильно все посчитать. На самом деле все достаточно просто. На рисунке приведен пример расположения вспышек вокруг снимаемого объекта. Вспышка 2 освещает объект спереди, 1 и 3 с боков, 4 освещает фон, а 5 освещает объект под углом и формально является источником рисующего света.


Предположим, что источники 1,2,3 имеют одинаковую мощность и каждая освещает объект так, что требуется выставить диафрагму f8. О выдержке мы говорить не будем, так как длительность вспышки тысячные доли секунды и экспозиция определяется только диафрагмой. Казалось бы, что если в дополнение к вспышке 2 , включить вспышки 1 и 3, то потребуется диафрагма не f8, а f11 или f16, так как света будет больше. На самом деле это не так и снимать нужно при той же диафрагме f8. Объясняется это тем, что вспышки освещают разные плоскости объекта, а объектив видит только одну. Для шара диафрагму можно конечно изменить до f11, так как передняя часть будет дополнительно освещена с боков, но передержка в одну ступень практически не заметна. В случае, если перед вами будет куб, то боковые вспышки вообще не осветят переднюю грань. Из этого следует простой вывод свет нужно складывать, но только в плоскости перпендикулярной оси объектива камеры, а освещенность объекта очень сильно зависит от его формы.
Для съемки нам вполне достаточно для построения схемы освещения знать насколько глубокие нам нужны тени. Упрощенно можно считать, что разница в одну ступень это легкие тени, в две ступени – выраженные тени, три ступени – сильные тени. Начинать следует с рисующего света. От того какая мощность будет выставлена на вспышке 5 будет зависеть диафрагма и глубина резкости. Предположим, нас устраивает диафрагма f11. Ставим вспышку туда куда хотим и выставляем требуемую мощность. Теперь нам нужно убрать глубокие тени, которые появятся справа на неосвещенных местах. Для зтого служит заполняющая вспышка 2. Так как мы допускаем перепад только в одну ступень, то ставим мощность второй вспышки на ступень ниже – f8. При таком освещении, освещенность объекта будет находиться в пределах от f8 справа до f 11 1/2 слева. Диафрагма для съемки не изменяется и остается f11. Свет от остальных вспомогательных вспышек выставляется относительно этого уровня f11 таким же способом, складывая освещенность в одной плоскости. Что касается фона, то для того, чтобы он был освещен так же как модель, то его нужно только немного подсветить, чтобы компенсировать падение освещенности на отрезке от модели до фона. В данном случае левый участок фона больше освещен от вспышки 5, а на правый падает тень от модели, поэтому правильным будет сместить вспышку 4 вправо в район тени, а мощность ее выставить в районе 4-5,6. Вообще расположение вспышки для подсветки фона сзади модели невозможно во многих случаях, так как она будет попадать в кадр. В этом случае ставятся либо две вспышки по бокам, либо одна в противоположной стороне от источника рисующего света.

Статья подготовлена Александром Победимским, использование на других сайтах возможно только с разрешения администрации PhotoLine.

Виды освещения:

Рисующий – основной источник света, создающий светотеневой рисунок. Мощность рисующего источника света всегда должна быть больше заполняющего. Как правило разница между теневой и освещенной стороной для цветной фотографии должна быть 1-1,5 ступени, для ч.б. фото – 2 ступени и больше. Для семейного портрета заполняющий свет должен быть чуть слабее рисующего, чтобы не было жестких теней. Рисующий свет можно использовать как единственный источник света, либо комбинировать с другими.

Заполняющий – устанавливается после того, как установлен рисующий свет. Служит для заполнения светом отдельных частей или всего объекта съемки, а также для смягчения теней.

Модулирующий – используется для выделения боковых частей объекта съемки, подсветки волос, плечей и отделения объекта от фона. В зависимости от цели и творческих идей моделирующий свет может быть мягким и жестким.

Контровый – подсвечивает объект сзади, отделяет от фона, выделяет контур.

Фоновый – служит для подсветки фона. Фоновый свет как бы отделяет портретируемого от заднего плана, создавая при этом ощущение объема.

Направление света может быть фронтальное, диагональное, боковое, заднее-диагональное, контровое.

Основные схемы света в студийной съемке

1. Бабочка

В этой схеме источник света располагается фронтально чуть выше головы модели, в результате получается симметричная тень от носа, по своей форме напоминающая бабочку.

2. Живописный свет

Перемещаем прибор из фронтального в диагональное положение и получаем живописный свет. При этом тень от носа модели уходит немного в бок.

3. Треугольник

Источник света продолжаем смещать в боковое положение до тех пор, пока тень от носа не сольется с тенью от щеки, образуя световой треугольник. При повороте головы в одну-другую сторону треугольник расширяется или сужается. При изменении высоты источника света треугольник также смещается вверх и вниз.

4. Теневой и светотональный полуоборот

При этой схеме света лицо портретируемого развернуто на три четверти от камеры. Рисующим источником, находящимся в боковом положении, освещается та часть лица, которая находится дальше от камеры, а большая часть лица, расположенная ближе к камере, остается в тени. Светотональный полуоборот – это то же самое, что и теневой полуоборот, только со стороны камеры устанавливается отражатель для получения полупрозрачной тени.

5. Модуляция

Источник находится в задне-диагональном положении, при этом узкий поток света проходит вдоль щеки портретируемого. Направленный поток света можно создать с помощью тубуса или шторок.

6. Контровый свет

Источник света расположен сзади модели. Контровый свет используют в том случае, если необходимо передать четкий контур объекта, а не его объем.

7. Каминный свет

В данной схеме источник света расположен снизу под лицом модели, практически на полу. Такое положение позволяет имитировать свет от камина или костра. Лицо портретируемого освещается снизу под углом 45 градусов. Источник света может быть направлен в золотой отражатель, что создает более естественный для имитации огня желтоватый оттенок.

8. Высокий и низкий ключ

Высокий ключ. Устанавливается источник света фронтально, чуть выше головы модели, можно установить второй источник снизу под углом 45 градусов. Эта схема позволяет добиться мягкого, равномерного, практически бестеневого освещения. За спиной ставим два стрипа, которые будут подсвечивать белый фон. Мощность источников должна быть на 1,5 – 2 ступени выше рисующего света. Т.е. другими словами мы просто пересвечиваем фон, чтобы он выглядел ослепительно белым.

Низкий ключ. В отличие от высокого ключа на фотографии преобладают темные тона – фон, одежда модели, минимум освещения. Фотография, сделанная в низком ключе, вызывает ощущение драматизма. Чаще используется один источник света, выделяя отдельные части объекта (смысловой центр), например, лицо, а не целиком объект.

9. Рефлексный свет

Рефлексный свет – это свет, отраженный от какой-либо поверхности. С двух сторон от модели устанавливаем по источнику света, направленных в отражающую поверхность, например, зонт. Необходимо добиться такого положение приборов, чтобы при отражении свет равномерно заполнял лицо модели, не оставляя теневых рисунков. В качестве отражающей поверхности можно использовать и строительную изоляцию с серебристой поверхностью, растянутой полукругом вокруг лица модели. С двух сторон устанавливаются источники света (желательно стрипы) с одинаковой мощностью. Стрипы желательно повернуть таким образом, чтобы в глазах они отражались не как два отдельных источника света, а образовывали дугу, это смотрится более естественно.

Студийная съемка – это съемка в условиях искусственного освещения. Источники света в студии нужно расположить так, чтобы были решены три задачи: объект съемки отделен от фона, показан объем и созданы тени, и при этом исключен пересвет и недосвет. Сначала разберемся с основными источниками света, а дальше посмотрим как их можно расположить относительно объекта съемки.

Основной источник света – рисующий свет , все остальные по отношению к нему будут вспомогательными. Он всегда один, ставится спереди и сбоку от объекта съемки или сверху (редко), на расстоянии в полтора – два метра. Может быть рассеянным (мягким) или направленным (жестким), мощность светового потока регулируется так, чтобы создать тени, но не получить пересвет. Рисующий свет выявляет форму и детали объекта и создает контраст.

Чтобы смягчить жесткие тени, которые дает рисующий свет, используют заполняющий свет . Его располагают перед объектом съемки, он должен быть рассеянный и всегда слабее рисующего.

Моделирующий свет – это боковая подсветка объекта, предназначен для придания объема и отделения от фона неосвещенной части объекта съемки.

Фоновый свет нужен для того чтобы отделить объект от фона и создать объем. Фон можно осветить равномерно или неравномерно или направить узкий луч света, но в любом случае источник света располагается между объектом съемки и фоном.

Контровой свет дает световую линию контура и тоже помогает отделить объект от фона, поэтому его располагают позади объекта на близком расстоянии.



Классическую световую схему мы уже рассмотрели – рисующий свет (1) расположен впереди сбоку от объекта и освещает левую сторону. Отражатель (2) устанавливается справа от объекта и подсвечивает тени на правой стороне. Фоновый свет (3) устанавливается за объектом так, чтобы осветить фон, но сам осветитель не попадал в кадр. Дополнительным источником света может быть контровой свет, который подсветит объект сзади.


Схема «высокий ключ»
Схема «высокий ключ» дает практически полное отсутствие теней и очень светлые тона. Используется при портретной съемке. Рисующий свет (1) (белый зонт или большой софтбокс) устанавливается сбоку от камеры или над ней и добавляются два источника фонового света (2,3). Они оба устанавливаются позади модели с противоположных сторон, световой поток мощнее, чем рисующий свет, направлен на фон.


Голливудская схема.
Оптимальный вариант для простой съемки. Нужно всего два источника света – рисующий свет (1) (софтбокс) располагается над камерой или же чуть сбоку от нее, фоновый свет (2) расположен за объектом и направлен на фон (в кадр осветитель попадать не должен).

Для того чтобы создавать световые схемы обязательно понадобится вспомогательное осветительное оборудование. Это различные отражатели, зонты, подсветки – словом все то, что дает возможность получить мягкий, рассеянный свет. Если нужно получить направленный свет, используются тубусы и шторки.

Начните с самого простого – постарайтесь на практике разобраться в назначении каждой подсветки и выстроить самую простую световую схему. Когда освоите азы работы со студийным светом, можно будет перейти к построению более сложных схем, получать эффектные тени, силуэты, делать коррекцию теней или выделять светом нужные детали.

Известно, что любой удачный снимок можно разложить на несколько основных элементов. А именно: композицию, тему и свет. Последнее выступает главным компонентом в каждой фотографии. Как мы говорили об искусстве фотографии, снимок – это и есть свет.

Естественный свет и освещение в фотографии – это самый сложный, но вместе с тем, самый вдохновляющий вид освещения. Вам необходимо постоянно следить за солнцем - оно должно быть в центре внимания. Направление движения, количество и качество света, непрерывно меняющийся угол – все это нужно учитывать.

Виды освещения в фотографии

Каждому новичку (коими вы и являетесь) стоит запомнить давно существующие термины, которые классифицируют тип освещения объекта съемки, это:

  1. рисующий;
  2. заполняющий;
  3. и контровой свет.

Во время съемки на улице, в роли рисующего света зачастую выступает солнечный свет. Также источниками могут быть различные отражающие поверхности, обладающие с высоким КПД, к примеру: серебристый отражатель или зеркало. Заполняющий све т создает облачное небо, вдобавок это могут делать светлые поверхности, находящиеся вокруг объекта: белый отражатель, светлая стена, даже песок на пляже. Что касается контрового света - его можно получить, снимая на закате или рассвете, когда солнце находится за объектом.

Рисующий свет характеризуется общей контрастностью снимка, жесткими свето-теневыми переходами, а также высокой детализацией.

Заполняющий свет – это некое дополнение к рисующему свету, ибо он не обладает ни высокой контрастностью, ни фактурой, ни высокой детализацией, но зато такой свет имеет свои сильные стороны.Он мягкий, пластичный и сохраняет детали, как в светлых, так и в темных участках снимка.

Контровой свет отлично работает на объем. Он добавляет изображению глубины, отделяет предмет съемки от заднего фона, четко очерчивая силуэт.

Естественное освещение в фотографии

Если вы хорошо учили физику в школе, то вам известно, что свет распространяется по прямой линии. Только представьте, какую силу имеет освещенность! Это безграничная власть над тоном, формой и тенью. Снимая при естественном освещении важно помнить о том, что направление света всегда пропорционально движению солнца.

  • Рассеянный свет, без характера – это «плоское освещением». Оно зачастую бывает не очень благоприятным для создания шедевров, так как уничтожает все блики и создает некрасивые тени.
  • Если создать источник света прямиком за собой, то почти наверняка вы получите резко освещенный объект. Постарайтесь найти угол с источником освещения.
  • Если во время съемки экспериментировать с изменением угла направления между предметом съемки и источником освещения, то это позволит добиться хорошего результата.
  • Мечта любого фотографа – это освещение, которое исходит позади предмета под неким углом, а направление позволяло бы создать просто восхитительное изображение. Для воплощения этой мечты в большинстве случаев нужно использовать отражатели.
  • Трансиллюминация – это также довольно хороший метод освещения снимка. Свет пропускается сквозь полупрозрачные предметы, к примеру, волосы (особенно светлые) и листву. Такой прием добавляет объекту съемки нечто неземное!
  • Также не забывается про мягкий свет, исходящий из окна. Такой источник освещения способен пропускать внушительное количество света, которое очень легко поддается контролю. Достаточно слегка прикрыть окно, зашторить его и вуаля: вы добились результата. Также подобный прием помогает сохранять грамотное соотношение между темными и светлыми участками изображения.
  • Ежу понятно: там, где есть свет, там будет и тень. Если вы умеете создавать тень, контролировать ее, а также эффективно применять ее в фотографии – шедевр вам обеспечен.

Искусственное освещение в фотографии

Если съемках en plein air фотограф может лишь в незначительной степени повлиять на освещенность объекта, то фотостудия имеет все необходимое для создания желаемого характера освещения. К источникам студийного света относятся импульсные источники света (фотовспышки) и источники постоянного света (специальные лампы накаливания и люминесцентные лампы рассеянного и направленного света).

Фотовспышки дают спектр светового излучения, близкий к дневному. Их используют как при съемках на открытом пространстве, так и при студийных фотосъемках. Высокая интенсивность и кратковременность светового сигнала позволяют фотографировать движущиеся объекты и использовать фотоматериалы разной степени чувствительности. Импульсные источники света являются экономичными в плане энергопотребления.

К источникам постоянного света относятся мощные галогеновые или флуоресцентные лампы . Преимуществом галогенных ламп относится постоянная световая температура и большой радиус освещенности. К недостаткам – большое энергопотребление и высокий уровень нагрева. Флуоресцентные лампы хороши экономичностью и невысокой ценой, но уровня освещенности, который они могут обеспечить, хватит лишь на небольшую студию. К тому же, для таких ламп характерен большой разброс световой температуры, что может существенно повлиять на конечный результат фотосъемки.

Здравствуйте! Вас приветствует, Тимур Мустаев. Тема взаимодействия с освещением – правила, схемы, виды и т.д. – должна быть у каждого фотографа на первых местах. Я догадываюсь, что многие из вас слышали о главном источнике света, то есть о том, который и создает сам рисунок на объекте.

Но он далеко не единственный, не зная о других, вам трудно будет создать хорошую фотографию. Тем более что условия съемок бывают разные. Итак, кто из вас слышал заполняющий свет в фотографии? Что он значит?

Начну с того, что вкратце обозначу важные световые потоки. Это четыре типа, которые можно комбинировать как угодно:

  1. Рисующий (РС) – главный и самый мощный источник света в павильоне. Солнце можно рассматривать как его аналог при уличной фотосессии. РС четко направлен на модель и создает основную игру света и тени.
  2. Заполняющий . О нем подробно ниже.
  3. Фоновой (ФС). Один или два прибора устанавливают прямо перед фоном. ФС нужен для высветления, изменения тона или цветового эффекта на заднем плане.
  4. Моделирующий . Его часто направляют на какую-либо деталь, например, волосы модели. Он выделяет их, подчеркивая золотистыми отблесками. Размер такого светового пучка можно регулировать.

Также можно отметить, так называемый, или контровое моделирование. В данном случае световыми линиями выделяется, допустим, в портретном фото форма головы и туловище. Модель таким образом отделяется от фоновой части.

Виды света: заполняющий

Переходим к полной характеристике заполняющего потока света (ЗС). Он считается вспомогательным и менее мощным. Используется не всегда, а тогда, когда необходимо создать равномерное освещение на объекте (модели) или на всей конкретной зоне.

На ваших фото возникает много нежелательных теней и вообще сильный контраст? ЗС — это определенно то, что нужно. Помимо смягчения перехода от света к тени, он также делает объемы более выраженными, а лицам придает реалистичную округлость. В большинстве случаев такое заполнение светом как бы выравнивает тоновые свойства объекта.

По каким особенностям можно понять, что свет (прибор) именно заполняющий?

  • Широкий угол рассеивания. Это зависит от выбранной насадки.
  • Малая сила света. Мощность на устройстве всегда можно уменьшить.
  • Мягкий свет дает тканевая поверхность ЗС.
  • Внутренняя отражающая поверхность обычно матовая.

Как получить такой свет?

Для того чтобы получить такие показатели, для ЗС используют специальные материалы. В частности, это должен быть большой софтбокс, т.е. устройство квадратной, вытянутой прямоугольной (стрит-) формы или многогранник (октобокс), и поток света проходит через ткань.

В отличие от жестких рефлекторов такой бокс имитирует естественный свет из окна. Иногда для дополнительного смягчения теней применяют , фотозонты или большое белое полотно.

Преимущественно мы говорили об устройстве и возможностях освещения в студийных помещениях, но разное световой оборудование можно использовать и на улице. Они легкие для перемещения и просты в обращении: поймайте луч и отразите его на мало- или неосвещенную часть предмета. Как вы представляете, они действуют с отраженным светом.

Так же создают заполняющий свет. Отражатели могут иметь белый, серебристый, золотистый или черный экран. Белый считается самым нейтральным и универсальным, а черный нужен для поглощения света.

Цветные же варианты на любителя, так серебро дает более холодный, металлический тон, а золотистый – теплый, усиливает желтые оттенки. Окна, светлые стены и потолок – все это также примеры отражателей, которые находятся у нас под рукой.

Раскладка света

И напоследок немного о схемах расположения источников света, которых великое множество, и они зависят от целей фотосъемок. Наиболее удобный порядок включения света такой: сначала рисующий, затем на фон и, если требуется, заполняющий, моделирующий.

Когда-то можно брать только один из них, например, рисующий, иногда два одинаковых – для особого драматического снимка, а, порой, и все сразу.

Последняя комбинация считается наиболее сложной, ведь нужно так выставить приборы, чтобы свет одного не перебивал другой. Особенно нужно смотреть, чтобы не было двойных теней, возникающих, порой, при наличии РС и ЗС. Заполняющий источник не должен быть виден зрителю.

Непосредственно, ЗС можно устанавливать в переднем или диагональном (под 45 градусов) положении к модели. Считается, что так он лучше всего поработает над смягчением теней и контрастов. Например, модель находится в центре комнаты, справа на нее направлен рисующий свет, слева заполняющий.

При этом фон освещен с двух сторон, а сзади человека включен моделирующий. Высота штатива прибора также регулируется. В классическую схему входят меньше источников – три, и обязательно с заполняющим, помимо РС и ФС. В этом случае ЗС можно расположить как сбоку, так и фронтально — в зависимости от локации основного источника и, получается, как бы в противовес ему.

Если у вас в распоряжении студия с хорошим светом из окна, используйте его для заполнения теневых областей. Только окна придется прикрыть тканью. И вот получается ровное мягкое освещение! Отличным вариантом является окно как рисующий источник, а дополнительная подсветка – это заполняющий. В принципе, встроенные и внешние вспышки с способны неплохо выполнить эту задачу.

На этом у меня все. До свидания, читатели! Учитесь, практикуйтесь. И помните, свет создает фотографию!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.



Статьи по теме: