жанр это что такое жанр: определение — история.нэс. Понятие о жанре. системы жанров в литературном процессе

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ
Рубрика (тематическая категория) Радио

В начало

В переводе с французского слово ʼʼжанрʼʼ обозначает ʼʼвидʼʼ, ʼʼродʼʼ. В каждом виде искусств существуют свои подходы к определœению этого понятия, но они базируются на общей базе – практике функционирования этих видов искусств на протяжении определœенного времени. Специфика же различных видов искусств вносит свои коррективы в толкование жанров.

Жанр есть родовая память творческих сфер деятельности (литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и публицистики, в том числе). Это тип отражения действительности и организации собранного материала для решения конкретной задачи средствами, предоставленными автору видом творчества, его особенностями и возможностями.

Публицистика ближе всœего стоит к литературному творчеству, так как имеет дело со словом. Основа журналистских жанров – речевая, и в связи с этим их следует отнести к речевым жанрам, хотя в радиовещании широко используется и музыка.

В литературе ʼʼжанр - ϶ᴛᴏ исторически складывающийся тип литературного произведения, в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой культуре вообщеʼʼ .

Как видим, здесь в подходе к жанру положены временные признаки (исторические), содержательные (обобщающие признаки произведений определœенной группы) и статистические. Это довольно общее определœение. Но нужно заметить, что внутри литературоведения существуют разные толкования понятия ʼʼжанрʼʼ. Так, одно из них считает публицистику тоже жанром.

Музыкальный жанр описывается как ʼʼмногозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, а также особенностями содержания и формыʼʼ . Здесь уже просматриваются более конкретные жанровые признаки, из которых обратим внимание на ʼʼназначениеʼʼ произведения.

В определœении жанров в журналистике, особенно в последнее время, в большей степени учитывается их функциональная направленность, так как журналистика – такой вид творческой деятельности, который связан с задачами открытого публицистического воздействия на общество.

В корне любой деятельности лежит удовлетворение человеком его потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, государственном, идеологическом управлении массами и вызывает к жизни журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия на умы и чувства людей с определœенными целями. Потребность рождает задачу, цель, которые реализуются, материализуются с помощью функции, предмета и метода.

Главное в понимании жанра, его признаков – функция, но она не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет, на который она направлена, чтобы воплотиться. По этой причине речь идет о функционально-предметном подходе к жанру.

А теперь ʼʼанатомируемʼʼ творческий процесс журналиста и уясним, как каждый этап его творческого труда влияет на природу жанра.

Итак, потребность общества определяет задачу и цель, которая ведет к ее решению и удовлетворению потребности: в таком случае всœе действия будут подчинœены поиску необходимых материалов, набору ʼʼинструментовʼʼ, способов работы, выполнению определœенных операций.

Задача - ϶ᴛᴏ набор представляемых операций, которые должны воплотиться в творческом действии для удовлетворения определœенных потребностей, обусловленных путем их достижения.

Цель – рубеж, фокусирующий в себе потребность и обозначающий путь ее достижения.

Функция, в переводе с латинского ʼʼисполнениеʼʼ - ϶ᴛᴏ возможность данного ʼʼмеханизмаʼʼ, устройства, приспособления, органа, с помощью которого выполняются целœевые действия, овладеть необходимыми средствами для решения поставленной задачи. Это – задача в действии, в процессе достижения цели, это обязанности, созданные потребностью, отношение между тем, что нужно выполнить, выполнением и результатом.

Предмет – конкретный материал для изучения, воплощающийся в журналистское произведение, это информационная база, необходимая для решения журналистской задачи: факты, события, явления, ситуации, отношения между ними, процесс их развития, это сведения, порождающие мысли человека.

Метод – набор способов, приемов для решения задачи, овладения предметом (наблюдение, изучение, осмысление и т.д.), написание материала.

Содержание и форма – творчески воплощенная задача в определœенном тексте, готовый результат, выраженный в законченном журналистском произведении. Под текстом принято понимать не ʼʼгазетный фрагментʼʼ, а принятое в современной науке воплощенное в форму содержание (музыкальный текст, телœевизионный текст и т.д.). Функция, предмет, метод, содержание и форма находятся в теснейшем взаимодействии, так как создание произведения есть творческий процесс.

Жанр обладает набором признаков, которые опять-таки определяются его задачей и характером материала. Каждый жанр имеет внутренний вектор для воплощения материала. Он также обусловливается вектором функции, ее колебаниями в каждом конкретном случае. И эти функциональные колебания зависят от задач, стоящих перед журналистом, от традиции редакции, от места произведения в программе.

Любая задача требует для своего решения определœенных средств, формообразующих, композиционных, лексических, акустических. Каждый жанр призван отражать действительность с крайне важно й глубиной, охватом документального материала, в связи с этим жанры отличаются между собой и масштабом отражения и обобщения. Решая разные по сложности задачи, журналист оперирует разным временем и пространством. Объем материала – тоже одно из существенных качеств жанра. Чем больше объём произведения, тем сложнее его композиция, внутренние связи всœех его компонентов.

В жанре проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям. По этой причине каждый жанр имеет разную степень самовыражения автора.

Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Οʜᴎ оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать полифункциональные задачи воздействия на слушателœей, пришли в эфир из обычного бытового общения. Οʜᴎ видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушателœем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанры речевого общения на радио приобрели и новое качество – художественные средства организации текста.

Ранее уже говорилось о том, как важно интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала.

В информационных жанрах тональность радиосообщения, интервью, репортажа определœены задачей: сообщить новость, рассказать о событии, быть посредником между человеком, владеющим актуальными сведениями, компетентным мнением и аудиторией. Но даже в этих, казалось бы жестких рамках, вариации колебания тональности бывают существенными: от сухого чтения официальной новости до яркого, ʼʼобъемногоʼʼ исполнения информационного сообщения, касающегося всœех слушателœей. Образцом такого чтения были сообщения о важнейших событиях в жизни страны, передаваемые в эфир Юрием Левитаном, спортивные репортажи Вадима Синявского, Николая Озерова.

Время всœегда определяло общую тональность вещания, и это сказывалось в информационной журналистике. О том, как это ощущение времени переплавлялось в работу у микрофона в 30-е годы, вспоминает Ю. Левитан: ʼʼСама атмосфера тех лет – напряженный ритм строек, массовый энтузиазм, трудовые рекорды – накладывали отпечаток на нашу работу. Роль диктора мне виделась тогда не только публицистической, но и торжественной: казалось, что лишь так и можно было передать величественный размах происходящих в стране событий, гордость за нее, причастность каждого к делу строительства социализмаʼʼ. Это чисто историческая цитата. Она любопытна тем, что показывает нам, как понималась и использовалась роль диктора в чтении информационных материалов.

Интонационный спектр более широк в аналитических жанрах, так как они призваны открыто воздействовать на слушателœей. Отсюда вытекают и особенности тонального обращения к аудитории. Хорошо известно воздействие ораторской публицистики – оно было одним из составляющих радиопрограмм еще на заре становления отечественного вещания. Оно определяется не только смыслом, содержанием текста͵ приемами полемики, риторики, но и в значительной степени тем, как произносится речь: темпераментом личности, артистизмом, знанием психологии аудитории и конкретного настроения тех ее групп, к которым обращено выступление.

Не меньшими возможностями активного воздействия на радиослушателœей располагает и интонация интимности, на которой строятся некоторые типы бесед и разговоры по душам со слушателями.

Документально-художественные жанры, включающие разнообразные элементы разных текстов, обладают огромным спектром тональности. Интонации речевых фрагментов, зависящие от множества факторов конкретного высказывания в контексте определœенного общения, практически безграничны в своих эмоционально-смысловых проявлениях.

Чем сложнее задачу выполняет речевой жанр, чем объёмнее его внутренняя структура, тем ярче и разнообразнее проявляются возможности интонационного раскрытия личности в речевом общении.

Итак, эта несколько упрощенная схема помогла понять механизмы жанра, его внутреннее устройство и отразить его главные характеристики и признаки.

Весь творческий процесс, который был описан выше, един. Делœение его на этапы произведено нами было условно, чтобы теоретически осмыслить работу журналиста.

Следует еще раз подчеркнуть особенность жанров. Οʜᴎ очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определœении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения.

Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе. Каждый жанр в процессе своего развития проходит определœенную эволюцию в сосœедстве с другими жанрами. И это взаимодействие жанров накладывает свой отпечаток на их развитие и внутреннее устройство. Многообразие задач, предопределяющее многообразие жанров, объединяет их в некую целостность – систему, которая регулирует их взаимозависимость, их внутренние и внешние связи.

Контрольные вопросы к разделу главы

1. 1. Что такое ʼʼжанрʼʼ?

2. 2. В чем состоит особенность речевых жанров?

3. 3. Каково взаимодействие функции и предмета в процессе работы журналиста?

4. 4. В чем заключается специфика жанров радиожурналистики?

5. 5. Перечислите основные категории жанра, определяющие творческий процесс создания произведения.

6. 6. Послушайте различные передачи по радио. Охарактеризуйте их жанровую принадлежность.

ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ" 2017, 2018.

фр. genre – род, вид) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, напр. – в живописи – портрет, пейзаж, натюрморт и др.; в муз. – симфония, кантата, песня и др.; в литературе – роман, поэма и др. Понятие жанра обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖАНР

франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род. Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма, жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике, события в эпосе, драматический сюжет в драме). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия, шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон), трагические, элегические и пр. Со времен античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трех стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают еще и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.

Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определенному литературному роду, важен объем произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объемом (объем романа, как правило, больше) и количеством освещенных проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей, являющейся еще более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с ее более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.

С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).

Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвященные критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.

Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определенную эпоху, в творчестве определенного писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие еще в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.

Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.

Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Литературный жанр – это образец, по которому строится текст какого-либо литературного произведения. Жанр представляет собой совокупность определённых признаков, позволяющих отнести литературное произведение к роду эпоса, лирики или драмы.

Основные виды литературных жанров

Литературные жанры делятся на: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры: сказка, эпопея, былина, роман-эпопея, повесть, роман, очерк, рассказ, анекдот. Лирические жанры: ода, баллада, элегия, эпиграмма, послание, мадригал. Драматические жанры: трагедия, драма, комедия, мелодрама, фарс и водевиль.

Жанры в литературе имеют ряд определённых признаков, делящихся на: жанрообразующие и дополнительные. Жанрообразующие признаки служат для определения специфики того или иного жанра. К примеру, жанрообразующий признак сказки – установка на вымысел. События, происходящие в сказке, слушатель воспринимает как волшебные, вымышленные, не имеющие прямого отношения к реальной действительности. Жанрообразующий признак романа – его связь с объективной реальностью, охват событий, происходивших в реальности или тех, которые могли бы произойти, большое количество действующих персонажей, отведение особого внимания внутреннему миру героев.

Развитие литературных жанров

Литературным жанрам не свойственно стоять на месте. Они всё время развиваются и не перестают изменяться. При формировании или изменении литературных жанров внимание уделяется реальной исторической действительности, в ореоле которой и происходит создание литературных произведений.

Для чего нужен литературный жанр?

С тем, что такое жанр в литературе, мы разобрались, но не лишним будет рассмотреть и то, зачем нужен литературный жанр – какую функцию он выполняет?

Жанр способен дать читателю достаточно целостное представление о произведении. То есть, если в названии произведения присутствует слово «роман», то читатель сразу начинает настраиваться на значительный объём текста, в отличие, к примеру, от небольшого «рассказа», вызывающего соответствующую ассоциацию с примерным количеством страниц в книге.

Также жанр может дать читателю представление о содержании произведения. Например, если оно определено как «драма», то мы можем заранее себе представить, что человек в произведении будет показан в драматических отношениях с обществом и, вероятнее всего, в финале книги мы будем наблюдать трагические события.

Вместе со статьёй «Что такое жанр в литературе?» читают:

В начало

В переводе с французского слово «жанр» обозначает «вид», «род». В каждом виде искусств существуют свои подходы к определению этого понятия, но они базируются на общей основе – практике функционирования этих видов искусств на протяжении определенного времени. Специфика же различных видов искусств вносит свои коррективы в толкование жанров.

Жанр есть родовая память творческих сфер деятельности (литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и публицистики, в том числе). Это тип отражения действительности и организации собранного материала для решения конкретной задачи средствами, предоставленными автору видом творчества, его особенностями и возможностями.

Публицистика ближе всего стоит к литературному творчеству, так как имеет дело со словом. Основа журналистских жанров – речевая, и поэтому их следует отнести к речевым жанрам, хотя в радиовещании широко используется и музыка.

В литературе «жанр – это исторически складывающийся тип литературного произведения, в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой культуре вообще» .

Как видим, здесь в подходе к жанру положены временные признаки (исторические), содержательные (обобщающие признаки произведений определенной группы) и статистические. Это довольно общее определение. Но надо заметить, что внутри литературоведения существуют разные толкования понятия «жанр». Так, одно из них считает публицистику тоже жанром.

Музыкальный жанр описывается как «многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, а также особенностями содержания и формы» . Здесь уже просматриваются более конкретные жанровые признаки, из которых обратим внимание на «назначение» произведения.

В определении жанров в журналистике, особенно в последнее время, в большей степени учитывается их функциональная направленность, так как журналистика – такой вид творческой деятельности, который связан с задачами открытого публицистического воздействия на общество.

В основе любой деятельности лежит удовлетворение человеком его потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, государственном, идеологическом управлении массами и вызывает к жизни журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия на умы и чувства людей с определенными целями. Потребность рождает задачу, цель, которые осуществляются, материализуются с помощью функции, предмета и метода.


Главное в понимании жанра, его признаков – функция, но она не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет, на который она направлена, чтобы воплотиться. Поэтому речь идет о функционально-предметном подходе к жанру.

А теперь «анатомируем» творческий процесс журналиста и уясним, как каждый этап его творческого труда влияет на природу жанра.

Итак, потребность общества определяет задачу и цель, которая ведет к ее решению и удовлетворению потребности: в таком случае все действия будут подчинены поиску необходимых материалов, набору «инструментов», способов работы, выполнению определенных операций.

Задача – это набор представляемых операций, которые должны воплотиться в творческом действии для удовлетворения определенных потребностей, обусловленных путем их достижения.

Цель – рубеж, фокусирующий в себе потребность и обозначающий путь ее достижения.

Функция, в переводе с латинского «исполнение» – это возможность данного «механизма», устройства, приспособления, органа, с помощью которого выполняются целевые действия, овладеть необходимыми средствами для решения поставленной задачи. Это – задача в действии, в процессе достижения цели, это обязанности, созданные потребностью, отношение между тем, что надо выполнить, выполнением и результатом.

Предмет – конкретный материал для изучения, воплощающийся в журналистское произведение, это информационная база, необходимая для решения журналистской задачи: факты, события, явления, ситуации, отношения между ними, процесс их развития, это сведения, порождающие мысли человека.

Метод – набор способов, приемов для решения задачи, овладения предметом (наблюдение, изучение, осмысление и т.д.), написание материала.

Содержание и форма – творчески воплощенная задача в определенном тексте, готовый результат, выраженный в законченном журналистском произведении. Под текстом понимается не «газетный фрагмент», а принятое в современной науке воплощенное в форму содержание (музыкальный текст, телевизионный текст и т.д.). Функция, предмет, метод, содержание и форма находятся в теснейшем взаимодействии, так как создание произведения есть творческий процесс.

Жанр обладает набором признаков, которые опять-таки определяются его задачей и характером материала. Каждый жанр имеет внутренний вектор для воплощения материала. Он также обусловливается вектором функции, ее колебаниями в каждом конкретном случае. И эти функциональные колебания зависят от задач, стоящих перед журналистом, от традиции редакции, от места произведения в программе.

Любая задача требует для своего решения определенных средств, формообразующих, композиционных, лексических, акустических. Каждый жанр призван отражать действительность с необходимой глубиной, охватом документального материала, поэтому жанры отличаются между собой и масштабом отражения и обобщения. Решая разные по сложности задачи, журналист оперирует разным временем и пространством. Объем материала – тоже одно из существенных качеств жанра. Чем больше объем произведения, тем сложнее его композиция, внутренние связи всех его компонентов.

В жанре проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям. Поэтому каждый жанр имеет разную степень самовыражения автора.

Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать полифункциональные задачи воздействия на слушателей, пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушателем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанры речевого общения на радио приобрели и новое качество – художественные средства организации текста.

Ранее уже говорилось о том, как важно интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала.

В информационных жанрах тональность радиосообщения, интервью, репортажа определены задачей: сообщить новость, рассказать о событии, быть посредником между человеком, владеющим актуальными сведениями, компетентным мнением и аудиторией. Но даже в этих, казалось бы жестких рамках, вариации колебания тональности могут быть существенными: от сухого чтения официальной новости до яркого, «объемного» исполнения информационного сообщения, касающегося всех слушателей. Образцом такого чтения были сообщения о важнейших событиях в жизни страны, передаваемые в эфир Юрием Левитаном, спортивные репортажи Вадима Синявского, Николая Озерова.

Время всегда определяло общую тональность вещания, и это сказывалось в информационной журналистике. О том, как это ощущение времени переплавлялось в работу у микрофона в 30-е годы, вспоминает Ю. Левитан: «Сама атмосфера тех лет – напряженный ритм строек, массовый энтузиазм, трудовые рекорды – накладывали отпечаток на нашу работу. Роль диктора мне виделась тогда не только публицистической, но и торжественной: казалось, что лишь так и можно было передать величественный размах происходящих в стране событий, гордость за нее, причастность каждого к делу строительства социализма». Это чисто историческая цитата. Она любопытна тем, что показывает нам, как понималась и использовалась роль диктора в чтении информационных материалов.

Интонационный спектр более широк в аналитических жанрах, так как они призваны открыто воздействовать на слушателей. Отсюда вытекают и особенности тонального обращения к аудитории. Хорошо известно воздействие ораторской публицистики – оно было одним из составляющих радиопрограмм еще на заре становления отечественного вещания. Оно определяется не только смыслом, содержанием текста, приемами полемики, риторики, но и в значительной степени тем, как произносится речь: темпераментом личности, артистизмом, знанием психологии аудитории и конкретного настроения тех ее групп, к которым обращено выступление.

Не меньшими возможностями активного воздействия на радиослушателей располагает и интонация интимности, на которой строятся некоторые типы бесед и разговоры по душам со слушателями.

Документально-художественные жанры, включающие разнообразные элементы разных текстов, обладают огромным спектром тональности. Интонации речевых фрагментов, зависящие от множества факторов конкретного высказывания в контексте определенного общения, практически безграничны в своих эмоционально-смысловых проявлениях.

Чем сложнее задачу выполняет речевой жанр, чем объемнее его внутренняя структура, тем ярче и разнообразнее проявляются возможности интонационного раскрытия личности в речевом общении.

Итак, эта несколько упрощенная схема помогла понять механизмы жанра, его внутреннее устройство и отразить его главные характеристики и признаки.

Весь творческий процесс, который был описан выше, един. Деление его на этапы произведено нами было условно, чтобы теоретически осмыслить работу журналиста.

Следует еще раз подчеркнуть особенность жанров. Они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения.

Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе. Каждый жанр в процессе своего развития проходит определенную эволюцию в соседстве с другими жанрами. И это взаимодействие жанров накладывает свой отпечаток на их развитие и внутреннее устройство. Многообразие задач, обусловливающее многообразие жанров, объединяет их в некую целостность – систему, которая регулирует их взаимозависимость, их внутренние и внешние связи.

Контрольные вопросы к разделу главы

1. 1. Что такое «жанр»?

2. 2. В чем состоит особенность речевых жанров?

3. 3. Каково взаимодействие функции и предмета в процессе работы журналиста?

4. 4. В чем заключается специфика жанров радиожурналистики?

5. 5. Перечислите основные категории жанра, определяющие творческий процесс создания произведения.

6. 6. Послушайте различные передачи по радио. Охарактеризуйте их жанровую принадлежность.

    Понятие о жанре литературного произведения. Функции и структура (теоретическая модель жанра). Статическое и динамическое в жанре. Жанровообразующие признаки. Типология жанров (универсальные – локальные, канонические – неканонические и др.).

Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словес­ности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме – проблема клас­сификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков.

Жанры – литературные виды, на которые делятся три рода лит-ры. Жанр дает представление о прозведени и определяется через комплекс признаков, постоянно меняющихся. Например, один из признаков трагедии – «ужасающий» финал.

Внутри каждого рода литературы складываются свои жанры.

Жанр - определенный тип произведений, имеющих общую структуру, общие содержательные и формальные признаки. Не смотря на то, что у каждого жанра своя устойчивая структура, жанр - категория, исторически меняющаяся. У каждого жанра есть исторические разновидности. По этому жанры очень сложно подвергнуть классификации.

Жанрообразующие признаки:

Пространственно-временная организация

Субъектная организация

Речевая организация, ассоциативный фон.

Этим признакам соответствуют 3 жанровых плана :

План формы

План восприятия.

Все жанры делятся на универсальные и локальные:

Универсальные - жанры, которые, появившись в лит-ре, продолжают функционировать и по сей день

Локальные - функционирующие только в определенный исторический период.

Жанры бывают канонические и неканонические :

Канонические: нормы и правила, обязательные для автора, создаются по образцу, имеют определенные границы, имеют определенную форму бытования.

Неканонические – свободны от этого

Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представи­тель творческой памяти в процессе литературного разви­тия». Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»);«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе опреде­ленное жанровое ожидание.

Поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: напр., «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регла­ментированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось.

Романтизм выдвинул в противо­вес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Клас­сицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической роман­тической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от нормативности. Подлинное освобождение от жесткого жанрово­го регламента стало возможным лишь с развитием реализ­ма, оно было связано с преодолением субъективной одно­сторонности в самом творчестве. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанро­вой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения - басня, баллада, поэма, роман и т. д..

Важнейшим жанровым признаком произведений явля­ется его принадлежность к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры.



Статьи по теме: