Валерий страхов мои ближайшие экскурсии. Экскурсоводы. Экскурсии, включенные в программу тура

Переславль

Описание

По количеству монастырей и музеев на единицу площади Переславлю-Залесскому нет равных. Но, самое главное, здесь сохранилось очарование провинциальной красоты: древние городские валы, один из самых старых на Руси монастырей и целые кварталы старой исторической застройки. Наша экскурсия впервые предлагает познакомиться со всеми обителями Переславля и насладиться архитектурой и богатым историческим наследием древнего города.

Экскурсии, включенные в программу тура

· Горицкий монастырь;
· Федоровский монастырь;
· Свято-Троицкий Данилов монастырь;
· Никитский монастырь;
· Никольский монастырь

Внимание!

Экскурсия предполагает посещение действующих храмов. Дамам желательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки.

Программа тура

По количеству монастырей и музеев на единицу площади Переславлю-Залесскому нет равных. Но, самое главное, здесь сохранилось очарование провинциальной красоты: древние городские валы, один из самых старых на Руси монастырей и целые кварталы старой исторической застройки. Наша экскурсия впервые предлагает познакомиться со всеми обителями Переславля и насладиться архитектурой и богатым историческим наследием древнего города. Христианские обители возле знаменитого Плещеева озера считаются одними из самых древних русских монастырей. Один из них появился в начале XI века, а другой был выстроена на старом языческом капище. В наши дни в Переславле-Залесском можно посетить пять монастырей.
Горицкий монастырь. Приземистые оборонительные стены и башни делают монастырь похожим на массивную крепость. К тому же, стоит старинная обитель на возвышенности и видна отовсюду. Точная дата основания монастыря остается неизвестной. Однако, сохранились письменные свидетельства, что христианскую обитель поставили на месте языческого святилища, и произошло это не позже XIV века.
До наших дней в монастырском комплексе сохранились здания, построенные в XVI-XVII веках. Это – Святые ворота с возвышающимся над ними храмом святителя Николая, нарядные Проездные ворота в восточной части стены, и, конечно, величественный Успенский собор, устремившийся пятиглавием прямо к небу.
Музей-заповедник , расположенный в монастыре, по праву можно считать одним из самых крупных и богатейших музейных собраний страны . Однако, принято решение о восстановлении на монастырской территории действующей православной обители.

Федоровский монастырь. История обители, посвященной Федору Стратилату, насчитывает более семи веков. Она была основана в начале XIV века, как мужской монастырь. А с XVII века – это действующий женский монастырь, где в наши дни проживает 20 насельниц.
Федоровской обители была уготована особая судьба. Ей всегда покровительствовали русские государи: вначале Рюриковичи, а затем – Романовы. Царь Петр I привез сюда европейские ткацкие станки, и монашки прославились, как искусные мастерицы в изготовлении церковных облачений. А еще в этой обители работали самые лучшие в городе золотошвеи. В наши дни центральное место в монастырском комплексе занимает величественный Федоровский собор , построенный в середине XVI века. Рядом с ним стоит церковь Введения Богородицы во Храм (начало XVIII века). А на юге монастырской территории расположен храм Казанской иконы Божией Матери (XVIII век).

Свято-Троицкий Данилов монастырь. Более 500 лет назад в древнем русском городе появился странствующий инок Даниил. Он жил в Никитской и в Горицкой обителях, и постепенно прошел путь от простого монаха до архимандрита. Особая забота Даниила состояла в том, чтобы хоронить по христианским обычаям умерших странников, бездомных и нищих. Благодаря его стараниям, в самом начале XVI века в Переславле появился новый монастырь. Спустя сто лет, когда Россия переживала разорительные Смутные времена, обитель сильно пострадала. Наступавшие на город польско-литовские войска сожгли большую часть монастырских построек, а крестьян, работавших на эту обитель, убили. Однако, до конца XVII века монастырь не только восстановился, но и был заново отстроен в камне. Некоторые из тех первых каменных построек сохранились до наших дней. Это возведенный ростовскими мастерами величественный Троицкий собор . Внутри него можно увидеть настенную живопись, выполненную костромскими и ярославскими изографами в 1660-е годы. С восточной стороны от собора стоит Всехсвяткая церковь, появившаяся в монастыре 1680-е годы. А на юго-востоке обители возвышается удивительный по красоте храм Похвалы Божией Матери, возведенный в самом конце XVII века.

Никитский монастырь. Наиболее древнюю обитель возле легендарного Плещеева озера основали в самом начале XI века. Этот монастырь был в числе самых первых христианских сооружений, возведенных по указу князя Бориса Ростовского. В те времена назначение обители состояло в одном – максимально обращать в христианскую веру живших на берегу озера язычников. Монастырь получил посвящение в честь одного из самых почитаемых верующими святых - великомученика Никиты. Часто в истории одни события перекликаются с другими. Любопытно, что в XII веке при обители жил необычный целитель и юродивый – Никита Столпник. Сегодня в древнем монастыре можно увидеть красивый, монументальный Никитский собор , построенный еще во времена царя Иоанна IV Грозного. Над всей территорией возвышается стройная шатровая колокольня. В обители также сохранился храм, в котором останавливался во время первых визитов на Плещеево озеро молодой царь Петр I. Это церковь Благовещения. Весь комплекс монастырских зданий окружают белокаменные стены. Достаточно приглядеть к их башням и бойницам, чтобы понять, каким мощным было созданное вокруг обители укрепление. В возведении этих стен принимал участие царь Иоанн IV Грозный. По его распоряжению камни скрепляли специальным раствором, а основание стен выкладывали массивными валунами.
В наши дни внутри монастыря живет 15 насельников. Много паломников приходят к знаменитому целебному источнику святого Никиты, который находится примерно в 1 км от монастырских стен.

Никольский монастырь . Святитель Николай – один из самых почитаемых православных святых. Поэтому неудивительно, что в начале XIV века в городе построили посвященный ему монастырь. Основателем обители считается Дмитрий Прилуцкий. В первые века существования новую обитель ожидали большие испытания. Ни один раз она была полностью разграблена и сожжена ханскими набегами и военными отрядами Лжедмитрия. А в 60-е годы XVII века монастырская территория полностью опустела после эпидемии чумы, от которой умерли 9/10 всех жителей города. В конце XIX века мужскую обитель решением церковных властей преобразовали в женский монастырь. Монахини быстро взялись за дело, сумели отремонтировать старые постройки и возвели несколько новых зданий. Однако, обитель сильно пострадала во время активной борьбы советской власти с религией. В наши дни старинный монастырь активно возрождается и открыт как для паломников, так и для туристов.

Приглашаем на эксклюзивную автобусную экскурсию по Москве с внутренним посещением храмов всех, кому интересна история России, кто хочет узнать больше о ее закрытых страницах, кто привык задавать себе вопросы и искать на них непростые ответы. История старообрядчества интерпретируется по-разному. Мы не будем настаивать на одностороннем подходе. Выводы каждый сможет сделать сам. Но, безусловно, Рогожское и Преображенское стоит того, чтобы их увидеть.

Экскурсия приоткроет перед нами покров таинственности, лежащий на этой теме. Прикоснувшись к сохранившимся памятникам давно минувших лет, мы обратимся к эпохальным темам русской истории. Была ли церковная реформа XVII века падением Третьего Рима - святой Руси? На этот важный вопрос мы постараемся найти ответ. Знаменитые исторические фигуры пройдут перед нашим взором: цари Алексей Михайлович и Петр I, патриарх Никон, протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Мощная духовная, созидательная сила, отличавшая движение приверженцев «старой веры», помогла им выстоять в тяжелых, неблагоприятных условиях и не только сохранить свою самобытность, но и занять достойное место в российском обществе. Старообрядцы явились первыми собирателями и хранителями русских древностей: рукописей, древней иконописи, знаменного «крюкового пения». Но не только хранителями седой старины были старообрядцы. Они стремились быть активными гражданами своего Отечества. Именно старообрядческий характер и уклад жизни выковал знаменитых купцов-миллионщиков: Кузнецовых, Морозовых, Рябушинских, Солдатенковых.

Программа сборной автобусной экскурсии "Под знаком старой веры"::
  • В 10:15 сбор группы у ст. м. «Площадь Ильича»
  • В 10:30 отправление группы в путешествие по истории старообрядческой Москвы продолжительностью 6 часов.
  • Путевая информация от гида во время автобусных переездов.
  • Экскурсионная программа по Рогожской Слободе:
    • Покровский собор с заходом внутрь
    • Храм Рождества Христова с заходом внутрь
    • Никольская единоверческая церковь (РПЦ) с заходом внутрь
    • Церковь-колокольня Воскресения Христова
    • Рогожское кладбище Природно-ландшафтный комплекс
  • Экскурсионная программа по Преображенскому кладбищу:
    • Церковь Воздвижения Креста Господня - храм старообрядцев федосеевского согласия
    • Храм успения Пресвятой Богородицы - храм старообрядцев поморского согласия с заходом внутрь
    • Часовня старообрядцев филипповского согласия (бывшая)
    • Преображенский некрополь
  • Сбор группы в 08:85 у ст.м. "Кузьминки"
  • В 09:00 отправление на экскурсию по Егорьевскому шоссе (~60 км, 2 час)/ Путевая информация.
  • Приглашаем Вас посетить один из интереснейших городов Подмосковья - Егорьевск, который находится всего в 100 км от Москвы.

    По дороге в Егорьевск произойдет знакомства с интересным и самобытным краем. Гуслицы … загадочная, самобытная область. Границы её зыбки и неопределённы, история полна полуфантастических легенд и тайны свои она не спешит раскрывать.

    В прошлом Гуслицкий край по праву именовали «Старообрядческой Палестиной». В общественном сознании новая и новейшая история Российского старообрядчества тесно связана с районами русского севера, Сибири, а также с дальним зарубежьем, куда старообрядцы бежали, спасаясь от преследований после церковного раскола середины XVII столетия. Однако удивительным образом один из таких районов оказался в непосредственной близости от Москвы, менее чем в ста верстах, и именовался он Гуслицами. Постепенно целый субрегион на востоке Подмосковья приобрёл ярко выраженные черты местного хозяйственного, этнографического и конфессионального своеобразия. Старообрядцы всегда ревностно хранили и поддерживали древние традиции. Культура старообрядческих Гуслиц стояла на очень высоком уровне. В гуслицких селениях лили медные образки и крестики, складни. Это литьё, называемое гуслицким, отличается большим разнообразием. В ряде деревень писали иконы. Во многих деревнях переписывали старинные книги, оформляя их заставки уникальной росписью, получившей название гуслицкой.
  • Не доезжая до Егорьевска, чуть углубившись в Гуслицы экскурсия заедеет в с. Устьяново - важный в прошлом старообрядческий центр. Сохранилась кирпичная церковь Николы чудотворца, один из лучших гуслицких старообрядческих храмов, построенный в 1910-1914 гг. в неорусском стиле арх. Н.Г. Мартьяновым.
  • Затем дорога ведет в п. Шувое, где гид покажет историческую часть города, где сохранилась традиционная для Гуслиц деревянная Троицкая церковь.
  • Проезжая с. Рыжево, экскурсия остановится полюбоваться маленькой деревянной Введенской церковью с удивительной судьбой.
    Церковь сооружена по «образцовому проекту» Н.А. Шохина. В 1872 г. демонстрировалась на Политехнической выставке в Москве, затем была поставлена в подмосковном имени Люблино. В Рыжево перевезена в 1927 г. Живописный храм не закрывался и всегда вызывает неизменное восхищение.
  • Прибытие в Егорьевск
  • В уютном старом Егорьевске, который признан ныне историческим памятником градостроительного искусства XIX в., нас ждет обзорная экскурсия, в рамках которой мы увидим историческую часть города, местные достопримечательности, среди которых «Биг-Бен» - башня фабрики Хлудовых. Мы посетим собор Александра Невского, Троице-Мариинский монастырь, старообрядческий храм Георгия Победоносца.
  • Кульминацией тура станет посещение Егорьевского историко-художественного музея, старейшего музея Подмосковья, неоднократного победителя Всероссийского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и номинанта премии «Европейский музей года»-2010.
    Экспозиция музея, который часто называют «Малым Эрмитажем», великолепна. Музей оснащен современными интерактивными технологиями, которые никого не оставят равнодушным. Экспозиционные залы, общей площадью полторы тысячи квадратных метров, построены в виде анфилады. В них представлены лучшие изделия промыслов и производств России XVIII-XIX вв.: золотное шитье, северная резная кость, художественный металл, резное и расписное дерево, стекло, фарфор, керамика Гжелии др. Залы расписаны орнаментами, которые будто бы перешли в архитектурные формы со страниц рукописных старообрядческих книг местного гуслицкого письма. Очень оригинальна светоакустическая экспозиция «Феерия света» - тысячами разноцветных брызг рассыпаются по залу лучи, отраженные в гранях кубков и бокалов.
  • Отправление в Москву около 7 вечера

Стоимость услуги "Град Егорьевск и «Старообрядческая Палестина" включает::
  • Транспортные услуги и путевая информация;
  • Услуги гида-сопровождающего
  • Экскурсионная программа:
    • с.Устьяново: Никольская церковь;
    • п. Шувое: Троицкая церковь;
    • с. Рыжево: Введенская церковь;
    • Егорьевск:
      • обзорная экскурсия;
      • старообрядческий храм Георгия Победоносца;
      • собор Александра Невского;
      • Троице-Мариинский монастырь;
      • Егорьевский историко-художественный музей.
Особые Условия::
  • Компания-поставщик услуги оставляет за собой право менять порядок посещения экскурсионных объектов
  • Время начала экскурсии - 09:00
  • Место сбора на экскурсию - у ст. м. "Кузьминки"
  • Продолжительность экскурсии - 12 часов
  • Крайне желательно соблюдение формы одежды: юбки и платки для женщин, и длинный рукав для мужчин и женщин. В старообрядческих храмах возможно приобретение предметов старообрядческого обихода, в т.ч. лестовок и медного литья.
  • Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное
  • При группе до 19 человек предоставляется микроавтобус Mercedes Sprinter, Ford Transit или аналог, предварительная рассадка в салоне может отличаться
  • При группе более 19 человек предоставляется автобус марки Mercedes, Man, Neoplan, Setra, Yutong, ShenLong или аналог
  • Компания-поставщик услуги не имеет возможности влиять на задержки, связанные с пробками на дорогах, действиями и мероприятиями государственных органов, в том числе органов ГИБДД, дорожными работами, а также на любые другие задержки, находящиеся вне разумного контроля фирмы
  • Обращаем внимание, что поздней осенью, зимой, ранней весной, в исключительных случаях, из-за короткого светового дня, посещение некоторых заявленных в программе объектов может происходить в тёмное время суток.
  • Важно! Посещение старообрядческих храмов с. Устьяново и п. Шувое происходит при возможности приема экскурсионных групп общинами данных храмов. Посещение одного из заявленных храмов гарантировано.
  • В старообрядческих храмах возможно приобретение предметов старообрядческого обихода, в т.ч. лестовок и медного литья.
  • Желающие окунуться в купель святого источника в с.Рыжево - возьмите все необходимое. Купель прекрасно оборудована и удобна, температура воды - комфортная.
  • Во Введенском храме с. Рыжево возможно приобретение кагора трехлетней выдержки, изготовленного по традиционным церковным рецептам настоятелем - игуменом Феофаном.
Фактические расходы продавца при аннулировании заказанной и подтвержденной услуги по инициативе заказчика::
  • в срок более 7 рабочих дней до даты предоставления услуги соответствует операционным расходам продавца
  • в срок от 7 до 5 рабочих дней до даты предоставления в общем случае, согласно штрафных санкций поставщика по договору предоставления услуги, составляет - 20% от стоимости заказанной услуги
  • в срок от 5 до 3 рабочих дней до даты предоставления в общем случае, согласно штрафных санкций поставщика по договору предоставления услуги, составляет - 40% от стоимости заказанной услуги
  • в срок менее 3 рабочих дней до даты предоставления в общем случае, согласно штрафных санкций поставщика по договору предоставления услуги, составляет - 100% от стоимости заказанной услуги

Прим. Размер приведенных фактических расходов Продавца не распространяется на аннулирование заказа на группы от 6-ти человек и более (учитывается общее количество аннулированных мест, даже если они были сделаны разными заказами). Внимание! Особые условия аннуляции на все Новогодние туры с заездами в период с 29 декабря по 10 января и на все туры Масленичной недели. А так же на все туры, которые проходят в праздничные дни и объединяются с другими выходными как то: майские праздники, праздники 23 февраля и 8 марта, ноябрьские, июньские праздники.

Страхов Валерий

Родился в 1970 году. Имеет высшее теологическое (богословское) образование. Базовое образование и большой опыт церковной жизни позволяют рассказывать о религии не просто интересно и познавательно, но проникая вглубь того или иного явления. Каждая из авторских экскурсий – плод собственного осмысления различных тем, связанных с историей и религией. Одна из таких тем – русское старообрядчество. Для Валерия это не только сфера научных интересов, но и выбор веры, что позволяет полностью погружаться в тему, даже там, где она для многих будет закрыта.

Успех экскурсий Валерия Страхова состоит в том, что он умеет о сложном рассказать просто и доступно, основываясь на собственном богатом церковном опыте. Его рассказ включает такие детали и подробности, которые не вычитаешь из учебников и путеводителей. Они узнаются годами, десятилетиями реальной церковной жизни. И, вместе с тем, его экскурсии не паломничество; он прекрасно понимает, что у каждого свое отношение к вере и религии, поэтому никогда не настаивает в выводах, оставляя возможность задуматься и сделать выводы самостоятельно. И тогда путешествие не заканчивается в день, который указан в экскурсионной путевке. Оно продолжается в Вас самих. Наверное, поэтому к Валерию приходят еще и еще раз.

Выбор «Мастерской Путешествий» для Валерия совершенно естественен. Формат его экскурсий – полноценно авторский и индивидуальный, не терпящий потока и подмен.

Странадко Медея

Экскурсовод, историк, страстная путешественница: объездила немало стран и городов и в каждом может с легкостью провести экскурсию. Занимается любимым делом и делится с экскурсантами радостью и теплотой от общения с Москвой, со старыми и любимыми уголками столицы, порой забытыми и оттого еще более интересными. Автор монографий по истории ВДНХ.

Сергиевская Ирина

«…Коренная москвичка, журналист, автор книг о Москве. Выступает как эксперт на телепроектах «Битва экстрасенсов», «Городские легенды», «Совершенно секретно», «Охотники за привидениями» и др. Ирина Сергиевская - необычный экскурсовод, а проводник по таинственным и загадочным местам Москвы. Посетив многие страны, принимая участие в экспедициях и в археологических раскопках, в полной мере ощутила, что сама наша жизнь – необычайное и удивительное путешествие. На прогулках Ирины всегда загадочно, увлекательно и интересно! Её рассказ всегда эмоционален, наполнен любовью к истории, тайнам и красоте нашего родного города. Он погружает каждого в атмосферу таинственный и удивительных событий!

Крюковский Сергей

Я родился и вырос в Москве, в семье главного художника Москворецкого района. Меня с детства окружали художники, скульпторы, архитекторы, формируя мою любовь к искусству. В девять лет я стал звонарём и всю юность провел при храме, там я познакомился с церковным бытом и заинтересовался историей религий. Мне хотелось помогать людям, и я закончил педиатрический факультет медицинского института. Но любовь к искусству перевесила, и я посвятил себя музыке - стал заниматься звукорежиссурой. Гастроли, концерты, путешествия и масса новых впечатлений. Пока мои коллеги отсыпались в номере – я бродил по улицам и знакомился с этими городами, потом стал показывать их своим друзьям, и так совсем незаметно это стало моей новой профессией. У меня много любимых мест, но Москва – моя малая родина, город моего детства, тот город, который, кажется, что знаешь наизусть, но каждый раз открываешь его для себя всё больше и больше. И мне очень приятно открывать его вместе с вами!

Брагина Наталья

Дипломированный гид экскурсовод, Член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г.Москвы. Приятная в общении обаятельная и очень эрудированная. «Люблю Москву и делюсь этой любовью со всеми туристами! Я с удовольствием, познакомлю Вас с моим любимым городом, покажу Вам все самое интересное, расскажу об истории города и его жителей. А главное - я хочу, чтоб вы полюбили Москву, также как люблю её я. Буду рада видеть всех, кому дорог наш город!»

Смирнов Алексей

И тобою привык я гордиться, И везде повторяю слова: «Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!

Москвич по рождению и состоянию души. Влюблён в свой родной город. Патриот России. Не люблю: дураков. Любимое занятие: чтение. Семейное положение: муж, отец, дед.

Потемкина Татьяна

Окончила РГГУ, факультет искусствоведения. Долгое время работала редактором "Городских путешествий с Павлом Любимцевым" и "Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом". Писала сценарии, готовила материал для телеэкскурсий по городам России и Европы. Но любимой темой всегда оставалась Москва. Не потому, что она самая красивая. Просто Москва - мой родной город. Для меня его делают прекрасным не столько достопримечательности, сколько люди. Ведь, красота - в глазах смотрящего. Я благодарна работе экскурсовода за возможность живого общения с такими людьми - с моими слушателями, и поэтому стараюсь делиться с ними всем, что знаю сама, к чему сама неравнодушна, чтобы они смогли почувствовать и радость открытий, и радость встречи с хорошо знакомым.

Волынкина Ирина

«Я покажу вам этот город таким, каким узнала его сама, и буду рада, если он понравится и вам…».

Начала работу экскурсоводом в 1987 году в музее В.И. Ленина сразу после окончания педагогического института. Попав в этот политический музей на старте перестройки, получила хорошую школу старой закалки и устойчивость к любым проявлениям публики. Занимается любимым делом с радостью и энтузиазмом. В детско-юношеском центре «Турист» г. Мытищи ведет занятия экскурсоведения с ребятами, которым интересно попробовать себя в этой профессии.

Гудзь-Марков Алексей

Алексей Викторович Гудзь-Марков родился в 1962 г. в городе Купавна Московской области. В 1985 г. закончил Московский Институт Электронного Машиностроения по специальности "прикладная математика". Автор многочисленных книг по истории славян и происхождению славянского мира. В 2002г. написал книгу "Ростов Великий и его уезд", а позже "История Серпуховского и Оболенского уездов".

Гудзь-Марков А. В. профессионально занимается историческим и интеллектуальным туризмом, и предлагает вниманию широкой публики более ста маршрутов автобусных путешествий по России, предусматривающих, наряду с показом традиционных объектов, представление мало известных и очень красивых археологических памятников - городищ, курганов, на фоне которых в доступной форме участникам путешествий излагается мировая история во всех её ярких и судьбоносных проявлениях.

Соловьев Андрей

Андрей Соловьев родился в Москве, где живет и сейчас. Высшее образование получил на философском факультете МГУ им.М.В.Ломоносова. В 1987 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема иронии в европейской философии». С 1995 года трубач легендарной московской группы «Вежливый отказ», в которой постоянно играет. Выступал со многими известными музыкантами, как отечественными, так и зарубежными.

Еще Андрей Соловьев пишет для современного театра. Несколько лет вел джазовые программы на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Ракурс». В роли экскурсовода впервые попробовал себя в 2009 году. Сочетание высокой эрудиции и креативного таланта позволило Андрею создать целый ряд необычных экскурсий, так полюбившихся москвичам.

Стихарева Юлия

Я родилась в семье, где постоянно все читали. Читали всегда, от книг не отрывались. Мама работала на местном телевидении. В самом начале моего самостоятельного жизненого пути это определило и мою дорогу. Тульские места: Ясная Поляна, Куликово поле и Поленово – вот места, которые формировали личность. Я поступила на факультет «невест», то есть филфак. И в 18 лет пришла на работу в ГТРК «Тула», где в разных должностях проработала 9 лет. Была автором и создателем телевизионных программ, делала новостные материалы, а потом уехала в древней и прекрасный город Ярославль, где стала работать пресс-секретарем Ярославской епархии, основанной в 991 году. Это время было очень интересное, познавательное, много происходило и совершалось на моих глазах и в чем-то мы были не просто свидетелями, зрителями, но и участниками. Потом совершенно недолгий период, когда я проработала в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль». Это тоже особое время и особый мир. А теперь последние годы – Москва, Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. Имею высокие награды Русской Православной Церкви и государственные. Люблю путешествовать. Сейчас издаю журнал, являюсь автором телевизионной программы «Кулинарное паломничество» на православном телеканале «Союз». Время так скоротечно – все надо стараться успеть.

Пивоварова Юлия

Выпускница исторического факультета Московского государственного педагогического института им.В.И.Ленина.

Путь экскурсовода начала на музейном поприще. Со временем захотелось преодоления музейного пространства, «выйдя на тропу» пеших прогулок. Помочь принять решение помог наш вечный город, который дает возможность проложить неограниченное количество маршрутов, тесное знакомство с которым началось еще со школьной поры.

Выбор «Мастерская Путешествий» связан, в первую очередь, с поддержкой авторских экскурсий в строгом следовании единой тематике. Ведь если изучать историю Москвы под разным углом, то можно заново открывать даже привычные городские декорации.

Татьяна Червячкова

Ираида Кретинина

Родилась и выросла в солнечной Чувашии, ещё со школы любила историю, географию, мечтала путешествовать, познавать мир. Окончив Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, в 1980 году выучилась на экскурсовода, чтобы лучше узнать свой край и рассказывать о своём любимом городе туристам. Будучи свидетелем многих исторических преобразований в Чебоксарах и в Йошкар-Оле, видя, как города хорошеют и изменяются, с удовольствием знакомлю всех с ними, с национальным колоритом, рассказываю об их истории и преобразованиях. Стараюсь быть полезной людям, доставлять им радость и сделать приятным пребывание всех путешествующих на древней земле чувашей и марийцев.

И его семьей. Они отбыли по своим делам, а я решил начать знакомство ни много ни мало сразу с Покровского собора. Я знал, что приходить нужно в одежде с длинным рукавом, вести себя максимально тихо и незаметно, не фотографировать, и уверенно с сумкой на плече проследовал внутрь главного кафедрального храма Рогожской старообрядческой общины. Зайдя, сразу аккуратно сместился вправо и начал тихонько красться вдоль стенки, очень интенсивно вертя головой по сторонам - внутри собор просто потрясает. Не успел я еще почувствовать себя совсем не в своей тарелке, как был подобран под ручки бабушкой с вопросом "вы старообрядец?" и препровожден в притвор. Бабушка довольно долго и вежливо общалась со мной, пояснила все тонкости и подарила издаваемую там специально для таких пришельцев брошюрку. Хоть глазком, но увидеть удивительное убранство собора мне удалось. Я еще бывал после этого на Рогожке, но мысли попасть внутрь оставил.

Но вот совсем недавно, благодаря уникальной по сути экскурсии Под знаком старой веры от "Магазина путешествий" мне удалось побывать и внутри Покровского собора и внутри собора Рождества Христова и во многих интереснейших местах в комплексе Преображенского кладбища. Причем помимо нашего замечательного экскурсовода Валерия Страхова нас встречали "свои" экскурсоводы и в Рогожской слободе и в Преображенской старообрядческой общине - что называется, информация от первоисточников.

Конечно любая историческая экскурсия это такое погружение в атмосферу прошлого, когда улицы большого города, вдруг, выглядят совсем иначе и время течет по-другому. Многие наверное испытывали такое ощущение. И эти дежурные для таких случаев слова можно было перенести и на эту экскурсию, но соприкосновение с миром старообрядцев даже только на территории Москвы это некий переход в другое измерение, пусть и на время. И здесь, конечно, особенно отчетливо ощущение погружения в глубокую древность, ведь старообрядцы были первыми собирателями и хранителями русских древностей: рукописей, древней иконописи, знаменного «крюкового пения».

Несмотря на то, что кое-что про старообрядчество я читал, благо информация есть, в том числе и от самих старообрядцев, в голове все равно периодически образуется каша, ведь информации много, чего стоит не запутаться в различных старообрядческих течениях. Тем ценнее сначала было получить общую историческую информацию от "нашего" экскурсовода Валерия Страхова и потом уже более подробно узнать обо всех тонкостях от самих старообрядцев.

У этого поста есть одна важная особенность - атмосфера внутри старообрядческих храмов совершенно особенная и внутренне убранство по-настоящему впечатляет, это какой-то совершенно другой мир и как это наверное уже понятно ни одной фотографии внутри храмов не будет. Как бы это не было интересно. Совет только один - посмотрите это своими глазами, благо возможности есть.

Кстати, автобус на экскурсии был полным, вопросов к нашим проводникам-старообрядцам было огромное множество, случайных людей тут явно не было, все по-настоящему интересовались предметом. Я не видел ни одной попытки хоть как-то, хоть на что-то снимать там, где просили не снимать, а старообрядцы нас встречали очень дружелюбно, несмотря на всю приписываемую им молвой закрытость. К адекватным людям адекватное отношение.

Началась экскурсия в Рогожской слободе.

Как законченный архитектурный ансамбль Рогожская слобода окончательно сложилась к 1860-80 гг. В 2005 году Рогожская слобода отмечает 100-летие распечатания алтарей Рогожских храмов.

1. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм.

4. Храм-колокольня Воскресения Христова, думаю, ее не раз замечали едущие по ТТК. Колокольня возведена в 1906-1913 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Ф. И. Горностаевым.

5. Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку

6.К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища не прекращались богослужения. Здесь нам посчастливилось побывать внутри и все внимательно рассмотреть. Местный экскурсовод также указывал на икону работы Рублева, интересно, насколько это так.

7. Храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище. Церковь построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской староверческой общине. Здесь обыкновенно отпевали покойников. Однако в 1854 году церковь была передана единоверцам. (Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви). Современный вид в «русском стиле» Никольская церковь приняла после перестройки в 1863-1866 гг. по проекту архитектора В. Н. Карнеева на средства купца Н. М. Алясина. Попасть внутрь намного легче, чем в соседние старообрядческие, внутри довольно необычно, много старинных икон.

8. Вид на ансамбль от здешних прудов.

Также на территории Рогожской слободы мы посетили Собор Рождества Христова, где сейчас находится музей - редкая возможность для не старообрядцев так вольготно перемещаться в храме, в котором по словам экскурсовода в будущем предполагается проводить службы. Здесь много уникальных исторических экспонатов. В 70-е годы в нем, кстати, были склады музеев Кремля. И, конечно, мы посетили Рогожское кладбище, где похоронены представители знаменитых купеческих родов и старообрядческих иерархий. Вплоть до 1934 года на нем хоронили только старообрядцев. На Рогожском кладбище похоронены известные российские промышленники, фабриканты, купцы Шелапутины, Рахмановы, Рязановы, Рябушинские, Морозовы, Кузнецовы, Капырины, Трындины и другие.

На территории кладбища возвышается кованная часовня-склеп Морозовых. Там захоронены 5 поколений купеческой династии, начиная с основателя династии Саввы Тимофеевича (1770-1860) и до его потомков. Последнее захоронение датировано 1995 годом.

После этого наш путь лежал в Преображенское. Если Рогожское было центром старообрядцев, сохранивших священство, то другой знаменитый памятник, существующий в Москве - Преображенское кладбище - объединял «первых русских протестантов» старообрядцев, оставшихся без священства. Федосеевцы, поморцы, филипповцы - множество «согласий» (направлений) существовало до революции. Но всех их объединяла одна идея о том, что Антихрист уже царствует в мире. Мы посетили комплекс Преображенского кладбища, где помимо некрополя сохранились и действуют храмы основных беспоповских направлений, доживших до нашего времени.

Преображенское - уникальный исторический уголок Москвы, ставший известным со времен царствования Алексея Михайловича. С 1771 г. история и известность Преображенского связаны с кладбищем, ставшим общероссийским центром беспоповцев. Ансамбль кладбища неплохо сохранился. Старообрядцы, особенно беспоповцы, известны своей закрытостью от внешнего мира. С Преображенским нас познакомили сами старообрядцы, представители «Культурно-Паломнического Центра имени протопопа Аввакума». Во время нашей экскурсии мы получили уникальную возможность посетить храм Успения Пресвятой Богородицы московской поморской общины и посетить территорию бывшего Женского двора, принадлежащую историческим создателям Преображенского - федосеевцам.

Преображенское впечатлило меня больше всего, с шумной улицы среди огромного мегаполиса вдруг попадаешь в какие-то допетровские времена. Здесь уже вовсю говорят "новообрядцы", когда речь заходит об РПЦ, когда же речь заходит о старообрядческих течениях, становится совсем тяжело в этом разбираться, а внутреннее убранство храма Успения Пресвятой Богородицы как-то разумно описать словами тяжело - ничего подобного я никогда не видел.

11. Колокольня бывшего Никольского единоверческого монастыря

13. Церковь Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построена в 1780-1784 гг. Архитектор Ф.К. Соколов (возможно, по проекту В.И. Баженова). Первоначально принадлежала старообрядцам-федосеевцам, как и все храмовые здания Преображенского кладбища. В середине XIX в. южный (мужской) двор Преображенского кладбища обращён в Никольский единоверческий монастырь, который в 1920-е г. отошёл к обновленцам. Обновленческая община, в свою очередь, продала основную часть Николо-Успенского храма старообряцам-поморцам. После ликвидации обновленчества в 1940-е гг. в притворной части Николо-Успенского храма устроен храм РПЦ МП.

15. Дом причта

17. Надвратный храм Воздвижения Креста Господня. Ранее являлся надвратным храмом бывшего Никольского единоверческого монастыря.

19. Часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построена в готическом стиле в 1804 (или 1805) году под руководством архитектора Ф. К. Соколова.

20. Здание в стиле московского модерна построено в 1912 году для Больницы при Преображенской старообрядческой общине по проекту архитектора Л. Н. Кекушева – первого по времени и одного из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. В этом замечательно сохранившемся памятнике архитектуры, увы, не нашли ничего лучше, как расположить туберкулезный диспансер.

21. Стены бывшего Никольского монастыря

22. Соборный старообрядческий храм Воздвижения Креста Господня. Строился по инициативе купца-старообрядца И. А. Ковылина (1731–1809) и построена уже после его кончины. Среди возможных авторов проекта называют В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Двусветный одноглавый храм отличается отсутствием алтарной апсиды. Колокольня церкви по своему типу сходна с колокольней Кирилло-Белозерского монастыря. В советское время не закрывался..

Федосеевцы относятся к беспоповцам, т.е. старообрядцам, отрицающим существование в наши дни благодатной церковной иерархии, сохранившей каноничное апостольское преемство. Поэтому их храмы (строго говоря, это часовни) не имеют алтарей, так как, с точки зрения беспоповцев, литургию служить больше некому. В отличие от поморцев, федосеевцы сохранили изначальное беспоповское мнение, оформившееся вместе с самим беспоповством, что раз нет священства, то некому венчать и браки. Поэтому они проповедуют безбрачие для своих наставников и церковнослужителей. Состоящим в гражданском (невенчанном) браке федосеевцы предписывают не креститься, не кланяться и не прикладываться к иконам на общей молитве.

23. На территории бывшего женского двора есть пасека. Это посреди-то огромного мегаполиса.

25. Восточный (мужской) корпус с храмом Успения Богородицы, Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Построен в 1805 году. Здесь находятся Культурно-паломнический центр им. протопопа Аввакума и Церковная лавка Московского Преображенского старообрядческого монастыря

27. А в Южном (женском) корпусе с храмом Всемилостивого Спаса все еще сидит батальон полиции.

Здесь я большей частью прошелся по верхам, но на самом деле на эту тему много различных интересных материалов, моей задачей было рассказать о том, что с помощью организованной экскурсии есть возможность приоткрыть завесу тайны об этой интереснейшей части нашей истории и нашего настоящего. Это можно сделать и самостоятельно, но это будет и сложнее и менее информативно, а старообрядцы, как оказалось, вполне открыты для общения, если вы уважаете тех, к кому приходите в гости, а надо понимать, что это именно приход в гости.



Статьи по теме: