Соши «умид. Журнал 'Директор школы'

Педагог, психолог, менеджер, стратег, финансист, эффективный управленец – все это относится к главному человеку в современной школе – к директору. Современный директор школы – какой он? Своими размышлениями на эту непростую тему с пресс-службой Московского центра качества образования поделились руководители нескольких школ города.

Ольга Тертухина, директор гимназии № 1554:

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха.

А.С. Пушкин

Еще со времен Советского союза идет спор о роли директора школы. Одни считают, что «Если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь, прежде всего, быть хорошим педагогом…» (В.А. Сухомлинский), другие – педагогом можешь и не быть, а эффективным менеджером быть обязан.

Если посмотреть на изменение содержания работы директора за последние 3-4 года, то можно увидеть, что у него стало больше свободы в плане финансов, распределения ресурсов, а значит, стало больше и ответственности. Директору сегодня как никогда нужны навыки управления организацией – основы менеджмента, он должен быть эффективным управленцем.

Вместе с тем, стало больше свободы и в содержательном плане. Директор должен разбираться в современных образовательных парадигмах и приоритетах, а также в перспективных образовательных технологиях. Он должен понимать суть и особенности педагогической работы.

Таким образом, современный директор – менеджер, стратег, понимающий современные тенденции образования, умеющий предвидеть будущее.

Современный директор должен сам постоянно развиваться и совершенствоваться и вместе с тем формировать инновационный механизм, направленный на развитие творческой атмосферы в образовательном учреждении, культивировать у подчиненных интерес к инновациям и новшествам.

Но что может сделать директор один, даже если он самый-самый? – Важно уметь подбирать команду. Термин «команда», думаю, пришел к нам из бизнеса и уверенно прижился в педагогической среде, где традиционно сильно «чувство локтя». И здесь директору очень важно, чтобы его заместители были подлинными профессионалами, неравнодушными управленцами, умеющими работать в команде.

Александр Тверской, директор лицея № 1581:

Кто такой современный директор школы? Квалифицированный и опытный педагог, понимающий суть образовательного процесса или грамотный администратор? Убежден, что современный директор школы – это больше, чем просто хороший педагог и администратор – это эффективный управленец.

Сейчас у школы появилось больше свободы и самостоятельности, как в ведении финансово-хозяйственной деятельности, так и в определении содержания образования, что существенно повышает ответственность за принятые решения.

Поэтому директор – это человек, который может и готов принимать управленческие решения для достижения поставленных целей. Однако, зададимся вопросом: может ли директор принимать одинаково эффективные решения как в области управления ресурсами, так и в научно-методических, образовательных областях? – Может, если он способен собрать управленческую команду профессионалов, организовать ее работу и не бояться делегировать ответственность членам своей команды.

Конечно, надо помнить, что современный директор – это ключевая фигура в сфере образования, так как он представляет интересы государства в школе и одновременно интересы школы перед государством и обществом. Директор выстраивает взаимодействие, общение, связи между учащимися, родителями, педагогами, партнерами образовательной организации, государственными и муниципальными органами управления.

Современный директор школы должен иметь не только профессиональные компетенции, которые позволяют ему быть эффективным руководителем, но и личные качества, такие как стрессоустойчивость, упорство и настойчивость, уравновешенность, доброжелательное отношение к людям, уверенность в себе.

Елена Савчук, директор школы № 2005:

Результат деятельности любой школы зависит, прежде всего, от того, какой руководитель стоит во главе ее управления. В современных условиях конкурентной среды перед директором школы стоит непростая задача – найти экономически целесообразное направление обучения и качественно организовать образовательный процесс.

Попробуем составить портрет современного руководителя.
Эффективное управление кадрами, регулирование образовательной деятельности, материальное обеспечение классов методическими материалами и техническим оборудованием, ремонт и обслуживание помещения школы – все это необходимо выполнять и координировать директору в современных, меняющихся условиях жизни.

Директор современной школы обязан быть педагогом и организатором, юристом и экономистом. Разработать свой стиль управления школой, в котором проявятся личностные качества руководителя, – первостепенная задача.
Людей, обладающих выраженными чертами лидера от природы, не так много, но этому качеству при желании можно научиться. Необходимо терпение и работоспособность, терпимость к окружению, умение разбираться в людях и видеть их проблемы, не только связанные с учебным процессом, но и личного характера. Директор является той основой, на которую опираются идеи модернизации российского образования.

На мой взгляд, главная задача современного директора школы – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, а также находить пути их решения, правильно выстраивать приоритеты. Такая постановка вопроса предполагает, что директор школы – это профессиональный и умелый управленец.

Современный директор должен быть универсальной личностью, прекрасно эрудированной, с гибким мышлением.

Важными качествами руководителя являются талант управленца и хозяйственника. Сегодня в московские школы пришла новая система финансирования. От количества учащихся и воспитанников зависит бюджет образовательного учреждения. Чтобы привлечь детей в школу, нужно быть конкурентоспособными. При этом имеет значение абсолютно все: и уровень качества преподавания, и санитарное состояние зданий и территорий. Директор – менеджер, он обязан просчитывать на много шагов вперед, насколько экономически выгодным будет то или иное его решение, насколько оно будет эффективным. Привлечь детей в школу, рационально распределить средства и приумножить их – непростая задача для руководителя.

Управляться с графиками и таблицами, цифрами и диаграммами трудно, но еще сложнее управлять людьми. Управлять мудро и деликатно, соблюдая необходимый баланс.

Труднее завоевать авторитет у родителей, ведь они разные, но, тем не менее, объединены общим – любовью к детям. В общении с детьми и родителями, педагогами и сотрудниками главное для директора современной школы – оставаться человеком. Директор – главный психолог в школе, в его компетенции – и подбор кадров, и сохранение атмосферы в коллективе. Умение общаться с людьми, находить необходимые компромиссы – одна из важных черт современного директора школы, ключ к успеху.

Если у штурвала школы находится директор, который сочетает в себе все необходимые качества руководителя новой формации, можно с уверенностью говорить, что школа – в надежных руках.

Директор школы – глава и «лицо» образовательного учреждения. В современном понимании, директор школы, по сути, является наемным образовательного учреждения. Эта должность назначаемая, а не выборная. В ведении директора находится множество вопросов, непосредственно связанных с деятельностью учреждения: управление педагогическим и прочим персоналом, учащимися, экономические, финансовые и юридические аспекты.

Есть определенные требования, предъявляемые к человеку, претендующему на эту должность. К ним относятся: наличие высшего профессионального образования, стаж работы не менее 5 лет на педагогических и руководящих должностях, соответствующий уровень квалификации и аттестации. При назначении директора школы приветствуется не только высшее педагогическое, но и управленческое образование. Назначает директора школы и освобождает его от занимаемой должности учредитель образовательного учреждения. Директор школы может быть назначен путем повышения действующих его заместителей, либо «со стороны».

Контроль за деятельность директора образовательного учреждения

Если школа государственная, то учредителем выступает управление образования города или муниципального образования в лице начальника этого управления. Работодателем для директора школы является управление образования, именно оно заключает с ним трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Размер заработной платы директора определяется исходя из средней заработной платы педагогического персонала. Если школа частная, то учредителем могут быть частные юридические и физические лица. В этом случае, учредитель также заключает с директором трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Трудовой договор с директором школы может заключаться как срочный, так и бессрочный. Учредитель осуществляет контроль за деятельностью директора и учреждения в целом.

Учредитель образовательного учреждения может также назначить Наблюдательный совет, который осуществляет контроль за профессиональной деятельностью директора, образовательным процессом, финансовыми ресурсами, совершением крупных сделок и так далее. Состав Наблюдательного совета утверждается учредителем образовательного учреждения в виде приказа.

Директор школы несет административную и уголовную ответственность. Директор также может быть освобожден от занимаемой должности по решению суда.

Пост директора школы является достаточно ответственным и серьёзным, и руководить такой системой может лишь настоящий профессионал, имеющий соответствующий опыт в педагогической сфере. В сегодняшней статье мы расскажем о должностной инструкции и основных обязанностях директора, невыполнение которых может привести к дисциплинарной ответственности.

Общие положения

Раздел должностной инструкции под названием «общие положения» содержит в себе такие пункты:

  • во время отпуска или при наличии серьёзных проблем со здоровьем все обязанности директора по учебной и воспитательной работе автоматически переходят к его заместителю;
  • директор школы не может занимать свою должность без диплома о высшем профессиональном образовании и 5-летнего опыта работы на учительских должностях. Также ему необходимо пройти соответствующую аттестацию;
  • ему не разрешено совмещать другие управляющие должности;
  • все заместители директора подчиняются непосредственно ему. Директор вправе дать обязательное для исполнения задание любому работнику школы или ученику. Он также может отменять распоряжения своих заместителей и других сотрудников;
  • в своей работе руководитель школы соблюдает законы РФ, указы Президента РФ и Правительства страны, а также Устав учебного заведения и его локально-правовые акты.

Функции

Директор школы выполняет следующие функции:

  • координирует учебную и воспитательную работу учебного заведения, обеспечивает административно-хозяйственную деятельность;
  • создаёт условия для корректного исполнения норм и правил техники безопасности в школе.

Обязанности руководителя учебного заведения

К должностным обязанностям главы школы относят:

Права

Компетенция директора позволяет ему:


Ответственность


Связи по должности

Управляющий школой:

  • исполняет свои обязанности в режиме ненормированного рабочего дня по графику, закреплённому Советом школы и составляющему 40-часовую рабочую неделю;
  • глава школы поддерживает связь с:
  1. С Советом образовательного учреждения
  2. С Педагогическим советом
  3. С некоторыми органами местного самоуправления
  • ежегодно он самостоятельно составляет график своей работы на каждую учебную четверть;
  • в назначенные сроки и в установленной форме он ведёт отчётность, которую предоставляет муниципальным (или другим) органам или учредителю;
  • принимает от муниципальных (или других) органов должную информацию о нормативно-правовых, организационно-методических делах, знакомится с данными документами и даёт расписку.

Таким образом, должностная инструкция содержит в себе все основные функции, права и обязанности директора школы. Каждое учебное заведение вправе изменять или добавлять некоторые положения, однако всё это должно делаться согласно Уставу школы.

Его заместителем и научным руководителем станет бывший проректор Российской экономической школы Андрей Бремзен. По всей видимости, в 2017 году он займет пост директора школы.

Как сообщается на официальной странице учреждения в Facebook, накануне новых руководителей представили Управляющему совету «Пятьдесят седьмой школы».

Александр Тверской - выпускник Московского Городского педагогического университета, вплоть до настоящего назначения директор ГБОУ города Москвы «Лицей № 1581». В его ведении будут находиться все операционные административные и финансовые вопросы в 57-й школе. «Его основная задача - обновить и обеспечить прозрачность школьного администрирования, обеспечить устойчивость функционирования всех подразделений школы, включая взаимодействие между всеми ее зданиями», – говорится в сообщении.

Андрей Бремзен - профессор экономики, до настоящего назначения проректор Российской экономической школы (РЭШ) по академическим вопросам. В 1992-м году он закончил 57-ю школу, затем с красным дипломом закончил механико-математический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, а затем магистратуру РЭШ. Защитил докторскую диссертацию по экономике в Массачусетском технологическом институте. В 57-й школе много лет преподавал математический анализ, помогая своему учителю Л.Д.Альтшулеру. «В его ведении будут находиться все вопросы, касающиеся преподавания, взаимодействия со всеми школьными сообществами, а также вопросы сохранения и обновления ценностных и научных компетенций школы». В течение этого учебного года Андрей Сергеевич должен будет пройти аттестацию, необходимую для занятия должности директора школы.

Сам Александр Бремзен уже опубликовал свое обращение к выпускникам школы, в котором объяснил, почему директором станет он, а не Вячеслав Лещинер, победивший в голосовании выпускников: «Мы встречались и общались лично с Вячеславом Роальдовичем. Он сказал, что не хочет/не готов быть директором, но ему будет интересно получить от меня предложение на позицию завуча или заместителя директора. Будем это обсуждать с ним в ближайшее время».

По его словам, первым делом он намерен заполнить вакансии, образовавшиеся в результате скандала. Кроме того, Александр Бремзен будет встречаться с каждым из учителей, разбираться с внутренней ситуацией.

Скандал в 57 школе вспыхнул в конце августа после того, как журналистка Екатерина Кронгауз опубликовала пост об учителе истории, который, по ее словам, годами состоял в близкой связи со своими ученицами. По словам выпускников, администрация, чтобы предупредить любые жалобы, разработала меморандум против «диффамации педагогов». Правоохранители сейчас проводят проверку этой информации.

Глава школы № 57 Сергей Менделевич, в свою очередь, об уходе со своего поста. Кроме того, в школе управляющий совет, который призван заняться решением кризиса. В состав совета вошли: ректор РАНХиГС Владимир Мау, искусствовед Михаил Каменский, известный общественный деятель Анна Федермессер, ресторатор Дмитрий Ямпольский и другие известные люди.

Директор – это ключевая фигура в школе. А успешность в школе зависит от того, кто в ней руководит. Сегодня, когда директора школ работают в условиях рыночной экономики, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений - от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования. Возникает вопрос - кто он, эффективный руководитель современной школы?

Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами и школьной экономики. Для этого необходимо обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс.

Хороший директор обязательно добьется самостоятельной бухгалтерии и полного нормативного финансирования для своего образовательного учреждения. Он обязательно разработает систему оплаты труда, но со своими индивидуальными школьными особенностями. Он обязательно создаст или проинициирует возникновение некоего общественного органа управления (например, хорошего родительского комитета), найдет спонсоров.

Для развития инновационной деятельности в школе необходимо грамотное, умелое владение директора новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом.

Эффективный руководитель современной школы должен идти в ногу со временем: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Современный директор умеет работать и с ребенком и с родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и учениками.

Директор школы должен обладать определенными личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Это – толерантность, тактичность, воспитанность, внутренняя гармония, оптимизм.

Одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Такой директор обязательно станет авторитетом для своих подчиненных.

Обязательным для руководителя является его эмоциональная

уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоции независимо от настроения и быть всегда на позитиве.

Современный директор должен заботиться о престиже школы. Это – различные районные, областные конкурсы, конференции, семинары, мастер-классы, связи с социумом. По возможности дать возможность школе быть экспериментальной площадкой в определенных областях, устраивать международные обмены учащихся. От того, насколько школа наслуху зависит ее будущее.

Немаловажную роль играет психологический климат в школе. Директор следит за межличностными отношениями учитель-ученик. Учащиеся должны считать школу «вторым домом», а учителей – своими наставниками-друзьями. Руководителю следует организовать специальную комнату отдыха для учителей и для детей.

Конечно, быть современным директором непросто. Только сильный, цельный, креативный, талантливый, честный, умный человек может занимать такую должность.



Статьи по теме: