"Прежде нежели был Авраам, Я есмь. Увидел день Мой и возрадовался". Толкование. Основы библии пособие для самостоятельного познания того, о чем рассказывает библия, которое помогает Прежде чем авраам я есмь

Эти слова часто неправильно используются для поучения того, что Иисус существовал до Авраама. Однако более тщательное исследование выявляет противоположное этому:

  1. Иисус не говорит: "Прежде, чем был Авраам, Я был". Он был обетованным потомком Авраама, и мы лишаем всякого смысла Божьи обетования Аврааму, если скажем, что Иисус физически существовал до времени Авраама.
  2. Слова, приведенные в Евангелии от Иоанна 8:58 представляют собой разговор Христа с иудеями относительно Авраама. Для них Авраам был величайшим человеком, который когда-либо жил. "Я есмь сейчас (в то время, когда стою здесь) более важен, чем Авраам". Греческое слово "PRO", переводимое как "прежде" относится скорее к Христу, имеющему большее значение, чем Авраам, а не к времени. Мы опять можем сослаться на стих Матфей 21:31, иллюстрирующий как в Библии используется слово "прежде". Иисус сказал: "Мытари и блудницы впереди вас (нечестивых евреев) войдут в Царство Божие ". На самом деле, евреи, с которыми говорил Христос, не будут находиться в Божьем Царстве (Лука 13:28; Матфей 8:12; 21:43). Так что здесь не идет речь о входе праведных в Царство прежде них в смысле времени. Когда велся этот разговор, нужно было более чествовать Иисуса, чем Авраама. Христос говорит: "Я сейчас более важен, чем был Авраам". Однако, слово "прежде", употребляемое в Иоанн 8:58, до некоторой степени можно понимать и в отношении времени, то есть, прежде, чем жил Авраам, Христос уже был в планах у Бога, и этот план был у Него с самого начала мироздания. И так как Иисус был "прежде" Авраама, то в смысле Его важности и следует понимать слово "прежде".
  3. Доказательство этому находим в стихе Иоанна 8:56: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался ". Как говорится в Писании, только один раз Авраам рассмеялся и возрадовался. Произошло это тогда, когда он получил обетование, что у него будет семя. В конце концов, он понял, что обетование относится к Иисусу (Бытие 17:17). Авраам предвидел Христа через обетования, данные ему. Мысленно он неодобрительно относился к будущему Его жертвоприношению: "На горе Иеговы усмотрится " (Бытие 22:14). Именно в этом смысле Иисус говорит об Аврааме, как будто бы Он видел его. Имея в виду обетования, Христос мог сказать: "Прежде, нежели был Авраам, Я есмь ". Как мы объяснили в разделе 3.1, Иисус понимал, что Божьи обетования Аврааму раскрывали о Нем план, который Бог знал с начала мироздания. И это обетование было осуществлено в глазах евреев первого века в то время, когда они стояли вокруг Иисуса, "слово (обетование) сделало плоть ".
  4. Утверждают, что Иисус часто упоминает Божие имя, когда говорит: "Я есмь ". Мы уже сказали в Отступлении 3, что Иисус, а также все другие смертные люди, могут нести Божие имя, не имея в виду при этом, что они являются лично Самим Богом. Но может быть, что Иисус здесь просто использует настоящее время глагола "быть". Та же самая картина встречается несколькими стихами ниже в Иоанна 9:9. Иисус излечил слепого нищего, и тот стал зрячим. Удивленные люди спрашивали друг друга, действительно ли это был тот самый слепец, который сидел и просил милостыню. "Иные говорили: это он. А иные: похоже на него. Он же говорил: это я ". Возможно, Вы заметите, что слово "я" в Библии здесь выделено курсивом. Это означает, что в греческом тексте этого слова нет, оно добавлено переводчиками. Излеченный слепец говорит: "Я есмь ", то есть так же, как и Иисус говорит в Иоанна 8:58. Если же мы будем считать, что слова Христа "Я есмь" говорят о том, что Он есть Бог, тогда мы должны будем признать, что и излеченный слепец говорил о себе, что он Бог. Следует отметить, однако, что Яхве, Божие Имя, на самом деле означает: "Я есмь сущий" или просто "Я есмь".

. А как Я истину говорю, то не верите Мне.

Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?

Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

1. Представьте, возлюбленнейшая братия, кротость Божию. Он пришел отпущать грехи, и говорил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» Не считаем недостойным доказывать из разума, что не грешник Тот, Кто силою Божества мог оправдывать грешников. Но весьма страшно то, что присовокупляется: «кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» . Ибо, если слышит слова Божии тот, кто от Бога, а тот, кто не от Него, и слышать слов Его не может, то да вопросит каждый самого себя: принимает ли он слова Божии ухом сердца и разумеет ли, откуда он? повелевает желать Небесного Отечества, умерщвлять пожелания плоти, чуждаться славы мира, не желать чужого, щедро раздавать свою собственность. Итак, да размыслит каждый из вас сам с собой, имел ли силу этот глагол Божий в слухе его сердца? И потому признает ли, что он от Бога? Ибо есть некоторые, которые заповедей Божиих не удостоивают слышания даже телесным слухом. И есть некоторые, которые хотя и принимают их телесным слухом, но не имеют никакого сердечного расположения к ним. И есть некоторые, которые охотно принимают слова Божии, но после времени слез возвращаются к нечестию. Подлинно не слышат слов Божиих те, которые презирают их на деле. Итак, возлюбленнейшая братия, представьте жизнь вашу пред очи ума и с высоким размышлением убойтеся того, что слышится из уст Истины: «вы потому не слушаете, что вы не от Бога» . Но то, что говорит Истина о нечестивых, нечестивцы обнаруживаются сами собою в делах своих. Ибо затем написано: «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?»

2. Но послушаем, что отвечает Господь на такие поношения. «Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня» . Поскольку самарянин значит – сторож, – и верно, тот Сторож, о Котором Псалмопевец говорит: «если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (), и Которому через Исаию говорится: «сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?» (), то Господь не благоволил отвечать: «Я не Самарянин», но: «Во Мне беса нет» . Поскольку Ему сделано два порицания, то одно Он опроверг, а на другое молча согласился. Ибо он пришел Стражем рода человеческого; и если бы Он сказал, что Он не Самарянин, то отверг бы, что Он Страж. Но Он умолчал о том, на что согласился, и терпеливо опроверг то, что было сказано ложно, говоря: «Во Мне беса нет» . Этими словами что другое приводится в замешательство, если не гордость наша? Она, хотя бы легко была затронута, воздает жесточайшими обидами, нежели, какие получила, делает зло, какое может, грозит и тем, которого сделать не может. Вот Господь, принимая обиду, не гневается, не отвечает поносительными словами. Если бы Он захотел отвечать говорящим тем же самым: «вы беса имеете», то подлинно сказал бы истину потому, что если бы они не были обладаемы бесом, то не могли бы так нечестиво говорить о Боге. Но получив обиду, Истина не хотела говорить даже того, что было истинно для того, чтобы не показаться, будто Он сказал не истину, не вызванный отплатил поношением. Через это что внушается нам, если не то, чтобы мы в то время, в которое получаем ложные поношения от ближних, молчали даже о действительных пороках их для того, дабы должности справедливого исправления не обратить в оружие мщения? Но поскольку каждый, имеющий ревность Божию, подвергается бесчестию от людей нечестивых, то пример терпения показал нам в Себе Самом Господь, Который говорит: «но чту Отца Моего, и вы бесчестете Меня» . Но что при этом должно делать нам, еще увещевает нас примером, когда присовокупляет: «Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий» . Мы верно знаем, что Отец весь суд отдал Сыну, и однако же вот Тот же Сын, принимая оскорбления, не ищет славы Своей. Нанесенные оскорбления Он предоставляет суду Отца для того, чтобы подлинно внушить нам, сколько мы должны быть терпеливы, когда не хочет мстить за Себя даже Тот, Кто судит. Но когда развращение нечестивых возрастает, тогда проповедь не только не должна быть прерываема, но еще должна быть усиливаема. К этому увещевает нас примером Своим Господь, Который после того, как назван бесноватым, еще щедрее продолжает благодеяния Своей проповеди, говоря: «истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» . Но как для добрых необходимо, чтобы они от поношений делались еще лучшими, так нечестивые от благодеяния делаются всегда худшими. Ибо по выслушании слова, они опять говорят: «теперь узнали мы, что бес в Тебе» . – Поскольку они привязались к вечной смерти, и этой самой смерти, к которой привязались, не видали, то, имея в виду одну только смерть телесную, слепотствовали при слове истины, говоря: «Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек» . Поэтому они Авраама и Пророков, как бы из почтения к ним, предпочитают самой Истине. Но нам ясно открывается, что те, которые не знают Бога, ложно чтут и слуг Его.

3. И замечательно, что Господь видит, что они явно противятся Ему; и однако же не перестает проповедовать им повторенным голосом, говоря: «Авраам отец ваш рад бы был, да бы видел день мой: и виде, и возрадовался» ( и след). Ибо Авраам видел день Господень тогда, когда в образе Верховной Троицы гостеприимно принял трех Ангелов; по принятии их, он говорил к Троим так как бы к Одному; потому что, хотя в лицах есть число Троичности, однако же в естестве единство Божества, но плотские умы слушающих не возводят глаз выше плоти, когда в Нем рассматривают один только возраст плоти, говоря: «тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» Искупитель наш благосклонно отвлекает их от взора на плоть Свою и влечет к созерцанию Божества, говоря: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» . Ибо "прежде" есть прошедшего времени, "Я есм" – настоящего. И поскольку Божество не имеет прошедшего и будущего времени, то Он не говорит: «Я был прежде Авраама», но: "прежде Авраама Я есм" . Поэтому и к Моисею говорится: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» . (). Итак, Авраам имел: и «прежде», и «после», потому что мог и «наступить», через присутствие свое, и «отступить» через течение жизни. Но Истина имеет «быть всегда», потому что для Нее ни начинается что-либо прежним временем, ни кончается последующим. Но умы неверующих, не имея силы выдержать этих слов Вечности, берутся за камни, и Кого не могли понять, Того хотели заметать камнями.

4. Что же сделал Господь против неистовства мечущих камни, открывается через непосредственное присовокупление: "Иисус же скрыся и вышел из храма» . Весьма удивительно, возлюбленнейшая братия, почему скрытием Своим Господь отклонил от Себя преследователей Своих, тогда как если бы благоволил проявить могущество Божества Своего, мог бы тайным мановением ума связать во время их вержений камней или подвергнуть наказанию внезапной смерти? Но поскольку Он пришел страдать, то не хотел употреблять права суда. Известно, что Он перед самым временем страдания показал, какое имел могущество, и однако же претерпел то, для чего пришел. Ибо, когда Он гонителям Своим, ищущим Его, сказал: "это Я" (), тогда одним этим изречением поразил их гордость и всех поверг на землю. Следовательно, и в этом месте почему Тот, Кто мог избавиться от рук мечущих камни не скрываясь, – почему Он скрывается, если не потому, что Искупитель наш, соделавшись человеком среди человеков, одно проповедал нам словом, а другое – примером? Что же говорит Он нам этим примером, если не то, чтобы мы, даже тогда, когда можем противопоставить силе силу, смиренно уклонялись от гнева гордящихся? Поэтому и через Павла говорится: «но дайте место гневу Божию» (). Да взвесит человек, с каким смирением он должен убегать от гнева ближнего, когда Бог уклонился от неистовства раздраженных скрытием Себя! Итак, никто да не раздражается против выслушанных поношений, никто да не воздает поношением за поношение. Ибо, по подражанию Богу, славнее молча избежать обиды, нежели победить ответом.

5. Но против этого гордость в сердце говорит: постыдно молчать по получении обиды. Кто видит, что ты слышишь поношение и молчишь, тот подумает, будто ты терпишь, но сознаешься в преступлениях. Но от чего рождается этот голос в нашем сердце против терпения, если не от того, что мы во глубине души утвердили эту мысль, и когда ищем славы на земле, не заботимся о благоугождении Тому, Кто призирает на нас с неба? Итак, по принятии поношения, обсудим на деле глас Божий: «если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой» . Но написанное о Господе "скрыся" может быть разумеваемо и иначе. Ибо Он многое предсказывал иудеям, но они смеялись над словами предсказаний Его. От предсказания они сделались даже худшими, так что дошли до бросания камней. Что же Господь обозначает скрытием Себя, если не то, что самая Истина скрывается от тех, которые не хотят следовать словам ее? Потому что истина удаляется от того ума, в котором не обретает смирения. И как много ныне есть таких, которые осуждают ожесточение иудеев за то, что они не хотели слушать проповеди Господней, и однако же сами таковы для делания, каковы, по их обличению, те были для верования. Они слушают заповеди Господни, признают чудеса, но отказываются оставить свои беззакония. Вот Он зовет, а мы не хотим идти. Он терпит, а мы нерадим о Его терпении. Итак, братие, пока есть время, да оставит каждый свое нечестие; да устрашится терпения Божия, дабы после не подвергнуться неминуемому гневу Того, Кого, ныне Кроткого, он оставляет без внимания.

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?

Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

От Иоанна 8:51-59

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Ин.8:51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Что же он сказал им? «Кто соблюдет Мое слово» , то есть с верою соединит и жизнь чистую (ибо тот только истинно соблюдает учение Господне, кто имеет и жизнь чистую), такой не увидит смерти, которою умирают грешники, предаваемые в будущем веке бесконечному мучению и отпадающие от истинной жизни.

Вместе с сим дает им знать, что если соблюдающий слово Мое не умирает, тем более - Я. Зачем же вы хотите убить Меня, над Которым смерть имеет так мало власти, что Я даже и другим дарую истинную жизнь? Ибо, хотя верующие умирают телесно, однако, они живы в Боге.

Ин.8:52. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

Что же говорят на это иудеи? Они считают Его за беснующегося, как будто бы Он от повреждения рассудка говорит какие-то странности. Умерли Авраам и пророки, которые слышали слова Божии, как же не умрут Твои слушатели? «Теперь, - говорят, - мы истинно, то есть вполне и твердо, узнали, что Ты, говоря это, беснуешься».

Ин.8:53. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли:

Безумцы, не понимая, о какой смерти говорил Господь, что она не коснется верующих в Него, говорят Ему нечто безрассудное и безумное. Смотри, как они отвечают. Им следовало бы сказать: «Неужели Ты больше Бога? Слушавшие слово Божие умерли, а слушающие Твое не умрут.» Но они не так. Желая показать, что Он меньше и Авраама, говорят: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама?»

Сам Господь не открывает им, о какой Он сказал смерти. А что Он выше Авраама, в этом убеждает немного после. Чем Ты Себя делаешь?

Говорят это в обиду. Ты, недостойный ни одного слова, Сын плотника, Галилеянин, чем Ты Себя делаешь? Ни дела, ни истина, ни Писания, но Ты Сам чем Себя делаешь? Ибо Ты Сам присвояешь Себе славу.

Ин.8:54. Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

Говорит на это Господь: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто , как и вы думаете. Но ныне славящий Меня есть иной, именно Отец Мой»

Отец прославлял Его всячески, то пророчествами о Нем, то свидетельством с небес, то бесчисленными и безмерными чудесами. О сем Отце вы говорите, что Он Бог ваш. Но вы не признаете Его ни Отцом Моим, ни Богом вашим. Если бы вы признавали Его Отцом, вы почитали бы Сына Его. А ныне вы Сына Его не почитаете. Очевидно, вы не признаете Его Отцом Моим. Но вы не признаете Его и просто Богом. Иначе вы боялись бы слов Его, как Бога. Ныне же вы решительно пренебрегаете Им. Он постановил законом: «не убий». Вы ищете убить Меня и притом тогда, как не можете обличить Меня во грехе.

Ин.8:55. И вы не познали Его, а Я знаю Его;

Отселе ясно, что вы совершенно не знаете Его. А Я знаю Его по природе, имею совершенное знание о Нем. Ибо, каков Я, таков и Отец. А как Я Сам Себя знаю, то знаю и Его.

и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец.

Ибо вы лжете, хвалясь, что знаете Его; а Я отрекусь от истины, если, зная Его, скажу, что не знаю.

Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

Чем же Ты докажешь, что знаешь Его? «Тем, - говорит, - что Я соблюдаю слово Его , то есть заповеди Его.» Ибо Я не противник Ему, иначе Я хвалился бы, как богопротивник, ни заповедей Его не нарушаю. А вы, преступники Его заповедей, находитесь в плену, предаваясь злым похотям, жаждете убийства и многое другое, воспрещенное законом, совершаете со страстью и тем ясно обнаруживаете, что не знаете Его. Ибо, если бы вы знали Его, вы соблюдали бы слово Его, то есть заповеди.

Иные же слова «соблюдаю слово Его» понимают так: потому Я знаю Его, что в Самом Себе имею неизменный образ Существа Его, то есть бытия, и какой образ Естества у Отца, такой же и у Меня. Ибо у Отца и Сына одно и то же Естество и один и тот же образ бытия. Посему Я знаю Отца, ибо соблюдаю неизменный образ Существа Его.

Такой оборот речи у Писания в обычае. Например, по-славянски говорится «даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо» (Пс. 59:13) . Здесь частица «и» употреблена вместо «ибо», и речь имеет такой смысл: дай нам помощь, ибо спасение от человека ненадежно. Так и в сих словах «Я знаю Его, и соблюдаю слово Его» частица «и» поставлена вместо «ибо». «Ибо, - говорит, -Я соблюдаю слово Его ».

Ин.8:56. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

Здесь утверждает, что Он больше Авраама. Выше они говорили Ему:«Неужели Ты больше отца нашего Авраама?» Здесь Он отвечает: «Да, Я больше».

Он «рад был увидеть день Мой» , то есть считал его приятным, вожделенным и радостотворным, как день весьма благотворный и как день не малого кого-нибудь, не обыкновенного человека, но Большого. «Днем» называет Крест, ибо его прообразовал Авраам в принесении Исаака и в заклании овна. Как тот нес дрова, так Господь нес крест, и как Исаак был оставлен, а заколот овен, так Он, как Бог, пребыл вне страдания, а пострадал Человечеством и плотию. Провидя сей день Креста, как день всемирного спасения, Авраам возрадовался. Показывает и то, что Он добровольно идет на страдания, так как хвалит того, кто радовался о Кресте: ибо чрез него спасение вселенной.

Иные под «днем» разумеют все время явления Христа во плоти, которое провидя, Авраам возрадовался, что от него и его потомства произойдет Спаситель. А может быть, и не один только Авраам радовался, но и все, как Давид говорит: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс. 117:24).

Ин.8:57. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама

Иудеи, не в силах будучи возвыситься до смысла слов Его, вместо того, чтобы спросить и узнать, о каком Он говорит дне, который видел Авраам, еще более осмеивают Его, будто бы Он говорит что-то безрассудное. «Тебе , - говорят, - нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама?» Сказали так, думая, что Господу близ пятидесяти лет, тогда как Ему было около тридцати трех лет.

Отчего не сказали они «Тебе нет еще сорока лет», но - «пятидесяти»? Об этом излишне бы и спрашивать. Может быть, они упомянули о пятидесяти годах без определенной мысли. Однако же, некоторые говорят, что они так сказали потому, что у них особенно чтился пятидесятый год, то есть юбилейный год, в который рабов отпускали на свободу, покупщики уступали свои приобретения и делали все иное, что относилось к чести.

Ин.8:58. Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Что же Господь говорит? «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» . Смотри, не сказал «прежде нежели был Авраам, Я был», но - «Я есмь» . Ибо это изречение «есмь» свойственнее Богу, потому что означает бытие непрерывное и всегдашнее. Так и Отец Его в Ветхом Завете выразился о Себе: «Аз есмь Сый» (Исх. 3 :14). Об Аврааме, как тленном, прилично сказал «был». Ибо что получило бытие, то и разрушается. А слово «есмь» указывает на свободу от всякого тления и на божественную вечность.

Ин.8:59. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее.

Посему и они это изречение, как приличное одному только Богу, приняли за хулу и взяли каменья на Него. Но Он опять со смирением скрывается, чтобы не умереть прежде определенного для Его смерти времени.

Как же скрывается? Он не спрятался в угол храма, не убег в домик, не прислонился к стене или за столб, но Божескою властью Сам Себя сделал невидимым для наветников хотя вышел и посреди них. «И пошел далее» , то есть пошел так, просто, до некоторого времени.

Смотри, пожалуй, как Он исполнил все со Своей стороны: Он достаточно научил их и о Себе, и об Отце, и указал истинное благородство и свободу в свободе от грехов; объяснил, что одно только рабство постыдно, рабство греху, - и вообще ничего нужного не опустил. А они бросают каменья в Него. Посему-то Он и оставляет их, как уже не способных к исправлению.

Заметь, что каменья бросают те, о которых евангелист сказал, что они уверовали в Него (Ин. 8:30-31). Значит, вера их была не вера, но какое-то привременное и холодное расположение к речам Христовым.

Вконтакте

Спрашивает Alexander
Отвечает Виктор Белоусов, 27.06.2013


Александр спрашивает: "Здраствуйте, прошу вас ответить на мой вопрос.
Иисус сказал...Я есмь .
Это те же слова Я есмь Сущий
Как написано в оригинале? Я знаю, что идут какие-то споры вокруг этих слов."

Мир Вам, Александр!

Мы рассмотрим этот вопрос с нескольких сторон:


()

Оригинал дошел до нас на греческом-койне (упрощенном), хотя говорился на арамейском. Использовал ли Иисус "тетраграмматон" в этом тексте (ЙХВХ - Яхве, Сущий) - неизвестно. Но смысл текста и без этого был очень "еретичным" для иудеев - потому что кто может быть, прежде чем еще Авраам появился. Ведь иудеи, как народ, вели свое родословие от Авраама. Если Иисус говорит что Он существует еще до Авраама - это очень серьезное заявление.

2) Контекст этого разговора.

Буквально несколькими стихами ранее, Иисус очень явно говорит о Своей сути.

22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете придти"?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
25 Тогда сказали Ему: кто же Ты ? Иисус сказал им: от начала Сущий , как и говорю вам.
()

В греческом тексте там используется слово "Начало" - для иудея это была понятная отсылка к главе - В начале сотворил Бог небо и землю...

Еще это же слово используется в Евангелиях точно так-же, когда говориться о 1-й главе Бытия:

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
()

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
()

21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
()

Видно что Иисус относит Себя к 1 главе Бытия, где не так много действующих персонажей.

3) Контекст того времени - по реакции тогдашних слушателей на Его слова.

53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
()

56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него ; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
()

Иудеи отлично поняли слова Христа о Его Божественной сути и расценили их как богохульство, за что побивали камнями. Надо сказать что Иисус в Евангелиях никогда не называл Себя ангелом - что Он сотворенный ангел от Бога, но Он всегда говорил что Он Сын Небесного Отца. Иудеи понимали очень прозрачно это значение:

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
()

Думаю что в совокупности можно явно увидеть что Иисус называл Себя Сыном Божьим - единым с Отцом, за что Его хотели побить камнями.

Благословений Божьих,
Виктор

Дополняет Александр Дулгер:

Хотя мы не знаем какой именно оборот речи использовал Иисус, как верно отметил брат Виктор, мы тем не тем не менее можем понять, что хотел сказать евангелист Иоанн, вдохновленный Духом Святым.

В 3-м веке до рождества Христова, по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа, 70 иудейских книжников сделали перевод Писаний Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Этот перевод называется Септуагинта и во времена апостолов он был хорошо известен. В этом переводе, в тексте стоит греческое выражение "эго ими", то есть "я есмь".

Тот факт, что он использовал эти же слова, говорит о том, что он отождествлял Христа Иисуса с Личностью, которая разговаривала с Моисеем в книге Исход. Иными словами, Иоанн ставит знак равенства между Иисусом и Яхве.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

13 фев

Июнь 10, 2017

Для людей, не приученных к танахической дисциплине, вырывание текста из контекста, является типичным, и как следствие – неверное понимание вопроса. В данной статье, мы рассмотрим вопрос, был ли Мессия до того, как родился Авраам, отец наш.

54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

(Иоан.8:51-59)

Прежде, нежели был Авраам, Я есмь – в чем суть фразы

Рассматривая в контексте фразу Йешуа – прежде нежели был Авраам, Я есмь, мы видим, что ключевым вопросом, породившим этого высказывания, является вопрос о бессмертии:

51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Всегда были люди, которые учили, что нет оживления из мертвых. И по этой причине, люди не совсем корректно понимали учение о вечной жизни. Даже когда уже была община Йешуа hа-Машиаха, были толкователи, что не существует оживления из мертвых. И такая ересь жила в сознании верующих в Йешуа.

Апостолу Павлу пришлось написать вразумление для сомневающихся членов коринфских общин. Им была написана целая глава, которую здесь нет необходимости цитировать, но лишь часть:

13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;

14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают;

16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

18 Поэтому и умершие во Христе погибли.

19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

21 Ибо, как смерть через человека , [так] через человека и воскресение мертвых .

22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,

23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

(1Кор.15:13-23)

В одном человеке – всем уготована смерть, в другом человеке, всем приготовлено спасение. Разница, конечно же, между этими двумя человеками есть и она необходима. Адам стал жить посредством слова:

7 И создал Элоhим Йеhова человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым.

(Берейшит 2)

Вдунул – повелел жить, существовать, дышать.

О Мессии же сказано:

1 В начале было Слово, и Слово было у Элоhим, и Слово изрек Элоhим.

2 Оно было у Элоhим в начале.

3 Всё существующее произошло через него (слово), и без него не существовало ничто из сотворённого.

14 Слово стало человеком и этот человек жил с нами, и мы видели его Шхину, как Шхину единственного сына у отца, полного благодати и истины.

(Бсура Това от Йоханана 1)

Мессия произошел не посредством слова, а слово Всевышнего облачилось в плоть.

Теперь вернемся к стихам:

52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

Надежда на Мессию только в этой жизни – это бессмыслица, для которой не нужна никакая вера. Следуя пониманию вопроса, что Мессия должен был родиться в роду Давида как обычный человек, то они понимали, что Мессия должен умереть. Когда же они услышали о бессмертии, то пришли в негодование – чтобы давать бессмертие другим, необходимо самому обладать бессмертием – знать, как говорится, секрет бессмертия. Тот, кто являлся отцом всего еврейского народа – умер. Если такой святой, как Авраам умер, то кем себя возомнил Йешуа, рожденный от отца Авраама? Может он хочет сказать, что он больше отца нашего Авраама?

На этот вопрос Йешуа им ответил:

56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

В данном стихе, надо понимать, что Авраам увидел не самого Мессию, но день Мессии . День Мессии – это как раз день избавления от смерти. Победа над смертью – это цель прихода Мессии.

Каким образом Авраам мог видеть этот день? Конечно, же, прямым текстом об этом нигде не сказано. Но Мессию всегда просматривается в жизненных проявлениях.

7 И сказал Ицхак Аврааму, отцу своему, говоря: отец мой! И он сказал: вот я, сын мой! И он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

8 И сказал Авраам: Элоhим усмотрит Себе агнца для всесожжения , сын мой. И пошли оба вместе.

9 И пришли на место, о котором сказал ему Элоhим; и устроил там Авраам жертвенник, и разложил дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник поверх дров.

10 И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы зарезать сына своего.

11 Но воззвал к нему ангел Йеhовы с неба и сказал: Авраам! Авраам! И он сказал: вот я.

12 И сказал тот: не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего, ибо теперь Я узнал, что боишься ты Элоhим и не пожалел своего сына единственного ради Меня.

13 И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, баран позади, запутавшийся в чаще рогами своими. И пошел Авраам, и взял барана, и принес его во всесожжение вместо сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому “Йеhова усмотрит ”. Посему ныне говорится: “на горе Йеhовы усмотрится”.

(Берейшит 22)

Этот случай, стал поводом веры для будущих поколений:

Господь узрит это наложение пут, чтобы прощение даровать (сынам) Исраэля во всяком году (из года в год) и спасать их от бедствия. Чтобы говорили: «В сей день - во всех грядущих веках - на горе Господней зрим будет пепел Ицхака, собранный и предназначенный для искупления»

[Танхума]

Именно в этот день Авраам возрадовался. Чему? Что вместо его сына умер приготовленный Йеhовой, агнец.

Об этом же говорит и апостол:

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

(Евр.11:17-19)

Поэтому, говоря народу об Аврааме, Йешуа как раз имел в виду, что Авраам увидел день его. Но они не поняли его и еще больше вознегодовали на него.

57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?

Конечно же, Йешуа не мог видеть Авраама, потому что он не жил в то время. Он и не говорил им о том, что он жил в то время. Но отвечая на их вопросы, он старался им открыть природу Мессии:

58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Православный перевод, конечно же, в этом тексте преследует свои политические цели, применяя фразу – Я есмь, которая в их понимании звучит как Йеhова (Извечный). На самом же деле, эта фраза звучит просто, как – я был . Быть в какое-то время, промежуток бытия, это не значит быть всегда, не имея ни начала, ни конца.

Адам знал, что он сотворен из праха – из земли. В какой-то период времени Адам был землей, а потом после смерти снова стал ею. Так и Йешуа знал, что он – это слово Творца облаченное в плоть. Слово, которым был сотворен весь видимый и не видимый мир. Если об этом знали его ученики, то уж тем более это должен был знать и сам учитель.

1 Слово, дарующее жизнь! Оно существовало от начала. Мы слышали его, мы видели его собственными глазами, мы созерцали его, и руки наши касались его!

2 Явилась жизнь, и мы видели её. Об этом мы свидетельствуем. И возвещаем вам – о вечной жизни! Он находился с Отцом, и явил себя нам.

(1 письмо от Йоханана 1)

Но, как Адам – сначала была создана земля, а уже из земли был создан он, так и сначала было слово Творца, а потом оно облачилось в плоть в утробе Мирьям. И как Адам, стал живым существом, только после того, как он стал дышать, так и Йешуа, появился на свет как личность, в день своего рождения от отца и матери. До своего рождения, он, как человек или как какое-то еще либо существо, не существовал. И даже Мессией он стал только после того, как умер и ожил.

3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти

4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых , о Иисусе Христе Господе нашем,

У Бога никогда не было Себе подобных детей, и быть не может. Через само существование человечества, становится это очевидно, потому что Он не нуждается в том, чтобы кто заменил Его в старости, так как Он не стареет. Потому, сынами Его становятся в подобии того, каким образом стал и сам Йешуа – через воскресение из мертвых. При этой жизни многие могут считать себя детьми Бога, но таковыми откроются лишь те, кто по факту оживления из мертвых получиат бессмертие в день Мессии.

Что говорят раввинистические источники о Мессии – жил ли он как некое существо до Авраама?

Mahzor Rabban – содержит молитву, написанную рабби Елеазаром ха-Калиром, которая относится к девятому столетию по Р.Х. а, согласно некоторым израильским авторитетам, иногда даже шестому столетию. Эта молитва начинается в поэтическом стиле:

«Еще до Сотворения мира Он учредил оазис и Yinnon …»

– слово оазис подразумевает Храм, а слово Yinnon – Отрасль, Мессию.

Основная часть молитвы гласит:

«Затем, еще до Сотворения мира, Он предусмотрел Храм и Мессию … Мессия, оправдание наше, отвернулся от нас, мы потрясены и не можем найти никого, кто мог бы оправдать нас. Иго наших грехов и преступлений – наша тяжкая ноша; и Он был изранен за наши преступления, Он понес на своих плечах наши беззакония; Он есть прощение наших грехов. Его ранами мы исцелены. Время произвести новое, вечное творение. Послать Его назад от кругов, возвратить Его от Сеира, чтобы мы могли слышать Его в Ливане, второй раз через Yinnon. Он – наш Бог, наш Отец, наш Царь, Он наш Спаситель, и Он избавит и искупит нас во второй раз и позволит услышать о Его милости во второй раз на виду у всех, как сказано: «Я спасу вас в конце, как в начале, и буду вашим Богом»».

Возникает вопрос, как Мессия, человек, рожденный от плоти и крови, может быть Богом еврейского народа, в законах которого запрещено поклоняться человеку, как божеству?

Конечно же, молясь такой молитвой, ни один еврей не считает в прямом смысле этого слова, что Мессия – это Йеhова. Слово Бог – это не означает именно Бога небес. Божество (Элоhим) – это некая сила, власть. Такое древнее понимание было и остается, по сей день, во всех народах мира. И даже судьи народа назывались богами, потому что имели власть судить людей. Когда Всевышний спасал Свой народ из Египта, Он повелел Моше так:

1 Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком:

1 Но Йеhова сказал Моше смотри, Я поставил тебя (вместо) Элоhим пред Паро; а Аарон, брат твой, будет твоим пророком.

Моисей был назначен судьей, имеющим определенную власть над Фараоном. Поэтому, Мессия в понимании евреев – это человек, наделенный властью непосредственно от Бога – дать людям бессмертие и править вечно ими в царстве Йеhовы. И сам Мессия говорил, что он судья (бог):

21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

(Иоан.5:21,22)

В таком понимании вещей раввины называют Мессию – Богом-Судьей, Богом-Царем. И Фома, когда говорил слова: «Господь мой и Бог мой» Конечно же, не вкладывал в это никакого богохульного смысла. Его высказывания можно охарактеризовать как господин мой и царь мой . Еще раз подчеркнем, что само слово Бог, Божество (Элоhим), не обязательно несет в себе смысловую нагрузку, как Вечный Бог. Все зависит от контекста. Поэтому, каждый рассматриваемый стих, необходимо рассматривать в контексте главы.

Но мы немного отклонились от того, что раввинистическое понимание повествует, что Всевышний до сотворения мира учредил Мессию (и Храм) . Об этом же говорят и апостолы:

18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,

19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,

20 предназначенного еще прежде создания мира , но явившегося в последние времена для вас,

21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.

(1Пет.1:18-21)

Итак, предназначенный Мессия – это не значит, что живущий без начала дней. Предназначенный – это усмотренный, на определенный отрезок времени, бытия. Сама фраза: «Вначале было слово» , – повествует о некоем начале. Все что имеет начало, имеет и конец, такова природа этого мира. В начале, прежде чем сотворить мир, Всевышний наделил властью Свое слово – сотворить мир и держать его до тех пор, пока не придет время его конца. Когда придет время конца, власть слова перестанет действовать и этот мир прекратит свое существование:

10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,

12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?

13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.

(2Пет.3:10-13)

Как видим и само слово, однажды провозглашенное, перестанет иметь силу, по причине его неактуальности. Как, например это было с Левитским освящением, которое предназначалось для плотского человека, и было временным, лишь до прихода лучшего освящения через Мессию.

После долго нашего рассуждения, вернемся к последнему стиху:

59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Христиане считают, что они хотели побить его камнями за то, что он назвал себя Йеhовой. Не один благочестивый иудей, никогда не позволил себе такого безумия – назвать себя Йеhовой. Американские христианские проповедники, как и свойственно маркетинговой тактике – «если не это, тогда что» – говорят: если Иисуса Христа не признавать за Бога, тогда его следует признать за безумного».

Но позвольте, а почему нет другого выбора? Давайте оставим право выбора людям, чтобы они на основании Торы, могли сделать свой выбор, а не на маркетинговой тактике. И если Йешуа не Бог, то почему он должен быть безумцем? Он праведник, которому свойственно соблюдать Тору, которая исключает учение считать себя за божеством. Только языческие цари всегда пытались преподнести себя своему народу в виде божества. Иудеям – это не свойственно.

За что же тогда люди хотели побить камнями Йешуа? За то, что он называл себя тем, кто был предназначен от сотворения мира.



Статьи по теме: