Конспект нод в подготовительной к школе группе по экологии "состав почвы". Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы Тема: «День Земли»

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной).; пословицы, для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей), обруч-4 шт.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня я по почте получила письмо, в котором написано, что нас приглашают в лабораторию по проведению опытов. Я подумала, что всем нам будет очень интересно узнать, что там и какие опыты проводят. Вы согласны со мной?! (Ответы детей). Тогда отправляемся!

Стоя в кругу, берутся за руки. Давайте подарим друг-другу свою самую лучшую улыбку. Закроем глаза и телепортируемся в лабораторию. Открывайте глаза, мы уже на месте. Сколько тут интересного. Мультимедийная презентация.

Воспитатель: посмотрите на экран, что это?(ответы детей) Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно — давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую.

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 25th Сентябрь, 2016
Вы находитесь:

Наталия Стивкина

Экспериментальная деятельность

"Почему земля кормит"

Цель: познакомить детей с почвой.

Задачи:

Познакомить детей с видами почвы как образуется почва.

Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.

В ходе экспериментов выделить свойства почвы: наличие воздуха и воды.

Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов.

Развивать мышление, речь, внимание.

Воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность в работе, чувство товарищества.

Пополнить словарный запас детей.

Материал:

Комочки сухой почвы.

Колба с водой.

Белый лист бумаги, палочки, лупы.

Свечка, стеклышко, ложка.

Таблица “Почва”.

Семена растений, ёмкости для посадки, лейка, палочки, плёнка.

Ход деятельности

Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут -

Я все терплю

И всем добром плачу.

Что это? (Земля)

О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве)

Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?

«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей)

Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)

Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва)А что такое почва?

– Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

Как называется такая почва? (Глинистая.)

Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.)

Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре)

Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)

Это плодородный слой земли. А какого второй слой? (Жёлтого)

Как вы думаете, что это? (Песок)

А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода) Верно, это изображение подземных вод.

Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)

А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут: червяки, кроты, жуки.)

А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.

Физкультминутка.

Вырос красивый цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва,земля). Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.

Опыт №1. Что спрятано в комочке?

Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.

Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная)

Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.)

Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки)

А вы знаете, как образуется почва?

Читаю сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.

“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.

Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает.

Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.

И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”

Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву)

Опыт № 2. В земле есть воздух.

Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?

Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)

Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы).

Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

Опыт № 3. Есть ли в почве вода?

Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?

Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.)

Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком.

(Через некоторое время показываю стеклышко детям.)

Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды)

Сделайте вывод – есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)


Вот какие чудеса таит в себе почва.

А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней?

Физкультминутка.

В огород пойдем,

(Маршировать на месте)

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

(Имитировать, как срезают, таскают, копают)

Круглый, сочный, очень вкусный.

(Показать руками)

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Идти по кругу, взявшись за руки)

А вы хотите посадить наш огород в группе? (Перед детьми торфяные горшочки, семена редиса, василька, салата, перца, цветной капусты, базилика, моркови, лейка с водой, палочки для посадки)

А что нужно растениям, чтобы они росли?

Скажите, а в какую землю нужно сажать семена? (Во влажную) Почему?

Верно, нам необходимо поливать землю, если она сухая, когда будем сажать растения. Во влажную землю сажать легче.

(Деятельность педагога с детьми по посадке растений)



Ребята, а хотите ещё один эксперимент? Как вы думаете, если мы накроем семена плёнкой они быстрее взойдут или нет?

Хорошо, это мы и проверим.


Итог деятельности

Что узнали о почве?

Какие свойства почвы знаете?

Почему её называют кормилицей?

Как образуется почва?

Что понравилось?

В дальнейшем, вместе с детьми, мы наблюдали за всходами, измеряли их, записывали свои наблюдения и измерения в таблицу. Ребята убедились, что семена под плёнкой взошли быстрее. Выращенную рассаду перца, цветной капусты, мы пересадили в грунт, на участок, а василёк радовал нас своими цветами на уличной клумбе всё лето.

Экспериментальная деятельность даёт почувствовать дошкольникам себя настоящими учёными-исследователями, которые сами могут добывать знания, что является ценным для будущих школьников.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с

дошкольниками в подготовительной к школе группе

Тема «ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ КОРМИТ?»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Познакомить детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и

ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли

(«Познавательное развитие»);

Учить детей во время эксперимента ставить цель, решать проблемы,

выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать

выводы(«Познавательное развитие»);

Прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности(«Социально-коммуникативное развитие»);

Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и

обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом («Социально

коммуникативное»).

Методы и приемы: - практические: экспериментирование

Наглядные: показывание образца, мультимедийная

презентация

Словесные: проблемные ситуации

Материалы и оборудование: цветок в вазе с водой синего цвета, мешочек с

почвой, фартуки, нарукавники, лист бумаги, почва, стакан с водой,

спиртовка, стекло, презентация.

Формы организации совместной деятельности

Формы и методы организации совместной

деятельности

Двигательная

Игровое упражнение «Найди, что скажу»

Познавательно

исследовательская

Решение проблемных ситуаций «Почему

цветок синий», «Земля или почва», Экспериментирование

Коммуникативная

Вопросы

Беседа

Трудовая

Соблюдение рабочих мест в порядке, уборка

рабочих мест

Логика образовательной деятельности

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

Воспитатель ставит цветок в вазе с водой синего цвета и предлагает детям подумать, о чем они сегодня будут говорить.

Дети высказывают свои предположения.

Дети могут обосновать свое мнение.

Игровое упражнение «Найди, что скажу» Воспитатель предлагает детям найти то, о чем они будут разговаривать.

Дети двигаются по инструкции воспитателя: - три шага вперёд от двери - пять шагов направо - встать с левой стороны стола - пройти 7 шагов вперёд.

У детей развивается умение действовать по словесной инструкции. Закрепляется ориентировка в пространстве

Воспитатель просит сказать, что это такое. Воспитатель говорит, что это почва.

Дети говорят, что это земля.

Дети спрашивают, что такое почва.

Формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы

Воспитатель предлагает стать исследователями и узнать, что такое почва.

Дети проходят в лабораторию, одевают фартуки, нарукавники.

Развивается интерес к исследовательской деятельности

Опыт № 1. Воспитатель предлагает положить на лист бумаги немного почвы, рассмотреть, определить цвет, запах. Воспитатель делает вывод: в почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Дети растирают комочки земли, находят остатки растений. Рассматривают в микроскоп.

Дети узнают, из чего состоит почва.

Опыт № 2. Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой. Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

У детей закрепляется умение делать опыты.

Опыт № 3 Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха. Воспитатель напоминает детям, что в ней обитает много жильцов. Педагог уточняет у детей, чем они дышат?

Дети убеждаются, что в почве есть воздух.

Дети отвечают, что как и все животные - воздухом.

Опыт № 4 Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

На стекле дети видят капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы. Делают вывод, что в почве есть вода.

У детей формируется умение формулировать и обобщать результаты опытов.

Воспитатель делает вывод, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Педагог предлагает детям рассказать, кто и что живет в почве.

Воспитатель делает вывод, что все живущие в почве берут питательные вещества из почвы и обращает внимание на цветок в вазе.

Дети рассказывают об обитателях почвы.

Дети делают вывод, что цветок стал синим из-за того, что вода синяя. Цветок впитал краску из воды. Также растения впитывают питательные вещества из почвы.

Дети умеют применять свои знания о животном мире, связно излагать свои мысли.

Дети учатся размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов.

Воспитатель предлагает просмотреть презентацию.

Делают вывод, что нужно беречь окружающую среду

У детей появляется бережное отношение к природе.

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) восприятие фольклора: пословиц о земле

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года(а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу Кубанскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь поля богатые дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит кубанская земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня, и Кубанская Земля дарит вам сюрприз- целую корзину душистых, спелых, румяных яблок, за то, что вы заботитесь о ней, и она любит вас.

Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию подготовила воспитатель Бурдукова Н.Ю., детский сад «Солнышко», поселок Преображение. Тема занятия в детском саду - земля. Занятие предназначено для детей старшей группы.

Цели занятия в детском саду:

  • познакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой;
  • подвести к выводу о том, что в почве есть все необходимые для жизни живых существ компоненты;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Ход занятия в детском саду:

Дети находятся за столами, перед ними стаканчики с водой и в тарелочках разные образцы почвы: глина, песок, чернозём.

Воспитатель: — Ребята, сегодня я познакомлю вас с нашей Кормилицей. Посмотрите, что перед вами? Какого цвета? Потрогайте пальчиками, какие они на ощупь (Тёплые, рыхлые, влажные, сухие, рассыпчатые.)? Всё это разные образцы земли, они разные, но одним словом называются почва. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, пронизанный корнями растений. В нём живут насекомые, черви и другие животные.

— В почве есть воздух, им дышат растения и животные. Есть вода, которую всасывают корни растений; есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений. В почве живут микробы – это такие малюсенькие организмы, которые мы не можем увидеть простым глазом. Они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни.

— И в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому почва – Кормилица.

Весною буйно всё растёт,
Деревья расцвели!
Когда придёшь на огород –
Возьми комок земли.
Смотри – он тёплый, он живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нём корешки цветов живут,
Он червякам даёт приют,
В нём влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной.

Опыт 1:

— Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Как образовалась почва?

— Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.

— Ребята, так что же такое почва? Из чего она состоит? Кто живёт в почве? Как она образовалась? Как растения сохраняют почву? Почему почву называют Кормилицей?



Статьи по теме: