Где жили романовы. Музей "палаты бояр романовых" Музей палаты бояр романовых

По соседству с Кремлем, в восточном направлении, расположился один из старейших районов Москвы Зарядье, получивший свое название еще в XVI веке, благодаря тому, что находился "за рядами" торговых лавок. Именно там можно увидеть своеобразное трехэтажное здание с высокой четырехскатной крышей – усадьбу бояр Романовых, которая является частью комплекса «Палаты в Зарядье».

В него также входят несколько церквей и храмы. Дом Романовых делятся на две части – мужскую и женскую. В подвалах находятся кладовые. Интерьер усадьбы представлен подлинными предметами XVII века, по которым можно судить о культуре и жизни русского дворянства того времени.

Временем основания палат принято считать конец XV века, потому как палаты были отмечены на первой карте Москвы 1597 года. Возвел усадьбу Никита Романович, с отца которого, Романа Юрьевича, началась династия русских царей Романовых, брат Анастасии, жены Ивана Грозного, дед Михаила Федоровича, первого русского государя Романова. Увы, до наших дней в исходном виде сохранился лишь подвал, строительство которого относено к XVI веку.

В 1571 году дом Никиты Романовича, как предполагается, пострадал от пожара, сопутствующего нашествию Девлет-Гирея, как и весь город. А спустя десять лет владелец палат был подвергнут опале Ивана Грозного, отправившего к нему стрельцов для расхищения его состояния, лишившего крова. Оставшись в полной нищете, Никита Романович прибегнул к помощи своих соседей англичан, с которыми поддерживал хорошие отношения во время своего процветания. Иван Грозный все же вернул милость к родственнику супруги и, будучи при смерти, назначил Никиту Романовича советником своего сына, царствующего Федора Ивановича.

Получивший по наследству усадьбу, Федор Никитич, будучи в добрых отношениях с двоюродным братом царем Федором Ивановичем, привел двор в хорошее состояние. По приданию здесь появился на свет царь Михаил Федорович. Во времена Бориса Годунова Романовы, являясь претендентами на царский престол, вновь впали в немилость. Федор Никитич в 1599 году был заключен в тюрьму, а затем насильно пострижен в монахи, получив имя Филарет. Несмотря на то, что Филарет Никитич некоторое время все же жил в Москве при самозванцах, как монах, не мог находиться в своем доме.

После избрания Михаила Федоровича государем, который занял палаты Кремля, усадьба возродилась и стала известна как «Старый государев двор». В то время в палатах никто не жил, хотя при Знаменской церкви был протопоп Иаков и два священника. После того, как умерла мать царя, инокиня Марфа Ивановна, он создает указ о Знаменском монастыре, к которому должны отойти царские имения и угодья, в частности, родовая усадьба. Благодаря усилиям монастырских обитателей на подвалах были построены два кирпичных этажа – жилой, с тяжелыми сводчатыми перекрытиями, и подклеть. Помимо двух сооружений, которые являлись палатами Романовых, были сооружены деревянные кельи и больница.

В 1668 году Знаменский монастырь с усадьбой были повреждены во время пожара, о чем был донесено царствовавшему в то время Алексею Михайловичу. Дом был разобран до подвала и на его месте, благодаря стараниям мастера Мелетия Алексеева, было построено новое каменное здание с крыльцом, которое в наши дни и является музеем. С 1679 по 1752 год в палатах находилось монастырское управление и хранилище драгоценностей. В 1737 году произошел очередной пожар, поэтому казенные кельи перевели в другое место, а в усадьбе с 1752 года стал жить грузинский митрополит Афанасий со своими приближенными, который пробыл там 10 лет. С тех пор и до 1856 года из-за бедности монастыря палаты сдавались в аренду. После перенесения столицы в Петербург состояние усадьбы и самого монастыря и вовсе оставляло желать лучшего.

Только в середине XIX века императором Александром II было принято решение об устройстве в родовой усадьбе музея, который получил название «Дом бояр Романовых». Все наслоения, которые появились во время аренды, были убраны, усадьба обмерена и отреставрирована. Благодаря историческим аналогам придворный архитектор Ф.Ф. Рихтер воссоздал верхний деревянный этаж и достроил крыльцо. Комнаты были украшены изразцовыми печами, на стенах появилась дорогая парча с царскими вензелями, которая частично дожила до наших дней.

После революции усадьба получила название «Музея старого русского быта», в котором сохранились подлинные предметы ушедшей старины. Статус филиала Государственного Исторического музея палаты получили в 1932 году. На территории усадьбы обнаружена уникальная находка – гончарная мастерская XV-XVII веков и порядка 500 глиняных предметов, среди которых игрушки, изразцы, фрагменты посуды.

Палаты представляют собой русскую избу в классическом стиле в форме буквы «Г». Снаружи стены избы украшены наличниками окон, карнизами, угловыми полуколоннами. Изнутри находятся комнаты небольшого размера с низкими сводчатыми потолками, толстыми стенами и печами. Убранство комнат соответствует интерьеру XVII века.

Самая большая комната – боярская столовая, предназначенная для обедов, проведения пиров, приема гостей. Окна комнаты смотрят на улицу Варварка. В углу комнаты стол, за которым усаживались в соответствии со служебными должностями: самые почетные гости садились около хозяев усадьбы, менее знатные – с противоположной стороны. Руки можно было помыть в кумгане (умывальнике) с помощью лохани. В комнате стоят пять кресел, что было редкостью в русских домах, деревянные лавки, а также ларцы, обитые прорезным железом. Столовая украшена и иноземными предметами: шведским паникадилом, полавочниками из турецкого бархата, шкафом со слюдяными створками, нижние дверки которого украшены росписью.

Окна кабинета боярина смежного со столовой выходят во двор. Комната была местом досуга и ведения дел хозяина дома. В комнате стоят стулья, кресло, лавка и стол с принадлежностями для письма, над которым висит икона. В комнате можно увидеть книги в кожаных переплетах, находящиеся в сундуке-теремке, амстердамский глобус, произведение искусства 1642 года, портрет Т. Грамотина, относящийся к XVII веку и картину. На стенах – обивка из сукна и золоченой фландрской кожи, особо изысканного украшения для XVII века. Печь декорирована зелеными поливными образцами, на которых рельефно изображены исторические сюжеты, сказки и бытовые сцены.

Чтобы попасть в другую часть дома, надо пройти через лестничную площадку. Первая от площадки комната – сени, которые использовались в качестве «спальных чуланов» и мест хранения необходимых в быту вещей. В комнате стоят шкатулки, короба и ларцы с кружевами и тканями. Стенные ниши украшены кокошниками и барабаном с коклюшками и сколками. Из сеней можно пройти в светелку, женскую комнату. Комната светлая с тремя окнами. Комната особо передает суть быта женщин XVII века. Интерьер светлицы обставлен предметами, связанными с шитьем: пяльцами с образцами орнаментального шитья, сундука-укладки с шитьем. Стена украшена шитой пеленой с изображением Иисуса Христа. В светлице также можно увидеть створчатое зеркало, короба для тканей, ларец для драгоценностей, лавку, покрытую бархатом.

В подвал XVI века, сохранившийся до наших дней, можно попасть по внутренней лестнице. Там находятся сундуки для ценностей и денег, различная одежда и обувь, столовые принадлежности, железные светцы. Особое внимание привлекают доспехи, убор коня, холодное и огнестрельное оружие, с которыми боярин отбывал военную службу.

Все эти достопримечательности, являющиеся бесценными предметами искусства, интереснейшим образом преподносятся посетителям музея. Гостей и жителей столицы ждет театрализованная экскурсия с подробнейшим рассказом о быте дворян XVII века, а также с песнями и угощениями.

Адрес: 121345, Москва, ул. Варварка, д.10, м. Китай-город

Время работы:

Пн., чт., пт., суб.,вс. - с 10.00 до 18.00, касса до 17.00
ср. - с 11.00 до 19.00, касса до 18.00
Вторник - выходной день
Первый понедельник каждого месяца - санитарный день

Палаты Романовых находятся в Зарядье, районе Москвы, расположенном «за рядами» торговых лавок, к востоку от Кремля, между улицей Варварка, в советские времена носившей имя Разина, и Москвой-рекой. Своё название он получил в XVI веке. Палаты Романовых в Зарядье — это единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых.

В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена—одиннадцать разнообразных по назначению и стилю построек XVI—XVIII вв. Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом. Ранее рядом с ним располагалось огромное сооружение гостиницы «Россия».

В соседствующем с Красной площадью районе, среди построек старой и новой Москвы, на улице Варварке, дом 10, расположено своеобразное по архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание, каждый из этажей которого по мере подъема в высоту уменьшается в размере. Это Палаты XVI—XVII вв., филиал Государственного Исторического музея, «Палаты в Зарядье».

Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX веке

На территории комплекса находятся несколько церквей, правда, до революции их было еще больше. Среди них — церковь великомученицы Варвары, по которой и названа была улица, собор Знаменского монастыря, храмы Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке, а также церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом в честь Климента, папы римского, на Варварской площади. Также здесь расположены, наверное, самые древние из сохранившихся в городе зданий — Старый Английский двор и Палаты бояр Романовых. Довершает архитектурный ансамбль — зубчатая крепостная стена Китай-города.

Палаты разделены на две половины — мужскую и женскую. На первом этаже, мужской половине, представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже, женской половине, «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних Палат передают своеобразие русской жизни и культуры XVII в. Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII в.: изразцовые печи, серебряная и расписанная эмалями посуда, шитье, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, прекрасные росписи на стенах.

А. П. Рябушкин, «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате». 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Белокаменное здание палат некогда входило в состав обширного городского двора. По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XVI века — она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов родоначальник новой царственной династии.

Михаил Федорович Романов

Сама усадьба, с XVI века, принадлежала его деду — Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, сыну того самого Романа Юрьевича, который и дал начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова — Михаила Федоровича. Само здание, к сожалению, до нас не дошло в своём первоначальном виде. Зато сохранился глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке. Сами Палаты одно время относились к монастырскому подворью, впоследствии неоднократно подвергались огню, разграблению.

Во времена правления Борис Годунова, Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599 г. Фёдора Никитича заключили в тюрьму, а затем, насильно, постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени Палаты остались бесхозными. И, несмотря на то, что Филарет Никитич и был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, будучи монахом, не жил в своём доме.



Некогда усадьба была обширной, и занимала видное место в топографии Москвы XVI в.. Даже была особо отмечена на плане города 1613 г.. В углу усадьбы находилась тогда другая постройка — «Палаты на верхних погребах»; она, вероятно, являлась одной из вспомогательных построек усадьбы, возникавших постепенно, в связи с ростом семейных бытовых потребностей. Основным жилым помещением боярской семьи Романовых, служили, более обширные «Палаты на нижних погребах», стоявшие в центре усадьбы.

3 мая 1626 г., в Москве, случился пожар, опустошивший город. Бушевавший огонь не пощадил и Двор Государев. После пожара Варварская улица была расширена. Возрождение двора началось только по избрании Михаила Федоровича на престол Российский. Новый Государь разместился в царских палатах в Кремле, отчего дом стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы». К этому времени, при Знаменской церкви на государевом дворе, был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира. Сами же царские палаты едва ли кем были заняты.

24 сентября 1631 г., по смерти матери, инокини Марфы Ивановны, Михаил Фёдорович, подписал царский указ об основании Знаменского монастыря, и грамотой от 1 ноября 1631 г. наделил обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, а также и самими Палатами, вместе со всей усадьбой — «Старым государевым двором», ставшими неотъемлемой частью монастыря. Монастырь, на белокаменных подвалах, выстроил два этажа из кирпича — подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями. Кроме двух зданий, непосредственно составлявших палаты Романовых, были также построены деревянные кельи и больница. Вся площадь монастыря была обнесена частично решетчатым забором, а больше частоколом.

Во время пожара 1668 г., сильно пострадал Знаменский монастырь, о чём и подано было царю Алексею Михайловичу донесение и прошение. Сами Палаты также сильно пострадали, и в 1674 г. были разобраны под «погребной свод» (подвал). На месте сохраненной белокаменной основы XVI в. мастер Мелетий Алексеев «со товарищи» соорудили в камне новые Палаты с крыльцом — нынешние первый и второй этажи филиала музея. В 1675—1679 гг., перестроенное здание служило кельями монахов. А в 1679—1752 гг. — «казенными кельями» (управление монастыря), которые считались первым местом в монастыре после храмов Божьих, так как в них находилось монастырское правление и хранились драгоценности.

Фёдор III Алексеевич.Красавица (Художник - К.Е. Маковский)

Царевич Фёдор Алексеевич, объявленный престолонаследником после кончины старшего брата Алексея, был очень слаб здоровьем, как и все сыновья Алексея Михайловича от Марии Милославской. Он с детства страдал многими болезнями, в том числе параличом и цингой. Так случилось, что стал он царем, после смерти отца, в четырнадцать лет.

Милославские, при жизни Алексея Михайловича с молодой женой Натальей Нарышкиной, отошедшие на второй план, воспрянули духом. Старшие сестры помогали Федору, как могли. Молодой царь, как и все дети Алексея Михайловича, был очень хорошо образован, интересовался европейской политикой. На заседаниях Боярской Думы ему и боярам зачитывали составленные в Посольском приказе обзоры западной прессы (куранты). Увлекался царь музыкой и пением.

В 1680 г. царь Фёдор Алексеевич (внук Михаила Фёдоровича), после свадьбы на Агафье Грушецкой (28 июля 1680 г.), занялся постройкой новых деревянных хоромов, как для себя и для своей супруги, Агафьи Грушецкой, так и для своих сестер, бóльших и меньших царевен. Его хоромы были поставлены у терема, возле западной стены Воскресенской теремной церкви; сюда же перенесены были и хоромы Натальи Кирилловны.

В 1737 году монастырь и палаты вновь подверглись пожару. В первой половине XVIII века, казенные кельи, из палат, были переведены в другое место, а в палатах поместился на житье грузинский митрополит Афанасий, вместе со своим штатом. В них он жил десять лет, с 1752 по 1762 год, отчего палаты назывались архиерейскими. С 1752 по 1856 гг., здание сдавали в аренду разным лицам.


Дом бояр Романовых в 1857 году (до реставрации).
Фасады: дворовый и со стороны Варварки.
Уже в 1857 году здание стало носить статус исторического памятника. Этому послужил появившийся в середине XIX в. интерес к памятникам старины, в том числе и к данной постройке, как непосредственно относящейся к семье Романовых. Император Александр II устроил в своей родовой вотчине музей «Дом бояр Романовых», один из первых музеев в Москве. Палаты были выкуплены у монастыря, расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы.

Проект ансамбля разработал придворный архитектор Ф. Ф. Рихтер, который в своей работе использовал исторические аналоги. Идея основателей музея была такова, что он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. Реставрвция была осуществлена в 1857—1858 гг..

Был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей, достроено крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка сохранилась частично и сегодня. В комнатах также находилась серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, стены были украшены прекрасными росписями. И, хотя, здание строилось как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда, стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.

Жилые помещения представляли собой небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками, и предназначались для мужчин. Кроме общей «трапезной», где семейство обедало, а также принимались гости, здесь находится «кабинет боярина» и «комната старших сыновей» с обширной библиотекой и «учебными пособиями»: астролябией, телескопом, географическими картами. Женщинам отводился верхний, деревянный этаж, который назывался теремом.

Здесь, наоборот, большие и просторные помещения, освещенные множеством окон. Самое светлое из помещений — светлица — предназначалось для занятий рукоделиями. В женской половине также находилось большое количество книг, зеркала, разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурмил, серьги, перстни, опахалы, а также и материалы для всевозможных рукоделий. Боярская дочь трудилась над прялкой или пяльцами наравне со своими служанками.

В те времена девушке стыдно было выходить замуж, не научившись шить, прясть и вышивать. Своё приданое невеста должна была изготовить своими руками. Только выйдя замуж, боярыня становилась полноправной хозяйкой дома. И, хотя она и не была посвящена в торговые или государственные дела своего мужа, но зато в домашнем хозяйстве зачастую имела решающий голос.

Шахматы царя Михаила Фёдоровича в Палатах бояр Романовых
После революции 1917 г., в музее открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранившего подлинные предметы давно прошедших лет. Музей был частично перестроен.

С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея. На территории музея обнаружили уникальное деревянное сооружение — три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки, а также некрополь XVI века. Наиболее интересная и важная находка — производственный комплекс конца XV—XVII веков с двумя одновременно работавшими печами — гончарная мастерская. Рядом с горнами были обнаружены глиняные игрушки, фрагменты посуды, изразцы — всего около 500 предметов.

Здание филиала состоит из трех частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой XVI в., монашеских келий XVII в. и музейной надстройки XIX в. Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из «клети» (жилое помещение) и «подклета» (подсобное помещение).




Построены они, как и характерно для большинства русских домов XVII в., в виде буквы «Г». С внешней стороны стены имеют декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Внутри терема — небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печушки с закруглениями верхов. Два помещения подвала и четыре комнаты второго этажа здания оформлены в характерном для того времени интерьеров боярского дома. Убранство комнат состоит из, преимущественно, подлинных предметов XVII в.

В интерьере
Боярская столовая — самая большая из комнат, с окнами, обращенными на ул. Варварка. Это помещение, в котором семья собиралась для обеда. Здесь устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости.


В самом углу стоит стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю «местничества» — распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные — в противоположном конце стола.

Рядом со столом — небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) — принадлежности для мытья рук во время пиршества. В просторной столовой стоит пять кресел, которые были редкостью в русском доме XVII в. Вдоль стен и стола, расположено множество традиционных лавок. Лавки покрасуются разного вида и размера деревянные, обитые прорезным железом ларцы с изящно расписными изнутри крышками. У стены находится поставец, имеющий вид горки с уступами, на котором расставлена столовая посуда.

Также в столовой выставлены иноземные вещи, свидетельствующие о развитии торговых связей России с Востоком и Западом. Среди них — шведское паникадило, полавочники турецкого бархата, немецкая гравюра, портрет боярина Т. Стрешнева в раме (в те времена портреты только входили в обиход и их могли себе позволить лишь небольшой круг знати), шкаф с слюдяными створками, фигурным фронтоном, и украшенными росписью в виде крупных тюльпанов, нижними дверьми.

Смежная со столовой комната, оформлена как кабинет боярина . Окна её обращены во двор. В комнате представлена будничная обстановка домашних дел и служила для досуга главы дома. Под иконой расположен рабочий стол с письменными принадлежностями.


Возле стола стоит кресло, лавка и два стула. Также в комнате стоит сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус голландской амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVII в. и думного дьяка И. Т. Грамотина и картина «Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г.».

Две стены комнаты обиты сукном и ещё две — золоченой фландрской кожей, считавшейся в те времена, особо изысканным украшением. Возле входной двери расположена печь из зеленых поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен («Александр Македонский», «Соловей-разбойник», «Борцы борются» и другие).

Проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений, проходит через площадку лестницы. Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней, служившие в боярских домах и как «спальные чуланы», и как места хранения необходимых в повседневной жизни вещей. По комнате на лавках расставлены ларцы, шкатулки и коробья, в которых находятся кружева и ткани. В стенных нишах расположен кокошники (женские головные уборы) и барабан с коклюшками и сколками. Отсюда же, из сеней — вход в женскую комнату, светелку, в которой окна с трех сторон.

Таковое расположение женской комнаты , за сенями, в изолированной части дома, лучше всего передает характерные особенности женского быта XVII в. Единственное развлечение для женщины того времени (если, конечно же она не умела читать) было шитье, которое и заполняло досуг.


Соответственно и основная обстановка интерьера светлицы — предметы, связанные с шитьем: пяльцы, в них образцы орнаментального шитья, сундук-укладка с шитьем, на стене — шитая пелена с изображением Христа во гробе (Плащаница). Помимо этого в светлице находятся зеркало со створками, «коробья» и ларец для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовок — ларец со скошенным верхом, который ночью ставили в изголовье постели, под подушку.



Далее, из жилых комнат, в подвал XVI в., некогда принадлежавший боярину Никите Романовичу ведёт внутренняя лестница. В подвале стоят сундуки для денег и ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда. Помимо этого — предметы, которые напоминают о военной службе боярина, который был обязан являться на войну при своем вооружении и на своем коне — холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор.

Герб на Палатах Романовых
Герб Романовых — с изображением грифона был расположен на фасаде музея над входной дверью северного фасада со стороны улицы Варварки. «В Советское время ниша была заделана, грифон снят и дальнейшая судьба этого памятника не известна. Во время реставрационных работ 1984—1991 гг. нишу раскрыли. Её предназначение выяснили в результате работы в архивах. Нашли ряд малоизвестных проектов Ф. Ф. Рихтера и фотографию 1913 года, на которой изображен император Николай II на фоне северного фасада палат, над входом хорошо виден грифон».

В 2008 годе потомки Ф. Ф. Рихтера — семья Черновых-Рихтеров и Пол Эдвард Куликовский, потомок сестры Николая II, финансово помог реконструировать эти два рельефа с изображением геральдических грифонов на фасадах здания

Кондратьев И. К. «Седая старина Москвы».
Кондратьев И. К. «Памятники архитектуры Москвы».

Палаты бояр Романовых представляют собой единственную постройку, сохранившуюся от усадьбы семьи Романовых. Находящейся в центре Москвы, музейный комплекс расположен к востоку от Московского Кремля. Сам музей представляет собой не только коллекции предметов быта, но и крупнейшие памятники классической архитектуры XVII века.

В музейны комплекс входят: палаты боярской семьи, несколько небольших церквей, отдельный собор с великолепными куполами, крепостная стена — всего под открытым небом представлено одиннадцать различных сооружений и памятников зодчества.

Церкви, находящиеся на территории музея известны тем, что пережили события революции. Одна из таких церквей — церковь великомученицы Варвары, в честь которой названа целая улица. Не менее известны и остальные церковные строения. Помимо церквей, на территории музея расположены одни из древнейших зданий города — Старый Английский двор и сами Палаты бояр.

Сами палаты разделяются на две части. Первая, названная мужской, включает в себя такие экспозиции, как «Кабинет боярина», «Комната сыновей Романовых», «Библиотека» и «Столовая палата». В женской же половине расположены: «Сени», «Комната Боярыни» и «Светлица». Весь интерьер комнат составлен исключительно из подлинных предметов быта бояр Романовых. В основной экспозиции посетители смогут увидеть древнюю серебряную посуду, ювелирные украшения, работы московских мастеров, изразцовые печи, резные шкатулки и сундуки, предметы мебели и художественного искусства.


Режим работы:

  • четверг-понедельник — с 10:00 до 18:00;
  • среда — с 11:00 до 19:00;
  • вторник — выходной;
  • первый понедельник месяца — санитарный день.

Стоимость билетов:

  • полный — 350 руб.;
  • льготный — 150 руб.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Палаты бояр Романовых – музей в Зарядье, в самом центре Москвы, являющийся филиалом . Он единственный, где сохранился патриархальный быт аристократии допетровской эпохи. Здесь, в старинной боярской усадьбе, по преданию, в 1596 родился Михаил Федорович Романов – зачинатель новой царской династии на Руси.

Сами палаты – памятник архитектуры XV столетия, ставший в XIX веке по приказу царя Александра II одним из первых музеев столицы. Архитектура здания необычна – оно трехэтажное, и каждый последующий этаж меньше предыдущего. В музейных фондах собраны предметы быта тех лет и старинное оружие. Здание состоит из нескольких помещений: сени, палата для трапез, деловая комната боярина, светлица для девушек. В подземной части палат расположен еще один музей – археологический, где есть архаичная гончарная мастерская, присущая Москве XV века.

Музей «Палаты бояр Романовых» опровергает привычные представления о подобных учреждениях. Раз в неделю тут проходит театрализованное представление, которое полностью ломает стереотипы о маленьких музеях.

Посвящены палаты бояр Романовых быту. При этом слове у многих сразу же возникает ассоциация с чем-то обыденным и скучным. Но вся «соль» в том, что быт здесь показан не современный, а XVII столетия. Как ни странно, главные ценности человеческой жизни с тех пор совсем не изменились – и сейчас, как и тогда, для абсолютного и подавляющего числа людей самым важным были не злато да серебро, а благополучие семьи, как говаривали в те времена, лад в дому.

Вот этим-то семейным ценностям на старинный лад и посвящен музей «Палаты бояр Романовых». Благополучной семье необходим дом, а хорошему хозяину – верная жена. У каждого должно быть свое занятие, у мужа – государю да Отчизне служить, а задача жены – в доме порядок соблюдать. Как это исполнялось в те давние времена, увидят посетители экспозиции. Заодно им поведают имеющиеся исторические подробности, которые прольют свет на устоявшиеся, но уже не совсем понятные современному человеку обороты речи, такие как «трудится, спустя рукава», крик о помощи «Караул!», выражение «ходи козырем» и смысл наименования «Зарядье».

Дальше начинается самое увлекательное действо. Гостей приглашают в главное помещение – палаты, где им встречается ключница, пытающаяся задобрить домового. Она разрешает посетителям зайти в дом. Сначала их проводят в подвал, выполняющий в старину функцию гигантского холодильника. Тут гостей радушно угощают наливкой домашнего приготовления. Поить гостей – очень необычно и не свойственно музеям. Но тут исключение из правил – это дом знатного боярина, а в домах на Руси, в бедных и богатых, во все времена было принято угощать гостей всем самым лучшим.

Затем посетители идут в самое охраняемое помещение дома, где лежала боярская казна. Под словом «казна» тогда понимали не только денежные знаки и драгоценности, но и военную амуницию, дорогую одежду, меха, посуду – все то, что в допетровские времена называли словом «рухлядь». В комнату вбегает молодой пригожий боярин, который готовится к военному походу и горюет о том, что не успел посвататься к милой боярышне. Все сцены показывают обычные дружеские диалоги тех лет, они ведутся с учетом исторических фактов, которые благодаря такой подаче легко запоминаются и усваиваются зрителями. Убранство палат состоит из подлинных старинных предметов, что тоже положительно влияет на восприятие и запоминание.

Потом все поднимаются по витиеватой лестнице на женскую часть дома. Там юные красавицы, модницы и говоруньи с жаром обсуждают свои наряды. Они выясняют, что краше смотрится, атлас или парча, советуют друг другу как брови сделать чернее, губы – алее, а щечки – румянее. В светлице юницы принимаются за рукоделие, попутно дивясь заморским диковинкам: страшному чудищу с двумя хвостами (слону) и питью, которое пахнет сеновалом (чаю).

Точно воссозданные интерьеры допетровских времен делают музей «Палаты бояр Романовых» уникальным. Второго такого нет нигде в мире, он входит в число самых лучших музеев планеты – это было признано в 1998 году на Европейском международном форуме.



Статьи по теме: