Эсминец “Дональд Кук”: разоблачение российской фальшивки


Вооруженные силы США имели право сбить российские военные , которые несколько раз пролетели в опасной близости от американского эсминца «Дональд Кук» (DDG-75 Donald Cook) в Балтийском море. Об этом в пятницу, 15 апреля, заявил госсекретарь США Джон Керри в интервью Miami Herald и CNN.

«Это безрассудно, провокационно и опасно. Согласно правилам применения вооруженной силы, эти самолеты могли быть сбиты», - сказал госсекретарь. Вашингтон надеется, что ничего подобного не повторится в будущем, добавил Керри.

Напомним: 13 апреля Европейское командование США опубликовало видео и фотокадры в связи с инцидентами, произошедшими в Балтийском море 11 и 12 апреля, в ходе которых российские самолеты и вертолеты приближались к кораблю ВМС США на расстояние менее сотни метров. Представитель Пентагона Стив Уоррен назвал действия наших пилотов «провокационными и непрофессиональными».

Капитан «Дональда Кука» вообще заявил, что бомбардировщики «симулировали атаку» на . По его словам, российские пилоты не отвечали на радиосообщения эсминца - ни на русском, ни на английском языках.

Заметим, что американский эскадренный эсминец четвертого поколения не в первый раз становится объектом «тренировок» российских военных. В 2014 году в Черном море именно на «Дональде Куке» отрабатывал боевое применение российский бомбардировщик Су-24М, после чего два десятка членов экипажа уволились со службы, а двое моряков от стресса угодили в госпиталь в Констанце (Румыния).

На этот раз не один, а сразу три военных воздушных судна РФ приблизились к эсминцу на минимальную дистанцию: бомбардировщик Су-24М, истребитель Су-27 и вертолет Ка-27 (зависнув над палубой, он помешал подняться в воздух бортовому вертолету).

Почему по Су-24М не был открыт огонь, прояснил в интервью Navy Times бывший капитан корабля ВМФ США Рик Хоффман. По его словам, так как США не находятся в состоянии войны, капитан корабля должен оценить возникшую ситуацию. «Если вы видите приближающийся самолет и можете его идентифицировать, если видите, что он не вооружен, и если не видите признаков, что на корабль направлена , ничего делать не надо», - сказал он.

14 апреля в Минобороны России заявили, что маневры наших летчиков не представляли угрозы для эсминца, и отвергли трактовку Белого дома, согласно которой российские самолеты нарушили правила использования международного воздушного пространства.

В тот же день официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби заявил, что Керри намерен обсудить инциденты в Балтийском море с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Что стоит за реакцией США, могут ли привести подобные инциденты к прямой военной конфронтации?

Действия наших летчиков нельзя квалифицировать как симуляцию атаки, - отмечаетконтр-адмирал в отставке, военный историк Юрий Кириллов . - В подобную атаку - на малых высотах, вплотную подходя к цели, может идти только штурмовик с пушечным вооружением. А Су-24М - современный бомбардировщик, и ему это просто не нужно. Мы же видели, как такие самолеты работают в Сирии - на большой высоте, с внешним целеуказанием. Это штурмовик может сшибать мачты, но никак не бомбардировщик.

Об имитации атаки говорил, замечу, только капитал «Дональда Кука», и явно на эмоциях. Я сам восемь лет был командиром корабля, и прекрасно его понимаю: такие инциденты действительно сильно щекочут нервы. Мне приходилось бывать в подобных ситуациях, и, должен сказать, это не слишком приятно. К тому же самолет при рискованном маневрировании может упасть - непреднамеренно зацепиться за воду, например. Такие случаи бывали во времена холодной войны.

- Капитан в такой ситуации может принять решение сбить самолет?

Согласно нормам международного права, сбить самолет можно, если только он действительно идет на корабль в атаку с применением . Во всех остальных случаях уничтожение самолета будет расцениваться, как акт агрессии.

На мой взгляд, в ситуации надо разбираться. Видимо, этим и будут заниматься Лавров с Керри.

- Как урегулировались подобные ситуации в период холодной войны?

С пролетами самолетов в опасной близости от кораблей - и наших, и американских, - дело дошло до того, что в 1972 году главкомы флотов СССР и США сели за стол переговоров и подписали договор о безопасных действиях на море. В этом двустороннем соглашении были оговорены дистанции, какие самолеты могли приближаться к кораблям, и даны определения, какое маневрирование считать безопасным.

Кстати, самый известный эпизод с имитацией воздушной атаки произошел в 1968 году, когда власти Северной Кореи захватили американский разведывательный корабль «Пуэбло». После известия о задержании «Пуэбло» американский пришел в движение. Командующий Седьмым флотом приказал атомному ударному авианосцу «Энтерпрайз» (USS Enterprise CVN-65), атомному ракетному лидеру эсминцев «Тракстан» (USS Truxtun DLGN-35) и трем эсминцам - «Хайби» (USS Higbee DD-806), «О"Бэннон» (USS O’Bannon DD-450) и «Коллетт» (USS Collett DD-730) - идти на полном ходу в южную оконечность Цусимского пролива. Вскоре американские корабли стали маневрировать в 120 милях от Владивостока.

СССР был связан с Северной Кореей договором о безопасности. В итоге, навстречу американскому флоту вышел советский, и на Дальний Восток вылетел главком ВВС СССР. Вскоре наши самолеты пролетали над самыми мачтами американских кораблей - с открытыми бомболюками, со снаряженными ракетами. Американцы тогда развернули свои корабли и ушли.

Но в тот момент такие действия были обоснованными: могла начаться война. Инциденты в Балтийском море, конечно, гораздо менее масштабные.

- Насколько серьезную опасность представляет Су-24М для эсминца «Дональд Кук»?

- «Дональд Кук» настолько серьезный корабль, что его - на данный момент - можно признать доминирующим на Балтике. Он только называется эсминцем, но по прежним представлениям эквивалентен трем-четырем крейсерам. Это корабль противоракетной обороны - а на сегодня это высшая градация в классификации боевых кораблей. «Дональд Кук» несет около 40 крылатых ракет «Томагавк» с дальностью полета до 2500 километров, способных нести ядерные заряды, 8 противокорабельных ракет «Гарпун», противоракетное оружие - все это очень серьезно.

Но специфика Балтийского и Черноморского театров заключается в том, что здесь корабли почти беззащитны от авиации. Это очень стесненные театры, на которых применение крупных кораблей, мягко говоря, неразумно.

«Дональд Кук» сейчас на Балтике решает чисто политические задачи, в войну он туда никогда не зайдет. Американцы действуют в контексте приближения переднего края к России - неслучайно на борту эсминца был польский военный вертолет. Рейд «Кука» - это жест поддержки США европейской группировки НАТО. Вот и ходит «Дональд Кук» по нашим флангам - то в Черное море, то в Балтийское. И тем самым осуществляет военно-политическое давление.

- Наше взаимное противостояние с США будет усиливаться?

Трудно сказать. На мой взгляд, должно возобладать благоразумие. Ружье, которым размахивают перед носом, рано или поздно может выстрелить. Пора, я считаю, сесть за стол переговоров, перестать искать правых и виноватых, и пойти друг другу навстречу…

Инциденты в Балтийском море показывают, что у американцев есть противник, который США не боится, - считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков . - Российский самолет просто так не уничтожишь - это будет актом агрессии, на который последует самая серьезная реакция. США, естественно, на такой шаг не идут, хотя и заявляют, что имеют на это все права. На деле, их права не обширнее российских - а РФ имеет право совершать наблюдательные полеты.

Думаю, нынешний накал страстей, как и провокационные маневры на Балтике «Дональда Кука», связаны с двумя событиями.

Первое из них - это приближающийся саммит НАТО, второе - намечающееся заседание Совета Россия-НАТО. На этих мероприятиях как раз пойдет речь о разграничении зон ответственности, и о договорах, которые позволят снять напряженность в воздушном пространстве на стыке границ НАТО и России.

Еще в прошлом году западные военные эксперты заявляли, что вопрос о подписании подобных договоров назрел, поскольку инциденты с участием Вооруженных сил России и НАТО набирают остроту, а общее их число за 2015 год приблизилось к 500. Просто большинство из них менее заметны, чем инциденты в Балтийском море, и не получают широкой огласки.

- Почему число таких инцидентов увеличивается?

Виной тому возрастающая военная активность, прежде всего, со стороны НАТО. Американцы, их союзники по альянсу, плюс Швеция и в меньшей степени Финляндия выступают в данном случае с единых позиций - пытаются убедить Россию подписать договор о предупреждении инцидентов в воздухе между военными самолетами.

Внешне инициатива выглядит красиво. Но на деле, США и НАТО важно взять ситуацию под контроль. Речь будет идти о том, что американцы и их союзники смогут и дальше свободно летать в международном воздушном пространстве, а на Россию они попытаются наложить ограничения.

Мы, понятно, с такой позицией США не согласны. С этими грядущими переговорами связан как заход «Дональда Кука» на Балтику, так и пролеты наших самолетов вблизи эсминца.

- Удастся ли договориться с американцами, или число подобных инцидентов и дальше будет расти?

Тенденция понятна: противостояние с США и НАТО идет по нарастающей. Например, со следующего года американцы планируют постепенно сдвинуть в Восточную Европу три развернутые бригады. Сейчас, например, из Колорадо в ФРГ перебрасывается 4-я пехотная дивизия США. Она будет заниматься ротацией американских сил в Европе. Другая бригада - 173-я тяжелая воздушно-десантная.

Понятно, что число военнослужащих в этих бригадах в Европе будет меньше штатной численности - 5 тысяч человек. Но вся инфраструктура будет развернута в полном объеме, чтобы в случае необходимости быстро перебросить личный состав из Америки. Повторюсь, эти бригады будут полностью развернуты, а это значит, что им требуется прикрытие - нормальная эшелонированная система обороны от атак с воздуха. Важная составляющая этой системы - авиационный компонент.

Это значит, интенсивность полетов американских военных самолетов, в том числе разведывательных, вблизи российских границ будет возрастать. Эти полеты будут осуществляться, прежде всего, с военных баз на территории стран Балтии и Великобритании.

В этой обстановке США и НАТО нужны соглашения с Россией, чтобы не только свободно летать и решать свои задачи, но и минимизировать риски. Понятно, что при таком раскладе возрастает вероятность, что пилоты противоборствующих сторон примут неправильное решение. Так может случиться, если у кого-то из летчиков банально сдадут нервы. И такой инцидент разом перевернет очень многое в треугольнике Россия-США-НАТО.

Наши нынешние действия мешают Вашингтону проводить политику сдерживания Москвы. А к эскалации конфронтации с Россией США и НАТО не готовы - по крайней мере, в ближайшее время…

Госсекретарь США Джон Керри намерен лично обсудить с главой российского МИД Сергеем Лавровым ситуацию с пролетом Су-24 рядом с эсминцем ВМС США в Балтийском море.

Официальный представитель Госдепа США Джон Кирби пояснил, что "госсекретарь был оповещен об этих полетах, инциденте над кораблем ВМС США Donald Cook, видел кадры и сообщения. По его мнению, они (полеты) непрофессиональны, почти провокационны и несомненно опасны"

"Могу вам сказать, что он поднимет этот вопрос напрямую с министром иностранных дел Лавровым", — добавил представитель Госдепартамента США. По словам дипломата, поведение российской авиации было безрассудным и провокационным.

Напомним, российские фронтовые бомбардировщики Су-24 несколько раз якобы "опасно приблизились" к эсминцу США USS Donald Cook. Инцидент произошел в нейтральных водах Балтийского моря, где американский военный корабль проводил учения совместно с другими членами НАТО.

Позже представитель Белого дома Джош Эрнест заявил, что США не хотят эскалации из-за этого инцидента. Со своей стороны, в минобороны России отметили, что никакой угрозы эта ситуация не представляла. Москве непонятна причина такой болезненной реакции США, поскольку полёты выполняются в соответствии с международными правилами.

Немного истории: 12 февраля 1988 года американский крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" нарушили границу СССР, вторгшись на 7 миль в территориальные воды. За что и поплатились: сторожевые корабли Черноморского флота "Беззаветный" и СКР-6 пошли на таран нарушителей. По данным экспертов, это была типичная демонстрация силы — США это практикуют. Но еще во времена противостояния США-СССР было ясно, что американцы хорошие мореплаватели, но психологически слабее. Погибать за родину в их планы, как правило, не входит. Отсюда и такая болезненная реакция на отпор любого рода.

Американцы привыкли делать исключительно то, что нужно им, не считаясь с интересами остальных. Напомним, еще 18 июля американский самолёт-разведчик "пролетел больше 200 километров внутри шведского воздушного пространства, уходя от российского истребителя". При этом подчиняющиеся США шведы "попытались скрыть информацию", однако пресса о ней узнала. Позже был инцидент, когда самолеты ВВС США нарушили границы воздушного пространства Финляндии. Но упаси боже кому-то затронуть истинные или мнимые интересы США — вопрос сразу ставится ребром. Хотя…

Россия выполняет свои полеты в соответствии с международным правом, заявил глава Северного командования ВС США адмирал Уильям Гортни. По данным Политонлайн, американский военный заявил об этом в связи с тем, что в последнее время российские ВВС возобновили полёты над нейтральными территориями, в том числе в Европе, а также у границ США и Канады.

Последние отреагировали крайне нервно и обвинили Россию в нагнетании напряжённости. По словам Гортни, "мы очень внимательно следим за тем, что они делают… Российские летчики придерживаются всех международных стандартов , которые действуют для любых самолётов, которые находятся над нейтральными территориями. Они летают в профессиональной манере, и мы тоже, поскольку следим за ними очень близко."

А бывший генерал НАТО Харальд Куят в интервью немецкому порталу Web. de признал, что "Россия своими "военными маневрами" не нарушала границы никаких государств". В отличие от США — с 1981 по 1983 годы американские бомбардировщики несколько раз в неделю "патрулировали в направлении советского воздушного пространства", отворачивая лишь в последний момент перед нарушением государственной границы.

Сами же США рассекретили множество операций такого рода. Но что позволено Юпитеру…В российском минобороны уже заявили, что полет Су-24 выполнялся в соответствии со всеми международными нормами. "Все полёты самолётов российских ВКС выполняются в соответствии с международными нормами, — заявил официальный представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков. — Лётчики совершили отворот от корабля с соблюдением всех мер безопасности".

Как отмечает Политонлайн, все иностранные военные корабли берутся на прицел силами ВМФ России. За ними будут внимательно следить российские радары и боевые "Бастионы" с берега. С воздуха контроль осуществляет российская авиация. Это не говорит о какой-то особой напряженности в регионе, скорее, обычная практика: именно так сопровождают иностранные военные корабли и в других странах.

Ранее в марте этого года в акваторию Черного моря вошел отряд аж из шести кораблей НАТО, проведший учения с Турцией и Румынией. В мае в Черное море "заглянул" американский ракетный эсминец "Росс", тоже для поддержания партнеров — Украины и стран НАТО. Побывал здесь с грозным видом и вооруженный крылатыми ракетами эсминец "Джейсон Данхэм".

А уж экипаж эсминца ВМС США "Дональда Кука", видимо, не скоро забудет очень близкое знакомство с российским Су-24, который не только 11 раз подлетел "поприветствовать" корабль, но и, между делом, отключил весь "Иджис", которым оснащен супер-эсминец.

По словам высокопоставленного офицера ВМФ, "флот НАТО не представляет реальной угрозы, это, скажем так, давление на РФ, поддержка Украины. Те боевые единицы, которые находятся в акватории, даже если бы захотели, не смогли бы нанести значительного ущерба Черноморскому флоту или территории России — более того, в случае агрессии в отношении России время их жизни составило бы 5-10 минут".

Новый ритуал встречи непрошеных гостей - многократный облет боевым самолетом ВВС России. Вежливое напоминание о том, кто хозяин на Чёрном море. В следующий раз прилетит другой вежливый самолет с вежливыми ракетами. Чёрное море - русское море. На века!

"Бомбардировщик Су-24 несколько раз пролетел в непосредственной близости от эсминца ВМС США «Дональд Кук», вошедшего в воды Черного моря 12 апреля. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона полковника Стива Уоррена. По его словам, самолет на низкой высоте сделал 12 заходов над «Дональдом Куком» в то время, когда тот находился в северной части Черного моря".

В связи с живым интересом общественности к теме ВМФ и, в частности, к инциденту с облетом американского эсминца, предлагаю подробный обзор сложившейся ситуации с описанием возможностей обеих сторон. Какую угрозу могли представлять бомбардировщик и эсминец друг для друга? На что вообще способен этот «Кук» и чем опасно его появление у самых берегов России?

USS Donald Cook (DDG-75)

Иджис-эсминец с управляемым ракетный - 25-й по счету корабль типа «Орли Берк». Принадлежит к устаревшей «подсерии II». Дата закладки - 1996 год, спуск на воду - 1997, принятие в состав флота - 1998. В настоящий момент приписан к военно-морской базе Рота (средиземноморское побережье Испании).

Кораблик невелик - 154 метра в длину, полное водоизмещение около 9000 тонн. Штатный экипаж - 280 человек. Стоимость эсминца - миллиард долларов в ценах 1996 года.


«Кук» славен тем, что мартовской ночью 2003 года первым запустил ракету по Ираку.


Ракет у него и вправду много. 90 подпалубных ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых может находиться тактическая КР «Томагавк», противолодочная ракетоторпеда ASROC-VL, зенитная УР большой дальности «Стендерд-2», ЗУР малой дальности ESSM (по 4 в одной ячейке) либо заатмосферный перехватчик SM-3 системы американской ПРО. Возможно использование устаревших ЗУР самообороны «СиСперроу». К концу этого десятилетия в пусковых ячейках обещают появиться противокорабельные боеприпасы LRASM.

Таким образом, скромный эсминец способен нести весь спектр ракетного оружия, стоящего на вооружении ВМС США (за исключением баллистических ракет подводного базирования). Число и тип ракет может варьироваться в любой пропорции, увеличивая количество ударного или оборонительного вооружения. Состав боекомплекта определяется текущей задачей.

Это чрезвычайно мощный и универсальный корабль, чьи ударные возможности превосходят возможности любых крейсеров и эсминцев других стран. Даже тех, кто по размерам гораздо больше «Кука». Аналогов этому кораблю в составе ВМФ России пока нет.

Однако не стоит слишком переоценивать американский эсминец. Его ударные возможности велики, но ограничены единственным форматом ведения боевых действий «флот против берега». Высокоточные КРМБ «Томагавк» хороши для нанесения ударов по важнейшим объектам военной и гражданской инфраструктуры в глубине территории противника, но ничем не могут помочь эсминцу в морском бою (противокорабельная версия «Томагавка» BGM-109B TASM снята с вооружения 10 лет назад). До появления перспективных LRASM, единственным противокорабельным оружием эсминца «Кук» к настоящему времени остаются 4 малогабаритные дозвуковые ПКР «Гарпун», размещенные в кормовой части корабля.


"Дональд Кук" и британский корабль комплексного снабжения RFA Wave Ruler

И все же суперэсминцы типа «Орли Берк» создавались не для того, чтобы запускать «Томагавки» по несогласным с политикой Белого дома. Главной «фишкой» этих кораблей всегда был «Иджис» («Эгида») - боевая информационно-управляющая система, связавшая в единое информационное пространство все средства обнаружения, связи, управления огнем и борьбы за живучесть корабля. Фактически эсминец «Дональд Кук» является морским боевым роботом, способным принимать решения и обмениваться информацией с другими подобными ему кораблями без всякого участия живых людей.

Столь интеллектуальная и быстродействующая система была создана для решения одной, самой важной и ответственной задачи - обеспечения эффективной противовоздушной обороны соединений. Могучие ПВО-платформы для охраны авианосцев и эскортирования конвоев в открытом море.

В комплекте с «Иджисом» непременно идет многофункциональный радар AN/SPY-1. Шедевр радиоэлектронной промышленности США, способный обнаруживать летящие над самой водой ракеты и наблюдать спутники на околоземных орбитах. В этом и заключается проблема SPY-1 - эффективно решать столь разные задачи с помощью одного радара оказалось невозможным. И если с обнаружением космических аппаратов проблем нет, то возможности Иджис-эсминцев по отражению атак противокорабельных ракет выглядят откровенно сомнительными.

Связка «Иджис» + SPY-1 выглядела весьма инновационным решением для 1983 года, но к настоящему времени эта система полностью устарела. Можно назвать как минимум пять современных морских систем, которые превосходят «Иджис» в области решения задач ПВО.

В итоге суперэсминец «Кук» (как и любой из его 62 близнецов) оказался не способен выполнять первейшую из своих задач.

А единственным ужасным трофеем системы «Иджис» за все 30 лет её эксплуатации стал пассажирский авиалайнер компании IranAir, которого БИУС ошибочно идентифицировала как истребитель F-14.

Имея столь «выдающуюся» систему ПВО, американским Иджис-эсминцам вряд ли вообще стоит заходить в Черное море. Где вся акватория простреливается береговыми ракетными комплексами и береговой авиацией, способной «прихлопнуть» американскую жестянку одним ударом. Одинокий американский корабль - это несерьезно.


Крупным недостатком эсминца «Кук», как и всех представителей подсерий I-II, является отсутствие возможности для постоянного базирования вертолета. На корабле имеется лишь кормовая посадочная площадка и ограниченный запас авиационного топлива. Отсутствие вертолета снижает противолодочные возможности эсминца и ограничивает его функциональность.


Неужели взрыв на борту эсминца?
Увы, всего лишь пуск ракеты из кормовой УВП


Мотористы


"Кук" проходит Босфор

Наверняка многие пожалели о том, что облет эсминца производил не белоснежный ракетоносец Ту-22М и не новейший бомбардировщик Су-34, а всего лишь скромный 24-ый «Сухарик». Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, принятый на вооружение в далекие 70-е годы. Однако даже этого хватило с избытком. Пресс-служба Пентагона разразилась гневными обвинениями в провокации и «непрофессиональных действиях» российских летчиков. Российская общественность также прореагировала шквалом насмешливых и шутливых отзывов в стиле «Янки, гоу хоум!»

В субботу истребитель подлетал к эсминцу на расстояние в тысячу ярдов (примерно километр) на высоте примерно в 500 футов (150 метров). Истребитель не имел вооружений. Командир корабля сделал несколько предупреждений по радиосвязи. Маневры завершились без каких-либо инцидентов.

В целом, стоит признать, что данный эпизод с военной точки зрения смысла не имеет. Су-24 - не немецкий пикировщик «Штука». Ему незачем сближаться с целью на расстояние тысячу ярдов. За окном ХХI век. Эпоха высокоточного оружия. Основным способом ведения войны стал дистанционный, при котором оператор вооружений не видит противника в лицо.

Сближение с боевым кораблем оппонента в МИРНОЕ время также не дает каких-либо поводов для обсуждения сложившейся ситуации. Инцидент произошел в нейтральных водах, где каждый волен находиться там, где ему заблагорассудится. Другое дело, что американский эсминец прибыл в Черное море - сферу исконных интересов России, где появление чужаков не приветствуется и даже специально ограничено конвенцией Монтрё.

Российский бомбардировщик «прошел» мимо американского корабля на бреющем 12 раз. И это тоже знак.

Единственный способ противодействия, который мог быть применен Иджис-эсминцем, - это сбить самолет. Как упомянутый иранский авиалайнер в 1988 году. Разумеется, сделать подобное в данной ситуации было категорически невозможно - пришлось стерпеть насмешку и, как ни в чем не бывало, укрыться в территориальных водах Румынии.

Бесполезно искать какой-либо смысл в действиях экипажа Су-24 с военной точки зрения. «Боевой вылет», «репетиция атаки», «Су-24 вскрыл положение вражеского корабля» - это не про него. Боевые вылеты совершаются по другой схеме - обнаружение с наибольшей дальности, запуск ракет и немедленный уход на малую высоту, за радиогоризонт корабля. Туда, где его не увидит радар SPY-1. В боевых условиях «идти грудью» на ракеты системы «Иджис» - красивый, но не самый благоразумный поступок

Двенадцатикратный облет «Дональда Кука» имел чисто демонстративное значение. Чтобы умерить воинственный пыл Пентагона, направившего в регион уже пятый боевой корабль за год, очевидно полагая, что Черное море имеет право называться Афроамериканским. Российской стороне было необходимо продемонстрировать свою решительность. Показать всему миру, что мы пристально следим за развитием ситуации в Черном море и при необходимости... Впрочем, наши "партнеры" все поняли и ретировались.


В случае необходимости даже не слишком приспособленный для нанесения ударов по кораблям Су-24 имеет массу достойных «ответов» для супостата. Особый интерес представляют телеуправляемые УР «воздух-поверхность» Х-59 и ракеты Х-58А, наводящиеся на излучение корабельных радаров (скорость полета - 3,6 Маха).

В Белом доме выразили озабоченность сообщениями об "опасном сближении" российских военных самолетов и эсминца ВМФ США в Балтийском море. Об этом в среду заявил официальный представитель американской администрации Джош Эрнест.

Эсминец Donald Cook. Фото: imago stock&people/ Global Look

Ранее западные СМИ сообщили о том, что бомбардировщики ВКС РФ Су-24 пролетели на сверхмалой высоте предположительно вблизи американского эсминца USS Donald Cook ("Дональд Кук").

"Этот инцидент совершенно не соответствует профессиональным нормам военных о безопасной дистанции друг с другом в международных водах и международном воздушном пространстве", - отметил Эрнест.

"За последние годы были многократные повторения таких случаев, когда российские военные, в том числе военные самолеты, приближались слишком близко друг к другу или иному морскому или воздушному транспорту, вызывая серьезные опасения в связи с безопасностью, и мы продолжаем сохранять озабоченность в связи с этим", - цитирует представителя Белого дома РИА "Новости".

Также Эрнест посоветовал журналистам обратиться за комментариями по данному происшествию в Минобороны США, добавив, что не обладает информацией о том, обсуждался ли инцидент представителями двух стран и если да, то по каким каналам.

Ближе к вечеру среды стало известно, что Вашингтон по дипломатическим каналам обратился к РФ в связи с сообщениями о происшествии. "Официальные лица США используют существующие дипломатические каналы, чтобы отреагировать на это воздействие. Одновременно инциденты изучаются по каналам ВМС США", - говорится в заявлении европейского командования США (EUCOM).

По данным EUCOM, первый инцидент произошел в понедельник (11 апреля) около 15:00 по местному времени, когда самолет Су-24 пролетел близко к эсминцу на небольшой высоте. В этот момент на палубе корабля проходила заправка вертолета. "В целях предосторожности полеты были приостановлены, пока Су-24 не покинул район", - утверждается в сообщении.

На следующий день, как заявляет командование, к эсминцу несколько раз приближались вертолет Ка-27 и два самолета Су-24.

Телекомпания CNN в среду, 13 апреля, со ссылкой на собственные источники выступила с утверждением, что российский бомбардировщик Су-24 и вертолет без вооружений на борту во вторник ночью пролетели вблизи американского ракетного эсминца "Дональд Кук", курсировавшего в Балтийском море в международных водах. Один из самолетов прошел, якобы, в 75 футах (22,86 м) над судном. Еще один пролет был зафиксирован на более удаленном расстоянии в прошедшее воскресенье, 10 апреля.

Из-за того, что на борту эсминца находился польский вертолет, который должен был осуществить взлет, но вынужден его отложить, по данным The Wall Street Journal, в американских военных кругах посчитали, что таким опасным пролетом русские "отправили сообщение Польше".

Один из сотрудников министерства обороны США сообщил CNN, что российский самолет так низко спикировал над палубой, что создалось впечатление, что он атакует. Он назвал этот маневр бреющим полетом.

Таким образом, так и остается не ясным, когда на самом деле совершали опасные маневры и сколько раз российские самолеты, и в какой день и чей вертолет пытался взлететь с палубы эсминца.

Оба инцидента были сняты на видео- и фотокамеры.

Напомним, в апреле 2014 года "Дональд Кук", который оснащен самой передовой американской информационной системой "Иджис", вошел в Черное море. В этот момент над ним на низкой высоте больше десятка заходов фронтовой бомбардировщик Су-24 ВКС РФ.

Сообщалось, что на российском самолете была установлена система радиоэлектронного подавления "Хибины", разработанная в концерне "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ). При подлете самолета к эсминцу у того сначала погас радар, потом отключилась система управления огнем (тот самый "Иджис"), а потом, по слухам, встали и двигатели. Американские СМИ писали, что после этого инцидента 27 моряков написали рапорт о переводе на другой корабль.

В этой истории много неясных моментов. Американская сторона подробностей разглашать не желает. Командование российской морской авиации тоже скромно хранит молчание после краткого информационного сообщения, переданного в День Космонавтики 2014 года. Однако и скупых данных хватило для того, чтобы американский эсминец «Дональд Кук» прославился на весь мир. Корабль этот довольно новый, оснащен всем необходимым, и несмотря на то что размеры его не рекордные, мог символизировать военно-морскую мощь США, для чего и был послан в Черное море. Как говорят в таких случаях работники цирка, номер не удался.

Захватывающий сюжет

В апреле вблизи российских границ начала разворачиваться драма, получившая название антитеррористической операции, на деле же ставшая настоящей гражданской войной. После удавшегося государственного переворота против мятежных восточных областей новые украинские власти направили регулярные войска с артиллерией, танками, тактическими баллистическими ракетами и всем прочим оружием, изначально изготовленным для борьбы с сильным и опасным внешним агрессором. Крыму удалось избежать печальной участи жертвы, население полуострова проголосовало за независимость и присоединение к России.

В самый разгар этой кипящей сумятицы, сопровождающейся кровопролитием, в Черное море вошел эсминец США «Дональд Кук». Остается лишь догадываться об истинной цели этого визита, но к определенным выводам можно прийти, разобравшись с боевыми возможностями этого корабля.

Серия «Арли Берк» и ее 25-й экземпляр

У американцев свои национальные герои, и они называют в честь них тот или иной крейсер, фрегат или эсминец. Дональд Кук, капитан корпуса воевал во Вьетнаме и умер от болезни (малярии), находясь в плену. Даже на родине этого героя нет единого мнения по поводу того, насколько эта война была справедливой. Неизвестны также подвиги, если таковые имели место, совершенные Куком до его пленения. Впрочем, так ли это уж важно? Капитан сражался за свою страну там, куда его послали, и умер в 1967 году. В честь него и была названа 25-я по счету единица самой массовой послевоенной серии американских боевых кораблей. Всего же предполагается, что число близнецов этого эсминца превысит цифру 60.

Проект «Арли Берк» показался руководству Пентагона настолько удачным, что на него возлагались большие надежды. В 1983 году, когда закладывался головной корабль серии, он впечатлял своими обводами, примененными при строительстве технологиями и даже внешним видом.

Эсминец класса «поверхность-берег»

Любая флотская серия состоит из кораблей, похожих внешне, отличающихся друг от друга тем сильнее, чем позже сошла со стапелей та или иная единица. Эсминец «Дональд Кук» спущен на воду в 1997 году, принят в боевой состав флота через 15 месяцев. Этот корабль нельзя назвать устаревшим, он имеет мощное ракетное вооружение, оснащен самыми передовыми электронными средствами, защищен от разнообразных возможных поражающих факторов и почти не виден на радарах. Однако у эсминца есть некоторые особенности, обусловленные характером специфических огневых возможностей. Дело в том, что его бортовые противокорабельные системы представлены очень скромно. Четырех крылатых ракет типа «Гарпун» (дозвуковых и небольших) явно недостаточно для ведения серьезного морского боя против сильного врага. Иными словами, эсминец ВМС США «Дональд Кук» предназначен для нанесения ударов по береговым целям в условиях полного господства и отсутствия сопротивления со стороны вражеского флота. Для этого у него есть «Томагавки» (по числу ячеек под палубой КР может быть до 90 штук).

О системе «Иджис»

Но не только для стрельбы по городам и береговым позициям создавался этот корабль, обошедшийся военному бюджету в миллиард (по ценам второй половины 90-х). Главная доля этой астрономической суммы приходится на новейшую электронику, интегрированную в конструкцию корпуса и надстроек. Многогранная угловатая рубка не просто служит обшивкой помещений, на ее наклонных плоскостях смонтированы антенны излучателей и приемников радарных сигналов. Они чутко следят за сотнями возможных целей, и, передавая информацию в вычислительный управляющий комплекс, обеспечивают безопасное выполнение боевой задачи. Системе «Иджис» подчиняются пятьдесят зенитных ракет, способных поражать МБР в ближнем космосе. Американский эсминец «Дональд Кук», по замыслу, является мобильным элементом глобальной системы ПРО, проводящим разведку и в автоматическом режиме, подобно роботу, вырабатывающим решения стратегического уровня.

Помимо неподвижных относительно корпуса антенн, на корабле есть и еще одна РЛС AN/SPY-1, выполняющая многие функции, от обнаружения низколетящих объектов до наблюдения за спутниками-шпионами.

Эсминец как судно

Есть смысл остановиться на вопросе о том, что представляет собой в судоходном смысле эсминец ВМС США «Дональд Кук». Характеристики корабля не являются уникальными, но они хороши. При полном водоизмещении в 8,9 тыс. тонн он имеет длину в 153 метра, ширину 20 м и осадку 9,4 м. Для изготовления подводной части корпуса применены немагнитные высокопрочные магниево-алюминиевых сплавы, что увеличивает противоторпедную стойкость и снижает заметность для вражеских систем обнаружения. Силовая часть, нагруженная на два винта, состоит из двух газовых турбин LM2500-30 фирмы Дженерал Электрик общей мощностью 108 тыс. л. с. Максимальный ход - 32 узла, автономность 4400 миль (при крейсерском ходе 20 узлов). Экипаж состоит из 337 членов команды, из которых офицеров 23. Кубрики и боевые посты защищены прочными и легкими кевларовыми панелями, что тоже стало революционным решением.

Особого восхищения достойны винты. Эти движители, как правило, выдают корабль своим шумом, образующимся в результате кавитационных процессов, и акустические станции подводных лодок легко могут определить тип движущегося объекта, его скорость и расстояние до него. Каждая лопасть винтов «Кука» снабжена особой трубчатой системой, нагнетающей воздух на окончания кромок. В результате образуется пузырьковое облако, искажающее звуковой «портрет» корабля и поглощающее шумы. Насколько оправданы средства, затраченные на разработку и изготовление этой сложной системы, неизвестно, ведь эсминец может быть обнаружен и многими другими средствами оповещения.

Система ПТО и ПВО

Кораблю в море грозят многие неприятности. В случае войны противник проявляет настойчивое желание пустить его на дно, и делает для этого все, что может. Он ставит мины, иногда снабженные приборами кратности (если известно, каким по счету будет следовать самый важный корабль противника), они снабжены взрывателями разных типов. Кроме этого, в ход идут торпеды, ракеты, и, конечно же, авиация. На верфях «Bath Iron Works» позаботились о том, чтобы обезопасить от всех этих напастей эсминец ВМС США «Дональд Кук». Вооружение его включает противолодочные ракето-торпеды ASROC-VL, зенитные ракеты «Стендерд-2» для перехвата целей на больших дистанциях, зенитные УР ESSM, бьющие по подкравшемуся противнику и даже заатмосферные перехватчики SM-3.

Устраняя пробел в противокорабельном классе, конструкторы планируют оснастить корабль перспективным комплексом LRASM. В общем, оружия много. Но оно оказалось бесполезным даже во время учебного налета не самого современного бомбардировщика Су-24. Эсминец «Дональд Кук» ослеп.

Боевой путь и опыт

С момента спуска на воду корабль без дела не стоял. Сначала он базировался в Норфолке, с 2012 года его приписали к испанскому порту Рота, где дислоцируется база ВМС США. В 2000 году во время событий в Адене эсминец «Дональд Кук» оказал помощь другому кораблю, «Коулу», протараненному катером с террористами-смертниками. Первый залп «Томагавков» по Ираку в 2003 году произвел все тот же «Кук». Он бывал во многих дальних походах, бороздил моря по всему свету, участвовал в учениях, в том числе международных. Экипаж корабля демонстрировал хорошую выучку и слаженность, высокую квалификацию и определенную смелость, проявленную во время выполнения заданий.

Хроника событий

Скупые факты описывают хронологию всего периода нахождения эсминца в Черном море в 2014 году. Босфор корабль миновал 10 апреля, в День от немецко-румынских захватчиков. В течение примерно двух суток соединение, в которое помимо «Кука», входили морской разведчик «Дюпюи-де-Лом», спасатель «Ализе» и эсминец «Дюплекс» французских ВМС, совершало различные маневры на относительно небольшом расстоянии от Севастополя. 12 апреля на экранах радаров появился приближающийся самолет, держащий курс прямо на «Дональд Кук». Эсминец «Су» заметил (даже определил тип самолета, и то, что он не вооружен), и на корабле была объявлена учебно-боевая тревога. Дальнейшие события некоторое время оставались загадкой.

Бегство

Чиновники Пентагона выразили крайнее возмущение действиями российских летчиков. Они характеризовали их как непрофессиональные и враждебные. Заявление было эмоциональным и жестким, но между его строк читалась растерянность. Ставший вдруг знаменитым эсминец «Дональд Кук», фото которого публиковали с издевательскими комментариями многие средства информации во всем мире, ошвартовался в румынском порту Констанца, а 27 деморализованных членов его команды изъявили желание подать в отставку. Виной всему - российский самолет, якобы нарушивший все мыслимые нормы международного права.

Конвенция Монтре

Одним из международных морских договоров, на которые ссылалась американская сторона, называется Согласно ей в Черном море военные корабли стран, не имеющих здесь собственной акватории, могут находиться не более 21 дня, а их общий тоннаж не может превышать 30 тыс. т на каждую страну. Эсминец «Дональд Кук» действительно не нарушал этой конвенции, однако незадолго до описываемых событий другой корабль ВМС США, «Тейлор» несколько подзадержался, якобы ремонтируя винты. Целью последнего визита «Кука» явно была «демонстрация флага», но кроме этого, перед экипажем, скорее всего, ставилась еще одна, секретная задача.

А вдруг война?

Связь присутствия международной эскадры вблизи российских берегов и украинскими событиями, в общем-то, никем не оспаривалась и не отрицалась. По мере развития конфликта опасность перехода его в военную стадию возрастала. Не строя иллюзий по поводу возможностей американская сторона могла рассматривать вероятность оказания им помощи в виде развединформации без вовлечения своей армии в возможную полномасштабную войну. Сбором подобных сведений, вероятно, и собирался заняться эсминец ВМС США «Дональд Кук». Параметры оборонительных систем, дислокация средств ПВО, узлов связи и прочих важных элементов военной структуры Черноморского Флота могли представлять интерес для генштаба ВСУ, которому эта информация была бы незамедлительно передана в случае войны.

Так что же случилось?

В сущности, с американским эсминцем ничего страшного не произошло. Он благополучно ушел из негостеприимного района черноморской акватории. Запланированный визит в Одессу не состоялся по причине глубокой моральной травмы, испытанной экипажем. Причина этой досады - компактный комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины», закрепленный на консоли ничем более не вооруженной бомбардировщика Су-24, дюжину раз прошедшего над кораблем на предельно малой высоте. Видимо, нее столько его брюхо с масляными потеками так расстроило команду «Кука», как осознание своей уязвимости и даже беспомощности. Казалось бы, вот он - вероятный противник, и действует он в учебном режиме. Так учись же, отрабатывай приемы пользования своей ПВО! Но система вышла из строя. Временно. Русские даже ничего не испортили, хотя могли. Улетел самолет, и «Иджис» вновь запустилась.

Итоги и выводы

Суть претензий Пентагона к российской авиации, в общем и целом, сводилась к тому, что наши летчики проявили некую неучтивость. Что же, возможно определенная нетерпимость действительно имела место. Столь же невежливо в 1988 году советские моряки таранили эсминец ВМС США «Кэрон», пытавшийся войти в территориальные воды СССР. Крым, действительно, давно привлекает иностранные эскадры, норовящие посетить полуостров не всегда с дружественными намерениями.

Что же касается эсминца «Дональд Кук», то недооценивать его боевые возможности все равно не стоит. Это - современный и серьезно вооруженный корабль, прошедший в 2012 году модернизацию. Вполне возможно, ему предстоит теперь еще одна.



Статьи по теме: