Зачем нужны знаки препинания в предложениях. Зачем нужны знаки препинания

Точка, точка, запятая — вышла рожица кривая… Знаки препинания нужны, чтобы рисовать человечков! Ну и еще — чтобы не казнить того, кого надо помиловать. Или наоборот. Это скажет любой, кого спросят, зачем нужны знаки препинания. А часто ли у нас в жизни встречается зависимость от одной запятой? Кто пострадает, если не принцесса в приказе, а обычный человек в переписке просто забудет о запятых, точках, тире и прочих невразумительных символах?

Пунктуация — система расстановки знаков препинания в русской письменной речи — в русском языке очень сложная, даже профессора-филологи не до конца знают все ее правила и исключения из правил. А потому что русский — язык очень богатый и выразительный, чрезвычайно развитый и максимально гибкий. И не в последнюю очередь за счет тех самых запятых и точек.

Когда мы произносим вслух фразы, мы обязательно делаем паузы между словами. Даже та Трындычиха из старого фильма, выстреливая со скоростью пулеметных очередей свои причитания, паузы делала. Так мы на слух определяем, где закончилось одно слово и началось другое, иначе бы для нас все слилось бы в бессмысленную тарабарщину. На письме слова разделяются пробелом. Если же записать на диктофон наш самый простой разговор, а потом измерить длительность пауз, окажется, что они все разные. Самые короткие — между словами, самые долгие — в конце предложения. Если все эти паузы выровнять между собой, а потом воспроизвести запись, то мы прослушаем набор самых разных слов, никак не связанных друг с другом. И, естественно, не поймем, о чем идет речь.

На письме паузы разной длины обозначаются разными знаками препинания. С их помощью подчеркивается смысл фразы, выделяется самое главное или, наоборот, второстепенное, разделяются предложения. Интонацию мы не слышим, а видим: без запятых, двоеточий, тире придется читать монотонно, ибо где автор запланировал паузу, узнать невозможно. А они во множестве есть, потому что чем сложнее построена фраза, тем больше возможностей передать не только основную мысль, но и эмоциональные оттенки.

С помощью знаков препинания мы на письме передаем то, что вслух выделили бы интонацией. “Пойдем на каток!” — это нас позвали с энтузиазмом, впору хватать коньки и мчаться. “Пойдем на каток” — это нам сообщили о собственных планах. “Пойдем на каток?” — это нас спросили, оставив возможность предложить еще варианты развлечений. Отличия — в знаках препинания. Смотрите, как заговорили восклицательный знак, точка и вопросительный знак! А ведь мы и рта не открывали, всего лишь пробежали пальцами по клавиатуре.

Да, скажут многие, знаки препинания в конце предложения нужны. Так от них никто и не отказывается: уж с точками и восклицательными проблем нет ни у кого, иногда их даже слишком много. А зачем нужны знаки в середине предложения? Нельзя же постоянно на “казнить нельзя помиловать” ссылаться — устарело.

Каждый знак препинания о чем-то сигнализирует читателю. Запятая, к примеру, может подчеркивать схожесть предметов или явлений в контексте обсуждения: И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все… (В. Драгунский). Все такое разное, но для Дениски Кораблева — одинаково любимое, через запятые. А тире может приравнивать одно к другому: Звезды — черви, пьяные туманом. (Д. Бурлюк). Да, футуристы очень по-своему видят мир, но без тире-то этого передать не смогли бы! Двоеточие может объяснять и раскрывать, скобки — уточнять, замечать между прочим, многоточие — передавать растерянность или ленивую интонацию. В это нелегко поверить, когда в смс и “вконтактиках” привык обходиться без знаков препинания, а порой и с минимумом букв, однако владеющие речью этих маленьких регулировщиков мысли очень ценят.

Вот, к примеру, задача — накормить гостей фруктами.

Пришли четыре важных человека: Мишка, Дениска, Павлов — три мушкетера, Аленка — и Миледи, и Констанция. Сколько яблок надо, чтобы никого не обидеть? Мишке, Дениске, Павлову и Аленке — четыре антоновки на стол, пожалуйста.

Пришли четыре важных человека, Мишка, Дениска, Павлов, три мушкетера, Аленка, и Миледи, и Констанция. Теперь сколько человек пришли и сколько яблок готовить? 13 штук — безымянных важных и мушкетеров обижать не стоит.

Пришли четыре важных человека, Мишка: Дениска (Павлов), три мушкетера — Аленка, и Миледи, и Констанция. Это донесение в штаб Мишке потребует от него выложить четыре яблока для четырех важных людей, хоть некоторые и не рассекречивают имен. Расстановка сил поменялась: три девчонки прихватили с собой Дениску.

Разница — только в знаках препинания! И в яблоках.

Простые предложения из одного подлежащего и одного сказуемого, конечно, никаких проблем со знаками не принесут, однако речь, построенная так, будет речью папуаса из дикого племени или, в лучшем случае, Эллочки-людоедки: “Поедем в таксо? Не учите меня жить! Хо-хо!”. Это ли подходит современному образованному человеку?

Сочинение на тему «Для чего нужны знаки препинания?» 4.74 /5 (94.78%) 23 votes

В нашей жизни существуют различные знаки препинания. И все они необходимы нам для того, чтобы наша речь была ясной точной и выразительной.
С помощью знаков препинания мы можем передать смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.

Например: Пришла весна. Пришла весна! Пришла весна?

Каждое из этих предложений имеет свой эмоциональный характер, с помощью расставленных знаков препинания мы легко понимаем предложение и его смысл. Всё, что бы мы написали, без знаков препинания было бы неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.

Например, точка служит обозначением конца предыдущей мысли и начала следующей. Некоторые знаки препинания как: (.)-точка, (,)- запятая, ()- пробел, могут выделять, или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также играет свою главную роль — обозначает паузу в предложении, служит для передачи правильного смысла в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, водные слова, уточнения. Тире — противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого либо слова (в неполных предложениях).
Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.

Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков за-вершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между однородными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).

Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утверди-тельного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предложении 25 многоточие указывает на интонацию незавершенности.

В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

Вот и в тексте В. Крапивина знаки препинания помогают передать смысл. В предложении 22 (Хотя... посмел бы он?) многоточие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начинает сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.

Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.

Образец 2

Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.

Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.

Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.

Образец 3

Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

Образец 4

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

Образец 5

Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?

Русская пунктуация очень значима и экспрессивна. Возьмём обыкновенную запятую. Кажется, самый простой знак. А она может перечислять, выделять, разделять. Например, в предложении (№…) она выделяет обособленное определение, обособленное обстоятельство, вводное слово. В предложениях (№….) разделяет однородные члены; в предложении (№…) отделяет простые предложения в составе сложного.

Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, в предложении (№…) восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы внимания, как красив, выразителен единственный листочек дерева.

Знаки препинания настолько выразительны, что могут служить художественным образом:

Дайте полные неба речные затоны,

В острых искорках звёзд,

И откосы крутые,

Я в полях предвечерних травинки не трону,

Лишь помечу кой-где запятые…

Риторический вопрос (№…) заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором. Как правило, риторический вопрос не требует ответа.

Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.

Образец 6

Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении (№...) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении (№...) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

Почти во всех языках мира есть правила орфографии, определяющие, как писать то, или иное слово, помогающие воплощать звуки, которые мы слышим и произносим, в буквы на бумаге. В русском языке таких правил не так уж и много, но каждый, изучая их, хоть раз, да воскликнул: «Зачем их столько выдумали?! Неужели нельзя было писать слова, как слышишь!?». И каждый сам себе ответил, что нельзя, неудобно это. Каждое слово должно иметь своё неповторимое написание, для легкого восприятия письменной информации.

Другое дело правила пунктуации. Их много, и все они какие-то не понятные, не определенные. Можно ещё принять таких «тяжеловесов», как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, тире, кавычки, скобки, двоеточие – они служат для более точного выражения чувств и мыслей пишущего. Правила использования их конкретны и запоминаются, после практики

Но запятые. Зачем нужны они?

Для чего придуман маленький значок, об который споткнулись и спотыкаются тысячи людей, проклиная его и не понимая предназначения?

Обратимся к учебнику. Запятыми выделяют однородные члены предложения, обращения, вводные слова, простые предложения в составе сложного или сложносочиненного (сложноподчиненного), причастные, деепричастные обороты, а также обстоятельства уступки. Без запятых язык будет сложен и непонятен.

Ну, а если выражаться простыми, четкими, коротенькими предложениями, вроде, запятые нам и ни к чему. Противники запятых ликуют!

Но, что-то здесь не так, не кажется ли вам, что наша письменность превратиться в свод правил и отчетов, станет казарменной и машинной? Исчезнет красота языка, его пояснительная и описательная возможности. Литературный язык, без запятых, будет напоминать лепет двух -трехлетнего ребенка.

Я выбираю запятые. А вы?

На письме без запятых обойтись невозможно. Они помогают понять смысл написанного, выбрать правильную интонацию, выделить слово или фразу.

Много веков рассказывают присказку о том, как от запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель наложил резолюцию: "Казнить нельзя помиловать",- и забыл поставить запятую. Так жизнь заключённого оказалась зависимой от запятой.

В тексте запятая выполняет различные функции. Например, рассмотрим предложения из текста Е.Велтистова: "Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке..." - знак выделяет простые предложения в составе сложного; " -Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?" - выделяется обращение; "Я ведь, кажется, могу думать или не думать..." - обособляется вводное слово; "Вот захочу - и не буду ни математиком, ни инженером" - разделяются однородные члены.

Правила пунктуации просты, для запятой их не более дюжины. Однако сложен язык, когда эти требования невыполнимы.

ДВОЕТОЧИЕ

Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.

«Зачем нужны знаки препинания? - недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: - Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки...». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.

Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.

Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).

В-третьих, двоеточие - письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.

Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

Самое главное и часто используемое значение двоеточия - это разделение сложноподчиненного предложения на части. В таком предложении двоеточие выполняет разделительную функцию - делит главное предложение от предложения, выражающего пояснение и обоснование главного. Также этот знак препинания применяется в предложении с большим количеством однородных членов предложения и ставится перед обобщающим словом.

Вот, в принципе, и ответ на вопрос, зачем нужно двоеточие. Оно, как и прочие знаки препинания, является важным пунктуационным знаком, без которого смысл предложения будет искажаться. Оно помогает не только точнее понять смысл, но и определить структур предложения.

Несомненно, значение двоеточия в русской пунктуации очень важно.

Сочинение на тему: Зачем нужно двоеточие? На письме без двоеточия, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Двоеточие останавливает наше внимание, требует паузы и предупредительной интонации. Двоеточие предупреждает: после обобщающего слова обязательно последует ряд однородных членов предложения; после слов автора прозвучит прямая речь. Важную роль играет двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. Если вторая часть предложения имеет значение причины или значение пояснения, то на границе частей сложного предложения надо поставить двоеточие. Двоеточие ставится и в тех случаях, когда вторая часть имеет значение изъяснения. Двоеточие помогает нам избежать тяжеловесности сложноподчиненных предложений: опустить подчинительные союзы. Таким образом, знание правил постановки двоеточия открывает перед нами широкие возможности для творчества, для совершенствования языкового мастерства

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Ещё будучи детьми, начиная изучать русский язык, мы задавались над вопросами касательно знаков завершения предложения.

"Зачем нужен вопросительный знак?" - этот вопрос вы можете услышать от младшего товарища. Чтобы на него ответить, нужно знать его функцию.

Вопросительный знак - это завершающий предложение пунктуационный символ. Он помогает определить, какое предложение по цели высказывания, является аналогом вопросительной интонации на письме.

Без вопросительного знака мы бы не смогли выразить интонацию в письменной речи, определить цель высказывания предложений

Можно узнать достаточно много интересного, если мы займемся изучением того, Зачем нужен вопросительный знак. Например, всем хорошо известно, что в письменной речи вопросительный знак выполняет роль знака препинания, который ставиться, как правило, в конце предложений и употребляется в том случае, если нужно задать вопрос или же выразить сомнение. Вопросительный знак мы очень часто можем встретить на страницах книг, главный герой которых все время находиться в состоянии размышлений о жизни, о своем месте в ней и о том куда человечество движется дальше. Одним словом в книгах, которые имеют философскую направленность.

Сам вопросительный знак можно встретить еще в книгах, которые датированы годами шестнадцатого века, однако свое целевое назначение – обозначение вопроса он закрепил только в книгах, которые датированы годами восемнадцатого столетия.

Можем также узнать много нового о том, зачем нужен вопросительный знак в других странах. Например, в Испании знак вопроса используют также на обозначение вопроса, только в начале предложения Ставят его в перевернутой форме, а в конце обыкновенной. В странах, где в обиходе используют арабский язык, также используют перевернутое значение обозначение вопроса и только.

Городское соревнование юных исследователей

«Шаг в будущее. Юниор»

«Зачем нужны знаки препинания»

МБОУ лицей №3, 4а класс

Научный руководитель:

Нурыева Венера Раиловна, учитель

начальных классов

МБОУ лицей №3

Сургут

2018

Введение………………………………………………………………..…3

Основная часть

Теоретическая часть ……………...……..............................................4

Практическая часть ………………….………………………….………..6

Заключение……...………………………..................................................7

Список используемой литературы…..………………………………….8

Приложения……………………………………………………………….9

Введение

Пунктуация- раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Она сложная, но необходимая система, которая складывалась веками и каждый знак играет большую роль, поэтому, не зная расстановку знаков препинаний нельзя стать грамотным человеком!

Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи.

Актуальность

Современному человеку сложно представить, что когда-то книги печатались без всех «известных значков», которые называют знаками препинания. Они стали настолько привычно для нас, что мы их не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. Знаки препинания живут своей жизнью в языке, имеют свою историю.

Гипотеза

Я предположила, что знаки препинания играют большую роль в нашей письменной речи. Они помогают нам грамотно выразить свои мысли.

Цель работы: узнать, зачем нужны знаки препинания, их роль в письменной речи, анализ интернет - чатов и анкетирование учащихся

Задачи исследования:

1)Познакомится с историей некоторых знаков препинания;

2) Провести опрос одноклассников на знание знаков препинания и их отношения.

Методы исследования:

Анализ, поиск материалов в интернете, обобщение

Основная часть

Объект исследования: пунктуация

Предмет исследования : знаки препинания

Теоретическая часть

Теоретическая значимость исследования позволит расширить общее представление о знаках препинания.

В русском языке 10 знаков препинания. Термин «знаки препинания» образован от древнего глагола «препинать» - «остановить».

Точка - самый древний знак препинания, ей отмечали конец предложения. Её можно назвать корнем многих знаков препинания. Появилась она в конце 15века.

Запятая – самый распространенный знак препинаний, в русской письменности их в предложение бывает несколько, в отличие от точки.

Термин «запяти», означает «зацепиться» или «задеть», в русских предложениях появилось в 1520году.

Точка с запятой придумал и ввел в употребление венецианский издатель Альд Мануций, по его замыслу, точка с запятой разделяла противоположные слова в сложносочиненном предложении. В русском языке его используют в бессоюзном предложении, когда в его частях много запятых.

Двоеточие-знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными, или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак употребляется с конца 16 века.

О таком знаке препинания, как тире, Сомирсет Моэм писали, что в нем есть что-то грубое, азартное и редко встречается в предложениях, в котором можно заменить с точкой запятой или четко отделяющими скобками. Свое название получил от французского глагола «растягивать».

Многоточие - полная противоположность точке, оно обозначает паузу или незаконченную мысли или ж неуверенность.

Восклицательный знак - в письменной речи используется для выражения эмоции.Восклицательный знак был введён в английскую типографию в XV веке, в России восклицательный знак появился в XVI веке.

Вопросительный знак - становится в конце предложения для выражения вопроса или сомнения. Встреча в печатных книгах c XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется позже, лишь в XVII веке.

Кавычки к нам попали в 16 веке. Произошло от диалектного слово «кавка», то есть лягушка «кавыкать» -ковылять, они употребляются при выделения прямой речи, цитат, названий, иронии.

Скобки – появились более 100лет раньше, чем жил Ломоносов. Он считал, что скобки вместительный знак препинания.

Практическая часть

В практической части моей исследовательской работы я решила рассмотреть распространённые выражения: «Казнить нельзя помиловать», «Морить голодом нельзя кормить».

Смысл фразы в отсутствие запятой, перестановка которой меняет смысл фразы на противоположный может решить судьбу человека.

Казнить, нельзя помиловать-(казнить)

Казнить нельзя, помиловать-(помиловать)

Морить голодом, нельзя кормить -(оставить без еды)

Морить голодом нельзя, кормить-(дать еду)

Анализ анкет

70% используют знаки препинания всегда и понимают о их важности,

30% человек затруднились ответить.

Чтобы определить пунктуационную грамотность, воспользовалась интернет-чатом Viber , где разослала учащимся 4 А класса текстовое сообщение, я убедилась, что, действительно, в этих сообщениях очень мало знаков препинаний. Пишущие стараются ответить быстро, им некогда расставлять знаки, ставят в том случае, если знак препинания «напрашивается». Но и есть категория «защитников языка», они пишут долго, но используют знаки препинания.

Анализируя интернет-чат, я решила, что в основном знаки препинания используют взрослые грамотные люди. В молодежном общение количество знаков препинаний сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени или чтобы не выделяться. Вместо знаков препинаний больше всего используют смайлики, выражение эмоции пишущего.

Таким образом, я убедилась, что не все учащиеся используют знаки препинания в письменной речи и тема моей исследовательской работы действительно актуальна, а это и есть угроза для русского языка.

Заключение

При работе над данной исследовательской работой, я определила, что знаки препинания являются очень важны в нашей письменной речи от их перестановки иногда можно изменить смысл предложения.

Знаки препинания – это залог интеллектуального развития человека, как личности. Какое будущее нас ждет, если мы будем безграмотными существами, которые проживают жизнь без познания нового. Мы должны знать и употреблять знаки препинания для того, что бы быть грамотными! Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале моего исследования полностью доказана. http://ru.wikipedia.org/wiki/Знаки_препинания

5.Интернет-ресурс:

6.Интернет-ресурс:

Приложение 1

Анкетирование

1.Сколько знаков препинаний ты знаешь?

2.Пользуешься ли знаками препинания в интернет-чате?

3.Считаешь ли ты, что возможно обойтись без знаков препинаний?



Статьи по теме: