Внешняя политика танской империи. Восточный и Западный тюркские каганаты Восточный каганат

Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени Кляшторный Сергей Григорьевич

Возрождение Восточнотюркского каганата. Тюргешский каганат. Борьба с арабами

В 679–689 гг. восточные тюрки в результате упорной борьбы за независимость с Китаем восстановили свое государство. Первым каганом стал Кутлуг, принявший титул Эльтериш-каган. Его ближайшим помощником и советником был Тоньюкук, оставивший описание своих деяний запечатленным на каменной стеле древнетюркским руническим письмом. Центр каганата находился в Отюкене (Хангайские горы), а его западной границей уже при Эльтерише был Алтай. В 691 г., после смерти Эльтериша, на престол сел его брат Капаган-каган (правил в 691–716 гг.), при котором отмечен наивысший подъем военно-политического могущества второго Восточнотюркского каганата. Несколько успешных кампаний против китайских армий в Северном Китае, разгром киданей (696–697 гг.), подчинение Гувы и разгром государства енисейских кыргызов (709–710 гг.) сделали Капагана господином Центральной Азии. Состояние дел в Западном каганате дало ему повод для военного вмешательства.

В 699 г. Уч-элиг, вождь тюргешей, вытеснил в Китай претендента на власть в Западном каганате, креатуру императорского двора, Хосрова Бёри-шада, и установил свою власть на всей территории от Чача (Ташкент) до Турфана и Бешбалыка. Вместе с Хосровом Бёри-шадом в Бешбалык ушло 60–70 тысяч человек из подвластных ему западнотюркских племен. Наместничество Бэйтин (Бешбалык), где кроме крупного китайского гарнизона сконцентрировались все подчиняющиеся Китаю вожди из рода А шина, стало грозным врагом тюргешей. В 704 г. один из претендентов, А шина Сянь, вместе с Бёри-шадом совершил глубокое вторжение в Семиречье. Тюргеши предприняли несколько ответных нападений и начали подготовку к большому походу в Восточный Туркестан.

В Чуйской и Илийской долинах Уч-элигом были учреждены каганские ставки, страна разделена на 20 областей (тутукств ), каждая из которых выставляла 7 тысяч воинов. При наследнике Уч-элига, Сакале, которого китайские источники именуют Согэ, начались первые мятежи племенной аристократии, поддержанной китайскими войсками. Сакал нанес поражение восставшим и разбил армию китайского наместника в Куче.

Поход 708 г. на Кучу (Аньси) готовился еще Уч-элигом. Его задачей было заставить Танскую империю прекратить вторжения в Семиречье, постоянно организуемые китайскими властями. В полевом сражении китайские войска понесли сокрушительное поражение, погиб сам наместник Аньси, Ню Шицзян, а вместе с ним и многие другие военачальники. Остатки гарнизона Кучи отсиживались в крепостях. Для тюргешей угроза с юга на некоторое время исчезла. Однако вслед за этим поднял восстание младший брат Сакала, обратившийся за помощью к восточному соседу, Капаган-кагану.

В 711 г. восточнотюркское войско, во главе которого были сын Капагана, Инэль, и апатаркан (главнокомандующий) Тоньюкук, разбило армию Сакала на р. Болучу в Джунгарии. Оба враждовавших между собой брата были по приказу Капагана казнены, и на некоторое время (711–715 гг.) Тюргешский каганат перестал существовать. Остатки тюргешских войск, возглавленные полководцем и членом каганского рода Сулуком Чабыш-чором, отступили за Сыр-Дарью и ушли на юг. Преследуя их, в 712–713 гг. отряды восточнотюркского войска, которыми командовали Тоньюкук и сыновья Эльтериш-кагана, будущий Бильге-каган и Кюль-тегин, оказались в Согде. Здесь они приняли участие в сражениях с арабами на стороне царя Согда Гурека, но, разбитые арабским полководцем Кутейбой б. Муслимом, отступили и в 714 г., преодолевая сопротивление восставших на Алтае племен, возвратились в Отюкен.

Сулук же вернулся в Семиречье и, провозгласив себя тюргеш-каганом, восстановил Тюргешское государство. Ему пришлось вести борьбу на два фронта. На западе стране серьезно угрожали победоносные арабские армии, в 714–715 гг. совершившие походы за Сыр-Дарью. На востоке китайский двор поддерживал реваншистски настроенных князей из рода западнотюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане.

Сулук прежде всего попытался нейтрализовать восточную угрозу. В 717 г. он совершил успешную дипломатическую поездку в Чанъань, столицу Танской империи. Вслед за тем он заключил брачные союзы с тремя опасными для него владетелями: женился на дочери потомка западнотюркских каганов из рода Ашина и тем узаконил свою власть; второй женой сделал дочь Бильге-кагана, сменившего Капагана на троне Восточнотюркского каганата; третьей женой Сулука стала дочь царя Тибета. Своего сына Сулук женил на дочери Бильге-кагана, после чего дружественные отношения ни разу не нарушались. Попытки китайских наместников в Восточном Туркестане ограничить суверенитет Сулука решительно пресекались. В 726 и 727 гг. тюргешская армия (во второй раз - вместе с тибетцами) дважды осаждала Кучу.

Однако основная военная активность Сулука была направлена на запад, где он решительно включился в антиарабскую борьбу государств Средней Азии. В 720–721 гг. полководец Сулука, вождь сары-тюргешей («желтых» тюргешей) Кули-чор (Курсуль арабских источников), вел успешные боевые действия против арабов в Согде.

В 728–729 гг., во время крупнейшего антиарабского восстания населения Самарканда и Бухары согдийцы обратились за помощью к кагану. Вторжение тюргешей привело на короткий срок к почти полному освобождению Согда от арабов, которые удерживали лишь Самарканд. В 730 г. арабы сумели достичь некоторых успехов, но в 731 или 732 гг. были вновь разбиты тюргешами в горах между Кешем и Самаркандом, а затем под Кермине. Лишь в конце 732 г. арабский наместник Джунейд б. Абдаллах разбил тюргешей и вошел в Бухару.

Прошло около пяти лет после взятия Бухары, и тюргешская армия вновь появилась в верховьях Аму-Дарьи, откликнувшись на призыв о помощи осажденного там арабами ябгу Тохаристана (сам ябгу принадлежал к тюркской династии). В короткий срок тюргеши вытеснили из Тохаристана армию арабского наместника Асада б. Абдаллаха, по вслед за тем рассеялись мелкими отрядами по стране. Каган с небольшими силами атаковал арабов и потерпел сокрушительное поражение. Эта неудача стоила Сулуку жизни. По возвращении в Невакет (737 г.) он был убит своим полководцем (китайцы именуют его по титулу - бага таркан ). Новый арабский наместник в Хорасане, Наср б. Сейяр, в 739 г. вторгся в Семиречье, нанес тюргешам поражение и казнил захваченного в плен их вождя Кули-чора.

Арабы прозвали Сулука Абу Музахим (букв.: ?ударяющий, бодающийся’) и видели в нем главную угрозу своей власти в Согде. В годы правления омейядского халифа Хишама (724–743 гг.) была сделана попытка решить дело дипломатическими средствами, обратив тюргешского кагана в ислам. Точная дата и обстоятельства арабского посольства в тюргешскую ставку (одна из них была на р. Или) неизвестны, но сохранился рассказ историка Ибн ал-Факиха (начало X в.), сокращенно изложенный в географическом труде Йакута «Муджам ал-булдан»:

«Посол рассказывает об этом: „Я получил аудиенцию (у кагана), когда тот своею рукой делал седло. Каган спросил толмача: кто это? Тот ответил: посол царя арабов. Каган спросил: мой подданный? Толмач ответил: да. Тогда он велел отвести меня в шатер, где было много мяса, но мало хлеба. Потом он велел позвать меня и спросил: что тебе нужно? Я ему стал льстить, говоря: мой господин видит, что ты находишься в заблуждении, и хочет дать тебе искренний совет - он желает тебе принять ислам. Каган спросил: а что такое ислам? Я рассказал ему о [религиозных] правилах, о том, что ислам запрещает и что поощряет, о религиозных обязанностях и о службе богу…“» [Иакут, т. I, с. 839].

В тексте Йакута здесь пропуск. В полном тексте Ибн ал-Факиха, сохраненном мешхедской рукописью, каган спрашивает: кто мусульмане? И посол отвечает, что они - жители городов, и есть среди них банщики, портные, сапожники.

«Тогда каган велел мне подождать несколько дней. Однажды каган сел на коня, и его сопровождали К) человек, каждый из которых держал знамя. Он велел мне ехать с ними. (Вскоре) мы достигли окруженного рощей холма. Как только взошло солнце, он приказал одному из десяти сопровождавших его людей развернуть свое знамя, и оно засверкало (в солнечных лучах)… И появились десять тысяч вооруженных всадников, которые кричали: чах! чах! И они выстроились под холмом. Их командир выехал перед царем. Один за другим все знаменосцы разворачивали (на холме) свои знамена, и каждый раз под холмом выстраивалось десять тысяч всадников. И когда были развернуты все десять знамен, под холмом стояли сто тысяч вооруженных с головы до ног всадников.

Тогда (каган) приказал толмачу: скажи этому послу и пусть он передаст своему господину - среди (моих воинов) нет ни банщика, ни сапожника, ни портного. Если же они примут ислам и будут выполнять все его предписания, то что же они будут есть?» [цит. по: Marquart, с. 289–291].

Демонстрация войск «десяти стрел» выглядела достаточно убедительно, и арабы больше не пытались склонить кагана к принятию новой веры.

Мусульманские авторы, знавшие о тюрках от участников арабских походов в Туркестан, сохранили немало живых описаний нравов и обычаев кочевников, в особенности их военных качеств. Сочинением такого рода является трактат багдадского эрудита ал-Джахиза (ум. 869 г.). Вот что он пишет об образе жизни тюрков:

«Тюрки - народ, для которого оседлая жизнь, неподвижное состояние, длительность пребывания и нахождения в одном месте, малочисленность передвижений и перемен невыносимы. Сущность их сложения основана на движении, и нет у них предназначения к покою… Они не занимаются ремеслами, торговлей, медициной, земледелием, посадкой деревьев, строительством, проведением каналов и сбором урожая. И нет у них иных промыслов, кроме набега, грабежа, охоты, верховой езды, сражений витязей, поисков добычи и завоевания стран. Помыслы их направлены только на это, подчинены лишь этим целям и мотивам, ограничены ими и связаны только с ними. Они овладели этими делами в совершенстве и достигли в них предела. Это стало их ремеслом, торговлей, наслаждением, гордостью, предметом их разговоров и ночных бесед».

Главное оружие тюрков - лук и стрела, которыми они владеют необычайно искусно:

«Тюрок стреляет по диким животным, птицам, мишеням, людям… Он стреляет, гоня во весь опор назад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз. Он выпускает десять стрел, прежде чем [араб]-хариджит положит одну стрелу на тетиву. И он скачет на своей лошади, спускаясь с горы, или в долине с большей скоростью, чем хариджит может скакать по ровной местности. У тюрка четыре глаза - два на лице, два на затылке».

Ибн ал-Факих, описывая встречу посла халифа с каганом тюргешей, отмечает поразительную для араба деталь - каган собственными руками мастерил себе седло. Джахиз подробно развивает эту тему. Рассказывая об изготовлении меча у арабов, он перечисляет восемь-девять операций, каждую из которых выполняет особый мастер, а затем отмечает:

«Подобно этому происходит изготовление седла, стрел… колчана, копья и всего оружия… А тюрок делает все сам от начала до конца, не просит помощи у товарищей, не обращается за советом к другу. Он не ходит к мастеру, и не тревожится его отсрочками со дня на день, его лживыми обещаниями, и не думает об уплате ему вознаграждения» [Мандельштам, с. 230–241].

Джахиз, конечно, не избегает утрировки в своих рассказах и сам это признает: «Но не каждый тюрок на земле таков, как мы описали». Именно арабские историки и географы первыми, сравнивая тюрков со своими соотечественниками и другими известными им народами, не ограничились регистрацией политических и юридических установлений, а обратили внимание на человеческие качества, особенности психологии и характера тюрков и попытались связать эти особенности с образом жизни и жизненными устремлениями кочевников. В суждениях арабов не было пренебрежения к «варварам», столь свойственного иным источникам; их эмоциональные оценки, восхищение или осуждение, зиждились не на предвзятых установках, а на личном опыте общения в течение нескольких столетий.

Древнетюркское изваяние (VIII в.). Западная Монголия

Гибель Сулука и недолгое правление его сына Тухварсен Кут-чор-кагана положили начало двадцатилетней борьбе за власть между «желтыми» и «черными» тюргешами и привели к распаду и деградации Тюргешского каганата. Междоусобица среди тюргешей дала возможность китайским наместникам в Восточном Туркестане для вмешательства в дела страны. Между тем второй Тюркский каганат, после гибели Капаган-кагана (716 г.) и возникшего из-за восстания огузов кризиса власти, был возрожден Бильге-каганом и его братом Кюль-тегином. Победой в войне с Китаем (721–723 гг.) Бильге добился выгодных условий мира - была расширена пограничная торговля, а в обмен на символическую дань в 30 лошадей император Сюань-цзун только в 727 г. прислал в тюркскую ставку 100 тысяч кип шелка. Это была щедрая плата за мир на северной границе, который Бильге-каган никогда не нарушал.

В 731 г. умер Кюль-тегин. Бильге не надолго пережил брата - в 734 г. он был отравлен одним из своих приближенных. Близ р. Орхон, в межгорной котловине, на месте стоянки караванов в память обоих братьев были воздвигнуты поминальные храмы и стелы с руническими надписями - летописью бурной истории второй Тюркской империи.

Наследники Бильге-кагана не изменили его политического курса, но удельные правители из рода Ашина стали все меньше считаться с центральной властью. В 741 г. малолетний Тенгри-каган был убит своим дядей Кутлугом-ябгу, захватившим престол. Началась война с прежними вассалами - огузами, басмылами и карлуками, в которой погибли Кутлуг-ябгу и его наследники. В 744 г. династия Ашина окончила свое существование. Каганом был провозглашен вождь басмылов, царствовавший, однако, немногим более двух лет.

Тюркские племена, сохранившие часть земель на западе бывшей империи, на Алтае и в Джунгарии, не играли заметной роли в событиях последующих лет. Последнее сообщение о них в китайских источниках относится к 941 г.; в эти годы часть тюрков была в числе племен, создавших Караханидский каганат.

Из книги «Иду на вы!» Подвиги Святослава [= Святослав] автора Прозоров Лев Рудольфович

2. Рождение каганата Кто мне телушко изранил, Кто мне душу замутил, Кто утробу задурманил, Чудо-Юдо зародил? С. Городецкий, «Юдо. Горюнья» Когда-то славяне и хазары и впрямь не были заклятыми врагами. Они, собственно, и врагами-то не были, не из-за чего было враждовать.

Из книги История Византийской Империи VI – IX вв автора Успенский Федор Иванович

автора

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора Васильев Александр Александрович

автора Успенский Федор Иванович

Глава V ВОЙНЫ С АРАБАМИ В ЮЖНОЙ ИТАЛИИ И СИЦИЛИИ1 При вступлении Василия I на престол преимущественное внимание сосредоточивали на себе европейские владения. Здесь был главный политический интерес, значение которого определялось занятым арабами в Южной Италии и Сицилии

Из книги Период Македонской династии (867 - 1057 гг.) автора Успенский Федор Иванович

Глава IX ВОЙНЫ С АРАБАМИ НА ВОСТОЧНОЙ ГРАНИЦЕ И НА МОРЕ. СОЛУНЬ. МОРСКИЕ ПОХОДЫ ИМЕРИЯ Македонская династия преимущественное внимание сосредоточивала на Западе; главный центр тяжести и для Василия I, как и для его преемников, лежал в западных провинциях. Это столько же

автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т. е. «наместника». Следующие три халифа. Омар, Осман и Али, также были избираемы,

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Борьба с западными арабами Одновременно с военными столкновениями на востоке шла упорная борьба империи с западными арабами. Северная Африка, с большим трудом завоеванная арабами в VII веке, очень быстро освободилась от власти восточных халифов, так что после 800 года,

Из книги История Византийской империи. Эпоха смут автора Успенский Федор Иванович

Глава XIV Иконоборцы и иконопочитатели в первой половине IX в. Завоевание арабами Крита и Сицилии В первые годы IX в., со времени возведения в патриархи бывшего гражданского чиновника Никифора, Студийский монастырь занял вместе со своими игуменами Платоном и Феодором

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии [(с картинками)] автора Дикки Джон

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

Глава 1 ЗАХВАТ АРАБАМИ-МАГОМЕТАНАМИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В ОРБИТУ

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Завоевание Ирана арабами Еще до того как Йездигерд III взошел на престол, арабы-мусульмане, одержимые фанатизмом и жаждой наживы, стали нападать на богатые страны, граничившие с их пустынями. В 636 г. они опустошили византийскую провинцию Сирию и вскоре после этого

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Глава 3 Великий Тюркский каганат. Уйгурский каганат Тюркоязычные народы и федерации в V–VII вв Великое переселение народов в III–V вв. привело к глобальным переменам в полосе цивилизаций между Рейном и рекой Хуанхэ.В самых восточных районах Монголии, по соседству с

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии автора Дикки Джон

Глава 6 Война и возрождение: 1943-1950 гг. Дон Кало и возрождение «общества

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

28. Как проходила борьба за возрождение величия Франции? В декабре 1958 г. президентом Франции был избран Ш. де Голль. По новой Конституции, положившей начало Пятой Республике, де Голль получал широкие полномочия: ему принадлежали функции главы государства, верховного

Из книги Битва за Сирию. От Вавилона до ИГИЛ автора Широкорад Александр Борисович

Образование тюркского каганата. После падения могущества усуней Жетысу превратился в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V в. отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихся землях пытались обосноваться остатки юечжи, но после войн с жужанями в 418-419 гг. они были вынуждены уйти в Среднюю Азию, где столкнулись с персами и эфталитами. Верховья рек Шу и Талас были захвачены кангарами, которые остановили движение жужаней на запад.

Жетысу и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Жетысу, долине Ертиса и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 г. создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 г. теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племен Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные ашина стали впоследствии называться тюрками .

Само слово «тюрок» значит крепкий, сильный. Согласно А. Кононову, первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племен Ашина, и лишь затем стал названием всех племен, подчиненных тюркскому кагану.

В 545 г. телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрков - ашина Бумын. В 551 г. он заключил союз с Китаем и, разгромив жужаней, принял титул Иль хан. После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын Кара-Иссык хан, который нанес полное поражение жужаням. После победы хан погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мугань хан. В 553 г. жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 г. войска Истеми достигли Аральского моря и предместьев Ташкента. Однако племена уар и хионитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 г. Тюрки вышли к реке Едиль, но не стали ее переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Едиля до Хинганских гор. Расцвет империи тюрков. Во главе новой державы стоял каган, вторым лицом был его родственник, носящий титул «ябгу». К числу высших сановников относились также шады, эльтеберы и тутуки. Родственники кагана носили титул «тегин». Высших чиновников тюрки называли также «тархан», а низших, делившихся на 24 класса, - «буюрук» .

Наследование шло по удельно-лестничной системе, по которой наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде. В ожидании престола шады получали в управление уделы.

В 568 г. тюркская держава делилась на четыре удела, а в 576 г. - уже на восемь. Ставка самого кагана находилась на Алтае. В социальном плане тюрки делились на три слоя - беки, карабудун - основная масса и таты-рабы из военнопленных. Подчиненные тюркам телесские племена назывались огузами.

Только появившись, Тюркский каганат сразу стал в один ряд с мировыми империями того времени. В 60-х годах VI в. тюрки вмешались в борьбу между китайскими государствами Бэи-Ци и Бэи-Чжоу и заставили обоих платить дань. Каган Тобо хан говорил: «Только бы на юге два мальчика (Чжоу и Ци) были покорны нам, тогда не нужно бояться бедности. В Средней Азии в войне с эфталитами в 560 г. тюрки захватили Ташкент и долину Зарафшана. В 565 г. в битве у Несефа тюрки во главе с Истеми каганом одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. В 570-576 гг. тюрки завоевали Северный Кавказ, в 576 г. - Боспор. В итоге этих завоеваний каганат стал контролировать все важные участки Великого Шелкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось вследствие междоусобиц.

Распад тюркского каганата. В 581 г. в Китае произошел переворот, и Чжоуская династия сменилась династией Суй. Новый правитель порвал все отношения с тюрками и запретил вывозить шёлк в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути. Это совпало со смертью Тобо хана и последовавшими за этим династическими распрями между родственниками кагана. После продолжительных разногласий старшим ханом был признан сын Кара-Иссыка - Шету, принявший титул Ышбара хана. Вторым ханом стал сын Истеми Кара Чурин-Тюрк, сын Мугань-хана Торемен получил титул Або хан (старейший) и удел на северных окраинах государства.

Суйская дипломатия сразу почувствовала разлад в среде тюрков и всяческими методами стала сеять раздор между ханами. Это ей удалось, и в 584 г. обманутый китайцами Ышбара напал на ставку Або хана, обвинив его в измене. Або хан бежал к Кара-Чурину и совместными силами они начали войну со старшим ханом. После ряда боев Або хану пришлось отступить к Бухаре, но Ышбара хан погибает в 587 г., и власть переходит к его брату Чуло хану. Все тюркские князья принесли присягу новому кагану, и Або хан остался в изоляции. В том же году он был разгромлен недалеко от Бухары, однако единство сохранялось недолго.

Уже в 558 г. вражда между Кара Чурином, - ханом западных земель, и старшим ханом возобновилась. Кара Чурин стремился к независимости, и война продолжалась до 593 г. В итоге каганом стал сын Ышбара хана Юн Йоллыг, а фактическим правителем - Кара Чурин. Однако пропасть между западными и восточными тюрками была столь велика, что во время войны с Китаем, начавшейся в 598 г., восточные тюрки во главе с Жангаром поддержали Суйскую Империю. Кара Чурин был убит, но Тюркский каганат так и не объединился. В 604 г. ханом Западного каганата стал малолетний Таман - правнук Кара Чурина, а Восточного - Жангар. Единый Тюркский каганат перестал существовать .

Западно-Тюркский каганат. В Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения и силу правители черпали у степных племен Семиречья, т.е. потомков усуней. Из них сложилось два племенных союза: дулу - в Жетысу и Джун-гарии и оншадпыт - на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял по пять племен, вследствие чего весь народ получил название «народа десяти стрел».

Противоречия между мировыми державами из-за гегемонии на Шелковом пути привели к образованию в 20-х годов V в. двух коалиций, с одной стороны - Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия, с другой - Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат. Война, разыгравшаяся между этими коалициями, продолжалась с переменным успехом и не принесла ни одной из сторон победы. Недовольные нескончаемой войной, требовавшей огромного напряжения сил и больших человеческих жертв, племена дулу в 630 г. восстали против своего кагана и убили его. Новым правителем был провозглашен Сибир хан. Дальнейшая история каганата была полна войн между дулу и оншадпытами за власть в стране. Пользуясь этим, от западных тюрок отделились болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные союзы добились самоуправления и границей между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским тенденциям не могли укрепить государство, и тюрки продолжали терять свои владения. После подчинения Восточного каганата Китаю имперские войска подошли вплотную к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась поражением тюрок, после чего от каганата отделились и казары. Последний западно-тюркский каган Ышбара хан пытался сохранить единство и независимость страны, но китайская агрессия продолжалась, распри между тюркскими племенами еще более ожесточились. В итоге оншадпыты и дулу в 656 г. признали власть Китая, Ышбара хан, преданный своим подданными, отступил за реку Или. Владетель Ташкента выдал его китайцам, и тюркский каган умер в 659 г. в плену .

В I тысячелетии происходит изменение этнической среды в Евразийском регионе, здесь все более и более преобладают тюркоязычные племена. Первые упоминания имя «тюрк» относится к 542 году в китайских источниках, где описывались набеги туцзюе (тюрок) на Китай с северо-запада. В VI веке термин тюрк получил широкое распространение, он означал союз племен, сложившийся на Алтае.

VI век - это время начала тюркских империй, чередовались сближение общетюркских культурных компонентов и формирование их самостоятельности.

Раннее тюркское государство - Тюркский каганат возникло в 552 году (552 - 603 годы), когда вождь тюрок Бумын принял титул кагана. Оно занимало обширную территорию на востоке от Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге.

Господствующим в Центральной Азии это государство стало при кагане Мугане (553-572 годы), оно входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как Иран, Византия, Китай был данником каганата. Давление извне, междоусобицы, социальные противоречия ослабили его, и в 603 году он разделился на два самостоятельных государства - Восточный и Западный каганаты.

Ядром Западно-Тюркского каганата (603 -704 годы) стали «десять племен», самоназвание Он Ок эли - государство десяти стрел, занимавшие земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседл о земледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии. В Согде, Бухаре находились наместники кагана, здесь их владения доходили до верховий Амударьи и Гиндукуша от Исфиджаба и Чача до южного Афганистана и северо-западного Пакистана.

Западно-Тюркский каганат был государством с развитой городской и земледельческой культурой, развитой торговлей по Великому Шелковому пути. В VI-VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Это были большие города, не уступавшие по размерам городам средневековой Средней Азии, состоящие из цитадели, шахристана, рабада. Только в Чуйской долине существовало около 18 крупных городов и большое количество мелких поселений. Первым лицом в государстве западных тюрок был каган верховный владыка, правитель, военачальник. Власть кагана передавалась по наследству, он руководил всеми внутри и внешнеполитическими делами государства, был распорядителем всех земель. Он опирался на знать из династийного рода, представители которого занимали высшие должности в государстве и были наместниками кагана над вассальными племенами. Существовало семейное рабство. Основная масса населения состояла из свободных общинников-скотоводов. Столицей и зимней ставкой кагана был г. Суяб в Чуйской долине (близ г. Токмака), а летней резиденцией Мингбулак (близ г. Туркестана).

В 630-634 годах каганат утратил свои среднеазиатские владения к западу от Сырдарьи, государство вступило в полосу кризиса, глиной причиной которого было давление извне и борьба за власть племенных союзов. В Семиречье вторглись китайские войска, в 657 году ополчение «десяти стрел» потерпело поражение, управление каганом стало осуществляться через китайского ставленника .

В 699 году вождь тюргешей Уч-элиг устранил ставленника китайского императора в Западно-Тюркском каганате и установил свою власть.

Территория каганата. После распада Тюркского каганата на Западнотюркский и Восточнотюркский в 603 году начался процесс размежевания их границ. Западнотюркский каганат занимал терри-торию на юго-востоке, начиная от рек Или и Чу, на северо-западе до нижних течений рек Волга и Кубань, на северо-востоке до верхних течений Волги и Иртыша, на юго-западе до рек Тарим и Амударья. Столицей каганата и зимней ставкой кагана являлся город Суяб, расположенный на берегу реки Чу. А летняя ставка находилась в местности Мынбулак (ныне на территории Жамбылской области).

Основной этнополитический костяк каганата составляли «десять племен» - «он ок будун», чьи места проживания располагались от восточных предгорий Каратау до Джунгарии. Вместе с тем, они господствовали во всех завоеванных ими оседло-земледельческих регионах Восточного Туркестана и в Средней Азии. В состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюр* геши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки.

Политическое положение. Первым правителем каганата был Тардуш (Дато). В ту пору государственная власть ЗападнотюркскогЬ каганата политически была очень сильна. А Восточнотюркский каганат был ослаблен из-за частых вторжений китайцев. Стремясь использовать ситуацию, создавшуюся в Восточно-тюркском каганате, каган Тардуш намеревался захватить его и воссоединить обе части некогда могучего единого каганата. С целью осуществления своих завоевательных замыслов он напал на племена теле на Алтае и подчинил их себе, объявив себя каганом и Восточнотюркского каганата. Но племена теле вновь поднялись на борьбу с ним, отстаивая свою независимость.

Политическое господство Западнотюркского каганата особенно усилилось в период правления кагана Шегу (610-618 гг.) и кагана Тона (618-630 гг.). Так, каган Шегу границы каганата на востоке расширил до Алтая, на западе они достигли реки Тарим и предгорий Памира. Каган Тон с целью захвата новых земель совершал военные походы в западном направлении. Он заново реформировал систему правления в Средней Азии. Каган Тон назначал из числа местных жителей сборщиков налогов, присваивал им должность «селиф». Надзирали над селифами его воины. Селифы отчитывались перед контролирующими их воинами. Чтобы держать в полном подчинении крупные города, каган прибегал к различным методам. Например, с целью закрепления под своим подчинением города Самарканда, каган Тон выдал свою дочь замуж за его правителя и объявил его своим заместителем (наместником). Многих местных правителей он назначал подобным образом. Такая тактика правления укрепляла политическое и экономическое положение каганата .

Каган Тон прилагал значительные усилия по утверждению своего влияния на западе. Важную роль во внешней политике каганата он отводил отношениям с Ираном и Византией. При возникновении военных столкновений между ними каган всегда оказывался на стороне своего союзника - Византии. Во время одной из таких войн каган Тон в 627 году направил часть своих войск в Византию. Такая помощь являлась свидетельством могущества и высокого международного авторитета Западнотюркского каганата среди других стран. Несмотря на это, осуществлять внутреннюю политику кагану было гораздо сложнее, чем внешнюю. В 630 году различные племена, входившие в состав каганата, начали между собой яростную борьбу за господствующее положение в государстве. В результате одной из таких междоусобиц в 634 году при поддержке племени нушеби к власти пришел Ешбар Елтерис и был провозглашен каганом. Он по-своему начал проводить реформы, ввел систему управления государством «десять племен» - «он ок будун». В каждом владении каганата цмелось десять вооруженных туменов (в одном тумене 10 тысяч воинов). Слово «будун» означает «страна, народ».

Под «он ок будун» в Илийской и Чуйской долинах подразумева-лась господствующая система правления племен нушеби и дулу. Подобная система правления не только не способствовала укреплению власти, но даже ослабляла ее. Так как борьба за власть между племенами разгорелась еще сильнее. Одна из таких войн между племенами дулу и нушеби длилась продолжительное время (с 640 по 657 гг.). Своевременно воспользовавшись ослаблением каганата из-за междоусобиц, в 659 году китайские войска вторглись в Жетысу (Семиречье). Попав в плен, погиб каган Ешбар. Каганат потерял свою независимость. Войска, собранные из племен «он ок будун», неоднократно поднимались на борьбу с китайскими завоевателями. Но всякий раз терпели поражения. Лишь в конце VII и в начале VIII веков под предводительством вождя племен тюргешей Ушлика был совершен ряд удачных походов против Танской империи.

Эти победы привели к закреплению господствующей роли племен тюргешей среди других племен и открыли путь к образованию Тюргешского каганата. В результате кровопролитной войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии. Во время правления кагана Кутлука Елтериса, а затем кагана Капагана, каганат превратился в сильное государство. Восточнотюркский каганат (682-744 гг.) подчинил себе территории Казахстана, Центральной Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири. Восточнотюркские каганы Вильгекаган и Культегин еще более укрепили свое государство, которое заключило с соседями важные мирные договоры о ненападении. Знаменитый советник Куль-тегина, военачальник Тоньюкок в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата .

Социальное положение в Западнотюркском каганате. Система правления каганатом носила патриархально-феодальный характер. Абсолютная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Нижестоящая ступень власти находилась в руках представителей знати, назначенных каганом. Третья ступень власти была сосредоточена у представителей знати из рода самого кагана. Им присваивались титулы ябгу, шад, елтебер. А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана на местах являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли «кара будунами», что равносильно понятиям «чернь», «простонародье». Повинностями облагались обычно эти «кара будуны». В каганате существовала повинность «кровного долга», по которому выделялись люди для прохождения обязательной военной службы. Службу проходили, как правило, представители тех племен, которые ближе всех находились к местам военных действий. Покоренные племена платили дань продуктами питания и ценной пушниной. В тюркском обществе бытовало выражение «без татов не бывает тюрков», под татами имелось в виду оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками, которое считалось подчиненными, вассальными людьми. Кроме того, в Тюркском каганате существовало рабовладение, в рабы попадали люди из числа военнопленных, населения захваченных земель.

Хозяйство. Главным видом хозяйства Западно-тюркского каганата являлось скотоводство, основанное на сезонном выпасе скота. Обедневшие люди, не имевшие скота, занимались земледелием. В раннее средневековье на юге и юго-западе Казахстана стали бурно развиваться города Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык и др. Появление множества поселений вокруг этих городов свидетельствует о заметном развитии оседлого образа жизни. Это привело к дальнейшему развитию ремесел.

Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы - древняявосточноиранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан (одни из предков современных таджиков и узбеков). Согдийцы в основном занимались торговлей, ремеслами и земледелием. В начале VII века тюрки в массовом количестве стали переходить к оседлости. В Жетысу эти два народа перемешались настолько, что стали говорить на едином языке. Это подтверждается и находками археологических раскопок, когда свидетельства материальной культуры двух народов были обнаружены в одном культурном слое.

Росту городов способствовали отношения с такими развитыми странами Малой Азии, как Иран и Византия. Такие отношения прежде всего отражались на развитии торговли. Вдоль Великого Шелкового пути в Жетысу тюрки были вовлечены в активную международную торговлю.

О том, насколько была развита торговля шелком на территории каганата, можно проследить по записи китайского путешественника, монаха Сюань Цзяня, побывавшего в начале VII века в ставке кагана: «Каган был одет в халат из зеленого шелка. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами» .

Торговля в большинстве своем осуществлялась путем обмена товаров. Обменивались всеми видами тканей и предметами обихода. В ходе археологических раскопок тюркских захоронений найдены многие предметы и вещи, произведенные в Китае и Византии. Это говорит о тесных экономических связях Тюркского каганата с этими странами еще в раннем средневековье.

Усени в конце IV века потерпели поражение, а Жетысу стал ареной военных действий. В V веке отряды жужаней полностью вытеснили усуней из степи. Дальнейшее их движение на запад было остановлено кангарами. Только в 551 году телесские племена в союзе с Китаем смогли разгромить жужаней. За несколько лет они достигли Аральского моря. Значительное сопротивление тюркам оказали уары и хиониты. К 558 году была образована большая кочевая империя от Едиля до Хинганских гор. С этого времени начинается история Тюркского каганата.

Империя тюрков с самого начала стала рядом с мировыми империями. Он контролировал почти весь Великий Шелковый путь. Тюркская знать получала колоссальную прибыль от караванной торговли.

Территория тюркского каганата

В 553 году Тюркский каганат контролировал территории Центральной Азии, Алтая и Южной Сибири. Отуз-татары, кидани, татабы, енисейские кыргызы принимали подданство тюрков. Крупные государства на севере Китая Ци и Чжоу платили каганату дань. Таким образом, Тюркский каганат стал сильнейшим государством того времени.

В 555 году каган Истеми, управлявший западными территориями, присоединяет к каганату территорию современного Казахстана с Приаралье и Сырдарью. Через три года тюркам принадлежат земли до Едиля и Жайыка. Расстановка сил в Центральной Азии кардинально изменилась. Основным соперником Тюркского каганата оказалось эфталитское государство, которое брала дань с Ирана. Эфталитом принадлежала территория от Северной Индии до Каспийского моря. Тюрки решили наладить дипломатические отношения с Ираном, но эфталиты восприняли это как заговор. Они убили тюркских послов. Однако эффект от убийства был противоположным – тюркский каганат отдал свою дочь в жены иранскому шаху, создав междинастический союз.

В 564-567 годах у эфталитов отвоевали Тохаристан и Бухару, сто привело к полному исчезновению эфталитского государства. Его территория была разделена между Тюркским каганатом и Ираном. Однако экономические интересы, а именно поставка шелка, ослабили союз иранцев и тюрков. Китай выплачивал дань Тюркскому каганату шелком, а Иран рассматривался в качестве рынка сбыта и транзитного коридора на Ближний Восток. Иранские власти, опасаясь ценового демпинга и конкуренции на мировом рынке, чинили препятствия тюркским купцам. Развязалась кровопролитная война. Тюркский каган заручился поддержкой Византии. В 568 году захвачен Гурган, процветающий город древнего мира. Только в 571 году был заключен мир с Ираном, а тюрки получили территории за Амударьей и получали ежегодную дань.

Тюркские купцы проложили новый путь на севере к Византии, предварительно захватив Северный Кавказ и получив доступ к Черному морю. При Таспар-кагане 572-581 году Тюркский каганат достиг максимального расцвета. Империи принадлежали земли современной России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Монголии, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана. Тюркский каганат на западе граничил с Черным морем, на востоке – с Маньчжурией, на севере – Енисеем и на юге – с Амударьем.

Хозяйство тюркского каганата

Хозяйство древнетюркского периода представляет собой систему двух неравноценных сфер:


  • оседло-земледельческий тип на переферии Великой степи;
  • кочевое и полукочевое скотоводство.

Большая часть населения были кочевниками, для которых города и оазисное население было необходимым дополнением. Земледелием занималась оседлая часть населения Северной Азии, Жетысу, Южного Казахстана и Восточного Туркестана. Степь и город были частями одного целого – государства. Империя не могла существовать без городов. Они представляли собой политические центры, в них проживали ремесленники и торговцы, он обеспечивал нужды кочевников и состоял из основного класса налогоплательщиков. Только кочевые племена могли обеспечить городу военную защиту.

Кочевники в большинстве разводили овец, верблюдов и лошадей. Каждый год рынки Китая, Византии и Средней Азии заполнялись огромными стадами тюркского скота.

Археологические находки свидетельствуют о развитии металлургии. В тюркскую эпоху активно вели добычу железной руды. На высоком уровне было обмундирование и вооружение тюрков – одна из причин военных побед. Помимо железа добывали олово, золото, серебро и медь.

Основным источником дохода оказался контроль Великого Шелкового пути. Было разработано несколько веток с Китая до Византии и Согдианы. Большой объем торговли способствовал введению на территории каганата денежных отношений. В таразе и Отраре появляются монетные дворы. Кроме собственных монет в ходу были китайские и византийские монеты.

Экономический и политический рост Тюркского каганата привел к урбанизации Казахстана. Этот период характеризуется появлением тюрко-согдийского синтеза в искусстве, архитектуре и строительстве. В VI веке появляются новые города Навакет и Суяб, развиваются Тараз, Отрар, Шавгар, Испиджаб. Они стали центрами ремесла, торговли и земледелия. В городах селятся гончары, ювелиры, кузницы, стеклоделы и другие ремесленники. Сельская округа из множества поселений обеспечивала города продовольствием.

Распад тюркского каганата

В 581 году в Киатаепроизошел переворот и смена династий Чжоуской на Суй. Новый император запретил вести дела с тюрками и не позволял вывозить шелковые ткани в степь. Это подорвало могущество тюркской знати, которая существовала за счет пошлин на Великом Шелковом пути. Одновременно умирает хан Тобо и начинаются династические распри. Два сына подели между собой земли.

Суйцы, почувствовав разлад между тюрками, стали сеять дополнительный раздор между ханами. В 584 году Китайцы обманным путем добились начала междоусобной войны. Война ханов восточных и западных земель продолжалась до 593 года. К этому времени пропасть между восточными и западными тюрками выросла. Когда Китай напал на каганат в 598 году, восточная часть поддержала Суйскую империю. Тюркский каганат как единая империя прекратил свое существование.

Восточно-тюркский каганат

После падения Великого Тюркского каганата восточная часть оказалась под властью империи Суй, которая поставила своего протеже каганата Жангара. Однако уже его сын был воинственно настроен против суйского императора. В начале VII века в Восточно-тюркском каганате началась сильная эпидемия, унесшая жизни большей части населения и скота. В 630 году на Восточный Тюркский каганат напала Танская империя. Она разрушила каганат и заставила большинство тюрков мигрировать в Китай.

Не все восточные тюрки смогли смириться с подданством Танской империи. Началась возрождаться идея тюркской государственности. В 679 году поднялось народное восстание, приведшее на престол род Ашин, а мятежники укрылись в горах Иньшань. Они восстанавливали тюркскую государственность. Объединение бека Тоньюкука и Кутлуг-чора создало новую прочную основу для восстановления тюркской государственности. Удачно для тюрков закончились сражения с сеяньто, киданями, огузам и китайцами. Образовался Второй Восточно-тюркский каганат, правители которого стремились объединить империи тюрков к прежним границам. Но междоусобные воины привели к распаду каганата. Уйгуры захватили большую часть территории и назвали себя приемниками Восточного Тюркского каганата.

Выберите рубрику Биология Тесты по биологии Биология. Вопрос — ответ. Для подготовки к ЕНТ Учебно-методическое пособие по биологии 2008 г Учебная литература по биологии Биология-репетитор Биология. Справочные материалы Анатомия, физиология и гигиена человека Ботаника Зоология Общая биология Вымершие животные Казахстана Жизненные ресурсы человечества Действительные причины голода и нищеты на Земле и возможности их устранения Пищевые ресурсы Ресурсы энергии Книга для чтения по ботанике Книга для чтения по зоологии Птицы Казахстана. Том I География Тесты по географии Вопросы и ответы по географии Казахстана Тестовые задания, ответы по географии для поступающих в ВУЗы Тесты по географии Казахстана 2005 Информация История Казахстана Тесты по Истории Казахстана 3700 тестов по истории Казахстана Вопросы и ответы по истории Казахстана Тесты по истории Казахстана 2004 Тесты по истории Казахстана 2005 Тесты по истории Казахстана 2006 Тесты по истории Казахстана 2007 Учебники по истории Казахстана Вопросы историографии Казахстана Вопросы социально-экономического развития Советского Казахстана Ислам на территории Казахстана. Историография советского Казахстана (очерк) История Казахстана. Учебник для студентов и школьников. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII вв. Древние государства на территории Казахстана: Уйсуны, Канглы, Хунну Казахстан в древности Казахстан в эпоху средневековья (XIII — 1 пол. XV вв.) Казахстан в составе Золотой Орды Казахстан в эпоху монгольского владычества Племенные союзы Саков и Сарматов Раннесредневековый Казахстан (VI-XII вв.) Средневековые государства на территории Казахстана в XIV-XV вв ХОЗЯЙСТВО И ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА (VI-XII вв.) Экономика и культура средневековых государств Казахстана XIII-XV вв. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА Религиозные верования. Распространение ислама Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история Хуннский некрополь Шомбуузийн Бэльчээр в горах монгольского Алтая Школьный курс истории Казахстана Августовский переворот 19-21 августа 1991 года ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Казахско-китайские отношения в XIX веке Казахстан в годы застоя (60-80-е годы) КАЗАХСТАН В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.) Казахстан в годы перестройки Казахстан в новое время КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СССР Казахстан во второй половине 40-х — середине 60-х годов. Общественно-политическая жизнь КАЗАХСТАНЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Каменный век Палеолит (древнекаменный век) 2,5 млн.-12 тыс. до н.э. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА Национально-освободительные восстания Казахского народа в ХVIII-ХIХ вв. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 30-е ГОДЫ. НАРАЩИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ КАЗАХСТАНА. Общественно-политическое развитие независимого Казахстана Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана Провозглашение суверенитета Казахстана Регионы Казахстана в раннем железном веке Реформы управления Казахстаном СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХIХ-НАЧАЛЕ XX ВЕКА Средние века ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХIII вв.) Казахстан в XIII-первой половине XV веков Раннесредневековые государства (VI-IX вв.) Укрепление Казахского ханства в XVI-XVII веках ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ История России ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА XX ВЕК 1917 ГОД НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОТТЕПЕЛЬ ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-1907) ПЕРЕСТРОЙКА ПОБЕДИВШАЯ ДЕРЖАВА (1945-1953) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Политические партии и общественные движения в начале XX века. РОССИЯ МЕЖДУ РЕВОЛЮЦИЕЙ И ВОЙНОЙ (1907-1914) СОЗДАНИЕ В СССР ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА (1928-1939) Обществознание Различные материалы по учебе Русский язык Тесты по русскому языку Вопросы и ответы по русскому языку Учебники по русскому языку Правила русского языка

15
Американский Университет в Кыргызстане

Реферат

Тема: Древнетюркские государства

Бишкек 2009

Введение

К середине VI в. в политической обстановке Средней Азии и соседних районов произошли большие перемены. Тюркские племена Алтая, завоевав и объединив ряд племен, живших к юго-востоку, образовали новое политическое объединение - Тюркский каганат. Оно сыграло большую роль в истории Кыргызстана. Самое раннее упоминание этнонима "тюрк" (китайская форма согдоязычного "тюркют" -- "туцзюе") в китайских летописях относится к 546 г. Персы и византийцы новых "повелителей степей" именовали "турк"; самоназвание народа, если судить по руническим текстам, -- "тюрк". Первоначально термин "тюрк" скорее, имел социальное, чем этническое, значение: тюрками именовали исключительно представителей высшей знати. Позже это название перешло не только на племя, во главе которого стояла знать, но и на многочисленные подчинившиеся им родственные народы.

Ядро племени тюрк сложилось в среде центрально-азиатских гуннов (III -- середина V в.). Оно считало своим предком мифического сына волчицы Ашина. В середине V в. тюрки подчинились Жуань-жуаньскому каганату, господствовавшему в Центральной Азии, и поселились на Алтае. Здесь они освоили богатые рудники и начали выплавку железа в таких масштабах, что им выплачивали даже дань жуань-жуани. Энергичные вожди тюрок Асань-шад, Туу и Бумын, с большим размахом используя возможности рудокопов, плавильщиков и кузнецов, одели свою конницу в латы и менее чем за столетие подчинили все алтайские племена. С алтайцами Бумын в 546 г. присоединил к своим владениям многочисленный народ теле (тегрег), который занимал Джунгарию. С этого времени тюрки из данников превратились в соперников жуань-жуаней в борьбе за первенство в Центральной Азии.

Тюркский каганат

Выискивая предлог для схватки, престарелый Бумын потребовал себе в жены дочь жуань-жуаньского кагана Анахуана (520--552 гг.). Каган, пребывающий в могуществе и славе, отказал ему в оскорбительной форме. Вождь тюрок на это и рассчитывал: есть повод для войны. В 552 г. он нанес сокрушительное поражение жуань-жуаням. Анахуан покончил жизнь самоубийством. Победитель принял титул жуань-жуаньского государя -- "илиг-каган" и перенес ставку на Орхон (Северная Монголия), которая стала административно-политическим центром новой державы -- Тюркского каганата. В начале 553 г. основатель тюркской династии Ашина илиг-каган Бумын умер.

Коренные земли тюрок на Алтае, согласно степному праву, достались младшему брату Бумына -- Истеми (умер в 575 г.). Еще до смерти брата он присоединил к своему владению объединение племен он ок бодун ("народ десяти стрел"), которое занимало Семиречье, Центральный и Западный Тянь-Шань. После этого Истеми принял титул кагана десяти племен. Каган западной части государства лишь номинально зависел от своих племянников, унаследовавших власть Бумына на востоке, и проводил самостоятельную внешнюю политику. Если илиг-каган Мухан (553-572 гг.) подчинял Южную Сибирь и Северный Китай, то объектом притязаний десятиплеменного кагана Истеми стали Средняя Азия и степи Казахстана. В то время в Средней Азии господствовали эфталиты, этническая принадлежность которых остается неясной. Они делились на белых и красных хионов. К красным относилась часть тюркоязычных племен он ок бодун, населявших Кыргызстан. Самоназвание народа было "хион" ("хон").
Сасанидский Иран, начиная со второй половины V в., выплачивал эфталитам огромную дань. Естественно, он стал искать контакты с Истеми, чтобы освободиться от непосильного бремени. В 555 г. между ними был заключен союз, скрепленный браком шаха Ирана Хосрова Ануширвана (531-- 579 гг.) с дочерью кагана Истеми. Союзники тщательно готовились к решающей схватке. Западные тюрки, стремясь обезопасить свои тылы, прогнали за Волгу враждебных вархонитов, кочевавших в Приаралье. В промежутке между 563 и 567 гг. войска Ирана с запада и конница тюрок с севера разгромили эфталитов. Границей между победителями стала р. Амударья. Присоединив среднеазиатские земли, десятиплеменный каган Истеми присвоил и титул поверженного царя эфталитов -- ябгу (джабгу).
Однако сразу же после разгрома эфталитов между союзниками начались раздоры. По степным обычаям шах Хосров Ануширван, зять кагана, считался младшим родственником, с чем властитель Ирана, разумеется, не хотел примириться. Кроме того, Истеми потребовал, чтобы дань, которая ранее выплачивалась эфталитам, теперь вносилась в тюркскую казну, чего Иран не выполнил. За политическими амбициями кагана и шаха стояли серьезные причины: противоречия, связанные с доходами от торговли по Великому шелковому пути.
После разгрома жуань-жуаней и эфталитов тюрки унаследовали значительную часть этого пути -- от Китайской стены до Амударьи, где располагались крупные городские торговые центры с богатой и влиятельной купеческой прослойкой. Тюркская знать и ее подданные -- согдийские купцы решили максимально использовать выгоды своего географического положения -- непосредственные контакты с производителем шелка -- Китаем. К тому же в VI в. согдийцы уже научились выделывать свои шелковые ткани. В связи с этим согдийские купцы пытались потеснить персидских торговцев, наживающихся на посреднической торговле с богатой Византией. Иран, отстаивая интересы своих купцов, препятствовал прямым связям тюрок и согдийцев с византийскими владениями и не пропускал торговые караваны через свои владения.
Тюрки направили два посольства в Иран, но Хосров Ануширван был непреклонен. Обстановка накалилась из-за гибели членов второго посольства. Истеми не поверил ссылкам персов на слишком знойный для тюрок климат Ирана и справедливо решил, что его послов просто отравили. Западные тюрки и Иран стали готовиться к войне. Глава согдийцев Маннах предложил Истеми заключить союз с извечным врагом Ирана Византией. Кружным путем, обходя владения Ирана через северный Прикаспий и Кавказ, посольство тюрок во главе с Маниахом прибыло в 568 г. в Константинополь. Император Юстин II благосклонно принял послов. Для заключения антииранского союза к Истеми было отправлено ответное посольство во главе с видным военачальником Земархом.
Византийское посольство повторило путь Маниаха и прибыло в долины Таласа и Чу, которые уже тогда назывались "местностями согдийцев". Отсюда Земарха препроводили в ставку кагана у горы Актаг на Тянь-Шане, где византийцев ждал пышный прием. Союз был заключен, и войска тюрок подступили к границам Ирана. Дальнейшие события излагаются летописцами скупо и противоречиво. Тюрки захватили иранскую провинцию Джурджан, но их натиск не был поддержан Византией с запада.
Хосров, опасаясь войны на два фронта, поспешил заключить мир с Истеми, по условиям которого Иран обязался выплачивать тюркам прежнюю "эфталитскую" дань. Очевидно, была устранена и первопричина разрыва -- вопрос о торговле шелком. Мир с тюрками дал Ирану возможность нанести ряд поражений Византии и Месопотамии. После победы над Ираном западные тюрки утратили интерес к союзу с греками. Неоднократные попытки Константинополя восстановить союз были безрезультатны, а в 576 г. удельный правитель тюрок Турксанф напал на владения Византии и Причерноморье и взял Боспор. В 580 г. тюрки вторглись в Крым и осадили Херсонес.
В своей внешней политике западные тюрки во главе с умным и энергичным каганом Истеми достигли больших успехов, но закрепить их помешала междоусобная борьба в каганате. В 575 г. умер Истеми-каган, авторитет которого среди степняков был непререкаем. А вскоре скончался и верховный владыка Тюркского каганата Таспар (572-581 гг.), который крепко держал в своих руках бразды правления громадной разноплеменной державой. За престол каганата боролись сразу четыре претендента, которые затеяли яростную братоубийственную войну, в результате трое из них погибли, и Тарду Боке-каган, наследник Истеми на западе, в 587 г. занял престол тюркских владык.
Но распри продолжались вплоть до 593 г. Междоусобная война обескровила и ослабила Тюркский каганат и резко ухудшила его внешнеполитическое положение. За это время раздробленный Китай, плативший тюркам тяжелую дань, был объединен династией Суй (581--618 гг.). Другой данник каганата -- Иран -- в 588 г. под Гератом нанес поражение западным тюркам, а к 590 г. Византия отняла у тюрок Боспор. После смерти Тарду Боке-кагана в 603 г. произошел официальный раздел тюркской державы на Восточный и Западный каганаты.
Западно - тюркский каганат
Сами западные тюрки называли свое государство "он ок эли" ("государство десяти стрел"). Официальными титулами западных государей из династии Ашина были "тюркский джабгу-каган" или "каган народа десяти стрел". Названия государства и титулов каганов свидетельствуют: ведущее положение в Западнотюркском государстве занимал "он ок бодун" -- "народ десяти стрел", который состоял из двух крупных объединений: пять племен входили в конфедерацию "нушиби" и занимали территорию от Сырдарьи до р. Чу, другие пять под общим названием "дулу" рассеялись по территории от р. Чу, включая Алтай и Джунгарию. Западнотюркский каганат объединял богатые земледельческие области Восточного Туркестана, Средней Азии, степи Приаралья, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Административно-политическим центром государства стала сначала Таласская долина, где была летняя ставка Мин-Булак, а затем - Чуйская. Начиная с 618 г. столицей западнотюркских каганов становится г. Суяб.
От последствий междоусобия западные тюрки оправились только во время правления Тон джабгу-кагана (618--630 гг.). Тон джабгу-каган вел активную антииранскую политику и отнял у Ирана Тохаристан, занял Афганистан и часть Северной Индии. Заключив союз с византийским императором Ираклием, каган напал на закавказские владения Ирана и взял города Дербент, Тбилиси и Пратав.
Тон джабгу-каган провел важную административно-политическую реформу, уравняв в правах кочевую и оседло-земледельческую знать оазисов Средней Азии и Восточного Туркестана, что существенно ограничило незаконные поборы в пользу степных аристократов. Для надзора за правителями вассальных владений и для сбора налогов назначались наместники -- тутуки.
Внешние политические успехи тюрок достигались колоссальным напряжением внутренних сил. Постоянные войны и далекие походы, обогащая верхушку, мало что давали простому народу. К тому же каган ограничил власть кочевой знати и, "полагаясь на свое могущество, не очень был милостив к подчиненным. Народ роптал и многие отложились". Один мятежный феодал, внезапно напав на ставку, убил Тон джабгу-кагана.
Этот акт уронил авторитет династии Ашина не только среди "народа десяти стрел", но и в зависимых владениях Средней Азии и Восточного Туркестана. Вновь начались междоусобные войны, сопровождавшиеся частой сменой каганов и усилением раскола. Вожди "народа десяти стрел" вынудили Ышбара Эльтериш Шир-кагана (634-639 гг.) провести реформу, предоставившую фактическую независимость от центральной власти племенным объединениям дулу и нушиби, что усилило влияние их знати. Распри и междоусобицы не остановила даже угроза иноземного вторжения.
В первой трети VII в. усилилась династия Тан (618--907 гг.). Феодальная верхушка Китая, руководимая императором Тай-цзуном, одной из важных задач поставила захват Великого шелкового пути. В 630 г. танские войска в союзе с кочевыми племенами тогуз-огузов разгромили Восточно-тюркский каганат. Силами различных тюркских отрядов в 640 г. Тай-цзун захватил государство Гаочан и на его территории создал наместничество Аньси. Оно-то и стало базой для нападения на Западно-тюркский каганат. Тюрки в союзе с народами Восточного Туркестана долго сдерживали натиск врагов, но в битве на р. Или (656 г.) китайский полководец Су Динфан наконец разбил войска Ышбара-кагана (651-657 гг.). Тот с боями отступил в Чуйскую долину, где в 657 г. потерпел окончательное поражение и погиб.
Не имея возможности установить реальную власть над отдаленными территориями Тянь-Шаня, танский император поставил во главе "народа десяти стрел" представителей западной ветви династии Ашина. Эти марионеточные каганы не пользовались авторитетом у народа, который не прекращал борьбу с захватчиками. Упадок каганата продолжался, и двадцать третий каган из династии Ашина стал последним: его убили тюргеши в городе Кулане в 704 г. К власти в Семиречье и на Тянь-Шане пришла династия тюргешских каганов.
Тюргешский каганат
Официальные титулы каганов из династии тюргешей зафиксированы легендами на монетах и в рунических текстах. Их величали "божественный тюргеш-каган" или "тюргеш-каган". Соседи по-прежнему называли их государство "народом десяти стрел" или "народом десяти племен". Тюргеши входили в конфедерацию дулу десятиплеменного народа и занимали междуречье Чу и Или. Они делились на "желтые" и "черные" роды, верхушка которых соперничала между собой.
Родоначальником новой династии стал вождь "желтых" тюргешей Уч-Элиг-каган (704-706 гг.). Он занял город Суяб и учредил в нем главную ставку. На землях, подвластных тюргешам и простиравшихся от среднего течения Сырдарьи до верховьев Иртыша, существовало двадцать уделов, каждый из которых мог выставить семитыся и т.д.................



Статьи по теме: