Таблица определения падежей имен существительных. Падежи имен существительных. Склонение по падежам

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

Падеж имён прилагательных, числительных, местоимений-прилагательных, причастий зависит от падежа существительного, с которым они согласуются.

Существует несколько способов определения падежа:

· по 2-м падежным (грамматическим) вопросам;

· по окончанию в определённом склонении;

· по предлогу;

· метод подстановки;

· по синтаксической роли в предложении

Подробнее об этом.

1. Самым простым способом является способ определения падежа по 2-м падежным вопросам «что?», «кого?».

Как показывают вопросы, этим способом нельзя определить им., родит. и вин. падежи, так как вопрос «что?» у неодушевлённых существительных задаётся к именит. и винит. падежам, а вопрос «кого?» у одушевлённых существительных - к родит. и винит. падежам.

2. По окончанию существительного падеж можно определить только в том случае, если оно в данном склонении не совпадает с другими окончаниями.

Так, в 1-ом склонении по окончанию можно определить все падежи, кроме дат. и предл., у которых одинаковое окончание Е. Это единственное склонение, в котором окончание вин. пад. – У, Ю – не совпадает ни с им. (А, Я), ни с родит.(И, Ы). Сравним: СОСНА (им.) – СОСНЫ (родит.) – СОСНУ (винит).

Во 2-ом склонении этим способом нельзя определить им., родит. и вин. падеж, так как у неодуш. сущ. нулевое окончание в вин. падеже совпадают с имен. пад – стоит СТОЛ – вижу стол; окончание А у одуш. сущ. в вин. падеже совпадает с родит. пад. – нет КОНЯ – вижу КОНЯ.

Остальные падежи в этом склонении имеют разные окончания, по которым можно определить падеж. Сравним: дат.- У, Ю (коню); твор.- ОМ, ЁМ (конём); предл. – Е (о коне).

В 3-ем склонении по окончанию возможно определить только твор. пад. – Ю (печью). Другие падежи определить нельзя, т.к. окончание вин. падежа совпадает с именит. (Пришла ДОЧЬ – вижу ДОЧЬ); в род., дат. и пред. падежах – окончание - И.

3. По предлогу можно определить падеж, если предлог употребляется только с одним падежом.

Перечислим некоторые из этих предлогов. Род. пад .: У, БЕЗ, ОКОЛО; дат .: К; вин .: ЧЕРЕЗ, ПРО; твор : НАД; предложн.: ПРО.

Если предлог употребляется с 2-мя или 3-мя падежами, падеж по нему определить нельзя. Назовём некоторые из таких предлогов. ПОД – вин. (под стол), твор. (под столом); НА – вин. (на стол) – предл. (на столе); ЗА – вин. (за слол) – твор. (за столом).

2 предлога употребляются с тремя падежами: С родит . (съехать с горы), вин . (величиной с гору), твор .(поравняться с горой); ПО дат . (идти по дороге); вин . (Море по колено); предлож . (Скучаю по ВАС).

4. Метод подстановки удобен тем, что позволяет различить им. и вин. падежи у одушевлённых существит. 2-го склонения, когда падежные вопросы и окончания этих падежей совпадают. Например: остановить (кого?) коня. Чтобы не ошибиться в определении падежа, нужно подставить сущ. 1 склонения, в котором вин. падеж не совпадает с другими падежами. Например: остановить машину. Окончание У в 1-ом склонении указывает на вин. падеж. Следовательно, у сущ. КОНЯ в словосочетании ОСТАНОВИТЬ КОНЯ тоже винит. падеж.

5. По синтаксической роли в предложении можно отличить вин.падеж от именительного у неодушевлённых существит. 2 склонения и существит. 3 склонения. Сравним: Рабочие строят (что?) дом. Слово ДОМ – дополнение. Следовательно, падеж винительный.

Можно определять падежи, используя слова-подсказчики. Например: родит. – НЕТ (кого? чего?) дат.: ДАТЬ (кому? чему?); винит.: ВИДЕТЬ (кого? что?).

    Падеж прилагательного определить сложнее,чем падеж существительного.

    Для этого стоит определить падеж существительного,которое напрямую связано с прилагательным,например бурная река-именительный падеж.

    Поскрее разобраться с падежами прилагательных можно с помощью вот такой таблицы,где указаны вопросы каждого падежа с примерами.

    падеж прилагательного такой же как падеж существительного о признаке котором говорится,например: свежий фрукт - мужской род и у существительного и у прилагательного слова,

    интересное кино - тут средний род, хорошая погода - женский род

    Определять падежи у прилагательных проще простого. Для этого достаточно будет просто составить словосочетание с любым существительным, после чего уже определить падеж этого самого существительного. К примеру, большой стол (какой?), существительное в именительном падеже:

    Если сразу тяжко, то прицепите прилагательное к существительному. Тогда склонять будет куда проще. Например:

    Голубое небо

    Голубого неба

    Голубому небу

    Голубое небо

    Голубым небом

    О голубом небе.

    Падеж имени прилагательного определяем по падежу местоимения или имени существительного, признак которого оно обозначает и с которым согласуется. Например, О синем море. Здесь существительное море стоит в предложном падеже. Значит, и прилагательное синем тоже в предложном падеже.

    Падежи имн прилагательных не так уж и сложно научиться определять, если при этих прилагательных находятся и существительные. А если таких существительных нет, то нужно их подставлять гипотетически.

    Прилагательное, как известно, обозначает некий признак предмета (предмет - это и есть существительное, о котором мы выше говорили). Падежи существительного и прилагательного в подавляющем большинстве вариантов совпадают. Например: синему небу (Дательный), о хорошем мальчике (Предложный), бумажной документацией (Творительный), весенние мысли (Именительный или винительный).

    Когда мы научимся видеть или представлять эти словосочетания, то определить падеж прилагательного будет столь же просто, как и существительного. По окончанию, которое и указывает на падеж. Либо по вопросу, который можно задать к этому прилагательному.

    Имя прилагательное - это такая часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.

    Таким образом, для определения падежа прилагательного достаточно определить падеж существительного.

    Пример: вижу красивую (В.п.) девочку (В.п.). Для начала определяем падеж существительного: вижу (кого?) девочку. Существительное употреблено в форме винительного падежа, соответственно прилагательное также стоит в В. падеже.

    Чаще всего в предложениях и словосочетаниях прилагательные относятся к существительным. И какой падеж будет у этих существительных, такой будет и у прилагательных.

    Например:

    1. Синее небо. Сущ. имеет именительн. падеж (что?). Значит и прилагательное тоже стоит в этом падеже.
    2. Унылой порой (чем?). Творительный.
    3. Радоваться желтому солнышку (чему?). Дательный.
    4. Принес радостную весть (кого что?). Винительный.
    5. Пришел поблагодарить лучшего друга (кого чего?). Родительный.
    6. Сожалеть о потраченных деньгах (о чем?) предложный.

    Если нет существительного, то придется придумать его по смыслу.

    Например:

    слегка интересный. Подставляем слово рассказ и определяем у него падеж (кто что?). Именительный.

    Чтобы определить падеж прилагательного, нужно обратить внимание на существительное, к которому это прилагательное относится - какой падеж у этого существительного, такой будет и у прилагательного.

    Пример: стальной иглой (отвечает на вопрос чем?, значит, это творительный падеж - и для существительного, и для прилагательного).

    Таблицы с окончаниями прилагательного - это, конечно, хорошо, но не будете же вы наизусть заучивать ее? Нужно научиться самостоятельно ориентироваться в такой теме, как падежи.

    Давайте разберем пример:

    Я хочу попрощаться со старыми вещами.

    У нас есть прилагательное - старыми, оно описывает признак существительного вещами. Прилагательное всегда тесно связано с именем существительным, в какой форме употребляется последнее, в такой форме будет и первое, в частности, у них будет одинаковый падеж.

    То есть всего-то нужно понять, в каком падеже используется наше существительное. К слову вещами можно подобрать падежный вопрос чем?, а значит, что оно относится к творительному падежу. И прилагательное тоже используется в творительном падеже и имеет окончание -ыми.

    Прилагательное означает приизнак предмета,отвечаюший на вопрос: какие?какое?какой?Прилагательное склоняется в единственном числе.

    Муж.род имеет окончание ый,ий,ой.Например:мужчина (какой?) красивый,любвеобильный,крутой.Жен.род окончание яя,ая. Например: юбка какая? бирюзовая,бордовая.

Существительное способно видоизменяться благодаря окончаниям, которые добавляются к основе слова. В структуре предложения существительное обязательно имеет зависимое слово.

Алгоритм определения падежа существительного в предложении

Во-первых, найдите в предложении зависимое слово и задайте подходящий вопрос к имени существительному. Не забывайте, что в данном случае вы используете падежный вопрос.

Во-вторых, обратите внимание на окончание существительного и сверьте с таблицей падежей. На этом этапе можно предварительно узнать падеж. Однако, как правило, сложности возникают в разграничении винительного и родительного падежей в силу наличия одинакового вопроса «кого?».

В-третьих, подберите вспомогательное слово к существительному. Например, «нет (кого?)», «дать (кому?)» или «вижу (кого?)». Так вы сможете более точно определить падеж. При этом вам помогут предлоги, стоящие перед существительным в предложении. За каждым падежом закреплены определенные предлоги места, времени, цели, пространства и т.д. Если вы сомневаетесь в правильности ответа, то рекомендуется дополнительно обратиться к таблице падежей и найти нужный предлог.

У существительного. К сожалению, далеко не сразу всем это удается. Необходимо владеть достаточно большим объемом информации, чтобы выполнить это задание без труда.

Существительное как часть речи

Каждый из нас знаком с именем существительным. Мы, не задумываясь, используем его ежедневно в нашей речи. А теперь представим, что этой части речи больше нет. Попробуйте рассказать о каком-либо событии без его помощи. Вряд ли это удастся сделать, поскольку им.сущ. дает название всем предметам и явлениям, которые есть в нашей жизни. Все, что мы видим вокруг и о чем рассказываем, не обходится без него. А потому основной его функцией считается номинативная, то есть давать наименования всем предметам.

Называя друг друга по имени, мы тоже не обходимся без существительного. Владея родным языком в совершенстве, мы правильно ставим эту часть речи в необходимую форму. Определить с научной точки зрения, какой падеж и число употреблены в слове, мы попытаемся в нашей статье.

Склонение

Прежде чем узнать, как определить падеж у существительного, необходимо разобраться в том, что такое склонение. Само по себе это слово имеет значение «изменение». То есть склонять - это значит менять им.сущ. по числам и падежам.

В русском языке выделяют несколько типов склонения.

К первому относят слова, которые оканчиваются на -а или -я. Они обязательно должны быть в форме мужского или женского рода. Например: машина, дядя, картина, природа.

Слова во втором склонении имеют другие критерии. Такие существительные имеют окончания -о, -е или нулевое и относятся к среднему и мужскому родам. Например: постановление, агрегат, волокно.

Если перед нами слово в женском роде, имеющее на конце мягкий знак (соответственно, нулевое окончание), то его относят к третьему склонению. Например: дочь, вещь, речь, ночь.

Каждая из групп имеет свою систему окончаний. Именно их необходимо помнить, получая задание: «Определи падеж и склонение существительных».

Род

В русском языке выделяют три его вида. Перед тем как мы узнаем, как правильно определить падеж существительных, нужно узнать и эту информацию.

К мужскому роду относят слова, которые сочетаются с личным местоимением «он»: катер, начальник, результат.

Средний род определяют по слову «оно». К нему относятся большинство абстрактных и неодушевленных понятий: восприятие, счастье, благополучие.

К женскому, соответственно, относятся такие слова, которые сочетаются со словом «она»: любовь, фотография, жизнь.

Для того чтобы определить род, необходимо учитывать, с каким личным местоимением согласуется нужное имя существительное.

Падеж

Теперь самое время узнать, как определить Для этого нужно знать, на какие вопросы отвечает каждый из них.

Начальной формой слов этой части речи всегда является именительный падеж. Он выполняет в предложении функцию главного члена - подлежащего.

Перед тем как определить падеж у существительного, задают вопрос. В им.п. - «кто?», «что?». Например: ваза, цветок.

Дательный падеж требует слово «дать» («кому?», «чему»?). Например: вазе, цветку.

Очень часто с именительным путают винительный падеж. Он отвечает на вопросы «кого?» или «что?». Также к нему добавляют вспомогательную форму «видеть» либо «винить». Например: вазу, цветок.

Творительный требует вопросов «кем?» или «чем? Сочетается он со словом «восхищаться». Например: вазой, цветком.

И последний, предложный: «о ком?» или «о чем?». К нему в помощь добавляют слова «думать» либо «говорить».

Теперь мы знаем, как определить Для этой несложной задачи потребуется лишь корректно подобрать вопрос к необходимому слову.

Особенности именительного и винительного

При всей, казалось бы, простоте определения падежа иногда все же возникают вопросы. Все это происходит потому, что некоторые формы могут совпадать. Такое абсолютное сходство между словами называют омонимами.

К примеру, очень часто совпадают формы им. и вин. падежей. Для того чтобы их разграничить, нам необходимо внимательно изучить контекст.

Сравним два предложения:

  1. На поляне росло красивое дерево.
  2. Подойдя к поляне, мы увидели красивое дерево.

Формы слова абсолютно совпадают.

Возникает вопрос о том, как определить винительный падеж существительного. Для этого мы должны проследить за синтаксической ролью этого слова. В первом предложении слово «дерево» является подлежащим, согласуясь со сказуемым «росло». Оно самостоятельно выполняет действие, поэтому мы легко определим, что его падеж - именительный.

Теперь посмотрим на второй пример. Грамматической основой является «мы увидели». Над деревом совершается какое-то действие, а потому в данном случае перед нами винительный падеж.

Дательный и предложный

Также в некоторых случаях совпадают предложный падеж и дательный.

  1. Мы шли по дороге.
  2. Я думал о предстоящей дороге весь вечер.

Снова полное совпадение словоформ. В данном случае воспользуемся методом искусственной подстановки множественного числа. Получится:

  1. Мы шли по дорогам.
  2. Я думал о дорогах.

Теперь мы видим, что по множ. числу отличить падежи проще: в первом случае - дательный (чему?), во втором - предложный (о чем?).

Есть и еще одна небольшая хитрость. Дательный падеж имеет при себе два предлога «к» и «по». Благодаря им легко отличить его от других форм.

Разбор

Зачастую на уроке учащиеся получают задание определить род, число, падеж существительных. Обычно это требуется для проведения слова.

Приведем в пример образец разбора имени существительного.

Наши мальчики участвовали в соревнованиях.

  • В соревнованиях - им. сущ.
  • Начальная форма (что?) - соревнование.
  • Постоянные признаки:

Не обозначает название каких-либо объектов, поэтому является нарицательным;

Неодушевленное;

Сред. род (оно);

Имеет окончание -е и относится к сред. роду, значит тип склонения - второй.

  • Непостоянные признаки:

Множ. число;

Отвечает на вопрос «в чем?», сочетается с вспомогательным словом «думать», следовательно, падеж предложный.

  • В предложении будет выполнять роль второстепенного члена - дополнения.

Вывод

Мы подробно изучили, как определить падеж у существительного. Кроме того, мы смогли выполнить слова, для того чтобы подтвердить всю полученную информацию. Таким образом, у нас больше не возникнет трудностей в этом деле. Достаточно лишь правильно задать вопрос, и падеж легко определится. При появлении омонимичных форм достаточно посмотреть на синтаксическую роль слова или заменить единственное



Статьи по теме: