Псалом 57 на русском языке читать. Псалтырь против врагов

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 57

Псалом написан Давидом, который молит Бога не дать нечестивым "судьям" (т. е. власть имущим) преуспеть в их злых деяниях. "Не погуби" в надписи к псалму относится к "праведнику" (стих 11): не дай ему, Боже, стать жертвой "нечестивого". Надпись соответствует стиху 1.

А. Горькие упреки в адрес "судей" (57:2-6)

Пс. 57:2-6 . Ответы на вопросы, поставленные в стихе 2, содержатся в стихах 3-6. Неправедные судьи, названные тут "сынами человеческими", не только не говорят правду и не судят по справедливости, но и сознательно планируют злые дела в сердце своем, и одну из чаш "на весах правосудия" постоянно отягощают злодеяниями рук своих (сравните со схожими обличениями правителей народа пророком Михеем в его дни; Мих. 3:1-3,9-11; 6:12).

Отступничество "судей" от Бога, добра и справедливости зашло далеко и имеет глубокие корни; об этом образно говорится в стихе 4. Как яд змеи отравляет человека, так "яд" их злых дел отравляет общество. Они не поддаются никаким увещаниям (образ "аспида (змеи), заткнувшего уши" и не подчиняющегося голосу даже самого искусного… заклинателя; стихи 5-6).

Б. Надежда на то, что суд над судьями не замедлит (57:7-10)

Пс. 57:7-9 . Здесь и в стихе 10 - мольба к Богу, чтобы грозно противостал нечестивцам (которые сравниваются со львами), лишил бы их силы и не дал им вредить праведникам. В стихе 9 - образ улитки, выползшей из раковины; она делается совершенно беспомощной, обреченной на гибель, а уподобятся ей злые судьи. "Видеть солнце" здесь в значении "преуспевать". Да не видят они солнца, как плод, выкинутый женщиной до срока.

Пс. 57:10 . Этот сложный образ труден для прочтения в еврейском оригинале. Богословы предполагают, однако, что "горящему терну" (или хворосту, который подкладывали под котлы с варившейся в них пищей) здесь уподоблены злые намерения и планы нечестивых судей. По мере осуществления этих планов "котлы прогревались бы" (общество терпело бы все большее зло). И вот псалмопевец молит, чтобы Господь не дал "терну" разгореться, но послал бы вихрь, который развеет "хворост злых намерений" - как уже "обгоревший", так и не тронутый еще огнем.

В. Возрадуется праведник (57:11-12)

Пс. 57:11-12 . Давид предсказывает радость праведников, видящих отмщение бесчестным судьям. Снова переходит он на язык метафоры. Образ "стоп, омытых в крови нечестивого" - это образ победы, одержанной на войне. Видя эту победу над злом и несправедливостью, утвердится человек в вере своей, что не напрасны дела и молитвы праведника (есть ему плод), возвещает Давид, ибо есть Бог - подлинный Судия на земле!

ПСАЛТЫРЬ, Псалом 57 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.

Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле. С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. Яд у них - как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях. Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные. Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины. Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь. Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!

ПСАЛТИРЬ, Псалом 57.

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестiи. Ибо в сердцы беззаконiе делаете на земли, неправду руки вашя сплетают. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобiю змiину, яко аспiда глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра. Бог сокрушит зубы их во устех их; членовныя львов сокрушил eсть Господь. Уничижатся яко вода мимотекущая; напряжет лук свой, дондеже изнемогут. Яко воск растаяв отимутся; паде oгнь на них, и не видеша солнца. Прежде eже разумети тeрнiя вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Возвеселится праведник, eгда увидит отмщенiе; руце свои умыет в крови грешника. И речет человек; аще убо eсть плод праведнику, убо eсть Бог судя им на земли.

57:1-3 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.
2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?
3 Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле.
Давид показывает невозможность искать справедливого суда среди людей: суд человеческий - беззаконный, но беззаконие начинается в сердце судей, от него - и дела рук беззаконных на весах их правосудия - перевешивают невиновность обвиняемых.

57:4-6 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы [матери] заблуждаются, говоря ложь.
5 Яд у них - как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.
С самого рождения - человек грешен, однако нечестивый - так и не приближается к Богу, а всё дальше и дальше отступает от Него делами рук своих. Они углубляются во лжи и нечестии, и яд змеиного языка их - делает их глухими и невосприимчивыми к призывам Бога обратиться от злых путей своих.
Змеи - и те слышат заклинателей своих и послушны им, а судьи земли - настолько глухие, что даже и зова заклинателей не способны услышать.

57:7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!
Давид просит Бога сокрушить ядовитые зубы в устах этих судей, чтобы они не могли уже больше жалить невиновных. Но и для пущей гарантии - вместе с челюстями хорошо бы не только зубы, но и челюсти размолотить, тогда и новым неоткуда будет вырасти.

57:8,9 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.
9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.
Давид желает исчезновения нечестивых и это понятно: не имеют они права вести себя на Божьей планете как хозяева, разрушая всё, что созидается Богом.

57:10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь.
Он желает, чтобы исчезновение нечестивых произошло как можно быстрее, так же быстро, как быстро прогорает терн под котлами, что котёл даже и нагреться не успевает. И пусть бы этот котёл нечестивых вообще не успел нагреться - ни от прогоревшего терна, ни от свежего, пусть бы вихрь раскидывал всё топливо котла нечестивых так, чтобы невозможно было бы им воспользоваться.
Это - образно о желании Давида скорого суда над нечестивыми и того, чтобы не было им пользы и успеха ни в одном деле, пусть их «котёл» никогда и ничто не нагреет, чтобы нечем им было поживиться.

57:11,12 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.
12 И скажет человек: "подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!"
В момент, когда это произойдёт с нечестивыми - праведники возрадуются, но не тому, понятно, что нечестивые тяжко пострадают, погибнут и не поживут больше на земле Бога. А тому возрадуется праведник, что, наконец, свершилось истинное правосудие и Божья справедливость восторжествовала: негоже попирать землю Хозяина и причинять вред - Кормящему их. Не может такого быть, чтобы нечестивый был хозяином Божьей земли, созданной для процветания на ней праведности.

Псалом написан Давидом во время начинавшегося подготавливаться восстания Авессалома, когда он мог наблюдать в Иерусалиме как степень озлобления против него его врагов (Пс.57_4–5 ст.), так и начавшееся нестроение в жизни: они (враги) злоупотребляли своей властью.

Вы, судьи, поступаете несправедливо, так как всегда совершаете злодеяния (2–3). Эти судьи – нечестивцы, с самого рождения они любят зло и неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям (4–6). Сокруши, Господи, их силу, сделай их безвредными и развей (7–10). Тогда праведник будет радоваться от сознания, что есть Бог, судящий на земле! (11–12)

. Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?

Известно, что Авессалом старался расположить к себе евреев указанием на те несправедливости, которые будто бы допускаются Давидом за его неспособностью к управлению народом и за нелюбовью к последнему. Так как вкрадчивые речи Авессалома возымели свое действие, то популярность его и его сторонников росла, влияние же Давида сокращалось. Власть, таким образом, фактически и постепенно переходила на сторону непризнанных и незаконных правителей. Как последние вели дела, выясняется далее.

. Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле.

"Составля ть беззаконие в сердце» – любить и питать зло, быть внутренне расположенным к дурному. "Кла сть на весы злодеяния» – наклонять чашку весов справедливости, перевешивать злым делом. Злое же дело в судебных решениях зависит от руководства при разборе тяжбы не существом поступка, а посторонними соображениями, каким являлось, напр., взяточничество. Подкуп, как бесчестное дело и злодеяние, и склоняло весы судьи.

. Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои

Испорченность этих новых судей настолько велика, что они недоступны к восприятию хорошего и честного. Они похожи на змей, вроде аспида, который не поддается влиянию самых лучших заклинателей Востока, умевших путем нашептываний и насвистываний так очаровывать самых даже ядовитых из них, что они делались бессильными жалить.

. Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!

"Сокруши ть зубы" , "разб ить... челюсти" – отнять то, чем особенно сильны хищные животные, т. е. отнять силу у нечестивых наносить вред.

. Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.

«Да исчезнут, как распускающаяся улитка» , которая по той мере, как выходит из своей раковины, становится беззащитной не только от зверей или птиц, а даже и от насекомых. – «Да не видят солнца, как выкидыш» – пусть их влияние не упрочится, не имеет успеха и преобладания, как безвреден мертворожденный.

. Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь.

Губительное действие нечестивых сравнивается с котлом, в котором обыкновенно варится пища. Для согревания котла нужен материал, каким особенно является сухой терновник, сухой хворост. Этим терном сухим или обгоревшим являются злые стремления нечестивцев. По той мере, как эти стремления находят себе применение и фактическое выражение в действиях, постольку нагревается котел, увеличивается количество причиняемых ими бедствий, Давид молит Господа, чтобы Он не дал нечестивым силы и возможности причинять вред, развеял бы их.

. Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.

«Омоет стопы свои в крови нечестивого» – образ взят из военных действий, когда земля обагряется кровью побежденных и преследуемых врагов, по которой (земле) гонятся за ними их победители. Смысл выражения – пусть нечестивые погибнут, а праведные останутся победителями.

. И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»

Гибель нечестивого укрепит в людях сознание, что «есть Бог, судящий на земле!» , что побудит их держаться правды и бороться с нечестием, ожидая защиты и подкрепления от Бога, бодрствующего над землею.

Псалом 57 объединяется общей темой с предыдущим, является его логическим продолжением. Здесь также повествуется о времени, когда Давид, будущий царь Иудеи, подвергался преследованиям со стороны Саула. Тогдашний правитель потерял расположение , но не хотел с этим мириться. Он всячески стремился навредить Божьему избраннику, коим теперь являлся молодой, но скромный Давид.


Псалтирь 57 - для чего читают

Каждая глава Псалтири - законченное произведение, которое имеет собственное надписание (нечто вроде вступления). Псалом 57 также начинается с него - мы видим слова «в конец». Что же это значит? Чтобы пояснить, следует начать с того, что такое вообще псалмы. Это песни, предназначенные для прославления Господа. Они исполнялись, в основном, под аккомпанемент музыкальных инструментов.

  • В русском переводе надпись гласит «дирижеру хора». Таково значение выражения «в конец». Дирижеру необходимо было переложить текст на музыку, выучить его вместе с музыкантами, руководить исполнением.
  • Далее встречается надпись «да не растлиши» - то есть «не погуби». Это отражает общую тему псалма, в котором автор просит Господа защитить его и свой народ от напастей.
  • Также во вступительной части имеется указание на авторство. Оно, как уже было сказано, приписывается царю Давиду, это историческая личность. Во время правления совершил много славных дел. Но до этого ему пришлось пережить несправедливые гонения.

Итак, написаны строки во время преследований со стороны Саула. Давид вынужден был годами скитаться, находя приют то в диких пещерах, то у бывших врагов. Вероятно, это было очень неудобно, ведь кочевая жизнь неустроенна.

  • Во втором стихе идет речь о суде. Некоторые исследователи Священного Писания думают, что это не просто литературный образ, а реальное историческое событие. Суд был инициирован Саулом, чтобы сделать личную ненависть к Давиду делом общественным.
  • Для этот фарса царь собрал совет старейшин. Чтобы угодить правителю, Давида признали человеком вне закона. При этом приговор был вынесен заочно, без присутствия обвиняемого. Ему присвоили статус «волка», абсолютно любой житель страны мог спокойно убить Давида. Тот, кто решился бы его защищать, тоже становился преступником.
  • Автор обличает своих врагов, во всех красках описывая перед Господом их прегрешения. Он сам теперь выступает обвинителем, обещает им скорую погибель. Ведь беглец уверен в своей праведности, поэтому полагается на высшую справедливость. Господь является праведным судьей, на него могут смело полагаться все безгрешные.

Многие задаются вопросом, для чего читают данный текст - его рекомендуется произносить в период испытаний. Неважно, чем они вызваны: обстоятельствами, происками ваших врагов или собственными ошибками. Данные строки помогут выразить смятение, надежду на защиту свыше.


Толкование псалтыря

Не всегда современным людям могут быть сразу ясны выражения из Ветхого Завета. Например, в Псалме 57 встречается довольно суровая фраза о том, как праведный умоет свои ноги в крови нечестивца. Толкователи поясняют, что это лишь образное выражение.

  • В древности на поле боя было очень много крови павших, поэтому часто ноги воинов оказывались в ней испачканы. Ведь в те времена Израиль очень часто подвергался нападениям, многие хотели завоевать его плодородные земли. Вот почему такое сравнение было понятно его современникам.

В 3-й строке автор обличает своих судей в том, что из замыслы были полны коварства с самого начала. Они даже не собирались устраивать справедливый разбор ситуации, лишь хотели завуалировать убийство из личной неприязни.

  • Здесь можно провести параллель с тем судом, который в будущем будет вершиться над Иисусом. Многие части Ветхозаветных писаний пророчески указывают на пришествие Спасителя и на обстоятельства совершения Его миссии. Приговор Сыну Божьему тоже был вынесен несправедливо, под давлением. Хотя иудейский народ является избранником, хранящим Закон, они не признали Христа избавителем, о котором говорится в Библии.

Зависть к невинному Учителю управляла их сердцами, что заставило оказывать давление на власть предержащих и обманывать простой народ. Они шли на любые ухищрения ради того, чтобы обвинить Иисуса в проступке против обычаев, уличить Его в неуважении к обычаям, чтобы Он больше не беспокоил их устоявшуюся жизнь.


Псалом 57 - текст на русском

Чтобы перейти к более подробному разбору, следует внимательно ознакомиться с текстом на русском языке:

Дирижеру хора. На мотив «Не погуби». Мольба Давида.

Подлинно ли вы, правители,

говорите беспристрастно?

Справедливо ли судите меж людьми?

Нет, неправду вы замышляете,

ваши руки творят на земле произвол.

От утробы матери нечестивые – среди отступников;

с рождения сбились с пути и обманывают.

Яд их подобен яду змеиному,

яду глухой кобры, что уши свои затыкает

как бы тот ни был искусен.

Раздроби зубы у них во рту, о Боже;

вырви, Господи, клыки у львов!

Да исчезнут, как высохшая вода;

как улитка, что растает, слизью изойдя,

как мертворожденный, что не увидит света.

Прежде чем ваши котлы согреет горящий терн –

зелен он или сух – нечестивые будут погублены.

Праведники возрадуются, когда увидят возмездие,

когда омоют стопы в крови нечестивых.

И будут тогда говорить:

«Поистине, праведным есть награда;

поистине, есть Бог, судящий на земле».

Любой библейский материал имеет несколько уровней понимания - буквальный и переносный смысл. Также следует учитывать исторический контекст, авторство и аудиторию, для которой он предназначался. Возможно, псалмы пользуются такой популярностью потому, что были написаны для простого народа. В них идет речь о вещах, которые всем понятны и доступны.

Первая часть псалтыря 57 - о врагах

Стихи со 2 по 6-й посвящены обличению преследователей. Давид в тот период еще не был царем, так что здесь он выступает в качестве пророка, говорящего по вдохновению Божию. В Псалме 57 общее настроение с предыдущей и последующей главами. Это не просто молитва, а глубокий анализ человеческих душ. Люди, которым была доверена власть, не оправдали доверие Господа, именно им высказывается много обвинений.

  • Порочное правление. Граждане в праве ожидать от сильных мира сего взвешенного решения. Судьи, которым предоставлена власть, прекрасно знали законы, а они были очень справедливы. Но люди, призванные поддерживать порядок, пошли на поводу у правителя.

Что их заставило это сделать? Они побоялись потерять высокие должности, благодаря которым обрели влияние и богатство. Поэтому простые граждане не могли рассчитывать на объективность, ведь суд был продажным.

Пророки всегда выступали от имени Творца. И Давид напоминает о том, что ни один смертный не будет оставаться на земле вечно. Рано или поздно каждого ждет конец, после которого - встреча с Высшим Судией. Он потребует отчета, и все, кого обидел неправедный человек, будут рядом, чтобы обличить его перед неподкупным Творцом.

  • Поддержка неправедного правления. Особенный грех псалмопевец видит в том, что поступки злых людей вовсе не случайны. Они хорошо продуманы, продиктованы определенными стремлениями.

Власть, которая должна защищать невинных, угнетенных, вместо этого делает их еще более несчастными. Решимость творить зло постепенно вытесняет в сердце все другие стремления.

Как распознать грешников

Многих верующих волнует вопрос о предопределении. Может ли каждый рассчитывать на спасение, или есть люди, которым суждено гореть в аду? Пророк говорит о том, что некоторые с самого рождения отрешены от Божьей благодати. Нечестивые родители передают худшие качества своим детям. Как только они учатся разговаривать, начинают хулить . Чем старше становятся, тем больше научаются греху. Подобных грешников распознать несложно:

  • Они рано обучаются обману. Язык грешника с легкостью говорит ложь. Даже будучи детьми, они оправдываются или приписывают себе несуществующие достоинства, чтобы получить похвалу. Именно нечестивые слова являются большим грехом.
  • Злое сердце. Грешники сравниваются со змеем. Яд символизирует их злобу, отвращение ко всему, что делают праведники. Как змея не может перестать вырабатывать отраву, так и нечестивцы, принадлежащие к семени змея, не способны очиститься от греховности.
  • Нежелание покориться Богу. Смирение сегодня многими воспринимается не как добродетель, а как слабость. На самом деле это первый признак грешника, закосневшего в своих пороках. Как змея неспособна слышать от природы, так и злые потомки сатаны не могут слышать Божий призыв в своих сердцах.

У каждого есть склонность к плохим поступкам - это и есть первородный грех. Чтобы спасти свою душу, следует слушаться Господа, поступать по совести, или душа быстро очерствеет.

Псалтырь против врагов

Далее, с 7 по 12 стих, псалом 57 является молитвой, направленной как против недоброжелателей. Тут рассматриваются не только личные противники, но и враги Церкви Христовой. Согласно мнению святых отцов, это каиново племя, чьи потомки до сих пор ходят по земле. При этом Давид вовсе не желает личной мести. Выступать против греха его побуждает гражданская позиция, благодаря которой он впоследствии и стал хорошим правителем.

Пророк вовсе не просит Господа умертвить своих врагов, он не желает им гибели. Он умоляет только «сокрушить зубы», то есть лишить возможности дальше творить зло. Далее он сравнивает их планы со сломанными стрелами, которые не достигают цели. Красивым сравнением является и вода, которая затапливает берега лишь на короткий срок, затем без следа исчезает, уходя под землю.

Также в очередной раз демонстрирует силу своей веры. Он говорит о суде Божьем как о свершившимся факте. Ведь никто не в силах устоять перед . Праведники порой приходят в уныние, когда наблюдают за процветанием нечестивых. Они живут в роскоши, наслаждаются властью и почестями. Но в конце концов суд Божий сотрет все это в прах. Порой Он долго терпит, давая самому закоренелому возможность покаяния, но час расплаты придет.

Божий суд имеет и другие последствия. Многие грешники, видя справедливое воздаяние, придут к покаянию, восславят Творца и обратятся на путь праведников. Верные же найдут утешение в том, что добро вновь одержало победу. Также они обретут заслуженную награду. Она ожидает верующих не только на небесах, но уже здесь, на земле.

Пусть иногда кажется, что справедливости нет, на самом деле весь мир управляется мудрым Творцом. Пренебрежение к Божиим законам лишь временное явление. Мудрый Господь накажет наглецов уже при этой жизни, это является прообразом суда будущего. Всякий верующий может смело полагаться на Его защиту.

Псалом 57 текст молитвы на русском was last modified: Апрель 29th, 2018 by Bogolub



Статьи по теме: