Экзистенциальная психотерапия: описание направления, основные техники работы. Экзистенциальный подход в психотерапии. Экзистенциальная психотерапия: техники, методы, представители, основные понятия Смотреть что такое "Экзистенциальная терапия" в других сл

(уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

В настоящее время целый ряд очень разных психотерапевтических подходов обозначается одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа). Среди основных из них можно упомянуть:

  • Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
  • Dasein анализ Медарда Босса.
  • Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла .
  • Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

Большинство из них уделяет внимание одним и тем же базовым элементам существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, вере и т. д. Для экзистенциалистов принципиально неприемлемо использование каких бы то ни было типологий, универсальных интерпретаций: постичь что-либо в отношении каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни.

Экзистенциальная терапия помогает справиться со многими, казалось бы, тупиковыми жизненными ситуациями:

  • депрессиями;
  • страхами;
  • одиночеством;
  • зависимостями, трудоголизмом;
  • навязчивыми мыслями и действиями;
  • опустошенностью и суицидальным поведением;
  • горем, переживанием утрат и конечности существования;
  • кризисами и неудачами;
  • нерешительностью и потерей жизненных ориентиров;
  • потерей ощущения полноты жизни и др…

Терапевтическими факторами в экзистенциальных подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их. Цель терапии - максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование.

Человек может быть тем, кем он решил быть. Его существование всегда дано как возможность выхода за пределы самого себя в виде решительного броска вперед, через свои мечты, через свои стремления, через свои желания и цели, через свои решения и действия. Броска, всегда сопряженного с риском и неопределенностью. Экзистенция всегда непосредственна и уникальна, в противоположность универсальному миру пустых, застывших абстракций.

См. также

Ссылки

  • Журнал «Экзистенциальная традиция: философия, психология»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экзистенциальная терапия" в других словарях:

    Экзистенциальная терапия - (existential therapy) терапия, которая побуждает людей взять на себя ответственность за свою жизнь и наполнить ее большим смыслом и ценностями … Общая психология: глоссарий

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - Форма психотерапии, основывающаяся на философской доктрине экзистенциализма. Практически, экзистенциалистский подход крайне субъективен и сосредоточивается на непосредственной ситуации (см. бытие в мире и Dasein). Она отличается от большинства… …

    - (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут бытие, бытие в мире … Википедия

    Терапия экзистенциальная - – вариант психотерапии, не направленный на устранение каких то конкретных симптомов расстройства, а имеющий своей первоочередной целью предотвращение их появление посредством осознания своего «способа бытия в мире». Основной в такой терапии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (нем. Gestalttherapie) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт терапии внесли также Изедор Фром, Ирвен и Маряма Полстеры,… … Википедия

    Схемная (схематическая) терапия (англ. schema therapy) психотерапия, разработанная доктором Джеффри Янгом (Dr. Jeffrey E. Young) для лечения расстройств личности. Данная терапия предназначена для работы с пациентами, неспособными… … Википедия

    Рационально эмоционально поведенческая терапия, РЭПТ (англ. Rational Emotive Behavior Therapy (REBT); ранее рациональная терапия и рационально эмоциональная (эмотивная) терапия) активно директивный, обучающий, структурированный … Википедия

    зарубежные психотерапевтические техники - ГЛУБИННЫЕ ТЕХНИКИ Активная психотерапия (Фромм Райхманн). Анализ бытия (Бинсвангер). Анализ судьбы (Сонди). Анализ характера (В.Райх). Анализ Я (Х.Кохут, Э.Эриксон). Аналитическая игротерапия (М.Кляйн). Аналитическая терапия семьи (Richter).… … Большая психологическая энциклопедия

    DASEINANATYSE - Немецкий термин, означающий то, что в настоящее время известно как экзистенциальный анализ или экзистенциальная психология. См. экзистенциализм и экзистенциальная терапия … Толковый словарь по психологии

    БЫТИЕ-В-МИРЕ - Этот термин – общепринятый перевод термина Хай дегера Dasein. Эта неуклюжая, пишущаяся через тире фраза используется, прежде всего, в рамках экзистенциализма, где она представляет центральную идею этой философии, что целостность человека… … Толковый словарь по психологии

Книги

  • Экзистенциальная психотерапия , Ялом Ирвин Д.. Эта книга - один из наиболее фундаментальных и обстоятельных трудов известного американского психотерапевта, одного из самых ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления.…
  • В поисках настоящего: экзистенциальная терапия и экзистенциальный анализ , Летуновский Вячеслав Владимирович. Что такое экзистенциальная терапия? Каковы ее методы? Чем она отличается от других направлений психотерапии? Чем экзистенциальный анализ отличается от психоанализа? И почему популярность…

В середине ХХ ст. наиболее влиятельным направлением современной западной философии считался Экзистенциализм , или философия человеческого существования. Известным представителем экзистенциализма, лауреатом Нобелевской премии (1957) был французский писатель и философ Альбер Камю (1913–1960). Роль и место человека в мире с точки зрения экзистенциальной философии он раскрывает в получившей широкую известность благодаря своим художественным достоинствам работе «Миф о Сизифе» – составной части «Эссе об абсурде».

Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд <…>.

Имеются различные мнения о том, как он стал вечным тружеником ада. Его упрекали прежде всего за легкомысленное отношение к богам. Он разглашал их секреты… Гомер рассказывает также, что Сизиф заковал в кандалы Смерть. Плутон не мог вынести зрелища своего опустевшего и затихшего царства. Он послал бога войны, который вызволил Смерть из рук ее победителя.

Говорят также, что, умирая, он решил испытать любовь жены и приказал ей бросить его тело на площади без погребения. Так Сизиф оказался в аду. Возмутившись столь чуждым человеколюбию послушанием, он получил от Плутона разрешение вернуться на землю, дабы наказать жену. Но стоило ему вновь увидеть облик земного мира, ощутить воду, солнце, теплоту камней и моря, как у него пропало желание возвращаться в мир теней. Напоминания, предупреждения и гнев богов были напрасны. Многие годы он продолжал жить на берегу залива, где шумело море и улыбалась земля. Потребовалось вмешательство богов, явился Меркурий, схватил Сизифа за шиворот и силком утащил в ад, где его уже поджидал камень <…>.

Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сизиф… знает о бесконечности своего печального удела; о нем он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу… …сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их… Они превращают судьбу в дело рук человека, дело, которое должно решаться среди людей…

В неуловимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень.

Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает Богов и двигает камни. Он считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.

Камю А. Эссе об абсурде. Миф о Сизифе // Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – С. 90–92.

Оригинальной попыткой объединить в осмыслении сущности человека и его места в мире экзистенциалистские идеи с не менее распространенным и популярным психоанализом стали теория и практика логотерапии И Экзистенциального анализа Виктора Франкла – всемирно известного специалиста по вопросам психологии личности и психотерапии, автора большого количества философских, психологических, медицинских книг. Логотерапия и экзистенциальный анализ предполагают, что в ходе психотерапевтической беседы с врачом пациент сможет обнаружить в своей жизни значимый смысл и, благодаря этому, избавиться от большинства своих психологических проблем. Философские основы экзистенциального анализа раскрываются им в сборнике работ под названием «Человек в поисках смысла».

У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия… Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, – поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме <…>.

Достижим ли смысл? Возможно ли вновь оживить утерянные традиции или даже утраченные инстинкты? Или же был прав Новалис, заметивший однажды, что возврата к наивности уже нет, и лестница, по которой мы поднимались, упала? <…>.

Смысл должен быть найден, но не может быть создан . Создать можно лишь субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл. Если первое происходит на сцене (театр абсурда!), то последнее – в хмельных грезах, в особенности вызванных с помощью ЛСД. В этом случае, однако, это сопряжено с риском пройти в жизни мимо истинного смысла, истинного дела во внешнем мире (в противоположность сугубо субъективному ощущению смысла в самом себе) <…>.

Смысл не только должен, но и может быть найден , и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть – это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный смысл, который кроется в любой ситуации <…>.

Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации. В век, когда 10 заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь <…>.

Из всего этого вытекает, что смысл, о котором идет речь, должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело <…>.

…человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Помимо этого, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях способен видеть смысл. Дело в позиции, в установке, с которой он встречает свою судьбу, которой он не в состоянии избежать или изменить. Лишь позиция и установка дают ему возможность продемонстрировать то, на что способен один лишь человек: превращение, преображение страдания в достижение на человеческом уровне <…>.

Первый [путь] – это то, что он дает миру в своих творениях; второй – это то, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий – это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу <…>.

Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, мы будем называть «созидательными». Помимо созидательных, существуют ценности, реализуемые в переживаниях, – это «ценности переживания». Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства…

Можно также определить и третью возможную категорию ценностей, поскольку жизнь остается осмысленной, даже когда она бесплодна в созидательном смысле и небогата переживаниями. Эта третья группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование – существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания, – все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы назовем «ценностями отношения». Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю…

Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца – до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность <…>.

Один умирающий, о последних событиях жизни которого мы расскажем ниже, последовательно и драматично реализовывал все три категории ценностей. Этот молодой человек лежал в больнице с диагнозом неоперабельной опухоли головного мозга. Ему уже давно пришлось оставить свою профессию, он был парализован и не мог работать. Таким образом, у него совсем не осталось возможности реализовывать созидательные ценности. Но даже в таком тяжелом состоянии ему доступен был мир ценностей переживания. Он проводил время в оживленных разговорах с другими больными – развлекая, подбадривая, утешая их. Он читал хорошие книги и в особенности любил слушать по радио хорошую музыку. Однако наступил день, когда он уже не смог переносить натиска звука в наушниках, полностью парализованные руки уже совсем не держали книги. Настал новый этап его жизни; и если ранее от созидательных ценностей он вынужден был перейти к реализации ценностей переживания, теперь он должен был отступить еще дальше – ему оставались доступными лишь ценности отношения. Иначе его поведение и не охарактеризуешь – ведь теперь он принял на себя роль советчика, наставника больных, находящихся рядом, изо всех сил старался своим поведением быть для них примером. Он мужественно переносил свои страдания. За сутки до смерти – а он предвидел день своей смерти – он узнал, что дежурному врачу назначено было сделать ему ночью инъекцию морфия. И что же сделал этот больной? Когда врач после обеда делал обход, молодой человек попросил его сделать этот укол вечером – чтобы из-за него доктор не прерывал своего ночного отдыха <…>.

Экзистенциальный анализ признает человека свободным, однако этот «вердикт» отмечен двумя особенностями…:

1. Экзистенциальный анализ лишь условно признает человека свободным, поскольку человек не может делать все, что он хочет; человеческая свобода отнюдь не тождественна всемогуществу.

2. Экзистенциальный анализ не признает человека свободным, не признавая его в то же время Ответственным . Это означает, что человеческая свобода не тождественна не только всемогуществу, но и произволу <…>.

…ответственность, которую экзистенциальный анализ помещает как раз в центр своего поля зрения, не сводится к простой свободе постольку, поскольку ответственность всегда включает в себя то, за что человек каждый раз несет ответственность. Как выясняется, ответственность подразумевает (также в отличие от простой свободы) еще что-то сверх того, а именно то, перед чем человек несет ответственность <…>. Инстанция, перед которой мы несем ответственность – это совесть.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1991. – С. 24–43, 114–115, 173–175. 300.

Экзистенциальная психотерапия - направление психотерапии, заключающееся в помощи людям в осознании понятий смерти, ответственности, изоляции с применением определенных методик. Выделяют большое количество техник, которые подбирает психотерапевт индивидуально, в зависимости от проблемы и особенностей человека. К работе в рамках экзистенциальной терапии допускаются психологи, имеющие базовое высшее образование и прошедшие профессиональную переподготовку по этому направлению.

Экзистенциальная психотерапия: описание направления

Экзистенциальная психотерапия («existentia» - возникновение, появление, существование ) - психотерапевтические подходы, в которых делается упор на свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование внутреннего мира и выбор жизненного пути. Основоположником этого метода является философ из Дании Серен Кьеркегор. Он считал, что решение любой проблемы - созданная трудность искусственным способом, которая должна по значимости перекрыть настоящие беды. Экзистенциальная психотерапия возникла в Европе во второй половине XX века по причине неудовлетворенности психологов детерменисткими взглядами на человека и развития экзистенциальной философии.

Фундамент экзистенциальной психотерапии составляют 4 основных понятия, которые лежат в основе человеческого мышления, направленного на осознание негативного отношения к окружающей среде:

  • смерть;
  • свобода;
  • изоляция;
  • бессмысленность.

Экзистенциальная психотерапия основана на убеждениях о том, что внутренний конфликт человека формируется на основе его собственного отношения к появившейся проблеме, т. е. то, что для одного человека может быть огромной бедой, другим воспринимается как незначительная трудность и проходит мимо него незамеченным. Главная особенность этого психотерапевтического метода заключается в направленности на жизнь индивида, а не на личность, поэтому многие психотерапевты этого направления избегают использовать данный термин. Основная цель экзистенциальной психотерапии - помочь разобраться в своей жизни, лучше понять свои возможности и их границы. Перестройки личности пациента не предусмотрено. Именно поэтому это направление связано с философией.

На его развитие повлияли следующие философы:

  • М. Хайдеггер;
  • М. Бубер;
  • К. Ясперс;
  • П. Тиллих;
  • Ж.-П. Сартр;
  • В. Розанов;
  • С. Франк;
  • Н. Бердяев

Особенности данного направления

По мере развития экзистенциальной психотерапии Д. Бьюдженталем выдвинуты основные постулаты этого направления (1963 год):

  1. 1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих, т. е. человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций.
  2. 2. Человеческое бытие разворачивается в контексте человеческих отношений, т. е. он не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не учитывается межличностный опыт.
  3. 3. Человек сознает себя.
  4. 4. Человек обладает выбором.
  5. 5. Человек интенциален, т. е. обращен в будущее.

Другой особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через его внутренние универсальные характеристики. Выделяют 7 таких факторов:

  • свобода, ее ограниченность и ответственность за нее;
  • конечность человека или смерть;
  • экзистенциальная тревога;
  • экзистенциальная вина;
  • жизнь во времени;
  • смысл и бессмысленность.

Представители

Одним из представителей этого психотерапевтического направления является Виктор Франкл (1905-1997). Его учение называется «логотерапия» - вариант экзистенциального анализа, который означает стремление человека к смыслу. Существует специфическая и неспецифическая сфера применения этого метода. К первой относятся неврозы, а ко второй - другие различные заболевания.

Согласно В. Франклу, человек в любой ситуации стремится к смыслу. В данном подходе существуют три базовых концепта:

  • свобода воли (у людей сохраняется основная свобода для принятия решений);
  • воля к смыслу (человек не просто обладает свободой, а он свободен для того, чтобы достичь определенных целей);
  • смысл жизни (смысл - объективная реальность).

В учении Франкла выделяется такое понятие, как ценности, которые являются результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Он выделяет три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Ценности творчества реализуются через труд. К ценностям переживания относится любовь.

Основная проблема логотерапии - проблема ответственности. Найдя смысл, человек несет ответственность за его осуществление. От индивида требуется принять решение: осуществлять ли этот смысл в данной ситуации или нет.

Американский психолог Р. Мей сформулировал причины развития и характеристики данного направления. Этот ученый отрицал то, что экзистенциальная психотерапия - самостоятельная ветвь психотерапии. Дж. Бьюджентал стремился соединить принципы гуманистической и экзистенциальной психотерапии и выделил основные положения такого направления:

  1. 1. За любыми проблемами человека лежат более глубокие неосознаваемые экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности.
  2. 2. Данный подход заключается в признании человеческого в каждом индивиде и уважении к его уникальности.
  3. 3. Ведущая роль отводится работе с тем, что актуально в настоящее время.

Работа в экзистенциальном направлении

Обратиться к экзистенциальной терапии могут быть любые люди. Важно, чтобы пациент активно включался в процесс исследования своей жизни, был открытым и честным. Данное направление помогает попавшим в кризисные обстоятельства, когда они не видят смысл существования, жалуются на апатию и депрессию. Такая психотерапия показана людям, у которых произошли перемены в образе жизни, потеря близких людей. Она помогает тем, кто страдает острыми или хроническими соматическими заболеваниями, психическими патологиями, улучшая понимание и принятие изменений из-за болезни.

Психотерапевт, работая в этом направлении, изучает поведение, речь, сны и биографию. Экзистенциальная психотерапия проводится индивидуально и в группе, которая состоит из 9-12 участников.

В большинстве случаев работа осуществляется в группе, так как имеет ряд преимуществ перед индивидуальной формой. Пациенты и терапевт могут получить больше информации о человеке при межличностном общении, увидеть неадекватные поступки и корректировать их. В экзистенциальной психотерапии важна групповая динамика, которая направлена на выявление того, как поведение каждого члена группы рассматривается другими людьми, заставляет их чувствовать, создает мнение о человеке и влияет на их представление о себе. Обучение этому направлению осуществляется на основе наличия базового психологического образования.

Специалисты не навязывают пациентам собственных мыслей. В работах такого психотерапевта, как Ирвин Ялом, упоминается о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах в сеансе, когда консультант проявляет не только профессиональное, но и человеческое участие в проблемах пациента. Тем самым происходит превращение психотерапевтической сессии в дружескую встречу.

Для установления и поддержания хороших отношений с клиентом специалисту нужна полная включенность в проблемную ситуацию, мудрость и неравнодушие, умение максимально включиться в психотерапевтический процесс. Стоит вопрос о самораскрытии психотерапевта. Специалист может это сделать двумя способами.

Во-первых, рассказывать своим собеседникам о собственных попытках примирения с проблемами и сохранения лучших человеческих качеств. Ирвин Ялом говорит о том, что он совершил ошибку, редко прибегая к самораскрытию. Как автор отмечает в своей работе «Теория и практика групповой психотерапии» (2000 год), каждый раз, когда он делился с пациентами своим опытом, последние извлекали пользу для себя.

Во-вторых, не обязательно фокусировать внимание на содержании сессии. Психотерапевты могут просто использовать это время для применения мыслей и чувств, которые касаются того, что происходит в настоящее время, для улучшения отношений между специалистом и пациентом. Ключевыми моментами являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь.

Методы и техники

Существует большое количество техник применения концепций данного направления. Их выбор осуществляется специалистом на основе их эффективности, проблемы клиента и индивидуальных особенностей. Если некоторые проблемы не решены самим психотерапевтом, то он некомпетентен в их решении и необходимо направить пациента к другому.

Выделяют техники работы с экзистенциальными беспокойствами: смертью, ответственностью и свободой, изоляцией и бессмысленностью. Иногда рекомендуется применять и другие техники. Их использование позволяет увеличить эффективность психотерапии.

Смерть

Техника «разрешения терпеть» заключается в том, чтобы дать пациентам понять, что обсуждение проблем, которые связаны со смертью, высоко ценится в консультировании. Это может быть сделано с через проявление интереса к самораскрытию в этой области и при помощи поощрения этого.

Психотерапевту не нужно поддерживать у клиентов отрицание смерти. Необходимо, чтобы эти вопросы оставались «на виду».

Техника работы с защитными механизмами состоит в том, что психотерапевт старается помочь пациентам признать, что они будут жить не вечно. Таким психологам нужно иметь настойчивость и умение правильно выбирать время, чтобы помогать клиентам разбираться со своими детскими и наивными взглядами на смерть и трансформировать их.

Работа со сновидениями осуществляется путем рассказов пациентов о своих снах. В снах (особенно в кошмарных снах) могут неосознанно в неподавленном виде проявляться разные темы, в них часто присутствует и мотив смерти. Таким способом проводится анализ и обсуждение снов.

Техника использования вспомогательных средств заключается в том, что пациента просят написать собственный некролог или заполнить анкету с вопросами по теме смерти. Консультант может предложить пофантазировать на тему своей смерти, воображая где, как и когда они ее встретят и как пройдут их похороны. К предыдущей близка техника уменьшения сензитивности (чувствительности) к смерти, согласно которой психотерапевт помогает справиться с ужасом смерти, многократно вынуждая испытывать этот страх.

Ответственность и свобода

Техника определения видов защиты и способов уклонения от ответственности состоит в том, что психотерапевт оказывает помощь клиенту в понимании функций его поведения в форме уклонения ответственности за выбор. Иногда консультант совместно с пациентом анализирует ответственность за собственные несчастья и ставит его лицом к лицу с ней. Этот способ заключается в том, что когда человек жалуется на негативную ситуацию, которая случилась в его жизни, терапевт интересуется, как он ее создал, а также сосредотачивает внимание на способах, с помощью которых собеседник использует язык уклонения от ответственности (т. е. часто говорит «я не могу» вместо «я не хочу»).

Следующая техника акцентирует внимание на отношениях между психотерапевтом и пациентом (идентификация уклонения от ответственности). Она заключается в том, что специалисты ставят клиентов лицом к лицу с их попытками перенести ответственность за то, что происходит в рамках психотерапии и вне ее, на консультанта. То есть, многие пациенты, которые обращаются за помощью к психологу ожидают, что терапевт проделает всю необходимую работу за них, иногда относятся к нему как к другу. Воздействуя таким способом на чувства консультанта, клиент перекладывает ответственность на консультанта.

Техника столкновения с ограничениями реальности заключается в том, что психотерапевт помогает определить сферы жизни, на которые пациент может влиять, несмотря на трудности. Специалист меняет установку на те ограничения, которые нельзя изменить. Он дает возможность собеседнику принять существующую несправедливость.

Изоляция и бессмысленность

При технике работы с изоляцией психолог помогает понять, что каждый человек рождается, развивается и умирает в одиночестве. Осознание этого концепта влияет на изменение качества жизни и отношений в социуме. Психотерапевт предлагает собеседнику отгородиться на время от окружающего мира и побыть в изоляции. В результате этого клиенты осознают одиночество и свои скрытые возможности.

Техника переопределения проблемы применяется, когда пациенты жалуются на то, что в жизни нет смысла. На самом деле они имеют в виду, что жизнь имеет смысл, но они не могут его найти. Задача терапевта в этом случае - объяснить: в жизни нет объективного смысла, но человек ответственен за его создание. Техника определения видов защиты от тревоги и бессмысленности заключается в том, что специалист помогает лучше осознавать их. Именно с данными понятиями часто связано то, что пациенты относятся к своей жизни несерьезно и создают проблемы, от решения которых приходится уклониться.

Экзистенциальная психотерапия – психотерапевтическое течение, которое ставит во главу угла задачу подтолкнуть человека к осмыслению своего жизненного пути как целостной совокупности и нахождению значимых личностных ценностей. А в дальнейшем — коррекция стратегии поведения в соответствии с этими выделенными ценностями. И самое главное – принятие за это ответственности. Данный подход применяется, помимо прочего, и .

Именно поэтому экзистенциальная терапия скорее напоминает диалог, подталкивающий пациента к самопознанию. А экзистенциальный психолог не следует строгому плану консультации и не навязывает никакую точку зрения. Он стремится лишь дать возможность клиенту осознать свои особенности и самого себя.

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии – это, прежде всего, направление, предполагающее глубинные изменения, а не работа с «обрезанием» проявлений и видимых проблем. Если можно сказать коротко, то согласно этому направлению, работа с симптоматикой не имеет смысла. Ведь рассматриваемый экзистенциально-гуманистический подход стоит на основе того, что главный внутренний конфликт – это конфликт с «данностями» конечности существования любого человека в этом мире.

Вообще, название экзистенциальная психотерапия включает в себя два важных понятия: « », как признание существования человека разумного, строящего свой личный жизненный путь. Таким образом человек рассматривается в «человеческом», а не во внешнем мире проявлений. И понятия «гуманистичности», как веры в способность человека брать на себя ответственность и реализовать свой потенциал через осмысление.

Как можно заметить даже по вступительной части, основы экзистенциального подхода берут свои истоки из философии. Многие исследователи видят предпосылки развития такого направления в работах Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Сартра. Кстати, сам Хайдеггер надеялся, что придёт день, когда его идеи выйдут за рамки философии и придут на помощь «страдающим людям».

Что касается первых психотерапевтов, которые непосредственно применили такой подход, как экзистенциальная психотерапия, то можно выделить К. Ясперса, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя.

Отдельно хочется остановится на логотерапии, автором которой является Виктор Франкл. Это особое экзистенциальное направление, которое основано на поиске смысла в каждом происходящем явлении, как позитивном, так и негативном. То есть, всё происходящее даётся человеку не просто так. Важно понять – для чего и что необходимо из этого вынести. Сам основатель подхода, Франкл, прошёл ужасы концентрационных лагерей. И своим примером демонстрировал возможность находить смысл даже в переживании немыслимых страданий.


Основные постулаты экзистенциальной психотерапии

Основными постулатами, важными для экзистенциально-гуманистической психотерапии являются понимание всех житейских проблем любого человека в рамках:

  • осознания «конечности и бессмысленности» существования как такового. И в связи с этим, необходимости поиска своего смыслополагаюшего начала;
  • как следствие – осознание обязательной смерти и соответствующего страха перед этой смертью;
  • присутствие постоянного страха выбора и ответственности за этот выбор, в связи с данностью человеку свободы воли;
  • понимание и осознания холодности и безразличности окружающего мира, при необходимости взаимодействия с ним.

Таким образом, обозначились четыре основные проблемы, сформулированные Ирвином Ялом:

Вся остальная напряжённость основана на поведенческих конфликтах, которые являются производными из основных. И только осмысленный подход к этим упомянутым четырём ключевым проблемам даёт возможность найти облегчение и наполнить существование своим личностным значением.

Человеческое существование является чередой таких конфликтов, которые подвигают личность к переоценке ценностей и нахождению новых понятий «для того, чтобы…» Поэтому даже крайние формы аффективных переживаний видятся не как психолого-психиатрические проблемы, а как естественные кризисы, которые являются своеобразными ступенями для дальнейшего саморазвития.

Например, депрессия служит маркером того, что прежние ценности стали для нас незначимы, и личность готова к поиску новых. Тревожные переживания связаны с внутренним напряжением из-за необходимости важнейшего (или важнейших) выборов и, соответствующего, осознания ответственности за это.

Таким образом, задача экзистенциального психотерапевта сводится к побуждению философских размышлений над данными вещами в случае, если сам пациент откладывает или боится углубляться в эти понятия и надолго остаётся в аффективных реакциях.

Ирвин Ялом и противодействие «протокольной терапии»

Резким критическим подходом к «строго прописанной терапии» отличался один из ведущих мастеров данного подхода — Ирвин Ялом. Он начинал свой путь от психоанализа, но не был согласен с выделенными в нём движущими силами.

По его мнению, основным конфликтом любого человека является понимание своей собственной смерти и её неизбежности. Как только человек способен осознать и противостоять этому постоянному страху, так он начинает перестраивать свои личностные ценности и приоритеты: ценит близких и тёплые взаимоотношения, берёт на себя риск и ответственность…

Кроме того, центральным моментом его подхода было желание подобрать индивидуальную терапию для каждого, кто к нему обращался. А не следовать заранее отработанной схеме. По его мнению, экзистенциальное консультирование только даёт толчок к переоценке ценностей и философским умозаключениям пациента, а также помогает при его страхе следовать этим размышлениям.

У каждого человека существует свой собственный путь преодоления боязни своей неминуемой конечности этой жизни, и у каждого при этом выявляются так же лишь индивидуальные прерогативы и ценности.

Экзистенциальный психоанализ

С критикой подхода Фрейда выступал и Жан-Поль Сартр. И хотя он также назвал свой подход «психоанализом», но по сути предложил вариант экзистенциального подхода. Во-первых, Сартр рассматривал личность как целостность, в противовес Фрейдовскому убеждению постоянной конфликтности личностных качеств и биологических инстинктов. Отсюда следует, что оговорки, жесты, слова, равно как и симптомы выражают не область проблемы, а фундаментальный выбор, который намеревается сделать человек.

Сартр не мог смириться, что личность сводится к таким простым моментам, как первичным желаниям, ещё и, как правило, сексуальным. Куда же в этом случае пропадает вся многослойность и индивидуальность каждой конкретной этой самой личности? Кроме того, он критично относится и к понятию бессознательного. Ведь если человек, посредством рефлексии понимает свои симптомы и идёт с ними к терапевту, то как же можно говорить о бессознательном, если оно осознаётся?

По мнению автора, признаком существования человека есть его желания, но желания существуют при дефиците или ограниченности жизни. Таким образом, человек пытается восполнить недостаток существования, которые отражаются в двух комплексах:

Размышления над этими базисами и ведут к переоценки внутренних установок, желаний и дают возможность справиться со всеми проблемами, преображая глубинные уровни личности.

Взгляд Джеймса Бюджентала

Одним из самых продуктивных практических терапевтов, который более тридцати лет занимался непосредственной практикой, является, пожалуй, Д. Бюджентал. Важнейшими его фундаментальными тезисами можно выделить такие моменты:

  • любому человеку присущ мотив «поиска здравого», который побуждает двигаться к наибольшей эффективности и удовлетворённости;
  • «жизнеизменяющая терапия» — это совместная работа клиента и терапевта над переосмыслением ответов первого на вопросы жизни, чтобы позволить сделать саму эту жизнь более «аутентичной» и позволить человеку больше самореализоваться.

Таким образом, терапия может происходить на двух уровнях:

Одними из важнейших проблем в развитии личности, автор видит в жёстких идентификациях и «идеальных образах», которые и выливаются в ощущение неудовлетворённости и «проблемности». Осмысление не всегда ведёт к реальной аутентичности, для этого и необходим терапевт, который способен заметить «шаблонности».

Совместный поиск, «осознание нашей сознательности» (с помощью рефлексивного самосознания), приводит пациента к подлинной «экзистенциальной эмансипации». Но, при этом, ни в коем случае не теряется, а, наоборот, увеличивается ответственность за свои выводы и свой выбор.

Школы в России

Становление экзистенциального направления в психологии России ознаменовано визитами Франкла и Роджерса в конце 80-х годов прошлого века. Именно они зародили интерес к этому направлению и способствовали становлению своих школ, таких как Высшая Школа гуманитарной психотерапии и Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии. В настоящий момент имеются очень интересные и продуктивные терапевты, работающие в этом ключе.

Экзистенциальная психотерапия: критика подхода

Стоит отметить, что каждый автор вносил в подход свои элементы работы. Поскольку экзистенциальное направление принципиально не прописывало чёткую стратегию построения консультации. Поэтому сложно выделить обобщённые критические замечания. Но, в целом, основным вопросом является аспект готовности – неготовности человека касаться довольно фундаментальных тем бытия и мочь при этом делать определённые базисные выводы, проводить аналогии. Тем более, принимать тяжёлые переживания как моменты переосмысления.

Однако, терапевты говорят про возможность работать с любым клиентом именно благодаря гибкости подхода и возможности человека самому преобразовывать свои ценности. Так, например, упомянутый Бюджентал писал, что успешно работал с клиентами, среди которых были: инженеры, проститутки, полицейские, чиновники, представители духовенства и монахини, домохозяйки, врачи, студенты разных специальностей, юристы, секретари, солдаты, сиделки и няни, профессоры, актёры, чернорабочие и политики.

Таким образом ещё раз утверждая, что экзистенциально-гуманистический подход может быть широко применим для помощи самым разным клиентам.

Ролло Риз Мэй (1909-1994)

«Тревога имеет смысл. Хотя она может разрушать жизнь человека, тревогу можно использовать конструктивно. Сам факт, что мы выжили, означает, что когда-то давно наши предки не побоялись пойти навстречу своей тревоге».

Основные положения теории личности Р. Мэя представлены на рис. 20.

Ключевые понятия

Бытие человека , Бытие-в-мире , Dasein (Sein (бытие) плюс da (здесь)). Dasein означает, что человек является существом, которое находится здесь, а также подразумевается, что у него есть «здесь» то, что он может знать о своем пребывании здесь и о том, что он занимает свое место. Человек является существом, способным мыслить, и поэтому он несет ответственность за свое существование. Именно эта способность сознавать свое бытие отличает человека от других существ. Говоря словами Бинсвангера , «выбор Dasein», тот или иной, подразумевает «человека, который ответственен за выбор своего существования».

Рис. 20

Можно рассматривать термин «бытие» как причастие, форму глагола, которая означает, что кто-то находится в процессе бытия кем-то. Можно использовать слово «бытие» как существительное, которое понимается как потенциал , источник потенциальных возможностей. Человек (или Dasein) - это особое существо, которое, если оно хочет стать самим собой, должно сознавать себя, отвечать за себя. Он также является тем особенным существом, которое знает, что в какой-то определенный момент в будущем его не станет: он является тем существом, которое всегда находится в диалектических отношениях с небытием, смертью. Мэй подчеркивает , что бытие - не то же самое, что «Эго». Он пишет, что «мое чувство бытия - это не способность рассматривать себя как существо, пребывающее в мире, сознавать себя существом , которое может все это осуществлять. Бытие неотделимо от небытия - отсутствия бытия». Для того чтобы понять, что значит «быть», человеку надо осознать следующее: он мог не существовать вообще, он ходит по острию возможного уничтожения ежесекундно, он не может избежать осознания того, что когда-то в будущем его настигнет смерть.

Выделяют три модуса мира, т. е. три одновременно существующих аспекта мира, которые характеризуют бытие в мире каждого из нас.

Umwelt - буквально «мир вокруг »; это биологический мир, который в наше время обычно называют окружающей средой. Вес организмы имеют модус Umwelt. Umwelt животных и человеческих организмов включает в себя биологические потребности, влечения, инстинкты - это тот мир, в котором живой организм все-таки будет существовать, даже не будучи наделенным способностью сознавать себя.

Mitwelt - буквально «с миром»", это мир существ одного вида, мир близких нам людей; мир взаимоотношений между людьми. Ведущее слово - взаимоотношения. Как пишет Мэй, «если я настаиваю на том, что другой человек должен приспосабливаться ко мне, это значит, что я воспринимаю его не как личность, Dasein, а как средство; и даже если я приспосабливаюсь к самому себе, то использую при этом себя в качестве объекта... Сущностью взаимоотношений является то, что в процессе взаимодействия оба человека меняются » .

Eigenwelt - «собственный мир»; это мир истинного Себя. Eigenwclt предполагает сознавание себя собой. И этот процесс наблюдается только у людей. Это наше понимание того, что значит для меня что-то в этом мире - этот букет цветов или другой человек.

Эти три модуса мира всегда взаимосвязаны между собой и всегда обусловливают друг друга. Реальность бытия в мире оказывается утраченной, если акцент делается только на одном из трех модусов мира и при этом исключаются два других.

Воля. Способность организовать свое «Я» таким образом, чтобы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания, подразумевает некоторую возможность и/или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости.

Интенциональпость. Структура, центр, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и представляем свое будущее. Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. «В намерении заложено действие, и в любом действии присутствует намерение» .

Онтологическая вина. Р. Мэй выделяет три типа онтологической вины , соответствующих ипостасям бытия-в-мире. «Окружающей среде» (umwelt) соответствует вина, вызванная разделением человека и природы. Это чувство вины, касающееся нашего отдаления от природы, хотя оно может и подавляться. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (mitwelt). Вина перед своими близкими возникает в связи с тем, что своих близких мы воспринимаем через шоры своей ограниченности и предубежденности. И всегда так или иначе оказываемся неспособными до конца понять потребности других людей и удовлетворить эти потребности. Третий тип основан на отношениях с собственным «Я» (eigenwelt) и возникает в связи с отказом от своего потенциала.

Онтологическая вина, по Р. Мэю, имеет следующие характеристики. Во-первых, любой человек так или иначе ощущает ее. Все мы в той или иной степени представляем себе действительность наших ближних в ложном свете, и никто из нас полностью не осуществляет свой потенциал. Во-вторых, онтологическая вина не связана с культурными запретами или интроекцией культурной традиции; се корни лежат в факте сознавания себя. В-третьих, если онтологическая вина не принимается и вытесняется, то она может развиться в невротическое чувство вины. В-четвертых, онтологическая вина оказывает серьезное влияние на личность. В особенности она может и должна приводить к сдержанности, восприимчивости в отношениях между людьми и росту творческого начала в использовании субъектом своих потенциальных возможностей.

Свобода. Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности. Свобода рождается из осознания неизбежности своей судьбы и, согласно Р. Мэю, предполагает умение «всегда держать в голове несколько различных возможностей, даже если в данный момент нам не совсем понятно, как именно нам следует действовать». Р. Мэй различал два вида свободы: свободу действия (экзистенциальную свободу) и свободу бытия (сущностную свободу). «Я» предполагает мир, а мир - «Я»; оба эти понятия - или переживания - нуждаются друг в друге. И вопреки расхожим утверждениям они движутся вместе: в общем и целом, чем больше человек сознает себя, тем больше он сознает мир, и наоборот. Эта нераздельная связь «Я» и мира одновременно предполагает ответственность. Как пишет Р. Мэй, свобода не есть противоположность детерминизма. Свобода есть способность человека знать, что он детерминирован. Это положение задает границы свободы. Свобода не есть ни вседозволенность, ни даже простое «делание того, что нравится». На самом деле такая жизнь по прихоти или по требованию желудка представляет собой прямую противоположность действиям центрированной личности, о которой говорилось выше. Свобода ограничена тем фактом, что личность всегда существует в мире (обществе, культуре) и находится с ним в диалектических отношениях. Кроме того, свобода требует способности принимать и переносить тревогу, конструктивно жить с ней. Быть свободным означает не уклоняться от тревоги, а переносить ее; бежать от тревоги автоматически означает отказываться от свободы.

Судьба. Структура из ограничений и способностей, которые представляют собой «данные» нашей жизни. Судьба включает в себя биологические свойства, психологические и культурные факторы, нс означая при этом тотальную предопределенность и обреченность. Судьба - это то, к чему мы движемся, наша конечная станция, наша цель.

Тревога. Это опасение в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности. Это может быть угроза физическому существованию (угроза смерти) или же существованию психологическому (потеря свободы, бессмысленность). Или же опасность может относиться к еще какой-либо ценности, с которой человек отождествляет свое существование (патриотизм, любовь другого человека, «успех» и так далее). Поскольку тревога ставит под угрозу основы человеческого бытия собой, на философском уровне тревога есть осознавание того, что «Я» может прекратить свое существование (так называемая «угроза небытия»). Р. Мэй различает нормальную и невротическую тревогу.

Нормальная тревога - реакция, которая 1) адекватна объективной угрозе; 2) нс запускает механизм вытеснения или другие механизмы, связанные с интрапсихическим конфликтом, а вследствие этого 3) человек справляется с тревогой без помощи невротических защитных механизмов. Человек может 4) конструктивно обращаться с тревогой на сознательном уровне или же тревога снижается, когда меняется объективная ситуация.

Невротическая тревога - реакция на угрозу, которая 1) неадекватна объективной опасности; 2) включает в себя вытеснение (диссоциацию) и другие проявления интрапсихического конфликта и, следовательно, 3) человек ограничивает какие-то свои действия или сужает поле своего сознания с помощью различных механизмов, например подавления, развития симптома и других невротических защитных механизмов.

Трансцендирование. Способность выходить за пределы наличной ситуации. Существование всегда находится в процессе выхода за пределы своего «Я».

  • 1. Маслоу А. Экзистенциальная психология / А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований; Инициатива, 2005. - 160 с.
  • 2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье / Р. Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. - 224 с.
  • 3. Мэй Р. Любовь и воля / Р. Мэй. - М.: Винтаж, 2007. - 288 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/090417/ books/meyroO 1 /index.htm. - Загл. с экрана.
  • 4. Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность // Экзистенциальная традиция. - 2005. - № 2. - С. 52-65. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_meyro05.htm. - Загл. с экрана.
  • 5. Мэй Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии / Р. Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 224 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/ 090417/books/meyro03/index.htm. - Загл. с экрана.
  • 6. Мэй Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия / Р. Мэй. - М.: Смысл, 2001.-319 с.
  • 7. Мэй Р. Проблема тревоги / Р. Мэй. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.
  • 8. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 379 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/meyro02/index.htm. - Загл. с экрана.
  • 9. Мэй Р. Цитаты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cpsy.ru/citl340.htm. - Загл. с экрана.
  • 10. Фрейджер Р., ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 704 с.

И. Экзистенциальная психология / под ред. Р. Мэя. - М.: Апрель- Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/090417/books/meyro04/index.htm. - Загл. с экрана.



Статьи по теме: