Методика измерения одиночества д рассела м фергюсона. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона34. Методика «Самооценка эмоциональных состояний

Методика создана Д. Расселом и М. Фергюссоном и направлена на выявление переживания одиночества.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл), «никогда» (0 баллов). Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой. Текст опросника 1.Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.

6. Я часто застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.

14. Я умираю по компании.

15. В действительности никто как следует не знает меня.

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен, будучи таким отверженным.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка результатов. Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.

Интерпретация. Высокой степени одиночсетва соответствуют 41-60 баллов, средней - от 21 до 40 баллов, низкой - от 0 до 20 баллов.

Тест -«Тоска по нежности»

Тест взят из книги: Женская психология / Сост. Н. А. Литвинцева. - М„ 1994. В тесте изменены мною вопросы 4,10 и 16 для того, чтобы им могли пользоваться и лица мужского пола.

Инструкция. Люди, открыто или подсознательно, тоскуют по нежности, чувствуют потребность в ней, и им кажется, что сами они в состоянии одарить ею. Однако



522 Приложение

самому это трудно оценить. Чтобы облегчить эту самооценку, ответьте на следующие вопросы (для вопросов 1-17 ответы только а) да, б) нет).

1. Будучи ребенком, вы охотно давали себя целовать дядям и тетям?

2. Были ли нежны к вам ваши родители?

3. В детстве вы много имели плюшевых игрушек?

4. Испытываете ли вы зависть или грусть, когда видите целующихся влюбленных?

5. Любите ли вы танцевать?

6. Предпочитаете ли вы медленные танцы?

7. Есть ли у вас привычка грызть карандаш?

8. Удается ли вам добиваться всего, что планируете?

9. Нравится ли вам смотреть на себя в зеркало в неглиже?

10. Имеете ли вы что-либо против, когда в кафе, ресторане, транспорте, кино за вас платят?

11. Как вы едите: скорее медленно, чем поспешно?

12. Хотели бы вы иметь (а может, имеете?) больше, чем троих детей?

13. Очень ли вы чувствительны к шуму?

14. Любите ли вы без всякого стеснения восхищаться красивыми детьми, людьми, предметами?

15. Знают ли вас как человека, дающего поручения и делающего замечания?

16. Охотно ли вы избавляетесь от игрушек своего детства, особенно которые были вами любимы?

17. Считаете ли вы, что можно быть нежным без эротических намерений?

18. Как вы оцениваете нежность других?

а) она стесняет вас;

б) считаете, что ее можно проявлять всегда и везде;

в) относитесь сдержанно.

19. Какая порода собак вам больше нравится? а)гончая;

б) пудель;

в) спаниель;

20 Как вы поступаете с любовными письмами?

а) сохраняете их на «вечную память»;

б) выбрасываете их немедленно;

в) храните их, пока влюблены. Обработка результатов

По 3 очка засчитывается за ответы: 1а, 2а, За, 5а, 6а, 9а, 10а, 12а, 17а, 186, 19г.

По 2 очка засчитывается за ответы: 4а, 7а, 136, 19в, 20а.

По 1 очку дается за ответы: 8а, 11а, 14а, 15а, 16в, 18в, 196, 20в.

Выводы

Если вышло менее 20 очков. Вы не совсем так нежны, как о себе думаете. Правда, вы хотели бы, чтобы те люди, которые вас окружают, были бы ласковы с вами, но сами не хотите проявлять теплые чувства. Для этого вы просто холодны, слишком трезвы, слишком часто руководствуетесь разумом, а может быть, вы просто не умеете проявлять чувства? Вероятно, так вас воспитали. Ведь ребенок сначала должен

Приложение 523

узнать нежность, чтобы потом ей научиться. И только потом сможет одаривать ею других.

Если набралось 20-35 очков. Если бы за нежность ставили оценки, то вы получили бы три с плюсом, и даже еще больше при условии, что смогли бы переломить страх и стеснение в проявлении своих чувств.

Если очков более 35 Вы человек, полный нежности, не способный скрывать свои сердечные чувства. У окружающих не видите недостатков, у вас облегчены отношения с людьми.

Если в этом тесте вы получили более 45 очков, то это значит, что вы идеальная мать или идеальный отец.

Методика «Самооценка эмоциональных состояний^

Методика предложена Г. Айзенком. В предлагаемом варианте взяты две шкалы из четырех, относящиеся к эмоциональным состояниям.

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит к вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл, если совсем не подходит, то 0 баллов.

Текст опросника

1. Не чувствую в себе уверенности.

2. Часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон беспокоен. 4..Легко впадаю в уныние.

5. Беспокоюсь о только еще воображаемых неприятностях.

6. Меня пугают трудности.

7. Люблю копаться в своих недостатках.

8. Меня легко убедить.

9. Я мнительный.

10. С трудом переношу время ожидания.

11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16. Я нередко чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18. Чувствую растерянность перед трудностями.

19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.

20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

Обработка результатов опроса. Подсчитайте сумму баллов, набранную по каждой шкале: шкала тревожности - ответы «да» на вопросы 1-10; шкала фрустриро-ванности - ответы «да» на вопросы 11-20.

Постановка диагноза. 0-7 баллов - низкая выраженнось склонности к данному состоянию, 8-14 баллов - средняя выраженность склонности, 15-20 баллов - высокая выраженность склонности к состоянию.

Показатели уровня субъективного ощущения одиночества по методике Фергюсона, Рассела

Младшая возрастная группа

Старшая возрастная группа

Проведенное исследование выявило, что показатели ощущения одиночества у мужчин в обеих возрастных группах соответствуют низкому уровню, а у женщин - среднему уровню. При этом различия между мужчинами и женщинами не являются статистически значимыми. Также заметна тенденция у мужчин к снижению средних показателей ощущения одиночества от младшего к старшему возрасту. Возможно, с годами у людей происходит привыкание к своей жизненной ситуации, снижается острота переживания и происходит принятие всего того, что было прожито и проживается в настоящий момент.

Особенно высокий уровень одиночества выявлен у лиц старшей возрастной группы, проживающей в интернате. Показатели в этой группе соответствуют среднему уровню ощущения одиночества по шкале Рассела-Фергюссона. У мужчин он составляет 22,6 балла (для сравнения: у мужчин, проживающих в семьях-10,1 балла). У женщин проживающих в интернате- 33 балла, у проживающих в семьях-13,4 балла.

Описание: Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.

Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.

Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, "кто я такой в этой жизни". Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Текст опросника (вопросы).

Утверждения Часто Иногда Редко Никогда
1 Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
2 Мне не с кем поговорит
3 Для меня невыносимо быть таким одиноким
4 Мне не хватает общения
5 Я чувствую, будто никто не понимает меня
6 Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне
7 Нет никого, к кому бы я мог обратиться
8 Я сейчас больше ни с кем не близок
9 Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
10 Я чувствую себя покинутым
11 Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
12 Я чувствую себя совершенно одиноким
13 Мои социальные отношения и связи поверхностны
14 Я умираю от тоски по компании
15 В действительности никто как следует не знает меня
16 Я чувствую себя изолированным от других
17 Я несчастен, будучи таким отверженным
18 Мне трудно заводить друзей
19 Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
20 Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.

Сумма ответов «часто» умножается на 3,
«иногда» - на 2,
«редко» - на 1
и «никогда» - на 0.
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.

Даниел Рассел создал с коллегами шкалу одиночества UCLA, которая удобна в употреблении, перспективна и адекватна в психологическом отношении. Первоначальный набор пунктов был применен при тестировании двух групп молодых людей в UCLA (которые приняли участие в дискуссии по проблеме одиночества). Каждый тестируемый описывал также свое эмоциональное состояние, оценивая силу таких чувств как тревога, пустота, угнетенность, скука. Итоговая шкала одиночества, состоящая из 20 пунктов, разрабатывалась на основе корреляций по каждому из них.

Шкала отличалась устойчивостью, валидность определялась тремя способами. Баллы, начисленные по указанной шкале, имели значимые корреляции с некоторыми другими системами измерения одиночества, где приведены данные и о разнообразных личностных коррелятах. Одинокие люди проявляли чувство социальной тревоги, более высокие уровни застенчивости и отклонений от нормы, более высокую степень изоляции и более низкую степень самоуважения, они менее доброжелательно относились к другим людям.

Было также обнаружено, что одинокие оценивали себя и других людей более негативно и были сторонниками непродолжительных социальных взаимодействий. Данные исследования других взрослых "групп риска" показывают также, что шкала одиночества UCLA определяет одиночество с высокой степенью валидности. Была предложена модифицированная шкала одиночества, основанная на корреляциях отдельных пунктов с индексом самоотнесения к категории одиночества. Итоговая система измерения включала 10 позитивно сформулированных и 10 негативно сформулированных пунктов с наиболее высокими корреляциями. Баллы полученные тестируемыми по новой шкале, подтвердили ожидаемые корреляции. Одновременно исследователи выявили устойчивые зависимости данной шкалы с опросником состояний депрессии Бека и шкалами тревоги Костелло-Комри.

При разработке систем измерения одиночества исследовались две формы достоверности: внутренняя устойчивость и достоверность при повторном тестировании. Эти корреляции отражают стабильность баллов измерения одиночества во времени. Проблема достоверности при повторном тестировании влечет за собой вопросы о природе одиночества.

"Что такое одиночество - состояние или свойство? Одиночество может быть и тем и другим. Различие между одиночеством как состоянием и как чертой характера аналогично различию между состоянием тревожности и тревожностью как чертой характера".

Исследования Велло Серма

Велло Серма в течении ряда лет собирал данные о случаях одиночества в форме автобиографических отчетов, структурированных интервью, анкет и тестов, определяющих тип личности. По его данным не более одного - двух процентов опрошенных сообщают о том, что никогда не чувствовали себя одинокими, в то время как от десяти до тридцати процентов людей утверждают, что испытывали глубокое чувство одиночества со скачкообразными колебаниями в течение большей части своей жизни. "Мы начали с того, что попросили людей описать во всех деталях, как они сами переживают одиночество или как переживают его те, кого они хорошо знают. Описание можно свести к определенным общим темам, и категориям:

Непредвиденные трудности и разлад в интимном общении;

Смерть близкого человека;

Ощущение, что не оправдал своих собственных надежд и ожиданий, именно в этих и других переживаниях люди часто усматривают причину появления или усиления чувства одиночества. Но была группа ответов, в которых одиночество не связывалось с событием или кризисом, а казалось, скорее имеет экзистенциальную природу. Примерно три их четырех опрошенных сообщили о чувстве одиночества испытанном в то время, когда они никоим образом не были физически изолированы от других людей. Изучение ответов показало, что пожалуй более тяжелая форма одиночества характерна для ситуаций, когда человек не испытывает недостатка в общении. Сила чувства одиночества пропорциональна несоответствию, которое ощущает человек между видами межличностных отношений, существующих у него, по его мнению, в данное время, и видами отношений, являющихся, по его же мнению, желательными или такими, какие он хотел бы иметь в идеальном случае".

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.

Текст опросника

Утверждения Часто Иногда Редко Никогда
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
2. Мне не с кем поговорить
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким
4. Мне не хватает общения
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться
8. Я сейчас больше ни с кем не близок
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
10. Я чувствую себя покинутым
11 . Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
12. Я чувствую себя совершенно одиноким
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны
14. Я умираю от тоски по компании
15. В действительности никто как следует не знает меня
16. Я чувствую себя изолированным от других
17. Я несчастен, будучи таким отверженным
18. Мне трудно заводить друзей
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
20. Люди вокруг меня, но не со мной

30. МЕТОДИКА «ДЕТСКИЙ ОПРОСНИК НЕВРОЗОВ» (ДОН)

Назначение. Тест предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Предлагаемый тест-опросник был разработан коллективом авторов в 1992 году.

Инструкция: «Прочитай, пожалуйста, внимательно предложенные утверждения. Подумай и постарайся выбрать наиболее подходящий ответ («да» или «нет») к каждому утверждению. Постарайся быть честным, ведь правильных или неправильных ответов здесь нет».

Данные, полученные при помощи опросника ДОН, в большинстве случаев сопоставлялись с данными других апробированных методик. Так, ряд шкал был сопоставлен с данными теста цветового предпочтения Люшера с достаточно высоким уровнем корреляции. При обследовании младшего подросткового возраста был получен достаточно высокий уровень корреляции полученных данных с данными всех сопоставляемых шкал подросткового ММРІ. Также полученные данные сопоставлялись с имеющимися психолого-педагогическими характеристиками на детей и, в достаточном числе случаев, с данными клинического осмотра детского психиатра. Не смотря на то, что данные субъективного и объективного методов исследования плохо сопоставимы, однако, отталкиваясь от них, авторы утверждают, что предлагаемый тест-опросник является достаточно валидным, надежным методом исследования невротических расстройств в детском возрасте.

Сущность предлагаемого теста-опросника охватывает шесть основных шкал проявления невротических расстройств, с которыми сталкиваются школьные психологи, врачи-педиатры и специалисты смежных специальностей (психиатры, невропатологи, психотерапевты и др.). Ребенку предлагается опросник и бланк для самостоятельного заполнения (после предварительного ознакомления с инструкцией); при возникновении у испытуемого вопросов возможны исключительно нейтральные ответы и комментарии.

Определение основных понятий.

Утверждения теста-опросника систематизированы в шести основных аспектах проявления невротических расстройств у детей: депрессии; астении; нарушений поведения; вегетативных расстройств; нарушений сна; тревоги.

Шкала депрессии - описывает основные проявления депрессивных расстройств, с учетом возрастной специфики, заключающейся в неполной представленности тимического компонента, маскированности её. Основные проявления заключаются в сочетании снижения жизненного тонуса, низкой самооценки, замедленности темпа мышления, двигательной обедненности, ощущения тоски, подавленности, безысходности. Внимание, как правило, трудно привлекается внешними стимулами. У детей достаточно часто на первый планвыступают во младшем возрасте различные нарушения вегетативной регуляции в виде функциональных нарушений сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной систем. В более старшем возрасте (младший школьник) зачастую депрессивные расстройства манифестируют ухудшением успеваемости. У младших детей нередки нарушения поведения как эквивалент депрессивного расстройства.

Шкала астении - выявляет наиболее типичные нарушения внимания, мышления, памяти и работоспособности, характерные для возрастных особенностей астенического синдрома у детей. Так, в первую очередь, астенические расстройства в детском возрасте проявляются нарушением внимания в виде его повышенной истощаемости и отвлекаемости. Мышление отличается замедленностью осмысления, затрудненностью ассоциаций, что особенно ярко наблюдается в младших классах и может приводить к ошибочной диагностике стойкой интеллектуальной несостоятельности ребенка. Из нарушений памяти наиболее типичным является анекфория (затруднение воспроизведения) в сочетании со слабостью запоминания по типу слабости, замедленности его, что формирует специфический детский синдром инфантильно-астенических расстройств памяти.

Следующим специфическим для детской астении феноменом является повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, обостренность редкими: чем младше ребенок, тем чаще это проявляется немотивированной капризностью. В более старшем возрасте эти явления могут сменяться вялостью побуждений и равнодушием - апатическим синдромом. Проявление расстройств такого типа всегда свидетельствует о тяжести и выраженности астенических расстройств.

Шкала нарушений поведения - как известно спектр нарушений поведения в детском возрасте необычайно широк. В данном случае, применительно к задачам теста-опросника авторами ставилась перед данной шкалой цель выявления наиболее ярких, гиперстенических форм нарушения поведения, проявляющегося, как правило, в агрессивности, неподчиняемости, антидисциплинарных поступках. Здесь следует отметить, что в младшем, среднем школьном возрасте, для работы с которыми практически и предназначен тест-опросник, нарушенное поведение чаше проявляется в изменении общего контура поведения со сдвигом его в сторону ранее нехарактерную для ребенка.

Шкала вегетативных расстройств - предназначена для диагностики такого специфического компонента невротических нарушений у детей младшего и среднего школьного возраста как нарушения баланса вегетативной нервной системы. Проявления этих нарушений весьма многообразны. Основная суть проблемы состоит, в том, что у детей вегетативные расстройства выходят на первый план, ретушируя, маскируя невротические расстройства. Могут проявляться самыми разнообразными, не имеющими под собой органической природы, нарушениями со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной и выделительной систем. К наиболее типичным формам вегетативных «масок» при неврозах у детей (эту группу феноменов принято называть психосоматическими расстройствами) относят:

Вегетативно-сосудистую (или нейроциркуляторную) дистонию,

Различного рода гастриты, дуодениты, колиты и дискенезии желудочно-кишечного тракта,

Синдром нервного (или неполного) вдоха; и т.д.

В целом, вегетативная нервная система, как функционально-структурное образование - центральной нервной системы, регулирующая непроизвольную деятельность организма при нарушениях демонстрирует самые разнообразные виды расстройств.

Шкала нарушений сна - выделена нами, исходя из высокой частоты этих нарушений в детском возрасте. Следует отметить, что дистимические нарушения у детей редко представляют собой изолированное расстройство, а чаше всего являются одним из феноменов, иногда даже единственным или, точнее, наиболее выраженным и четче регистрируемым, депрессивного или астенического расстройств. Так для депрессивного расстройства достаточно характерным являются трудности засыпания, кошмарные сновидения, ранее пробуждаются трудности засыпания, кошмарные сновидения, ранее пробуждение. Для астенического симптомокомплекса более характерна сонливость, субъективное отсутствие чувства сна при объективно большей, чем обычно длительности сна, чувство усталости при пробуждении. Однако, нарушения сна в виде расстройства засыпания, ночных страхов могут встречаться в детском возрасте и изолированно.



Статьи по теме: