Чем занимается таможенный брокер. Чем занимаются таможенные брокеры

Очень часто можно слышать мнение компетентных на первый взгляд людей, которые утверждают, что таможенный брокер никоим образом не может повлиять на процесс оформления таможенных документов в силу различного рода непреодолимых обстоятельств. Что в результате его зависимости от настроения таможенников, действия других государственных органов, таможенный представитель не в силах нести ответственности за само таможенное оформление. А для того, чтобы таможня разрешила ему работать с грузом и заключается контракт, который больше нужен для соблюдения формальности. Однако такая позиция очень удобна только для недобросовестных и некомпетентных брокеров, которые свое неумение работать выдают за форс-мажорные обстоятельства, списывая срыв оформления документов на капризы таможни, или изменения законодательства, хотя обычно за месяц до вступления закона в силу происходит его официальное опубликование.

А ведь контракт с таможенным представителем – это серьезный документ, который нельзя составлять формально, а уж тем более подписывать не глядя. Ведь даже в экземплярах контрактов респектабельных курьерских компаний можно найти юридические казусы, которые вряд ли там оказались случайно, скорее расчет был на то, что в сам текст контракта обычно никто не вчитывается. И в результате в одном месте контракта можно прочитать, что таможенные платежи могут быть уплачены только из аванса брокера, а в другом присутствует строчка о том, что таможенный представитель не несет никакой ответственности за несвоевременную уплату этих самых платежей. И в случае возникновения прецедента контракт, конечно же, будет истолкован в пользу брокера.

Таким образом, составляя контракт с таможенным представителем в первую очередь необходимо прописать в нем четкий регламент совместной работы, и неважно будет ли включено это в сам текст договора или будет оформлено в виде дополнительного приложения к контракту, главное обозначить конкретные сроки передачи информации таможенному брокеру. С одной стороны это дает возможность контролировать каждый этап работы и определяет некоторые временные рамки работы участника внешнеэкономической деятельности с таможней, а с другой – просто дисциплинирует обе стороны договора. При этом в самом регламенте должны быть отражены следующие моменты:

сроки уведомления брокера о том, что готовится поставка нового товара;

сроки уведомления брокера о факте поставки;

сроки предоставления документов брокеру для начала подготовки их таможенного оформления, а также список этих документов, с указанием варианта их доставки, будут ли это оригиналы, отправят ли их по электронной почте или каким иным способом;

сроки предоставления возможных дополнительных документов по запросу таможни либо самого представителя;

сроки уведомления брокером о прибытии транспорта в зону таможенного контроля;

сроки подачи декларации таможенным представителем, начиная от момента предоставления документов;

сроки предоставления информации о том, что товар вышел;

сроки, в которые будут предоставлены оригиналы деклараций либо их копии.

Кроме того, стоит иметь в виду, что в регламенте нужно указывать только реальные сроки выгодные, прежде всего клиенту, ведь не секрет, что в процессе работы их приходится иногда корректировать, например, в результате сложившихся хороших партнерских отношений с таможенным представителем. Однако в случае возникновения спорных ситуаций, опираться придется все-таки на контракт, и тогда установленные формальные сроки «с запасом» или минимальные «в обрез» могут доставить клиентской компании некоторые неудобства.

Теперь о том, что же все-таки будет делать таможенный брокер, ведь размытая формулировка «содействие в таможенном оформлении» или «таможенное сопровождение» в пункте контракта «обязанности исполнителя» ни коим образом не дает представления о самой его работе. И становится совершенно непонятно, какие именно услуги можно ожидать от такого представителя.

А начать тут стоит с определения варианта предоставления документов. Либо все необходимые документы собирает и предоставляет сам участник внешнеэкономической деятельности, либо их часть получает таможенный представитель, например, классификационные решения, СЭЗ, сертификаты. И это, конечно же, нужно отразить в договоре. Только вот в случае второго варианта работы с брокером, стоит сначала самому убедиться в необходимости этих документов для конкретной этой поставки. Чтобы не получилось что представитель просто собирает их, как говорится, «до кучи», чтобы набить себе цену и увеличить в конечном итоге затраты, за новый товар примерно на 50 тысяч рублей.

Другим важным моментом, который обязательно нужно отразить в контракте, является перевод документов. Этот момент может сэкономить 30-35 тысяч рублей или на ставке самого дешевого переводчика в штате фирмы, или за «по листовой» перевод пакета документов брокером, примерно столько он и обходится. Как правило, этот нюанс многие заказчики просто не принимают во внимание, и либо сами переводят всю документацию, а для этого содержат штатного переводчика, либо просто платят за это брокеру, причем за каждый переведенный лист. Только вот грамотный брокер вряд ли расскажет своему клиенту, что переводить следует далеко не все, что написано в инвойсах, а только то, что непосредственно необходимо для таможенного оформления, а адрес типографии, к примеру, можно пропустить. Умолчит он, конечно же, и о том, что достаточно часто перевод просто не требуется, если предоставить глоссарий терминов, которые наиболее часто встречаются. А вот зная все эти скользкие моменты, участник внешнеэкономической деятельности обязательно оговорит вопрос перевода документов в договоре с брокером.

Теперь о передаче документов, ведь склад получателя не всегда может находиться рядом со складом временного хранения, и оригиналы документов приходится как-то передавать. Разные компании по-разному решают эту проблему, в зависимости от того варианта, который для них более удобен. Одни раз в неделю сами забирают пакет документов в таможне, другие отправляют представителя фирмы встречать каждую фуру, третьи передают документы через водителей фуры. Есть вариант, просто дождаться курьера от своего таможенного брокера. Однако в любом случае выбранный для работы вариант должен быть зафиксирован в договоре с брокером, при этом имеет смысл оговорить не только передачу оригиналов, но и их копий, например, с помощью электронной почты. При этом обязательно нужно четко оговорить временные сроки и для оригиналов, и для копий, для передачи копий достаточно часа с момента выпуска оригиналов. Это позволит подготовить складские помещения к приемке груза, а значит, время разгрузки будет значительно сокращено, что, конечно же, сократит общие расходы.

Кроме того, чтобы застраховать себя от наступления форс-мажорных обстоятельств, вызванных изменением таможенного законодательства, следует вменить в обязанность таможенного брокера отслеживать подобные изменения по тем товарным группам, с которыми он работает, а также информировать своего клиента обо всех изменениях связанных с таможенным оформлением товара. Тем более что в процессе работы добросовестному брокеру все равно приходится следить за подобного рода изменениями, так что закрепление этого в договоре только лишний раз подтвердит его компетентность. Иначе компания клиента понесет серьезные убытки, к примеру, одно только закрытие таможен в Москве может обойтись в потерю нескольких тысяч евро. Ведь сюда включаются расходы, связанные с простоем машин (порядка 250 евро в сутки), с перенаправлением машин на другой таможенный пост, в случае если перевозчик сам не переправил машины на другую таможню с целью ускорения разгрузки товара (обычно около 300 евро), а также штрафные санкции за то, что сроки поставки не были соблюдены. Таким образом, чтобы минимизировать подобные риски в случае их наступления, нужно не только возложить на брокера обязанности по отслеживанию ситуации в случае изменения таможенного законодательства, но и своевременному информированию клиента об этом. Следовательно, участник внешнеэкономической деятельности всегда сможет потребовать компенсации за понесенные убытки.

Еще одним интересным моментом может быть обязанность брокера пересчитывать за представителем таможни остаток на платежке, ведь не только простая ошибка, но даже и описка может вызвать проблемы с налоговой инспекцией. Другими словами каждая конкретная компания сама для себя решает, насколько для нее важны те или другие действия таможенного представителя. И чем подробнее будет составлена эта инструкция для брокера в пункте «обязанности исполнителя», тем меньше расходов понесет компания клиента не только в плане убытков по непредвиденным обстоятельствам, но и просто в качестве дополнительных затрат.

Далее следует перейти к пункту «ответственности сторон». И если с ответственностью участника внешнеэкономической деятельности более или менее все понятно, она, как правило, достаточно хорошо освещается юристами брокерских компаний, то вот ответственность другой стороны заслуживает внимания. При этом не стоит перегибать палку, нужно трезво понимать, что таможенный брокер получает от клиента только ту информацию о товаре, которую сам клиент считает достоверной. Уже дальнейшие выводы и решения по поводу ее применения уже входят в обязанности брокера. Не нужно забывать, зачем составляется договор с таможенным представителем. Ведь это не просто таможенный курьер по особым поручениям, он, прежде всего, нанимается как лицо более компетентное в вопросах таможенного оформления, а значит не стоит возлагать на него обязанностей не связанных с этим вопросом.

А вот с пунктом «ответственность исполнителя» не все так просто как может показаться на первый взгляд. Деятельность брокера, впрочем, как и любая другая, содержит различного рода риски, причем как управляемые, так и неуправляемые. Понятное дело, что у более грамотного брокера неуправляемых рисков будет значительно меньше. Однако грань ответственности достаточно прозрачна, трудно бывает отделить некомпетентность брокера от простого произвола таможенных чиновников. И доказать что оформление таможенных документов затянулось по вине самого брокера, а не таможни бывает очень непросто. К примеру, если представители таможни не принимают таможенную стоимость из-за недостаточной предоставленной информации, в случае, когда ее действительно объективно мало, а таможенный представитель своевременно не запросил у своего клиента дополнительных сведений, то, конечно же, брокер за это должен нести ответственность. Так что в контракте нужно обязательно оговорить момент, что клиент передает брокеру на рассмотрение всю имеющеюся у него информацию, и в случае если предоставленных данных окажется недостаточно, то таможенный представитель обязан незамедлительно запросить дополнительные сведения, иначе он несет ответственность за срыв сроков оформления документов. В любом случае это даст возможность получить компенсацию вероятных убытков, либо заставит сотрудников брокерской компании более внимательно отнестись к документам заказчика.

Другим интересным моментом, который можно отнести к недостаткам работы брокера, однако за это клиент может расплатиться вполне реальными деньгами, является вынужденный простой транспорта. Стоит только внести в текст договора пункт о том, что в случае задержки таможенного оформления документов по вине брокера, клиентская компания не оплачивает стоянку транспорта на складах временного хранения, и таможенный представитель сразу начнет действовать более активно. И такой ситуации, когда по настоянию брокера из-за отсутствия инспектора, который начал проверку декларации нельзя было оформить документы в пятницу, хотя клиент настаивал на передаче их любому присутствующему инспектору, груз задержался на таможне до понедельника, просто не произойдет. Ведь брокерская компания просто не захочет оплачивать вынужденную стоянку транспорта, а это около 250 евро за каждый день простоя самого транспорта, да еще и 1500 рублей за стоянку на складе временного хранения.

Если же таможенный представитель предпочитает работать с таможней из своего аванса, и при этом всячески препятствует уплате аванса прямо на таможню, видимо преследуя какие-либо свои интересы, то в договоре необходимо прописать ответственность не только за несвоевременную уплату таможенных платежей, но еще и за возможное замедление таможенного оформления, в случае если работа будет вестись через аванс таможенному представителю. Таким образом, брокер уже точно не забудет во время предоставить новую платежку, если вдруг на старой «неожиданным образом» закончились деньги. А ведь в практике работы с некоторыми таможенными представителями случаются и такие досадные казусы.

В заключение хочется отметить, что в работе таможенного представителя достаточно много моментов, которые в первую очередь зависят, конечно же, только то него самого. И при этом только недобросовестный брокер станет прикрываться непреодолимым действием третьих лиц. А чтобы в какой-то степени обезопасить себя от подобных ситуаций и заставить брокера относится к своим обязанностям со всей ответственностью, прежде всего, нужно грамотно составлять договор, скрупулезно работая над каждым его пунктом.

Таможенный брокер (представитель) — это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

Правовой статус брокера определен гл. 15 ТК (ст. 139 — 148). Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включённое в Реестр таможенных брокеров (представителей). Государственное предприятие не может быть таможенным брокером. Особенность деятельности таможенного брокера (как участника таможенного оформления товаров в целом и таможенного декларирования в частности) заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представить свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Таможенный брокер совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК.

Таможенным брокером (посредником) может быть созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на основе нотариально удостоверенного договора.

Отказ таможенного брокера от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается.

Таможенный брокер вправе: выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с ТК требуется представление обеспечения их уплаты; требовать от представляемого лица предоставления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК.

Таможенный брокер обязан вести учёт товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и предоставлять в таможенные органы отчётность о совершенных таможенных операциях.

Таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с ТК при декларировании товаров, таможенный брокер несет такую же ответственность, как декларант.

Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Обязанности и ответственность таможенного брокера перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера с представляемым лицом.

Брокер обычно возникает ассоциация с биржей или с рынком Forex. Однако занимается таможенный брокер совсем другими делами. Это юридическое лицо - организация, осуществляющая посредническую деятельность, связанную с товарами, перемещаемыми через границу. По-русски более точным названием будет «таможенный представитель», однако официально принято именование с английского - customs broker. Подобный род деятельности существует уже свыше ста лет.

Таможенного нужно четко отличать от государственного служащего - это независимая частная организация, которая однако находится под пристальным наблюдением таможенных органов, выдающих таким представителям лицензию на право заниматься профессиональной деятельностью. Организаций, которым под силу содержать юристов специализирующихся по таможенному праву, не так и много.

Под некоторые крупные компании создаются целые таможенные посты. К примеру, есть целая организация «растаможки» запасных частей для автосборочных производств под Санкт-Петербургом.

Отсюда и вытекает необходимость в посредниках, хорошо разбирающихся в тонкостях «растаможки» и берущих свой процент. Федеральная таможенная служба еженедельно издает несколько новых приказов, изменяющих регламент перемещения товаров. Могут влиять на регламент и другие государственные организации: в России это могут быть Центробанк и Госстандарт. Поэтому недостатков в клиентах у таможенных брокеров не возникает.

Что входит в обязанности таможенного представителя

Таможенный брокер должен обладать обширной информацией о таможенных тарифах (пособий), а также знать все о запрещенных или же ограниченных к ввозу-вывозу из страны товаров. Представитель обычно обладает большими связями, позволяющими ему решать проблемы в крайне сложной и славящейся своей коррупционностью таможенной системе.
Существуют таможенные брокеры, которые специализируются на проведении особых рискованных операций, например, на таможенном оформлении скоропортящихся грузов. Процент, который они берут за провоз груза, весьма велик.

Ответственность таможенного брокера за свою посредническую деятельность определяет договор, заключенный с заказчиком. Клиенту следует дотошно изучить договор и проконсультироваться с юристами, чтобы обязанности таможенного представителя были четко прописаны. Рынок посреднических услуг в таможенной сфере достаточно велик, но следует осторожно подходить к выбору партнера, потому как по закону представителю необходимо передать полный пакет документов по внешнеторговой

Любые компании и организации, являющиеся субъектами внешнеэкономической деятельности и связанные с международными перевозками, в своей работе сталкиваются с вопросами оформления разнообразного рода документов в органах таможенного контроля. Подобного рода процедуры предполагают не только владение определенными знаниями и умение ориентироваться в законодательном кодексе, но и иметь неоценимый опыт в преодолении бюрократических препон. Далеко не всякая организация или компания может позволить себе содержание в штате такого персонала. Да и этому есть прекрасная альтернатива: услуги таможенного брокера. Достаточно упомянуть, что и в таможенной службе отдают предпочтение взаимодействию с подобным специалистом в силу его компетентности, прекрасного знания законов и грамотного оформления нужной документации. Задумавшись об обращении за подобными услугами, юридические лица или приватные предприниматели заинтересованы владеть информацией, отвечающей на вопрос, чем занимается таможенный брокер.

Что входит в сферу деятельности таможенного брокера

Таможенным брокером являются в основном специалисты независимых аутсорсинговых организаций , в сферу деятельности которых входят вопросы оформления различного рода документации в таможенных органах. Привлечение профессионала, разбирающегося во всех тонкостях и законодательных коллизиях, позволяет без волокиты и с минимальной затратой времени выполнить многообразные таможенные процедуры. Таможенный брокер , по сути, осуществляет от имени декларанта или другого заинтересованного лица различные таможенные операции, регламентируемые соответствующими законодательными актами. Следовательно, в круг обязанностей таможенного брокера входят такие услуги, как :

  • декларирование грузов и товаров, транспортируемых через границу с предъявлением их для таможенного осмотра;
  • предоставление таможенным службам необходимых документов, а также требуемых дополнительно сведений;
  • выполнение операций финансового характера, включая оплату НДС, акцизного и других таможенных сборов;
  • выполнение различных операций, которые предусмотрены при осуществлении таможенного контроля товаров, относящихся к экспорту или импорту.

Профессиональные брокеры, занимающиеся оказанием таможенных услуг, согласно требованиям законодательства обязательно должны быть зарегистрированы в реестре государственных органов таможенной службы и получить надлежащее свидетельство. Такой документ подтверждает право брокера выступать посредником между компаниями-отправителями и таможней. Данная процедура позволяет избежать рисков в сделках с так называемыми черными брокерами, которые не несут финансовой и материальной ответственности ни перед заказчиком, ни перед таможенной службой.

В соответствии с законом сфера деятельности таможенного брокера может ограничиваться. К примеру, такие ограничения могут распространяться на определенные категории товаров, виды транспортных средств или территориальные регионы. Данные о подобных ограничениях обязательно указываются в выдаваемом свидетельстве.

Обратившись к услугам профессионального таможенного брокера, фирмы и компании, выступающие в роли грузоотправителей различного рода товаров, гарантированы и от рисков, и от вероятных ошибок при осуществлении таможенного оформления документов. Они могут рассчитывать также на качественную доставку и на минимальную затрату времени при прохождении груза.

Знания, которыми должен владеть таможенный брокер

Функции таможенного брокера требуют профессиональных знаний в юридической плоскости и определенной подготовки в области:

  • лицензирования и сертификации товаров;
  • специфики ведения расчетов, связанных с различных таможенными сборами, включая сборы за оформление грузов, их сопровождение и хранение;
  • особенностей законодательства государств, с которыми осуществляется внешнеэкономическая деятельность;
  • профессионального знания правил и законов рынка.

Только владение всеми тонкостями законодательства, спецификой и различными нюансами дает брокеру в руки инструментарий, помогающий ускорить и облегчить оформление таможенных документов. Высококвалифицированные советы и реальная помощь такого специалиста дают возможность заинтересованному заказчику выбрать наиболее оптимальный вариант таможенного терминала и надежного партнера в лице перевозчика. Ресурс нужных знаний помогает брокеру оптимизировать оформление надлежащей документации и дать гарантию юридически грамотного сопровождения всех таможенных операций вплоть до минимизации рисков, а в случае возникшей необходимости и их обслуживания.

Правовые нюансы

Если обратиться к законодательным нормам, то в качестве декларанта на таможне может выступать как сама организация, осуществляющая перемещение грузов через границу, так и таможенный брокер. В первом случае выполнение необходимых таможенных операций от имени компании поручается одному из работников, что удостоверяется выданной руководителем доверенностью. Во втором случае данная миссия возлагается на таможенного брокера. Данный факт фиксируется в договоре, который заключается между заинтересованными сторонами и заверяется в установленном порядке нотариально. Таким образом, посредник, в роли которого выступает брокер, берет на себя ответственность за правильное выполнение расчетов в части таможенной стоимости. Кроме того, он несет ответственность за достоверность абсолютно всей оформляемой им документации и другой востребованной информации, а также за расчет платежей.

Российская законодательная база строго оговаривает тот факт, что в качестве таможенного брокера может выступать лишь национальный специалист. Этот постулат принципиальным образом отличается от ряда иностранных законодательных норм, функционирующих в этой области. Предусматривается законом также, что субъекты, в сферу деятельности которых входит подобные услуги, должны пройти лицензирование в компетентных органах.

Спрос на услуги таможенного брокера обусловлен несколькими моментами. Первым из них является непрозрачное администрирование, вторым - достаточно сложные нормы законодательства, регулирующие таможенные операции, что требует компетенции в юридической сфере и специальной подготовки.

Почему лучше обращаться за услугами к таможенному брокеру

Окончательный выбор в вопросе, стоит ли обращаться к услугам профессионального брокера или справляться с возникшей задачей своими силами, всегда остается за клиентом. Конечно, услуги специалиста стоят немало, однако следует учитывать, по плечу ли такая сложная работа специалистам компании. Без необходимых знаний и навыков даже заполнение декларации окажется весьма трудным мероприятием. Во-первых, нужно уметь пользоваться классификаторами, состоящими из цифровых кодов, которые используются для стандартизации товаров и отражаются в декларации. Нужно также грамотно рассчитать показатели таможенной стоимости и таможенные сборы. Не обойтись и без программного обеспечения, с помощью которого выполняется электронная обработка данных, а его приобретение потребует добавочных затрат.

Некомпетентность и допущенные ошибки, к примеру, при растаможивании могут привести к серьезным последствиям. Это и непредвиденные расходы, и лишний простой грузов на таможне, а в итоге - сорванные сроки поставок и убытки. Нередко на таможне возникают конфликтные и нестандартные ситуации. Их можно быстро разрешить, благодаря исключительным знаниям законодательства и тонкостям его применения, неоценимому опыту и профессионализму. Быстрое и умелое разрешение любой сложной спорной ситуации - это сокращение времени хранения на таможне груза, что в итоге исключает лишние финансовые издержки.

Аутсорсинговые услуги таможенных брокеров сегодня приобрели широкое распространение и оправдывают затраты, благодаря профессионализму, исключающему непредвиденные риски, ведущие к излишним расходам.

Участникам внешнеэкономической деятельности по роду своей работы приходится сталкиваться с таможенными брокерами или как сейчас их принято называть с «таможенными представителями». Однако мало кто знает о причинах, по которым в одних случаях работа с ними складывается удачно, в других – не очень. Дело в том, что всех таможенных представителей можно условно разделить на три категории: тех, кто в своей работе ориентирован на таможню; тех, кто ориентирован на отстаивание интересов клиентов и просто нейтральных. Как правило, так обстоит дело на практике, хотя теоретически любой таможенный брокер, конечно же, должен отстаивать интересы своего клиента.

К первой категории таможенных представителей (ориентированных на таможню) обычно относятся те, кто стремиться сделать сам процесс таможенного оформления товаров максимально комфортным и удобным в первую очередь для работников таможни. Особенно если это касается различного рода брокерских контор при таможенных постах.

Такие брокеры ни при каких обстоятельствах не пойдут на какое-либо противостояние с таможенными работниками. Любое их требование, пусть даже самое абсурдное, они всегда встретят с пониманием, даже если это кардинально расходится с интересами клиента. Каждая придирка таможенника, либо его требование, которое может противоречить законодательству, будет истолковано таким брокером, как руководство к действию. Участники внешнеэкономической деятельности, сотрудничающие именно с такими таможенными представителями, обычно всегда предоставляют гораздо большее количество документов, чем это требуется для процедуры оформления (ну, чтобы подстраховаться). Таких декларантов особенно любят таможенники, так как их можно гораздо чаще корректировать по стоимости, ведь выпуская товар по цене ниже риска, инспектор всегда рискует сам. Да и в случае определения кода ТНВЭД такие таможенные брокеры не хотят брать на себя ответственность, и эта процедура полностью ложится на тех участников внешнеэкономической деятельности, что связали свою работу именно с ними.

Список неудобств в работе связанной с этой категорией таможенных представителей можно, конечно же, продолжать, хотя и так уже понятно, что такое сотрудничество меньше всего отвечает интересам клиентов. Таким образом, вся работа этих брокеров по своей сути сводится к банальному занесению данных в таможенную декларацию, а уж о минимизации рисков таможенного оформления (в том числе и рисков, которые связаны с неправомерным действием работников таможни) и говорить не приходится. А ведь именно для этого и заключается договор с таможенным представителем (с целью использования всего потенциала его знаний).

Теперь стоит разобраться, в чем же причина таких действий брокера. Это может быть вызвано двумя основными факторами.

  • Таможня и брокер действуют заодно. То есть, между ними давно существуют тесные дружеские отношения. Это хорошо отлаженный рабочий механизм, в котором ни в коей мере не учитываются ни интересы, ни проблемы клиентов, больше того, для них клиент сродни дойной коровы, и для него уже существуют заранее заготовленные шаблоны «развода». Картина такой таможни действительно идиллическая: с одной стороны таможня поставляет брокеру клиентов (конечно же, не забесплатно), а с другой – она не препятствует выходу декларантов именно от этого брокера. Вот так и живут.
  • Низкая квалификация специалистов, состоящих в штате брокера, которые отвечают за таможенное оформление.Банальное отсутствие знаний по вопросам, относящимся к таможенному праву, не дает возможности таким сотрудникам правильно и главное самостоятельно определить грамотность таможенного оформления, в какой мере данная таможенная процедура оптимальна для конкретного этого случая, и насколько правомочны притязания таможенных работников к декларанту. Причем низкая квалификация подобных специалистов встречается буквально на каждом шагу, и не только в малоизвестных фирмах, но и в солидных логистических компаниях. К слову сказать, некоторые так называемые «крупные специалисты», как они про себя думают, до сих пор вполне серьезно считают, что с точки зрения закона существует только четыре способа определения таможенной стоимости при ввозе товаров, в чем, собственно, и уверяют своих клиентов.
  • Ко второй категории брокеров можно отнести так называемых «нейтральных таможенных агентов», которых собственно и брокерами то можно назвать с очень большой натяжкой. Они не проводят ни консультационной, ни подготовительной работы. Однако сказать, что они вообще ничего не делают тоже нельзя. Вот только то, что они делают, вряд ли можно отнести к функциям настоящих брокеров. Это в лучшем случае некая ячейка для передачи информации, в которую клиент вкладывает подготовленные документы, а таможня их забирает. Такие действия скорее напоминают работу курьера, правда стоит это намного дороже, чем просто нанять мальчика на побегушках.

    И из опыта работы можно сказать, что из всех брокеров – это самые дорогие. Да, конечно, возможно им даже самим приходится «набивать» декларации, но согласитесь, такая работа стоит не очень дорого. Откуда же высокие цены? А дело тут в том, что брокерские конторы такого типа, как правило, имеют небольшое количество клиентов, и необходимый уровень прибыли они должны поддерживать за счет завышенных расценок на свои услуги. Кроме того, они довольно часто практикуют так называемые комиссионные для менеджеров, которые заключают контракты с клиентами. И суммы здесь совсем немаленькие (доходит до 50%), да и выплачиваются наличными. То есть все это опять же идет из кармана щедрого клиента.

    Утруждать себя какой-либо работой брокеры из этой категории не любят. Многие чтобы избежать личного участия в таможенном оформлении (кстати сказать, прямых своих обязанностей) готовы предоставить клиенту даже свою печать, мол, сами там разбирайтесь, как хотите. Именно поэтому довольно просто распознать таможенных представителей такой категории. Если декларант сам постоянно находится на таможенном посту и сам регулярно общается с таможней, то это верный признак работы именно с таким брокером. В конечном итоге проще расторгнуть с ним договор, а сотруднику компании клиента, который безвылазно сидит на таможне, можно с чистой совестью присвоить звание «почетного декларанта».

    Если говорить о причине, по которой брокеры этой категории именно так относятся к своей работе, то она проста и банальна (в 90% случаев) – это отсутствие необходимого уровня квалификации, причем, у подавляющего большинства сотрудников.

    Ну, и, наконец, к третьей категории таможенных представителей относятся брокеры, которые в своей деятельности в большей степени ориентированы на отстаивание интересов своих клиентов. Они точно знают, кто им платит зарплату, и за что ее платят. Было бы, конечно же, неплохо, если бы только такие брокеры и работали с участниками внешнеэкономической деятельности. От них то и можно добиться внятных и вразумительных ответов в плане консультирования по таможенным вопросам, что для декларанта наиболее важно. Кстати сказать, именно у таких таможенных представителей некоторые консультации по каким-то мелким вопросам можно получить совершенно бесплатно, просто сотрудники таких брокерских компаний сами заинтересованы в том, чтобы в момент поставки товара на таможне не возникло каких-либо непредвиденных сюрпризов, поэтому заранее готовы ответить на вопросы клиентов. Да и консультирование проходит несколько иначе, чем у остальных брокеров. Рассматривается буквально все, и выбор таможенного режима, и процедура согласования с работниками таможни перечня необходимых документов, то есть, вырабатывается наиболее оптимальная схема таможенного оформления партии товара.

    Короче говоря, сотрудники таких брокерских компаний имеют достаточно высокую квалификацию не только в области таможенного законодательства, но и опыт работы в оформлении и завода, и многооборотной тары, и личных вещей руководителя. Понятное дело, что очень сложно быть грамотным специалистом в разных областях, поэтому хорошие брокерские конторы, как правило, имеют в своем штате различных высококвалифицированных, причем узкоспециализированных профессионалов (например, они могут специализироваться на различных группах товаров: пищевая продукция, косметика, химия, оборудование и т.д.). Встречаются и высококлассные специалисты, которые легко разбираются, какой именно товар ввозится и правильно ли определен его код.

    С другой стороны такая квалификация брокеров вызывает к ним достаточно уважительное и дружелюбное отношение сотрудников таможенных постов, оформляющих конкретный товар. Так как такие брокеры регулярно отслеживают ситуацию в таможенном законодательстве, и таможенники ценят профессионализм сотрудников брокерских компаний, которые обеспечивают надежное декларирование товаров и приводят к ним солидных клиентов. А это в свою очередь не только делает лояльными самих таможенников в отношении таких серьезных брокерских компаний, но и дает возможность конкретным сотрудникам брокера лишний раз получить доступ к некоторым документам «для служебного пользования», что, конечно же, сильно облегчает работу с клиентами.

    Вместе с тем, эти брокеры прекрасно понимают, что деньги им платит все-таки не таможня, а клиент, который, в конечном итоге, должен быть доволен работой брокера, и потому все попытки таможенных работников тем или иным образом превысить свои полномочия (которые, между прочим, установлены законом) тут же пресекаются. Причем брокеру бывает достаточно просто сослаться на таможенное законодательство, и конфликт сразу же будет исчерпан.

    Говоря иначе, таможенные проблемы, при работе с такими брокерами, становятся общими проблемами и брокера, и клиента, а не только одного клиента, как это часто бывает в работе с другими таможенными представителями. А значит, если участник внешнеэкономической деятельности заинтересован в том, чтобы достичь результата наиболее рациональным способом и с наименьшими затратами, то он просто обязан работать только с брокерами из третьей категории, то есть ориентированными прежде всего на интересы клиента. При этом, конечно же, стоит учитывать специфику работы брокера с конкретной группой товаров.

    Однако одного выбора брокера мало. Декларанту неплохо бы еще знать, каких именно услуг стоит ожидать от брокера, и за что конкретно платит клиент. Конечно же, все это должно быть прописано в договоре с таможенным представителем (и в тарифном соглашении).

    Вот по поводу тарифного соглашения стоит заметить, что если там нет пункта о консультировании по таможенному вопросу, то его стоит туда внести. Как уже отмечалось, добросовестный брокер всегда заинтересован сам дать бесплатную консультацию, однако не стоит на это слепо рассчитывать. Тем более что, имея этот пункт в тексте документа, за отдельное вознаграждение и без подписания дополнительных соглашений всегда можно рассчитывать на необходимые консультации. Не стоит забывать, ввиду того, что оформление таможенных документов – дело не всегда предсказуемое и, как правило, остается в зоне риска, в самый неожиданный момент от таможенного представителя могут потребоваться какие-либо дополнительные действия (начиная от простой консультации и заканчивая обращением к вышестоящему руководству таможни). Так что такая запись будет своего рода страховкой на будущее.

    Теперь немного о самих расценках на услуги. А они, как правило, складываются из стоимости самих услуг брокера и стоимости за работу на складе временного хранения товаров (по-другому, заезд за шлагбаум, как это принято сейчас называть). Сам заезд транспортного средства таможенного представителя за шлагбаум с целью предъявления товаров к таможенному оформлению (то есть на территорию таможни) обычно оплачивается отдельно и может составлять достаточно внушительную сумму. Иногда она доходит до 70% от стоимости всех услуг брокера. Времена, когда брокеры заезжали туда бесплатно (они были совладельцами таких складов) уже прошли, и теперь уже не вспомнить, а было ли это на самом деле.

    К примеру, в марте 2009 года проходила реорганизация Московских таможенных постов, а попросту многие из них просто ликвидировали. В результате этого, резко возросла загруженность Московской области, и там сразу же подорожали расценки на услуги брокеров. А увеличились они именно в части стоимости таможенного экспедирования, куда собственно и входит плата за «заезд за шлагбаум». В то же время стоимость услуг за оформление ГТД и доп. листов, а также за подготовку и само проведение таможенного оформления осталась прежней.

    Оплата доп. листов в крупных брокерских компаниях, которые, как правило, нацелены на долгосрочное сотрудничество со своими клиентами, идет сразу за комплект ГТД (2-3 доп. листа к ГТД обычно уже входят в эту же цену), при этом дополнительные доп. листы к декларации будут оплачиваться отдельно. Конечно же, логичнее всего платить таможенному представителю за оформленную ГТД и доп. лист к декларации. Однако не очень солидные компании расценивают свои услуги несколько иначе. Они берут деньги с декларанта так сказать «за код», а это уже, в плане работы брокера с документами, выглядит несколько совсем по-другому.

    Теперь разберем следующий этап ценообразования услуг брокеров – плату за позицию. Если клиент подписал с брокером именно такое тарифное соглашение, то ему следует иметь ввиду, что в случае оформления товарных позиций из одной партии, которые пришли по одному контракту и у которых один код ТНВЭД, они должны декларироваться в одной позиции ГТД. Правда в данном случае оценить работу брокера в конечном итоге сможет только сам клиент, то есть, была ли проведена работа по каждой позиции товара в отдельности (изначально невнятные документы, возникновение вопросов по определению кода и пр.) либо просто было проведено банальное декларирование.

    Еще одним моментом, на который нужно обратить внимание при определении оплаты за услуги брокера, является так называемый «процент от стоимости оформления партии товара ». Совершенно неправильно было бы считать, что усилия таможенного представителя напрямую зависят от того, сколько стоит партия оформляемого товара. Стоит он много миллионов или несколько копеек, объем работы от этого не меняется. Так что делайте выводы.

    А вот корректировка таможенной стоимости, выделенная отдельной строкой в тарифном соглашении, будет, конечно же, абсолютно нелишней. Собственно многие таможенные брокеры так и поступают, справедливо полагая, что клиент должен четко представлять себе все возможные риски.

    Еще одной группой тарифного соглашения может быть целый ряд позиций, которые имеют прямое отношение к складу временного хранения (например, стоянка автотранспорта, хранение на таможенном складе, погрузоразгрузочные работы). Такие тарифы следует согласовать заранее, в противном случае волне возможны различного рода неприятные сюрпризы (и надо отметить очень дорогие сюрпризы) в виде выгрузки товара на складах временного хранения. Однако эти расходы можно и не отражать в договоре с брокером, если есть прямое соглашение с таким складом.

    Кроме того, в тарифное соглашение могут быть включены еще некоторые позиции, причем, как отдельной строкой, так и пунктом в комплексе таможенного экспедирования. К таким позициям можно отнести услуги курьера, подготовку документов для оформления на таможне, изготовление копий таможенных документов, изготовление экземпляров перевода таможенных документов, поддержку при получении сертификатов и лицензий. При этом одни позиции могут быть включены в другие (например, услуги курьера могут быть включены в пункт по оказанию помощи в сертификации продукции).

    Но кроме всего прочего, нужно реально оценивать ситуацию, и трезво понимать, изготовление каких документов действительно необходимо, а на каких можно сэкономить. В любом случае эта часть тарифного соглашения, как правило, остается на усмотрение клиента. К примеру, если документы имеют так называемый типовой вид, и в них нет большого количества необходимой логистической информации, то возможно перевод каждого листка и необязателен. В таком случае, по предварительной договоренности с таможней, имеет смысл предоставить им некоторый глоссарий повторяющихся терминов. Тогда возникает вполне законный вопрос: «А нужно ли загружать работой целый отдел переводов в брокерской конторе?». Проще говоря, пункт тарифного соглашения о переводе документов, за который, конечно же, придется платить деньги, нужно пересмотреть.

    Если же в тарифном соглашении отдельной строкой будут прописаны услуги по получению классификационного решения или ксерокопированию документов, то такой документ стоит прочитать более внимательно на предмет завышения стоимости услуг брокера либо банального «впаривания» чего-то лишнего. Дело в том, что такие конторы просто пользуются правовой безграмотностью своих клиентов и берут деньги за то, что даже государство обычно делает бесплатно. А выше перечисленные услуги относятся как раз именно к таким.

    Но наряду с этим, если конечные цены в тарифном соглашении указаны уже с учетом НДС, то это принято считать в какой-то степени хорошим тоном со стороны брокерской компании. А клиенту в процессе обсуждения и подписания такого документа лучше всего заранее оговорить этот момент.

    Цены обычно указываются в рублях, так как большинство логистических компаний и клиентов давно уже работают в рублевой зоне. Конечно, при заключении контракта в валюте можно получить некоторую дополнительную прибыль, но в этом плане времена долларов и евро уже прошли, и наживаться на курсовой разнице серьезные брокерские компании сейчас уже просто не будут.



    Статьи по теме: