Псалом 102 на церковнославянском языке. Переводы Богослужебных книг

В жизни много различных событий, за один день можно пережить массу событий и эмоций. Очень трудно находиться всегда на душевном подъеме, помнить о том, что христианин должен ощущать в своем сердце радость о Господе. Чтобы вернуться в нормальное состояние духа, опытные священники рекомендуют читать тексты псалмов, в том числе - 102.

Для чего христианам необходимо повторять эти строки? В них заложена особая духовная энергия, которая способна положительно повлиять на того, кто начал впадать в уныние, кого гнетут различные проблемы, мучает плохое настроение.


Автор и время написания

Большая часть Псалтири написана древним израильским царем по имени Давид. Он положил начало целому роду великих патриархов - его сыном был известный Соломон, построивший Храм. Именно потомком Давида (по материнской линии) стал Иисус Христос. Скончался великий правитель около 965 г. до н. э.

Несмотря на то, что Господь произвольно избрал скромного пастуха на роль иудейского лидера, его жизнь нельзя назвать спокойной. Однако, псалом 102, вероятно, был написан в период затишья. В эти дни у царствующего Давида была возможность для того, чтобы поразмышлять о величии Божием. Скорей всего, это отрезок его жизни перед тем, как бразды правления были переданы в руки Соломона.


Текст псалом 102 на русском языке

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.


Содержание и толкование псалома 102

Церковно-славянский вариант молитвы входит в состав вечерней службы, но некоторые выражения могут быть непонятны, особенно на слух. Многим проще читать перевод на русском языке. Тогда становятся ясны все слова и выражения, которые в современном повседневном языке уже не используются. Хотя большинство людей итак поймет, о чем идет речь в данной молитве:

  • Милость Господа - вот основная мысль стихотворца, которую доносит Библия в 102 псалме.
  • Все существо Давида стремится выразить свою любовь и благодарность Богу. Ведь милостивый Творец прощает и очищает множество грехов каждому человеку, живущему под солнцем.
  • Согласно толкованию Православной церкви, Бог никогда не воздает за проступки в полной мере. Наказание бывает намного мягче грехов. Все потому, что Создатель очень добр к своим творениям.

Для чего читают данный псалом? Чтобы восхвалить своего Создателя, воздать ему надлежащую хвалу, как подобает каждому настоящему христианину.

Псалом 102 - текст на русском, как читать, толкование was last modified: Сентябрь 12th, 2017 by Bogolub

Псалом 102 является торжественным восхвалением Господа и всего того, что с Ним связано. Псалмопевец Давид в своих стихах говорит о Нем как об избавители от всех беззаконий, целителе всех недугов, венчателе милостью своею и щедротами своими. Весь псалом 102 пропитан благодарностью и хвалою имени Бога, которому он поет, просит свою душу и всю свою потребность не забывать и не быть неблагодарными по . Давид возносит благодарность Всевышнему за то, что Он благословлял царя щедротами своими и милостью к пророку, помогал находить правильные решения и укреплял в нем оптимистический дух.

Псалом 102 текст которого является как бы разговором Давида с самим с собой, демонстрирует рассказ от второго лица. Каждый стих псалма сто два — это откровения человека, который ощутил на себе всю полноту власти Господней и его благодать. Господь творит и правду и суд свой над теми, кто совершает плохие деяния. Народу Израилевому суждено было увидеть суды над теми, кто причинял зло этому народу.

Толкования милосердия Господа в псалме 102

В стихах псалма 102 Давид восхищается Богом Израиля, его щедростью и милостью. Он говорит о том, что благодаря своему милосердию, Бог не до конца гневается за проступки христиан, никогда не отворачивается от оступившихся и всегда помогает раскаявшимся. Если бы Господь обращал свой гнев на каждого за проступки его, то не осталось бы на земле ни единого с самого момента согрешения в Эдеме. , и поэтому, все люди имеют возможность покаяться и принять путь Бога для себя.

Текст псалма 102 гласит о том, что милость Его безгранична и невозможно измерить ее величину, так как все ее получают и даже самые большие грешники. Господь сравним с отцом, милующим детей своих, поэтому Он многотерпим и понимает, что каждый немощен и не может не согрешать в мире, который полон соблазнов и преткновений. Давид в псалме 102 сравнивает человека с прахом под ногами, а его дни как дни полевого цветка — они кратковременны и полны опасностей. Как только подует ветер препятствий, человек может сломиться и исчезнуть.

Псалом 102 — это напоминание людям о том, что только тем, кто боится Господа и суда Его, тем, кто осознает величие и могущество Творца всего живого на земле, помнят Заповеди Его и хранят заветы Его, приходит Его помощь. Давид обращается в псалме 102 ко всем служителям Господним, ангелам крепким силою благословлять Господа и всем служителям Бога как на небе, так и на земле.

Текст на русском языке псалом 102

Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. Господь творит правду и суд всем обиженным. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Эти псалмы, равно как 18 и 19, 69 и 70 и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга.

Псалом 102 принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103-й же псалом – о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.

Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.

Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1–5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6–10). Его милость к нам – непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11–16). Милости Его вечны к боящимся Его (17–18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19–22).

. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.

. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

. избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

. насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. – «Внутренность моя» – все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ("недуги" ), чем спасает от временной и вечной гибели ("от могилы" ), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.

. Господь творит правду и суд всем обиженным.

. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.

Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту («правду и суд» ). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ("пути" ), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.

. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

. не до конца гневается, и не вовек негодует.

. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

. ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

. как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или – так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.

. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть.

. Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет.

. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

. и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер («пройдет... ветер» ) – и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него – несокрушимая поддержка, так как Он – Царь всего мира – Царь и над небом и над всем существующим на земле.

. Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

. благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

. благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека «крепкие силою» в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. «Крепкие силою» , «воинства Его» , «служители Его» – Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.

Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.

Псалом 102: Призыв к Благодарению

102:1 Мы так любим псалмы отчасти потому, что в них так красиво выражены чувства, которые мы сами иногда испытываем, но не находим слов для их описания. И в первую очередь это относится к Псалму 102. Его величественные благодарственные напевы отражают нашу глубочайшую благодарность. Здесь мы призываем свою душу благословить Господа – а под душой мы понимаем не просто нематериальную часть себя, но всю свою личность. Дух, душа и тело должны благословить святое имя Иеговы.

102:2 Призыв к благословению звучит во второй раз, к нему добавляется важное напоминание: не забывать всех благодеяний Его. Это напоминание нам необходимо, ведь мы так часто забываем. Мы забываем благодарить Его за свое физическое здоровье, здоровье ума, зрения, слуха, речи, аппетит и множество других милостей. Мы слишком часто принимаем все это как должное.

102:3 Но прежде всего мы должны благодарить Его за то, что Он прощает все наши беззакония. Это невероятное чудо Божьей благодати – то, что алые грехи становятся белы, как снег. Я понимаю человека, который велел написать на своей могиле одно слово: ПРОШЕН. И того ирландца, который сказал: "Господь Иисус простил мне все мои грехи, и я никогда не устану благодарить Его за это". Знать, что наши грехи навеки прощены, смыты драгоценной кровью Христа, – разве этого не достаточно для благодарения? Следует также помнить, что Он исцелил все наши недуги. Прежде чем мы перейдем к возникающему здесь вопросу, обратите внимание, что исцеление следует за прощением. Физическое тесно связано с духовным. Не все болезни – прямое следствие греха, но некоторые – да. Там, где такая связь существует, прощение должно предшествовать исцелению.

Но остается одна очевидная проблема. В стихе говорится: "исцеляет все недуги твои", Но из практического опыта мы знаем, что не все болезни исцеляются, что все мы рано или поздно умрем, если Господь не придет раньше этого срока. Так что же значит этот стих? В поисках ответа сделаем следующие замечания.

Во-первых, любое истинное исцеление – от Бога. Если вы болели и выздоровели, можете благодарить Бога за исцеление, потому что Он – источник любого исцеления. Одно из имен Бога в Ветхом ЗаветеJehovah Rophi, Господь Целитель твой. Любое истинное исцеление исходит от Него.

Во-вторых, Господь способен исцелить любую болезнь . Для Него не существует болезней неизлечимых.

В-третьих, Господь может исцелять нас естественными средствами, что займет какое-то время, или же сделать это чудесным образом, мгновенно. Для Его способности исцелять нет никаких ограничений.

В-четвертых, когда Господь был на земле, Он исцелял всех, кого приводили к Нему (Мф. 8:16).

В-пятых, в период тысячелетнего царства Он будет исцелять все болезни (Ис. 33:24; Иер. 30:17), за исключением болезней тех, кто будет непокорен (Ис. 65:20б).

Что бы ни значил этот стих, он не значит, что верующий вправе претендовать на исцеление от любой болезни, так как другие стихи псалма нам напоминают о краткости жизни и неизбежности конца (см. ст. 15, 16). Я считаю, этот стих означает, что, если верующий исцеляется, это милость Божья; следует это признать и благодарить Его как Целителя.

102:4 Он не только исцеляет болезни, но и избавляет нас от могилы, то есть погибели. Конечно, здесь речь может идти о том, что Он спасает нас от ада. Но я думаю, что здесь скорее сказано, что Он постоянно уберегает нас от опасностей, несчастных случаев, трагедий и смерти. Только тогда, когда мы попадем на небеса, мы поймем, как часто наш Бог защищал нас от преждевременной смерти, лично вмешиваясь в нашу судьбу.

Четвертое преимущество состоит в том, что Он венчает нас милостью и щедротами. Это прекрасный венец для тех, кто некогда был лишен любви и виновен. Он любит нас вечной любовью и каждый день осыпает нас Своими милостями.

102:5 Он насыщает нас благами всю нашу жизнь. Еврейское выражение, которое используется здесь, не вполне понятно. Его буквальный перевод таков: "Он насыщает твое украшение благами". Из этого берутся переводы: "юные годы", просто "годы" или "жизнь". Даже если у нас есть сомнения по поводу точности формулировки, суть понятна: Господь насыщает жаждущие сердца, и ходящих в непорочности Он не лишает благ.

Следствие этих пяти благ – прощения, исцеления, заботы, увенчания и удовлетворения, – в том, что наша юность обновляется, подобно орлу. Болезни и насилие могут затронуть тело, но не коснутся духа. "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2 Кор. 4:16). На земле не существует источника вечной молодости, обновляющего тело, но дух способен укрепляться все больше и больше. Надеющиеся на Господа обновятся в силе:

поднимут крылья, как орлы,

потекут – и не устанут,

пойдут – и не утомятся (Ис. 40:31).

Орел славится своим долголетием и силой. Конечно, он не вечно молод и силен; он тоже старится и умирает. Но автор псалма имеет в виду, что человек, пребывающий в Боге, постоянно возрождается и идет от силы к силе, как орел парит все выше и выше.

102:6 Милость и доброта Господа проявляются в Его отношениях с еврейским народом, особенно в исходе из Египта. Это был типичный пример того, как Он несет отмщение и суд всем обиженным.

102:7, 8 На пути из Египта в Землю Обетованную Бог открыл пути Свои Моисею и дела Свои – сынам Израилевым. Он поделился с Моисеем Своими тайными планами и замыслами. Народ Израиля увидел практическое исполнение этих планов. Разница между Его путями и Его делами заключается в том, что Его пути познаются посредством откровения, в то время как Его дела можно наблюдать.

В отношениях со Своим народом Господь показал Себя щедрым и милостивым. Он наставляет, защищает и заботится о каждом шаге Своего народа. Народ Его сбивается с пути, жалуется, не слушается и ропщет, но Он их долго терпит и многое переносит, прежде чем гневаться. Его милость велика, несмотря на неблагодарность, с которой Он сталкивается.

Как я недостоин Тебя, дорогой Господь,

Однако Ты всегда проявляешь Свою чудесную любовь ко мне.

Хотя часто я заблуждаюсь и мне не удается исполнить Твою волю,

Твоя благодатная любовь все равно пребывает со мной.

102:9, 10 Бывает, что Господу приходится наказывать Своих детей, но даже тогда Его суд не длится вечно. Ему не нравится наказывать. Его милосердие – против суда. Если бы мы получали то, что заслужили, мы навеки оказались бы в аду. Но милость Божья проявляется в том, что Он не дает нам того, чего мы заслуживаем. Другой заплатил за наши грехи на кресте Голгофы. Когда мы верим в Спасителя, Бог может по справедливости простить нас. И это не обман; Христос заплатил раз и навсегда долг за нас всех, так что нам теперь не придется платить его.

102:11, 12 Безгранична любовь Бога, составившего этот чудесный замысел спасения. Она превосходит способности человеческого воображения. Если бы мы могли измерить расстояние от неба до земли, мы могли бы получить какое-то представление о величии Его любви. Но мы не можем это сделать. Мы не можем даже определить размеры вселенной, в которой живем. Бесконечность – именно настолько Он удалил от нас беззакония наши. "Восток есть восток, запад есть запад, и они никогда не встретятся", так и верующий никогда не встретится со своими грехами. Бог в Своей чудесной любви убрал все прегрешения с глаз долой.

102:13, 14 Кто-то сказал, что "слабость человека вызывает Божье сострадание". Как человек-отец с любовью и пониманием смотрит, как его маленький сын борется с весом, рассчитанным на взрослого, так и Господь с сочувствием смотрит на нашу слабость. Он знает, кто мы – горсть праха, персть, хрупкие и беспомощные. Слишком часто мы забываем, что Бог помнит о том, что мы всего лишь прах. Это приводит к гордости, самоуверенности, жажде независимости и срывам.

102:15, 16 Человек – не только прах,

скоро он вернется в прах. Приговор: "Ты – прах, и в прах возвратишься", – неизбежен. Человек рожден ненадолго, он отцветает, как цвет полевой, и больше никогда не вернется.

102:17, 18 Но совсем другой характер имеет Божья милость. Она длится от века до века для боящихся Его. Она безгранична как по длительности, так и по размаху. И правда Его распространяется на сынов сынов. Это должно быть большим утешением для нас. Родители-христиане часто беспокоятся о детях и внуках, растущих во все более греховном мире. Но мы можем смело поручить заботу о наших детях Тому, Чья любовь безгранична, Чьей правды хватит не только нам, но и последующим поколениям. Конечно, обещания выполняются при определенном условии. Они относятся к тем, кто хранит завет Его и помнит заповеди Его, чтобы исполнять их. И это справедливо.

102:19-22 Господь – наш Царь. Его престол – на небесах. Его власть простирается на всю Вселенную. Поэтому Его должны восхвалять все и вся; Давид призывает все творение воспеть Бога и поклониться Ему. Сначала он призывает ангелов, могущественных и послушных, запеть песнь прославления. Потом он взывает ко всем творениям, служащим Господу, чтобы они присоединились к хвалебному хору. Затем он зовет все дела Бога восславить Его. Этот великий хвалебный хор звучит во вселенной, и сам он присоединяет свой голос к песне, благословляя Господа. Кто-то представил, как Давид здесь говорит:

"Среди восхвалений всего творения позволь прозвучать и моему голосу!"

Псалом 102 был написан царем Давидом как свидетельство о той жизни, которую дает Господь своему ребенку на земле. Речь в нем идет о положении христиан в земной жизни, тогда как парный с ним 103-й псалом больше сосредоточен на жизни духовной.

История написания

Псалмы 102 и 103, 18 и 19, 69 и 70 и прочие являются парными, содержание и смысл их перекликается, при этом они имеют одного автора и дополняют друг друга.

Псалом 102 был написан Давидом, об этом свидетельствует надписание, которое прописано в любом переводе Библии (иврит, греческий, славянский). Время написания и исторический контекст установить сложно, поскольку в самом тексте песни об этом нет информации.

В псалме 102 заложена особая духовная энергия, которая способна положительно повлиять на человека

Предположительно, это было во время мирного правления царя, которое выпадало крайне редко, и в его спокойном состоянии-размышлении о величие Творца. Есть ряд песен, которые были написаны с такими же размышлениями, что говорит о продолжительности мирного периода в Израиле. Возможно, это было в конце правления Давида.

На заметку! В тексте псалма раскрывается описание физического мира, в котором живет христианин.

Толкование псалма

Торжественный и хвалебный тон псалма задает соответствующее настроение при его прочтении - человек начинает хвалить Небесного Отца за все, что Он создал, за Его милость и любовь к человечеству.

Каждый стих песни наполнен хвалой:

  1. Стихи 1-5: псалмопевец начинает раскрывать свои чувства восхищения и славы Господа. Он говорит, что все его существо, т.е. тело и душа полны хвалы, а дела Господа восхищают и поражают его. Творец совершает самые разнообразные дела: милует грешников, исцеляет от душевных и телесных болезней, спасает от смерти, награждает материальными и духовными благами, поддерживает в человеке бодрость, обновляет его силы. Касательно последних строк, скорее всего, Давид тут имел в виду крепость и долголетие патриархов, которые по милости Божьей жили до 100 лет.
  2. Стихи 6-7: Господь предоставил своему отделенному народу (сначала евреям, а после и всем христианам) закон, по которому необходимо жить и проявил свою любовь и заботу о человеке в этом.
  3. Стихи 8-13: Бог никогда не гневается на человека долго, за Его наказанием всегда следует милость, которая также направлена с небес. При этом милость от Господа бесконечна. Благословения Божьи также велики, как и земля от неба - Давид тут использует сравнения с природными явлениями, чтобы максимально показать читателю и раскрыть силы Бога. Он подводит читателей к мысли, что забота Бога о человеке скорее похожа на отцовскую заботу о детях.
  4. Стихи 14-19: при этом сам человек по себе ничто - пыль. Автор снова использует сравнение, но уже с малыми мира сего - цветами, которые быстро исчезают. Тут проводиться параллель между всемогущим и великим Богом и ничто не значащим человеком.
  5. Стихи 20-22: призыв к благословению Творца всем сущим.
Важно! Вся песнь передает восхищение Давида Богом, он не перестает славить Его и превозносить, потому что он понимает, каков Творец и каков человек на самом деле.

Правила чтения

Церковно-славянский вариант псалма обязательно читается в ходе вечерней службы в субботу (утренняя воскресная).

Псалом 102 создан для прославления Господа, поскольку Он заслуживает всей славы на этой земле

Песнь читается торжественно и празднично, чтобы люди могли прочувствовать настроения и выразить в молитве благодарность Господу за все, что Он сотворил. Иначе читать хвалебный псалом просто нельзя.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.

Но многим прихожанам выражения могут быть непонятны и сложно различимы на слух в силу специфики языка. Для этого можно с собой брать Псалтирь на русском языке и следить по тексту или перечитывать псалом дома:

1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его.

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

6 Господь творит правду и суд всем обиженным.

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

9 не до конца гневается, и не вовек негодует.

10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть.

15 Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет.

16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь

21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Доступный перевод позволяет человеку лучше понять смысл текста и прочувствовать настроение. Это помогает при молитве, когда человек использует слова Давида для выражения похожих чувств и при изучении Святого Писания.

Читать данный текст можно во время утреннего и вечернего молитвенного правила, во время изучения Писания или при особом торжественном и благодарственном настрое сердца. Также его рекомендуют читать при особых заболеваниях:

  1. гинекологических проблемах у женщин;
  2. особых умственных расстройствах;
  3. для рождения здорового ребенка.
Важно! Данный текст создан царем для прославления Господа, поскольку Он заслуживает всей славы на этой земле.

Псалтирь. Псалом 102



Статьи по теме: