Орфографические игры на уроке английского языка. Игра «Add consonants. Значение слова игра в орфографическом словаре Игры на тему орфография
Цели :
- расширить знания школьников о словарях,
- показать их многообразие и назначение каждого,
- закрепить навыки работы со справочной литературой,
- научить составлять мини-словарики.
Ход игры
- Узнать слова по определениям
- Объяснить значения и происхождения слов
- Составить определения
- Объяснить значения фразеологизмов
- Назвать омонимы
Библиотекарь : Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Догадались, как они называются?
(Ответы)
Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы,или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари,которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.
А какие языковые словари знаете вы?
Есть “Орфографический словарь ” (показ) он помогает нам правильно написать слово.
“Словарь ударений ” (показ) он нам поможет понять как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.
Есть словари “Толковые ” (показ) они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете: много в нашем языке иностранных слов? (Ответы)
Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса,чай эти слова пришли к нам из других языков. Каких можно узнать, если посмотреть “Словарь иностранных слов”
Иногда нам интересно узнать, как появились названия почему кошку назвали кошкой, а слона слоном. В этом нам поможет “Этимологический словарь” . Он рассказывает о происхождение слов. Мы можем узнать например, что конфетой раньше называли лекарство. А джинсами паруса из крепкой ткани”
Наше первая встреча с “Толковым словарем” задание следующее я буду читать определения, а вы называете предмет
- Красящая жидкость для писания (чернила)
- Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
- Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
- Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи (Аппликация).
- Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
- Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
- Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
- Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)
- Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)
- Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
- Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)
- Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)
Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл.
Библиотекарь .: Наши команды получают по конверту. В них вы найдете отрывки их хорошо вам известных стихотворений и сказок. Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения,то получаете дополнительный балл.
1-я команда
“ Жил да был бутерброд с колбасою “
“ Утром брату помогала, он с утра конфеты ел ”
“Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступе Баба-Яга”
2-я команда
“ Испек рассыпчатый пирог”
“Нужно выселить лягушку”
“ У лукоморья дуб зеленый ”
Ответы
1-я команда
Бутерброд – Ломтик хлеба с сыром, маслом, колбасой. Слово пришло к нам из немецкого языка и означает “хлеб с маслом” (Чуковский “ Бутерброд”)
Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское слово конфета когда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство” (Барто “ Помощница”)
Баба- Яга – В русских сказках злая старуха - колдунья. От древнерусского глагола ягать, что значит кричать, ругаться (Александрова “ Кузька”)
2-я команда
Пирог – Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Произошло от слова “ пир”, и сначала пирогом называли праздничный хлеб (Хармс “ Я захотел устроить бал”)
Лягушка – Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Первоначально это название звучало немного иначе: лягуха, а образовано оно от существительного ляга, что значит “ нога”.Свое название лягушка получила за длинные ноги. (Барто “ Проверка”)
Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук ), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)
Библиотекарь: Сейчас вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.
1-я команда
“ Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой” (Компьютер)
“ Внутри он холодный, холодный
Его открывает голодный (Холодильник)
“ Я видал его не в клетке,
Не в гнезде и не на ветке.
Он на столике стоял
Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)
2-я команда
Жмешь на кнопки (не баян)
Говоришь (не рация)
И летит за океан
Информация! (Телефон)
“ Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная” (Телевизор)
“ Мы день не спим.
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)
Библиотекарь “Бить баклуши”, “ Толочь воду в решете”, “Давать жару” Как называются такие выражения? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с “Фразеологическим словарем”
Я прочитаю вам один интересный рассказ. Затем каждая команда получит по отрывку из этого рассказа. Ваша задача отметить все фразеологизмы, какие вы встретите и объяснить их значение.
1-я команда
“Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет , где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дня из под носа.
2-я команда
“Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда. ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл .И поделом сорока м: не надо было ворон считать ”
Предварительные итоги.
Библиотекарь :.Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.
“Сев в такси спросила такса
За проезд какая такса?
А водитель - денег с такс
Не берем совсем
Вот так-с!” (Ответы)
Библиотекарь :. Правильно в этом стихотворение слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такса - установленная плата и Такса - порода собак. Кто знает как называются такие слова? (Ответы ). Они называются омонимы.
- И колючий зверек, и прическа (Ежик)
- И монета и верхушка дерева (Крона)
- И потемнения на лице и образования на Солнце (Пятна)
- И фрукт и боксерская принадлежность (Груша)
- Огромная змея и часть саней (Полоз)
- И почтовая и денежная единица Германии до2000 года.(Марка)
- Титул монарха в восточных странах и ход в шахматах (Шах)
- И болезнь и обитатель водоемов (Рак)
- И спортивный инвентарь и овощ (Лук)
- То что у нас под ногами и одна из планет солнечной системы (Земля)
Правильный ответ балл.
Подведения итогов. Награждения.
Литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред.Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.- 383с.: ил. (с.
- Жуков В.П, Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка- М.: Просвещение, 1989-383с.
- Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1997-224с
- Загадки.Скороговорки. Любимые стихи/ Составитель В.И.Лунин –М.: АСТ- ПРЕСС, 1999 – 368 с,ил.
- Ожегов. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1992 -960с.
- Ушакова. Этимологический словарик школьника-СПб.: Издательский Дом “Литера”,2007.-96
ИГРА - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Новейший философский словарь
- ИГРА в Новейшем философском словаре:
разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных … - ИГРА в Словаре постмодернизма:
- разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных … - ИГРА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
Одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см.: Эстетика), т. е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, … - ИГРА в Однотомном большом юридическом словаре:
- см. азартные игры … - ИГРА в Большом юридическом словаре:
- см. Азартные игры … - ИГРА в Справочнике Телефонных кодов городов России и мобильных операторов.
- ИГРА
ЧИСТАЯ - см. ЧИСТАЯ ИГРА … - ИГРА в Словаре экономических терминов:
НА ОПЕРЕЖЕНИЕ - практика заключения сделок с учетом всего самого нового объема информации, получаемой от брокеров и аналитиков рынка до … - ИГРА в Словаре экономических терминов:
НА КРИВОЙ ДОХОДНОСТИ - получение прибыли от использования изменений в соотношении краткосрочных и долгосрочных процентных … - ИГРА в Словаре экономических терминов:
НА БИРЖЕ - проведение спекулятивных операций на бирже посредством удачной скупки и продажи ценных бумаг и других объектов биржевой торговли … - ИГРА в Словаре экономических терминов:
ДЕЛОВАЯ - см. ДЕЛОВАЯ ИГРА … - ИГРА в Словаре экономических терминов:
АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ - см АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ ИГРА … - ИГРА в Словаре экономических терминов:
АКТИВАМИ - получение дешевого доступа к активам путем покупки ценных бумаг, текущая рыночная цена которых не отражает реальную стоимость активов … - ИГРА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
, форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных … - ИГРА в Большом энциклопедическом словаре:
вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с … - ИГРА в Современном энциклопедическом словаре:
- ИГРА в Энциклопедическом словарике:
вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, … - ИГРА в Энциклопедическом словаре:
, -ы, мн. игры, игр, играм, ж.1. см. играть. 2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные … - ИГРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
игра", и"гры, игры", и"гр, игре", и"грам, игру", и"гры, игро"й, игро"ю, и"грами, игре", … - ИГРА в Словаре эпитетов:
О скрываемых (обычно неблаговидных) действиях, поступках. Бессовестная, большая, гадкая, грязная, двойная, двусмысленная, дипломатическая, дьявольская, змеиная, искусная, коварная, лживая, лицемерная, лукавая, … - ИГРА в словаре Анаграмм.
- ИГРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-"ы, мн. "игры, игр, ж. 1) (с кем, во что, только ед.) Препровождение времени с целью развлечения, забавы, … - ИГРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Дело и Каспарова, и … - ИГРА в Тезаурусе русской деловой лексики:
Syn: представление, … - ИГРА в Тезаурусе русского языка:
Syn: представление, … - ИГРА в Словаре синонимов Абрамова:
забава, потеха, шалость, шутка; пьеса. Ср. . См. забава, шалость || … - ИГРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) а) Занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. б) Какой-л. вид, способ такого занятия, основанный на определенных … - ИГРА в Словаре русского языка Ожегова:
создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений Деловая и. (моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее … - ИГРА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
игры, мн. игры, ж. 1. только ед. Действие по глаг. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра …
Задание 7 Среди предложенных рядов найдите два слова, которые пишутся с НН: а)бережё…ный, верчен…ый, вульканизирован… ый, вишен..ик; б) бадминтоон…ый, выветрен…ый, вишен…ый, долглждан…ый; в) довершён…ый, балован…ый, венчан…ый, разглажен…ый; г)современ…ый, гостин…ый, жасмин…ый, глушен…ый.
Задание 8 В каком ряду во всех словах удвоенная согласная? а) бестсел…ер, интел…игент, ал…егория, диалем…а; б) гал…ера, кол…едж, кирил…ица; в) ат…ракцион, нарцис…, кар…икатура, палас…; г) ил…юзион, ком…едия, идил…ия, хок…ей; д) режис…ёр, суф…икс, гал…ерея, цнл…офан.
Задание 10 Среди рядов слов найдите тот, в котором все слова пишутся с «не» раздельно: А)(не)был, (не)годуя, (не)красив, а дурен, (не)ряха; Б) (не)нависть, (не)начатое вовремя дело, (не)учила, (не)образованный, (не)кого; В) (не)сделав, (не)кожаный, (не)горячий, (не)умеха; г) (не)солёные, а жареные грибы, (не)умелый, (не)настье, (не)погода, (не)когда; Д) (не)прочитанная вчера книга, (не)стремится, (не)дорогой, а дешёвый, (не) (у)кого.
Задание 14 Определите, чем занимались люди данных профессий: стряпчий, городовой, половой, шкипер, жокей, кормчий, городничий. А)Рулевой, ведущий судно; б)строитель, архитектор в)чиновник по судебному надзору; г)слуга в трактире; д)командир несамоходного судна; лицо, ответственное за палубное имущество; е)наездник на скачках; з)начальник города.
Проверка знаний построена интересным образом. Она разделена на 17 уровней, названия которых соответствуют определенным этапам жизни практически любого человека. Первый этап – детский сад. Затем школа от первого до одиннадцатого класса, ну а далее уже высшее образование, начиная от абитуриента и заканчивая академиком. Это так называемый режим «Кампания».
Каждый уровень состоит из двадцати вопросов, вернее заданий, где нужно из нескольких вариантов слов выбрать единственно правильный. Всего два вида заданий, где вы либо выбираете правильный вариант написания слова, либо правильный вариант постановки ударения. Оценки выставляются по пятибалльной системе. Для того чтобы перейти на следующий уровень нужно получить оценку не меньше «4-» и при этом уложиться в отведенное на это время. Чем выше уровень, тем меньше дается времени на обдумывание ответов.
Игра содержит несколько режимов. С основным режимом «Компания», вы уже познакомились. Другие два – это «Одиночная игра» и «Игра вдвоем». В одиночной игре нет разделения на уровни. Здесь вы просто отвечаете на двадцать вопросов и получаете за это оценку. Игра вдвоем представляет собой соревнование, где каждый игрок по очереди отвечает на 20 одинаковых вопросов, после чего выставляются отметки, и выводится информация о допущенных ошибках.
Результаты своих стараний можно увидеть в разделе «статистика обучения». Здесь вы узнаете, сколько раз вы получали ту или иную отметку, свой средний балл и пять ошибок, совершаемых вами чаще всего.
В AppStore в комментариях к данному приложению, есть много гневных высказываний по поводу ошибок в ответах. Особенно много шума было вокруг слова «кошелёчек». По мнению разработчиков, оно должно писаться через букву «и», то бишь «кошилёчек», что не есть правильно. Спешу вас успокоить – эту ошибку они исправили и на этом, видимо, успокоились, а зря. Помимо вышеупомянутого слова в данной программе есть и другие недочеты, а также слова, варианты правильных ответов к которым зачастую вызывают сомнения. Особенно это касается постановки ударений. Например, слово «исчерпать». Как видно на скриншоте ниже мой вариант ответа, где ударение падает на второй слог, зачеркнут. Как оказалось, правильно произносить это слово с ударением на последнем слове. Засомневавшись, я естественно отправилась за пояснением, нажав на одноименную кнопку внизу экрана, которая перенаправила меня в Яндекс словари. Согласно одному источнику, правда на моей стороне, согласно второму - ударение можно ставить как на второй, так и на третий слог. Получается и я права и разработчики.
Иной раз удивляешься тому, что оказывается всю жизнь произносишь слово неправильно. Вот, например слово «предвосхитить» всегда и всюду слышим и произносим с ударением на последнем слоге, а нужно на предпоследнем.
К недочетам приложения можно отнести частое повторение слов. С одной стороны это даже хорошо, особенно если в повторяющемся слове как раз и допускается ошибка. Волей-неволей запомнишь его правильное написание или правильную постановку ударения. Но здесь они повторяются в хаотичном порядке и зачастую те, в которых меньше всего сомневаешься и ошибаешься. Бывает и так, что в самих вариантах ответов есть два абсолютно одинаковых. А бывает, что оба одинаковых ответа правильные, выбираешь любой и ошибаешься. Вот посмотрите на скриншот ниже и все поймете.
Мало кто из нас может похвастаться стопроцентными знаниями русского языка, и я в том числе, но раз разработчики взялись за такое нужное и благородное дело, то орфографические и фонетические ошибки здесь просто недопустимы, иначе какой смысл в таких приложениях?
Плюсы:
Интересная реализация системы прохождения и старая добрая пятибалльная система оценок. Симпатичное оформление в виде школьной доски. Возможность вспомнить, то, что забыл и узнать, то чего не знал либо сомневался.
Минусы:
Ошибки в словах и частое их повторение. Одинаковые слова в вариантах ответов.
Выводы:
С удовольствием бы назвала это приложение полезным и занимательным, как для школьников, так и для взрослого поколения, если бы не грамматические ошибки. Они здесь абсолютно недопустимы! Разработчики, пожалуйста, доведите до ума свое творение, и будет всем счастье!