Габдулла тукай биография кратко и интересные факты. Биография Габдуллы Тукая. Татарский народный поэт Габдулла Мухамедгарифович Тукай

В поиске вдохновения редакция ProDetki решила погрузиться в историю жизни и творчества великого татарского поэта и общественного деятеля Габдуллы Тукая.

Габдулла Тукай был известнейшим деятелем Татарстана. Этот удивительный человек обладал множеством талантов, именно поэтому с успехом совместил такие направления как написание прозы и поэзии. Кроме того, Габдулла Тукай абсолютно заслуженно был назван критиком и профессиональным переводчиком.

Габдулла Тукай / Фото взято из открытых источников

Биография Габдуллы Тукая

Жизнь писателя Габдуллы Тукая с самого детства не была легкой, ведь еще совсем младенцем, в возрасте чуть более, чем четырех месяцев, он остался без отца. Вскоре, едва мальчику исполнилось 4 года, как он превратился в сироту, потеряв еще и мать. Отчим Габдуллы не решился вешать на себя ответственность по воспитанию чужого отпрыска и передал мальчика в семью деда Зиннатуллы. Совместный быт не давался легко ни самому будущему писателю, ни его родственникам, как вспоминает сам Габдулла Тукай. Б иография кратко описывает не только тяготы и невзгоды самого мальчика, но народа в те времена в целом, никто не желал иметь у себя дома лишний рот, именно поэтому дед Зиннатулла и отправил внука вместе с ямщиком в город Казань, где малыш обрел свою приемную семью. Но детское спокойствие Габдуллы длилось недолго, и уже в течение двух лет приемные мать и отец захворали и вскоре им пришлось вернуть ребенка обратно.

Неудивительно и то, что в родном селе будущего великого писателя никто не ждал. Поэтому расстроеный дед не сдавался и искал, куда бы пристроить непрошеного родственника. На радость всем Габдулла Тукай был принят семьей бедного крестьянина Сагди, который проживал в селе Кырлай. Эти годы не были простыми, как вспоминает сам Габдулла Тукай. Деревня заставляла много работать физически и не щадила ни стар, ни млад.

К концу девяностых годов 19 века Габдулла Тукай перебрался в город Уральск. Там начинающий поэт поселился в доме купца Усманова. Именно там он начал посещать занятия в мусульманскую общеобразовательную школу, которая находилась под покровительством семьи Тухватуллиных. Как раз в те годы он стал заниматься русским и демонстрировать свои первые успехи в учебе. Именно в тот момент окружающие начали замечать в мальчике задатки будущего гения слова.

В девятнадцатилетнем возрасте Габдулла Тукай осуществил свои первые переводы, которыми становятся произведения известного баснеписца Крылова, а годом позже он увлекается поэзией и занимается переводом на татарский язык известных русских произведений, чем демонстрирует свой далеко идущий талант. На обучении Габдулла Тукай открывает для себя работы Пушкина и Лермонтова, которые вдохновили его на собственные стихи. Так начинается его путь, как поэта. Хоть, как вспоминает сам Габдулла Тукай, детство его было не самым легким и безоблачным, но именно эти годы показали ему все то, что он потом вложил в свои произведения.

Литературный музей Г. Тукая в Казани/ Фото взято из открытых источников

Первые шаги Габдуллы Тукая как поэта

Революционные действия 1905 года послужили огромным толчком для творчества поэта и писателя, так как именно их он описывал в своих первых произведениях, публикуясь в печатных изданиях того времени. Самые популярные и запоминающиеся его стихи можно было прочитать в газетах и журналах, а это уже было достойное признание успеха для совсем еще молодого автора. Там он выступает не только с поэзией, но и с прозой, описывая в статьях революционные действия. Габдулла Тукай кратко описывает действия революционеров, отдавая больше своего внимания творчеству. Но при этом поэт является активным деятелем и принимает самое непосредственное участие во всех демонстрационных действиях.

По окончанию медресе Тухватуллиных Габдулла целиком отдает себя творчеству и уже в 1907 году выходит его знаковое произведение «Не уйдем!», которое посвящено третьеиюньскому перевороту и призывает до конца стоять и сражаться за свою Родину. Габдулла Тукай всей душой и сердцем был предан своей земле, поэтому так пропагандировал отставить демократию в своих стихах. Чуть позднее на свет появляются стихи, которые также олицетворяют рвение писателя сражаться на благо Родины, что и делал сам Габдулла Тукай. Презентация его захватывающих произведений показывает, что его творчество нужно и интересно народу, поэтому вскоре поэт переезжает в Казань.

Стихи Г. Тукая / Фото взято из открытых источников

Развитие творческого таланта Габдуллы Тукая

1907 год в жизни поэта ознаменован его переездом в Казань , где его творческая деятельность все больше набирает обороты. Он знакомится с литературной элитой города, поддерживает связь с молодыми начинающими поэтами и писателями и продолжает публиковаться в известных газетах и журналах. Основным направление произведений Габдуллы Тукая на тот момент становится юмор и сатира, именно такие произведения он пишет для журналов «Молния» и «Зарница» .

В Казани жизнь Габдуллы Тукая набирает обороты и здесь он издает уже целый цикл произведений, становясь уже опытным и известным поэтом, а также писателем. В свои произведения он вкладывает всю душу, демонстрируя все свои боли и переживания, например, произведение «Светлой памяти Хусаина» посвящалось памяти его друга, за которого он переживал. Габдулла испытывал теплые чувства ко всем своим единомышленникам, которые находились в постоянной борьбе за народное дело.

Произведения 1911-1912 годов были написаны поэтом под впечатлением от посещения земель своего детства. Там прослеживается и патриотизм, и оптимизм, и вера в светлое будущее своего народа.

Габдулла Тукай в Казани (редакция газеты «Әл–Ислах», слева направо — редактор Вафа Бәхтияров, театральный критик Кәбир Бәкер, духовный наставник Фатих Әмирхан, сотрудник Ибраһим Әмирхан и Габдулла Тукай) / Фото взято с сайта tukaj.ucoz.ru

Детство, которое Тукай прожил в деревне, дало ему возможность здраво оценить все реалии сельской жизни, поэтому в своих стихотворениях «Гнет», «Возвращение в Казань», он не только восхищается и нахваливает красоты природы и деревенской жизни, но в свойственной ему манере описывает все жизненные трудности, через которые вынужден проходить крестьянин, добывая кусок хлеба для себя и своей семьи. Все произведения Габдулла Тукай пишет, только лишь основываясь на своем личном опыте и отношении к происходящему вокруг, поэтому его стихи необычные, пронизанные его индивидуальностью. Все стихотворения демонстрируют читателю основные события тех лет через призму мировоззрения Габдуллы Тукая.

Про Габдуллу Тукая сказано немало добрых слов, ведь он заслужил это благодаря своим уникальным произведениям, пропитанным духом борца за свободу и демократию и в то же время проявлением тонкой и ранимой души. Произведения Габдуллы открывают его для читателя, как многогранную и интересную личность.

Памятник Г. Тукая в Кырлай / Фото взято из открытых источников

Габдулла Тукай описывал в своих стихах всю свою жизнь, поэтому они получались такими яркими и жизненными. Так, например, в произведениях «Маленькое путешествие» и «Дача» можно проследить за поездкой Габдуллы в город Астрахань. П утешествие проходило по Поволжью, что имело свое отражение в этих стихотворениях. И хоть путешествие пароходом дается Тукаю нелегко, в силу его болезни, именно в Астрахани он принял решение о еще более сложной и дальней поездке: из Астрахани в Уфу, а затем в Петербург. Толчком для этого послужило знакомство поэта с Нариманом Наримановым — писателем из Азербайджана, который был сослан за участие в революционных действиях. Невозможно не заметить тягу Габдуллы Тукая к новых открытиям, путешествиям и знакомствам. Уже в Уфе Тукай знакомиться с мировым писателем Мажитом Гафури, а в Петербурге Габдулла встречает нового знакомого Мулланура Вахитова. И, конечно же, все эти встречи снова вдохновляют поэта на небывалые произведения.

Габдулла Тукай пробыл в Петербурге чуть меньше двух недель, затем снова отправился в путь, на этот раз пунктом его назначения был город Троицк. Но и на этом его тур не окончился. Далее Габдулла отправился в казахскую степь в надежде, что кумыс излечит его от болезни. После посещения степей Габдулла Тукай возвращается снова на татарскую землю. Казань не щадит здоровье поэта, там ему приходится работать в плохих условиях, но Габдулла не сдается и не отходит от своей деятельности, несмотря на ухудшающееся здоровье.

Габдулла Тукай в больнице Казани в 1913 году/ Фото взято из открытых источников

Его последние произведения олицетворяли весь воинственный настрой автора, ведь именно ближе к окончанию жизни поэт все больше ощущал на себе тяготы враждебно настроенного народа, что и демонстрировал в своих стихах.

В начале апреля 1913 в возрасте 26 лет Габдуллы Тукая не стало. Основными причинами его кончины считают чахотку и голод. Без сомнения, с уходом Габдуллы Тукая татарский народ потерял своего главного идейного поэта и писателя, признанного не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Габдулла Тукай был самым великим национальным деятелем Татарстана. Но, уйдя, он оставил богатейшее наследие своим потомкам.

Наследие и богатство потомков Габдуллы Тукая

В наше время татарский народ может по истине гордиться тем огромным пластом истории, который оставил для них великий литературный деятель. Официальный сайт Габдуллы Тукая , созданный в честь поэта и его произведений, — это лучшее тому подтверждение.

Он так виртуозно и грамотно описывал в своих произведениях все действия своего времени, что теперь наследники этого культурного богатства могут изучать свою историю начала 20 века по его стихам и статьям.

В большинстве своих произведений Тукай с упоением описывал революцию и все действия, происходившие вокруг нее. Он был ярым борцом за свободу для народа, поэтому события тех лет описаны настолько живо и ярко.

Г. Тукай — борец за Родинуи свой народ / Фото взято из открытых источников

После окончания революции татарский народ делится на части, но Габдулла Тукай верит в единство своей нации и призывает к миру в своих произведениях , например, в стихотворении «Национальные чувства» Габдулла Тукай пропагандирует получение образования, ведь ему как никому другому известно, что такое тяжелая крестьянская жизнь в деревне.

Габдулла Тукай славен еще и тем, что он так далеко продвинул татарский язык, ославив его по всему миру, воспевая в своих произведениях. Без сомнений поэт душой и сердцем болел за свою Родину, этим объясняется его воинственность и борьба за демократию, ведь в своих стихотворениях он хотел донести истинные ценности татарского народа .

Среди большого количества произведений можно найти более сотни его стихов, рецензий на статьи и даже фельетоны. Даже очерк о своем детстве успел оставить великий татарский поэт Габдулла Тукай. Сказки это еще один повод для гордости писателя, ведь именно благодаря произведениям для детей, он пытался донести свои мысли и ценности до самых маленьких. Детей Тукай радовал и своими поэмами и переведенными сказками и песнями. Габдулла Тукай по праву был признан основоположником детской татарской литературы.

«Шурале» Г. Тукая / Фото взято из открытых источников

В наше время, если спросить любого татарского ребенка о том, кто для них главный литературный деятель, каждый школьник без сомнения ответит, что это . Сайты Татарстана сейчас дают возможность детально изучить жизнь и творчество знакового поэта и это смело можно назвать поводом для гордости.

Память о Габдулле Тукая

Ни для кого не секрет, что Габдулла Тукай — это культовая фигура в становлении татарской культуры. Именно поэтому наследники так помнят и чтят основоположника татарского языка.

Казань ознаменована литературным музеем в честь поэта, а вот историко-мемориальный комплекс памяти Габдуллы Тукая расположился в его родной деревне Новый Кырлай.

Также в Казани назвали площадь в честь поэта и писателя, а в Уфе есть улицы и даже станции метрополитена имени Габдуллы Тукая.

Памятные мемориалы поэта можно встретить в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно же, Уральске.

И самой памятной гордостью можно назвать премию искусств Республики Татарстан памяти Габдуллы Тукая.

Ежегодно в Татарстане проводится масса мероприятий, фестивалей и конкурсов, как литературных, так и художественных, связанных с именем величайшего поэта Габдуллы Тукая. Рисунки и стихотворения дети представляют на общий суд. Поэтому можно смело заявить, что и после кончины Тукай не перестает развивать детей и приобщать их к прекрасному.

Детский рисунок «Су Анасы» по Г. Тукая / Фото взято из открытых источников

Габдулла Тукай (тат. Габдулла Тукай, Gabdulla Tuqay, паспортное имя Габдулла Мухамедгарифович Тукаев, 14 (26) апреля 1886, деревня Кушлауч, Казанский уезд, Казанская губерния — 2 (15) апреля 1913, Казань) — выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик.

Биография

Тукай происходил из семьи простого муллы. Отец — Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать — Бибимамдуда, этническая башкирка, родом из деревни Кожмакты Гайнинской волости, Осинского уезда, Пермской губернии. Дед Зинатулла был башкирским поэтом.

Когда ему исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте четырёх лет стал круглым сиротой. В 1892—1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям (действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне).

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фикер» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Уклар» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты?гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины. Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), ярко свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.

Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

Творчество

Семён Израилевич Липкин пишет:

Поэтом в подлинном смысле этого слова сделала первая русская революция 1905 года… Революция дала настоящее содержание его стихам, и он нашел простую, задушевную форму.

После революции последует реакция, Г. Тукай крайне тяжело переживал происходившие события

В это время начинают раздаваться в прессе и среди бюрократов призывы к переселению многих мусульманских народов в Турцию. Им Г. Тукай дает достойный ответ:

Нам предлагают подлецы, мы слышим черный их совет К султану Вы должны уйти, а здесь для вас дороги нет… Мы не уйдем туда: уйти не могут города и реки, здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки

Несмотря на споры в татарском обществе, Г. Тукай придерживался точки зрения о единстве народа и его культуры:

« Хочу разумным быть, чистосердечным.
Душа живет стремленьем к свету вечным.
Мне счастие татар дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни?
До срока думой тяжкой состарен, Я сам татарин, истинный татарин
Я дал народу обещаний много, Исполню ль их - известно только Богу
»

Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли:

« Родной язык - святой язык, отца и матери язык
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать. И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, Родной язык, с тобою смело я шел вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: " О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца"
»

Память

В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: площадь в Казани, а по ней и станция метро, улицы в Уфе, Уральске, сёлах Новый Кырлай Арского района Татарстана, Шаранбаш-Князево Шаранского района Башкортостана, селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области.

Памятники поэту установлены в:

  • Санкт-Петербурге на Зверинской улице, неподалёку от бывшей татарской слободы;
  • Уральске (Казахстан), в сквере детско-юношеской библиотеки им. Х. Есенжанова, по улице Г. Тукая.
  • Москве, открыт 26 апреля 2011 года в сквере на перекрёстке улицы Новокузнецкая и Малого Татарского переулка (Замоскворечье). Монумент установлен к 125-летию со дня рождения Тукая и изображает молодого поэта сидящим на скамье и одетым в европейский костюм.
  • Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани.
  • Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая — в селе Новый Кырлай Арского районаТатарстана.

Также именем поэта названа государственная премия в области искусства Татарстана.

В странах-участницах «ТЮРКСОЙ» 2011 год объявлен «Годом Тукая».

«Поэт Габдулла Тукай» — круизный теплоход проекта 305м, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна.

Произведения

Поэзия

Литературная критика

  1. «Наши стихотворения», «Критика — нужная вещь», 1907
  2. «Первое моё дело после пробуждения», 1913

Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Ф. Амирхан писал: «Даже личные враги Тукая не могли отрицать народного духа, народной гармонии, народной музыки в его стихотворениях, ибо это выглядело бы просто нарочитым упрямством: народ признал его своим, знал его стихи наизусть».

Детские годы

Габдулла появился на свет в Казанской губернии в деревеньке Кушлавыч 8 мая 1886 года (сейчас это Арский район в Республике Татарстан).

Его папе, Мухамедгарифу Мухамедгалимову, на момент рождения сына было уже 43 года, он являлся коренным жителем деревни Кушлавыч, где с 1864 года служил указным муллой.

Мама, Мэмдудэ, вышла замуж за Мухамедгарифа в 13-летнем возрасте, отец был старше матери почти на двадцать лет. На момент рождения мальчика в семье уже подрастали две старшие дочери Саджида и Газиза.

Габдулле было всего пять месяцев, когда скончался его отец. Через два с половиной года мать снова вышла замуж и уехала в другую деревню, оставив трёхлетнего сына на воспитание бедной пожилой женщине. Через некоторое время Мэмдудэ вернулась за малышом и забрала сына с собой. Но, когда Габдулле было четыре года, ушла из жизни и его мама, мальчик остался круглым сиротой. Так началось его горькое скитание «по людям».

Сначала малыша взял на воспитание дедушка по маминой линии Зиннатулла Амиров, проживавший в деревне Училе и служивший там муллой. Но семья и без Габдуллы была многодетной и полуголодной, поэтому спустя несколько месяцев дед отвёз его в Казань.

Там на Сенном базаре для Габдуллы нашлась новая семья. Это были бездетные жители Ново-Татарской Слободы Мухамметвали, глава семьи занимался кустарным производством. В этой семье мальчику было хорошо, его любили, Габдулле даже показалось, что ему наконец-то улыбнулось счастье. Но случилась беда: тяжело заболели его приёмные родители и были вынуждены вернуть малыша деду.

В деревне Училе у дедушки мальчик снова пробыл недолго, Зиннатулла пристроил внука в крестьянскую семью Сагди, которая проживала в соседней деревне Кырлай. Здесь Тукай прожил около трёх лет, с 1892 по 1895 годы. Как писал позднее поэт в своих воспоминаниях, деревня Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Ребёнка здесь приобщали к сельскому труду, он не знал нужды, начал обучаться и впервые почувствовал, что такое любить простых людей и родную землю.

Но и тут Тукай не смог оставаться счастливым, горе просто преследовало его. Сначала от различных заболеваний скончались взрослые дочки Сагди. Потом внезапно покалечился хозяин, а его супруга, будучи очень суеверной женщиной, все эти беды связала с проживавшим у них приёмным мальчиком. Вскоре хозяйка родила сына, и отношения с Габдуллой испортились окончательно.

В конце 1895 года Тукая забрала к себе родная сестра его отца Газиза Забирова (Усманова), так Габдулла оказался в купеческой семье в городе Уральске. Здесь мальчик поступил на учёбу в медресе «Мутыгия», при учебном заведении имелся русский класс, Тукай посещал одновременно и его. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам. В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким.

Юность и первые шаги в поэзии

В 1904 году в Уральске начал издаваться рукописный журнал «Аль-Гаср аль-джадид» (в переводе на русский язык означает «Новый век»). В этом журнале были написаны первые литературные произведения Тукая. В это же время он увлёкся стихотворениями Лермонтова и Пушкина, баснями Крылова, которые переводил на татарский язык и предлагал издавать.

Самым значимым поэтическим произведением Тукая из раннего периода стал стих «Что ты спишь, мужичок?» автора Кольцова А. Габдулла полностью сделал его перевод на татарский язык с названием «Сон мужика», и стихотворение было опубликовано в 1905 году.

После того, как прошла революция 1905 года, в Уральске стали появляться печатные издательства:

«Фикер» («Мысль»);
«Уклар» («Стрелы»);
«Аль-гаср аль-джадид» («Новый век»).
Тукай стал с этими газетами и журналами сотрудничать, издавались его стихотворения, публицистические статьи на революционные темы. Также были напечатаны его переводы 77 басен Крылова под называнием «Жемчужины».

Революция отложила отпечаток и на творчество Тукая. По Уральску волнами прокатились демонстрации, Габдулла принимал в них самое активное участие.

Произведения этого периода буквально пронизаны призывом до конца бороться за демократию и честь своей Родины:

В 1907 году Тукай окончил учёбу и начал вольную жизнь поэта.

Творчество

Осенью 1907 года Габдулла уехал в Казань, где сразу же влился в ряды передовой молодёжи, вошёл в литературные круги и начал сотрудничество с издательствами:
журналом «Ялт-юлт» («Зарница»);
газетой «Аль-Ислах» («Реформа»);
журналом «Яшен» («Молния»).
Казань всё-таки была колыбелью татарской культуры. Здесь поэт нашёл свою среду - книжные и газетные издания, театральное общество, люди, схожие с ним самим по духу и мыслям. Он стал своим среди писателей-демократов, познакомился с Ямашевым Х. - первым среди татарских большевиков. В Казани произошёл расцвет его таланта, здесь он полностью состоялся как поэт, общественный деятель и журналист, это было время его славы.

В 1908-1909 годах поэт проехал по своей малой Родине - деревням Заказанья. Под впечатлением от этой поездки он написал много стихов и путевых заметок, лучшие из которых:

«Гнёт»;
«Жизнь»;
«Религия и народ»;
«Националисты»;
«Осенние ветры»;
«Ишан»;
«Чего не хватает сельскому люду?»;
«Сенной базар, или Новый Кисекбаш»;
«Рассказ с печки»;
баллада «Водяная»;
«Возвращение в Казань».

К сожалению, в этот период у Тукая резко стало ухудшаться здоровье. Он испытывал материальные трудности, положение его было бедственным, практически нищенским, поэт прозябал в дешёвых и холодных гостиничных номерах.

Несмотря на плохое самочувствие, он совершил ещё одно грандиозное путешествие, весной 1911 года на пароходе отплыл в Астрахань, поэт познакомился с жизнью Поволжья. А в 1912 году отправился в ещё более далёкий путь - из Уфы в Петербург. Здесь Габдуллу встретили довольно холодно, всего 13 дней он пробыл в Петербурге, оттуда направился в Троицк. А потом уехал в казахские степи, где прожил почти два месяца, в надежде поправить своё самочувствие поэт постоянно употреблял там кумыс.

В августе 1912 года Габдулла приехал в Казань. Чувствовал себя он скверно, тем не менее продолжил трудиться в типографии, где приходилось постоянно дышать свинцовыми испарениями.

Впечатления от путешествий породили новые произведения Тукая, к сожалению, они стали последними:
очерк «Маленькое путешествие»;
«Татарская молодёжь»;
«Дача»;
«Первое моё дело после пробуждения»;
«По случаю юбилея»;
«Надежды народа».

Габдулла Мухамедгарифович Тукаев (1886-1913) - выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Отец - Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать - Мэмдудэ, отец которой Зиннатулла сын Зайнельбашира так же, как и Гариф-мулла, учился в Кышкарском медресе. Зиннатулла служил муэдзином Кушлауче, а позже по просьбе жителей деревни Училе пошел к ним муллой.
Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте трёх лет стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказался в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Училе. В 1892-1895 годах его жизнь проходила в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом писал в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь.
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он перевел на татарский язык басни Крылова и предложил их к изданию. Увлекся поэзией Пушкина и Лермонтова . Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фикер» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Уклар» (Стрелы). Тукай сотрудничал в них и выступал с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвовал в прошедших волной по городу демонстрациях.
В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия» (Тухватуллиных). Началась его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины. Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») - Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).
К 1908 году в творчестве Тукая возник целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911-1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья - своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа.
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершил путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остался в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решился на более значительное путешествие по маршруту Казань - Уфа - Петербург. В Уфе он встретился с М. Гафури, в Петербурге - с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань вернулся в начале августа. В столице Тукай работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать.
2 (15) апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,- писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

Полной научной биографии Тукая нет. Возможно, белые пятна в истории его судьбы восполнит «Энциклопедия Тукая», которую готовят к изданию. Соответствуют ли истине легенды и мифы о поэте, «АиФ-Казань» выяснил с помощью Гузель Тухватовой, заведующей Литературным музеем Г. Тукая.

Тукай - не настоящая фамилия поэта?

Тукай родился в 1886 году в деревне Кушлавыч (сейчас Арский район РТ). В метрической книге имя отца будущего поэта написано как Мухамметгариф Мухамедгалимов. Но в народе его звали сокращенно Гариф, Гарифулла. Поэтому по имени отца фамилия Тукая - Гарифов. Откуда пошла фамилия Тукай, сказать с достоверностью трудно.

Книги Тукая изданы с написанием его имени Габдулла, реже - Абдулла, потому что арабское имя Абдулла в переводе на татарский звучит как Габдулла. А ещё Тукая называли Апуш - по одной из версий, это сокращённый вариант от Александр Пушкин.

Фоторепродукция картины «Маленький Тукай» Х. Казакова предоставлена музеем Г.Тукая

Тукай был потомственным поэтом?

Отец Тукая был муллой, он умер, когда будущему поэту было 4,5 месяца. Мать вновь вышла замуж за муллу из соседней деревни. В автобиографической повести «Что я помню о себе» Тукай писал, что, выйдя замуж, мать отдала его на попечение старушке Шарифе.

«Говорят, зимними вечерами босиком, в одной рубашонке выходил я на двор и потом возвращался к двери, чтобы войти в избу. Я не мог отворить дверь, ну и стоял, дожидался, когда откроют, пока у меня ноги не примерзали ко льду», - вспоминал поэт. Однако ряд учёных пришли к выводу, что воспоминания поэта не точны. В деревне была только одна женщина по имени Шарифа, которая умерла ещё до рождения Тукая.

Мать поэта ушла из жизни, когда Тукаю было 3,5 года. Дед поэта Зиннатулла, который был муллой, написал стихи на смерть своей дочери. В музее хранится автограф этого стихотворения.

Приёмных родителей Тукаю нашли на базаре?

Есть версия, что неродная бабушка - вторая жена деда Тукая по материнской линии, у которой было шестеро детей, не хотела держать у себя внука своего мужа. Она договорилась с одним казанским купцом, что отправит маленького Тукая к нему на воспитание.

По другой версии, бабушка была родной. Её шестеро детей были дядями и тётями будущего поэта. Хотя дед был муллой, семья жила впроголодь. Чтобы маленький Тукай не умер с голоду, его отправили на воспитание в Казань. Кучер привёл мальчика в дом к людям, которые хотели взять его на воспитание. Однако их не оказалось дома. После этого ребёнка привели на Сенной базар. Там его взяла к себе семья мелкого кустаря. Он шил национальную обувь, а его жена - тюбетейки, калфаки. Всё это семья продавала на Сенном базаре. Вместе с приёмными родителями Тукай ходил по домам богатых людей, куда они доставляли выполненные заказы.

Тукай никогда не был в доме Шамиля, где располагается его музей?

О том, что имам Шамиль (предводитель кавказских горцев, воевавших с Россией в XIX в.), жил в особняке на ул. Екатерининской (сейчас ул. Тукая) и женился на дочери Ибрагима Апакова, говорится во многих путеводителях по Казани. На самом деле этот дом построили по заказу купца И. Апакова. В 1884 году, когда его дочь вышла замуж за среднего сына Шамиля, он подарил этот дом своей дочери.

Фото: АиФ/ Предоставлено музеем Г. Тукая

Казанцы начали называть особняк домом Шамиля, но по документам он принадлежал госпоже Шамиль. Напротив дома Шамиля по ул. Екатерининской, 63, располагалась редакция газеты «Ал-ислах». Когда Тукай приехал из города Уральска, редакция этой газеты находилась в номерах «Булгар», а потом переехала в дом на Екатерининской. Вполне возможно, что поэт часто бывал и в доме Шамиля - в книжной лавке, находившейся на первом этаже.

В доме Шамиля есть подземный ход?

О его существовании говорят старожилы Старо-Татарской слободы. По их мнению, такой ход до озера Кабан могли прорыть слобожане, чтобы избежать принудительной христианизации. Здание музея сейчас готовят к реконструкции. Строители обследуют здание, но подземного хода пока не нашли.

Тукай всегда носил тюбетейку?

Тукай обычно не надевал головного убора, стараясь быть похожим на русских поэтов. Одно время он ходил в такой же рубашке, как Лев Толстой. В тюбетейке его сфотографировали для сборника стихов. Поэт пришёл в фотосалон, но тюбетейки у него не оказалось. Издатель Г. Шараф вынул из своего кармана тюбетейку и дал Тукаю. По воспоминаниям друзей, Тукай не придавал большого значения одежде. Однажды купил на базаре пиджак на два размера больше, в котором и ходил довольно долгое время.

Тукай всю жизнь бедствовал?

Приехав в Казань в 1907 году, поэт работал в редакции газеты «Ал-ислах», сотрудничал с другими изданиями, подрабатывал в книжной лавке экспедитором, где получал зарплату в 40 руб. Это были хорошие деньги, ведь в то время за один вышитый калфак мастерице платили 15 коп. Гонорары Тукая были выше, чем у других поэтов. Тукай распорядился после его смерти учредить стипендию для одарённых детей, оставив на это 500 руб.

Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

В Казани выпускали свечи с портретом Тукая?

Учёный Ибрагим Нуруллин писал, что после смерти популярного поэта в Казани стали выпускать конфеты, свечи, мыло, на этикетках которых был изображён Тукай. Свечи и мыло не сохранились. Были ли они, достоверно не известно. В музее хранится лишь этикетка конфет с портретом поэта. Выпускавшая их фабрика «Альфа» находилась в доме Шамиля, поэтому его называли ещё и «кондитерским замком».

Ради Тукая мусульманки совершили подвиг?

Похороны поэта 4 апреля 1913 году превратились в многотысячную процессию. В знак траура не работали магазины, казанские заводы, фабрики объявили неполный рабочий день. Были отменены занятия в школах, медресе. Учредительница Татарской женской гимназии Фатиха Аитова разрешила своим воспитанницам пойти на похороны Тукая с цветами. Это был очень смелый шаг для того времени, едва ли не подвиг. Ведь по законам шариата женщинам и сейчас не разрешается ходить на кладбище.

http://artocclusion.ru лечение синдрома болевой дисфункции внчс.

Статьи по теме: