Тема: «Морфологические нормы употребления глагола, глагольных форм и наречий

10 кушать и есть:

Глагол «кушать » приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (кушать подано ) или при обращении к ребенку (Вовочка, кушать будешь ?). В остальных случаях употребляется глагол «есть ».

11. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «я извиняюсь » (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс - СЯ»).

не рекомендовано надо
Я извиняюсь извините (простите) меня

12. Нормативное употребление глаголов закончить - окончить :

ЗАПОМНИ: закончить работу, дело; НО окончить школу, университет.

НЕ следует употреблять выражение «закончить школу ».

13 . Нормативное употребление глаголов оплатить – заплатить .

Глагол «оплатит ь» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИ : оплатить проезд, оплатить мобильный телефон , но за платить за проезд.

14 . Нормативное употребление глаголов садитесь – присядьте . НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «присядьте, пожалуйста » (вследствие многозначности глагола «присесть » эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями, то есть «присесть на корточки»).

Нормативным является следующее употребление: «садитесь, пожалуйста »,

15 . Слова «ложить » в русском литературном нормированном языке нет, поэтому нельзя так говорить: «не ложи шапку на стол ». Глаголы «положить», «сложить», «отложить » без приставок не употребляются. ПРАВИЛЬНО следует говорить: «не клади шапку на стол ».



16 . Нормативное употребление глаголов «выходить/выйти » и сходить/сойти » Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: сойти с автобуса ; это значило бы, что вы идете с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения », то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: выйти из автобуса .

17 . Нормативное употребление глаголов представить - предоставить :

Глагол представить имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства)». Глагол предоставить имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».

18 . Запомни нормативное употребление следующих глаголов: постричься поскользнуться (в этом слове нет приставки ПОД), насмехаться (= поднять на смех), подчеркнуть , но почерк

19. Запомните: нормативными являются следующие формы глаголов:

ЗАДАНИЕ 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Вид ошибки Примеры
Ошибочное образование форм существительного Благородность, чуда техники, под черк,удовольство жить; бодровство; нет местов
Ошибочное образование форм прилагательного более интереснее, красивше; самый красивейший, более строже
Ошибочное образование форм числительного с пятистами рублями; жонглировал обоими руками,
Ошибочное образование форм местоимения ихнего пафоса, вокруг его ничего нет, сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности;
Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) над смехаться. Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста. Вышев на сцену, певцы поклонились.
Г 2 Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Из прочитанного мной части романа…
Г 3 Нарушение норм управления. Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов Нужно сделать природу более красивую . Все удивлялись его силой
Г 4 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея . Все были рады , счастливы и веселые . Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят .
Г 5 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Г 6 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.
Г 7 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .
Г 8 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.
Г 9 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.
Г 10 Нарушение границ предложения. Неудачный порядок слов в предложении Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
Г 11 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Она сидела за столом ине разговаривает со мной.
Г 12 Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник.
Г 13 Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского
Факультет иностранных языков

Реферат по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Морфологические нормы употребления глагола»

Выполнила
Студентка группы А-11
Фещенко И.А
Проверил
преподаватель
Ширшаков Р.В.
____________
зачтено /не зачтено

Пенза 2011
Содержание:

1)Введение
2)Распространенные ошибки употребления глагола
А) Недостаточные глаголы
Б) Изобилующие глаголы
В) Ошибки при образовании глагольных конструкций
Г) Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов
3) Морфологические нормы употребления глагольных форм
А) Нормы употребления причастия как особой формы глагола
Б) Нормы употребления деепричастия как особой формы глагола
4) Литература

1.Введение


Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи глаголов. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариантностью норм в области морфологии. В данной работе мы рассмотрим самые распространенные ошибки, связанные с употреблением глаголов. Кроме этого, в мы рассмотрим причины возникновения данных ошибок.


2)Распространенные ошибки употребления глагола. Недостаточные глаголы.

Ошибки в употреблении глаголов, в большинстве случаев, связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.
Недостаточные глаголы – глаголы, не имеющие полного набора форм по тем или иным причинам. Эта недостаточность иногда обусловлена законами благозвучия (например: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить). Но глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмем, к примеру, такой глагол как «вызревать». Мы можем сказать «сыры вызревают» , «камамбер вызревает». Но мы не можем сказать «мы вызреваем». Это будет бессмыслицей, а значит, все личные формы кроме третьего лица буду невозможны.
В таблице представлены некоторые недостаточные глаголы:
*Повелительное наклонение у некоторых таких глаголов образуется от синонимичных глаголов(смотри, слушай)

Изобилующие глаголы

Изобилующие глаголы образуют двоякие формы одного и того же глагола. Различается два разграничения параллельных форм:
1)Стилистическое
2)Смысловое
Некоторые глаголы образуют двоякие формы настоящего времени,например «полоскать» при наличии нормативных форм «полощу», «полощет», «полощи», «полощущий», «полоща» имеет допустимые формы «полоскаю», «полоскает», «полоскай», «полоскающий», «полоская».То есть варианты различаются стилем речи.
Что касается смыслового, один и тот же глагол, имеющий два или более значения, может иметь разные формы в каждом. Например, глагол «брызгать», в значении « окроплять, опрыскивать» , имеет личные формы «брызгаю, брызгает» (брызгаю водой) , а в значении« разбрасывать капли», « сыпать брызги» имеет личные формы «брызжу» , «брызжет» (фонтан брызжет).
Глагол «двигать» в значениях «перемещать, толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы «двигаю» , «двигает», (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы «движет» , «движут» (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы «двигает – движет» (пруж ина двигает/движет часовой механизм ).Глагол «капать» ,в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы «капаю», «капает» и «каплю», «каплет» (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: « над нами не каплет»; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы «капаю», «капает» (капает микстуру).
Глагол «метать» ,в значении «шить», «прошивать стежками», «обшивать петлю» имеет личные формы «метаю», «метает» (метает кофту, метает шов ). Его омоним глагол «метать», в значении «разбрасывать, раскидывать», имеет личные формы «мечу», «мечет» (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру ). В том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма «метает» (метает гранату, диск, копье и т.д.).
В просторечии и в диалектах встречаются формы «кликает» (вместо кличет – от кликать), «мяучит» (от мяучить; литературная форма мяукает - от мяукать).

Ошибки при образовании глагольных конструкций

Речевые ошибки возникают при образовании конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления. Для их предупреждения важно правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:

    – обращать внимание (на что?) на факты
    – уделять внимание (чему?) подбору кадров
    – консультировать (кого?) клиента
    – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора
    – требовать (чего?) объяснений
    – требовать (что?) пропуск
    – основываться (на чем?) на фактах
    – обосновывать (чем?) фактическими данными
    – рекомендовать (кого?) агента
    – рекомендовать (для чего?) для участия
    – рекомендовать (к чему?) к употреблению.

    Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов

    При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
    бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
    Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс . В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:
    атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься
    Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом и без него):
    выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
    При рассмотрении морфологических норм употребления глагола следует обратить внимание на образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
    глядеть - гляди – глядите
    ехать - поезжай - поезжайте
    лазать - лазай - лазайте
    прибыть - прибудь - прибудьте
    лечь - ляг - лягте
    трогать - трогай - трогайте
    мазать - мажь – мажьте
    Нужно обрать внимание также на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехать поезжай, поезжайте . Допустима и форма езжай , но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте ! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите .

    3) Морфологические нормы употребления глагольных форм. Нормы употребления причастия как особой формы глагола.
    Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
    Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (употребление неверной формы «скакающий» вместо нормативной – «скачущий» ) и в неверном выборе формообразующего суффикса.
    При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.
    1) Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
    писать – писавший, решать – решавший.
    Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
    нести – нёсший, везти – вёзший.
    2) В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (- ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.
    Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .
    3) Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
    Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся . Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
    4)Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:
    прочитать книгу – прочитанная книга; праздновать юбилей – празднуемый юбилей.

      Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.
      Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы -ом-, -ем-, -им-
      и т.д.................

Особенности образования личных форм

Некоторые глаголы (их называют недостаточными ) не образуют формы 1-го лица ед. ч. Можно выделить следующие причины отсутствия этой личной формы:

1. Образованная форма неблагозвучна или труднопроизносима: победить, убедить, очутиться, ощутить и др.;

2. Образованная форма фонетически совпадает с формами, образованными от других глаголов: бужу (от бузить ) и бужу (от будить ), держу (от дерзить ) и держу (от держать ).

При необходимости употребления этих глаголов в указанной форме используются описательные конструкции, синонимы и соотносительные глаголы другого вида: одержу победу, смогу победить; хочу убедить.

Запомните!

133. * Образуйте от приведенных ниже глаголов форму настоящего времени 1-го лица единственного числа.

Бередить, бороздить, взгромоздить, вонзить, вызвездить, вынудить, голосить, досадить, ездить, ерундить, заградить, загромоздить, изрешетить, испестрить, испещрить, кадить, клеймить, кудесить, лазить, лебезить, молотить, надерзить, насладиться, нашкодить, обезлесить, обезлюдить, обессмертить, обессудить, освятить, отдубасить, оформить, ощутить, переубедить, победить, позолотить, прекратить, пригвоздить, принудить, проказить, прослезиться, пылесосить, сбрендить, светить, трусить, тузить, тяготиться, убедиться, снабдить, угораздить, умертвить, умилосердить, учредить, форсить, цедить, чтить, чудить, ютиться.

Особенности спряжения некоторых глаголов

1. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы с прибавлением е перед личным окончанием, они спрягаются как глаголы 1-го спряжения. Личные формы, образованные по типу глаголов 2-го спряжения, являются разговорными: выздоровлю, выздоровишь.

2. Глаголы сыпать, трепать, щипать образуют личные формы с прибавлением согласного л .Варианты без л (сыпешь, сыпят) являются разговорными.

3. Некоторые изобилующие глаголы образуют двоякие формы настоящего времени: колыхать, кудахтать, полоскать и др. Обычно нормативным признается вариант с чередованием: колышет, кудахчет, полощет.. Разговорными являются формы колыхает, кудахтает, полоскает, меряет, мучает и др.



Наряду со стилистическим отмечается и смысловое разграничение параллельных форм. Глагол брызгать в значении «окроплять» имеет личные формы брызгаю, брызгает (водой) ; в значении «разбрасывать капли, сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан) .

134. Запишите рядом с приведенными ниже глаголами вариантные формы настоящего времени, определите характер этих форм (книжная, нейтральная, разговорная, просторечная) или укажите разницу в лексическом значении.

Образец: пыхать - пышет (нейтр., в значении «жарко горит, пылает»: пышет жаром ), пыхает (разг., в значении «пыхтит, выпускает струи воздуха»: пыхает папиросой ).

Алкать, блестеть, блистать, брызгать, глодать, двигаться, жаждать, капать, клепать, кликать, колебаться, колыхаться, кудахтать, лазить, лазать, махать, мерить, метаться, мурлыкать, мучиться, мыкаться, мяукать, плескать, рыскать, сыпаться, фыркать, хлестать, хныкать, щипать.

Особенности образования форм повелительного наклонения от некоторых глаголов

Формы повелительного наклонения образуются с помощью суффикса -и или без суффикса; во множественном числе прибавляется окончание -те : скажи(-те), прочитай (-те).

Запомните!

135.* Запишите приведенные ниже глаголы в форме повелительного наклонения. Разграничьте нормативные литературные, разговорные и просторечные варианты. Отметьте глаголы, не имеющие формы повелительного наклонения.

Образец: портить - порти, порть (разг.). Видеть - глагол не имеет формы повелительного наклонения.

Бегать, бежать, выбросить, выгладить, выглянуть, выйти, вылезать, вылезти, выложить, гнить, доить, ездить, ехать, жаждать, закончить, закупорить, испортить, класть, клеить, клянчить, корчить, кроить, лежать, лезть, летать, лететь, лечь, мазать, морщить, мочь, нянчить, обеспечить, платить, поить, положить, посадить, расчистить, сажать, слышать, составить, таращить, трогать, уведомить, хлестать, хотеть, чтить.

Образование видовых пар

1. При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва(-ива) с корневым гласным -о - в одной группе глаголов происходит чередование и мена -о - на -а - (вырабо тать - выраба тывать, насто ять - наста ивать) , в другой группе чередование не происходит, сохраняется корневой гласный -о - (отсро чить - отсро чивать, опозо рить - опозо ривать) или наблюдаются колебания в зависимости от условий употребления (обусло вить - обусло вливать, обусла вливать; сосредото чить - сосредото чивать, сосредота чивать) . Некоторые глаголы, допускающие обе формы, различаются стилистически: формы с -о- (сосредоточивать, уполномочивать) являются книжными, формы с -а- (сосредотачивать, уполномачивать) - разговорными.

Необходимо обратить внимание на образование следующих видовых пар:

2. Глагол прочесть раньше характеризовался как книжный по сравнению с глаголом прочитать . В настоящее время, наоборот, словари отмечают форму прочесть как разговорную.

3. Глагол мучать встречался в литературном языке наряду с глаголом мучить . В современном русском языке глагол мучать употребляется преимущественно в разговорной речи, с просторечным оттенком.

4. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну - : вял - вянул, лип - липнул, слеп - слепнул, отверг - отвергнул, гиб - гибнул, прибег - прибегнул, расторг - расторгнул, опроверг - опровергнул, пух - пухнул равноправны. Формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул имеют разговорную стилистическую окраску при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб .

136. Вставьте пропущенные буквы в глагольные формы. Обоснуйте ответ.

1. Уполном…чивать кого бы то ни было на подобные действия вы не вправе! 2. Все усилия необходимо состредот...чивать на выполнении именно этих задач. 3. Несправедливо было бы запод...зрить наших сотрудников в халатности. 4. Нередко именно мальчишек запод…зривали во всякого рода проделках. 5. Развитие науки обусл...вливает технический прогресс. 6. Павел старался приур…чивать приезд в родной город к традиционной встрече выпускников. 7. Нельзя и дальше отср…чивать принятие этого решения. 8. Павлу нередко приходилось од...лживать деньги у родителей. 9. Подыт...живая сказанное, председатель собрания еще раз обратил внимание на необходимость уск...ривать внедрение научных разработок в производство. 10. Никто не уполном…чивал тебя это делать.

Запомните!


ТЕСТ
по теме «Морфологические нормы русского языка»*

Тема №8 Морфологические нормы употребления глаголов.

1.Что такое глагол (определение понятия)? Значение и грамматические признаки.

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .
2. Каждый глагол имеет следующие формы:

· начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

· спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

· причастие;

· деепричастие.

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

· существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ;

· существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;

· существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.
5. Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? -читали ), настоящее (что делают? - цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? - несовершенный вид)своих врагов; Король казнит (что сделает? - совершенный вид) несколько мятежников .

6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

· Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .

· Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.

· Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам

· настоящее время: хожу, думаю ;

· будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);

· прошедшее время: ходил, думал .

8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

· 1-е лицо: я иду, мы идём ;

· 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;

· 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .

9. Число - непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

· единственное число: иду, шёл, пойду ;

· множественное число: идём, шли, пойдём .

10. Род - непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

· мужской род: захотел бы ;

· женский род: захотела бы ;

· средний род: захотело бы .

11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .

Но инфинитив может быть любым членом предложения:

· Жить - родине служить (жить - подлежащее, служить - сказуемое);

· Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить - составное глагольное сказуемое);

· У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться - определение);

· Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть - обстоятельство цели).

2. Ошибки при употреблении глаголов: недостаточных, изобилующих, возвратных. Злоупотребление одинаковыми формами глаголов.

Подавляющее большинство русских глаголов при спряжении имеет 6 личных форм. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше, либо меньше шести. Это, соответственно, так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.
Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет - махает; капает - каплет: движет - двигает. Такие глаголы называются глаголы с изобилующей парадигмой спряжения. Вариантные формы возникают под воздействием глаголов продуктивных классов. Как правило, между возникшими вариантами наблюдаются различия:

  • стилистические: машешь - махаешь (разгов,);
  • смысловые: двигаешь - в значении «перемещать что-либо» и движешь - в значении «содействовать развитию»; метает (копье) - мечет (икру).

Иногда вариантные формы равноправны во всех отношениях: капает - каплет.



Стилистически неоправданно употребление разговорно-просто- речных форм «изобилующих» глаголов в авторской речи. Я заметил, что на озере женщины полоскают (надо: полощут) белье. Подлежат правке и ошибки в образовании тех или иных спрягаемых глагольных форм, например: Дерево развешало густые ветки (развесило, от глагола развесить, а не развешать).

В русском языке есть и недостаточные глаголы. Недостаточные глаголы делятся на две группы:

· глаголы, не имеющие формы 1 лица ед. числа;

· глаголы, не употребляющиеся в 1-м и 2-м лице ед. и мн. числа.

Первая группа глаголов достаточно немногочисленна - всего несколько
десятков: победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, голосить - отсутствие форм объясняется традиционным представлением о неблагозвучии, либо как у слов бузить, дерзить - совпадением грамматических форм с наиболее употребительными глаголами: Ср. будить, держать.
Вторая группа глаголов - это достаточно многочисленный класс слов - их в языке более полутора тысяч. Формы 1 и 2 лица не имеют фонетических или грамматических ограничений для их образования, однако из-за особенностей семантики реально эти формы в языке не употребляются (за исключением случаев метафоризации). Можно выделить следующие семантические группы глаголов, употребляющихся только в форме 3 лица:

· глаголы со значением процессов, свойственных животному миру: телиться, доиться, нестись (о птицах);

· глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире: разрастись, колоситься, куститься,

· глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе: капать, сквозить, мерцать, впитаться;

· глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам: горчить, рассохнуться;

· глаголы с абстрактным значением:

заключаться, явствовать.

Особого внимания требует употребление возвратных глаголов. Обращение к ним бывает необоснованным: Графитовый стержень затем красился и отправлялся на просушку... Редактор отмечает случаи неудачного употребления возвратных глаголов и, как следствие, замену пассивной конструкцией активного оборота: Там, где войска в 1918 году восторженно встречались населением, теперь бродят шайки... (Из рапорта генерала А.Н. Пепелева командующему Сибирской армией.) Лучше было бы написать: Там, где в 1918 году население восторженно встречало войска, теперь бродят шайки... Стилистическая правка подобных конструкций состоит в отказе от страдательного глагола на -ся и замене его глаголом действительного залога или в употреблении именного сказуемого с причастием.

Ошибки, связанные с употреблением возвратных глаголов, можно разделить на три группы:

1) ненормативное прибавление постфикса – ся к невозвратным глаголам. Так, некоторые невозвратные глаголы в литературном языке не имеют возвратных пар, например: играть (с сестрой, на улице, в куклы и т. п.),тлеть, стареть, убирать (комнату) и др. Употребление таких глаголов с – ся – грубая речевая ошибка: Мы игралися на улице; Сегодня я быстро прибралась в квартире; Дрова в камине еще тлеются;

2) утрата постфикса – ся в процессе глагольного формообразования и словообразования: учащие вместо учащиеся, питающие вместо питающиеся. Слово млекопитающие необходимо употреблять без – ся, так как оно образовано от глагола питать (питающие молоком), а непитаться;

3) неуместное употребление постфиксов – ся и – сь: я соби-ралася на работу, утром умывалася. Произносящие подобные фразы забывают о том, что, согласно нормам русской грамматики, – ся употребляется после согласных (думается, договорился), а – сь - после гласных (додумалась, договорились).

Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотреблениюя часть речи. Ошибки при использовании глагола и его форм связаны с:

· неправильным образованием;

· незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;

· несоблюдением чередований в основе глагола;

· ненормативным образованием форм повелительного наклонения;

· неверным образованием видовых пар глаголов.

Среди русских глаголов есть группа слов, называемых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, в нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказать: я телюсь или отпочковываюсь, теку или ржавею , так как эти действия обозначают процессы, происходящие в неживой природе или в животном и растительном мире, к ним также относятся действия, связанные с особенностями функционирования человеческого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлеченными значениями (гласить, заключаться).

Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д.

Другая группа слов образует так называемые изобилующие глаголы: полоскать, кудахтать, мурлыкать, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться, брызгать – которые предполагают две формы настоящего времени: напр., кудахчут и кудахтают . Следует отметить разговорный характер второй формы. А в других же глаголах дублетные формы выражают смысловую дифференциацию: так, брызгать (брызгает) – «спрыскивать, окроплять», а брызгать (брызжет) – «разлетаться каплями, разбрасывать капли».

Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия: нельзя сказать жгет, берегет, стерегет – следует жжет, бережет, стережет.Использование форм типа обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с – О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы: Развитие науки обусловливает технический прогресс. В конце занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой. Не следует употреблять в речи просторечные формы: бегим, хочим, (следует – бежим, хотим) так эти глаголы имеют особую систему спряжения, называютсяразноспрягаемыми.

Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те ) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму - поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.

Речевые ошибки при образовании видовых пар глагола возникают при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть – накласть, ложить - положить ) и при образовании несуществующего в системе языка глагола (делить – разделивать ). Норма предполагает использование пары класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить.

Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глаголами типа ранить, казнить, велеть, женить . В их использовании ошибка понимания влечет за собой ошибку говорения и письма, когда носителем языка двувидовой глагол ощущается как одновидовой: он поженился на ней.

Видовой разнобой (или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени. (Следует: как только попадешь… ) Подобная ошибка случается также с неправильным употреблением причастия на -щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (Следует: имевшие место в15 веке ) Ошибки назалоговый разнобой могут быть связаны с неправильным выбором залога глагола, в том числе залога причастия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загогрска, известны во всем мире. Или: Несмолкаемые аплодисменты. (Следует: выпускаемые… несмолкающие. )

При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-, обычно сохраняют его (мокнуть - мокнувший, липнуть –липнувший,глохнуть- глохнувший), а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть промокший, прилипнуть – прилипший, оглохнуть – оглохший.) В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший и др. )

Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреблении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать оставлять воду замерзать в трубах . (Следует: Воду нельзя зимой оставлять в трубах, так как она может замерзнуть). Птицы, прилетающие с юга и занимающие пустующие гнезда, высиживают птенцов. (Следует: Птицы, которые прилетают с юга и занимают пустующие гнезда…)

Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на – ся Глаголы на - ся нельзя употреблять, если у них совпадают два значения – страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару . (Следует: Огурцы моют под струей холодной воды. Горожане гуляющие по бульвару.) Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпочитают в научных текстах,когда важно акцентировать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы.

При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, от глаголов каждого из трех залогов: действительного, страдательного и среднего: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь . Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др . Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну-: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть , также от части глаголов 1спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи кроме будучи употребляются как правило в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи

Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах - с суффиксами –в и -вши: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши . В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом-в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши глаза. (Следует: Он сидел, закрыв глаза.) Возможны варианты замерев – замерши, затерев –затёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя ( не выведши ), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), пронеся (не пронесши) и т.д.

В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в фразеологических выражениях. Устарелый оттенок наблюдается также в формах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, ухватя и др.

Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пиша, коля, пляша, ходя, хохоча,чеша и др.



Статьи по теме: