Как образуются деепричастия несовершенного вида. Деепричастие совершенного вида и несовершенного. Морфологический разбор

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Тема урока. Как образуются деепричастия совершенного вида. 7 класс

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель учителя . Сформировать представление о суффиксах деепричастий совершенного вида и о способах их образования.

Цель ученика . Научиться узнавать суффиксы деепричастий совершенного вида и образовывать с их помощью деепричастия.

Планируемые результаты:

Личностные . Характеризуют свой поступок на основе известных и простых правил «доброго», «безопасного», «правильного» поведения.

Метапредметные:

регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии своей оценки и определять степень успешности своей работы;

познавательные: выполнять анализ(выделение признаков), выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений,

учиться находить суффиксы, образовывать деепричастия, придумывать слова к схеме, выделять морфемы;

коммуникативные: доносить свою позицию до других, слушать других, читать вслух и про себя тексты учебника.

Предметные : знать суффиксы деепричастия совершенного вида, грамматические признаки деепричастий совершенного вида;

уметь узнавать суффиксы деепричастий совершенного вида, уметь образовывать с помощью суффиксов деепричастия.

Этап урока и его цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

1 .Организационный этап. (Цель. Организация самооценки обучающегося, их готовности к предстоящей деятельности на уроке)

Проверяет готовность к уроку

Готовятся к уроку

2.Актуализация знаний (Цель. Организация восприятия задания обучающимися)

Диктует предложение для синтаксического разбора. Задает вопрос: «Какая форма деепричастия нам незнакома?» См.Приложение.

Записывают под диктовку у доски и в тетрадях, разбирают предложение.

Личностные . Характеризуют свой поступок на основе известных и простых правил «доброго», «безопасного», «правильного» поведения, уважения к труду.

Познавательные. Выполняют анализ предложения.

Регулятивные . Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

3.Введение нового задания .(Цель. Организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста)

Читают, комментируют, думают, как лучше составить таблицу.

Познавательные . Анализ текста, выделяют признаки, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные. Доносят свою позицию до других

4. Воспроизведение нового знания (построение алгоритма ) (Цель. Организация совместной деятельности)

Корректирует работу групп.

Выполняют работу по построению таблицы.

Познавательные. Читают вслух и про себя текст, слушают других.

5.Первичное закрепление . (Цель. Организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи)

Создает эмоциональный настрой на выполнение задания.

См. Приложение

Защита своих таблиц. Проговаривают суффиксы деепричастий совершенного вида и способы образования деепричастий.

Познавательные. Выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные . Доносят свою позицию до других.

6. Тренинг . (Цель. Организация первичного закрепления построенного алгоритма.

«Сильным» ученикам предлагает индивидуальные задания у доски(2 человека), остальных организует на совместную работу (1 человек у доски, остальные работают в тетрадях).

Диктует слова, словосочетания.

Контролирует выполнение работы.

См. Приложение

Выполняют индивидуальные задания (2 человека). Остальные работают в тетрадях, один у доски. Составляют схемы слов. Объясняют свой выбор. Проводят морфемный анализ. Выполняют упражнение № 181

Познавательные. Находят суффиксы деепричастий, образовывают деепричастия, выделяют морфемы.

Коммуникативные . Доносят свою позицию до других

Регулятивные. Осуществляют действия по реализации плана, сверяют свои действия по плану (таблице).

7.Рефлексия деятельности на уроке . (Цель. Организовать понимание ценности выполненной деятельности)

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу. См.Приложение

Осуществляют самооценку.

Формулирую конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные. Выполняют анализ (выделяют признаки), выбирают основания для сравнения.

Регулятивные. Учатся вырабатывать критерии оценки и определяют степень успешности своей работы.

8.Комментарий к домашнему заданию . (Цель. Организовать закрепление новых знаний в домашних условиях)

Дает комментарий к домашнему заданию.

Слушают внимательно.

Записывают задание в дневники.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

2. Актуализация знаний . Синтаксический разбор предложения . ВОЙДЯ В КВАРТИРУ, Я ЗАСТАЛ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ ЗА РАБОТОЙ.

Какая форма деепричастия нам незнакома?

Дайте оценку поступку приятеля. Хорошо это или плохо?

Часто ли вас можно застать за работой?

4. Воспроизведение нового знания.

Глаголы совершенного вида

Суффиксы деепричастий совершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Выскочить

замахнуться

-в, -вши

Выскочив

Выскочивши

замахнувши сь

испекши

прищурятся

-а (-я)

прищуря сь

Отвечают на вопрос что сделав?

Обозначают законченное добавочное действие

6 Тренинг . Карточка №1

Расставьте знаки препинания. Выделите деепричастные обороты.

Нахохлившись отдыхают птицы иные хлопая крыльями и осыпая иней клюют почки.

Карточка №2

Спишите, один из глаголов заменяя деепричастием. Определите вид деепричастия

Закружилась и завыла вьюга. Светились и отражались в реке звезды.

Слова для работы у доски : Набросить плащ – набросив плащ; нахмурить брови – нахмуривши брови; раскаяться в проступке- раскаявшись в проступке; понадеяться на друга –понадеявшись на друга; выпучить глаза – выпучив глаза. (Образовывают деепричастия, выделяют морфемы)

Упр. 180. Образовать деепричастия от глаголов в начальной форме, объяснить орфограммы(только словосочетания, в которых пропущены орфограммы)

Распол..житься у опушк.. леса(расположившись), выст..вить руки вперед и сле..ка согнуться (выставив и согнувшись), ра..делить поровну (раделив),бл..кировать удар противника (блокировав), разыграть комбинацию (разыграв), к..оснуться руками сетк..(коснувшись),упасть вне площадк.. (упав), опазд..вать на соревнования(опаздав),увид..ть товарища (увидев), отр..зить атаку (отразив).

7. Вопросы для рефлексии: Что мы сегодня узнали на уроке?

Чему мы сегодня научились на уроке?

Какую роль выполняют деепричастия в нашей речи?

Как вы считаете, усвоили вы сегодняшнюю тему? И насколько?

8 Домашнее задание . &30 выучить, упражнение 181 (1-2)

Добавочного действия, совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Отвечает на вопрос что делая? что сделав?

2. Обозначает добавочное действие;

3. Имеет грамматические категории, характерные для глагола:

· вид (совершенный и несовершенный) бегая (несов. в.) - сбегав (сов. в.) ,

3. Не изменяется

4. Деепричастия примыкают к глаголу-сказуемому, т. е. глагол выступает определяемым словом для деепричастия: бежать (как?), оглядываясь

5. Синтаксическая роль - обстоятельство

Образование деепричастий

Деепричастия образуются от основ глагола при помощи суффиксов, характерных только для деепричастий.

Деепричастия несовершенного вида , как правило, образуются от основы глагола настоящего времени (можно использовать любую форму настоящего времени) при помощи суффикса -А (-Я) :

Сверкать → я сверка[ у] → сверка[ + А] = сверкаЯ,

Греметь → мы грем им → гремЯ,

Стучать → они стуч ат → стучА.

В отдельных случаях (редко! лишь от глаголов несовершенного вида с суффиксом - ва-) деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива:

Выдава ть → выдаваЯ,

Давать → даваЯ,

Отставать → отставаЯ .

Но не от всех глаголов несовершенного вида могут быть образованы деепричастия несовершенного вида. Не образуются они от глаголов:

· с основой настоящего времени, состоящей из одних согласных: шь ют, ль ют, жм ут, тк ут и др. (исключение: мч ать ся - мч -А- сь );

· с основой настоящего времени на -Г, - К : беГ ут, теК ут ;

· с основой настоящего времени на шипящий и с основой инфинитива на -З, - С, - СТ, - Х : маЖ ут - маЗ ать, пиШ ут - пиС ать, хлеЩ ут - хлеСТ ать, паШ ут - паХ ать ;

· с суффиксом - НУ - : мерзНУть, тяНУть.

Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить . Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и др.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глагола совершенного вида с помощью суффиксов -В, -ВШИ, - ШИ .

Прогуля ть → прогуляВ,

Получи ть → получиВ.

Суффиксы - В и - ВШИ являются синонимичными. При образовании вариантов форм с данными суффиксами предпочтение отдается суффиксу - В. Суффикс -ВШИ имеет разговорный оттенок и данные формы могут быть использованы только в разговорном стиле (прогуляВ (кн.) - прогуляВШИ (разг.), получиВ (кН.) - получиВШИ (разг.) . Но вариант суффикса - ВШИ является обязательным для образования деепричастий от возвратных глаголов.

ВозвратитьСЯ → возвратиВШИсь,

укрепитьСЯ → укрепиВШИсь.

Суффикс -ШИ применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой инфинитива на согласный (в этом случае для образования деепричастий поможет форма прошедшего времени глагола):

Истечь → истек → истекШИ

истолочь → истолок → истолокШИ,

приберечь → приберег → приберегШИ.

Деепричастия

несовершенного вида

образуются

от основы глагола НАСТОЯЩЕГО времени

совершенного вида

образуются

от основы инфинитива

с помощью суффикса - А (-Я)

с помощью суффиксов - В, - ВШИ, - ШИ

обозначают добавочные действия, которые совершаются в момент основного действия

обозначают добавочные действия, которые предшествуют основному действию

Обособление обстоятельств,

выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами

Деепричастие + зависимые слова = ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ (обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Обстоятельства, обособляются

Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами,

не обособляются

1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты ОБОСОБЛЯЮТСЯ, независимо от места положения определяемого слова -

глагола-сказуемого

· Встречая утро , со всех сторон перекликались фазаны.

· Временами по реке пробегала от ветра легкая зыбь, сверкая на солнце .

· Казаки разъехались, не договорившись .

1. Одиночные деепричастия, примыкающие к сказуемому и близкие по функции к наречиям (указывают на образ действия)

Отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя ? (замена на однородное сказуемое невозможно:

быки тащат и шутят?!)

Примечания:

2. Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические (устойчивые) выражения: работать засучив рукава , бежать сломя голову , кричать не переводя духа и др.

(см. исключения)

· Если деепричастный оборот стоит после сочинительного или подчинительного союза (такой оборот можно оторвать от этого союза и переставить)

Чувство недовольства редко являлось в нем, но, являясь, никогда не охватывало его сильно и надолго.

· если деепричастный оборот стоит после противительного союза, и оторвать и переставить его в другое место без этого союза невозможно без нарушения структуры предложения, то союз не отделяется запятой от деепричастного оборота (деепричастия)

Он не соглашался с нами, а настояв на своем , убедился в совершенной ошибке.

· два деепричастных оборота, соединенные одиночным неповторяющимся союзом И запятой друг от друга не отделяются.

Двое людей мечтали, покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя .

Исключения: застывшие выражения, выступающие в роли вводных слов и выражений: судя по всему , по совести говоря и др.

· но если союз И соединяет другие конструкции (например, однородные члены предложения), то запятые все ставятся в соответствии с правилами.

Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту , и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее.

3. Деепричастные обороты, входящие в состав сказуемого и образующие смысловой центр высказывания:

Это упражнение делают стоя на носках .

4. Не являются деепричастными оборотами и не обособляются выражения с предлогами начиная с, исходя из, благодаря и др.

Начиная с утра льет дождь. Благодаря дождю занятия были отменены.

(см. исключения)

Исключение: выражение с предлогами несмотря на, исключая

Несмотря на дождь , занятия все-таки состоялись.

Никто, исключая его камердинера , не видел генерала ненапудренным.

Данные выражения называются предложными (так как с предлогами)

Грамматические ошибки, связанные с построением деепричастного оборота

В предложениях с деепричастным оборотом структура предложения всегда такова:

Предмет (подлежащее) выполняет основное действие (сказуемое) и добавочное действие (обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом). Например:

Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа .

Второй путь - сохранить деепричастный оборот, при этом ввести в предложение другое подлежащее так, чтобы именно оно выполнило и основное, и добавочное действие. При такой корректировке предложения его основная часть перестраивается практически полностью, сохраняется только смысл предложения. Например:

Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

Правописание деепричастий

НЕ с деепричастиями пишется раздельно:

не зная, не догадываясь, не болея,

кроме слов с приставкой НЕДО - в значении (быть в недостаточном количестве)

НЕДОвыполняя план, НЕДОглядывая за ребенком, НЕДОдав денег.



Статьи по теме: