Общение с родителями крестника после крупной ссоры. Можно ли отказаться быть крестным или крестной? Кто может быть крестными родителями

Помню проникновенную речь светлейшей души Батюшки в одной маленькой церквушке, когда я крестила своего первого крестника, о том, какая важная роль ложится на мои плечи - духовно воспитывать, морально поддерживать, мудро наставлять и быть примером для подражания.

«Крестные родители - это очень важно и ответственно», - подумала я. Недаром ведь и в Рождество приходят именно к крестным, и на свадьбе им отводятся значительные функции. Но что получается в действительности?..

Почему становятся плохими крестными?

Со своими обязанностями крестной для первого крестника Ванечки (это сын моей родной сестры) я более менее справляюсь, как мне кажется, а вот перед второй крестницей Машенькой чувствую себя очень виноватой. И всякий раз обещаю, что вот сейчас с вот этими проблемами разберусь - и съезжу в гости, начну реабилитацию, и все никак.

Маша - дочка моей бывшей одногруппницы, с которой в институте мы были очень дружны. Но еще на пятом курсе она отдалилась, потому что вышла замуж и ушла с головой в семейную жизнь. Да это вобщем-то и понятно. Очень скоро после свадьбы и Маша родилась, покрестили.

А после окончания института наши взгляды на жизнь и вовсе стали расходиться в разных направлениях. У нее уже тогда появилось убеждение, что «все мужики - козлы», и мнение, что лучший гость на Машином дне рождения тот, кто принес самый дорогой подарок.

Года два я еще стремилась соответствовать званию «лучшая крестная», которое, честно говоря, только и сводилось к тому, чтобы не пропускать делать заказанные подарки к праздникам. Но потом и вовсе стала избегать общения с Машиной мамой, а как следствие, и с крестницей. Стыдно, неприятно, но факт.

Куда пропадают крестные?

Лично в моей жизни нет ни крестного, ни крестной. Они разъехались по разным уголкам СНГ, когда я была еще маленькой. Из детских воспоминаний помню трепетное ожидание посылки от крестной ко дню рождения, где всегда была открытка, какое-нибудь красивое платье, кукла и сладости.

Но года через три после переезда мы забыли друг о друге напрочь. И я не осуждаю своих крестных нисколечко - это жизнь, и обстоятельства ее бывают непредсказуемыми.

Пропал крестный родитель и у моего крестника Вани. Дело в том, что крестным для него выбрали парня, с которым я тогда встречалась и собиралась за него замуж.

Кстати, именно сестра меня с ним и познакомила, и вся семья в нем души не чаяла. Но прошло время, по моей инициативе мы с этим парнем расстались - и с тех пор нет больше крестного у Вани!

Хорошие крестные существуют!


С малых лет для меня родной крестной стала крестная моей сестры (родная сестра нашей мамы). Сначала я просто, подражая сестре, стала тоже обращаться к ней «крестная», а потом поняла, что она таковой и является!

Ведь она радушно принимала нас на все каникулы в своем доме в деревне. Всегда была добра к нам и близка, как мама! И до сих пор ее мнение является для меня весьма авторитетным.

Другой пример «доброй крестной феи» - это моя близкая подруга, которая крестила мою дочурку. Нам с Аленой неслыханно повезло! Более чуткой и внимательной крестной я не знаю.

Я не скажу, что мы часто видимся, у каждого своя жизнь, но она всегда в курсе всех этапов развития и взросления своей крестницы. Как психолог, всегда подскажет мне, как лучше поступить в том или ином вопросе воспитания. И подарки у нее всегда продуманные - развивающие, творческие, дочурка всегда в восторге!

Выводы

Подытоживая свои размышления, ставлю для себя «галочки» к выполнению:

Нужно быть более осмотрительными в решениях стать кому-то крестным, потому что часто впоследствии из-за развалившихся отношений между взрослыми ребенок лишается духовного родителя. Но даже если упомянутый развал произошел, нужно постараться сохранить связь с крестником.

Необходимо помнить о том, что роль крестного в жизни крестника не ограничивается подарками к праздникам, а подразумевает и более возвышенное участие.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Тема «крестные и крестники», конечно, не сравнима с вечной темой «отцы и дети», но все-таки и она весьма актуальна в наше время. Ведь традиции восприемничества были прерваны. И часто получается так, что люди, далекие от Церкви, желающие все же крестить ребенка, выбирают для него крестного по чисто житейским соображениям. Да и в семьях воцерковленных людей, бывает, возникают преткновения в отношениях между крестными и крестниками. О некоторых подобных проблемах мы и хотим поговорить.

История вопроса

Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.

Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.

Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.

В домах состоятельных римлян жили домашние рабы – прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.

При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».

В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84-м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.

Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины – женщина, мужчины – мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.

Церковные правила (и в полном согласии с ними – гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).

В России XVIII-XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже – недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.

Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще – родственников.

Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных – 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки – ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.

Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

Свадебный генерал или фея-крестная?

Крестный или, иначе говоря, восприемник – это человек, который берет на себя обязательства по церковному воспитанию ребенка. Он дает за крестника обеты Христу, отрекается от сатаны, читает Символ веры во время Таинства Крещения. После того как младенца трижды погружают в купель, священник передает его на руки крестному, который и воспринимает его от купели – поэтому «восприемник».

Но вот Таинство Крещения совершилось, его отпраздновали, жизнь потекла дальше, и через некоторое время у родителей крещеного младенца возникают претензии: «крестный (ая) нас забывает» – мало общается с ребенком, редко звонит, вплоть до того, что вообще исчезает из жизни крестника. Расстраивает даже не то, что крестный редко появляется (это, конечно, неприятно, но можно понять, учитывая, насколько сегодня все загружены). Обидно формальное отношение к восприемнику. Например, одна девушка рассказывала, что ей в крестные отцы пригласили авторитетного для них воцерковленного человека, но за всю жизнь он так и не пытался наладить с ней контакта. Однажды давно в детстве он подарил ей букетик цветов – это ее единственное воспоминание о нем. Конечно, крестный молился за нее – эта обязанность восприемника при любых обстоятельствах, – но ребенку этого было явно недостаточно.

Говоря об обязанностях крестного, трудно перечислить: мол, должен выполнять то-то и то-то. Все – кроме молитвы – зависит от ситуации. Часто крестные видят свою помощь только в «транспортировке» ребенка в храм и обратно. Но если родителям крестника нужна помощь, а у крестного есть свободное время, то сходить погулять с ребенком или посидеть с ним дома – долг любви. Многие «расчетливые» (в хорошем смысле этого слова) родители, думая о том, кого попросить стать крестным, выбирают именно таких восприемников, на которых можно положиться.

Кроме того, крестным нужно помнить, как важно для любых детей – из церковных и нецерковных семей – ощущение праздника, дружеского общения. Например, одна молодая женщина вспоминала о том, что в детстве крестная всегда после причастия водила ее в кафе «Шоколадница» или рыбный ресторан «Якорь». Посещение храма переходило в дружеское общение за праздничным столом, от всего вместе осталось в памяти впечатление волшебной сказки. Конечно, этим общение не ограничивалось. Крестная и возила ее по монастырям, и читала хорошие книги, например Никифорова-Волгина (причем именно сама читала вслух, а не дарила «правильную» книжку для галочки), и делала запоминающиеся подарки. Крестной всегда можно было позвонить перед трудным экзаменом с просьбой о молитвенной помощи – и быть уверенной, что она будет молиться за тебя.

Невоцерковленная семья: настаивать или отступиться?

Крестные, рассказывая о сложностях в отношениях с крестниками, чаще всего упоминают ситуации, связанные с тем, что родители крестника невоцерковлены. Например, сначала обещали не препятствовать воцерковлению ребенка, даже проявляли интерес к Церкви, но вскоре после крещения про все обещания забыли. На словах вроде бы возможность общения сохраняется, но реально… Летом надо на дачу, зимой – эпидемия гриппа. В остальное время то насморк, то бабушку надо навестить, то на рынок за комбинезоном съездить, да и вообще воскресенье – единственный выходной, когда выспаться можно. И если получается выбираться в храм с крестником хотя бы два раза в год – это хорошо.

Вообще, прежде чем соглашаться стать крестным ребенка из невоцерковленной семьи, необходим совет с духовником. Но что делать, если ребенка уже крестили, а родители, несмотря на свои обещания, остаются индифферентными к Церкви?

Крестные, знакомые с такой ситуацией, советуют не возить ребенка в храм, расположенный далеко от дома крестника. Лучше пойти в ближайшую , предварительно узнав, когда начинается служба и в какое время удобней причастить ребенка. Если около дома несколько храмов, то лучше узнать, где менее многолюдно, где спокойнее и приветливее атмосфера.

Стоит ли крестному, которому не дают выполнять его прямые обязанности, настаивать на своих правах? Можно предположить, что агрессивная проповедь скорее всего вызовет отторжение. Значит ли, что надо отступиться? В ответ на этот вопрос хорошую историю рассказал протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке: «Со своей будущей крестной мы с сестрой познакомились, казалось бы, случайно. В наш дом переезжала какая-то женщина, и отца попросили перенести ей мебель. Отец увидел у нее иконы. Поэтому, когда позже зашла речь о том, чтобы крестить детей, родители обратились к ней – к Вере Алексеевне. Эта нечаянная встреча изменила всю нашу последующую жизнь. Все думали, что мы покрестимся – и все, но Вера Алексеевна стала нас просвещать и, видимо, очень крепко за нас молилась. Водила нас в храм. Мне это было очень тяжело. Все мое детское воспоминание от храма – это только боли в спине и бутерброды, которые она нам давала, когда мы, усталые и голодные, выходили после причастия из церкви.

Бывает, что некоторые крестные молятся, переживают за ребенка, но боятся быть навязчивыми.

А она настаивала, говорила: «Вы же мне обещали», предупреждала: «Через две недели я возьму Аню и Федю в храм, пожалуйста, пусть они не едят с утра». Спрашивала: «Аня и Федя, а вы читали молитвы?» Я помню, она подарила нам молитвослов и отметила три молитвы, которые надо читать. Через две недели пришла к нам: «Ну как, Федя, ты читал молитвы?» Я говорю: «Да». Она взяла молитвослов и сказала: «Если бы ты его читал, то первая обложка бумажная была бы вот такой чертой отдавлена, этого нет, значит, ты редко его открывал. Нехорошо обманывать крестную». Мне стало стыдно, и с тех пор я начал читать молитвы.

А еще мы были втянуты в круг христианского просвещения, который был у крестной дома. У нее было несколько десятков крестников. Она пыталась достучаться до их сердец через вечера чтения, христианского переосмысления поэзии, музыки, литературы. Благодаря этому мы совершенно по-новому открывали веру. Мы узнавали, что Православие – это не старушки в церкви, что наследие всей русской культуры по существу своему православно. Ей удалось по-настоящему воцерковить очень большое количество людей. Среди ее крестников три священника, много людей, живущих полноценной церковной жизнью. Притом, что большинство из нас было из семей, абсолютно далеких от Церкви».

Если все же получилось так, что отношения с нецерковными родителями крестника зашли в тупик и ваши жизненные пути разошлись, а ребенок еще слишком мал, чтобы общаться самостоятельно, то превращаться в «свадебного генерала» не следует. Честнее будет просто сердечно молиться за этого ребенка.

Подросток

Многие священники и педагоги предупреждают, что в переходном возрасте ребенок почти неминуемо будет восставать против родительского авторитета и искать поддержку вне семьи. «Такова возрастная особенность у подростков – им обязательно нужен кто-то вне семьи, авторитетный взрослый человек, на которого можно было бы положиться. И крестный может стать таким авторитетом, – говорит преподаватель воскресной школы при храме святителя Николая в Кузнецах педагог Елена Владимировна Воспенникова. – Как готовить себя к этому? Во-первых, крестный с детства должен принимать участие в жизни ребенка, в любых вопросах, не только касающихся Церкви. Общение с крестным должно быть разносторонним – это и помощь в домашнем задании, и совместные походы в театр, и обсуждение того, что интересно и вам, и ребенку. Во-вторых, крестный должен быть авторитетом для ребенка. А это возможно только тогда, когда ребенок видит, что вы занимаетесь им искренне, не по долгу службы».

Но важно не просто сохранить хорошие отношения. Главное – помочь подростку не потерять веру. Как это сделать? Только личным примером. Елена Васильевна Крылова, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: «Если ребенок видит, что для крестного невозможно в воскресенье остаться дома вместо того, чтобы идти на Литургию, что жизнь крестного не существует без храма, только тогда слова крестного могут быть услышаны. Если ребенок почувствует благодаря участию в церковных таинствах, благодаря общению с крестным, что существует другая жизнь, то, даже если он отпадет в мытарствах переходного возраста, он потом вернется в . А привлечь подростка в храм можно через общие дела. Сейчас в молодежном мире вне Церкви все ограничивается тусовкой, дискотеками, а подростку нужны и реальные дела».

Таких дел в Церкви очень много: поездки в детские дома, помощь людям, миссионерские походы, восстановление старинных храмов с молодежью из «Реставроса» в самых живописных местах и еще очень много чего!

Крещение в детском доме

В древней Церкви младенцев не крестили без восприемников, поскольку в языческих семьях нельзя было гарантировать христианское воспитание. И сейчас нельзя крестить ребенка без взрослого восприемника. Но как быть с детьми в детских домах и домах ребенка? Ведь здесь ситуация совершенно особая. Крестным младенца (если их удается найти) проследить дальнейшую судьбу своего крестника очень трудно

Повод ли это для того, чтобы вообще отказываться от крещения брошенных младенцев? Светлана Покровская, руководитель Попечительского совета свят. Алексия: «Раз в месяц мы ходим в детскую больницу, где лежат новорожденные брошенные дети с тяжелыми пороками сердца. Дети, как правило, безымянные. Батюшка нарекает им имена и крестит. Впоследствии мы не можем проследить судьбу этих детей, администрация больницы таких сведений не дает. Многие из них умирают, не дожив до трех-четырех месяцев. И выжившим малышам гарантировать христианское воспитание мы не можем. Поэтому наша деятельность вызывает противоречивое отношение. Бывало так, что я обращалась с просьбой о крещении к священнику, но он отказывался крестить без крестных, причем таких крестных, которые понесли бы свои обязанности полностью вплоть до усыновления. Но многие другие священники считают, что нельзя лишить благодати младенцев только потому, что нет восприемников. Ведь крестный может молиться за ребенка, писать его имя в записках, чтобы в алтаре вынималась частица за больного страдающего малыша, а это же очень важно. Поэтому тех, кто соглашается быть крестным, мы просим прежде всего молиться за детей».

Ситуация, когда детдомовского ребенка крестят в сознательном возрасте, значительно отличается от предыдущей. Здесь крестный должен понимать, что дети очень привязываются к взрослым, которые проявляют к ним внимание, и поэтому оставить ребенка, раз начав с ним общаться, будет нельзя. Многие боятся такой ответственности, боятся, что ребенок захочет, чтобы его взяли в семью. Марина Нефедова (она в числе других прихожан храма Благовещения в Федосьине помогает ближайшему детскому дому крестить детей), опираясь на свой опыт, говорит: «Дети старше семи лет понимают, что крестный водит в храм, навещает, но не становится усыновителем. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы у детдомовских детей были крестные, которые бы общались с ними на протяжении многих лет».

Бывает так, что крестным просят стать слишком часто. Но есть разумные человеческие пределы. По мнению многих духовников, следует трезво оценить свои возможности и в тех отношениях, которые уже есть, стараться быть постоянными. Ведь с нас спросят, что мы делали и как заботились о воспринятых нами от купели.

Ярослав Зверев, Вероника Бузынкина

Когда младенец появляется на свет, первый крик и вздох свидетельствуют о его физическом рождении. В духовном плане этот момент наступает в день крещения. Ритуал принятия веры сопровождает нас многие поколения. Право быть крестным считается почетным, оно указывает на особые, теплые и доверительные отношения между родителями ребенка и восприемниками. Их долгом является принять духовное рождение человека и нести ответственность за веру своего крестника.

Ответ на вопрос о том, кто может быть крестными родителями мальчика или девочки, очевиден, с точки зрения церкви. Этого звания достойны люди, поддерживающие православную веру и достигшие совершеннолетия. На них возложены обязательства за приобщение ребенка к духовным ценностям.

Что несет в себе таинство крещения

Крещение - это древний обряд, проводимый в условиях православной церкви. Основным предназначением является очищение человека от проступков, совершенных в прошлой жизни, чтобы он мог начать свой новый путь с «чистого листа».

Когда младенца впервые в жизни приносят в церковь, дабы окрестить его, в святом месте остаются только самые близкие люди и Отсюда и пошло название «таинство крещения».

После того как священник произнесет все молитвы и трижды омоет младенца водой из купели, обряд считается завершенным.

Большинство из нас крещеные в первые месяцы своей жизни, а поэтому в памяти у человека отсутствует информация обо всем происходящем. Люди живут, развиваются, строят семьи. В какой-то период времени приходит момент, когда поступает предложение стать крестным родителем. Или, более того, в семье рождается ребенок и его нужно окрестить.

В такой ситуации возникает закономерный вопрос: «Кого взять восприемником и можно ли отказаться быть крестным?». Искать ответ нужно не в вере или церкви, он находится внутри нас самих. Очень важно здраво оценить возможности будущих крестных родителей: смогут ли они дать ребенку то, что не в силах дать вы, будут ли они его любить как родного и не собьют ли с истинного пути.

Необходимо также понимать, что жизнь очень непредсказуема, и если крестный папа или мама рассорятся с родителями крестника, это не должно никоим образом отразиться на их личных отношениях и нарушить духовную связь.

Духовное родство

Крестные переживают не меньше родителей перед крещением ребенка. Это, по большей степени, связано с прогрессированием церковной неграмотности среди современного населения. Это зачастую и приводит к отказу быть восприемником. Здесь главное понять, что быть крестным не страшно, если вы делаете этот шаг осознанно. А соответствовать церковным канонам не обязательно. Возможно, что это событие перевернет ваш внутренний мир и восприятие, и вы потянетесь к самообразованию в этом плане.

Для церкви важным является то, что выбранные крестные родители будут четко понимать: отныне они несут ответственность за ребенка ровно так же, как это возложено на биологических родителей.

Выбирая восприемников для своего ребенка, родители должны учитывать, что церковь не благосклонна к приему духовного рождения ребенка, если его принимает пара, состоящая в браке. Но при этом муж или жена могут являться крестными нескольких детей одних родителей.

Крестные ребенка близкие родственники - возможно ли?

У каждого сознательного родителя перед крещением ребенка возникает сложный вопрос относительно того, как выбрать крестного и крестную для малыша. Однако в большинстве случаев ответ на него находится на поверхности, стоит лишь немного углубиться в правила церкви.

В былые времена круг родственников старались расширить настолько, насколько это возможно. Это делалось с целью увеличения количества людей, которые в будущем будут заботиться о ребенке и помогать ему в трудных ситуациях. Именно поэтому приглашение быть восприемниками близким родственникам поступало только в виде исключения. Это обусловлено тем, что в одной семье все заботятся друг о друге и без того. Опять-таки, для увеличения семейного круга старались делать так, чтобы у брата и сестры были разные крестный папа и мама. Но здесь ограничение не со стороны церкви, а под воздействием человеческих понятий.

Главное, чтобы восприемник не забыл о своих обязанностях, и у него не возникло вопроса относительно того, можно ли отказаться быть крестным. Пройдя с ребенком родитель должен чувствовать духовную связь с ним.

Сколько детей может крестить один человек

Если человек от природы добрый, общительный и любит детей, то ему могут неоднократно разные семьи предлагать стать восприемником. Невольно всплывает вопрос о том, папой и мамой?

Со стороны церкви количественных ограничений нет, и вы по собственному желанию можете быть духовными родителями нескольких детей. Однако очень важно, чтобы крестный осознавал важность этого ритуала и понимал всю ответственность, которая на него возложена. Духовный родитель - это святой пример для крестника. Не выполняя своих обязанностей, он будет отвечать не перед родителями ребенка, а перед Богом. На протяжении всей жизни восприемник должен заботиться и оберегать своих крестников, сколько бы их у него ни было.

В народе витает слух, что женщина, крестившая одного ребенка и возжелавшая стать восприемником еще для одного, снимает крест с первенца. К счастью, это только миф и у церкви есть на то свой взгляд.

Повторное крещение - это словно вторые роды для биологической матери, которая никогда не бросит своего первого малыша, если у нее родится еще один или несколько детей. Крестная мама несет равноценную ответственность за своих крестников, и, породнившись в церкви с несколькими детьми даже от разных родителей, она не сможет забыть ни одного из них.

Родители должны хорошо подумать над тем, кто справится с этой ролью, ведь среди молодежи часто возникают вопросы о том, можно ли отказаться быть крестным, при этом уже пройдя обряд.

Как выбрать крестных родителей для дочери

Выбрать крестную маму для девочки всегда было проблематичнее, нежели для мальчика. Часто подруги матери ребенка задумываются, а можно ли отказаться быть крестным родителем, если до этого девушка еще не крестила мальчика. Это еще один народный миф, который гласит, что крестная мама девочки, взявшая на себя эти обязательства впервые и ранее не крестившая мальчика, обязательно останется одиночкой, а крестница «заберет ее красоту и удачу».

Это заблуждение не имеет под собой никаких христианских обоснований, а является исключительно суеверием, которому подчиняться грешно. Крестная для девочки должна быть убежденной православной христианкой. Еще один интересный момент, о котором не многие родители знают, у девочки обязательно должна быть восприемница, и допускается проведение обряда без крестного отца.

Выбор восприемника для сына

Также стоит понимать, кто может быть крестными родителями у мальчика. Здесь, так же, как и в случае с девочкой, нет каких-либо правил и ограничений. Крестный должен понимать, какую ответственность он несет за ребенка и что ему нужно будет всю жизнь поддерживать с ним духовную связь.

Что входит в обязанности восприемников

Тяжело осознавать, что не каждый человек понимает, для чего нужна крестная мама и папа, и почему именно так называется их новая и такая ответственная жизненная роль. Максимум, чем ограничивается участие крестных в жизни ребенка, - это визиты на именины и день ангела и дарение подарков. Это, конечно, замечательно, но с духовной стороны все гораздо глубже.

Обязанности крестного заключаются в молитве о сыне. Хотя бы раз в день восприемник должен обращаться к Богу с прошением за своего крестника. Ничего особенного, ровно то, что нужно делать для своих детей: просить о здоровье и благополучии, спасении и помощи. Задаваясь вопросом о том, кто может быть крестными родителями у мальчика и девочки, ответьте, смогут ли какие-либо ваши близкие друзья полюбить ребенка так, как делаете это вы. И только тогда можно будет определиться.

Крестная мама обязанности при крещении ребенка возлагает на себя те же, что и отец. Она должна помогать биологической матери, произносить молитвы за крестника, ходить с ним в церковь по праздникам и развивать в духовном плане.

Подготовка к крещению ребенка

Основной момент заключается в том, что выбранные крестные родители должны прийти в церковь для крещения ребенка с освященными нательными крестиками. Крестная мама в обязательном порядке должна находиться в храме только с покрытой головой. Следует избегать одежд с брюками. Платье или юбка должны быть ниже колена, а плечи закрытыми.

Таинство крещения - это длительный обряд, который может продолжаться до двух часов, поэтому обувь нужна устойчивая, на низком ходу и без каблуков. В течение всего времени восприемник должен будет держать младенца на руках.

Мужчине достаточно надеть строгий костюм или брюки с рубашкой.

Все, что потребуется для обряда: полотенца, свечи, икону - можно приобрести в церкви. С собой для ребенка стоит подготовить только крестик и одежду.

Церковь - это место, в котором следует воздержаться от привлечения внимания, поэтому будьте скромны в одежде и поведении.

Общепринятые подарки крестникам

Современные традиции относительно крещения мало чем отличаются от древних. Так же, как и раньше, принято дарить ребенку нательный крестик - это входит в обязанности крестного папы, а одежду дарит крестная мама. Это что касается крещения мальчика.

Если крестят девочку, то правила те же, только наоборот. Сейчас подарки приобретают родители ребенка, но желательно, чтобы крестные родители преподнесли какой-либо памятный презент.

Очень давно было принято дарить ребеночку серебряную ложку. Ее восприемники преподносили в дар тогда, когда у ребенка появлялся первый зубик.

Считается, что именно с этой ложки следует начинать вводить прикорм. Эта традиция сохранилась и по сей день.

Можно ли стать восприемницей беременной женщине

Нет никаких запретов к тому, чтобы беременная крестная мама принимала участие в обряде. Церковь не может воспрепятствовать крестить ребенка женщине в положении. Единственное, что может этому помешать, - это физическое состояние беременной, но если она уверена, что выдержит 2 часа с ребенком на руках в положении стоя, то можно. Главное - осознание того, что в скором времени у мамы будет не только свой рожденный ребенок, но и духовный крестник.

Кому запрещается становиться восприемником церковью

По законам существует ряд ограничений, попадая под которые, человек не имеет права принимать участия в таинстве крещения:

  • крестные родители другой, не христианской веры - буддисты, атеисты, католики, мусульмане и прочее, даже при условии, что они самые близкие друзья семьи;
  • если ребенка хотят крестить родители, связанные узами брака или семейными отношениями;
  • не допускаются к обряду;
  • если родители не были крещеными;
  • если отсутствует желание становиться восприемником;
  • биологическим родителям нельзя крестить собственного ребенка;
  • несовершеннолетние люди;
  • запрещено крестить мачехам и отчимам своих падчериц и пасынков;
  • если у женщины критические дни, вход в церковь запрещен;
  • монахи и священники.

В последнем случае исключением является ситуация, если священник будет крестным отцом у монаха или человека, принадлежащего к церкви.

Есть ли необходимость состоять в браке, чтобы стать крестным

Еще один народный миф гласит, что хотя бы один из крестных родителей должен состоять в браке. Это убеждение является в корне неправильным. Но при этом родители должны понимать, что женатый мужчина или замужняя женщина - это более ответственные и опытные люди, соответственно, они отчетливо понимают, какие обязанности на них возложены.

Быть восприемниками очень ответственно и почетно. Крестная мама обязанности при возлагает на себя аналогичные тем, что взял на себя отец, крестивший мальчика.

Что делать, если крестный родитель забыл о своем предназначении

К сожалению, случается так, что восприемники забывают о той ответственности, которую брали на себя в момент крещения ребенка. В обязанности крестного входит воспитание, забота и духовное развитие малыша.

Если родители сделали неправильный выбор и кумом оказался беспечный человек, то вина за это лежит только на них. В такой ситуации им следует делать то, что должен был сделать восприемник, и приобщать ребенка к церкви.

Можно ли отказаться или сменить крестных родителей

Таинство крещения - это обряд, который выполняется один раз в жизни, и перекрестить ребенка уже никто не может. Не имеет значения, как сильно согрешили биологические или крестные родители ребенка или он сам. То, что было сделано перед Бором, в святом месте изменить нельзя.

В зависимости от жизненной ситуации, уже повзрослевший ребенок может сам делать выбор, общаться с крестными родителями, которые согрешили, изменили вере, или нет. Если восприемники взяли на себя эту ответственность, но не справились со своими обязательствами, предали крестника, отвечать за это придется перед Богом.

В этом случае можно сказать, что духовный союз, заключенный между родителями и ребенком в младенчестве, разрушен.

Родители ребенка должны четко понимать и быть уверенными в выборе крестных родителей так же, как в самих себе, ведь это не дань моде, а великое таинство, которое совершает человек в храме лишь единожды.

Быть крестным настолько почетно, что отказаться от такого приглашения никому и в голову не придет. Но когда таинство совершилось, традиции соблюдены, крестик и серебряная ложечка подарены – что дальше? Зачастую все расходятся жить каждый своей жизнью, забывая о том, что восприемник взял на себя ответственность перед Богом за вечную жизнь другого человека.

Почему быть крестным опасно и почему иногда лучше вообще им не быть – рассуждает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).

  • Как и для чего становятся крестными? (+видео)
  • Что значит быть крестным?
  • Крестные родители: кому можно, кому нельзя быть крестным, обязанности крестных
  • Крестные и крестники: как выбирать крестного, как воспитывать крестника

– Если человек не помнит, крестили ли его в детстве, и никто не может точно сказать, что в таком случае делать?

– Если есть хоть малейшие сомнения, крещен или нет, конечно же, нужно креститься. И воспринимать это не как второе крещение, а как первое и последнее.

Некоторые священники в данном случае крестят с прибавлением фразы: «Аще не крещен, крещается раб Божий такой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но, на мой взгляд, Господу не нужно, чтобы Его оповещали, почему мы крестим. Он всё видит и Сам всё знает.

Кстати, такая ситуация как раз была в моей жизни. Я воцерковлялся в школьные годы. И только когда воцерковился, узнал, что меня в детстве крестила прабабушка. Причем не в церкви, а сама. В советское время встречалась такая практика – в тех местах, где не было церквей, или когда отсутствовала возможность отнести ребенка в храм, крещение совершали верующие родственники. Сейчас такая практика тоже есть, но только в случае смертельной опасности. Когда существует реальная угроза жизни, крещение может совершить любой православный христианин, но впоследствии оно обязательно должно быть дополнено миропомазанием.

Прабабушка была очень благочестивым воцерковленным человеком, брат ее, иеромонах, принял смерть как новомученик. В ее вере сомнений не было, но относительно того, как было совершено крещение, оставались вопросы – миропомазали потом или нет.

В то время я уже помогал в Киево-Печерской Лавре и тесно общался с лаврскими монахами. И они сказали, что если есть хоть малейшие сомнения, обязательно нужно креститься.

И меня крестили, в Днепре. Это было 1 марта 1991 года. Совершал крещение нынешний наместник Киевской Голосеевской пустыни отец Исаакий – он единственный согласился в такую пору года идти крестить на Днепр.

Я хотел, чтобы всё было правильно – с троекратным полным погружением. А в Киеве баптистериев на то время еще не было, и единственная такая возможность креститься – в реке. Откладывать я тоже не хотел: как это так, не участвовать в таинствах? До этого я исповедовался и причащался, но с тех пор, как узнал о сомнениях относительно моего крещения, приступать к причастию уже не смел.

Помню, дул сильнейший ледяной ветер – фелонь отца Исаакия завернулась наверх и как флаг трепетала. По реке мимо нас проплывали льдины. Меня троекратным погружением крестили, сразу после этого я пошел на Литургию и причастился.

Что интересно – хотя вода была ледяная, ни у меня, ни у крестившего монаха никаких проблем со здоровьем не было: благодать таинства защитила…

– Владыка, а теперь про восприемников… Приближается день рождения моего крестника, и, собираясь в гости, переживаю, что очень редко его вижу и никогда не вожу к причастию. Чувствую свою ответственность и вину, но не могу понять, за что именно я отвечаю и в чем конкретно виновата.

– Это как раз тот случай, когда важен не результат, а процесс. Господь каждого человека ведет Своим промыслом, и только Бог знает, спасется ли душа крестника. Но на Страшном суде Он спросит крестного, что тот сделал для того, чтобы эта душа спаслась, и какие усилия приложил, чтобы ребенок стал православным христианином и наследовал Жизнь Вечную.

Ну и, кроме того, нужно понимать, что функция восприемника не заключается в том, чтобы водить на причастие.

– А в чем тогда? Роль крестных сейчас настолько размыта, что вообще непонятно, что они должны делать.

– Очень интересный вопрос. В моей практике был случай, когда молодые родители обратились с просьбой крестить их ребенка. Перед ними стояла проблема: ни один из родственников или знакомых не подходил на роль восприемника. «Мы сейчас сами воцерковляемся, пытаемся жить по-православному, – объяснили они. – Зная, каковы обязанности восприемников, мы понимаем, что нет того, кто мог бы взять на себя эти функции. Все наши друзья, родственники – добрые и хорошие люди, но никто из них не живет церковной жизнью».

Родители понимали, что если возьмут крестных «для галочки», это будет профанацией таинства. И в данном случае я посчитал необходимым крестить ребенка без восприемников.

Мы знаем, что младенцев крестят по вере тех, кто приносит их ко крещению. Как правило, приносят родители, и воспитание в православии, во всяком случае, «основной контент», дети получают тоже в семье. Восприемник же принимает участие в жизни крестника крайне редко.

Единственный известный мне случай – с одним из братии нашего монастыря. В период воцерковления ему очень помогала крестная, верующая женщина. Она реально потрудилась, чтобы он ступил на путь ко Христу, и действительно полностью выполнила те функции, которые должен нести восприемник. Но это, повторюсь, единственная подобная история.

Но, конечно же, лучше придерживаться практики, которая веками существует в Православной Церкви: когда при крещении восприемник или восприемница берут на себя перед Господом ответственность за то, что ребенок вырастет православным христианином.

– Что конкретно крестным родителям нужно для этого делать?

– По уставу Православной Церкви, по древней традиции, мальчику дается восприемник, девочке – восприемница. Сейчас, как правило, у каждого ребенка крестных двое. А в некоторых регионах бывает и по несколько пар крестных. Но это уже является человеческим привношением – люди просто хотят породниться с семьей крещаемого младенца. Ничего общего с православной христианской традицией это не имеет, и никак с духовной точки зрения не обусловлено.

Вообще, на мой взгляд, институт восприемничества в наше время глубоко и серьезно профанирован отношением к обязанностям крестных родителей. Во многом вина за это лежит и на нас, на духовенстве. Мы не уделяем должного внимания работе с людьми, которые приходят в храм с желанием окрестить ребенка.

Кстати, в нашем Ионинском монастыре и в скиту в селе Нещеров под Киевом беседа с родителями и восприемниками проводится обязательно. В Нещерове даже по несколько бесед – и с венчаемыми, и с крещаемыми, и ни покреститься, ни повенчаться нельзя, пока люди не прослушают весь курс.

Ничего подобного. Как показывает опыт, крестятся и венчаются очень даже охотно и знакомым советуют – мол, в таком-то храме серьезно относятся к таинству, идите и вы крестите там.

Вина духовенства, что оно не работает с паствой в этом направлении, не объясняет задачи восприемников, не предостерегает от поспешного согласия ступать на такой духовно опасный путь. Я действительно считаю, что становиться восприемником духовно опасно.

– Можете пояснить, почему?

– Есть несколько аспектов. В идеале родители, которые сами живут церковной жизнью, приглашают православного человека крестить их детей. В этом случае, конечно, отказываться вряд ли стоит. Да, это ответственность, но риск недоброго ответа на страшном судищи Христовом существенно уменьшается. Отец с матерью сами занимаются воспитанием, а крестный лишь помогает – дарит духовную литературу, ездит вместе в паломничества.

Но когда православного человека приглашают быть восприемником нецерковные люди, я всегда прошу очень и очень хорошо подумать. Насколько близка вам эта семья, насколько родители лояльны к христианству, готовы ли они давать возможность реально участвовать в воспитании их ребенка? В большинстве случаев выясняется, что не готовы: «Ну, вы покрестите, а там посмотрим…»

Поэтому нужно как следует всё взвесить – ведь это большая ответственность, вы поручаетесь перед Богом за этого младенца.

Если по малодушию, или по неразумию, или по какой-либо иной причине – возможно, из любви к этой семье – человек согласился стать крестным, а ему затем говорят: «Спасибо, ваших советов нам не надо, мы сами воспитаем своего ребенка в тех традициях, которые считаем нужными», в таком случае задача восприемника – денно и нощно, насколько по силам, молиться за крестника. Поминать на утренних и вечерних молитвах, подавать записки на Литургию. Стараться восполнять отсутствие общения физического общением молитвенным.

– Что делать, если крестник растет вне Церкви, не причащается?

– Стараться говорить с родителями, объяснять, прилагать все усилия для того, чтобы они дали возможность общаться с ребенком на эту тему.

Относительно причастия детей мне близко мнение протоиерея Алексия Уминского, который считает, что ребенок должен причащаться вместе с родителями. Это и я говорю всем, кто подносит младенца под благословение.

Если родителей спросить, для чего они причащают детей, большинство ответит – «чтобы Господь дал благодать, чтобы ребенок соединился с Господом, принимая Его Тело и Кровь». Но, простите, а вам самим что, благодать не нужна? Вы не нуждаетесь в приобщении к Телу и Крови Христовым?

Дети воспринимают только личный пример, и, как показывает многолетний опыт, сколько бы верующие бабушки ни носили младенцев на причастие, если папа с мамой от веры далеки, практически в 100% случаев ребенок, как только становится самостоятельным, абсолютно о храме забывает.

Лишь благодатью Божьей уже в сознательном возрасте он может прийти в храм. Не вернуться – потому что он тут, по сути, никогда и не был: его дома не воспитывали в вере, он не просыпался и не засыпал с молитвой, не жил в христианской атмосфере. Поэтому и сказать, что он вернется в храм, нельзя. Он туда придет.

Конечно, причастие младенцу нужно. И если крестный возьмет на себя труд и будет носить ребенка к Чаше, это лучше, чем если бы крестник жил вообще вне таинств. Но насколько это скажется на его христианском воспитании, большой вопрос.

Поэтому важно приложить все силы для того, чтобы была возможность с ребенком общаться. Не так, как это сейчас принято, – когда крестный приходит раз в год на день рождения, или на день Ангела, или на Новый год, дарит какую-то ерунду, обменивается с крестником двумя-тремя умильными фразами, отбывая таким образом повинность, и с чистым сердцем удаляется.

Не обольщайтесь, это не восприемничество. Такое поведение вообще ничего общего с христианством не имеет, наоборот, происходит профанация взаимоотношений восприемника и крестника, и за это придется давать ответ перед Богом.

С ребенком нужно общаться, в том числе на христианские темы, читать с ним христианские книжки, посещать вместе храм. Если же это встречает категорический отказ со стороны родителей, тогда возьмите на себя подвиг молитвы за крестника. Это важно, потому что задача крестного – не подарки дарить, а ко Христу вести.

– Многие стесняются «грузить» разговорами о религии и вере или не имеют опыта общения с ребенком на такие темы…

– Если всё так сложно, не надо соглашаться быть крестными у нецерковных родителей.

Назвался груздем – полезай в кузов. Старайтесь теперь, ищите слова. Перед этим обязательно помолитесь. По благодати Божьей, по Его вразумлению, придет понимание, как достучаться до ребенка. К делу нужно приступать только с молитвой, попросив у Господа помощи.

– Вопрос о другой ситуации. Многих из нас крестили в советское время, когда родители часто были против, и бабушка с тетей или подружкой несли детей в церковь на крещение тайком. Ребенок вырос, воцерковился, а крестные в храм так и не пришли. Есть ли обязанности у верующего крестника по отношению к своему нецерковному крестному?

– Как это сделать? Люди в возрасте воспринимают, как правило, «в штыки», когда «яйцо начинает учить курицу». Тем более в духовных вопросах.

– Опять же, приступать к делу нужно, помолившись. Попросить у Господа помощи, осознав свое недостоинство, свою недалекость, никчемность и бестолковость. Когда Господь даст благодать? Когда поймем, что обращаемся к Нему, потому что сами немощны.

Если человек хочет научиться кататься на горных лыжах, но приходит к инструктору и начинает рассказывать, как он всё хорошо умеет, и инструктор ему нужен только, чтобы показать пару приемчиков, понятно, что при спуске с горы такой умник наломает дров и наполучает травм. А когда есть понимание, что всё, что я умею, – это по прямой лыжне ходить да скатываться с горки возле дома, тогда инструктор начинает как следует учить, и всё это приводит к конкретному результату.

Так же и мы – если смиримся, если осознаем, что ни на что не способны – без Господа «не можем творити ничесоже», тогда Господь Сам приходит на помощь.

Обязательно помолившись, подумайте, чем можно заинтересовать взрослого, пожилого человека в этом отношении. Пригласите его на экскурсию в храм или подарите какую-то книжку, брошюрку. Бывает, если прямо предложить что-то почитать, человек откажется: «Как это? Я жизнь прожил, а тут какая-то сопля зеленая вздумала меня учить…» В таких случаях может сработать «обходной маневр» – когда где-то на видном месте оставляется или забывается какая-то книга, которая может заинтересовать.

Зачастую пожилые люди имеют больше времени, и они привычны к чтению. Поэтому есть вероятность, что «забытая» книга будет прочитана, и какое-то зерно упадет на сердце. Вариантов – масса, главное – подумать.

На кого-то, наоборот, может подействовать удар, что называется, в лоб, и человек встряхнется.

У нас в Ионинском был один дедушка – хороший человек, отличный слесарь, приходил, помогал. Как-то заметили, что он стал реже появляться. Оказалось, болел, лежал в больнице. И вообще было видно, что человек потихоньку сдает (по многим пожилым людям видно, что они клонятся к закату). Мы были с ним на дружеской, короткой ноге, и я прямо его спросил: «Леня, а ты вообще в Бога веруешь?» – «Ну да, верую». – «Когда же ты последний раз причащался?» – «Ой, я и не знаю, когда». – «Если не будешь причащаться, в ад попадешь». – «Точно?» – «100 процентов…» – «А как сделать, чтобы причаститься?..»

Человеку уже под 80 было, долгие разговоры некогда вести. Я объяснил ему самые простые вещи, то, что он мог воспринять. Понятно, какой с него пост и длительные богослужения, но к причастию он подготовился и стал причащаться регулярно. Через полгода он мирно отошел ко Господу, и я верю, что Господь его принял. Потому что человек в чистоте сердца откликнулся на зов: «Примите, ядите». Просто встал и пришел.

– Для чего вообще приглашать восприемников, если родители ребенка – верующие люди и сами намереваются растить младенца в православной вере?

– Восприемник нужен. Мы знаем слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Чем больше людей станут молиться о ребенке, чтобы наследовал он Царствие Божье, тем лучше. Лишний молитвенник, что называется, не помешает.

И в будущем, особенно в переходном возрасте, когда мнение постороннего человека для подростка зачастую более важно, чем родительское, восприемнику легче будет говорить с крестником о вере, о духовной жизни. Он сможет помочь ребенку удержаться в церковной ограде, когда у того будет соблазн ее оставить.

Еще и поэтому важно взять в восприемники человека единодушного и стремящегося к жизни во Христе.

– Можно ли друзьям разных вероисповеданий крестить детей друг у друга? Например, православным быть крестными в католических семьях.

– Как говорил один мой знакомый, «я в этом некое лукавство зрю!»

Если православный соглашается быть восприемником у ребенка родителей-католиков, какой Символ веры он будет читать в храме во время Таинства Крещения? В какой храм он будет нести причащать этого ребенка, в какой вере будет его наставлять?

Одно из двух – это или лукавство в отношении веры, когда нет разницы, во что веровать и как веровать. Или человек заведомо не планирует исполнять функции крестного, и для него участие в Таинстве – лишь повод вступить с данной семьей в более тесные и дружеские отношения. Опять же, это профанация восприемничества.

– Часто люди поступают так, чтобы не вызвать досаду ближних…

– В вопросе вечности и отношений с Богом компромиссов быть не может. И человеческий фактор не может быть оправданием для отступления от веры, от Закона Божия.

Из житий святых мы знаем массу случаев, когда родители умоляли детей отречься от Христа, взывая к каким-то родственным, семейным чувствам. В советское время сколько было такого, что родители или дети склоняли своих родственников не ходить в церковь.

То есть во все времена люди были готовы идти на смерть за твердость в своей вере, а мы почему-то из побуждений, как бы кто о нас чего плохо не подумал, с такой легкостью готовы отступить от Христа.

Это вещи очень серьезные, и с ними шутить нельзя.

– Почему, когда в храмах подаем записки с именами, всегда спрашивают, крещен ли человек. Многие в искреннем желании помолиться за ближнего не знают, крещен он или нет. И приходящих в церковь смущает, огорчает и часто даже отталкивает, что здесь такое пристрастное внимание к вопросу крещен/не крещен. Люди спрашивают: «Неужели нельзя принять записку и просто помолиться о болящем?»

– Церковь на Литургии молится только о тех, кто является ее чадами. На молебны вполне возможно подать записки и с именами некрещеных людей – в первую очередь о том, чтобы Господь просветил их сердце познанием истины.

Я бы ответ на этот вопрос разделил на две части. Если мы точно знаем, что человек не крещен и креститься не хочет, подавать о нём записки на Литургию нельзя. Но если неизвестно, крещен ли наш близкий, лучше подать, и Сердцеведец Господь, во-первых, эту молитву не поставит нам в грех, а во-вторых, Своей благодатью обязательно помилует этого человека.

Количество записей: 224

Я крестила девочку у своих друзей, сейчас у них родилась еще девочка, могу ли я ее тоже покрестить?

Светлана

Светлана, нужно помнить, что быть крестной - это большая ответственность перед Богом. Крестные обязаны всегда молиться за своих крестников, воспитывать их в православной вере, приучать к православию, и самой нужно жить церковной жизнью. Крестными можно быть несколько раз. Вы можете быть крестной у второй дочки Ваших друзей.

иеромонах Викторин (Асеев)

Подскажите, пожалуйста, можно ли выйти замуж за человека, если 10 лет назад у меня была интимная связь с его лучшим другом, да и еще к тому же мама этого же лучшего друга, является моему молодому человеку крестной? Он в растерянности из-за этого, не знает, как ему поступить, просит меня помочь ему в этом, а я не знаю, как. Что, Вы посоветовали бы?

Надежда

Посоветую Вам, Надежда, покаяться и исповедоваться в блудном сожительстве, с искренним намерением никогда больше не согрешать. Препятствий к браку нет.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Скажите, пожалуйста, крестила своего ребенка, мальчика, сейчас ему 4 годика, хотела бы взять еще одну пару крестных родителей. Своего родного брата и двоюродную сестру (но я у нее уже крестила мальчика). Можно это сделать или нет?

Елена

Здравствуйте, Елена! У одного ребенка может быть только двое крестных, которые воспринимают его от святой купели. Для еще одной пары крестных нужен еще один ребенок.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Мой вопрос касается таинства крещения. Могу ли я взять крестной матерью для своей дочери мать своего крестника?

Инна

Инна, быть крестной - это большая ответственность перед Богом. Крестная должна быть благочестивой, верующей православной христианкой. Крестная должна воспитывать своих крестников в православной вере, молиться за них, и сама должна участвовать в церковных таинствах. При соблюдении этих условий, мать своего крестника в крестные своей дочери Вы можете взять.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшка. Моя крестница находится в унынии. Мама у нас умерла рано. Она воспитывалась папой и мачехой. Я, по возможности, старалась водить ее в храм, мы исповедовались, причащались. А сейчас по настоянию отца ее отдали учиться (ей уже 19 лет) в московский вуз. Я пыталась отговорить, но, видимо, была неубедительна. Отделяют нас сейчас тысячи километров. Сейчас ей учиться не нравится (хотя она старается), разочаровалась она во всем и во всех (и друзья предавали, и родители как бы "выкинули" ее из своей жизни, ничего не рассказывают). Я пытаюсь ее как-то поддержать, делиться событиями, уговаривала перевестись ее поближе учиться, сходить в храм, помолиться. Но на все один ответ: "Не поможет!" Отгородилась ото всех, ничего ей не хочется, увлечений нет... Живет как бы машинально: "Мне теперь все-равно". Такой вот девиз. Я так думаю, означающий, что мне теперь все-равно, что со мной будет. А такая позиция до добра не доводит. Что мне делать? Как вывести ее из такого безразличного к себе самой состояния? Подскажите, пожалуйста.

Ирина

Да, Ирина, такая позиция до добра, кажется, не доведет. Я думаю, надо к ней ехать! Словами и уговорами не поможешь, ей нужно просто человеческое тепло и участие. Просто доброе слово человека, который умнее, старше, опытнее ее, который идет с ней одним жизненным путем из дней ее юности, когда ей мир казался другим. Здесь едва ли получится помочь ей на расстоянии, здесь нужен личный контакт. Если нет возможности приехать к ней самой, может быть, она сможет как-нибудь на каникулы приехать к Вам? Я думаю, встретиться – это единственный и притом верный способ ей помочь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У нас возникла такая ситуация, подруга предложила мне стать крестной матерью ее ребенка, я, конечно же, согласилась. Когда она определилась с датой крестин, я подсчитала, и выяснила, что в этот день у меня будут идти месячные, и предупредила ее об этом заранее. Предложила ей перенести день крестин, но она ни в какую переносить не хочет, аргументируя тем, что все уже подготовлено на этот день, и гости, в том числе, оповещены. Насколько я знаю в "такие" дни принимать участия в Таинствах нельзя. Как нам быть в такой ситуации? Заранее благодарю за ответ.

Марина

Марина, когда женщина находится в нечистоте, то она может заходить в церковь помолиться, но прикасаться к святыням, иконам и к кресту нельзя. Крещение проходит не в самом храме, а в крестильной. Вы можете быть крестной, но Вам нельзя будет прикладываться к иконам и кресту. Можете стоять рядом и молиться. Такую практику применяют довольно часто, но Вы заранее все же обсудите этот вопрос со священником, который будет крестить. Нужно помнить, что крестные родители отвечают перед Богом за своих крестников. Вы обязаны за них молиться и воспитывать их в православной вере, и сами должны вести христианский образ жизни.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Начало моего воцерковления было 15 лет назад. В то время женщина, которая мне помогала советом, попросила меня быть крестной ее внучки. Я отказывалась, т. к мне не по душе была ее внучка, но она меня все-таки уговорила. Я через силу стала ее внучке крестной. Покрестили, на этом все и закончилось, вот уже 12 лет так, душа у меня не лежит к ребенку. Что мне делать, так хочется по прошествии стольких лет сказать этой женщине: зачем вы настояли на своем? Я тогда делала первые шаги к храму, сейчас бы без любви не стала бы крестной матерью.

Елена

Елена, Вы же участвовали в крещении ее внучки, и поэтому Вы все равно, хотите или нет, являетесь крестной этой внучки. Не обязательно с ней встречаться, если Вы этого не хотите, и высказывать этой женщине о своем отношении тоже не нужно. Так будет лучше и для Вас, и для нее. От Вас требуется только молитва за свою крестницу. Ничего плохого в том нет, что Вы стали крестной. Молитесь за нее, когда Вы бываете в церкви, и, по возможности, дома. Когда мы молимся за людей, которые нам неприятны, или за своих обидчиков, мы тем самым проявляем свою любовь. Это будет очень большой пользой и для Вас, и для Вашей крестницы.

иеромонах Викторин (Асеев)

Может ли свекровь быть внучке крестной матерью?

Вера

Вера, свекровь может быть крестной у своей внучки. Но нужно помнить, что крестная должна быть верующей православной христианкой. Быть крестной - это большая ответственность перед Богом за свою крестницу. Крестная должна воспитывать крестницу в православной вере, молиться за нее и приучать к церкви

иеромонах Викторин (Асеев)

Если перекрещивать нельзя, можно ли сделать названную крестную вместо непутевой, чтобы ребенок ее называл крестной?

Екатерина

Екатерина, что скрывается за понятием "непутевый", я не знаю. Могу только ответить, что крестный - это человек, произносивший обеты верности Христу за крещаемого младенца (отречение от сатаны и сочетание Христу в чине таинства) и принимал его от купели. "Названных крестных" не бывает. Если же крестная не желает участвовать в воцерковлении малыша, носите его в храм одни, без нее. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Меня зовут Катя, скажите, пожалуйста, я не замужем, можно ли мне крестить первую девочку, а не мальчика? Заранее Вам спасибо!

Екатерина

Екатерина, нет никакого значения, замужем Вы или нет. Главное, что от Вас требуется - это чтобы Вы были верующей православной христианкой, вели добродетельную нравственную жизнь, не грешили. Крестные несут ответственность за своих крестников перед Богом, они должны их воспитывать в православной вере и добродетели и молиться за них. Крестной Вы можете быть как у девочки, так и у мальчика, и не имеет значения, замужем Вы или нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка! Сегодня выяснилось, что я являюсь крестной двух молодых людей и девушки (24-28 лет). Я их не крестила, когда их крестили, мне тогда было 19 лет (сейчас 42). Мои родственники записали меня и моего дядю в крестные, а окрестили сами. Что теперь делать, я себя крестной не считаю, у меня и так двое есть крестников, да своих трое детей. А эти люди мне якобы являются двоюродными братьями, хотя мой дядька их усыновил, а потом сдал в детдом. Они работать не хотят, тунеядцы, воры, и родственники просят, чтобы я взяла над ними шефство (т. е. кормила, помогала деньгами и т. п.) Сама я живу очень скромно, еле концы с концами сводим. Этот крест не для меня, тем более, что на это крещение я своей воли не давала.

Елена

Елена, насильно нельзя заставить человека быть крестной. Если Вы не участвовали в их крещении, тогда будьте спокойны, Вы не являетесь крестной этих людей. То, что они Вас заочно "записали" в крестные без Вашего участия, ничего не значит. Будьте абсолютно спокойны - Вы НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ КРЕСТНОЙ, и на Вас не лежит ответственность перед Богом за этих людей. Что касается помощи Вашей в отношении этих людей, то это Ваше личное добровольное желание. Хотите, помогайте – хотите, нет - в зависимости от Ваших возможностей.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос: восемь лет назад моя дочь была окрещена, можно ли по истечении лет взять еще одну пару крестных? То есть, не перекрещивать, а законно сделать их крестными?

Вита

Вита, Вы знаете, зачем назначаются крестные? Крестные отвечают за своих крестников перед Богом, молятся за него. Взрослым крестные не нужны, так как они сами в состоянии прийти в церковь и сами за себя отвечают. Так что законные крестные – те, которые крестили ребенка, и менять крестных нельзя, это будет незаконно и недействительно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Если я уже стал крестным, но по определенным причинам я не хочу им быть, можно ли как-то отказаться от этого звания?

Андрей

Андрей, Вы однажды согласились быть крестным, и Вы в ответе за этого младенца перед Богом,0 за его духовную жизнь. Вы обязаны молиться за своего крестника и сами должны жить церковной жизнью и соблюдать Заповеди Божии, регулярно исповедаться и причащаться. Какие могут быть причины в том, чтобы не молиться за своего крестника? Даже если у вас нет хороших отношений, это Вас не освобождает от того, чтобы молиться за него. Быть крестным - это ваша обязанность, и Вы не можете отказаться от этого. Это Ваш крест, и если вы откажетесь, то это будет грехом перед Богом и перед Вашим крестником.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер, полгода назад покрестила свою доченьку, но вот сам обряд всем присутствующим показался недовершенным, так как то, что говорил батюшка, мы совсем не разобрали, он очень быстро говорил, сложилось впечатление, что ему просто надо уйти поскорей, крестины длились минут сорок максимум, да и делал он все неохотно, даже колготочки не снимали с ребенка, чтобы коленочки помазать, он пальцем дотронулся, и то еле-еле, просто я сама была на крестинах, и не раз, и видела, как это происходит. А теперь у меня стойкое ощущение того, что мою дочь неправильно покрестили и она не получит полной связи с Богом, ну, или как-то так. Так ли это? Может, обратиться в другую церковь? И еще вопрос про крестных, наша крестная совсем нами не интересуется, даже не поздравила с днем рождения, хотя вначале обещала честно исполнять свой долг. Как быть в данной ситуации? Заранее благодарна.

Юлия

Юлия, в самом Таинстве крещения важен, пожалуй, только один момент, а именно - омывание водой крещаемого с произнесением над ним слов крещения, которые еще называют формулой. Если это было сделано правильно, то все остальное – лишь обряды и, по сути, второстепенно. Однако при миропомазании, которое тоже является Таинством и совершается заодно с крещением, все части тела должны быть помазаны правильно и без пропусков. Если это не было сделано правильно, я думаю, что можно обратиться в храм и попросить все совершить, как следует.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня возник вопрос по поводу крещения ребенка. Помогите, пожалуйста советом! Опишу ситуацию: мы с мужем оба крещеные, венчаны. Неделю назад у нас родилась доченька. Конечно же, мы хотим ее крестить. Но дело в том, что из нашего окружения никто не подходит на роль крестной матери. У нас мало родственников и друзей. А из тех, кто есть, никто регулярно не ходит в церковь, не участвует в таинствах, не читает Библии. У нас только два человека на примете. Свекровь и моя тетя. Мама мужа молится только дома и живет за 1000 км. от нас. Моя тетя также не ходит в церковь, хотя живет близко и могла бы видеться с крестницей, если выбрать ее. Вопрос в том, кого нам выбрать в крестные? Больше кандидатов у нас просто нет. Моих родителей нет в живых. Формально привести человека, "сделать" его крестным, тем самым искусив на грех невыполнения своих обязанностей, мы не хотим. Муж говорит, что лучше уж тогда вообще обойтись без крестной. Сами мы в храм ходим и будем водить туда дочь. Подскажите, батюшка, как лучше поступить?

Анастасия

Анастасия, крестные должны быть благочестивыми, православными и верующими христианами. Крестные должны молиться за своих крестников, воспитывать их в православной вере. Крестные должны жить рядом с о своими крестниками, а не за 1000 км. В принципе, если нет подходящей кандидатуры, то можно крестить и без крестных. Да, думаю, что лучше тогда обойтись без крестных, тем более, что Вы сами люди верующие, и вполне сможете позаботиться о младенце и о его духовном воспитании. Однако окончательно решать этот вопрос надо заранее, в том храме, где будут крестить.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. Мне 27 лет, меня покрестили в год. Недавно я узнала, что мой крестный отец во время моего крещения сам не был крещен, а покрестился он только спустя 10 лет после моего крещения. Что мне делать? Является ли мое крещение правильным и действительным? Спасибо за ответ.

Катерина

Катерина, крестные должны быть крещеными православными христианами. Крестные должны воспитывать своих крестников в православной вере. Крестные - это восприемники от купели, и никак не влияют на само таинство Крещения. Крестит священник, и передает крестному младенца после купели для дальнейшего воспитания младенца. Ваше крещение, без всякого сомнения, действительно, потому что Вас крестил в православном храме священник, независимо от того, кто Ваш крестный. Хотя, конечно, обычно перед Таинством обязательно спрашивают крестного, кто он, и православный ли. Не переживайте, и благодарите Бога, что сподобил Вас такого великого таинства крещения и за то, что Ваш крестный тоже обрел православие, может, даже благодаря Вам. Посещайте чаще церковь, исповедуйте и причащайтесь. Сейчас идет Великий пост – благоприятное время для этого.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. 17 марта было крещение дочки (4 месяца) моей подруги. Крестной сначала должна была быть одна девушка, но когда мы зашли в церковь, выяснилось, что у нее "женские дни", и батюшка не разрешил ей присутствовать на самом крещении. Во время Таинства Крещения она сидела в церкви и ждала, а мне предложили быть вместо нее, я согласилась, я была готова, я держала ее на руках, раздевала, приняла Викторию из купели. Когда Крещение свершилось, я пошла ставить к иконам свечи, после вижу, что Батюшка разговаривает с той девушкой, которая изначально должна была быть крестной, а мама девочки Виктории подошла ко мне и извинилась, что так получилось, что я выполняла обязанности крестной. Когда я уже считаю себя Крестной... В свидетельство вписали не меня, и в дальнейшем они поедут на причащение без меня. Ведь она также считает себя крестной. Я не была согласна давать обещание за кого-то, я делала все от души и сердца, как же так? Кем я являюсь, и кем является девушка, которую вписали в свидетельство? Получается, что она крестная заочно, а я духовно, но не могут же быть две Крёстные! И разве может быть крестная заочно?



Статьи по теме: