Церковь и мафия. Кто построил храм в станице Кущевская? Станица Краснодонецкая: руины, скалы, старинный храм

March 16th, 2013

На территории нынешней Северной Осетии было одиннадцать станиц Терского казачьего войска. По году основания они расположились следующим образом: Луковская (1770), Павлодольская (1784), Черноярская (1805), Новоосетинская (1810), Ардонская (1837), Архонская (1838), Николаевская (1838), Змейская (1849), Сунженская (1859), Тарская (1859), Терская (1867). Первые четыре станицы относились к Моздокскому отделу, а остальные - к Сунженскому.

Каждая станица имеет свою историю, своих героев. Все они были разные: одни богатые, другие еле-еле выживали, одни дали десятки офицеров, в других и пара офицеров были редкостью. Каждая станица имела свой храм, по которому, в общем-то, и можно было судить о благосостоянии самой станицы.

Владикавказская епархия, куда входили станичные храмы, не занималась строительством церквей, это было прерогативой местных властей. Все храмы строились на пожертвования жителей станицы. Если она была богатой, то храм получался каменный, большой, просторный, с дорогим иконостасом и золотыми куполами. Некоторые особо состоятельные станичники могли построить еще и часовни, кладбищенские или хуторские. А в очень больших станицах бывало и по две церкви. Если с финансами было туго, храм строился деревянный, из подручных средств.

Какими же они были, станичные храмы Осетии?

Станица Луковская

В 1770 году с Дона на Терек перевели 100 семей казаков, которые составили под самим Моздоком станицу Луковскую и были специально назначены служить прислугой при крепостных орудиях. В 1856 году в станице было 170 дворов и проживали 1345 человек, в 1895 г. - дворов 700, а жителей 3656. В 1912 году здесь жили 5750 человек, почти все казаки. Казачьих дворов 763, иногородних 6. Все православные, кроме 60 черкесов-магометан.

Долгое время в станице не было своего храма; это объясняется тем, что недалеко от станицы, в пригороде Моздока, находилась Успенская церковь со знаменитой иконой Иверской Божией Матери. Лишь в 50-х годах XIX века станичники стали задумываться о строительстве своего храма. Начался сбор денег на строительство. Он собирался с пожертвований, подушного налога, процента с паромной переправы, аренды и др. Всего строительство храма стоило более 25 тыс. рублей. В 1868 году началась стройка. Шла она медленно и лишь к 1875 году закончилась, но еще на два года затянулось освящение храма.

8 ноября 1877 года состоялось торжественное освящение новой станичной Михаила-Архангела церкви. Деревянная, высокая, стройная, пятиглавая, она имела форму креста. Расположенная на возвышенности церковь красиво сияла своими золотыми куполами. Особенно эффектно это выглядело в лунную ночь. Внутри церкви находилась прекрасно выполненная стенная живопись с текстами из Священного Писания. В храме находилась икона - копия моздокской Иверской Божией Матери.

Станица Павлодольская

была основана в 1777 году во время обустройства Моздокской линии. Здесь находился один из самых древних станичных храмов - Николаевская церковь, построенный в 1803 году. Позднее, в 1912 году, в станице был построен новый храм Нерукотворного образа Иисуса Христа.

18 мая 1889 года на местном кладбище была освящена церковь Св. Николая, сооруженная в память чудесного спасения царской семьи. Ее освящение состоялось при большом скоплении народа в присутствии войскового начальства. Чин освящения совершил епископ Владикавказский Иосиф. Сооружена эта церковь была на средства генерал-майора Стефана Александровича Венеровского.

Станица Черноярская

Ее основали в 1805 году из осетин-дигорцев и переселенцев из других мест Осетии. Почти все они за исключением нескольких фамилий были православными. Первоначально это было обычное поселение, но в 1825 году по инициативе генерала Ермолова Черноярское поселение было преобразовано в станицу, а всех жителей зачислили в казачье сословие.

Первое время жители Черноярской относились к приходу Павлодольской церкви, а с 1835 года - к приходу Новоосетинской. Лишь в 1872 году была освящена станичная Николаевская церковь.

К станице Черноярской была приписана часовня на хуторе Муртазово, построенная в 1901 году.

29 января 1904 года состоялось освящение храма на Черноярском кладбище, построенном вдовой войскового старшины Дарьей Валаевой. С благословения епископа Владимира протоиерей Алексей Гатуев освятил храм с участием благочинного священника Павла Пшеницына и священника Вазиева. При этом пел хор учеников и учениц местной церковно-приходской школы под управлением приходского священника Александра Тускаева. Новый храм был во имя св. апостолов Петра и Павла.

Станица Новоосетиновская

Поселение было основано в 1810 году, как и Черноярская, из осетин-дигорцев. Также в 1825 году оно было преобразовано в казачью станицу.

Здесь находится храм Св. Николая.

К станице также относился Пантелеимоновский молитвенный дом на хуторе Елбаева, освященный в 1902 году.

Станица Ардонская (ныне город Ардон)

Станица была основана в 1838 году рядом с Ардонским поселением. Сюда была переведена часть Владикавказского казачьего полка. В первый год здесь построили 41 дом. Через два года уже было 69 дворов. Вскоре соорудили и церковь. Станица быстро росла, в 1910 году в ней было 343 двора, насчитывающих 2135 человек. Прежний храм не вмещал всех прихожан, и в начале XX века была сооружена новая церковь. 13 мая 1901 года Преосвященный епископ Владимир освятил Георгиевскую церковь.

Станица Архонская

В 1838 году на месте укрепления Архонского была основана станица с одноименным названием. Сразу же было образовано 46 дворов. В отличие от других станиц, основанных в эти годы, место, выбранное под станицу Архонскую, оказалось самым удачным. И земля, и климат были весьма благоприятными. К 1910 году здесь было уже 600 дворов и 4009 жителей.

Первоначально своего храма в станице не было. Владикавказ был рядом, где и посещали станичники церкви. Станичная церковь во имя св. Благоверного князя Александра Невского была освящена лишь в 1886 году.

Станица Николаевская

Находится на берегу реки Белой. Свое начало берет от 1838 года, когда было основано военное поселение прибывших из России 76 семейств. Затем к ним добавили еще различных военных поселян. В 1842 году военные поселяне были обращены в казачье сословие. В 1848 и 1849 годах сюда переселили семьи из Харьковской, Киевской губерний и Малороссийского полка. На 1912 год в станице Николаевской насчитывались 284 двора и 2003 жителя. Все жители были православные, никаких раскольников и сектантов не было.

Первоначальное место станицы было немного севернее. Но та местность оказалась на ветру, окруженная болотами, что вызывало большую смертность. Жители стали просить о переносе станицы, и в 1880 году ее перевели на реку Белую.

В 1848 году в станице Николаевской была построена Николаевская церковь, которую также перенесли на новое место. 23 сентября 1884 года она была освящена вновь. Причт церкви состоял из священника, диакона и причетника. В 80-х годах XIX века из станичных земель священнику были отведены 32 десятины, диакону - 24, причетнику - 16 десятин. Кроме того, церковной земли было 160 десятин. В дальнейшем (на 1903 год) причтовой земли было 48 десятин, а церковной земли не было.

Станица Змейская

была основана в весьма важном стратегическом месте, у так называемых Эльхотовских ворот. Свое название она получила от речки Змейки, которая извилистым руслом оправдывала данное имя. Заселенная уроженцами украинских губерний, она до сих пор отличается станичниками с украинскими фамилиями.

К 1912 году станица насчитывала 3400 жителей и состояла из 522 казачьих дворов и 78 иногородних. В центре Змейской, на площади, находились церковь Сошествия Святого Духа и станичное училище. Станичный храм был сооружен в 1855 году.

Станица Сунженская (ныне селение Сунжа)

Была основана на левом берегу реки Сунжа в 1859 году, когда здесь поселили 258 семей. Затем к ним добавили семьи из упраздненных станиц Дадыховской и Камбилеевской. На 1912 год в станице насчитывалось дворов 742 и 5302 жителя. В конце XIX века в станице было 7 семей католиков (из бывших уроженцев Польши), а все остальные - православные.

В 1876 году в станице была построена и освящена большая каменная церковь во имя св. Николая, а прежний молитвенный дом переделали под школу. Сооружение церкви обошлось в 30 тыс. рублей, из которых 9 тыс. было выдано из войсковых сумм, а остальные получены сбором пожертвований и окладом жителей станицы, доходившим до 7 рублей с человека.

Как и во всех станицах, местный причт имел собственную землю. Священнику были отведены 32 десятины удобной земли и 3 десятины неудобной. Диакону - 24 удобной и 2 неудобной, причетнику - удобной 16, неудобной 1. Кроме того, церковной земли удобной и неудобной 160 десятин. Всего же при церкви было 238 десятин.

Станица Тарская (ныне селение Тарское)

Эта станица, самая крайняя на Сунженской линии, была основана в 1859 году. К 1917 году в станице проживали 2600 жителей, большинство казаки: из 400 дворов лишь 11 были населены иногородними.

Станичная церковь первоначально была деревянная. Затем общими усилиями станичников, которые жертвовали на строительство деньги, продукты, стройматериалы, была сооружена новая каменная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. Ее освящение состоялось при большом скоплении народа и в присутствии областного начальства 11 ноября 1890 года. Здание этой церкви сохранилось и до наших дней, ныне в ней действует сельский Дом культуры.

Станица Терская

расположена на правом берегу реки Терек, отчего и получила свое название. Ранее здесь были хутора от станицы Вознесенской, которые в 1867 году переименовали в станицу Терскую. В 1869 году в новую станицу переселили жителей упраздненной Камбилеевской станицы, затем часть Галашевской и некоторые семьи из Сунженской станицы. В 1893 году в Терской проживали 2147 человек. Из них православных 1943, старообрядцев 109, молокан и баптистов 97. На 1912 год здесь было 4417 жителей.

В станице находилась церковь Иоанна Предтечи. Она была выстроена в 1861 году еще в станице Камбилеевской, после упразднения которой, в 1870 году, церковь перенесли в станицу Терскую. Церковь представляла собой большое здание, похожее на казарму, сверху купол с крестом, и только этим храм отличался от других зданий. Храм был очень низким, так что, подъезжая к станице, его невозможно было рассмотреть. Как писал в 1893 году очевидец: «Внутренность церкви очень бедна, нет ни одной станицы, где бы была церковь так бедна, как в станице Терской, и хотя о ее улучшении много говорилось, но до сего времени ничего не сделано».

Итак, в одиннадцати казачьих станицах было 14 храмов, 6 из них носили имя св. Николая Чудотворца. В 3 станицах (все Моздокского отдела) было по 2 храма. Это связано с тем, что это были старые станицы, имевшие довольно много состоятельных жителей, некоторые из которых могли даже в одиночку построить храм.

Из прежних 14 станичных храмов ныне сохранились лишь 6. Из них действующих 2, в стадии восстановления - 3. В селении Тарском здание храма используется под клуб. Меньше всего пострадали церкви Моздокского района. Здесь из 7 храмов утрачены 3.

Ныне вновь идет утверждение Православия на земле Осетии. Вновь строятся станичные храмы. Будем надеяться, что в скором будущем с Божией помощью в каждой станице засияют купола величественных храмов.

Свято-Троицкий храм станицы Платнировской.

В нынешнее время упадка духовных ценностей в Славянских и не только странах, изучение и приумножение знаний об истории православия весьма актуально и востребовано. Особенно на примере малых станиц, деревень, сёл России. В контексте микроисторического исследования хотелось бы коснуться истории Свято-Троицкого храма Кубанской станицы Платнировской. Одного из самых старейших и красивейших на Кубани. В этом исследовании нам помогут материалы музея Свято-Троицкого храма, справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) Н.Т. Михайлова за 1911 г., архив администрации Кореновского района. О более поздних эпохах и современности, материалы газетных публикаций и рассказы непосредственных очевидцев истории и возрождения храма.
Второй по значимости станицей в Кореновском районе Кубани после районного центра г. Кореновска является станица Платнировская. Но так было не всегда. Она была основана, как и Кореновск в 1794 г. в числе 40 куреней Черноморского войска. Расположена на реке Кирпили. Располагалась, как и Кореновск на ЖД ветке Екатеринодар-Тихорецк. В станице была железнодорожная станция. Станица известна так же тем, что казаком этой станицы был известный атаман Черноморского казачьего войска Фёдор Яковлевич Бурсак, и его сын герой войны 1812 г. Афанасий Фёдорович Бурсак, который в 1912 г. станет вечным шефом 1 – го Черноморского полка ККВ. Если станица Кореновская по своему составу была станицей с преобладающим иногородним населением, то Платнировская была в большинстве своём казачьей станицей, и играла более важную роль чем Кореновск в Дореволюционную эпоху.
С 1890 г. станица получает мощный импульс к своему развитию. Высочайшим повелением 2 августа 1890 г. станица Платнировская назначена сборным и роспускным пунктом I,II,III, Черноморских полков. В станице находился арсенал, управление казаками 2 и 3 очереди. Ещё в 1886 г. в станице была построена Петропавловская церковь. Однако расширение станицы привело к необходимости строить новый крупный храм. Предположительно за основу был взят проект кубанского архитектора Ивана Клементьевича Мальгерба. В самом музее храма говорят, что на Руси есть всего три храма подобной постройки. Храм Василия Блаженного в Москве, в Платнировской и в Троице-Сергиевой Лавре. Строительство этого красивейшего и старейшего на Кубани храма велось с 1903 г. Строительство началось с постройки моста через реку Кирпили. И велось на возвышенности, чтобы храм было видно с любой точки станицы и окрестностей. Кирпич для стройки возили на подводах из Ростова-на-Дону. Станичники всячески помогали строительству. Они оплачивали труд строителей. Вся станица была разделена на кварталы жители которых по очереди собирали и приносили яйца для добавления в цементный раствор. Работами руководил зажиточный казак станицы Платнировской Г. Ляшенко, он был владельцем обозного завода. Строили храм профессиональные каменщики. Известно, что жили они в станице в доме священника Стефановского. Оплачивали труд каменщиков все жители станицы в складчину. За качество строительства говорит тот факт, что и поныне спустя более чем столетие кирпичная кладка храма сохранилась в хорошем качестве.
Строительство было завершено в 1906 г. О первом богослужении в храме возвестил колокол весом в 135 пудов. При открытии храма регент церковного хора Колесников сказал: «Сегодня мы, открывая храм, должны земно поклонится тем, кто его построил, так как эти люди не только сделали это для спасения своих душ, но во много крат больше, для спасения наших душ и тех, кто придёт в этот храм после нас!». Не будет преувеличением сказать, что главный храм станицы Платнировской ничуть не уступал и не уступает по красоте храмам Старой Москвы и Санкт-Петербурга. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) Н.Т. Михайлова за 1911 г. Сообщает нам такие подробности о церковной жизни в этом храме: «Троицкая церковь. Построена в 1903 - 1906 годах, кирпичная, покрыта оцинкованным железом; ограда железная. Состав причта: 1 священник и 1 псаломщик. Причтовой земли: священнику 55 десятин, псаломщику 18 десятин. Церковно-приходская школа 1, помещается при церковной сторожке. Министерских одноклассных училищ в приходе 2. Жалованье законоучителю 190 руб. В приходе жителей (ц. д.): 2681. Рождений 230, браков 29, смертей 115». Согласно метрическим книгам храма хранящимся в архиве администрации Кореновского района в 1907 – 1918 гг. в храме служили священник Филипп Шамрай и псаломщик Иоан Соколов, ставший с 1916 г. диаконом. Так же введении храма находилось 37 десятин земли. 24 августа 1914 г. после церковной службы на площади у Свято-Троицкого храма прошли проводы 2 – го Черноморского полка Кубанского казачьего войска который отправлялся воевать на Восточный фронт Первой мировой войны. Из дореволюционной приходской жизни храма так же известен случай, когда в 1914 г. в нём отпевался умерший в станице болгарский поданный Иван Панайлов Генов.
В 1933 г. храм пытались взорвать по указке партийного руководства. Однако архитекторы, приехавшие с экспертизой, сделали такое заключение: «Необходимый для взрыва заряд взрывчатки быстрее разрушит все близлежащие дома взрывной волной, чем сам храм. Также при разборке кладки не будет целых кирпичей, так как раствор очень крепкий и не будет делиться по швам». Тогда председатель местного колхоза В.Г. Долгих предложил использовать храм как зернохранилище. Он выкупил здание храма у государства под эти нужды за 28 тысяч рублей. Купола с храма были убраны, иконостас разграблен, многие священнослужители и прихожане подвергнуты гонениям. Известно, что в годы Великой Отечественной войны община прихожан храма собрала сумму, около 3000 тысяч рублей, которой хватило на вооружение и содержание танковой бригады «Защитник Юга». Среди прихожан храма есть легенда, будто И.В. Сталин узнав об этом прислал в храм благодарственную телеграмму, так это или нет узнать не представляется возможным. Телеграмма если и была, то исчезла после 1963 г. Храм был открыт и в годы немецкой оккупации в 1942 – 1943 гг. В пятидесятые годы в храме служил протоиерей Николай Терентиенко и священник Павел Стефановский. Отец Николай всячески пытался защитить храм от закрытия, так как это был единственный очаг православия в районе. В храме в то время был организован церковный хор в числе до 50 человек из прихожан храма. Но в 1963 г. храм был закрыт по настоянию Н.Ф. Дудника, директора расположенной рядом с храмом школы, в этом ему активно помогали местные комсомольские организации. Н.Ф. Дудник вместе с председателем сельсовета К.М. Гришко перепалили замки храма. Церковная утварь была вывезена в колхозы, книги сожжены, иконы и небольшие предметы утвари разнесли по домам прихожане чтобы сберечь их от поругания. Храм снова стал использоваться как зернохранилище, в нём так же был устроен тир для учащихся 25 – й школы.
В 1975 г. в результате умышленного пожара сгорела крыша храма. Жители станицы после пожара проявили не лучшие свои стороны, растаскивая храм «по кирпичику» для своих бытовых нужд.
Восстановление храма началось только в 1990 г. Тогда Кореновский районный совет депутатов передал здание храма в собственность прихода Свято-Троицкого молитвенного дома, данного прихожанам в замен храма в советские годы. Прихожане тогда сами взялись за восстановление храма. В большинстве своём это были пенсионеры, многие тяжёлые работы по восстановлению храма на первоначальном этапе сделали они. Смутные 1990- е годы и кризис 1998 г. не позволили в полной мере заняться восстановлением храма. Однако уже в 2000 г. в храме впервые за 37 лет встретили престольный праздник – день Святой Троицы. Жители станицы в период с 10 апреля по 18 июня сами подготовили часть храма для богослужений. В октябре этого же года храм был признан памятником истории и культуры Кубани. В 2001 г. был создан попечительский совет по восстановлению храма, который возглавил тогдашний глава района А.Г. Козицкий. В январе 2002 г. Кубанский Казачий Хор провёл в доме культуры станицы Платнировской благотворительный концерт в целях сбора средств для восстановления храма. Исследовательские работы на предмет восстановления храма вели специалисты кафедры оснований фундаментов Кубанской сельхоз академии под личным руководством академика К.Ш. Шадунца. В апреле 2004 г. эскизный проект восстановления храма был одобрен краевым комитетом по охране памятников истории и культуры и благословлен митрополитом Екатеринодарским Кубанским Исидором. К Пасхе 2005 г. были проведены громадные работы. Заменены кровельные работы, восстановлены все окна, возведены центральный и четыре малых барабана храма. К храму были поведены электричество, газ, обеспечено теплоснабжение, заменены полы, приобретена церковная утварь, колокола, создан иконостас. 11 июня 2006 г. храм отметил свой столетний юбилей, при большом стечении народа была отслужено праздничное богослужение. В 2008 г. на центральный купол Свято-Троицкого храма был водружён крест, весом около 200 килограмм и выстой в шесть метров. 20 мая 2009 г. был освящён и водружён на колокольню храма большой колокол Благовест. Нужно отметить, что все восстановительные работы в храме с начала 2000 – х гг. ведут строители Кореновской проектно-строительной фирмы ООО «Капитель-2» под руководством директора Василия Ивановича Кононенко. В 2008 г. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор за активное участие в восстановлении храма наградил В.И. Кононенко орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени. Активно помогали в восстановлении храма директор филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково» Н.И.Хворостина, житель г. Сочи В.В. Каравайный на пожертвования которого был приобретён главный колокол храма, бывшие главы Кореновского района А.Г. Козицкий и В.Н. Рудник.
11 февраля 2011 г. храм посетил губернатор Кубани А.Н. Ткачев. Он в частности заявил во время посещения храма: «Это дело хорошее, и мы вас не оставим! Это правильно, что храмы восстанавливаются – ведь это наши корни, наша история и традиции и относиться к ним нужно очень бережно, – отметил глава региона». 23 марта 2011 г. состоялось рабочее заседание попечительского совета Свято-Троицкого храма, где в частности настоятель храма отец Алексей сказал следующие слова: «Восстановление храма; это яркая примета современной России, того, как возрождается духовная жизнь, восстанавливаются исторические духовные памятники, консолидируются государство, Церковь и общество». Однако и поныне восстановление храма до конца не завершено внутри храма. Не хватает ещё около 30 миллионов рублей. Однако снаружи храм сияет своей красотой в самом центре Кубани.
Помимо работ по восстановлению храма в 2007 г. состоялось ещё одно важное событие в жизни храма. По инициативе Платнировских и Кореновских казаков в храме были открыты памятные таблички со списками казаков станицы Платнировской сложивших головы свои за Веру, Царя и Отечество, так же памятные таблички в память о I,II,III Черноморских полках, в память о начале Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.
Сейчас в храме есть свой музей, библиотека, и читальный зал, храм центр духовной жизни станицы и в какой-то степени Кореновского района.
Сложная история Свято-Троицкого храма станицы Платнировской показывает и весь сложный исторический путь России в XX веке. Храм олицетворяет собой и патриархальную жизнь Кубанского казачества до вихря смут 1917 г., храм прошел сквозь все гонения советской эпохи и уцелел только чудом. А в наше время Свято-Троицкий храм является одним из символов православного и духовного возрождения как Кореновского района, так и всей Кубани. Здесь лишь была сделана попытка описать и проследить судьбу храма за сложное столетие. Написание полной истории храма к концу его полного восстановления специалистами по церковной истории с привлечением широкого спектра источников было бы как нельзя актуально и востребовано. Это было бы закономерным итогом восстановления храма.

Примечания:
1. Кореновские вести, 2002. 9 февраля.
2. Православный голос Кубани 2005. №6 (175).
3. Там же.
4. Платнировская станица (Кавказский отдел)URL: (дата обращения 17.08.2012).
5. Архив администрации Кореновского района. Ф145. Оп.1. Д.94. Л.30.
6. Православный голос Кубани 2005. №6 (175).
7. Благовест №4. Кореновские вести, 10.06.2006.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Кореновские вести. 2009. 23 мая. №64(11215).
13. Кореновские вести. 2006. 20 июня.
14. Губернатор Кубани Александр Ткачев: «Будем продолжать и дальше восстанавливать и возрождать наши традиции». URL: http://admkrai.krasnodar.ru/content/section/11/detail/27260/ (дата обращения 17.08.2012).
15. Состоялось рабочее заседание попечительского совета Свято-Троицкого храма станицы Платнировской. URL: (дата обращения 17.08.2012).

Ф.С. Киреев

Из истории храма станицы Архонской

В 2003 году в станице Архонской Республики Северная Осетия было начато строительство новой церкви. Ее решили возвести на месте разрушенного храма, так как фундамент оказался в хорошем состоянии. Ныне строительство на стадии завершения, и уже в скором времени архонцы обретут новый, просторный, величественный храм, какой и должен быть в этой богатой православными традициями казачьей станице.

Это будет уже третий храм на этом месте. Как было сказано, храм сооружается на фундаменте бывшей церкви. В далеком 1838 году станица Архонская была основана малороссийскими казаками, которых перевели для службы на Кавказ. Вскоре станичники, как добропорядочные христиане возвели деревянную церковь во имя св. благ. Александра Невского. Храм соорудили в центре станицы, на большой площади. В ограде церкви появилось и первое станичное кладбище. Причт церковный состоял из одного священника и одного псаломщика.

Священник и псаломщик жили при церкви, жалованья, изначально они не получали, но пользовались станичною землею и «доброхотными» подаяниями, посредством которых они собирали в станице не одну сотню мер картофеля, пшеницы, ржи и других хлебов.

Священник ходил по станице, раз пять в год и из каждой избы ему давали то меру картофеля, то меру пшеницы или несколько копеек (до 20) денег, или печеный хлеб. Перед рождественскими праздниками давали и кусок сала, так, что у него собиралось изрядное количество разных продуктов, которые он потом продавал. Кроме того, бывали различные требы, как например свадьбы, (за которую полагалось не меньше 12 рублей) которые давали ему ежегодный доход до 300 руб..

Долгие годы деревянный храм возвышался над станицей. Хотя Архонская располагалась близко от Владикавказа, на удобной, благодатной почве, но здесь не было богатых станичников, поэтому соорудить каменный храм своими силами они не могли.

Со временем деревянный храм пришел в ветхость, а население станицы выросло, достатка появилось больше и, архонцы стали задумываться о новом храме. Еще когда был выстроен деревянный храм состоятельные и не очень станичники начали класть во Владикавказский городской банк пожертвования на строительство нового каменного храма. Так в ноябре 1848 г. казак Василий Марченко пожертвовал 148 руб. В 1868 г. казак Герасименко дал 1 меру гречки и 1 меру жита. Всего в тот год в пользу новой церкви было собрано 15 мер гречки и 18 мер жита. В феврале 1879 г. в банк было положено 640 руб. Из них 310 руб. от Василия Кикотя, 300 руб. от Ивана Горбенко и от других станичников 30 руб..

Станичная земля, отданная в пользу церкви, находилась между реками Малкой и Дур-Дуркой и сдавалась в аренду за 115-130 руб. в год . Эти деньги также накапливались во Владикавказском банке.

Постепенно накопилась нужная сумма, и станичники приступили к постройке нового храма. В ноябре 1880 г. уполномоченные от станицы урядники Тимофей Малышев и Василий Клименко заключили договор с техником Василием Алексеевым, который за 200 руб. обязался к 1 января 1881 г. составить проект со сметою будущего храма на 600 человек . Свою задачу техник Алексеев выполнил, затем его проект рассматривался областным архитектором Терской области, после чего он получил одобрение областного начальства.

18 апреля 1882 г. в станице Архонской собрался станичный сход из числа 200 человек имеющих право голоса, на котором был рассмотрен дальней этап сооружения храма. Согласно составленной сметы стоимость храма должна была составить 18 тыс. 182 руб. 12 коп. серебром, при этом на постройку в наличии имелось лишь 13 тыс. руб., которые хранились во Владикавказском банке и банковские билеты на 6 тыс. 250 руб. серебром находящиеся в Александро-Невской церкви и 7 тыс. 725 руб. находящиеся в станичном правлении. Все это скопилось за несколько лет посредством подушного оклада на сооружение церкви (с общего согласия), добровольных пожертвований и частью от арендной платы за общественную землю .

Так как эта сумму оказалась недостаточной, то на сходе было решено обложить население станицы еще одним налогом по 10 руб. от души, что дало бы, считая взрослое население станицы (с 17 лет) 600 душ, сумму 6 тыс. рублей. Эту сумму было решено собрать в течение трех лет постройки храма .

Независимо от собранных денег на сходе решили подвести к месту постройки церкви булыжный и тесаный камень, кирпич с утроенного для постройки церкви завода, дрова для обжига кирпича и извести, а также провести канал для воды от реки Невольки.

После этого было начало строительство церкви, которое продолжалось четыре года. 6 июля 1886 г. казаки станицы Архонской собрались на сходе и с участие представителей областного начальства осмотрели выстроенный храм. Было признано, что все работы сделаны из доброкачественного материала, правильно и прочно и во всем согласно чертежам и поэтому было признано допустить в ней богослужение.

30 августа 1886 г. в присутствии большинства жителей станицы, областного и отдельского начальства новый храм во имя св. Александра Невского был освящен. Храм получился вполне приличный, содержался в чистоте и порядке, станичники регулярно жертвовали на его нужды, что отмечалось епархиальным начальством .

Прошли годы, и уже этот храм перестал вмещать возросшее население станицы. Вновь станичники стали решать что делать – строить новый храм на новом месте или перестраивать действующий.

После всестороннего обсуждения обоих вариантов было решено построить новый храм на месте существующего храма. Автор нового проекта инженер Ф.Ковалев в присутствии станичного начальства и приходского священника внимательно изучил место предполагаемого строительства. Чтобы проверить грунт была выкопана яма глубиной 4 аршина. После чего проект был направлен на утверждение в строительное отделение областного правления.

Здесь возникла одна проблема. Согласно существующим нормативам от стен церкви до жилых помещений должно быть не меньше 20 сажень. Этого не получалось по проекту нового храма. Но, председатель строительного нового храма приходской священник Николай Диомидов и станичники настаивали на своем решении. На станичном сходе уже было решено новый храм строить в старой ограде, разобрав старую церковь. Аргументы этого решения были следующие:

1. В станице Архонской нет другой площади, на которой можно было строить храм, а ставить его на выгоне – за станицей не только далеко, но и не крайне неудобно, тем более что станичное общество желало иметь пока один храм, а не два.

2. То место, которое избрано для постройки будущего храма, являлось в станице почти центром, около него находились станичное правление, церковно-приходская школа и недалеко начальное и городское училища.

3. Именно на этом месте изначально стоял деревянный храм, затем его сменил каменный.

4. С восточной стороны храма (через улицу) стояли церковно-приходская школа и квартира приходского священника, а это такие здания, которые могли иметь место и в церковной ограде.

5. Расширить площадь покупкою усадебных мест с западной стороны не представлялось возможным вследствие крайней дороговизны земли и возведенных на ней постройках .

Доводы станичников были приняты во внимание и 28 мая 1914 г. Начальник Терской области и Наказной Атаман Терского казачьего войска генерал-лейтенант С.Н. Флейшер утвердил проект нового храма в станице Архонской.

Увы, новому проекту было не суждено осуществиться. Начавшаяся вскоре Первая мировая война вынудила отложить строительство до лучших времен. Но «лучшие времена» наступили не скоро. Более того, в советское время Александро-Невский храм в станице был разрушен. В 30-х годах церковь была закрыта, сняты колокола и кресты, а в 40-х годах она была полностью разрушена.

Новый приход во имя св. Александра Невского в станице Архонской был основан иеросхимонахом Иосифом (Бунделевым) летом 1947 г. и в этом же году освящен. Он расположился в одном из станичных домов, переделанных под храм. А на месте бывшего храма так ничего и не построили, здесь устроили парк. Но, по воле Божией, именно на этом месте вновь засияют купола. Новый храма выстроен на фундаменте прежнего храма, там же где когда стоял еще деревянный храм. Вот так, несмотря на все невзгоды, храм вернулся на свое место.

Рассказывая о станичном храме нельзя не сказать о приходских священниках, трудами которых здесь утверждалось и сохранялось православие. К сожалению, имена первых священников станицы Архонской пока не найдены. Известно, что в 60-х годах XIX века здесь служил священник Иоанн Сиротин. 28 января 1871 г. в возрасте 43 лет он скончался от чахотки. До сентября обязанности приходского священника исполнял священник станицы Ардонской Петр Воскресенский. 12 сентября 1871 г. в Архонскую прибыл и приступил к своим обязанностям священник Стефан Волков. Больше двадцати лет прослужил он в станице. При нем, при его деятельном участии деревянный храм был заменен каменной церковью.

С середины 90-х годов XIX века до 1905 г. приходским священником был Алексий Молчанов, затем его сменил священник Николай Диомидов. При нем в 1914 г. решался вопрос перестройки станичного храма. Отец Николай возглавлял приход до своей смерти в середине 20-х годов.

Такова история одного из станичных храмов Осетии. Она наглядный пример того как несмотря на все гонения во времена воинствующего атеизма, огонь православия в казачьих станицах не погас, и ныне разгорается с новой силой.

Библиография

  1. Владикавказские епархиальные ведомости, 1895, № 6.
  2. Статистические монографии по исследованию станичного быта Терского казачьего войска, Владикавказ, 1881.
  3. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия – Алания (ЦГА РСО-А), ф. 11, оп. 62, д. 393.
  4. ЦГА РСО-А, ф. 49, оп. 1, д. 59.
  5. ЦГА РСО-А, ф. 49, оп. 1, д. 60.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Станица Краснодонецкая находится в Белокалитвенском районе Ростовской области, примерно в 150 километрах от Ростова-на-Дону. Места здесь невероятно красивые. Старинный деревянный храм, скалы у реки…

Мост и скалы у станицы Краснодонецкая

Первым делом мы поехали на берег Северского Донца. Виды с холма – потрясающие. Вдали виднеются скалы, отражающиеся в речной воде. У их подножия пасётся большое стадо коров. Лодка качается у самого берега. Идиллические пейзажи и умиротворяющая тишина.

Северский Донец у станицы Краснодонецкой

Вдоль берега – рыбачьи мостки. Эх, здесь бы расположиться на пару дней с палаткой. Пожить в такой красоте. Половить рыбки, покупаться в Донце. Я бы с удовольствием доплыла до самых скал, нависающих над гладью реки.

Руины дома так похожи на остатки старинной крепости…

А развалины старого дома из плитняка так похожи на руины крепости… Интересно, почему дом в таком живописном месте был брошен?

Через Северский Донец на ту сторону реки ведёт понтонный мост. Проезд по нему платный. Мотоцикл – 20 рублей, легковой автомобиль – 40. Дороже всего обходится проезд грузового автомобиля с прицепом («Камаз», «Краз») – эти платят 160 рублей плюс ещё 5 за каждую тонну груза.

Расценки на переправу по понтонному мосту

Мы не стали переезжать на ту сторону. Просто прогулялись по мосту, поговорили с рыбаками, а потом поехали смотреть саму станицу. В архитектурном плане она довольно интересна. Много типичных для старых хуторов и станиц домиков – саманных, выбеленных, с окнами со ставенками.

Кстати, похоже синий цвет в станице очень любят. То ли церковь, возвышающаяся на холме, задала такой тон всей станице, то ли голубая вода Северского Донца, то ли бескрайнее голубое небо, то ли степь с синими васильками. Но здесь очень много синего цвета: синие крыши, синие ставни, двери, калитки…

Ещё один типичный станичный домик

Удивительно, но многие дома в разных местах станицы выглядят как братья-близнецы. Белый основной дом, на фасаде два окна с синими ставенками, и синяя деревянная пристройка слева.

И ещё один домик станицы…

Встречаются и настоящие архитектурные шедевры. Какие есть только здесь, в станице Краснодонецкой. О них и расскажу.

Красота уходящая

Один домик просто потряс меня своей красотой. Точнее – красотой своего резного деревянного балкончика. И расписными воротами с лошадками. Яркий красивый дома на улице Муравчука. Не удержавшись, я пошла его фотографировать, предварительно спросив разрешения у стоявшего во дворе станичника.

– Да фотографируйте на здоровье! – сказал хозяин всей этой земной красоты. – Уже сто раз фотографировали.

– Ничего удивительного, – кивнула я. – Как можно пройти мимо такого…

Оказалось, хозяина дома зовут Андрей. Красоту эту всю вырезал из дерева местный плотник. А сейчас хозяин дом собирается перестраивать.

– Неужели и балкончик уберёте? – изумилась я.

– Да снесу, потому что никому уже не нужна эта красота, – вздохнул Андрей. – Сделаю тут всё на современный лад.

Так что возможно, это не только сто первая фотография этого восхитительного балкончика, но и последняя… Боюсь, в следующий раз, когда приедем сюда, балкончика уже не будет. А, может, местный умелец вырежет новое, не менее красивое украшение для своего дома?

Узнав, что мы из Ростова, Андрей обрадовался: «Земляки!» и посоветовал нам съездить к скалам, на которых мы только что были. Услышав, что мы ищем красивые места, к разговору подключилась жена хозяина, рассказав, что рядом есть места, куда обязательно надо съездить, потому что там очень красиво.

Ворота с лошадками у дома с резным балкончиком

Прощаясь с нами, Андрей пригласил нас на обратном пути заехать на шашлык. Вот оно, донское гостеприимство! Всё-таки необычайно милые люди в наших сёлах, станицах и хуторах. В городе таких открытых и приветливых уже не встретишь. Каждый живёт сам по себе, иной раз и соседей по именам не зная…

Предложением мы, правда, не воспользовались. Потому что после Краснодонецкой нас ждал ещё хутор Дядин, а затем – снова Белая Калитва. И к вечеру дети уже устали от хождения по степям, да и мы немного измучились под палящим солнцем. А жара, несмотря на начало июня, уже за 30… Надеюсь, эти добрые люди на нас не в обиде, что мы не стали испытывать их гостеприимство и не завалились большой компанией в маленький станичный дворик.

И всё же – так жаль мне этот красивый балкончик. Каждый раз, когда вижу, что красота уходит – щемит в душе. Ведь умели же раньше строить не так, как у всех, украшали свои дома какими-то изысками, радующими глаз прохожих, была почти у каждого дома какая-то своя изюминка. Жаль будет, если и в сёлах, как и в городах, все дома будут на одно лицо.

Привет из прошлого века

Ещё одно здание, мимо которого невозможно пройти – это местный Дом культуры. Рядовым его точно не назовёшь.

Необычайно помпезное для станичного клуба, с широкой, во весь фасад, лестницей, с мощными белоснежными колоннами, подпирающими синюю двускатную крышу – это здание производит сильное впечатление. Очень неожиданно увидеть такое здесь. И всё же, вступая в некий архитектурный диссонанс с окружающими домиками и стоящей неподалёку старинной церковью, оно усиливает неповторимый колорит станицы.

Синие грубые двери с амбарным замком немного не вяжутся с общим обликом здания и, хотя и выкрашены в тот же цвет, что и крыша, смотрятся чужеродными элементами.

Символика советского времени под крышей и архитектурный стиль наводит на мысль, что здание было построено, скорее всего, уже после войны. А герб СССР – словно привет из прошлого века, из того самого времени, когда такие очаги культуры были не редкость во всех уголках нашей Родины. Помню, как поразило меня большое здание Дома культуры под Семикаракорском. Такая громада в небольшом хуторе…

Кстати, в краснодонецком Доме культуры есть и библиотека. К сожалению, она была закрыта – праздничные дни. А то бы я с удовольствием поговорила с местным библиотекарем, узнала бы, что за книги читают станичники.

Ласточкино гнездо под крышей Дома культуры

Под самой крышей Дома культуры свили гнездо ласточки. Они всё время носились туда-сюда, то ныряя в гнездо, то занимаясь своими птичьими делами снаружи.

Напротив дома культуры – памятник погибшим станичникам во время Великой Отечественной. Такие памятники не редкость в донских селениях. Помнят люди подвиги своих отцов и дедов.

А рядом с самим зданием – ещё один скромный мемориал со звездой на макушке. Тут захоронены расстрелянные в станице в 1918 году члены местного революционного комитета.

Екатерининская церковь в «потёмкинской деревне»

Всё здесь связано с именами императрицы Екатерины Второй и светлейшего князя Григория Потёмкина. Станица Краснодонецкая раньше называлась Екатериновской. Была она основана в 1775 году. И положил ей начало тот самый князь Потёмкин, когда возводил свои знаменитые «потёмкинские деревни» в тех местах, по которым собиралась проехаться посмотреть на свою империю Екатерина II.

Когда-то тут было несколько казачьи хуторов, но казаки обратились к императрице с прошением объединить все этих хутора в одну станицу. Согласно указу Екатерины, 25 августа 1775 года хутора объединили. А по желанию благодарных станичников назвали новую станицу в честь царицы Екатериновской.

Екатерининская церковь в станице Краснодонецкая

В объединённой станице был возведён храм – и тоже Екатерининский, церковь Святой Екатерины. Специально для него была писана икона Св. Екатерины Великомученицы. И ликом она имеет большое сходство с императрицей.

Поначалу станицу построили на низком берегу Северского Донца, но дома станичников каждый год страдали от половодья, и станицу было решено перенести выше, на холмы. В 1835 году станица была перенесена, а через пять лет сюда же перевезли и станичную церковь.

В 1877 году старый деревянный храм погиб при пожаре. Это было большой бедой для станицы. Люди собрались всем миром, и уже через два года был выстроен новый храм. Тот, что украшает станицу до сих пор. То есть церкви уже 133 года.

Известный ростовский журналист Эмиль Сокольский в своём очерке «Весёлая литургия» восхищается тем, что эта старинная церковь, «уникальность которой в том, что она деревянная! Ей давно уже перевалило за сто, а она крепкая, стоит и служит. Тогда как от многих каменных храмов на донской земле не осталось и фундамента». И это действительно поражает!

Вообще деревянные храмы нетипичны для наших мест. У нас они в основном каменные. А уж тут, в Белокалитвенском районе, где из камня строят даже заборы на огородах, тем более удивительна деревянная церковь.

Церковь Святой Екатерины в станице Краснодонецкая. 1879 год постройки

После революции церковь закрыли, в храме устроили зернохранилище. Когда в годы борьбы с церковью станичникам приказали сорвать купола, никто не решался сделать это. Но потом нашёлся всё же один доброволец. Говорят, потом его парализовало, и целых тридцать лет лежал он неподвижно…

Во время фашистской оккупации храм снова ненадолго открыли. А после войны службы в храме не велись до 1985 года.

Из современной истории этой церкви известно, что на её фоне снимали сцены двух художественных фильмов — «Атамана» и «Дины». Неудивительно. Киношники вообще очень любят снимать в наших краях фильмы. Ведь места у нас, на Дону, очень красивые.

К сожалению, во время нашего визита в Краснодонецкую здание церкви было закрыто. А мне так хотелось увидеть её внутреннее убранство! Я видела в блоге Марии Анашиной, какая красивая Церковь Святой Екатерины внутри , и так хотелось увидеть всё это своими глазами!

Но увы – сельские храмы открыты редко, по определённым дням и часам. Надо было предварительно созвониться, узнать. А мы просто поехали погулять по станице, полюбоваться красивыми местами. Ну что ж, надеюсь, приведут нас ещё туда. И может быть, я увижу всё великолепие этого храма изнутри.

Кстати, сейчас собирают всем миром средства на проведение в храме отопления. Если у Вас есть возможность и Вы хотите помочь старинной красивой церкви – обращайтесь в храм, там с радостью примут любую помощь.

Станица Краснодонецкая – настоящее украшение Донской земли. Хотя в Белокалитвенском районе немало других восхитительно красивых мест. Некоторые из них я видела и о них расскажу. В других нам только предстоит побывать…

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2012. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

———————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

История говорит, что началом возникновения Черноморского казачьего войска считается 1787 год , когда бывшие старшины Запорожской сечи (1775г.) Антон Головатый, Сидор Белый, Захарий Чепига с разрешения Екатерины II сформировали вольные казачьи команды. Последние были разбиты на конницу и пехоту и получили название Черноморского войска, переименованного в 1860 году в Кубанское войско.
В 1843 г., в разгар длительной и ожесточенной Кавказской войны, в г. Ставрополе открылась Ставропольская (Кавказская) епархия.
Первый епископ Кавказский и Черноморский, владыка Иеремия стал творцом нового течения в общественной жизни г. Ставрополя, где до того, в связи с военными действиями на Кавказе, преобладающую роль играл военный элемент.
Ознакомление с линейными станицами явило взору архиерея прискорбную картину. «Преосвященный Иеремия – говорится в исторической записке о христианстве на Северном Кавказе, – нашел свою паству в колеблющемся состоянии – одни открыто держались раскола, другие находились в смущении и не знали, что делать. Кроме того – на Кавказе появились духоборы, молокане и другие сектанты».
Пока шла Кавказская война , фанатический мюридизм не позволял распространять и восстанавливать христианство среди горцев Северного Кавказа. Эта возможность появилась лишь после пленения в 1859 г. в Гунибе князем Барятинским имама Шамиля.
В г. Ставрополе – «городе Креста» – на плечи владыки Иеремии поистине выпало несение тяжелого креста. За неполных семь лет (1843 – 1849), в течение которых преосвященный Иеремия стоял во главе Кавказкой епархии, она достигла большого развития.
Все остальные архипастыри, правившие епархией до революции (владыки Иоанникий, Игнатий, Феофилакт, Герман, Владимир, Евгений, Агафодор), шли уже по пути, проторенному первым епископом Кавказским и Черноморским Иеремией. В 1861 г. по плану графа Евдокимова начал заселяться Закубанский край, что привело к покорению Западного Кавказа. За год до этого было учреждено, по представлению князя Барятинского, «Общество восстановления православного христианства на Кавказе».
«Православная христианская вера», – говорилось в царском Указе Александра II на имя князя Барятинского, – в древние времена была господс¬твующей в этих местах Кавказа, где ныне преобладает магометанство. В горах, однако же, до сих пор сохранились многие останки бывшего, но не угасшего еще там света Христианства». «Сложно теперь, нет места во всем Подкавказье, где не угрожали бы или плен, или шашка, или пуля черкесская. Посему всякий путник на всех путях Кавказа непременно должен иметь память о смерти, и готовность встретить смерть по-христиански… Да воссияет свет во тьме Кавказской».
В 1885 г. число приходов достигло 600. Эта цифра свидетельствует о бурном развитии на Северном Кавказе церковного строительства и интенсивном заселении Закубанского края. В течение нескольких лет здесь возникли десятки новых станиц.
Военные власти принимали в расчет угрозу активизации фанатически настроенных элементов сектантства и старообрядчества среди жителей новых казачьих станиц в случае длительного отсутствия в них православных священников и церквей. Это обстоятельство заставило военное начальство позаботиться, чтобы в каждой новой станице непременно был бы священник, который, кроме совершения треб, следил бы за упрочением нравственности среди жителей и наблюдал бы за устройством молитвенного дома.
Генерал Евдокимов, излагая эти соображения штабу Кавказской армии, считал необходимым, чтобы на каждые 200 душ переселенцев в обязательном порядке назначался один военный священник.
Началась работа по розыску и расчистке древних православных храмов, бывших ранее на Северном Кавказе в большом количестве и превращенных горцами в загоны для скота. К примеру, в Зеленчукском ущелье одна из древнейших церквей была очищена от мусора и возле нее после многих веков безмолвного забвения был отслужен молебен.
В 1893г. Кавказкой епархии исполнилось 50 лет.
В дореволюционной истории Ставропольской епархии наиболее глубокий след среди Кавказских архипастырей оставил владыка Агафодор (1893-1919). Непрестанно посещая даже самые отда¬ленные окрестности, Преосвященный Агафодор убедился, что в епархии ощущается недостаток в храмах.
Сначала жители станиц строили небольшие церкви. Между тем, вследствие естественного прироста и притока новых поселенцев, население Северного Кавказа увеличивалось. Первоначально построенные церкви стали тесны и недостаточны для разросшихся населенных пунктов. Поэтому в станицах стали строить новые храмы.
Так случилось и в станице Ставропольской.
Настави мя, Господи, на путь Твой, да пойду во истине Твоей…
Пс. 85.11.
Станица Ставропольская была основана 15 октября 1863 года по приказу командующего Кав¬казкой армией генерал-адъютанта графа Николая Ивановича Евдокимова в 13 верстах от Григорьевского укрепления, там, где сливаются реки Псекабе и Шебш, на западной стороне горы Пшад. Таким образом было устроено укрепление, названное по имени строителей Ставропольского пехотного полка.
9 мая 1864 г . сюда прибыли переселенцы. В 80 домов вселились казаки-черноморцы из станиц Кубанского казачьего полка (308 жителей: муж. – 176, жен.-132).
Среди первых жителей станицы (1864 г.) были: Джурило Петр Иванович, Негляд Семен Иванович (сыновья Григорий, Ефим, Игнат, Кирилл), Проскура Михаил Петрович (сын Гавриил), Степанюга Ефим Силович (сын Захарий, братья Ефрем, Степан, Василий), урядник Мацко Игнат Терентьевич (сыновья Григорий, Игнат), Антоненко Федор Григо¬рьевич и др.
К 25 августа было выстроено еще 33 деревянных дома.
Жизнь была тяжелая. Одолевали набеги горцев, разливы рек и отрезанность от всего мира. По воспоминаниям Ивана Денисовича Фелобока «…в 1865 году старая станица была покинута. Все переселились на новое место ».
В этом же году командир полка Попко просил разрешения у наказного атамана Кубанского казачьего войска после упразднения Федоровского и Шебского укреплений взять лес для постройки молитвенного дома и станичного правления.
Деревянная церковь была построена в 1880 году. При церкви была колокольня на 4 столбах высотой 4,5 метра. Состав причта: 1 священник, 1 псалом¬щик.
Священнику полагалось: общественный дом из 5 комнат, псаломщику из 2 комнат. Войсковое жалование священнику – 200 рублей 20 копеек, псаломщику-51 рубль 43 копейки. Причтовой земли было 99 десятин, из них 16 десятин годны под пахоту и сенокосы, 83 десятины – это бугры, скалы и бал¬ки, заросшие кустарником. Земля арендовалась за 160 рублей в год.
При церкви была школа, которая впоследствии закрылась.
К 1914 году население станицы увеличилось до 1424 человек.

На сем камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей.
Мф. 16.18

Новая каменная церковь была заложена в центре станицы, на пригорке. Ее фундамент покоился на дубовых сваях высотой 13,5 метра. Резаный камень возили с гор, по дворам собирали яйца, на которых делали раствор для кладки каменных блоков.
Храм был сложен в форме креста. От восточной алтарной стены до западной – 29 метров и в ширину 23 метра. Храм представляет византийскую архитектуру.
По образцу древнейших кавказских храмов на р.Зеленчук – алтарь храма разделяется на три части: собственно алтарь, придел слева занят жертвенником, а справа -диаконником.
Крест на куполе был виден издалека, своим сиянием притягивал взоры людей со всей округи.
Семь колоколов пели, звенели, перекликались между собой, собирали православных казаков и членов их больших и дружных семей под сводами храма.
На Шереметьевском заводе, под Москвой, была отлита чугунная плита с распятием Иисуса Христа. После разрухи, почти через 100 лет, чугунная плита будет торжественно возвращена семьей Антоненко в храм и установлена на кануне.
Храм строился с любовью, освящен был на Святую Троицу, потому и назван Свято-Троицким . В центре купола висело массивное паникадило с лампадами. На стенах иконопись. Первого священника звали Лазарь.
Вспоминает Петр Николаевич Прохин – житель станицы Ставропольской (1926 пр.): «Помню, мне было лет 6-7, я с сестрами Верой и Машей ходил в храм, на службу; моя бабушка по матери, Анна, служила свечницей, дед по отцу, Иов, работал там звонарем и сторожем
Церковь была богатая! А уж сколько людей ходи¬ло туда! Моя мать, Александра, – продолжает П.Н. Прохин, – говорила, что первая служба в новом храме была в 1914 г., когда началась 1-я мировая война, а у нее родился сын Василий. На службу съехались много гостей из соседних станиц. Из Екатеринодара на фаэтонах понаехало много офицеров… В те времена все жили с Богом. Людей в церковь ходило – негде было стать! ».
Вспоминает Григорий Иванович Оловар – житель станицы Ставропольская (1920 пр.): – «Мой отец Оловар Иван Дмитриевич пел в церковном хоре .
Мой дед Дмитрий Петрович руководил церковным хором. В Свято-Троицком храме было два клироса. Бывало, приезжал на службу хор из Екатеринодара – так станичники пели куда лучше! Сохранилась грамота «Прихожанину ст.Ставропольской Дмитрию Петровичу Оловару. За долголетнюю (30 лет) мно-готрудную деятельность на поле Церкви Божией в качестве руководителя церковным хором, засвидетельстванную благочинным 23 округа протоиреем О.В. Орловыми. Преподается архипастырское Благословление и выражается Благодарность Епархиального Правления ».
«Была жизнь, – продолжает вспоминать Г.И. Оловар, – на престольные праздники ставили в церковном дворе столы. К тому дню выращивали бычка и готовили бочку вина. Устраивалась общая трапеза во славу Господа. Во дворе были качели, карусели… А когда крестить детей привозили, то после крестин на лошадях объезжали вокруг церкви три раза. А когда был снег – то на санках… Веселым зимним праздником были святки, длившиеся от Сочельника до Крещения. В Сочельник родным и знакомым дети носили «вечерю» – сладкую разваренную кашу. И получали подарки. С прославлением Бога – младенца выражали пожелания хорошего урожая, богатства и счастья.
Масленица отмечалась вкусными блинами с разной начинкой. Самым большим и светлым праздником считалась Пасха ».
Вспоминает Попандопуло Елена Степановна (1937г.р.) : «Моя мать Исаенко Мария Максимовна (1912 г.р.) пела в церковном хоре. С какой тепло¬той говорила мама о храмовых службах, о хоре, о дедушке Оловаре Д.П., о своей подруге Негляд Парасковье. Говорила мама, что дедушка Оловар принимал в хор только по камертону ».
Елена Степановна отдала для «летописи» старую фотографию (примерно 1928 г.), на ней запечатлена часть участников приходского хора.
Вспоминает Кривчик Нина Даниловна (1912 г.р.) : «Отец – Юхно Даниил Иванович – переселенец из России, мать – Вдовенко Марфа Васильевна – местная ».
Нина Даниловна, взглянув на старую фотогра¬фию, не может сдержать удивления и слез. Узнает знакомые лица. Целует фотографию. «Вон тот, посередке, рядом с батюшкой (фамилия его Терентьев), с белой бородкой – дедушка наш Оловар. Руководил хором. В церкви было два клироса. На одном пели девчата постарше. Боны были таки красивы!.. А мы – молодь, подростки. Поделал нам дедушка розочки красние, чтоб он мог нас зараз бачить. Оловар Ваня – бас. Негляд Паша – сопрано. Юхнова (Кривчик) Нина – альт. Они в скорости повыходили замуж. А церковь была така красива! Иконы, полотенца; людей завсегда полно. И малы и стареньки. Говорил дедушка: «Запретят церковь, не будут разрешать, а вы «Отче наш» не забывайте». Мы, подростки, первый раз пели на Пасху. Только раз и попели ».
Нине Даниловне больше 90 лет . Она светла от воспоминаний.
На фото справа от батюшки Терентьева – Юхно Даниил Иванович – староста храма. Помогал вести службу батюшке его сын Александр. Впоследствии Исаенко Мария выйдет замуж за Александра. На фото Мария и Александр рядом (средний ряд). В одном ряду с ней ее подруги – Негляд Паша и Нина. Здесь же Лисогорская Оля, Василенко Мария. Еще близкие храму люди Проскура Иван и Алексей, Вдовенко Николай и многие, многие…
В то время жизнь станичников плотно переплеталась с жизнью церкви. Неизвестно, сколько времени вел службу отец Лазарь. Известно лишь, что после смерти он похоронен под шелковицей, во дворе храма. С ним рядом похоронен его сын – отрок.
Второй священник похоронен тоже в церковной ограде, напротив алтаря.
Отче! Отпусти им: Не ведят бо, что творят.
Лк.33,34

В 1914г. началась первая мировая война. Годы тревожные, опасные.

Приближался кровавый переворот 1917 г.
В 1917 г. на Кубани сложилось двоевластие белых и красных, которое продолжилось до 19 марта 1920 г., когда, так называемая, Красная Армия освободила от бело-зеленых ст. Северскую. После выборов ревкома, весной 1920 г. в школах отменили преподавание закона Божьего. Вместо ликвидированных казачьих, иногородних, женских – церковноприходских школ открылись трудовые школы с совместным обучением мальчиков и девочек.
В марте 1920 г. в ст. Ставропольской была установлена советская власть.
В 1925 г. в станице было 275 дворов, 1204 жителя, 2 колодца, 1 школа I ступени, 2 избы читальни.
Время шло, политика в стране менялась, людям же жилось трудно.
На церковь сельсоветом был наложен налог, больший, чем могла дать церковь. Налог раз от разу возрастал, и стало понятно, что долго продолжаться так не может. Руководство страны, компартия вели богоборческую политику. Такая политика затрагива¬ла душу каждого человека, от малого до старого.
Что значила церковь для русского человека? Немало, если наши предки – казаки, переселяясь на Северный Кавказ, непременно несли с собой разобранный по бревнышку храм, и, где останавливались, там этот храм ставили. Или, несмотря на нужду, строили новый, отдавая последние гроши. Если вспомнить гоголевского Тараса Бульбу и запорожское казачество, – на первом месте был крест, а рядом с крестом – честь и совесть.
В 1932-1933 гг. политика руководства страны вызвала на Кубани невиданный голод. Вымирали семьями. В ст. Ставропольской и вокруг нее, в лесу, росло много плодовых деревьев. Из дички делали сушку.
Церковь была еще открыта, она была полна людьми, но из-за лукавства властей, непосильных налогов, платить государству было нечем.
Наступление на христианство было спланированным, целенаправленным. Советская власть последовательно уничтожала религию, а с ней – христианскую мораль. Раскручиваемый механизм размалывал вековые традиции, уклады, нравственные нормы и ценности.
В 1933 г. в Свято – Троицком храме еще освящали куличи и пасхи. Но по станице шла молва, что церковь закроют.
Жил в станице в ту пору слесарь Хвосторезов. Золотые руки были у человека. Если кто ключи от сейфа в городе потерял, ехали за ним. Но стал попивать, и меньше стали обращаться стали к нему.
Наслушавшись однажды на вечере в клубе антирелигиозной пропаганды, этот Хвосторезов хорошо выпил, взял длинный нож и пошел в церковь. Распугав людей своим видом, он забрался на колокольню и, распевая что-то революционное, об¬резал веревки, на которых крепились колокола. Те с грохотом и звоном полетели вниз.
На утро у сельсовета собралась почти вся станица. На устах у станичников было одно: сельсовет принял решение закрыть церковь.
– Покажи решение! – кричали станичники поднявшемуся на ступеньки сельсовета председателю.
– Нет такого решения, – ответил тот.
Споры и крики продолжались. И вдруг из толпы раздался возглас Евдокии Толстиковой:
– С колокольни его сбросить!
Подхватили бабы председателя и потащили к церкви. Партийцы и комсомольцы кинулись защищать председателя. Чернокат Арсений с вилами бросился на партийцев.
Отбили комсомольцы председателя.
Потом в Екатеринодаре был суд. Зачинщикам, в том числе Евдокии Толстиковой дали по три года заключения. Чернокат Арсений с тех пор пропал. А Хвосторезова оправдали.
В 1935 году храм Святой Троицы закрыли. Со временем там сделали склад.
Но службы шли на дому (где хата побольше). Люди собирались, молились, пели.
Батюшка Терентьев жил в каморке при церкви. Иногда ходил за водой для чая на серный колодец. В 1936 г. он еще отпел бабушку Петра Прохина, а потом уехал куда-то в среднюю полосу России и пропал. Его сына Александра направили на службу в Афипскую. Потом его забрали, и он тоже пропал без вести.
Рассказывает П.Н. Прохин: «В 1938 г. (мне было лет 12) решили правленцы снять с церкви кресты. По приказу властей подогнали к храму трактор СТЗ, хотели стянуть кресты с куполов – не поддались кресты, устояли. Тогда залезли двое на крышу и стали пилить ножовками… »
Петр Николаевич продолжает: «Года 2 спустя пошел я с отцом на кузню. Взрослые о деле говорили, а я дите еще, стал ходить по кузне. В одном углу кресты лежали, уже ржавые ».
В 1938г. власти стали перестраивать бывшие церкви в клубы. И храм Святой Троицы не избежал этой участи. Алтарь превратили в сцену, левый придел стал сотрясаться от «дискотеки», а в правом расположилась библиотека. Вечерами в церкви крутили кино.
Подрастало новое поколение – неверующих. В 1940г. с храма сняли купола. В 1942 г. по постановлению Политбюро планировали закрыть последнюю церковь в стране.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.
Этой войны не хотел никто. Если и думалось о ней, то со страхом, инстинктивно предчувствуя ту огромную беду, которая не минует каждую семью.
О войне много написано, она никого не обошла стороной.
В середине августа 1942 г. в ст. Северской появились первые гитлеровцы.
Станица Ставропольская была захвачена румынами, которые воевали на гитлеровской стороне.
В 1943 г. старцу из Ливана явилась Божия Матерь (покровительница России) и сказала, что в России нужно открыть церкви, а вокруг трех городов (Москвы, С -Петербурга и Сталинграда) нужно обнести икону. Доложили Сталину (об этом стало известно недавно из секретных документов). Сталин встретился с Патриархом России и отдал приказ: на самолетах тайно, ночью, с иконой Божьей матери, облететь вокруг этих городов. Также были открыты некоторые храмы и духовные училища. Немногие, оставшиеся в живых, священники были выпущены из тюрем.
16 января 1943 г. 1135-й полк держал оборону на Шабановском перевале. Когда прошел слух, что в штаб прибыл какой-то генерал и другие военные чины, солдаты поняли, что готовится долгожданное наступление. И вскоре поступил приказ овладеть ст. Ставропольской.
Поздно вечером подразделение двинулось в обход станицы. Осторожно передвигаясь в ночной темноте, по колено в грязи, бойцы старались ни в чем не выдавать свое продвижение… Обнаружив вражеский дозор, они незаметно подкрались к нему и без шума сняли его.
Ветеран 1135-го полка, в то время служивший старшим лейтенантом, а ныне почетный гражданин ст.Ставропольской, проживающий в Ростове-на-Дону, Н. Щеголев вспоминает: «Гитлеровцы были застигнуты врасплох. Раннее утро огласилось выстрелами, криками оккупантов: «Мы есть не фриц, мы есть романешт». Кое-где рвались гранаты. В центре станицы собралось много румын. Мы бежим туда. Вдруг вижу: из-за угла дома выходят комсорг полка ст. лейтенант Кубланов А.Л. и оперуполномоченный особого отдела полка капитан Квасов П.Т. и перебежками направляются к церкви. Я понял – парламентеры. Они подошли вплотную к огромной двери церкви и стали что-то кричать. Затем Кубланов вынул пачку листовок и бросил прямо в разбитое окно церкви. Медленно тянулось время. Велись переговоры. И вот распахнулись двери церкви и с поднятыми руками из здания один за другим вышли 60 солдат и офицеров противника – гарнизон сдался. Так закончилось освобождение ст.Ставропольской от гитлеровских захватчиков.
Рядом с храмом был поставлен обелиск павшим воинам – освободителям. Здесь много фамилий православных ставропольцев. Молитвенная память за отданную ими жизнь.
Все послевоенное время вплоть до 1997 г. в здании Свято -Троицкого храма располагался дом культуры. Но в ночь, с 13 на 14 февраля 1997 года, в здании бывшей церкви случился пожар. Сбежались станичники, затушили огонь. А когда разошлись по домам, огонь возник снова и сгорело все, что могло сгореть. Успели лишь из правого придела (бывшего библиотекой) вынести книги.
Очаг культуры сгорел. Остались порушенные каменные стены храма, которые прятали в зной от солнца лошадей и телят.
Но самое страшное – забвение. Поневоле ме¬нялась психология людей. Вместо веры в Созда¬теля, идущей от Истины, скрытой в каждой душе, власти насаждали веру в коммунизм.
Всяко воспринимали это жители. Бывало, сойдет с дорожки женщина и торопливо, по траве, повернет к храму. Там, среди высокого бурьяна и навоза, припав к пустому оконному проему, рыдает.
Многие люди жалели церковь.
Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…
Пс.5.8.
Прошло пять лет. В начале девяностых годов, поменявшаяся власть, постепенно созревала для диалогов с церковью. В стране говорили о возрождении духовности, в некоторых городах и станицах начали восстанавливать порушенные храмы. Кое-где строили новые.
Настоятелем разрушенного Свято-Троицкого храма в ст.Ставропольской Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор назначил протоиерея Алексия Святова.
В районной газете «Зори» была напечатана статья о начале восстановительных работ в храме Святой Троицы.
Позднее статью перепечатал журнал «Родная Кубань» №1 2003 г.: «Началось все просто. Как всегда с утра в центре станицы оживленно. Привозят свежий хлеб. Местные жители рядом с магазином продают рассаду, зелень, клубнику. Мальчик Петя, который продавал молоко, сказал: «Опять приехал поп». И правда. От полуразрушенной церкви отъезжали белые «Жигули» батюшки Алексея, который служит в церкви соседней станицы Григорьевской.
Неделей раньше я видела, как откапывали фундамент храма там, где проходила большая трещи¬на. Экспедиция комитета охраны памятников культуры и архитектуры выясняла, можно ли церковь восстановить?.. Мне тоже было интересно знать, к какому она пришла заключению. К моей радости, батюшка смотрел в мою сторону, я махнула ему рукой, и он остановил машину.
Комиссия сделала вывод, что храм восстановить можно. Если мы будем молиться за это. – ска¬зал отец Алексей. – Вот сегодня сюда приехал из Новороссийска человек, у него три дня свободных, он будет заниматься очисткой внутри храма. Помогите ему. Я буду хлопотать дальше .
Батюшка уехал, а я пошла в церковь. Крыша есть только в одном крыле. Кругом заросли, удобренного конским навозом, бурьяна. В углу, – большая куча земли. Там в советское время стояла кинобудка.
В правом приделе, там, где сохранился потолок, бойко работал мужчина. Он лопатой отчищал от мусора угол. Подростки помогали ему, выносили на улицу битые кирпичи и камни. Мужчина был молодой и сильный. Работа горела у него в руках. Ветер сквозь разбитые окна гонял клубы пыли по церкви.
Игорь , – представился он. – Вот приехал почистить храм. Его же не для лошадей строили .
Мы с мужем могли бы помочь, – предложила я .
Пожалуйста ! – обрадовался Игорь. – Места здесь всем хватит !
Потихоньку потянулись люди. С тяпками, лопатами, ведрами. Объявления нигде не вывешивали, просто от человека к человеку по станице прокатилась молва: «Надо идти чистить храм». В числе первых пришли Анна Белинко, Валентина Карпенко, Борис Терёхин. Дети – молодцы! Лариса, Ваня, Яша, Андрей и другие незнакомые мне мальчишки и девчонки пришли вместе с взрослыми.
К окончанию уборки принесли веник и в правом приделе начисто подмели пол.
Главное место, где на праздник Святой Троицы будет вести службу батюшка Алексей, было готово. Но станичники в тот день убрали только часть полуразрушенного храма. Потом еще три дня подряд они с легкостью и каким-то душевным рвением занимались благоустройством. В минуты отдыха мы восхищались чудесной работой старых мастеров; удивляясь, сколько свидетельств человеческой любви и веры в Господа – Создателя всего Сущего, сохранилось в полуразрушенных стенах.
Перерыв – и опять за работу. Валентина и Петр Шайтан, Владимир Гусаков, Григорий Кныш, Вадим Щербина, Евгений Пархоменко, Лилия Горлач, Анна Мачуха, Галина Мирошниченко, Любовь Ковкова, Роман Лях, Анна и Эдуард Порджиани, Татьяна и Любовь Трикоз – все они оставили свои домашние дела и пришли в храм. Еще были Анна, Нина, наверное, я не всех назвала, но Богу все видны…
Постоянно работал трактор. Костя и Кирилл Башировы вывозили из церкви землю, мусор, засыпали яму. Константина Подружного можно было видеть то за рулем трактора, то вместе со всеми – с лопатой в руках. Ребята Вова Кардаш, Саша Климов, Сережа Яценко, Дима и Юра Кодониди, Алеша Яловенко, Денис Шевяков, Сережа Гаврилкин – все в одной связке со взрослыми. Зоя Проскура во время отдыха вспоминала рассказ своей бабушки о том, как казаки строили эту церковь, это диво светлое, храм Божий.
Сколько церквей в нашей стране было разрушено мгновенно. А сколько умирало тихонько, превращенные в склады, клубы. Церкви, превращенные в очаги культуры, часто сгорали. Может они пытались очиститься огнем? Был пожар и в ставропольском Свято-Троицком храме.
Но и сейчас в этом храме, без крыши, с обугленными балками чувствуется живое тепло.
Дело начато. Еще не раз станичники будут приходить сюда, чтобы помогать возрождению своей Святыни. Надо будет много бумаг собрать, много средств потребуется на реставрационные работы, без спонсоров не обойтись. Но прежде надо заручиться дозволением митрополита Исидора…
Очень надеются жители станицы, что настанет день, и засияют позолотой на фоне зеленых гор купола храма, и каждое утро протяжные звоны колоколов будут звать всех к заутрене. А пока вот он, остов великолепного творения мастеров-зодчих. Стоит на пригорке, протягивает надломленные стены-руки к небу и тихо взывает: «Православные, здесь дом Господа вашего ».
Церковь удивляет внутренним духовным теплом, здесь так легко и хорошо дышится…
Господь Бог некоторым дает особые послушания. В трудное время возлагает на них задачу крепить устои Церкви. Таков Игорь Семигулин.
Такова Лидия Салова, как бы не было тяжело и сложно (она живет и работает в Новороссийске), каждую субботу ее чудесный голос не устает славить Господа. Она у отца Алексия и певчая, и псаломщик.
Директор Краснодарской фирмы «Домино» Александр Вельчо, осмотрев, что осталось от храма, пообещал за счет фирмы организовать экспертизу, которая могла бы дать ответ на вопрос – подлежит ли храм восстановлению? И слово сдержал.
Специалисты ответили однозначно – восстановление храма возможно.
Богу было угодно – дело начато. Но далеко не всегда все получалось. Краевые власти денег не выделяли. Да и люди не могли быстро перестроиться, вернуться к церковному образу жизни. На призыв помочь восстановлению храма приходили многие станичники. Но не все.
Временами охватывало отчаяние от того, что дело могло остановиться.
Но пути Господни неисповедимы. Неспешно ре¬шались задачи, появлялись стройматериалы, находились помощники.
Наши прадеды воздвигали храм всем миром. Их мудрость не должно заменить вбитое в людей равнодушие и безверие.

Кто построил основание свое на камне веры, тот при реках скорбейи бурях искушений не падет…
Прп. Ефрем Сирин.

23 июня 2002 г. в ст. Ставропольской в храме Святой Живоначальной Троицы состоялось, после многих лет разрухи, первое Богослу¬жение.
Станичные ребята нарезали в лесу зеленых веток, привезли к церкви полную тракторную тележку. Подростки поменьше из свежескошенной травы про¬ложили по храму широкую дорожку до алтаря крестом, зеленые ветки расставили вдоль стен и по углам.
Полуразрушенный храм сиял от радости. Сиял многолюдьем православных, сиял голубым куполом неба, живыми цветами, сиял множеством зажженных свечей.
Был светлый престольный праздник. Гости приехали из Новороссийска, Краснодара, ст. Новодмитриевской, Григорьевской, ст. Смоленской, п. Афипского. Настоятель – протоиерей Алексий, вел службу, кропил всех святой водой, призывал: «Помолимся, братия
Творец – есть Любовь! Любовь вы познаете! Творец – есть Добро! В добре пребывайте! Творец – милосерд, Его призывайте! Творец – совершен, Его величайте!
Схиигумен Савва

Отец Алексий теперь по субботам ведет службы. Появились постоянные труженики на ниве Господней.
Татьяна Воронько, Константин Подружный, Борис Терёхин, Владимир и Наталья Власовы, Сергей и Людмила Сугак, Владимир и Наталья Яценко, Игорь Лещенко, Валентин и Зинаида Ющенко, Нина Политаева, Алла Кравчук, Валерий и Галина Еременко, Галина Мирошниченко, Валентина Шайтан, Лидия Горлач, Мария Андрейченко и многие другие православные – сразу отзываются и берутся за любую работу.
В начале января 2005 г. в ст.Ставропольскую приехали главный специалист по делам религии краевой администрации Л.Коркоценко и представитель комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей. Храм включили в список памятников архитектуры, охраняемых государством. Но самое главное, он попал в губернаторскую программу восстановления и реставрации православных храмов в Краснодарском крае на 2005-2010 гг., принятую Законодательным Собранием края. Ею предусмотрено выделить из краевого бюджета и других источников средства на восстановление церкви Святой Троицы в ст.Ставропольской.
Потихоньку церковная жизнь налаживается. Идут в церкви строительные работы. Все с Божьей помощью. Все в руках Господа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Родная Кубань». Литературно-исторический журнал, 1999-2003 гг.
2. Историческая справка из архива Ставропольской (Кавказской) епархии 1911г.
3. «Между Илем и Шебшем» В.И. Харченко, А.Л. Кистерев.
4. «Зори» газета Северского района Краснодарского края 2001 г.Страницы истории храма Святой Троицы ст.Ставропольской
Текст H. ТЕРЁХИНОЙ, Фото В. ВЛАСОВА.
Компьютерная верстка – редакции газеты “Зори Предгорья”.
Редактор А.А. ИГНАТКИН.



Статьи по теме: