Упражнения по сценической речи. Комплекс профессиональных упражнений "сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"

Хотите чтобы ваш ребенок в будущем стал теле- или радиоведущим, известным актером? Сами планируете построить успешную карьеру на сцене? Тогда нужно долго и упорно заниматься развитием сценической речи. Методика обучения включает разнообразные упражнения на дикцию. Есть специальные занятия по актерскому мастерству как для взрослых, так и для детей. Хотите узнать что такое сценическая речь и выучить простые упражнения для развития речевого аппарата? Тогда читайте эту статью до конца.

Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Как быстро усовершенствовать технику речи?

Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

Варианты упражнений для постановки дыхания

Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот. Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.

  • Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
  • Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
  • Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

Совершенствуем артикуляцию

Чтобы произношение отдельных звуков было внятным и четким, нужно постоянно тренировать органы, отвечающие за артикуляцию.

Урок нужно начинать с простого проговаривания гласных, согласных звуков и простых связок. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал громко и ярко, не так как в обычной повседневной жизни.

Различные скороговорки также помогают тренировать речевой аппарат. Такие стишки нужно, наоборот, произносить очень тихо, шепотом. Постепенно темп прочтения и громкость увеличивайте. Рассмотрим несколько простых вариантов скороговорок для усовершенствования сценической речи.

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если вы уже довольно давно посещаете уроки сценической речи, можете постепенно усложнять себе задачу, разучивая более длинные и сложные скороговорки. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть , можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи

Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:

  • Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
  • Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
  • Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.

  • Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
  • Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
  • Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.

Упражнение «Язык без костей»

Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

  • Ваш язык начинает работать очень четко;
  • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
  • Произношение звуков становится более четким и правильным.

Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

  • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
  • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

Простое упражнение «Пробка»

Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

  • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
  • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
  • Улучшить дикцию и речь.

Специалисты утверждают, что упражнение «Пробка» полезно не только для будущих ораторов и актеров, но также для всех, кто хочет на долгие годы сохранить красоту и молодость кожи лица.

Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку.
Зажмите пробку в передних зубах. Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже. Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование. Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего. После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

Методы обучения сценической речи

Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

  • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
  • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
  • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
  • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.

5 упражнений начального уровня изучения и практики сценической речи

Упражнение №1. Разминка языка

Теория

Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для четкой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития.

Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у основания). Если появляется усталость – значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать.

Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна четкая и внятная речь.

Описание упражнения

1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз. в это время четко представляйте вкус сока этих ягод.

Зубы при этом разомкнуты.

2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.

3. Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.

4. Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений.

5. Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка.

Упражнение №2. Разминка лица

Теория

Человеческий глаз способен различить огромное количество выражений лица, оттенков изменения настроения и т.д. Но нетренированное лицо способно выдавать не более 20-30 этих самых выражений лица.

Слабые мышцы лица являются причиной дряблой кожи и появления «мешков» под глазами и большого количества морщин. Это связано с тем, что многие мышцы на лице соединяются непосредственно с кожей. Так что хорошие мышцы лица дают не только лучшую выразительность и эмоциональность, но и красивое здоровое лицо.

Описание упражнения

Упражнения лучше выполнять перед зеркалом

1. Вытянуть губы вперед трубочкой, потом растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. Вперед как можно дальше вытягиваем губы. И тянем улыбку как можно дальше к ушам. Вперед – в сторону. 30 повторений.

2. Вытянуть губы вперед трубочкой. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. По максимальной амплитуда вращаем вытянутыми губами по часовой стрелки 10 кругов, потом против часовой стрелки 10 кругов. Стараемся, чтобы не напрягалась шея и другие мышцы лица.

3. Разделяем лицо вертикально на 2 половины. Получается левая и правая половина. И начинаем двигать мышцами только одной половины лица. Упражнение выполняется до усталости мышц одной половины. Затем переходим к другой половине лица.

Упражнение №3. БАО ВАО ГАО

Теория

Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью, головным болям и нервозности.

Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение длится всего 3-4 минуты.

Описание упражнения

1. Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть.

Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО», наклон влево «ГАО».

Таким образом нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО, САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО ЯЯ.

Получается каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами, затем с кивком головы.

2. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это упражнение с небольшим изменением.

Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок. Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу – кулак. Как будто вы кому-то показывали «все отлично», выставив большой палец вверх, затем руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем.

Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака упрется в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю голову, но зафиксировав нижнюю челюсть.

Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой части упражнения. Буквосочетания те же самые.

Упражнение №4. Правильное дыхание

Теория

Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете – надувается живот) становится возможным говорить на «опоре» – когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым.

Также при брюшном дыхании вы сможете произносить длинные речи, не добирая воздух.

Описание упражнения

Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения.

С помощью слова человек выражает свои мысли, а значит, если его речь путаная, значит и в голове у него бардак? Так? Не совсем, но именно такое впечатление рождается о говорящем у его собеседника. Некоторые люди просто не умеют красиво говорить, хотя их внутренний мир очень даже богат. Причин для такой неприятности может быть много: стеснение и комплексы, нарушенная дикция, неприятное звучание голоса, тихий или громкий звук, отталкивающая манера повествования (занудство, навязывание, недоброжелательность, угрюмость).

Если на первой встрече вам будет достаточно говорить общие фразы, говорить ни о чем, отшучиваться или мило улыбаться, то на последующих встречах этого будет уже не достаточно. От вас будут ждать глубину мысли, содержательности темы разговора, широты кругозора, интересной подачи, разносторонности взглядов. Также наметилась тенденция спроса на чтение стихов противоположному полу. Многие молодые люди учат огромные фрагменты литературных работ Шекспира, чтобы покорить их прочтением свою спутницу. «Приправленные» актерским мастерством романтические строки покоряют с первого звука.

Уроки постановки голоса и речи в Москве

В этом и многих других случаях будут полезны занятия сценической речью. Еще ораторы древнего мира проходили обучение технике речи в самых экстремальных условиях. Они репетировали, стоя на краю скалы, перекрикивая шум волн и крики чаек. Красивой речи обучались все аристократы. Сейчас умение говорить грамотно и красиво перестало быть сверхъестественным даром. Это просто необходимость, если вы хотите быть успешным, поэтому мы настоятельно рекомендуем курсы постановки техники речи в Москве, за 8 занятий!

Каждый день нам нужно готовить презентации, выступать на совещаниях, общаться с клиентами и коллегами. Поэтому занятия и уроки сценической техники речи не кажутся такой уж прихотью «буржуев». Жители столицы с волнением ищут курсы постановки голоса и речи в Москве.

Занятия по технике речи и постановке голоса

Опираясь на тот факт, что публика больше реагирует на то как вы говорите, чем что, и видя, как на некоторых выступлениях монотонный голос оратора усыпляет, в основе тренингов публичных выступлений в первую очередь лежит работа над голосом.

Но и тут не все так просто. Дело в том, что звучание голоса зависит от дыхания, артикуляции и даже психоэмоционального фона говорящего. Публичная речь и ораторское искусство постигается через изучение того, как происходит звукоизвлечение, как следует артикулировать, как правильно дышать . Это ежедневная работа над голосом, проговаривание скороговорок и выполнение специальных актерских упражнений. Работа эта для самостоятельного изучения не простая, поэтому так востребованы курсы сценической речи в Москве.

Педагоги отмечают, что последнее время многие ученики обращаются с проблемой быстрой речи. Ее причина кроется в волнении говорящего, иногда она воспринимается как желание закрыть скорее тему или откровенное вранье. Также быстрая речь очень сложна для восприятия, она быстро утомляет и отталкивает.

На курсах постановки голоса и техники речи не стоит торопиться с результатом. Следует понимать, что работа эта кропотливая, регулярная и упражнений достаточно много. На мастер — классах вы узнаете о существовании отдельных упражнений для дыхания, дикции, артикуляции, звучания.

Изучение риторики начинается с азов : с правил построения речи, ее подготовки, проведения и ответов на вопросы по ней. Благодаря практическим урокам на сцене, вы приобретете уверенность и вам будет легче выступать перед незнакомыми людьми.

Многие бояться публичных выступлений по причине последующих «щекотливых» вопросов. Следует помнить, что поставить вас в тупик может лишь тот вопрос, на который вы не знаете ответ, поэтому готовьтесь к публичным выступлениям. Придумывайте ответы на все вопросы и обвинения, с которыми на вас могут обрушиться и тогда вам удастся намного меньше волноваться перед выходом к публике.

Искусство речи, риторика и ораторское мастерство помогут вам завести новые знакомства, познакомиться с более влиятельными людьми, подняться по карьерной лестнице, выделиться среди коллег, стать душой кампании.

Высокая культура речи и ораторское искусство покоряется лишь тем, кто не боится пробовать и ошибаться. Чем больше в театральных курсах актерского мастерства публичных выступлений, тем быстрее вы научитесь говорить красиво, а манера поведения на сцене свободнее и привлекательнее.

Дерзайте: под лежачий камень вода не течет!

Речь – убранство души.Луций Анней Сенека

Сценическая речь – обязательная дисциплина в программах подготовки ораторов, эстрадных артистов, актеров театра и кино, дикторов, спортивных комментаторов и других специалистов, имеющих отношение к публичным выступлениям. Голос и речь артиста – это гибкий многофункциональный инструмент, который служит ему как в информативных, так и в выразительных целях. Упражнения по сценической речи на дикцию помогают улучшить звучание голоса, сделать его приятным для слушателей.

Минимальные требования к речи артиста:

#1

Речь должна быть громкой, правильной и разборчивой: даже шепот со сцены должен быть услышан и понят на последнем ряду амфитеатра.

#3

Артист должен владеть техникой правильного дыхания, которая позволяет говорить громко и даже кричать, не надрывая связок. Умелые артисты не срывают голос даже при длительных нагрузках.

К сожалению, талантов от Бога в этой сфере не бывает вообще, если не считать талантом приятный тембр голоса. Все остальное достигается ежедневными тренировками и регулярной практикой. Утро большинства артистов начинается с артикуляционной и дыхательной гимнастики, многие из них имеют полезную привычку подолгу читать вслух.

Упражнения для начинающих

Перед теми, кто только собирается сделать первые шаги на пути к освоению сценической речи, стоят две приоритетные задачи:

  1. Укрепление и развитие речевого аппарата.
  2. Оценка недостатков речи и подбор упражнений для их коррекции.

Чтобы понять, какие именно проблемы присущи вашей речи, начитайте небольшой прозаический отрывок на диктофон. Приготовьтесь к тому, что услышанное вас не обрадует. Большинство людей не выносит звучания своего голоса в записи. Кроме того, все недостатки дикции, которые вы привыкли игнорировать в повседневной жизни, слышны и заметны. Очень важно справиться с первым разочарованием: вы начинаете с нуля, несовершенная речь – это нормально. Люди не рождаются с идеальной дикцией, все величайшие артисты и ораторы проходили через процесс постановки речи.

Очень часто неразборчивое произношение отдельных звуков связано со слабостью мышц артикуляционного аппарата и лицевых мышц, т. н. «ленивой» артикуляцией. Безупречная дикция подобна осанке: невозможно сутулиться в быту и быть стройным на балу или на званом вечере. Чтобы быть стройным, нужно каждую минуту следить за собой и не позволять себе расслабляться. То же самое касается и речи: если в повседневном общении вы позволяете себе небрежности, то со временем они неуклонно перерастут в речевые изъяны.

Артикуляционная гимнастика на укрепление и развитие речевого аппарата

  • Вытяните губы трубочкой как можно сильнее и медленно, с напряжением совершайте ими круговые движения в одну, затем в другую сторону.
  • Вытяните губы трубочкой, потянитесь ими к носу, затем к подбородку, к правой щеке и к левой щеке. Тянитесь изо всех сил, не жалейте себя. В процессе упражнений мышцы лица должны уставать до боли.
  • Представьте, что ваше лицо растягивают сначала по горизонтали в широкую улыбку, потом по вертикали в гримасу с открытым ртом и опущенной нижней челюстью.
  • Высуньте язык изо рта и тянитесь им вперед, сколько сможете.
  • Широко откройте рот, высуньте язык как можно дальше изо рта, перемещайте язык от одного угла губ к другому и обратно.
  • По очереди сильно упирайтесь языком в правую и в левую щеку.
  • Совершайте круговые движения языком по внешней поверхности зубов, под губами, в обе стороны.

Занятия для продвинутых

Под словом «продвинутый» подразумевается человек, уже овладевший голосом и дикцией. Следующим этапом для него становится работа с текстовым материалом. Приоритетная задача здесь – сделать речь не только звучной и правильной, но и выразительной. Сюда входит:

  1. Логический анализ текста.
  2. Работа с интонацией.

Логический анализ текста

В жизни мы не задумываемся о логике речи, т. к. по умолчанию строим речь в соответствии с логикой. Иначе просто не может быть, ведь мы выражаем собственные мысли и вкладываем в предложения собственные эмоции. Мы интуитивно выделяем интонацией главные и усиливающие их второстепенные слова, выдерживаем логические паузы, держим нужный ритм и т. д. Это просто, т. к. это – наше. Но текст, который мы собираемся читать перед публикой, не рождается у нас в голове здесь и сейчас, однако именно такое впечатление в идеале должно возникнуть у слушателя. Выход – проанализировать текст, разложить его на логические составляющие и прорабатывать в соответствии с ними. Какими они бывают, эти логические составляющие:

  • логический блок – самодостаточный отрезок текста, несущий собственную законченную мысль, в прозе обычно соответствует абзацу;
  • логическая пауза – бывает нескольких видов, соответствует знакам препинания (паузы после запятой, после точки, после вопросительного знака, после логического блока – разные);
  • ударение – имеется в виду сильное слово, которое акцентируется в тексте, ударения бывают первостепенными, второстепенными и третьестепенными;
  • темпоритм – этот актерский термин означает сочетание скорости внутреннего действия (ритм) и внешнего выражения (темп). Говоря проще, это скорость чтения, оправданная внутренней мотивацией. Если ваша речь – философский монолог скучающего человека о бренности бытия, скорость будет одна. Если внутренняя речь пленника, убегающего от погони, – скорость совсем другая. Если поменять эти две скорости местами, оба монолога прозвучат фальшиво и неубедительно.

Упражнения на интонационную гибкость

Количество интонационных оттенков, которые вы можете использовать в речи, зависит от гибкости голоса и широты его диапазона. Интонационные упражнения и упражнения на расширение диапазона голоса можно совмещать.

  • Протяжно и непрерывно тяните каждый гласный звук из таблицы гласных (и, э, о, у, а, ы) от самой низкой ноты, которую можете взять, до самой высокой и обратно. К этому упражнению добавляйте простое действие, например, возмутиться, удивиться, испугаться, обрадоваться, огорчиться, умилиться и т. д. Каждому из этих глаголов соответствует своя интонация.
  • Выберите слово, словосочетание или небольшое предложение и переберите как можно больше интонаций, соответствующих различным действиям (глагол в неопределенной форме). Придумывайте себе неожиданные действия, находите наилучшие оттенки интонации, меняйте слова, комбинируйте разные действия между собой и т. д.

Упражнения для детей

Для малышей понятия «сценическая речь» пока не существует, а точнее – нет разницы, выполняются ли упражнения на общее развитие речи или упражнения на развитие сценической речи для детей. Речевой аппарат еще хрупок и уязвим, ему легко нанести вред слишком большими нагрузками, а результат этих нагрузок в раннем возрасте будет почти незаметен. Интенсивные занятия на постановку голоса и речи следует начинать тогда, когда голос оформится и окрепнет, т. е. в 16–18 лет как минимум. Сейчас же гораздо важнее придать развитию речи ребенка правильное направление. Первоочередное внимание следует уделить:

  • укреплению мышц языка и лицевых мышц;
  • постановке и правильной артикуляции звуков.

Артикуляционная гимнастика для детей

  1. Губы сомкнуты, ребенок широко улыбается. Положение фиксируется на несколько секунд.
  2. Ребенок широко улыбается, показывая все зубки. Зафиксировать на несколько секунд. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
  3. Ребенок складывает губы трубочкой и вытягивает как можно дальше.

Для мышц языка:

  1. Ребенок открывает рот, высовывает язык, поочередно то поднимает его к верхней губе, то опускает к нижней.
  2. Ребенок высовывает узкий язык как можно дальше изо рта, затем прячет его как можно глубже в рот.
  3. Кончик языка касается верхней губы и, не отрываясь, перемещается по ней из стороны в сторону.

Для подъязычной связки:

  1. Цокаем языком, как бежит лошадка.
  2. Язык нужно с силой прижать к альвеолам и зафиксировать положение. Рот открыт.
  3. Язык прижат к альвеолам, ребенок открывает и закрывает рот. Открывать рот следует как можно шире, язык отрывать нельзя.

Приведенные упражнения по сценической речи для детей помогут укрепить лицевые мышцы, что впоследствии послужит хорошей базой для постановки голоса.

Чтобы получить объективную оценку и рекомендации относительно своего голоса нужны уроки сценической речи с хорошим педагогом. Он научит правильно извлекать звуки, наладит дыхание, улучшит голос и вокальные данные.

Конспект открытого занятия по сценической речи

Ф.И.О. педагога д.о. : Бывшева Галина Ивановна

Объединение : Театральная студия «Бродячие артисты»

Тема занятия: «Речевой тренинг» (элемент разминки).

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи:

  1. Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
  2. Воспитывать навыки коллективной работы.

Возраст детей : 12-14 лет

Оборудование и материалы : маленькие зеркальца, салфетки, карточки с заданиями, мяч.

Наглядные пособия : Планшет «Речевой тренинг»

План занятия:

  1. Организационный момент – 5 минут
  2. Теоретическая часть - 10 минут
  3. Практическая часть – 25 минут
  4. Подведение итогов урока- 5 минут

Ход урока:

  1. Организационный момент . Педагог приветствует детей, отмечает отсутствующих в журнале учета работы д.о. Раздает маленькие зеркальца, салфетки.
  2. Теоретическая часть . Дается педагогом перед каждым видом упражнений.
  3. Практическая часть .

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Улыбка – хоботок

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

Часы

Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.

« Веселый пятачок»:

а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Шторки

Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

  1. «в» - верхняя губа поднимается вверх;
  2. «м» - возвращается на место;
  3. «з» - нижняя губа опускается вниз.

Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.

Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Упражнения выполняются 5-6 раз

Уколы

Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

Змея

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.

Чаша

Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

Коктейль

Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

Львёнок и варенье

Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.

«Жало змеи» . Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

«Колокольчик» . Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

«Язык на ребро». Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот. Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения упражнения.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

  1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди
  2. «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
  3. « Зевающая пантера » : нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
  4. «Горячая картошка »: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

«Треугольник» . С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Я» (из упражнений Е. Ласкавой) . Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.

«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

«Парные» согласные». . Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.

«Сложные звукосочетания . Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».

«Эхо». Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДГЫБДТ-БДГИБДТ

«Чистоговорки»

В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку
  2. Купи кипу пик
  3. Стоит поп на копне, колпак на попе
  4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа

  1. Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колоко не по-колоколовски

Надо колпак переколпаковать, колокол перевыколоколовать

  1. Из- под пригорка, из- под подвыподверта,

Зайчик приподвыподвернулся

Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.

«Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.

«Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

  1. «Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
  1. как учительница русского языка, читающая диктант.
  2. как преподаватель по речи
  3. как обиженный ребенок
  4. как скандальная бабка
  5. как робот
  6. как рассерженный человек

РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.

  1. Произносим звук «м» с закрытым ртом в нос.
  2. Произносим звук «н» с закрытым ртом и постукивая попеременно, то по правой ноздре, то по левой.

«Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.

«Капризуля». Участники изображают капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.

«Идиотики». Участники стоят в полукруге. Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык широкий, вываливается. Упражнение выполняется 7 -8 раз.

«Коровка» и «Коровка бодается». На правильном дыхании и на удобной средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель уходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить на него. Когда и это выполнено, руководитель даёт команду: «По моей руке – «идиотики». Рука быстро идёт вниз - вверх и также работает нижняя челюсть. В результате должен получится звук подобие «м – м – мам – м – м». Обязательно напомните детям, чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

«Баня». (из упражнения Е. Ласкавой). Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая позиция. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бёдрам. Похлопывание производится поочерёдно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно с похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция – стоя, и при этом тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

Выращивание цветов

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающаяся кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.

«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Снайпер». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

«Львенок греется»

Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произносят слог «ха»), который у нас называется «тёплым дыханием», греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение «Львёнок греется» всегда последнее в этом блоке, разогреваем им голосовые связки и приступаем к следующему блоку.

«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

«Егорка». : «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинутся по сравнению с прошлым разом.

Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

Скакалка

Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.

Катер, катер, белый катер

Белый, белый катерок

Катит, катит, словно гладит

Скатерть белый утюжок.

«Два вдоха и два выдоха»

Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

«Дровосек»

Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.

Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве, посредством физических движений, помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.

4.Подведение итогов занятия.

Педагог – На этом наша речевой тренинг закончен. Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома). После небольшого перерыва переходим к актерскому тренингу. Перерыв – 10 минут.




Статьи по теме: