Султан сулейман и роксолана исторические факты. Все ваши знания о Роксолане — сплошная ложь. Правда тут

Султанские дочери Мы продолжаем рассказ о султанских дочерях. Немедленно после рождения принцесс им выделялись отдельные апартаменты в гареме, няньки, прислужницы из наложниц. Именно они вместе с матерью принцессы и занимались ее воспитанием. Гуляли и играли принцессы вместе с другими детьми, но непременно под присмотром няни. Причем играть с принцессами разрешалось и оскопленным детям – неграм, которым в будущем предстояло стать в гареме евнухами. По достижении принцессой соответствующего возраста султан издавал указ, в соответствии с которым девочке назначались учителя. Обучение начиналось с торжественной церемонии, в которой нередко участие принимал и сам султан. Султан дарил дочери букварь и прочие школьные принадлежности. Все они были инкрустированы бриллиантами, другими драгоценными камнями, жемчугом. В наше время некоторые из этих великолепных школьных принадлежностей принцесс можно увидеть во дворце – музее Топкапы. Во дворце Топкапы обучение проводилось в специальном помещении, выделенном для султанских детей. Лишь после переезда султанской семьи из Топкапы во дворец Йылдыз принцессы и принцы стали обучаться раздельно. Учебный год всегда начинался с дворцовых церемоний. Вот что пишет о начале учебного года Айше, дочь султана Абдулхамида Второго, правившего в конце 19 – го и начале 20 – го веков: «Все обитательницы гарема стояли у его дверей и провожали нас в школу, произнося добрые напутствия и читая молитвы. Точно так же провожали нас и придворные, жившие и служившие в мужской части дворца – селямлыке». В силу того, что османский султан одновременно был и халифом, он обращал пристальное внимание на то, чтобы его дети хорошо знали Коран. Султан гордился хорошим знанием своих детей Корана. Помимо этого, детей обучали грамоте, арифметике, истории, географии. В 19 – ом веке к этому добавились обучение игре на западных музыкальных инструментах, в особенности на фортепиано, французскому языку. Изучение эпистолярного наследия принцесс показывает высокую степень их образованности. По достижении известного возраста принцессы начинали покрывать голову чадрой, одевать длинные платья. Гарем - 17Замуж принцесс выдавали в возрасте 14 – ти – 16 – ти лет. Однако в 17 – ом веке этот порог был понижен. Сделано это было знаменитой Кесем, любимой наложницей Ахмета Первого, матерью троих султанов. Выдавая принцесс замуж за известных вельмож, она тем самым привязывала их к династии, делала лично верными себе. Так что обручение принцесс при Кесем стало происходить в невероятно раннем возрасте. Так, внучки Кесем, дочери ее сына Ибрахима Гевхер и Бейхан были обручены в возрасте соответственно трех и двух лет. Эта практика сохранялась до конца 18 – го века, то есть до начала периода правления Махмуда Второго. Последний вновь повелел выдавать принцесс замуж лишь по достижении ими совершеннолетия. С другой стороны, история знает принцесс, выходивших замуж в достаточно зрелом возрасте. Связано это было с разными причинами – смертью их отцов – султанов, неприязнью, испытываемой по отношению к ним отцами, болезненностью, войнами… Принцесса, которой не нравился муж, могла разводиться с ним по получении отцовского согласия. Султан сам мог лишать зятя этого статуса, если гневался на него. При этом у султанского зятя не было права на развод с принцессой. Более того, султанский зять не имел права и на обзаведение гаремом. После женитьбы на принцессе султанский зять должен был расстаться со своими наложницами, если они у него имелись. Документы показывают, что принцессы весьма часто выходили замуж дважды. Связано это было с тем, что престарелые мужья юных принцесс умирали, оставляя последних вдовами в достаточно молодом возрасте. При этом в османской истории встречались принцессы, выходившие замуж гораздо чаще, даже 12 раз. Так что принцессы пользовались в браке правами, которых не было ни у одной другой женщины, жившей в османском государстве. Более того, они стояли на более высокой позиции, чем их мужья. По сути дела, мужья принцесс представляли собой рабов, лишь формально отличаясь от рабынь, служивших султанам женами. Хотя, собственно, все подданные султана считались его рабами, правда, не вполне в западном понимании этого слова.

Мнения о происхождении Роксоланы Хюррем Султан у историков расходятся. Единственное - практически никто не сомневается в ее славянском происхождении. Считается, что родилась Хюррем на западной Украине, в семье православного священника. Через 15 лет молодая славянка была уведена в плен крымскими татарами и продана на невольничьем рынке.

Биография

Жизнь Хюррем Султан на родине для историков остается по большей мере загадкой. Однако основные вехи ее биографии как наложницы Сулеймана и его жены исследователям, конечно же, все же известны:

1502 г. (по другим данным 1505 г) - дата рождения Хюррем;

1517 г. (или же 1522 г) - захват в плен крымскими татарами;

1520 г. - шехзаде Сулейман становится султаном;

1521 г. - рождение первого сына Хюррем Мехмеда;

1522 г. - рождение Михримах, единственной дочери Роксоланы;

1523 г. - рождение Абдуллы, второго сына Хюррем (умер в возрасте 3 лет);

1524 г. - рождение шехзаде Селима.

1525 г - рождение шехзаде Баязида;

1534 г. - свадьба Сулеймана Великолепного и Хюррем Султан;

1536 г - казнь злейшего врага Роксоланы Ибранима-паши;

Биография великой хасеки, жены султана Сулеймана, прозванного на родине Законодателем, а в Европе Великолепным, была, конечно же, насыщена и другими важными событиями. Однако узнать о них по вполне понятным причинам не представляется возможным. Практически никаких точных исторических сведений о Роксолане не сохранилось.

Анастасия Лисовская: правда и вымысел

Считается, что на родине Хюррем Султан, история которой вот уже много веков волнует умы жителей как Европы, так и Азии, ее звали Анастасией Лисовской. Возможно, так оно и было. Однако историки все же склоняются к мысли о том, что Анастасия или Александра Лисовская - имя вымышленное. Дело в том, что именно так звали героиню популярного романа об украинке Роксалане из города Рогатина, вышедшего в Европе в позапрошлом столетии. Точных же исторических сведений об имени легендарной хасеки не сохранилось. Видимо, имя Анастасия Лисовская выдумал все же сам автор романа. Выяснить исследователям удалось лишь то, что родилась Хюррем Султан, скорее всего, в 1502 году. Захватили ее крымские татары, согласно преданию, в возарсте 14-17 лет.

Своего имени славянская рабыня не назвала ни татарам, ни купившим ее у них хозяевам. В гареме в последующем также никому практически ничего не удалось узнать о ее прошлом. Поэтому новая рабыня Сулеймана и получила имя Роксолана. Дело в том, что так турки традиционно называли сарматов - предков современных славян.

Как Роксолана попала в гарем султана

Как именно Хюррем Султан попала во дворец Сулеймана доподлинно также неизвестно. Известно лишь то, что выбрал славянскую рабыню для султана его друг и визирь Ибрагим-паша. Большинство историков считает, что Роксолана была куплена им на невольечьим рынке на собственные деньги в качестве подарка для Повелителя. С этого времени и началась насыщенная жизнь Хюррем Султан во дворце. Если бы она была приобретена непосредственно в гарем Сулеймана и на его личные средства, жениться на ней он смог бы вряд ли. Согласно мусульманским законам, вступать в брак в то время разрешалось лишь с подаренной одалиской.

Жизнь во дворце и дети

Титул хасеки, или любимой жены, был введен Сулейманом именно для Хюррем. Влияние на султана Роксолана оказывала действительно огромнейшее. О любви величайшего правителя того времени к своей хасеки свидетельствует хотя бы тот факт, что после женитьбы на ней он разогнал весь свой гарем. Никаких соперниц у Роксоланы, как в сериале, на самом деле никогда не было. Однако при всем при этом семья Сулеймана Великолепного внезапно возвысившуюся рабыню, скорее всего, как и в телефильме, все же недолюбливала. Мать султана, согласно историческим данным, очень чтила мусульманские традиции. И брак сына с рабыней для нее действительно мог стать настоящим ударом.

Жизнь Хюррем Султан во дворце, как и в сериале «Великолепный век», была полна опасностей. На нее на самом деле было совершено несколько покушений. Считается, что именно ее интриги привели к казни Ибрагима-паши и Мустафы, сына первой жены Сулеймана - Махидевран Султан. По преданию, изначально Роксолана стремилась сделать наследником своего любимого сына Баязида. Однако армия султана больше поддерживала другого ее сына - Селима, который после смерти Сулеймана и взошел на престол.

Как свидетельствуют современники, хасеки Роксолана была привлекательной, но при этом еще и очень умной женщиной. Жизнь Хюррем Султан заключалась не только в воспитании детей и в дворцовых интригах. Роксолана читала много книг, интересовалась политикой и экономикой. Имелся у нее, безусловно, и управленческий талант. К примеру, в отсутствие Сулеймана ей удалось залатать огромнейшую дыру в султанской казне довольно-таки хитрым способом, традиционным, скорее, для славянских правителей. Хюррем просто распорядилась открыть винные лавки в европейском квартале Стамбула.

Из-за сильного влияния, оказываемого на султана, современники считали Роксолану ведьмой. Возможно, подозрения в колдовстве были и не напрасными. Существуют даже исторические сведения (правда, не совсем достоверные) о том, что Роксолана, уже будучи любимой наложницей Сулеймана, заказывала на Украине разного рода ведовские артефакты.

Причина смерти Хюррем Султан также до сих пор остается для историков загадкой. Официально считается, что умерла великая хасеки от обычной простуды. Хотя имеются сведения и о том, что ее могли отравить. Также некоторые историки считают, что закончила свою жизнь хасеки из-за болезни, которую врачи того времени называли просто смертельной. Сегодня этот недуг известен как рак. Именно эта версия и была представлена в сериале «Великолепный век».

Султанские дочери Мы продолжаем рассказ о султанских дочерях. Немедленно после рождения принцесс им выделялись отдельные апартаменты в гареме, няньки, прислужницы из наложниц. Именно они вместе с матерью принцессы и занимались ее воспитанием. Гуляли и играли принцессы вместе с другими детьми, но непременно под присмотром няни. Причем играть с принцессами разрешалось и оскопленным детям – неграм, которым в будущем предстояло стать в гареме евнухами. По достижении принцессой соответствующего возраста султан издавал указ, в соответствии с которым девочке назначались учителя. Обучение начиналось с торжественной церемонии, в которой нередко участие принимал и сам султан. Султан дарил дочери букварь и прочие школьные принадлежности. Все они были инкрустированы бриллиантами, другими драгоценными камнями, жемчугом. В наше время некоторые из этих великолепных школьных принадлежностей принцесс можно увидеть во дворце – музее Топкапы. Во дворце Топкапы обучение проводилось в специальном помещении, выделенном для султанских детей. Лишь после переезда султанской семьи из Топкапы во дворец Йылдыз принцессы и принцы стали обучаться раздельно. Учебный год всегда начинался с дворцовых церемоний. Вот что пишет о начале учебного года Айше, дочь султана Абдулхамида Второго, правившего в конце 19 – го и начале 20 – го веков: «Все обитательницы гарема стояли у его дверей и провожали нас в школу, произнося добрые напутствия и читая молитвы. Точно так же провожали нас и придворные, жившие и служившие в мужской части дворца – селямлыке». В силу того, что османский султан одновременно был и халифом, он обращал пристальное внимание на то, чтобы его дети хорошо знали Коран. Султан гордился хорошим знанием своих детей Корана. Помимо этого, детей обучали грамоте, арифметике, истории, географии. В 19 – ом веке к этому добавились обучение игре на западных музыкальных инструментах, в особенности на фортепиано, французскому языку. Изучение эпистолярного наследия принцесс показывает высокую степень их образованности. По достижении известного возраста принцессы начинали покрывать голову чадрой, одевать длинные платья. Гарем - 17Замуж принцесс выдавали в возрасте 14 – ти – 16 – ти лет. Однако в 17 – ом веке этот порог был понижен. Сделано это было знаменитой Кесем, любимой наложницей Ахмета Первого, матерью троих султанов. Выдавая принцесс замуж за известных вельмож, она тем самым привязывала их к династии, делала лично верными себе. Так что обручение принцесс при Кесем стало происходить в невероятно раннем возрасте. Так, внучки Кесем, дочери ее сына Ибрахима Гевхер и Бейхан были обручены в возрасте соответственно трех и двух лет. Эта практика сохранялась до конца 18 – го века, то есть до начала периода правления Махмуда Второго. Последний вновь повелел выдавать принцесс замуж лишь по достижении ими совершеннолетия. С другой стороны, история знает принцесс, выходивших замуж в достаточно зрелом возрасте. Связано это было с разными причинами – смертью их отцов – султанов, неприязнью, испытываемой по отношению к ним отцами, болезненностью, войнами… Принцесса, которой не нравился муж, могла разводиться с ним по получении отцовского согласия. Султан сам мог лишать зятя этого статуса, если гневался на него. При этом у султанского зятя не было права на развод с принцессой. Более того, султанский зять не имел права и на обзаведение гаремом. После женитьбы на принцессе султанский зять должен был расстаться со своими наложницами, если они у него имелись. Документы показывают, что принцессы весьма часто выходили замуж дважды. Связано это было с тем, что престарелые мужья юных принцесс умирали, оставляя последних вдовами в достаточно молодом возрасте. При этом в османской истории встречались принцессы, выходившие замуж гораздо чаще, даже 12 раз. Так что принцессы пользовались в браке правами, которых не было ни у одной другой женщины, жившей в османском государстве. Более того, они стояли на более высокой позиции, чем их мужья. По сути дела, мужья принцесс представляли собой рабов, лишь формально отличаясь от рабынь, служивших султанам женами. Хотя, собственно, все подданные султана считались его рабами, правда, не вполне в западном понимании этого слова.

Любой голливудский сценарий меркнет в сравнении с жизненной дорогой Роксоланы , ставшей самой влиятельной женщиной в истории великой империи. Её полномочия, вопреки турецким законам и исламским канонам, могли сравниться лишь с возможностями самого султана. Роксолана стала не просто женой, она была соправительницей; к её мнению не прислушивались - оно единственное было правильно, законно…

Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина — небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар.

Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.

Сначала пленница попала в Крым — это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. В большинстве источников написано,что пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

«Giovane, ma non bella» («молода, но некрасива»), - рассказывали о ней венецианские вельможи в 1526 году, однако «грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде,не называл Роксолану красавицей.

В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин — его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки,легенда гласит,что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.

В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке.

Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель.
"Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто — "украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии".

Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом - мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола.

Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.

Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных.

Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.

Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.

Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.

Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.

В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана,имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном,в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» - уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.

Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего которую ждало жестокое наказание. Часто - смерть.

Девушки новобранцы - аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема,и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.

Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака — что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен.

И в тот же вечер Хуррем получила платок султана - знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного — права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги.

Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.

«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.

Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.

Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.

Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны - главной (а фактически — eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».

Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.

Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.

Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа — старший сын первой жены падишаха,черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора.

Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет! Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы — сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.

Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном — это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения.

Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!

Интриганка хорошо знала, куда и как ударить — мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!

Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.

Оставались только Мустафа и его братья — они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть. Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей. Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.

Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе — мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. По странному стечению обстоятельств валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца после указанного разговора...

Султанша же повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни. Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.

Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.

Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет — с 1566 по 1574 год — и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком. Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница.

Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться,но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню.

Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города. Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории.

Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница.

Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы. Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

Хюрре́м Хасеки́-султа́н (осман. خرم حسکي سلطان ‎, тур. Hürrem Haseki Sultan , в Европе известная как Роксола́на (лат. Roxolana ); настоящее имя неизвестно, согласно литературной традиции, имя при рождении Анастаси́я или Алекса́ндра Гаври́ловна Лисо́вская ; ок. или ок. - 15 или 18 апреля ) - наложница , а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного , хасеки , мать султана Селима II .

Происхождение

Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем в литературных сочинениях возникли легенды о её происхождении .

Факты

Сведения о происхождении Хюррем разрозненны и противоречивы.

Современные источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении :

  • «donna di nazion russa» (Bragadino);
  • « … di nazione russa» (Navagero);
  • «Sultana, ch’è di Russia» (Trevisano).

Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621-1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области , Украина) .

Легенды

Подробности или детали раннего периода жизни и происхождения Хюррем появляются в литературе XIX века.

Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского , служившего в местной церкви Святого Духа . . В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией , эту версию приняли некоторые советские историки .

Галина Ермоленко, со ссылкой на Михаила Орлича ,сообщает о старой буковинской народной песне, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька , похищенной крымскими татарами и проданной в султанский гарем . Михаил Орлич слышал эту песню от бабушки. Так же он слышал от бабушки, что «будто на свадьбу Насти и Сулеймана ездила в сопровождении казацкой свиты и Настина мать и другие сказки.» .

Ирина Кныш называет «старой народной» песню, которая на самом деле является изменённым куском поэмы Маврикия Гославского «Поділля» (1827 г.):
«До найновіших часів зберігав український нарід пісню:
А тая ж то Роксоляна,
Що то трясла Сходом,
Була наша попадянка,
З Рогатина родом .
Цю народну пісню поляки переробили на своє:
A oważ to Roksolanka,
Co to trzesła calim Wschodem,
Była nasza Podolanka
Z Czemerowiec rodem» .

Аналогичную ошибку допускает и Орлич .

Можно только гадать, насколько первичны «старые народные» песни про Роксолану и датируются ли они сроками ранее 1880 года, когда имя Анастасия Лисовская появилось у Михаила Орловского в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1880 год) . Во всяком случае Владимир Грабовецкий утверждает, что при поисках в архивах в галицких городских и земских актовых книгах не обнаружил даже упоминания рода Лисовских до середины XVI века .

Михаил Орловский, вслед за Маврикием Гославским , пишет, что она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области)

Жена султана

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран , мать шехзаде Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Наваджеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» .

В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворце. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Султан . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед . В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдалла, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .

В 1534 году умерла валиде-султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша , ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Вскоре после возвращения из поездки в Эдирне , 15 или 18 апреля 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей проекта архитектора Мимара Синана . Мавзолей Хюррем Хасеки Султан (тур. Haseki Hürrem Sultan Türbesi ) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада , а также с нанесенными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера . Усыпальница Роксоланы находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Внутри гробницы Хюррем вероятно находится гроб Ханым Султан, дочери Хатидже Султан , сестры Сулеймана.

Дети

Хюррем родила султану шесть детей :

Джихангир, слабый здоровьем от рождения, умер в 1553 году вскоре после казни Мустафы . Существует легенда, что Джихангир умер от тоски по своему брату. По этой же легенде именно Хюррем, плетя интриги против Мустафы, спровоцировала его смерть: настроила отца против сына, чтобы престол достался её сыну. По приказу Сулеймана I Мустафу задушили .

Баязид после неудачной попытки убить Селима вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии , стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Позже султан Сулейман I заключил с Персией мир и договорился с персидским шахом Тахмаспом I , что за 400 000 золотых монет соратников Баязида убьют, а его самого вместе с четырьмя сыновьями отдадут посланникам султана. Смертный приговор, который вынес Сулейман своему сыну Баязиду, был исполнен 25 сентября 1561 года . Младшего сына Баязида казнили в Бурсе.

Роль в истории

Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца . Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их . Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана . Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

Роль в культуре

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. Külliye Hasseki Hurrem ). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari ), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii ) и Сулеймание (тур. Süleymanie ). К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari ), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах) .

В произведениях искусства

Литература

  • поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуил Твардовский , 1633)
  • поэма «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» (Нестор Кукольник , 1835)
  • повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Михаил Орловский, 1880)
  • историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869)
  • исторический труд украинского востоковеда Агафангела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц, 1924
  • повесть « » (Осип Назарук , 1930)
  • короткий рассказ «Тень Стервятника » (Роберт Говард , 1934); в рассказе Роксолана лишь упоминается, однако главным действующим лицом является вымышленный персонаж, Рыжая Соня , по сюжету являющаяся сестрой Роксоланы
  • короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий , 1937)
  • роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942)
  • роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари , 1949)
  • роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965)
  • штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966)
  • повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968)
  • поэма «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта , 1971)
  • роман «Роксолана» (Павел Загребельный , 1980)
  • роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003)
  • роман «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана» (Софья Бенуа, 2013; богато иллюстрированное издание)
  • роман «Гарем» (Бертрис Смолл, 1978)

Кино

  • телесериал «Роксолана » (Украина, 1996-2003) - экранизация повести Осипа Назарука, в роли Роксоланы - Ольга Сумская
  • телесериал «Хюррем Султан» (Турция, 2003), в роли Роксоланы-Хюррем - Гюльбен Эрген
  • псевдодокументальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины » (Украина, 2008)
  • телесериал «Великолепный век » (Турция, 2011-2014), в роли Роксоланы-Хюррем - Мерьем Узерли , с 103 серии - Вахиде Гёрдюм (Перчин)

Театр

  • пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар , 1761)
  • спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко (Украина) - постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы - Люся Давидко
  • спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина, 1988), в роли Роксоланы - Александра Копытина

Музыка

О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:

  • «63 Симфония» (Йозеф Гайдн , 1779-1781)
  • опера «Роксоляна» (Денис Сичинский , 1908-1909)
  • балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодаллы , хореогр. Ойтун Турфанда, 1976)
  • песня «Роксолана» (слов. Степан Галябарда , муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай , 1990)
  • опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» (Александр Костин , либр. Борис Чип, 1995)
  • рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000)
  • балет «Роксолана» (реж.-хореогр. Дмитрий Акимов, 2009)


Статьи по теме: