Горах carmel вокруг красных пещер. Гора Кармель: описание, история, достопримечательности и интересные факты. Географические особенности и геологическое строение

Расположена на северо-западной части горного массива Кармель (Виноградник Божий). Горный хребет имеет направление с северо-запада на юго-восток от Средиземного моря через Хайфу, постепенно понижаясь к югу и востоку. Своей верхней частью горный массив врезается в Средиземное море и образует с северной своей стороны Хайфский залив, а на западе почти отвесно обрывается в море. Склоны горного хребта засажены хвойными лесами, а его гребень и северо-западные склоны плотно застроены многочисленными районами, как видно на карте Хайфы.

Непосредственно на гребне находятся самые престижные районы города: Кармель, Дэния, Хорев, Хайфский университет. Район Кармель – это не только спальный район, он также считается туристическим центром и деловым районом Хайфы.

В самом центре Кармеля находится знаменитый торговый центр «Панорама». А над ним возвышаются два небоскреба – символ Кармеля. Это башни «Панорама», в одной из них разместился пятизвездочный отель с одноименным названием, а другая – жилой дом. Здания особенно впечатляют своими размерами, если смотреть на них с самой горы, где их высота еще больше усиливается на фоне мелкой панорамы города.

Напротив «Панорамы» разместился , который сейчас носит имя Луи Ариэля Гольдшмидта. В том числе при финансовой поддержке семьи Гольдшмидтов была проведена полная реконструкция этого зоопарка. На его территорию можно попасть, пройдя через небольшой городской парк Ганн а-Эм. Здесь есть детская площадка и подиум для проведения концертов. Это отличное место для прогулок с детьми или просто для отдыха в тени многочисленных деревьев.

Также на горе Кармель к юго-востоку от центральной части находится национальный парк, созданный с целью сохранения дикой природы. Когда-то гору покрывали виноградники, чему способствовали мягкий климат и плодородные почвы, образовавшиеся на осадочных породах горного хребта. Мусульмане, господствовавшие здесь, уничтожили виноградники и леса Кармеля. Сейчас склоны горного хребта Кармель покрывают леса, искусственно высаженные Фондом охраны природы Израиля. Несколько раз лес значительно выгорал вследствие мощных пожаров в 2005 и 2010 годах. Однако, не смотря ни на что, восстановление растительности горы – важная задача фонда в рамках программы по сохранению дикой природы. Национальный парк открыт для туристов, здесь проложены многочисленные пешеходные и велосипедные дорожки, а также специально оборудованы территории со столиками, автомобильными стоянками и туалетами. На таких площадках можно разжигать костры, поэтому сюда выбираются семьями отдохнуть на дикой природе и пожарить шашлыки. Это место еще называется «Маленькая Швейцария» за сходство с горными пейзажами Швейцарии. Большую часть леса составляет иерусалимская сосна, также растут дикая маслина, фисташковые деревья, таворский дуб, лавр. Весной склоны горы покрыты многочисленными цветущими растениями красных, желтых, белых цветов, ярко выделяющихся на зеленом фоне. В Национальном парке водятся и дикие животные: волки, кабаны, шакалы, лисицы, барсуки, олени, муфлоны, зайцы. Есть много птиц: совы, сычи, филины, искусственно поддерживают популяцию орлов. На территории национального парка образован Государственный заповедник «Хай-Бар», где разводят несколько видов животных, ранее населявших эту местность, и возвращают в дикую природу. Территория заповедника огорожена, посетителей туда пропускают только в определенное время.

Непосредственно к парку примыкает территория Хайфского университета, состоящая из нескольких кампусов и находящаяся на плато на высоте 483 м над уровнем Средиземного моря. Дизайн университета разработал бразильский архитектор Оскар Нимейер, в котором превосходно сочетаются здания с ландшафтом. Университет состоит из нескольких зданий, построенных в разные годы и имеющих разное назначение. Главная его достопримечательность – башня Эшколь, строительство которой продолжалось более 10 лет. Это тридцатиэтажный небоскреб с очень узкими боковыми стенами (12 м), напоминающий по форме своей клинок. Здание обращено узкими сторонами на юго-запад и северо-восток, чтобы сгладить воздействие преобладающих ветров. В нем размещаются административные помещения, а на крыше – научно-исследовательский радар.

На самой крайней точке Кармеля, на северо-западе от центра района, расположен , основанный еще в 13 веке. Монастырский комплекс является мировым центром ордена кармелитов, назвавших себя по имени горы Кармель. Большая часть приверженцев этого ордена были французами, поэтому район получил название Франзуский Кармель. Напротив монастыря находится смотровая площадка и верхняя станция канатной дороги с одноименным названием «Стела Марис». Со смотровой площадки открывается чудесный морской пейзаж – вид на Средиземное море. Здесь же, на самой крайней точке находится маяк. По канатной дороге можно спуститься к подножию горы Кармель, к пляжам района Бат Галим.

Ниже на склонах горы между Центром Кармеля и Нижним Городом расположен первый еврейский район Адар, строительство которого началось в 1909 году по проекту немецкого архитектора Кауфмана. С начала образования этого района здесь размещались основные административные здания города, сейчас большая их часть перенесена в другие районы, в том числе в Нижний город. На Адаре находится мэрия Хайфы, Хайфский театр. Начинаясь на Кармеле, через весь Адар спускаются террасы Бахайских садов. На территории района Адар находятся практически все станции метро «Кармелит», кроме конечных, расположенных на вершине Кармель и в Нижнем городе.

Таким образом покорить гору Кармель возможно несколькими способами: на канатной дороге, на метро и по террасам Бахайских садов. Последний способ, правда, подходит только для прогулки вниз, однако это, пожалуй, самый замечательный путь с горы Кармель в нижние районы Хайфы.

Гора Кармель (от евр. Керем-Эль - «виноградник Божий») - гряда гор на северо-западе Израиля. Некогда их склоны были сплошь покрыты виноградом, чем и объясняется название «Кармель».

Гора служила людям пристанищем с незапамятных времен: археологи обнаружили на ней останки ранних представителей рода людей - неандертальцев. С этой местностью связаны некоторые события священной истории. Так, в ІХ в. до н. э. на горе обитал библейский пророк Илия. Здесь же он посрамил служителей Ваала: те долго призывали свое божество, чтобы зажечь жертвенный огонь, но у них ничего не получилось; по молитве же Илии Бог послал огонь на политые водой дрова. Считается, что на горе Кармель по пути из Египта останавливалось Святое Семейство. В связи с названными событиями горный массив почитается представителями трех религий: иудаизма, христианства и ислама. В ХХ столетии на склоне Кармеля была воздвигнута усыпальница Бабы - основателя молодой религии бахаизма. Поэтому гора стала священным местом и для ее последователей бахаев.

Сегодня на горе Кармель и у ее подножия расположены кварталы одного из крупнейших и красивейших городов Израиля - . На самой возвышенности находятся самые привлекательные для туристов городские достопримечательности:

  • Пещеры на территории национального парка «Нахаль Меарот». Благодаря пещерам ученые восстановили картину развития человеческой цивилизации от времен палеолита, доказали, что неандертальцы и вид «хомо сапиенс» соседствовали друг с другом в рамках одной культуры, узнали о быте людей периода перехода от кочевой жизни к оседлой. В 2013 году пещеры Кармеля были включены в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Национальный парк Кармель с многочисленными пешеходными тропами, велодорожками и местами для пикников. В парке растут иерусалимская сосна, дикая маслина, фисташковые деревья, таворский дуб, лавр. Особенно красиво здесь весной, когда цветут травы и кустарники. При парке создан Государственный заповедник «Хай-Бар», в котором разводят и возвращают в дикую природу животных и птиц: волков, кабанов, шакалов, лисиц, оленей, сов, орлов.
  • Монастырь католического ордена кармелитов Стелла Марис (в переводе с латыни - «звезда моря»). Он также известен под названием монастыря Богоматери горы Кармель. Первые монахи начали селиться на горе с XII в. В XIII столетии они образовали орден кармелитов и построили большую церковь. Монастырский комплекс неоднократно разрушался и восстанавливался. Современный вид он приобрел в середине ХІХ в. Главное здание обители - храм - по внешнему виду напоминает крепость. Его интерьер украшают великолепные витражи и росписи итальянского художника Луиджи Поджи. Напротив монастыря располагается станция канатной дороги «Стела Марис» и смотровая площадка, с которой открывается захватывающая панорама побережья Средиземного моря.
  • Усыпальница Бабы и бахайские сады. Религия бахаев зародилась на Ближнем Востоке во второй половине ХІХ в. В 1909 г. на горе были захоронены останки вероучителя бахаи - Бабы. В 1953 г. над могилой Бабы по проекту канадского архитектора Уильяма Максвелла была построена грандиозная усыпальница с золотым куполом. Последователи бахаизма называют здание храмом Бахаи. В 1987 г. вокруг усыпальницы разбили сады, которые по праву считаются одними из красивейших в мире. Они спускаются с вершины Кармеля живописными террасами. В 2008 г. бахайский парково-архитектурный комплекс был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Деревня художников Эйн Ход. Поселение было основано в 1953 году человеком по имени Марсель Янко. Здесь обитают скульпторы, живописцы, музыканты, ремесленники. В деревушке много любопытных скульптур, домиков и объектов искусства. Наряду с жилыми домами, мастерскими и галереями в поселении есть музей Янко-Дада. В его выставочных залах представлены работы Марселя Янко и современных авангардистов.
  • Хайфский университет. Архитектурный проект университета разработал бразильский зодчий Оскар Нимейер. Самое знаменитое строение на территории учебного комплекса - башня Эшколь, заметная при подъезде к Хайфе издалека. Башня Эшколь - это тридцатиэтажный небоскреб. На верхнем этаже башни есть смотровая галерея - самая высокая точка города. С нее открывается потрясающий вид на Галилею, море и гору Хермон.
  • Хайфский учебный зоопарк имени Луи Ариэля Гольдшмидта. Зоопарк - популярное место отдыха как среди гостей страны, так и израильтян.
Путеводитель по Библии Азимов Айзек

Гора Кармил (Кармель)

Гора Кармил (Кармель)

Однако спустя три года Илия встретился с Ахавом и предложил провести испытание, чтобы узнать, кто истинный бог - Яхве или Ваал:

3 Цар., 18: 19. Теперь пошли, и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил…

На «горе Кармил» собралось четыреста пятьдесят пророков Ваала-Мелькарта, и они пытались разжечь огонь жертвенника, долго взывая к своему богу, но огонь не был ниспослан. И тогда Илия призвал Господа, и с неба спустился огонь, поглотивший жертвенник.

Кармил - это горный хребет длиной около пятнадцати миль, протянувшийся с северо-запада к юго-востоку, чуть южнее реки Киссон. «Кармил» на еврейском означает «сад» или «виноградник». Хребет этот, особенно в древности, был густо покрыт растительностью и имел привлекательный вид. Его максимальная высота, приблизительно в середине гряды, 1732 фута. Там, где он спускается к морю, образуется мыс Кармил. У моря, немного севернее хребта, сейчас располагается город Хайфа. Вся эта область является частью современного государства Израиль, а Хайфа - второй по величине его город. Однако в древние времена на месте Хайфы не было какого-либо значительного города.

Самым важным событием в истории горы Кармил явилось состязание между Илией и приверженцами Мелькарта. Отчасти поэтому, отчасти из-за его привлекательной уединенности, это место в раннехристианские времена стало убежищем отшельников. Когда в XII в. н. э. Палестина временно оказалась в руках крестоносцев, на горе Кармил были построены монастыри и основан орден кармелитов, процветающий до сих пор.

Религиозное состязание на горе Кармил, о котором Библия рассказывает с такими подробностями, закончилось полной победой Илии. Господь сразу услышал Илию: огонь, упавший на жертвенник, «пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и поглотил воду…», а сотни «бесновавшихся» жрецов Ваала тщетно призывали своего бога весь день.

Ахав, свидетель их поражения, пришел в ужас и позволил Илии схватить всех «пророков Вааловых» и убить их у реки Киссон.

Из книги Пророки и цари автора Уайт Елена

Глава 11 Кармил (Эта глава основана на 3-й книге Царств, 18:39-40) Стоя пред Ахавом, Илия потребовал, чтобы на горе Кармил собрался весь Израиль и пророки Ваала и Астарты. «Пошли, – повелел он, – и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков

Из книги Тафсир Аль-Коран автора Мухаммед

Сура 52 АТ-ТУР «ГОРА» Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 49 айатов. Сура начинается с клятвы пятью из самых великих творений в том, что неверных, отрицающих посланника, непременно постигнет наказание. В ней рассказывается о

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

52.Гора[Синай] Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!1. Клянусь горой [Синаем].2. Клянусь начертанным писанием,3. на развернутом свитке.4. Клянусь домом посещаемым5. и кровлей возведенной,6. клянусь морем переполненным:7. грядет кара Господа твоего неминуемо8. и ничто не

Из книги Радостные вести Комментарий на Послание ап. Павла к Галатам автора Ваггонер Эллет

Гора Синай - гора Сион Как есть два завета, так есть и два города, к которым они относятся. Иерусалим, который ныне олицетворяет старый завет, относится к горе Синайской. Он не будет освобожден, но будет заменен городом Божьим {Откр. 3:12; 21:1–5). Это город, которого ожидал

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Братство горы Кармель В истории ордена кармелитов снова переплетены вместе Восток и Запад. Гора Кармель считалась святой горой еще в иудейской традиции. Первая монашеская отшельническая группа появилась там в IV веке, в месте, которое сейчас называется Вади-эин-Сиах –

Из книги Железная флейта (Тэттэки Тосуи) автора Автор неизвестен

42. Южная гора Ши-шуань жил на Южной горе, а Куан-хи - на Северной горе. Однажды монах из северного монастыря пришел в Южный, и Ши-шуань сказал ему: «Мой Южный монастырь не выше по сравнению с монастырем на севере». Монах не знал, что сказать, и промолчал. Когда монах вернулся

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ГОРА Однажды равви Авраам поехал к своему шурину в Кремниц. Самые выдающиеся представители местной общины собрались, чтобы приветствовать его. Но Авраам отвернулся от них и стал смотреть в окно на гору, у подножия которой лежал город. Среди тех, кто ожидал приезда цадика,

Из книги Гимны Надежды автора Автор неизвестен

382 Гора Сион, гора святая Гора Сион, гора святая,Престол где Господа стоит!К тебе стремлюсь я, к двери рая,Где солнце вечное блестит,Где бури нет и нет ненастья,Где радость вечная царит,Где всё согрето светом счастьяИ гимн хваления звучит.Там наш Господь Свой лик

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Гора и Ослик Шёл маленький ослик по тропе меж гор. Тащил за собой маленькую тележку со всякого рода хламом.«Забавный Ослик, – подумала Гора. – Зачем он тащит за собой этот никому не нужный хлам?»И решила Гора позабавиться над осликом. Бросила она со своих высот ему в

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Ильяс и пророки Баала на горе Кармил 16 Авдий отправился навстречу Ахаву и всё рассказал ему. Тогда Ахав пошёл навстречу Ильясу. 17 Увидев его, он сказал:- Это ты навёл беду на Исраил?18 - Не я навёл беду на Исраил, - ответил Ильяс, - а ты и дом твоего отца. Вы оставили

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Гора Вечного (Мих. 4:1–3)1 Вот что открылось в видении Исаии, сыну Амоца, об Иудее и Иерусалиме:2 В последние дни гора, где храм Вечного,будет поставлена во главе гор;вознесётся она над холмами,и устремятся к ней все народы.3 Многие народы пойдут и скажут:- Идём, поднимемся на

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Гора Вечного (Ис. 2:2–4)1 В последние дни гора, где храм Вечного,будет поставлена во главе гор;вознесётся она над холмами,и устремятся к ней народы.2 Многие народы пойдут и скажут:- Идём, поднимемся на гору Вечного,к дому Бога Якуба,Он научит нас Своим путям,чтобы нам ходить

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Илия и пророки Баала на горе Кармил 16 Авдий отправился навстречу Ахаву и все рассказал ему. Тогда Ахав пошел навстречу Илии. 17 Увидев Илию, он сказал ему:- Это ты навел беду на Израиль?18 - Не я навел беду на Израиль, - ответил Илия, - а ты и дом твоего отца. Вы оставили

Из книги Путешествие по Святой Земле в 1835 году автора Норов Авраам Сергеевич

Гора Ор Старое поколение уходило, и из тех, кто во времена Исхода был взрослым, остались уже немногие. Так, например, в Кадесе умерла Мариам, сестра Моисея.Настало время действовать. О нападении на Хеврон непосредственно с юга пока не могло быть и речи, и сыны Израилевы

Из книги автора

Илия на горе Кармил Три года не прекращался в Израиле голод, вызванный засухой. Тогда, по внушению Господа, Илия снова явился к Ахаву и побудил его собрать на горе Кармил старейшин Израиля и четыреста пятьдесят пророков Бааловых. «Долго ли вам хромать на оба колена? -

Из книги автора

Глава XVIII Дорога из Назарета к горе Кармил. – Каифа «И идее, и прииде до человека Божия в гору Кармилскую». (4 Цар 4:25) Мы ехали горными ущельями. В одном из них веселая деревенька Эль-Мух-Бей, окруженная пальмами и апельсинными деревьями. Через час с четвертью пути выехали мы

В Святую Землю мы вылетели 25 февраля в день Иверской Божией Матери. На взлете молились Илье пророку, вспоминая его восхождение на огненной колеснице, а на посадке - пророку Елисею, вспоминая получение им милоти Ильи на земле.
В аэропорту Бен-Гурион нас встретил Александр Фрел (о нем я расскажу позже).
Еще с прошлой поездки у нас остался должок: мы так и не смогли тогда посетить место подвигов св.пророка Ильи - гору Кармил. И поэтому прямо из аэропорта направились на эту священную гору.
Через час пути перед нами предстала растянувшаяся к морю вершина, которая издали напоминала огромный холм. Именно на вершине этой горы великий пророк Илья совершил жертвоприношение Истинному Богу и посрамил жрецов Ваала.
Об этом рассказывается в 18 главе 3-й Книги Царств. Илья пророк, видя, что нечестивый царь Ахав насадил культ Ваала в Израиле, повелел собрать весь народ на гору Кармил, а также жрецов Ваала. Илия обличил отступление народа, сравнив его с хромотой: «Долго ли вам хромать на оба колена?» Он предложил испытание веры: «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте», - и повелел жрецам Ваала принести в жертву тельца: «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог». Это была духовный поединок. Жрецы Ваала призывали имя идола от утра до вечера. Илия пророк не был лишен чувства юмора и иронично комментировал: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. Тогда Илия восстановил разрушенный и поруганный жертвенник Господень из двенадцати камней, повелел трижды обильно полить жертвенного тельца водою, чтобы ни у кого не осталось сомнения, и вознес молитву: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе». В это время с неба снизошел огонь на жертву и не оставил ничего от нее, ни дров, ни камней. Пораженный народ, воскликнул: «Господь есть Бог, Господь есть Бог»! Жрецы были преданы смерти.
Это была битва вер. Какую же крепкую и неколебимую веру нужно было иметь, чтобы решиться на такое состязание?! Какую нужно было иметь уверенность, что Господь не оставит в решительную минуту?! Господь не посрамил своего пророка, дал ему по его вере! Илья победил 850 жрецов. Это была духовная битва Давида и Голиафа. Этот день можно назвать ветхозаветным днем Торжества Православия.
Могли ли забыть это святое место?! Оно сохранилось в памяти потомков. Сейчас это место называется Мухрака, что в переводе с арабского означает «огненное место», то есть «место жертвоприношения».
На вершине находится латинский монастырь кармелитов с таким же названием.
Монастырь возник в XII веке в эпоху крестоносцев. Монахи взяли своим названием не только имя горы, но и само их облачение первоначально также походило на милоть Ильи: с белыми и темными полосами, напоминавшими следы опалений во время падения с огненной колесницы.

При входе в монастырь первым нас встретил Илья пророк в виде статуи, вознесенной на высокий постамент.

Силуэт памятника видишь на фоне неба. Илья изображен с высоко поднятым коротким и закругленным мечем в руке, типа ятагана, напоминает полководца, вставшего в атаку. Илья поражает жрецов Ваала. Видеть святого с мечом непривычно, у нас такая иконография не известна. (У нас, кажется, только Николая Чудотворца изображают на иконах с открытым мечем).
У этой статуи интересная история. Жрецы Ваала все же попытались взять реванш спустя две с половиной тысячи лет.
Она была создана в Германии в начале I Мировой войны, и, видимо, должна была вдохновить немецкие войска на ратные подвиги. Ее привезли сюда и установили перед монастырём. Однако турецкие войска, после поражения Германии, ограбили монастырь, разрушив его строения и сбросив статую. Только после II Мировой войны статую нашли в роще за монастырем причем в плачевном состоянии: оторванные голова, правая рука, проржавевшая железная часть остова. Главу статуи обнаружили в колодце, а руку с мечом так и не нашли. Такова была месть жрецов Ваала спустя тысячелетия.
Но статуя была восстановлена, а рука с мечем воссоздана по сохранившимся фотографиям. Это была очередная победа Ильи.
В монастыре проживает сейчас около 10 монахов, но мы никого из не видели, кроме двух «братьев» в свечной лавке.
В храме, представляющем собой небольшую по размерам базилику, престол в алтаре сложен из 12 камней, символизирующих собой 12 колен Израиля, точно так как у пророка Ильи: «И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Израиля» (Царства 3:18-31).
Смотровая площадка расположена на крыше здания, примыкающего к храму.

Когда мы взошли на эту площадку, дух захватило. Перед взором открылась одна из самых красивых панорам Святой Земли. На западе был виден краешек Средиземного моря - Хайфский залив, на севере горы Галилеи с возвышающейся вершиной Фавора, а за ним в далекой дымке и самая высока вершина - Хермон. На западе - Изреэльская долина. На юге - открывались просторы Самарии. Здесь вся Святая Земля была как на ладони.
Здесь становится понятным, почему пророк Илья выбрал для своего подвига именно гору Кармил. Во-первых, потому, что язычники именно здесь помещали своих идолов, и Илья хотел победить врага, как говорится, на «его же поле». Но также и потому, что это место само своею красотой прославляло истинного Творца. Гора Кармил, густо покрытая могучими лесами, с высокой вершиной, возносящейся над морем, сама была нерукотворным храмом Бога Живого. Исповедание истинной веры пророка Ильи было пред «лицем всея земли».
Мы послужили молебен пророку Илье. Молитва здесь невольно получается какая-то особая, энергичная. Здесь нельзя молиться иначе. Это был первый наш молебен на Святой Земле. Он сразу задал высокую планку горячей сердечной молитвы на все дни нашего паломничества.
Здесь на Кармиле делаешь еще одно открытие. С Кармила хорошо виден Фавор и наоборот с Фавора также виден Кармил. А ведь Илья явился на Фаворе вместе со Христом во время Преображения Господня. И беседовал с ним. Беседа была о жертве Христа. Нужно помнить, что время этой беседы гора Кармил, на которой Илья явил прообраз жертвы Христа, была в поле зрения небесных собеседников. В этом смысле гора Кармил является своего рода предтечей горы Фавор.

Из Мухраки мы доехали до Хайфы, проезжали через друзские поселения Далия, эль-Кармель и Усфия. В черте города на склонах Кармила расположена главная обитель Ордена кармелитов Стелла Маррис.
Историческое предание свидетельствует что на месте нынешнего латинского монастыря была древняя византийская обитель, основанная еще равноапостольной царицей Еленой. Раскопки археологов подтверждают это предание.
Главная святыня обители - Пещера пророка Ильи, в которой он молился о ниспослании дождя. Мы спускались в эту небольшую пещеру, в которой устроен престол с скульптурным изображением св.Ильи на горнем месте.

Мы помолились о благорастворении воздухов как здесь, так и у нас на Руси. Сохранилось предание, что в этой пещере останавливалось Святое семейство, возвращаясь из Египта в Назарет. Это предание отражено в росписи купола храма, возведенного над пещерой, а также в особой рождественской инсталляции в притворе храма.
В этот день мы постоянно вспоминали пророка Илью и невольно назвали его - Ильин день. Завершился он в русском храме в Хайфе, и это стало главным открытием нашего Ильина дня.
В ограду русского храма мы входили, когда вечерняя мгла быстро ложилась на склоны Кармила. Клумбы вокруг небольшого храма благоухали весенними цветами и свежей зеленой травой. Нас встретил гостеприимный настоятель протоиерей Мирослав с матушкой, арабкой по происхождению. Храм не так часто посещают паломники, поэтому батюшка нас встретил с неподдельным радушием. Храм оказался небольшим, без центрального купола, что, как оказалось, имеет вполне конкретное историческое объяснение.
Отец Мирослав рассказал нам непростую историю храма.
В 1909 году Русской духовной миссией в Иерусалиме удалось приобрести покрытый густым лесом участок земли в верхней части города Хайфы.
Однако местные турецкие власти категорически воспротивились строительству русского храма. Разрешили построить только дом с трапезной для паломников, прибывавших из России морем в Хайфу. В 1912 году начальник миссии архимандрит Леонид (Сенцов) вновь просил о разрешении строительства храма. Но турецкие власти также были против.
Тогда архимандрит Леонид на свой страх и риск пристроил к зданию «столовой» алтарь, сделал иконостас из мрамора, поставил колокольню. Он решил воспользоваться юбилеем 300-летия Романовых в храмоздательных целях. Чтобы усилить значимость храма, он объявил его памятным в честь 300-летия Дома Романовых, в честь которого русский участок в Хайфе предложено было именовать «Романовским подворьем». Запрет на строительство такого храма грозил Турции уже дипломатическими проблемами. Власти не смогли отказать и выдали разрешение в начале 1913 года. А 14 ноября 1913 г., в день священного бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и и Государыни Имератрица Александры Федоровны, храм во имя Ильи Пророка был торжественно освящен патриархом Иерусалимским Дамианом.
Так юбилей Дома Романовых помог воздвигнуть последний до 1917 года русский храм на Святой Земле.
О существовании Романовского подворья на горе Кармил я даже не подозревал. Рассказ отца Мирослава для всех нас стал настоящим открытием. Представьте себе, отправиться в «царское паломничество» и попасть в первый же православный храм на «Романовское подворье»!
- Сегодня утром мы были на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге, а вечером оказались на Романовском подворье на Кармиле! Дивны дела Твои, Господи! Значит мы на верном пути.
Отец Мирослав благословил послужить молебен с отверстыми Царскими вратами. Мы молились Илье пророку, соединив эту молитву с молебном Царственным мученикам, виновникам создания этого храма.

Потом я совершил литию памяти Романовых, на которой назвал всех государей Дома Романовых.
Во время молитвы я подумал, что посвящение Романовского подворья Илье пророку тоже символично. Не только потому, что Илья подвизался на этой горе, но ведь он был еще и наставников и обличителем царей. Здесь Илья пророк открылся как царский пророк, небесный покровитель Романовского подворья.
Храм весь украшен росписями на тему жития пророка Ильи. Со всех стен на нас смотрел великий пророк, и мы сразу ощутили себя у него в гостях.
После молебна отец Мирослав провел нас по парку храма. Нас конечно заинтересовало, как уроженец Прикарпатских гор оказался женат на арабке. О.Мирослав удовлетворил наше любопытство. Оказалось, что он учился в нашем городе - в Петербургской духовной семинарии, где и познакомился со студенткой регентских курсов юной арабской красавицей Ириной, родом из Иерусалима. Рукоположен во священники отец Мирослав был в 1991 г. прямо в храме Гроба Господня. Это уже была судьба. Он был направлен в Хайфу, возрождать в храм Илии Пророка. После революции в храме какое-то время служил арабский священник о.Николай, в последние десятилетия службы в храме проводились редко. Регулярные службы возобновились только с приездом о.Мирослава. Он подвизается здесь уже более 20 лет. В первые годы службы проходили в пустом храме, приходской жизни как таковой не было, но шли годы, и храм пополнялся новыми прихожанами. В 2000-летию Рождества Христова храм был обновлен и освящен Святейшим Патриархом Алексием II.
Вместе с о.Мирославом нас провожал его сын Николай, который прекрасно говорит как по-русски, так и по-арабски. Я на прощание взял у него краткий урок арабского, спросил, как будет по-арабски «Христос воскресе». Отрок Николай тут же научил меня: «Аль-Масих кан!» С этим возласом мы и покинули Романовское подворье на Кармиле.

Наименование горы «Виноградник Божий» (Керем-Эль) происходит от винограда, который когда-то в изобилии рос на её склонах.

Высшая точка горы - или хребта - находится между городом и друзским поселением Осфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 м над уровнем моря.

На этой вершине возведена телебашня Хайфы. На соседней вершине расположен кампус Хайфского университета.

Среднегодовая температура на Кармеле - плюс 19 °C. Примерное количество осадков - 600 мм в год, в отдельных местах - до 900 мм. Раз в несколько зим на вершинах гор выпадает снег (например зимой 2005/2006 года), но он крайне тонок и редко держится более нескольких часов.

Географические особенности и геологическое строение

Внешне хребет Кармель напоминает гигантский утюг, направленный на северо-запад. «Нос» «утюга» врезается в Средиземное море, образуя с севера Хайфский залив. Вся северо-западная часть хребта находится в городской черте Хайфы.

Утёсы подходят очень близко к воде, обрываясь вниз крутым склоном, поросшим хвойно-лиственным лесом.

В самом узком месте скалистое основание утёса отделяет от вод Средиземного моря не более нескольких десятков метров. Этот промежуток занят железной дорогой Хайфа-Тель-Авив и четырёхполосной улицей Хагана, которая переходит затем в 4-е междугородное шоссе Хайфа-Тель-Авив.

Происхождение хребта Кармель - вулканическое, однако ни сколько-нибудь значительного вулканического кратера, ни больших базальтовых массивов, образующихся вследствие извержений, на хребте нет.

Можно сказать, что гора Кармель - несостоявшийся вулкан: давление магмы заставило подняться скалистое основание, образовав горный хребет, однако сама магма на поверхность не прорывалась.

Горообразовательная деятельность в районе Хайфы давно прекратилась, и небольшие землетрясения, сотрясающие Хайфу раз в 3-4 года, связаны исключительно с проходящим менее чем в сотне километров центральным каналом Сирийско-африканского тектонического разлома, являющегося частью Восточно-африканской рифтовой зоны.

Большая часть материала, составляющего гору Кармель, - это осадочные породы, известняк и мел, следы простиравшегося когда-то над этой местностью моря Тетис. Мягкость этих материалов объясняет существование в горе Кармель множества больших и маленьких пещер.

Исторические находки на территории хребта Кармель

Пещеры горы Кармель издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города , в пещерах и Схул в 1929–34 гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных.

В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчётливым подбородочным выступом.

В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности (характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и др. частей скелета).

Находки относятся к периоду 45-40 тыс. лет тому назад. Одни учёные считают, что население пещер Кармеля - результат смешения людей неандертальского и современного типа; другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. Это открытие позволило выделить новый подвид предков человека, который, правда, не всеми учёными признаётся.

Другие открытия, сделанные на основании находок на горе Кармель, заставили пересмотреть некоторые предположения относительно неандертальцев.

Многие верят, что пещера, в которой будущий царь Давид скрывался от гнева царя Саула, тоже находится в горе Кармель. Это связано с геологическими особенностями южных районов Израиля, в которых, согласно Ветхому Завету, родился царь Давид - из-за небольшого количества осадков там крайне мало подходящих для укрытия пещер.

Таким образом, все сколько-нибудь удобные для беглеца с юга пещеры находятся в горе Кармель или севернее. Но до пещер в более северных горных грядах добираться дольше, а единственная удобная дорога с юга на север в любом случае проходит по побережью, мимо подножия горы Кармель. Некоторые даже считают, что пещера, послужившая укрытием пророку Илие, и та, где укрывался Давид - одна и та же.

Флора и фауна хребта Кармель. Государственный заповедник

Осадочные породы, из которых, как было сказано выше, состоит хребет, являются превосходным источником минеральных солей для плодородной почвы. Фантастическое плодородие склонов горы, особенно в сочетании с мягким климатом и большим количеством осадков, было известно ещё в древние века и вошло в легенды.

Как следует из названия горного хребта, в древности на склонах горы Кармель в изобилии рос виноград. Однако мусульмане, властвовавшие над этой местностью без малого тысячу лет, вырубили виноградники, а турки во времена Османской империи вырубали леса, поэтому к началу XX в. леса сохранились лишь на небольшой части горного массива.

Фонд охраны природы Керен Каемет ле-Исраэль и Государство Израиль прилагают множество усилий, чтобы восстановить леса горы Кармель.

Сейчас большая часть леса на горе Кармель - это кедровый лес, высаженный фондом. (Лес только называется кедровым; в иврите просто нет отдельного слова для обозначения иерусалимской сосны).

Однако вследствие страшного лесного пожара весной 2005 г. хвойный лес на юго-западных склонах сильно пострадал. На освободившихся площадях собираются высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже.

В декабря 2010 г. на горном хребте вновь случился крупномасштабный пожар (крупнейший в истории Израиля), в результате которого пострадал ряд населённых пунктов.

В результате возгорания автобуса с курсантами израильской тюремной службы ШАБАС, попавшего в зону пожара, погиб 41 человек. В ходе пожара было эвакуировано 15 тыс. жителей, а огонь удалось погасить лишь спустя несколько дней при помощи пожарной авиации (около 30 самолётов), посланной в Израиль рядом стран.

В лесах преобладает иерусалимская сосна, таворский дуб, фисташковые деревья, встречается дикая маслина. В увлажнённых района встречается лавр. В начале мая склоны гор покрыты зелёной травой, на фоне которой растут алые колониты (цветы, похожие на маки).

Весной цветут розовые и белые цикламены, жёлтые крокусы и колючий ракитник, позже расцветает белый люпин и жёлтая календула. В низинах, вблизи озёр и болот можно увидеть влаголюбивые тропические растения: папирус, олеандры; на поверхности водоёмов - жёлтую и белую кувшинку.

В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны, волки. Очень часто встречается шакал. Часто можно встретить средиземноморскую лисицу. Весьма распространён барсук. Встречается дикобраз. Из грызунов-вредителей можно отметить полёвок, крыс.

Встречается также олень благородный, лань, газель, гривастый баран, муфлон, кролики, зайцы. Широка популяция ежей. Искусственно поддерживается популяция орлов.

В лесах живут также совы, ястребы, филины, сычи и др... Водятся дикие кошки: одичавшие домашние, рысь, леопард, (правда, численность последнего исчисляется единицами, а величиной он немногим больше обычной кошки). Часто можно встретить даманов.

В парке сосуществуют десятки видов насекомых. Среди них следует отметить саранчу, богомолов, тараканов. Самые крупные из них имеют в длину до 90 мм, отлично летают и часто приживаются в квартирах.

Встречается много видов бабочек. Разнообразны жуки. Распространена пчела медоносная. Следует отметить досаждающих людям москитов, комаров, слепней, мух, но их не столь много, как в России.

В целях сохранения дикой природы на горе Кармель основан гигантский национальный парк, открытый для туристов. В парке проложено множество пешеходных и велосипедных маршрутов, продолжительность которых - от получаса до 18 часов.

Сходить с проложенных и тщательно помеченных дорожек строжайше запрещено. На границе национального парка организованы автомобильные стоянки с кемпингами, туалетами и водопроводом. На этих стоянках разрешается разжигать костры. В пределах парка запрещена ночёвка в палатках.

Кроме того, в парке основан заповедник «Хай-Бар», целью которого является восстановление популяции крупных животных в лесах севера Израиля.

Фотогалерея







Статьи по теме: