Корзина из белых цветов в храм. Цветочное оформление православных праздников

Цветочное оформление православных праздников

Остановимся подробно на некоторых отдельных элементах цветочного оформления, наиболее характерных для украшения православных праздников. На Рождество Христово храм убирается еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. В качестве основы для таких композиций применяют специальную конструкцию, состоящую из колец оазиса на металлическом стержне. В пропитанный водой оазис помещаются цветы таким образом, чтобы полностью скрыть конструкцию. В рождественском оформлении наиболее часто используется белый цвет - самый светлый, чистый, парадный и торжественный. Белые лилии, хризантемы и гипсофила с добавлением зелени - прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет - символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение. Крещение Господне - один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз, хризантем, гипсофилы и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

На Вербное воскресение церкви украшаются веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой и украшают ею иконы. Вербу можно поставить в воду и, когда веточки дадут корешки, высадить в почву. После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков - розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. Белые же цветы украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне. Цветы светлых тонов сочетаются и с Богородичными иконами. На Богородичные праздники используются также растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье - белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. Вместе с гирляндой, украшающей икону праздника, можно выполнить напольную композицию из тех же цветов и установить ее таким образом, чтобы не затруднять подход к иконе.

Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день.
Светлое Воскресение Христово - важнейший из праздников православной церкви. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день. Одним из основных элементов пасхальной символики служит яйцо. Композиции в виде яйца на Пасху могут располагаться симметрично по обеим сторонам царских врат, возле иконы праздника или у входа в алтарь. Яйцеобразную форму можно вырезать из куска оазиса и задекорировать цветами (о том, как это сделать, подробно рассказано чуть ниже) или сделать из папье-маше, а затем обклеить лепестками цветов. Последний вариант требует особого терпения и аккуратности. Крупные лепестки, роз, например, подбираются по размеру и затем наклеиваются на заранее подготовленную основу при помощи флористического клея (его тоже можно приобрести в специализированном магазине). Лепестки накладываются друг на друга в шахматном порядке, в результате получается красивая фактура, по структуре похожая на рыбью чешую. Кроме того, часто на Пасху приветствие «Христос Воскресе!» при входе в храм выкладывается из цветов, помещенных в оазис.

Троица - один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляются зеленью, разнообразными цветами, в том числе и полевыми, иногда даже пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, выполняются на оазисе и составляются из самых разных цветов и зелени. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения могут использоваться гирлянды и цветочный шар, подвешенный по центру светильника. Для создания шара используется кусок оазиса соответствующей формы (его не обязательно вырезать самостоятельно, шарообразный оазис имеется в продаже). Наполненный влагой оазис с цветами достаточно тяжел, поэтому необходимо обеспечить надежное крепление. Оазис оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой и помещают в специальную флористическую сетку, которую впоследствии проволокой или бечевкой прикрепляют к центральному элементу паникадила. Цветы и зелень подрезаются на одинаковую длину (коротко, в некоторых случаях почти под самые головки), и ставятся в оазис очень плотно, чтобы получилась сплошная равномерная фактура. Чем короче стебли растений, тем проще получить ровную красивую поверхность. Подобным же образом можно создать цветочное пасхальное яйцо.

На храмовый, или престольный, праздник пространство храма должно оформляться особенно нарядно и торжественно.
Например, одним из основных украшений Троицкого собора Данилова монастыря к престольному празднику стало покрывало на подставку для ковчега с мощами. Покрывало было выполнено из веточек аспарагуса, пришитых на плотную ткань. Обрамление и рисунок на покрывале - из лепестков гвоздики и цветов хризантемы. Пришивание зелени и цветов на ткань - кропотливая, но не очень сложная работа, таким образом можно выполнить, например, праздничное покрывало под икону для аналоя.

В последнее время для праздничного украшения соборов и храмов столицы и крупных городов все чаще приглашаются специалисты - профессиональные флористы. Выполненное на высоком профессиональном уровне, флористическое оформление гармонирует со всеми элементами декора храма и подчеркивает торжественность события.

Хочу написать пост про храмовую флористику и рассказать, как делаются некоторые элементы.
Сложного мало, нужно только купить определенные губки-оазисы в магазине (7 цветов, Азалия, это сеть магазинов, можно найти ближайший) и цветы на оптовом рынке возле метро Рижская. Прямо за метро. К каждой композиции нужна своя губка.
На рынке тоже продаются губки, но только такие


Хорошо подойдут обложить плащаницу.

Как красиво украсить цветами плащаницу:
Губки (фото сверху, лучше брать тонкие и длинные и к ним подложку) намочить (сначала положив вокруг плащаницы и поняв, сколько нужно). Мочить лучше в тазу, как губка утонет, значит она готова к работе.
Можно сделать на рамке, рамка и фото ниже, на рамке проще, так как оазисы крепятся друг к другу непрерывно

Цветы (хризантемы, розы, гипсофилу, зелень для закрытия "голых" мест - лучше салал, он типа нашей березы, отличная зелень забивалка голых мест) нужно обрезать, чтобы оставались стебли от бутона - 10-12 см.
И пихать все это со всех сторон в губку, как цветы напихаете и покажется, что достаточно, в оставшиеся дырки пихайте зелень, она прекрасно их закроет. Можно еще и гипсофилу купить.

Салал

Гипсофила

В конце украшения, у Вас должно получиться вот так

Из таких же губок делают и композиции на иконы, только сначала делают легкую рамку, к ней на хомуты крепят разрезанные вдоль напополам оазисы (можно завернуть их в тонкую пищевую пленку, чтобы не стекала вода, а можно просто поставить и она стечет:

Гирлянда. Гирлянда - это то, что на фото ниже.

Чтобы ее сделать, нужно купить вот такие губки-оазисы - паровозики

И по той же техноголии засовывать в них цветы.

А такую гирлянду делают из тех же оазисов, как и на плащаницу и ставят их близко друг к другу:

В общем, сложного ничего нет, пробуйте, все получится))

Мастер-класс «Украшение храма на Пасху» с подробным описанием и фото:

Что нам для этого понадобится:
1. Оазис флористический зеленый, 8 штук (один берите запасной).

2. Нож канцелярский.
3. Шпажки длинные по 15 см, бамбуковые, 1 уп.
4. Анкор-лента.

5. Аспидистра, 1 уп.

6. Гвоздика. На такую композицию у нас пойдет более 200 штук, поэтому обращайте внимание на количество их в упаковке. Возьмите лучше больше, чтобы потом не ломать голову, где взять недостающие цветы.
7. Секатор.
8. Деревянная опора. Ее можно купить в любом хозяйственном магазине (к примеру, подойдет держак для лопаты) или строительном гипермаркете. Смотрите, чтобы по диаметру подошла к подсвечнику.

2 . Готовим цветы
После покупки нужно обрезать все листики на стеблях и косо укоротить каждый стебель на 1-2 см, поставить отпаиваться в воду комнатной температуры, которая должна быть не холодная и не теплая, чтобы находились там не менее 6-7 часов.
По истечении времени берем гвоздику и секатором снова косо обрезаем ножку, оставляем стебель около 4-5 см. Просмотрите цветы, при необходимости оборвите засохшие лепестки.

3 . Готовим оазис

В глубокую емкость с водой кладем оазис. Не потопляем его!
Ждем пока он сам пропитается водой. Вынимаем. Так готовим все кирпичики.

4 . Крепим оазисы к опоре (держак, черенок)

Берем 2 оазиса и ставим их с одной стороны палки и еще 2 — напротив.
Серединку в оазисах вырезаем канцелярским ножом (режется все очень легко, как по пластилину), прислоняем к палке и фиксируем их анкором. Лента клейкая, не бойтесь, ничего не отпадет. Это первый ярус.
Для второго яруса — берем 1 кирпичик оазиса и внутрь него в центре, вставляем 2 шпажка с разных концов. Шпажки вводим не полностью, а до половины. Берем теперь этот кирпичик и ставим его (предварительно вырезав серединку) сверху над 1 оазисом с первого яруса. Тоже самое делаем с остальным 3 кирпичиками.
Как видим, с помощью шпажки верхние слои 4 оазисов зафиксированы с нижними 4-мя. Но для надежности их нужно тоже зафиксировать анкором.
Эту же действие повторяем для третьего яруса.

Пасхальное яйцо из цветов

5. Проверьте еще??раз все ли прочно держится, ничего не отпадает, чтобы потом не волноваться, что где-то может что-то улететь.

6. С помощью ножа аккуратно придаем форму яйца нашей конструкции.
Обрезаем оазис по бокам и сверху. Режется все очень легко.

7. Берем лист аспидистры и сгибаем его пополам (не переламываем!), верхушку подгибаем под низ, скрепляем степплером.

Теперь вставляем снизу в оазис. Таким образом размещаем все листья по кругу. Наша композиция будет выглядеть так, будто находится на траве. Когда закончили с аспидистрой, переходим к гвоздикам
.

8 . Намечаем контуры яйца: в оазис сверху и по бокам вставляем гвоздики. Все цветы должны находиться на одной высоте. Далее заполняем все пространство по оазису. Цветы располагаем так, чтобы между ними не проглядывала основа оазиса.

А вот и сама композиция.

Все очень очень легко, не так ли?

Братья и сестры! Начинается набор в группу на обучение декораторскому искусству и флористике в храмах. Украшение Храмов живыми цветами уже стало традицией и неотъемлемой частью проведения богослужений двунадесятых праздников. Как правило, этим занимаются кто-либо из прихожан (хорошо, если это профессионалы), либо кто-то из штатных служащих несет послушание. Предлагаю Вашему вниманию возможность пройти обучение на флориста-декоратора в Тюмени. Профессионально украшенный алтарь, входная группа, двор Храма доставят больше духовной радости Вашим прихожанам. Информация — ниже, во вложении. В стоимость обучения (14000руб.) входит флористический раздаточный материал, оплата преподавателей, кофе-паузы. У всех слушателей будет возможность за время обучения составить индивидуальный проект декора Храма, для которого обучается. В подарок слушателям — фотосессия со своими работами. Зачетная работа — украшение Храма Николая Чудотворца живыми цветами . Данный курс будет особенно интересен для приходов в честь Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время ведутся переговоры с настоятелями Тюменских храмов для прохождения обучения на их базе. Количество мест в группе ограничено тем, что практические занятия нецелесообразно проводить в группе более 10-12 человек.

Беланчук Татьяна.

This slideshow requires JavaScript.

Программа обучения курса « Искусство украшения цветами икон и храмовых праздников »

Всякая форма искусства во время
Богослужения участвует в проповеди.
Н.О. Лосский

Программа курса рассчитана как на начинающих флористов, так и на тех, кто уже имеет опыт работы с цветами. Теоретические и часть практических занятий проходят компактно в офисе АПБ «Радуга Улиц» по адресу г.Тюмень, ул.Широтная 83 оф.3, в течение 5 дней с 10.00 до 17.20 (две кофе-паузы по 10 мин., перерыв на обед 40 мин.), зачетный день - практическая работа по оформлению Храма Николая Чудотворца в г.Тюмени, ул.Моторостроителей д.1а. Общая продолжительность курса составляет 48 ак.часов. (17 часов - теория, 29 часов — практика), 6 дней.


Со времен сотворения мира символом его красоты и совершенства служил райский сад с его великолепными цветами и изумительными плодами. Наши прародители Адам и Ева безмятежно жили в райском саду и после того, как были изгнаны из Рая за грехи, оказались в саду земном. И, возможно, уже в те времена первые люди возносили свои моления ко Господу в окружении цветов и зеленых деревьев.

Исторические исследования подтвердили, что в религиозных ритуалах всех когда-либо существовавших цивилизаций часто использовалось растительное оформление, чтобы подчеркнуть торжественность и красоту церемоний.

Растения - вечные свидетели Божьего устройства мира . Необходимая последовательность того, что производит природа: семя, росток, зеленые ветви, цвет, плод - напоминает человеку о его последовательном восхождении по духовной лествице.

Из многочисленных цветов Палестины в Библии иносказательно упоминаются лилия, роза и нарцисс - символы преходящего, так как они неизменно расцветают каждый год и увядают, являясь тем самым проповедью человеку о временном пребывании на земле: Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой (Ис. 40, 6); Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102, 15-16).

Цель и значение красоты живых растений надо видеть в глубоком духовном воздействии на человека, которое производят на нас овеянные божественной красотой простейшие формы растительного мира и полные силы и величия грандиозные пейзажи.

Храм всегда был тем местом, где величие духа Творца и Созидателя вызывало душевный трепет, поклонение, стремление внести свою лепту в таинство единения Бога и человека. Цветы в православном храме — это древнейшая благочестивая традиция. И мы стараемся по мере сил и возможностей поддерживать ее. Цветочное украшение праздничных богослужений должно гармонично вписываться в сложную архитектуру храма, соответствовать определенным правилам и церковным канонам.

Имея большой опыт флористического оформления храмов, мы передаем свои знания и навыки тем, кто хочет украшать церковь цветами правильно с точки зрения православных канонов и по-настоящему профессионально. Мы научим Вас подбирать ассортимент растений для храма, составлять эскизы, пользоваться разнообразными флористическими техниками и многому другому.

Программа курса охватывает большой объем теоретической и практической информации, необходимой для украшения храма цветами. На занятиях изучаются классические основы флористического мастерства, законы композиции, устройство храма и его символика, православные праздники и традиции, связанные с цветами. На практических занятиях отрабатываются различные флористические техники, выполняется большое количество работ, наиболее часто применяющихся в оформлении храмов к праздничным богослужениям.

Храмовая флористика - часть церковной жизни, так как в православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры и дорожки и др. До начала составления эскизов композиций флорист обязан изучить архитектурные особенности украшаемого храма - цветочные композиции должны гармонично вводиться в его облик.

Начинают составление композиций, в первую очередь, с определения цвета праздника: закон православного богослужения - основной принцип украшения. Чаще всего флористическими работами украшаются Царские Врата, иконостас, иконы праздника и особо чтимые иконы, рамки с мощами святых, вход в церковь и надвратные иконы. При оформлении цветами православного храма флористу надо учитывать и традиции русского искусства в использовании форм и цвета- все то, что так ярко проявляет себя в архитектуре и интерьере большинства русских церквей.

Послушание по украшению храма цветами требует непрестанного труда. Необходимо читать много православной литературы, в том числе святоотеческое наследие по христианскому искусству, - не говоря уже о том, что для православного флориста обязательно чтение Священного Писания и исповедование Таинств Церкви. Только с помощью Божией, с молитвой и с приложением больших трудов у флориста получится такая православная композиция, которая станет частью храма, и тогда служба, иконы, голос священника и одеяния священнослужителей, хор, архитектура и интерьер сольются воедино.

Совершенно не важно , обладаете вы необходимыми навыками и опытом флористического дизайна или нет, главное - искреннее желание создавать красоту земную, которая будет воспевать Небесную Красоту. На практических занятиях слушатели под руководством педагога самостоятельно делают большое количество флористических работ, которые лучше всего подходят для украшения интерьера храма. Подробно рассматриваются варианты украшения аналойной иконы, Царских врат, солеи, алтаря, икон на иконостасе, икон в киотах, Плащаниц, выносного креста и Голгофы, мощевиков и рак с мощами, выносных свечей и т.д. Изучается множество техник. В конце каждого занятия проходит подробный разбор работ слушателей. Зачетное занятие проходит непосредственно в Храме.

Информационный отдел Хабаровской епархии

Глядя на красоты православных храмов, на золоченые кресты и купола, на внутреннее убранство, на отблеск икон часто даже в голову не приходит мысль о том, а кто же причастен к этому благолепию? А люди, стоящие рядом с нами на Богослужении? Кто это? Наша новая рубрика «Один день из жизни» посвящена людям, о которых нечасто или вообще не прочитаешь ни в газетах, ни на известных сайтах. Храмовые флористы, звонари, сестры милосердия, многодетные мамы, волонтеры… Итак, наш первый герой – Евгения. Знакомьтесь.

Нежный запах цветов и разбросанные на полу листья – через несколько часов начнется праздничная служба, и икону посреди храма украсит венок сине-белых хризантем. Это результат работы флориста Евгении Сириновой, которая отзывается о своем послушании храмового флориста как о «ремесле, переходящем в искусство».

Меня зовут Евгения, и я закончила художественно графический факультет педагогического института в Хабаровске. Сразу после обучения стала работать флористом, чем и занимаюсь уже 15 лет. У меня есть семья: муж и двое детишек. В храм попала «случайно», хотя сейчас понимаю, что ничего случайного нет. Помогала флористу храм украшать на праздник, а потом моя подруга переехала в другой город, а я осталась тут. Скажу честно, работа флориста в храме, отличается от «обычной» работы флориста. Во-первых, в храме всегда используется определенный цвет на определенный праздник: на Рождество - белый, на Пасху - красный, на богородичные праздники - синий. Во-вторых, оформление подчинено определенной задаче, то есть, украшение делается не просто ради украшения, а всегда несет в себе определенную смысловую нагрузку. Цветы - символ рая, и на каждом празднике они напоминают людям об этом.

Мой сегодняшний день начался утром, цветы уже привезли вечером, а я захватила с собой необходимые мне для работы инструменты: флористический нож, краску, пиафлор (специальная губка).Поскольку украшения нужны к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, то и икону нужно украсить в бело-синей гамме. В наличии у нас белые хризантемы, поэтому часть цветов я крашу специальной краской.

После можно переходить к украшению иконы. Есть специальная губка – пиафлор, ее напитывают водой, выкладывают возле иконы и крепят на нее соцветия. После того, как венок готов, я сделаю два букета, которые тоже украсят праздничную икону.

Говоря о своем любимом цветке, я всегда задумываюсь. Вообще, цветы для флориста теряют свою индивидуальность, они для него материал для творчества, больше важны цветовые сочетания, чем просто сорт. В прошлом году на Пасху храм оформили только гвоздикой. Красная, персиковая, бежевая, оранжевая - вся теплая гамма радовала прихожан всю пасхальную неделю. Получилось красиво и душевно, несмотря на сложившийся стереотип о гвоздике, как о «траурном цветке».

Кстати, наш храм назван в честь святой княгини Елизаветы, которая при жизни очень любила лилии, поэтому на престольный праздник храм украшаем именно этими цветами.

Помимо творческой работы, у меня есть и творческое хобби: я делаю флористические коллажи для себя и для друзей. Например эти коллажи из природных материалов выполнены в технике терра.



Статьи по теме: