По окружающему миру 3 кто что ест. Открытый урок по окружающему миру "кто чем питается". Рефлексивно – оценочный

Технологическая карта урока

по предмету «Окружающий мир»

3 класс

УМК «Школа России»

Учитель: Моисеева Александра Григорьевна

Тема: «Кто что ест?»

Урок открытия нового знания

Целевые установки урока (планируемые результаты обучающихся):

Предметные результаты:

    знать особенности питания разных животных;

    знать, что такое цепи питания.

Метапредметные результаты:

    принимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

    уметь классифицировать животных по типу питания;

    уметь моделировать цепи питания;

    обнаруживать признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;

    использовать разные источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные результаты:

    осознавать важность взаимосвязи в живой природе;

    осознавать роль хищников в природе;

    осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Этап урока

/учебная ситуация

Взаимодействие в образовательном процессе

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Действия педагога

Действия обучающегося

Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Вы тихонько все сидите,

За всем внимательно следите

Когда вопрос задам вам я,

Вы будьте сдержаны, друзья,

Сначала руку поднимите

Потом уж смело говорите.

Эпиграф к уроку:

Все-все на свете,

На свете все нужны

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед

И кто делает яд! (Б. заходер)

Приветствие.

Настрой на урок.

2. Актуализация знаний

На слайде вы видите некоторых представителей животного мира.

Кто сможет рассказать о каждом по плану?

Обратите особое внимание на четвертый вопрос плана.

Ответы детей.

Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.

Вторая группа детей заполняют таблицы. Взаимопроверка.

3. Мотивация учебной деятельности

Чтение сказки Н. Сладкова «Загадочный зверь»

Животные в разных условиях могут питаться разными вещами.

Значит тема нашего урока: «Кто что ест?»

Кто? – это животные, что ест? – тип питания.

Молодцы, спасибо. Вы помогли мне сформулировать тему.

А какова же цель урока? Помогите мне ее назвать. Молодцы. Давайте обратимся к учебнику на с.94 и попробуем вместе найти в нем, на какие группы животные делятся по типу питания.

Прослушивание сказки

Делают вывод

Мы узнаем, какие есть животные по типу питания,

Выбирают нужные формулировки

4. Открытие детьми нового знания

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Попробуйте сделать открытие нового знания сами.

Какие группы животных по типу питания у вас получились?

Объясните свой ответ.

На слайде таблица

Приведите примеры разных групп.

(Записываю)

(Побуждаю детей назвать примеры животных всех групп)

Попробуем определить, с чего должна начинаться цепь питания, кто должен её продолжить.

Попробуйте составить схему, используя опорные слова:

На слайде

Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растения.

Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы сделали вывод – с чего начинаются цепи питания.

Давайте вместе составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: в лесу растут

В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина – заяц – волк.

Читают.

.

Пробуют назвать животных разных групп по типу питания

Растительноядные, хищники, насекомоядные, всеядные

Дети называют

Растениями и другими животными

они связаны между собой в цепи питания

Узнать, что такое цепи питания

Составлять цепи питания

Чтобы обнаруживать и моделировать взаимосвязи в живой природе

Выполняют задание № 1 стр. 55 рабочей тетради

Уч-ся приходят к выводу: Растения – первое звено в цепи питания, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Растениями питаются растительноядные животные. Растительноядными питаются насекомоядные и хищники.

физкультминутка

Повторяют движения.

Выполняют задания № 3, 4 в рабочей тетради стр. 56 составляют цепи питания. Взаимопроверка.

Как животные приспособлены к добыванию пищи? Как они спасаются от хищников?

На слайде фото

Лисы

Совы

Зайца

Ящерица

Кузнечик

Божья коровка

Читают статью « Кто как приспособлен» стр. 95 учебника

Мягкие лапы, хороший слух

Большие глаза, мягкое оперение, когти,

Быстро бегает, окраска меха

Оставляет хвост

Зеленый цвет

Цвет опасности, едкая кровь

6. Рефлексия деятельности

Д/З

Ребята, как вы считаете, нужно ли уничтожать хищников? И почему? Прочитайте и докажите.

Что нового узнали?

Мы смогли….

Чего хотелось бы узнать больше…

Молодцы. Я вас поздравляю.

Какие результаты получились?

Что не получилось, над чем еще нужно работать?

По выбору зад № 1 в учебнике стр. 97

Или зад. № 2 и 5 в рабочей тетради

Берегите эту землю. Эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Ответы детей.

Оценивают себя

Заслушиваю детей по самооценке.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО

Предмет: окружающий мир

Класс 3 класс. УМК «Школа России»

Тема урока Кто что ест. Цепи питания

Цели урока : познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи;

рассмотреть цепи питания; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Дидактические цели:

  1. Научить распознавать группы животных по признаку питания.
  2. Научить выстраивать объекты природы в цепи питания.
  3. Определять взаимосвязь между объектами в цепи питания.
  4. Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
  5. Развивать коммуникативные умения.
  6. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  7. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охранять, т.е. над решением экологических проблем.

В ходе урока у учащихся будут формироваться следующие личностные, регулятивные, познавательно-коммуникативные универсальные учебные действия.

ЛичностныеУУД :

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых учебных задач;

Регулятивные УУД:

- анализировать и оценивать правильность выполнения учебного действия;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ объектов с учётом выделения всех признаков;

Осуществлять синтез как составного целого из частей;

Коммуникативные УУД:

Формирования собственного мнения и позиции;

Формирование умения доказательно отстаивать свою точку зрения;

Формирование умения вести дискуссию;

Учебно-методическое обеспечение учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", М. Просвещение 2011 г., рабочая тетрадь " (А.А.Плешакова к учебнику "Мир вокруг нас") М. Просвещение 2011 г

Время реализации урока (занятия): 45 мин

1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007

2. Наглядная презентация учебного материала

Тип урока : урок открытия новых знаний

Формы организации : фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование:

1)Компьютер, проектор, интерактивная доска;

2) Карточки с изображением животных, для работы в группе, в паре.

3) Текст со стихотворением Б. Заходера.

План проведения урока (занятия):

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

1 мин

Проверка домашнего задания

5 мин

Подготовка к изучению нового материала.

1 мин

Постановка учебной задачи

1 мин

Открытие новых знаний.

10 мин

Закрепление

3 мин

Динамическая пауза

2 мин

Знакомство с понятием “цепи питания”

3мин

Закрепление

9 мин

Решение экологических задач.

6мин

Итог занятия. Обобщение по теме.

3мин.

Домашнее задание

1 мин

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания

1.На предыдущем уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.

Слайд 2.

Животные

Одноклеточные Многоклеточные Беспозвоночные Позвоночные

Особое внимание на уроке мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.

Слайд 3.

Работа в парах. (1 пара у доски, остальные за партами).

Задание : Расположите виды животных в нужную группу: черви, рыбы, моллюски, земноводные, иглокожие, пресмыкающие, ракообразные, птицы, паукообразные, млекопитающие, насекомые

Проверка

– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)

2. Игра “Кто кем является”.

Слайд 4 .

Определи, к какому классу относится животное

Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Проблемная ситуация.

Слайд 5

Перед вами группа животных.

(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?

(Хищные и растительноядные) Почему?

– Назовите, какие животные растительноядные.

– Назовите хищных животных?

IV. Постановка учебной задачи.

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

(По способу питания)

V. Открытие новых знаний.

Слайд 6 .

Тема нашего урока

Кто что ест

Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.

Слайд 7.

Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.

Отгадайте загадку:

Слайд 8.

1. Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берёт,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь –….(медведь).

– Чем питается медведь? (Сообщение детей)

Медведь- хищник, и часто опасный хищник. Он может напасть на корову и даже лося. Но охотится на большого зверя он не часто. Он ест грызунов, птичек, лягушек, рыбу. Очень любит мёд. И все таки главная еда медведя – растения. Медведь ест голубику, малину, клюкву, грибы.

Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный.

Слайд 9.

2.Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Проснувшись весной, еж активно поедает насекомых, ловит лягушек. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.

– К какой группе животных отнесём ежа?

Слайд 10.

3 Это что за малышок
Взял стиральный порошок,
Постирал себе штанишки,
Маме шарф, братишке книжки,
Папе шляпу и тетрадь,
А потом улёгся спать
В спальне прямо на комод?
Кто же это? – Наш енот!

– Чем питается? (сообщение детей)

Енот в болотах и озерцах «удит» лягушек, рыб, рачков. Если повезет, с удовольствием съест пойманную мышку или детеныша ондатры. Змеи, жуки, ящерицы – все они лакомый кусочек для енота. Растительная пища – тоже неотъемлемая часть рациона животного. Это всевозможные фрукты, ягоды, орехи, коренья. Именно корешки енот находит в земле.

Слайд 11.

К какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные)

Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?

Слайд 12.

(дятел, кукушка, стрекоза.)

– Что общего в их питании? (насекомыми)

– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)

Слайд 13.

– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль, его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.

Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?

Слайд 14.

VI. Закрепление

Слайд 15.

Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.

Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.

Проверка.

VII. Динамическая пауза.

VIII. Знакомство с понятием “цепи питания”

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.

Слайд 16

(Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Слайд 17.

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

Слайд 17.

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

– Как вы думаете, почему?

Слайд 17.

IX. Закрепление

Слайд 18.

Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

Проверка

Все готовые цепи развешиваются на доске.

Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Слайды 19-23.

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Последнее звено? (хищные)

Расшифруйте цепь взаимосвязи.

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

Слайд 24.

Расшифруйте цепь взаимосвязи.

2. Работа с учебником

Слайд 25.

Прочитайте в учебнике статью «Кто как приспособлен» страница 97.

Беседа по содержанию статьи

Как приспособились хищники к добыванию пищи?

(Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)

Как приспособились животные защищаться от хищников?

(Заяц – быстрые ноги, цвет шубки (зимой белый, летом – серый). У ежа иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. Кузнечик – зелёный цвет. У божьей коровки – едкая кровь)

X. Решение экологических задач .

Слайд 26.

Проблемная ситуация.

Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Дети обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не выйдут на нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей.

Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.

С чего начинается пищевая цепочка? (С растения.)

Чем она заканчивается?(Грибами и бактериями.)

Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

Слайд 27.

Например, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

2. Задание: Слайд 28.

В один из детских лагерей в субботу и воскресенье, как принято везде приезжали родители. Дети встречали их букетами полевых цветов. А в лагере 700 детей. Это значит, что собирали 700 букетов в неделю. Последствия сказались очень скоро. Какие?

3. Задание: Слайд 29.

Имеются сведения, что царь Петр I запретил звонить в колокола во время нереста лещей. Это вызвало недовольство духовенства. Какими соображениями руководствовался Петр I.

4. Задание: Слайд 30.

Послушайте то что произошло в Китае.

Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.

Какая цепь питания в Китае была нарушена?

(Пшеница – насекомые – воробьи.)

XI. Итог занятия. Обобщение по теме.

На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?

(Животные делятся на растительноядных, насекомоядных, всеядных и хищников)

Слайд 31.

Прочитайте стихотворение Б Заходера «Все-все на свете нужны»

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников - злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки!
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.

Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползающая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них но и для жизни всей нашей планеты.

ХII. Домашнее задание

Кроме зверей и птиц в лесу обитают и другие животные – ящерицы, змеи, насекомые. Вот о них вы подготовите на следующий урок свои сообщения и прочитаете по учебнику статью «Доброе слово о хищниках».

Список использованной литературы:

Программа УМК Школа России, окружающий мир 3 класс http://shoolguide.ru/index.php/progs/shool-russia2011.html

Плешаков А.А.Учебник. Окружающий мир. 3 класс.

Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я.

1. Проанализируйте информацию о питании различных животных. К какой группе по особенностям питания вы их отнесёте? Закрасьте кружок соответствующим цветом: зелёным - растительноядные; синим - насекомоядные; красным - хищные; жёлтым - всеядные.

2. Самостоятельно или с помощью атласа-определи-теля «От земли до неба» приведи примеры растительноядных и хищных животных. Напиши не менее трёх названий в каждом пункте.

а) Растительноядные животные: Олень, кенгуру, косуля, белка, кролик.
б) Хищные животные: Медведь, тигр, лев, орел, сокол, волк, змея.

3. Дострой модель-аппликацию. Вырежи рисунки из Приложения и правильно их расположи. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

Расскажи по модели об этих цепях питания.

  • Мышь питается орехами, а куница питается мышами.
  • Слизни питаются капустой, а жаба питается слизнями.
  • Мышь питается, зернами пшеницы, змея питается мышами, а коршун питается змеями.

4. Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, дуб, кабан.

б) Впиши в нужном порядке: сосна, дятел, жук-короед. Проведи стрелки.

в) Приведи свой пример цепи питания.

5. Способы защиты у растений и животных очень разнообразны. Вот что нарисовал папа Серёжи и Нади. Выполни его задания.

Некоторые растения защищаются острыми шипами (1); жгучими волосками (2); горьким вкусом (3). Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами.

А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй самостоятельно объяснить, кто как защищается.

  • у ос и пчел есть острое жало, которым они могут защититься от опасности
  • у улитки есть твердая ракушка, в которую она может при необходимости спрятаться
  • у жаворонка специальная защитная окраска, которая позволяет ему хорошо спрятаться среди колосьев в поле
  • у бабочки специальная окраска, которая напоминает расцветку камня
  • у черепахи есть костяной панцирь, в который она прячет мягкие части тела.

Результаты работы проверьте и обсудите в классе.

Цели урока:

  • Выделять группы животных по способу их питания;
  • Составлять и объяснять цепи питания;
  • Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Оборудование:

  • Схемы:
  • "Классификация животных"
  • "Животные (по типу питания)"
  • "Цепи питания".
  • Карточки с текстом для групповой работы
  • Карточки для индивидуальной работы.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов);
  • Эффективность подхода к работе учащихся на данном этапе урока
  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  • Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Мы познакомились с разнообразием животных, как одним словом назвать, кто перед вами

Дети: Это животные.

Учитель: Назовите, представителей каких групп по особенностям их строения вы видите на экране.

Дети: насекомые, звери, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, иглокожие, черви, ракообразные, паукообразные,

Учитель: Вспомните признаки жизни животных.

Дети: Рождаются, дышат, питаются, развиваются, растут, передвигаются, размножаются, умирают.

Учитель: Для роста и развития животных нужно питание. Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

II. Определение темы.

Кто что ест (о питании животных).

Учитель: Мы должны научиться выделять группы животных по особенностям их питания, научиться составлять и объяснять цепи питания, их взаимосвязь.

III. Работа по теме: Кто что ест. Слайд 7.

Беседа:

Учитель: А теперь давайте с вами заглянем в лес. На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Но, если ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, свистят, рычат, пищат. И у каждого в этом доме есть свое дело и место.

У гусеницы - место на листке, дело у нее одно - поедать листья.

На земле тем же самым занимается мышка. Нашла травинку - съела, нашла колосок - и потащила в норку про запас.

А в стволе дерева под корой - личинка жука-усача. Она траву и листья не ест, она древесиной питается.

Масса всяких мелких и крупных животных едят траву, листья, орехи, семена. И, кажется. Если дать волю гусеницам. Мышам. Да жукам - они весь лес съедят. Только не случится этого - никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.

Вот пробежала по ветке синичка, съела гусеницу. А вот дятел вытащил личинку жука -усача.

Слайд 11. Но и за синицами, дятлами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. Ласку ночью сова может подхватить.

Слайд 12. А еще по лесу медведь бродит, малину ест. Да и от животных не отказывается.

Вот и получается. Что все животные зависят друг от друга. Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.

Слайд 13. Разные животные питаются разной пищей. Учетные-зоологи разделили животных на группы по особенностям их питания.

Учитель: Чем могут питаться животные?

К какой группе отнесем животных, которые питаются растительной пищей?

Дети: растительноядные (жуки, кабан, лось, белка, заяц, карась);

Учитель: Как называются животные, которые питаются насекомыми?

Дети: насекомоядные (синица, кукушка, крот, еж)

Учитель: К какой группе отнесем животных, питающихся плотью других животных?

Дети: хищники (хищные) (тигр, лиса, волк, лев).

Учитель: А есть животные, питающиеся растительной и животной пищей. У них смешанный способ питания.

Дети: всеядные (барсук, медведь, галка).

Слайд 14-15.

Найти пары:

  • Орех - белка
  • Дятел - жук
  • Лиса - заяц.

Учитель: Почему мы так составили пары? В природе все взаимосвязано, растения и животные связаны друг с другом, как звенья цепочки. Ученые называют это цепью питания. Цепь питания - это ряд организмов, которые питаются друг другом.

VI. Работа с карточками:

Карточка 1: Мышь

Карточка 2: Сова,

Карточка 3: Желудь.

Разложите их в определенном порядке. Составьте цепи питания.

Дети составили: желудь - лесная мышь - сова.

Учитель: Почему мы так составили? Лесные мыши кормятся желудями дубов, сами мыши - добыча сов. Получается цепь питания. Цепи питания начинаются с растения. Это - первое звено, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и т.д.) из углекислого газа и воды.

Второе звено - это растительноядные животные. Почему?

Дети: Они питаются растениями.

Третье звено - насекомоядные или хищные животные. Это - охотники, которые могут охотиться и на охотников.

Множество таких цепей можно составить. Они сцеплены друг с другом (растения - звери - птицы - насекомые). Отдельно друг от друга им не прожить. Это один из главных законом в природе. Ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями. Самое важное звено - это растения. От растений зависит жизнь всех животных.

V. Практическая работа.

Слайд 16. Объяснить цепи питания. В лесу растет березы - их корой питается лось. Лося может съесть волк. В лесу растут рябины, корой питаются зайцы, зайцев ест волк.

Для каждого места обитания существуют свои цепи питания. Все звенья в цепи связаны между собой.

VI. Учитель: Что произойдет, если из цепи выпадет одной из звеньев?

Дети: нарушится равновесие в природе.

Учитель:

Хулиганы - воробьишки -
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай -
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет -
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда -
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно -
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все с плеча рубить,
Можно дело загубить.

Учитель: Какая возникла экологическая проблема?

Дети: нарушилось экологическое равновесие. Воробьев истребили - появилось много насекомых - был уничтожен урожай зерновых. Произошел экологический взрыв.

Учитель: По чьей вине он произошел?

Дети: По вине человека.

Учитель: Как его пришлось решать?

Дети: завезли воробьев и равновесие восстановилось.

Учитель: Но ошибки, которые допускают люди, природа не всегда может исправить.

Вывод: в природе все взаимосвязано, ничего лишнего нет. Нужны все - и комары и хищники. Их нужно беречь. Вот как об этом написал Борис Заходер (слайд 17):

Все - все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.

VII. Итог урока.

Учитель: На какие группы делятся животные по особенностям питания? Распределите животных по особенностям питания? Слайд 18.

Приложение № 2. Задания для учащихся задания разноуровневые по сложности.

Слайд 19. Результаты работы: Умеем выделять группы животных по способу их питания; умеем составлять и объяснять цепи питания.

VIII. Рефлексия.







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1.Сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питания, животных, о взаимоотношениях в природе.

Воспитательные:

1. Прививать умение школьников работать в группах.
2. Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение.

1.На прошлом уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.

Слайд 2.

Особое внимание мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.

Работа в группах: (1 группа у доски, остальные за партами).

Задание: Расположите виды животных в нужную группу.

Проверка

– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)

2. Игра “Кто кем является”.

(Появляются слайды с 3 – 15) Дети определяют, к какому классу относится животное и показывают карточку 1 – беспозвоночные, 2 – позвоночные).

Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Слайд 16. Проблемная ситуация

Перед вами группа животных.

(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?

(Хищные и растительноядные) Почему?

– Назовите, какие животные растительноядные.

– Назовите хищных животных?

(Животные на слайде группируется)

IV. Постановка учебной задачи.

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

(По особенностям питания)

V. Объявление темы урока (слайд 17)

Кто что ест

Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.

Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.

Отгадайте загадку:

1.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь) Слайд 19

– Чем питается медведь? (Сообщение детей)

Медведь может есть практически всё: Любит он зелёные растения, траву, ягоды, корешки. Особым лакомством считает муравьёв, поэтому часто его можно застать за разорением муравейника. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает. Может медведь напасть и на большого зверя, таких, как лось, кабан. Не гнушается в голодное время и падалью.

Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный .

2.Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Ёж)

Главная пища ежа – это насекомые. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.

– К какой группе животных отнесём ежа?

3.Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
Вместо носа пятачок,
Им он пищу достаёт. (Кабан)

– Чем питается? (сообщение детей)

Большую часть корма кабаны выкапывают в земле. Кроме животных, обитающих в почве, они поедают корни и корневища, клубни и луковицы растений. Большим подспорьем служит падалица плодовых деревьев, жёлуди, всевозможные орехи, в том числе и кедровые.

Итак вы выслушали сообщения ребят, к какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные )

Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?

(Крот, ящерица, лягушка.)

– Что общего в их питании? (насекомыми)

– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)

– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль , его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.

Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?

Слайд 20 (всеядные и насекомоядные)

2. Закрепление

Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.

Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.

Проверка.

VI. Физкультминутка

VII. Знакомство с понятием “цепи питания”

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено , т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

Слайд 22. Перед вами звенья различных цепей питания.

У вас в группах есть такие же картинки. Соедините их в цепи питания.

Дуб – мышь – лиса.

Трава – комар – лягушка – цапля.

Осина – заяц – волк.

Проверка.

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Последнее звено? (хищные)

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

VIII. Знакомство с понятием “сеть питания”

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)

Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.

Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.

Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

Работа в группах

Слайд 23 Рассмотрите рисунок. (У каждой группы свой). Здесь изображены сети питания. Несколько стрелок отходят от одного животного и в то же время, соединяются у одного животного. Докажите, что сеть составлена верно.

IX. Вопросы экологии

1. Проблемная ситуация. Слайд 24

Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

2. Работа по учебнику.

С. 99 “Доброе слово о хищниках” (инсент):

– уже знал;

– не понял, есть вопросы;

– думал иначе.

X. Итог занятия. Обобщение по теме.

Рефлексия.

“Договори фразу”.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

…………………………………………

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Друг без друга им нельзя.
Об этом помни ты всегда!

– О чём напоминает это стихотворение?



Статьи по теме: