Ват ронг кхун (Мраморный храм), Голубой храм, Чёрный дом, Золотой треугольник и другие достопримечательности Чианг Рая. Белый храм Таиланда (Wat Rong Khun) – прекрасная сказка во плоти

Основные моменты

Абсолютно белые стены и скульптуры буддистского культового здания сделаны из алебастра и инкрустированы изящной зеркальной мозаикой. Считается, что лучшее время для осмотра Белого храма – предзакатные часы или время на утренней заре. В мягком розовато-золотистом свете солнечных лучей Ват Ронг Кхун смотрится особенно эффектно. Не менее волшебно выглядит отражение буддистского храма в глади расположенного рядом декоративного пруда.

Белый храм в Таиланде уникален, и поэтому он давно стал тайской национальной достопримечательностью. Ват Ронг Кхун – популярный туристический объект, и к нему ежедневно подъезжает множество автобусов с тайскими и иностранными путешественниками, школьниками, студентами и буддистскими монахами. Туристам нужно быть готовыми к тому, что возле Белого храма почти всегда многолюдно, и, чтобы попасть в него, придется отстоять очередь.

Строительство храма Ват Ронг Кхун началось в 1997 году и продолжается по сей день. Несмотря на то, что в этом буддистском храме монахи постоянно не живут, его строительство было одобрено Буддистской Сангхой Таиланда.

В начале мая 2014 года на севере королевства прошло землетрясение, которое имело силу в 6,3 баллов. Подземные толчки значительно повредили Ват Ронг Кхун. Частично разрушенными оказались не только фрески и скульптуры, но и кровли и несущие стены здания. Сразу же после землетрясения Чалермчай Коситпипат сделал заявление, что Белый храм не подлежит восстановлению. Однако позже культовое сооружение все же принялись реставрировать, и эти работы еще продолжаются.

Помимо прекрасных фотографий и ярких впечатлений, многие туристы увозят на память о посещении Белого храма открытки с печатью Ват Ронг Кхун. Здесь также открыт магазин, где продают разную сувенирную продукцию и картины Чалермчая Коситпипата.

Замыслы художника

Автор проекта Белого храма, Чалермчай Коситпипат, построил его на собственные деньги и стал единственным владельцем необычного архитектурного сооружения. Художник получал предложения от других спонсоров и тайского государства, но отверг их, так как не хотел постороннего вмешательства в реализацию своих творческих замыслов.

Средства, на которые был создан храм Ват Ронг Кхун, Чалермчай Коситпипат собирал в течение двух десятков лет, продавая собственные картины. Будучи убежденным буддистом, художник верит, что Белый храм – гарантия его вечной жизни. Мечта художника – построить большой буддистский центр, где можно будет обучать медитации всех людей, практикующих Дхарму, а также каждого, кто интересуется буддизмом.

Ват Ронг Кхун интересен тем, что представляет собой смесь традиций буддистского искусства и современных дизайнерских решений. Несмотря на многочисленную религиозную символику и изображения Будды, традиционные буддистские каноны в оформлении Белого храма соблюдены лишь отчасти. Здесь можно увидеть много сюрреалистической живописи и символических авторских прочтений буддистского учения.

Архитектурный комплекс

Ват Ронг Кхун расположен на площади 3 га и состоит из трех зданий – Белого храма, картинной галереи и золотого дворца. По замыслам Чалермчая Коситпипата, буддистский храмовый комплекс в дальнейшем будет расширен до девяти строений. Здесь планируют возвести часовню, монастырь, павильон, музей, пагоду, зал, в котором буддистские монахи смогут проводить проповеди, а также комнату для отдыха.

Сам Ват Ронг Кхун олицетворяет Нирвану или состояние блаженства, достигнуть которого можно только пройдя страдания земной жизни и цикл перерождений. Белый цвет храма, по замыслу автора проекта, символизирует чистоту Будды, а зеркальные вставки стен – его мудрость, которая озаряет каждого в этом мире. На храмовой крыше установлены стилизованные скульптуры четырех животных, которые по буддистским традициям символизируют главные стихии мира: слон – землю, лебедь – воздух, змеи-наги – воду, а лев – огонь.

Чтобы попасть в Ват Ронг Кхун, необходимо пройти через изящный мостик, который означает переход в Рай из обычной жизни. В начале мостика очерчен круг с обращенными к небу большими клыками. Это символическая пасть мифологического демона Раху, который во время затмений проглатывал небесные светила.

Дорога в райское место или обитель Будды лежит через Ад или Чистилище, поэтому перед входом на мостик посетителей встречают символические руки грешников – нараков. Их множество, и некоторые руки держат чаши для подаяний, как бы прося о помощи и спасении. Это скульптурное изображение из нескольких сотен рук производит очень сильное впечатление.

Кроме белоснежного храма, на территории комплекса построен красивый золотой дворец, стены которого украшены затейливыми барельефами и орнаментами. Это настоящее произведение искусства, перед которым красуются яркие клумбы с цветами. Однако, роскошное золотистое здание предназначено для… туалета и пользуется не меньшей популярностью у туристов. Перед его входом необходимо переобуться в специальную сменную обувь. Пробиться через вечную очередь внутрь этого дворца-туалета непросто – так много туристов хотят сделать здесь фотографии! Поэтому для «особых нужд» за Белым храмом построили обычные туалеты.

Вся территория вокруг Ват Ронг Кхун очень красиво оформлена. Вокруг зданий продолжены аккуратные мощеные дорожки, под деревьями поставлены скамейки и высажены декоративные растения. По окрестностям Белого храма приятно неспешно гулять и отдыхать от дневного зноя в густой тени деревьев.

На зеленых газонах можно увидеть несколько необычных скульптур, изображающих буддистские мифологические персонажи, а также самого Будду. На деревьях плюмерии, высаженных рядом с храмом, развешены колоритные смеющиеся маски. А вокруг Белого храма обустроен небольшой пруд, где выращивают декоративных золотых рыбок, которых с удовольствием кормят посетители.

На территории Ват Ронг Кхун также находится красивый «золотой» колодец, который не обходит вниманием ни один турист, приехавший посмотреть Ват Ронг Кхун. По сложившейся здесь традиции, кинувший монетку и попавший в центр колодца, может рассчитывать на исполнение желания. Многие путешественники также оставляют на храмовых деревьях специальные листики со словами молитвы. Таких деревьев возле Белого храма несколько.

Интерьеры Белого храма

Перед входом в Ват Ронг Кхун, по буддистской традиции, необходимо снять обувь. Внутри фотографировать нельзя. Помещение полупустое. Посредине храма установлена скульптура буддистского монаха. Во многих тайских храмах есть подобные изображения. Их делают очень правдоподобными, и у посетителей создается впечатление, что перед ними сидит живой человек. Многие считают, что такие «живые» скульптуры – это мумии. Однако, на самом деле их делают из воска и других материалов.

Стены Белого храма расписаны самим художником и его помощниками в золотистых тонах. Основная тематика фресок Белого храма – эта вечная борьба со злом. В буддизме зло, как правило, олицетворяет демон Мара, которому приписывают попытки сбить с пути просветления самого Будду.

Любопытно, что живописные сюрреалистические картины включают героев художественных фильмов «Звездные войны», «Аватар» и «Матрица». На фресках можно также увидеть виды современного Бангкока, сцены из буддистской жизни, человека-паука, Джека Воробья, панду, Майкла Джексона, космические шаттлы, планету Земля и террористический акт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Авторские росписи были сильно повреждены в результате землетрясения, и сейчас их восстановление продолжается.

Одна из стен занята под алтарь. На ней изображен Будда, сидящий в позе лотоса. А перед ним установлены скульптурные изображения Будды.

Как добраться

Белый храм находится в северной части Таиланда, неподалеку от города Чианграй. На машине от Чианграя нужно проехать 13 км на юг – в сторону города Чиангмай. От старого автовокзала Чианграя до Белого храма туристов возят на маршруте (20 THB). Кроме того, до Ват Ронг Кхун можно доехать на маршрутках, связывающих Чиангмай и Чианграй.

Для визита в буддистский храм, по местным традициям, нужно иметь одежду, закрывающую руки и ноги. В низкий туристический сезон вход в Белый храм открыт с 7.00 до 17.00. А с ноября по февраль храм закрывается для посетителей на час позже – в 18.00. Полюбоваться Белым храмом снаружи можно в любое удобное время. Возле Ват Ронг Кхун открыты лавки для туристов и кафе, в котором можно перекусить.

За осмотр Белого храма и его территории денег не берут. Однако, при желании, здесь можно оставить пожертвования на развитие проекта – восстановление разрушенных землетрясением зданий и строительство новых сооружений храмового комплекса.

Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun) - буддийский храм в 13 километрах от города Чианг-Рай на севере Таиланда. Из-за своего необычного внешнего вида Ват Ронг Кхун часто называется "Белым храмом". Строительство храма в 1997 году начал на собственные средства известный таиландский художник Chalermchai Kositpipat (род. 1955), который решил отказаться от помощи государства и спонсоров ради того, чтобы никто не мог ущемлять свободу его творчества. Всего планируется построить в храмовом комплексе девять зданий. Строительство всё еще продолжается, однако уже сейчас Ват Ронг Кхун привлекает большое количество туристов.


По замыслу художника, белый цвет храма символизирует чистоту Будды. Окна, через которые в храм проникает свет, символизируют свет мудрости Будды, озаряющий мир.

Сам храм - символ нирваны, которой можно достигнуть лишь через страдания. Поэтому под мостом, ведущим к храму, находятся скульптуры несчастных страдальцев - нараков, которые несут наказания за свои грехи в буддийском чистилище - Нарака. Нараки тянут вверх руки, иногда с чашами для подаяния, в надежде на помощь и спасение. Круг с клыками - это пасть демона Раху, который, согласно мифам, проглатывал Солнце и Луну.

На территории храмового комплекса есть и другие скульптурные изображения других мифологических персонажей буддизма и, конечно же, изображения Будды.

На крыше храма можно увидеть четырёх животных, символизирующих четыре стихии: Слон - символ земли, лебедь - это ветер, мифологические змеи наги - это вода и лев - огонь.

Внутри храма - росписи на тему борьбы добра и зла, которое в буддизме олицетворяет демон Мара, в своё время пытавшийся сбить с пути просветления самого Будду. В росписи своеобразно представлена трагедия 11 сентября, также можно увидеть таких современных героев, как Нео из "Матрицы" или Человек-паук.

Ват Ронг Кхун – вовсе не храм в стандартном смысле слова. Здесь нет монахов. Сюда не приходят молиться. Правильнее назвать Ронг Кхун объектом искусства, который на буддистской основе ассимилировал в себе многоаспектность современного мира. Несмотря на то, что храм не каноничен, его символизм для западного человека более понятен, чем смысл традиционных храмов Таиланда.

Если вы интересуетесь современным искусством, то этот храм (его называют «белым») следует посетить. Вы сможете увидеть эклектичный сплав буддизма, традиционной тайской архитектуры, поп-арта и научной фантастики.

История храма

В Таиланде огромное количество традиционных буддистских храмов. Все они составляют ядро тайской культуры и входят в экскурсионную программу любого туриста. В старых храмах есть свои безусловные плюсы: все они – намоленные места, в которых стены и земля дышит историей. Но окружающий мир меняется. Также как и люди, населяющие землю. Современным людям сложно понять смысл буддизма, посещая старые храмы. Им нужно показать буддистские идеи более наглядно.

Примерно так рассуждал Чалермчай Коситпипат – тайский художник-миллионер. Он предложил реконструировать находившийся недалеко от своего родного города Чианграй Храм Ват Ронг Кхун, который к тому времени пребывал в плачевном состоянии. Разрешение было получено. Художнику была отдана территория полуразрушенного храмового комплекса. В 1997 г. на свои личные средства он начал реализовывать грандиозный архитектурно-художественный проект.

Два десятка лет группа художников во главе с Коситпипатом трудится над уникальным архитектурным комплексом. За это время его посетило более 5 млн. человек. Если учесть, что белый храм в Тайланде находится почти у бирманской границы, не в самом туристическом районе страны, удален от Чианграя, то эта цифра – более чем говорящая.

Работу планируется продолжать до 2070 г. Она стоит огромных денег. Правительством Таиланда средства не выделяются. Символические деньги выручаются за счет продажи сувенирной продукции с изображением храма и его идейного вдохновителя, а также в виде пожертвований от посетителей и частных лиц.

Вот что говорит сам Чалермчай Коситпипат: «Деньги и вещи ничтожны. Они не мои. Они лишь позволяют мне действовать в соответствии с моими убеждениями».

Символика храма

Каждая деталь храмового комплекса имеет свое значение и позволяет посетителям увидеть буддистское учение. Здесь все призвано развернуть внимание человека на обычные окружающие вещи: по-другому взглянуть на мирские соблазны, изображенные в причудливых фигурах, сфокусироваться на сознании, а не на материальных вещах.

Символика цвета

Во внешнем оформлении преимущественно используются:

  • высокопрочный белый алебастр (гипс);
  • небольшие кусочки зеркал.

Зеркальные осколки наложены на алебастровую основу. Благодаря этому, храмовый комплекс переливается в солнечных лучах так сильно, что иногда хочется отвести взгляд. С помощью такого приема художник не только показал чистоту сознания Будды и превосходство духовного мира над материальным. Сияющий в зеркалах свет символизирует способность любого человека отражать доброту других людей.


Хотя белый цвет и превалирует в оформлении храмовой территории, используется не только он. За пределами храма много позолоченного, красного, зеленого и других цветов. Они символизируют мирское существование, людские пороки. Здесь поджидают отвратительного вида скульптуры, подвешенные головы, скелеты и демоны, держащих в руках сигаретные пачки, муляжи бутылок из-под алкоголя.

Концепция комплекса такова, что сначала посетители видят художественные объекты, связанные с мирской жизнью. И только после этого гости могут попасть на территорию белого храма. Таким образом художник дает почувствовать разницу между сознанием обычного человека и просветлением Будды.

Пруд

Как многие другие храмы в Таиланде, Ронг Кхун окружен прудом, в котором живут несколько десятков крупных рыб. Их принято кормить: за плату можно приобрести специальный корм. Это впечатляет и нравится как взрослым, так и детям.

Непосредственно Ват Ронг Кхун включает в себя несколько объектов-инсталяций, которые проходят посетители на пути к храму. Это:

  • Адская яма
  • Ворота в рай

Адская яма

Сотни человеческих рук, торчащих из ямы под ногами по обе стороны от дороги, символизируют желания и страсти. Преодоление их по буддистской концепции означает путь к счастью. Перекошенные лица демонов провожают входящих взглядом и проверяют, насколько каждый готов к очищению.

Несколько рук, вылезающих из ямы, держат чугунки, в которые проходящие бросают монеты. Говорят, это – действенный способ распрощаться со своими грехами и начать новую жизнь.

Мост через колесо перерождений

Концентрическая окружность под мостом и два больших стилизованных рога, торчащих из земли, символизируют переход от цикла беспрерывных перерождений к свободному состоянию без страдания.

В соответствии с третьей истиной буддизма, достигается это только отказом от желаний.

Ворота в рай

Отказавшись от всех своих желаний, посетители оказываются перед воротами в рай. Они охраняются статуями: слева – Раху (тем, в чьей власти находится судьба человека) и справа – Смерти (тем, в чьей власти жизнь человека).

Мост заканчивается храмом, перед которым посетители видят скульптуры медитирующего Будды. Это создает дополнительный настрой перед входом в храм.

Обитель Будды

Внешне храм выполнен в точном соответствии с буддистскими архитектурными канонами. Внутри работы не завершены. Похоже на то, что Чалермчай Коситпипат ждет какого-то чуда или знака. Пока же стены внутри расписаны так, что удивляют даже местных жителей Таиланда.

Не будем раскрывать тайны храма. Но скажем, что, хотя изображения далеко не канонические, они вполне укладываются в систему буддистского мировоззрения, которое безгранично и способно сопрягать в себе любые проявления многообразной реальности.

Золотой дом

В противоположность белой обители Будды золотой дом – центр мирской жизни. Здесь разместились:

  • небольшая галерея;
  • зал для проповедей и молитв;
  • «золотой общественный туалет».

Опять же на символическом уровне золотой дом призван контрастировать с белым храмом, подчеркивая разницу между мирской суетой и просветленным истинным осознанием.

Золотой цвет призван обратить внимание людей на то, насколько много внимания они уделяют деньгам и мирскому, забывая о самом главном.

Парк

После посещения обители гости могут гулять по парку, отдыхать на лавочках в тени деревьев, изучать скульптуры. Работает небольшое кафе с закусками и напитками, сувенирная лавочка.

Время работы

Храмовый комплекс открыт для посещения с 8.00 до 18.00. Галерея в золотом доме закрывается в 17.30. Вход свободный. По выходным и в праздничные дни бывает людно: тайцы любят приезжать сюда на экскурсии.

Несмотря на то, что Ронг Кхун – недействующий храм, он все же является религиозным объектом. При посещении требуется соблюдать дресс-код и избегать слишком открытых частей тела.

Как добраться

Ват Ронг Кхун расположен по Phahonyothin road в 15 километрах на юго-запад от Чианграя. Можно добраться на следующем транспорте:

  • на такси за 300 бат ($8) -20 минут;
  • на автобусе за 20 бат ($0.5) — 30 минут;
  • на маршрутке-сонгтео за 30 бат ($0.8) — 30 минут.

Автобусы и маршрутки отправляются от автобусной станции возле ночного рынка в центре Чианграя.

Храм Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun), это нетрадиционный буддийский храм, который находится в провинции Чианграй, Таиланд. Среди туристов он более известен как "Белый Храм", и действительно взглянув на него можно заметить, что не зря его так назвали, он слепит глаза своей белизной и блеском.

Владельцем этого белого храма, а также и его создателем является известный тайский художник - Чалермчаю Коситпипат (Chalermchai Kositpipat). Строительство храма было начато в 1997 и продолжается по сей день. Примечательно то, что Белый храм он строит на свои деньги, которые он в течении 20 лет собирал продавая свои картины. Денег от спонсоров он не берет, чтобы они никаким образом не влияли на его идеи и не навязывали свои условия. Естественно создание такого проекта одному человеку не по плечу, его замыслы воплощает целая бригада, во главе с главным инженером, который является брат Чалермчая. Как говорит сам художник, ничто, и никто не помешает ему воплотить мечту в жизнь, разве что сама смерть. Он искренне верит, что строительство храма Wat Rong Khun обеспечит ему "вечную жизнь". Скорее всего, так и будет, ведь пока будут жить его картины и этот храм то этот талантливый художник, а теперь еще и архитектор будет жить в памяти людей.

Белый храм является главным зданием храмового комплекса, он окрашен в белый цвет и покрыт мозаикой из зеркал и символизирует чистоту Будды, по замыслу автора храм является символом Рая. Чтобы к нему добраться нужно пройти через врата Ада по тропе страданий и сомнений, где с двух сторон тропы тянутся руки, это до воли жуткое зрелище. Потом проходим через клыки и уста Раху (по мифам это демон-змей, сжирающий солнце во время затмений), далее через мост над прудом, символизирующим реку, разделяющую миры.

Проходя к храму Wat Rong Khun, Вас по дороге встретят много фигур и статуй, крышу украшают разнообразные животные символизирующие природные стихии, можно долго-долго рассматривать, все настолько красиво, что идти к самому храму можно очень долго. Но все-же любопытство, что же находится внутри этого загадочного и таинственного храма преодолевает нас и мы идем к нему. То, что находиться внутри уже у народа обрастает легендами, так как зайти туда с фототехникой не получиться, это запрещено, о чем гласят надписи перед входом в здание.

В здании разместились две статуи Будды и большое его изображение, противоположная стена украшена росписью самого художника, которая отождествляет вечную битву между добром и злом. Вместо изображений героев, сражающихся демонов, художник решил взять современное проявления добра и зла, и положить его в буддийском контексте. На этой картине можно увидеть современных героев сражающимся со злом, таких как Бэтмен, Супермен и даже Киану Ривз в роли Нео из Матрицы, джедаи из Звездных воин, а также разные монстры и роботы и объединяются все эти сюжеты демоном Мара, который в буддистской мифологии персонифицирует искушение и последовательно пытается затруднить поиски Будды просвещения. Боковые стены еще не завершены, но на них можно уже увидеть сюжет, когда самолет врезался в башни-близнецы, на другой стене видны космические корабли и сцена, изображающая событие катастрофы уничтожения земли.

Территория самого храма хорошо облагорожена. Здесь находится множество фонтанчиков, причудливых скульптур, среди них много драконов которых очень любят в Азии и других разнообразных мифологических существ. Возле прудика в котором плавают красивые рыбки, можно увидеть скульптуры сказочных принцесс. Каждая скульптура в парке уникальна и несет свой смысл.

Стены храма и многочисленные скульптуры созданы из алебастра, покрашены в белый цвет и инкрустированы зеркальной мозаикой, благодаря которой он сверкает на солнце. Храмовый комплекс размещен на площади около трех гектаров земли. На территории комплекса размещены пока три здания это сам белый храм, картинная галерея, а третье здание не менее примечательное, чем Белых храм, оно золотистого цвета, словно королевские палаты и является как ни странно общественным туалетом. По замыслу автора планируется построить еще шесть зданий: монастырь, часовня, павильон, музей, пагода, зал для проповедей и комната отдыха.

Для посещения Wat Rong Khun лучше не одевать короткие юбки, шорты, ноги должны быть прикрыты, если Вы по какой-то причине все-таки пришли в храм в запрещенной одежде и у Вас нет с собой ничего, чем можно прикрыть ноги, не беда, Вам на входе выдадут широкие брюки и юбки, чтобы прикрыть излишне оголенные ноги. Вход в Ват Ронг Кху бесплатный, но туристы посетившие храм могут пожертвовать деньги на развитие или можно купить картины Чалермчая Коситпипата в картинной галерее, но так как картины дорогие и не все смогут позволить их купить, то в таком случае можно купить открытки или сувениры. Также рядом возле храмного комплекса расположены туристические лавки и кафе, где можно перекусить.

В это удивительное и необычное место, для того чтобы посмотреть на прекрасное творение человеческих рук, съезжаются туристы со всех уголков планеты.

Храмовый комплекс Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun, วัดร่องขุ่น) в провинции Чианграй (Chiang Rai), Таиланд, уже сегодня претендует на звание очередного чуда света и уже приравнивается по размаху и сложности художественного воплощения к индийскому Тадж Махалу и творению Гауди - Temple Expiatori de la Sagrada Família. И для этого есть существенные основания.

«Я надеюсь отдать свою оставшуюся жизнь профессии художника. Я не знаю, является ли это мудрым решением. Но я так решил. И до последнего вздоха я буду работать над Wat Rong Khun». Эти слова Чалермчая(Chalermchai ), одного из братьев Коситпипат (Kositpipat), чьими усилиями и средствами возводится храмовый комплекс, могут служить эпиграфом к истории строительства Wat Rong Khun.

Оба брата Kositpipat – известные в Таиланде личности. Один – известный художник, другой – прекрасный инженер. Один проектирует храм Wat Rong Khun , создаёт эскизы декора, выполняет росписи стен. Другой - воплощает в жизнь задуманное вместе с группой строителей и учеников художника.

По проекту, храмовый комплекс должен вместить в себя сразу 9 архитектурных объектов, среди которых храм, монастырь, пагоды, зал для проповедей, музей, картинная галерея, часовня. Сам архитектор Chalermchai Kositpipat понимает, что его жизни уже не хватит на завершение строительства Wat Rong Khun. Именно поэтому он сплотил возле себя 60 учеников, которым и предстоит далее продолжать дело учителя.

Но и их жизни может не хватить. По самым скромным прикидкам, возведение храмового комплекса Wat Rong Khun затянется ни много, ни мало – на 90 лет. Только сам храм Ват Ронг Кхун доводить до идеального состояния художник планирует ещё более 8 лет.

Сейчас строительство Wat Rong Khun спонсируют сами братья Kositpipat, используя деньги, полученные от продажи картин Чалермчая и доходы от туристов. Далее работы будут осуществляться исключительно на пожертвования посетителей.

Чтобы скопить нужную сумму для старта работ, Chalermchai Kositpipat в течении 20 лет копил деньги, продавая своё искусство. Об этом он рассказывает в своих биографических заметках. Он и сегодня отказывается от спонсорской помощи, и на будущее завещает не брать иных денег, кроме добровольных пожертвований храму Wat Rong Khun, мотивируя это чистотой воплощения истинного замысла, не обременённого зависимостью от чужого мнения и желания.

Для чего же Chalermchai Kositpipat возводит все эти строения, кому посвящён этот удивительный по архитектуре и прекраснейший по декору храм?

Согласно замыслу, храм Wat Rong Khun должен белизной своей олицетворять чистоту и величие Будды, сложностью орнамента – трудность пути Будды к просветлению. При этом даже рыбки, мирно плавающие в водоёме окружающем храм, белые, чтобы не нарушать абсолютной гармонии. Сам водоём (или пруд) символизирует реку забвения, разделяющую мир живых и мир духов.

Кусочки зеркал, которыми инкрустированы стены храма Ват Ронг Кхун и все объекты на территории храмового комплекса, вплоть до скульптур на газонах, символизируют сиянием отражённого в них солнца свет, идущий от учения Будды, и его собственное божественное сияние.

Вообще символика всевозможных буддистских и общечеловеческих ценностей и понятий встречается на территории Wat Rong Khun на каждом шагу. Здесь вообще нет ни единой ландшафтной или архитектурной линии, в которые не были бы вложены смысл и символичность. И это тоже является одним из пунктов грандиозного замысла художника Chalermchai Kositpipat.

Весьма незавуалированная символика у моста, который направляет туристов прямо к храму Wat Rong Khun. При этом дорога предполагается через мост лишь в одном направлении. А всё потому, что это – дорога в рай. А точнее – тропа сомнений и страданий: мост пролегает через интерпретацию бездны ада, из которой тянутся в отчаянии руки грешников, просящих милости и прощения.

В начале моста находится малый полукруг, символизирующий реальный земной мир и жизнь человека в нём. А в конце моста – снова полукруг, но больше. Это аллегорическая пасть дракона Раху, который, согласно мифологии, время от времени пожирает солнце (именно так древние Таиландцы объясняли себе солнечные затмения). Его клыки высятся по обеим сторонам круга.

Пасть Раху – тоже символизирует трудности и опасности на пути к просветлению, которые пришлось в своё время преодолеть Будде.

Но вот преодолены сомнения и мост, а перед посетителем открывается сам храм Wat Rong Khun, богато украшенный белоснежной лепниной, многочисленными скульптурами и орнаментами. Внутри храма - контрастирующее с белоснежным внешним убранством богатство цвета.

Это и статуи Будды с алтарём перед ними, и фантастическая настенная роспись. При этом фантастическая она сразу по нескольким параметрам. Во-первых, это действительно красиво, во-вторых, изображения выполнены в сюрреалистичном стиле и, в-третьих, роспись представляет собой нагромождение образов, почерпнутых из современного мира и в общем несущих смысловую нагрузку вечной борьбы добра со злом.

При этом художник использует не иллюстрацию жития святых и богов, а персонажей из фильмов, комиксов, или же – реальные трагические события, как, например, разрушение башен-близнецов 11 сентября.

Кроме того, на 4-х стенах присутствуют символы 4-х стихий: земля олицетворена через образ слона, вода – змеи, воздух – лебедя, а огонь – льва.

На самом деле фотографировать внутри храма Wat Rong Khun категорически запрещено. Но иные смельчаки всё же делают тайком пару снимков, или же покупают в художественной галерее на территории храма буклет с иллюстрациями, аккуратно переснимая изображения оттуда, а, затем, выкладывая в пространство инета.

Но первое, что шокирует входящих в храм Wat Rong Khun – это неподвижная фигура монаха, сидящего под огромной статуей Будды. Он кажется застывшей куклой. А при ближайшем рассмотрении действительно оказывается отлично сделанным муляжом. Впрочем, кое-кто утверждает, что монах – настоящий, но просто мёртв и хорошо забальзамирован. Эта легенда напускает ещё больше ужаса в воображение туристов.

В картинной галерее, уже построенной на территории храмового комплекса, можно приобрести картины Chalermchai Kositpipat. Цена на них велика, но именно из доходов от этих продаж и идут деньги на строительство.

Есть и ещё одно здание, строительство которого завершено. Это туалет. Но идут сюда туристы не только по надобности, но и потому, что роскошнее этого общественного туалета, пожалуй, нет нигде в мире. Золотое здание с богатым архитектурным декором сразу привлекает внимание посетителей. Не менее красиво оно и внутри. Так что эстетическое наслаждение от посещения Wat Rong Khun продолжается в любой части комплекса.

Окружает всё это великолепие храма Wat Rong Khun обширный и ухоженный сад с дорожками, беседками, фонтанами и белоснежными и золотыми скульптурами. Среди скульптур милые принцессы, мифические животные, изваяние правителя Менграя, основавшего город Чианграй.

Но не удивляйтесь, если встретите среди скульптур изображение, казалось бы, совершенно неуместное в контексте буддийского учения. На самом деле - всё правильно. Буддизм рассматривается художником не как закостенелая устаревшая конструкция, а живущая среди современного мира актуальная философия, подтверждающаяся на каждом шагу. А для того, чтобы современным молодым людям было понятнее буддистское учение, автор проекта храма использует понятные и знакомые им образы и явления.

Сам художник убеждён, что благодаря воплощённому великому замыслу постройки храма Wat Rong Khun, он останется в памяти людей если не навечно, то на многие столетия точно. В этом сложно сомневаться, поскольку уже сегодня храм признан одним из самых удивительных архитектурных строений мира, несмотря на незаконченное строительство, начатое ещё в 1997 году.



Статьи по теме: