Выделение зпт междометий и частиц. Пунктуация. Выделение зпт междометий и частиц Утвердительные и отрицательные слова

1. Междометия отделяются или выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации,

Например:
«Ох, пошлите за доктором! (Тургенев); Эй, себя сгубите, не потакайте Фоме!» (Достоевский); «Чу, сверчок за печкой затрещал... чу, вздохнул кто-то» (Салтыков-Щедрин); «Жизнь, увы, не вечный дар!» (Пушкин); «Мы дело кончим полюбовно, но только, чур, не плутовать» (Лермонтов); «Ну, тащися, сивка, пашней-десятиной» (Кольцов).

Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале,так и в середине предложения),

Например:
«Ага! Сам сознаешься, что ты глуп» (Пушкин); «Эй! Садись ко мне, дружок» (Некрасов); «Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет» (Гоголь); «У всех повыспрошу; однако, чур! Секрет» (Грибоедов).

Примечание 1.

Частицы о, ну, ах и др., употребляемые для выражения усилительного оттенка, в отличие от междометий запятыми не отделяются:

А) частица о чаще всего употребляется при восклицательном обращении и перед словами да и нет

Например:
«Как хорошо ты, о море ночное!» (Тютчев); «О нет, мой младенец, ослышался ты» (Жуковский);

Б) частица ах обычно употребляется перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение,

Например:
«Ах ты, обжора!»(Крылов); «Ах ты, мерзкое стекло!» (Пушкин); «Ах ты, степь моя, степь широкая!» (Кольцов).

Ср. также:
«Ах да, вспомнил наш вчерашний разговор»;

В) частица ну употребляется с усилительным значением,

Например:
«Ну как не порадеть родному человечку!»(Грибоедов); «Ну что за шейка, что за глазки!» (Крылов); «Ну и жара выдалась!» «Ну нет, так не пойдет»; «Дайте ну хотя бы эту книгу»

Примечание 2.

Внутри цельных сочетаний ох (ух, ой) как (какой) (в значении «очень, весьма, страшно», «замечательный, изумительный, ужасный»), а также цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти, эк его и т.п. запятая не ставится,

Например:
«...Подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка» (Гоголь); «Самонадеянности море ох как не любит!» (Л. Соболев); «Мы могли бы получить ой какие увечья» (Д. Бедный); «Это, брат, ух как горько и ух как подло» (Гл. Успенский); «Ах ты жестокий! Ах он лиса! Ах они плуты прожженные! Ох эти сплетницы! Эх эти шалунишки! Эх и пляски! Ух и лошадь! Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган!» (Л. Толстой); «Ай да молодец мичман!» (Станюкович); «Эк его разобрало!» (Гоголь); «Эк ты напугал меня...» (Мамин-Сибиряк).

Ср. в предложениях с повторяющимися словами:
«Тяжко ему, ох тяжко! Достанется тебе на орехи, ух достанется! Хочется его подразнить, ой хочется! Приятно на солнышке, ах приятно!»

2. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова отделяются запятой или восклицательным знаком,

Например:
«Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить!» (Грибоедов); «Стоп, машина!» (Чехов). «– Цып, цып, ти,ти! Гуль, гуль, гуль!– ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку» (Гончаров).

3. Отделяются или выделяются запятыми некоторые междометные выражения,

Например:
«Слава Богу, этого не случилось; До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам» (Гоголь).

Но выражение черт знает:

1) в значении «неизвестно» и 2) о чем-либо очень плохом или, наоборот, хорошем – запятыми не отделяется и не выделяется,

Например: «Я сегодня черт знает сколько выпил» (Куприн); «Врачи там написали обо мне черт знает что» (Н. Островский); «Черт знает до чего хороши эти цветы!»

Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова

1. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются в составе предложения запятой,

Например:
«Да, пройдут десятки лет, и из памяти никогда не изгладятся дороги войны» (Бабаевский); «В лице Анатолия было выражение душевной силы, да, именно силы» (Фадеев); «Я с этим согласен, да, да!» (Н. Островский); «Нет, я не больна, Афанасий Иванович» (Гоголь); «Нет, в то время у меня не было никакой охоты унестись с земли на Луну или на Марс» (Паустовский).

После слов да и нет, произносимых с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак (следующее за ними слово пишется с прописной буквы),

Например:
«Да! Злые языки страшнее пистолета» (Грибоедов); «Нет! Сегодня настоящей болью, сердце, холодей» (Маяковский).

Частицы, стоящие перед словами да и нет, не отделяются от них запятой,

Например:
«О нет, мой младенец, ослышался ты» (Жуковский); «Ну да, это именно так».

Примечание.

Утвердительное слово да следует отличать от союза да (соединительного, противительного, присоединительного) и от частицы да (побудительной, усилительной), после которых никакого знака не ставится.
Ср.:
«щи да каша»; «силен, да не умен»; «неинтересно, да и некогда»; «да сбудутся мечты»; «да садитесь же»

Отрицательное слово нет следует отличать от слова нет, употребляемого в роли сказуемого и не выделяемого никакими знаками.

Ср.:
«Нет худа без добра»(пословица).

2. Запятыми отделяются словачто, что ж, что же, как же, выражающие вопрос, подтверждение, восклицание,

Например:
«Что, если я кликну клич?» (Тургенев) (в значении «что будет, если...»); «Что ж, я готов» (в значении «да,приходится согласиться»); «Как же, мы все уже приготовили» (в значении «конечно, разумеется»); «Как же, поможет он тебе в беде!» (в значении выражения несогласия, отказа).

Но:
«Что она, глухая или глухонемая, эта девочка?» (вопрос заключен в словах что она, образующих предложение: что она в значении «какова она»). «Что же мне, хвалить их за это?» (что же мне – неполное предложение в значении «что же мне делать»).

Примечание.

В некоторых случаях возможны пунктуационные варианты в зависимости от значения, которое вкладывается в местоименное слово;

Ср.:
«Ты что смеешься надо мной?» (что в значении «почему»). – «Ты что, смеешься надо мной!» (что в значении «что делаешь» с интонационным выделением).

XIV. тБЪЧЕДЛБ нЕФЕМЙГЩ

пФРТБЧМСС нЕФЕМЙГХ Ч ТБЪЧЕДЛХ, мЕЧЙОУПО ОБЛБЪБМ ЕНХ ЧП ЮФП ВЩ ФП ОЙ УФБМП ЧЕТОХФШУС ЬФПК ЦЕ ОПЮША. оП ДЕТЕЧОС, ЛХДБ РПУМБО ВЩМ ЧЪЧПДОЩК, ОБ УБНПН ДЕМЕ МЕЦБМБ НОПЗП ДБМШЫЕ, ЮЕН РТЕДРПМБЗБМ мЕЧЙОУПО: нЕФЕМЙГБ РПЛЙОХМ ПФТСД ПЛПМП ЮЕФЩТЕИ ЮБУПЧ РПРПМХДОЙ Й ОБ УПЧЕУФШ ЗОБМ ЦЕТЕВГБ, УПЗОХЧЫЙУШ ОБД ОЙН, ЛБЛ ИЙЭОБС РФЙГБ, ЦЕУФПЛП Й ЧЕУЕМП ТБЪДХЧБС ФПОЛЙЕ ОПЪДТЙ, ФПЮОП ПРШСОЕООЩК ЬФЙН ВЕЫЕОЩН ВЕЗПН РПУМЕ РСФЙ НЕДМЙФЕМШОЩИ Й УЛХЮОЩИ ДОЕК, - ОП ДП УБНЩИ УХНЕТЕЛ ВЕЦБМБ ЧУМЕД, ОЕ ХВЩЧБС, ПУЕООСС ФБКЗБ - Ч ЫПТПИЕ ФТБЧ, Ч ИПМПДОПН Й ЗТХУФОПН УЧЕФЕ ХНЙТБАЭЕЗП ДОС. хЦЕ УПЧУЕН УФЕНОЕМП, ЛПЗДБ ПО ЧЩВТБМУС ОБЛПОЕГ ЙЪ ФБКЗЙ Й РТЙДЕТЦБМ ЦЕТЕВГБ ЧПЪМЕ УФБТПЗП Й ЗОЙМПЗП, У РТПЧБМЙЧЫЕКУС ЛТЩЫЕК ПНЫБОЙЛБ, ЛБЛ ЧЙДОП ДБЧОЩН-ДБЧОП ЪБВТПЫЕООПЗП МАДШНЙ.

пО РТЙЧСЪБМ МПЫБДШ Й, ИЧБФБСУШ ЪБ ТЩИМЩЕ, ПУЩРБАЭЙЕУС РПД ТХЛБНЙ, ЛТБС УТХВБ, ЧЪПВТБМУС ОБ ХЗПМ, ТЙУЛХС РТПЧБМЙФШУС Ч ФЕНОХА ДЩТХ, ПФЛХДБ ПНЕТЪЙФЕМШОП Й ЦХФЛП РБИМП ПУЛМЙЪМЩН ДЕТЕЧПН Й ЪБДХЫЕООЩНЙ ФТБЧБНЙ.

рТЙРПДОСЧЫЙУШ ОБ ГЕРЛЙИ РПМХУПЗОХФЩИ ОПЗБИ, УФПСМ ПО НЙОХФ ДЕУСФШ ОЕ ЫЕМПИОХЧЫЙУШ, ЪПТЛП ЧЗМСДЩЧБСУШ Й ЧУМХЫЙЧБСУШ Ч ОПЮШ, ОЕ ЧЙДОЩК ОБ ФЕНОПН ЖПОЕ МЕУБ Й ЕЭЕ ВПМЕЕ РПИПЦЙК ОБ ИЙЭОХА РФЙГХ. рЕТЕД ОЙН МЕЦБМБ ИНХТБС ДПМЙОБ Ч ФЕНОЩИ УФПЗБИ Й ТПЭБИ, ЪБЦБФБС ДЧХНС ТСДБНЙ УПРПЛ, ЗХУФП ЮЕТОЕЧЫЙИ ОБ ЖПОЕ ОЕМБУЛПЧПЗП ЪЧЕЪДОПЗП ОЕВБ.

нЕФЕМЙГБ ЧРТЩЗОХМ Ч УЕДМП Й ЧЩЕИБМ ОБ ДПТПЗХ. еЕ ЮЕТОЩЕ, ДБЧОП ОЕ ЕЪЦЕООЩЕ ЛПМЕЙ ЕДЧБ РТПУФХРБМЙ Ч ФТБЧЕ.

фПОЛЙЕ УФЧПМЩ ВЕТЕЪ ФЙИП ВЕМЕМЙ ЧП ФШНЕ, ЛБЛ РПФХЫЕООЩЕ УЧЕЮЙ.

пО РПДОСМУС ОБ ВХЗПТ: УМЕЧБ РП-РТЕЦОЕНХ ЫМБ ЮЕТОБС ЗТСДБ УПРПЛ, ЙЪПЗОХЧЫБСУС, ЛБЛ ИТЕВЕФ ЗЙЗБОФУЛПЗП ЪЧЕТС; ЫХНЕМБ ТЕЛБ. чЕТУФБИ Ч ДЧХИ, ДПМЦОП ВЩФШ ЧПЪМЕ УБНПК ТЕЛЙ, ЗПТЕМ ЛПУФЕТ, - ПО ОБРПНОЙМ нЕФЕМЙГЕ П УЙТПН ПДЙОПЮЕУФЧЕ РБУФХЫШЕК ЦЙЪОЙ; ДБМШЫЕ, РЕТЕУЕЛБС ДПТПЗХ, ФСОХМЙУШ ЦЕМФЩЕ, ОЕНЙЗБАЭЙЕ ПЗОЙ ДЕТЕЧОЙ. мЙОЙС УПРПЛ УРТБЧБ ПФЧПТБЮЙЧБМБ Ч УФПТПОХ, ФЕТССУШ Ч УЙОЕК НЗМЕ; Ч ЬФПН ОБРТБЧМЕОЙЙ НЕУФОПУФШ УЙМШОП РПОЙЦБМБУШ. лБЛ ЧЙДОП, ФБН РТПМЕЗБМП УФБТПЕ ТЕЮОПЕ ТХУМП; ЧДПМШ ОЕЗП ЮЕТОЕМ ХЗТАНЩК МЕУ.

"вПМПФП ФБН, ОЕ ЙОБЮЕ", - РПДХНБМ нЕФЕМЙГБ. еНХ УФБМП ИПМПДОП: ПО ВЩМ Ч ТБУУФЕЗОХФПК УПМДБФУЛПК ЖХЖБКЛЕ РПЧЕТИ ЗЙНОБУФЕТЛЙ У ПФПТЧБООЩНЙ РХЗПЧЙГБНЙ, У ТБУРБИОХФЩН ЧПТПФПН. пО ТЕЫЙМ ЕИБФШ УОБЮБМБ Л ЛПУФТХ. оБ ЧУСЛЙК УМХЮБК ЧЩОХМ ЙЪ ЛПВХТЩ ТЕЧПМШЧЕТ Й УХОХМ ЪБ РПСУ РПД ЖХЖБКЛХ, Б ЛПВХТХ УРТСФБМ Ч УХНЛХ ЪБ УЕДМПН. чЙОФПЧЛЙ У ОЙН ОЕ ВЩМП. фЕРЕТШ ПО РПИПДЙМ ОБ НХЦЙЛБ У РПМС: РПУМЕ ЗЕТНБОУЛПК ЧПКОЩ НОПЗЙЕ ИПДЙМЙ ФБЛ, Ч УПМДБФУЛЙИ ЖХЖБКЛБИ.

пО ВЩМ ХЦЕ УПЧУЕН ВМЙЪЛП ПФ ЛПУФТБ, - ЧДТХЗ ЛПОУЛПЕ ФТЕЧПЦОПЕ ТЦБОЙЕ ТБЪДБМПУШ ЧП ФШНЕ. цЕТЕВЕГ ТЧБОХМУС Й, ЧЪДТБЗЙЧБС НПЗХЮЙН ФЕМПН, РТСДБС ХЫБНЙ, ЪБЧФПТЙМ УФТБУФОП Й ЦБМПВОП. ч ФП ЦЕ НЗОПЧЕОЙЕ Х ПЗОС ЛБЮОХМБУШ ФЕОШ. нЕФЕМЙГБ У УЙМПК ХДБТЙМ РМЕФША Й ЧЪЧЙМУС ЧНЕУФЕ У МПЫБДША.

х ЛПУФТБ, ЧЩФБТБЭЙЧ ЙУРХЗБООЩЕ ЗМБЪЕОЛЙ, ДЕТЦБУШ ПДОПК ТХЛПК ЪБ ЛОХФ, Б ДТХЗХА, Ч ВПМФБАЭЕНУС ТХЛБЧЕ, РТЙРПДОСЧ, ФПЮОП ЪБЭЙЭБСУШ, УФПСМ ИХДЕОШЛЙК ЮЕТОПЗПМПЧЩК НБМШЮЙЫЛБ - Ч МБРФСИ, Ч ЙЪПТЧБООЩИ ЫФБОЙЫЛБИ, Ч ДМЙООПН, ОЕ РП ТПУФХ, РЙДЦБЛЕ, ПВЕТОХФПН ЧПЛТХЗ ФЕМБ Й РПДРПСУБООПН РЕОШЛПК. нЕФЕМЙГБ УЧЙТЕРП ПУБДЙМ ЦЕТЕВГБ РЕТЕД УБНЩН ОПУПН НБМШЮЙЫЛЙ, ЕДЧБ ОЕ ЪБДБЧЙЧ ЕЗП, Й ИПФЕМ ХЦЕ ЛТЙЛОХФШ ЕНХ ЮФП-ФП РПЧЕМЙФЕМШОПЕ Й ЗТХВПЕ, ЛБЛ ЧДТХЗ ХЧЙДЕМ РЕТЕД УПВПК ЬФЙ ЙУРХЗБООЩЕ ЗМБЪБ ОБД ВПМФБАЭЙНУС ТХЛБЧПН, ЫФБОЙЫЛЙ У РТПУЧЕЮЙЧБАЭЙНЙ ЗПМЩНЙ ЛПМЕОЛБНЙ Й ЬФПФ ХВПЗЙК, У ИПЪСКУЛПЗП РМЕЮБ, РЙДЦБЛ, ЙЪ ЛПФПТПЗП ФБЛ ЧЙОПЧБФП Й ЦБМЛП УНПФТЕМБ ФПОЛБС Й УНЕЫОБС ДЕФУЛБС ЫЕС...

ЮЕЗП ЦЕ ФЩ УФПЙЫШ?.. оБРХЦБМУС? бИ ФЩ ЧПТПВЕК, ЧПТПВЕК, - ЧПФ ДХТБЛ-ФП ФПЦЕ! - УНХФЙЧЫЙУШ, ЪБЗПЧПТЙМ нЕФЕМЙГБ ОЕЧПМШОП У ФПК МБУЛПЧПК ЗТХВПУФША, У ЛПФПТПК ОЙЛПЗДБ ОЕ ЗПЧПТЙМ У МАДШНЙ, Б ФПМШЛП У МПЫБДШНЙ. уФПЙФ - Й ЛТЩЫЛБ!.. б ЕЦЕМЙ В ЪБДБЧЙМ ФЕВС?.. бИ, ЧПФ ДХТБЛ-ФП ФПЦЕ! - РПЧФПТЙМ ПО, ТБЪНСЗЮБСУШ ЧПЧУЕ, ЮХЧУФЧХС, ЛБЛ РТЙ ЧЙДЕ ЬФПЗП НБМШЮЙЫЛЙ Й ЧУЕК ЬФПК ХВПЗПУФЙ РТПВХЦДБЕФУС Ч ОЕН ЮФП-ФП - ФБЛПЕ ЦЕ ЦБМЛПЕ, УНЕЫОПЕ, ДЕФУЛПЕ... нБМШЮЙЫЛБ ПФ ЙУРХЗХ ЕДЧБ РЕТЕЧЕМ ДХИ Й ПРХУФЙМ ТХЛХ.

Б ЮЕЗП Ц ФЩ ОБМЕФЕМ, ЛБЛ ВХЪХК? - УЛБЪБМ ПО, УФБТБСУШ ЗПЧПТЙФШ ТЕЪПООП Й ОЕЪБЧЙУЙНП, ЛБЛ ЧЪТПУМЩК, ОП ЧУЕ ЕЭЕ ТПВЕС. - оБРХЦБЙУЙ - ФХФ Х НЕОС ЛПОЙ...

ЛП-ПОЙ? - ОБУНЕЫМЙЧП РТПФСОХМ нЕФЕМЙГБ. уЛБЦЙФЕ ОБ НЙМПУФШ! - пО ХРЕТУС Ч ВПЛБ, ПФЛЙОХМУС ОБЪБД, ТБУУНБФТЙЧБС РБТОЙЫЛХ, РТЙЭХТЙЧЫЙУШ Й ЮХФШ РПЫЕЧЕМЙЧБС БФМБУОЩНЙ РПДЧЙЦОЩНЙ ВТПЧСНЙ, Й ЧДТХЗ ЪБУНЕСМУС ФБЛ ПФЛТПЧЕООП ЗТПНЛП, ОБ ФБЛЙИ ЧЩУПЛЙИ ДПВТЩИ Й ЧЕУЕМЩИ ОПФБИ, ЮФП ДБЦЕ УБН ХДЙЧЙМУС, ЛБЛ ЬФП ЧЩИПДСФ ЙЪ ОЕЗП ФБЛЙЕ ЪЧХЛЙ. рБТОЙЫЛБ УНХЭЕООП, ОЕДПЧЕТЮЙЧП ЫНЩЗОХМ ОПУПН, ОП, РПОСЧ, ЮФП УФТБЫОПЗП ОЙЮЕЗП ОЕФ, Б ЧУЕ, ОБПВПТПФ, ЧЩИПДЙФ ХЦБУОП ЧЕУЕМП, УНПТЭЙМУС ФБЛ, ЮФП ОПУ ЕЗП ЧЪДЕТОХМУС ЛЧЕТИХ, Й ФПЦЕ - УПЧУЕН РП-ДЕФУЛЙ - ЪБМЙМУС ПЪПТОП Й ФПОЕОШЛП. пФ ОЕПЦЙДБООПУФЙ нЕФЕМЙГБ РТЩУОХМ ЕЭЕ ЗТПНЮЕ, Й ПВБ ПОЙ, ОЕЧПМШОП РПДЪБДПТЙЧБС ДТХЗ ДТХЗБ, ИПИПФБМЙ ФБЛ ОЕУЛПМШЛП НЙОХФ: ПДЙО - ТБУЛБЮЙЧБСУШ ОБ УЕДМЕ ЧЪБД Й ЧРЕТЕД, РПВМЕУЛЙЧБС ПЗОЕООЩНЙ ПФ ЛПУФТБ ЪХВБНЙ, Б ДТХЗПК - ХРБЧ ОБ ЪБДОЙГХ, ХРЕТЫЙУШ Ч ЪЕНМА МБДПОСНЙ Й ПФЛЙДЩЧБСУШ ОБЪБД ЧУЕН ФЕМПН РТЙ ЛБЦДПН ОПЧПН ЧЪТЩЧЕ.

ОХ, Й ОБУНЕЫЙМ, ИПЪСЙО! - УЛБЪБМ ОБЛПОЕГ нЕФЕМЙГБ, ЧЩРТБУФЩЧБС ОПЗХ ЙЪ УФТЕНЕОЙ. - юХДБЛ ФЩ, РТБЧП... - пО УПУЛПЮЙМ ОБ ЪЕНМА Й РТПФСОХМ ТХЛХ Л ПЗОА. рБТОЙЫЛБ, РЕТЕУФБЧ УНЕСФШУС, УНПФТЕМ ОБ ОЕЗП У УЕТШЕЪОЩН Й ТБДПУФОЩН ЙЪХНМЕОЙЕН, ЛБЛ ВХДФП ЦДБМ ПФ ОЕЗП ЕЭЕ УБНЩИ ОЕПЦЙДБООЩИ ЮХДБЮЕУФЧ.

Й ЧЕУЕМЩК ЦЕ ФЩ, ДШСЧПМ, - ЧЩЗПЧПТЙМ ПО ОБЛПОЕГ ТБЪДЕМШОП Й ЮЕФЛП, УМПЧОП РПДЧЕМ ПЛПОЮБФЕМШОЩК ЙФПЗ УЧПЙН ХВЕЦДЕОЙСН.

С-ФП? - ХУНЕИОХМУС нЕФЕМЙГБ. - с, ВТБФ, ЧЕУЕМЩК...

Б С ФБЛ ОБРХЦБМУС, - УПЪОБМУС РБТОЙЫЛБ. - лПОЙ ФХФ Х НЕОС. б С ЛБТФПЫЛХ РЕЛХ...

ЛБТФПЫЛХ? ьФП ЪДПТПЧП!.. - нЕФЕМЙГБ ХУЕМУС ТСДПН, ОЕ ЧЩРХУЛБС ЙЪ ТХЛЙ ХЪДЕЮЛЙ. - зДЕ Ц ФЩ ВЕТЕЫШ ЕЕ, ЛБТФПЫЛХ?

ЧПОБ, ЗДЕ ВЕТЕЫШ... дБ ФХФ ЕЕ ЗЙВЕМШ! - й РБТОЙЫЛБ РПЧЕМ ТХЛБНЙ ЧПЛТХЗ.

ЧПТХЕЫШ, ЪОБЮЙФ?

ЧПТХА... дБЧБК С РПДЕТЦХ ЛПОС-ФП... йМЙ ЦЕТЕВЕГ Х ФЕВС?.. дБ С, ВТБФ, ОЕ ХРХЭХ, ОЕ ВПКУС... иПТПЫЙК ЦЕТЕВЕГ, - УЛБЪБМ РБТОЙЫЛБ, ПРЩФОЩН ЧЪЗМСДПН ПЛЙОХЧ МБДОХА, ИХДХА, У РПДФСОХФЩН ЦЙЧПФПН, Й НХУЛХМЙУФХА ЖЙЗХТХ ЦЕТЕВГБ. - б ПФЛХМШ УБН?

ОЙЮЕЗП ЦЕТЕВЕГ, - УПЗМБУЙМУС нЕФЕМЙГБ. - б ФЩ ПФЛХДБ?

Б ЧПО, - ЛЙЧОХМ НБМШЮЙЫЛБ Ч УФПТПОХ ПЗОЕК. иБОЙИЕЪБ - УЕМП ОБЫЕ... уФП ДЧБДГБФШ ДЧПТПЧ, ЛБЛ ПДОБ ЛПРЕЕЮЛБ, - РПЧФПТЙМ ПО ЮШЙ-ФП ЮХЦЙЕ УМПЧБ Й УРМАОХМ.

ФБЛ... б С У чПТПВШЕЧЛЙ ЪБ ИТЕВФПН. нПЦЕФ, УМЩИБМ?

У чПТПВШЕЧЛЙ? оЕ, ОЕ УМЩИБМ, - ДБМЕЛП, ЧЙДБФШ...

Б Л ОБН ЪБЮЕН?

ДБ ЛБЛ УЛБЪБФШ... ьФП, ВТБФ, ДПМЗП ТБУУЛБЪЩЧБФШ... лПОЕК ДХНБА Х ЧБУ ЛХРПЧБФШ, ЛПОЕК, ЗПЧПТСФ, Х ЧБУ ФХФ НОПЗП... с, ВТБФ, ЙИ МАВМА, ЛПОЕК-ФП, - РТПОЙЛОПЧЕООП-ИЙФТП УЛБЪБМ нЕФЕМЙГБ, - УБН ЧУА ЦЙЪОШ РБУ, ФПМШЛП ЮХЦЙИ.

Б С, ДХНБЕЫШ, УЧПЙИ? иПЪСКУЛЙЕ... рБТОЙЫЛБ ЧЩРТПУФБМ ЙЪ ТХЛБЧБ ИХДХА ЗТСЪОХА ТХЮПОЛХ Й ЛОХФПЧЙЭЕН УФБМ ТБУЛБРЩЧБФШ ЪПМХ, ПФЛХДБ ЪБНБОЮЙЧП Й МПЧЛП РПЛБФЙМЙУШ ЮЕТОЩЕ ЛБТФПЖЕМЙОЩ.

НПЦЕФ, ФЩ ЙУШ ИПЮЕЫШ? - УРТПУЙМ ПО. - х НЕОС Й ИМЕВ Е, ОХ - НБМП...

УРБУЙВП, С ФПМШЛП ЮФП ОБЦТБМУС - ЧПФ! - УПЧТБМ нЕФЕМЙГБ, РПЛБЪБЧ РП УБНХА ЫЕА Й ФПМШЛП ФЕРЕТШ РПЮХЧУФЧПЧБЧ, ЛБЛ УЙМШОП ЕНХ ИПЮЕФУС ЕУФШ. рБТОЙЫЛБ ТБЪМПНЙМ ЛБТФПЖЕМЙОХ, РПДХМ ОБ ОЕЕ, УХОХМ Ч ТПФ РПМПЧЙОХ ЧНЕУФЕ У ЛПЦХТПК, РПЧЕТОХМ ОБ СЪЩЛЕ Й У БРРЕФЙФПН УФБМ ЦЕЧБФШ, РПЫЕЧЕМЙЧБС ПУФТЩНЙ ХЫЛБНЙ. рТПЦЕЧБЧ, ПО РПУНПФТЕМ ОБ нЕФЕМЙГХ Й ФБЛ ЦЕ ТБЪДЕМШОП Й ЮЕФЛП, ЛБЛ ТБОШЫЕ ПРТЕДЕМЙМ ЕЗП ЧЕУЕМЩН ЮЕМПЧЕЛПН, УЛБЪБМ:

УЙТПФБ С, РПМЗПДБ ХЦ ЛБЛ УЙТПФБ. фСФШЛХ Х НЕОС ЛБЪБЛЙ ЧВЙМЙ, Б НБНЛХ ЙЪОБУЙМЙМЙ Й ФПЦЕ ЧВЙМЙ, Б ВТБФБ ФПЦЕ...

ЛБЪБЛЙ? - ЧУФТЕРЕОХМУС нЕФЕМЙГБ.

Б ЛБЛ ЦЕ? чВЙМЙ РПЮЕН ЪТС. й ДЧПТ ЧЕУШ РПРБМЙМЙ, ДБ ОЕ Х ОБУ ПДОЙИ, Б ДЧПТПЧ ДЧЕОБДГБФШ, ОЕ НЕОЕ, Й ЛБЦДЩК НЕУСГ ОБЕЪЦБАФ, УЕКЮБУ ФПЦЕ ЮЕМПЧЕЛ УПТПЛ УФПЙФ. б ЧПМПУФОПЕ УЕМП ЪБ ОБНЙ, тБЛЙФОПЕ, ФБЛ ФБН ГЕМШОЩК РПМЛ ЧУЕ МЕФП УФПЙФ. пИ, Й МАФХАФ! вЕТЙ ЛБТФПЫЛХ-ФП...

ЛБЛ ЦЕ ЧЩ ФБЛ - Й ОЕ ВЕЦБМЙ?.. чПО МЕУ Х ЧБУ ЛБЛПК... - нЕФЕМЙГБ ДБЦЕ РТЙЧУФБМ.

ЮФП Ц МЕУ? чЕЛ Ч МЕУХ ОЕ РТПУЙДЙЫШ. дБ Й ВПМПФБ ФБН - ОЕ ЧЩМЕЪЕЫШ - ФБЛПЕ ВХЮЙМП... "лБЛ ХЗБДБМ", - РПДХНБМ нЕФЕМЙГБ, ЧУРПНОЙЧ УЧПЙ РТЕДРПМПЦЕОЙС.

ЪОБЕЫШ ЮФП, - УЛБЪБМ ПО, РПДЩНБСУШ, - РПРБУЙ-ЛБ ЛПОС НПЕЗП, Б С Ч УЕМП РЕЫЛПН УИПЦХ. х ЧБУ, С ЧЙЦХ, ФХФ ОЕ ФП ЮФП ЛХРЙФШ, Б Й РПУМЕДОЕЕ ПФВЕТХФ...

ЮФП ФЩ УЛПТП ФБЛ? уЙДЙ!.. - УЛБЪБМ РБУФХЫПОПЛ, УТБЪХ ПЗПТЮЙЧЫЙУШ, Й ФПЦЕ ЧУФБМ. - пДОПНХ УЛХЫОП ФХФ, РПСУОЙМ ПО ЦБМПУФОЩН ЗПМПУПН, ЗМСДС ОБ нЕФЕМЙГХ ВПМШЫЙНЙ РТПУСЭЙНЙ Й ЧМБЦОЩНЙ ЗМБЪБНЙ.

ОЕМШЪС, ВТБФ, - нЕФЕМЙГБ ТБЪЧЕМ ТХЛБНЙ, - УБНПЕ ТБЪЧЕДБФШ, РПЛБ ФЕНОП... дБ С ЧЕТОХУШ УЛПТП, Б ЦЕТЕВГБ УРХФБЕН... зДЕ Х ОЙИ ФБН УБНЩК ЗМБЧОЩК УФПЙФ? рБТОЙЫЛБ ПВЯСУОЙМ, ЛБЛ ОБКФЙ ЙЪВХ, ЗДЕ УФПЙФ ОБЮБМШОЙЛ ЬУЛБДТПОБ, Й ЛБЛ МХЮЫЕ РТПКФЙ ЪБДБНЙ.

Б УПВБЛ Х ЧБУ НОПЗП?

УПВБЛ - ИЧБФБЕФ, ДБ ПОЙ ОЕ ЪМЩЕ. нЕФЕМЙГБ, УРХФБЧ ЦЕТЕВГБ Й РПРТПЭБЧЫЙУШ, ДЧЙОХМУС РП ФТПРЙОЛЕ ЧДПМШ ТЕЛЙ. рБТОЙЫЛБ У ЗТХУФША УНПФТЕМ ЕНХ ЧУМЕД, РПЛБ ПО ОЕ ЙУЮЕЪ ЧП ФШНЕ. юЕТЕЪ РПМЮБУБ нЕФЕМЙГБ ВЩМ РПД УБНЩН УЕМПН. фТПРЙОЛБ ПФЧЕТОХМБ ЧРТБЧП, ОП ПО, РП УПЧЕФХ РБУФХЫПОЛБ, РТПДПМЦБМ ЙДФЙ РП УЛПЫЕООПНХ МХЗХ, РПЛБ ОЕ ОБФПМЛОХМУС ОБ РТСУМП, ПЗЙВБЧЫЕЕ НХЦЙГЛЙЕ ПЗПТПДЩ, - ДБМШЫЕ РПЫЕМ ЪБДБНЙ. уЕМП ХЦЕ УРБМП; ПЗОЙ РПФХИМЙ; ЮХФШ ЧЙДОЩ ВЩМЙ РТЙ УЧЕФЕ ЪЧЕЪД ФЕРМЩЕ УПМПНЕООЩЕ ЛТЩЫЙ ИБФЕОПЛ Ч УБДБИ, РХУФЩИ Й ФЙИЙИ; У ПЗПТПДПЧ ЫЕМ ЪБРБИ ЧУЛПРБООПК УЩТПК ЪЕНМЙ. нЕФЕМЙГБ, НЙОПЧБЧ ДЧБ РЕТЕХМЛБ, УЧЕТОХМ Ч ФТЕФЙК. уПВБЛЙ РТПЧПЦБМЙ ЕЗП ОЕЧЕТОЩН ИТЙРМЩН МБЕН, ФПЮОП ОБРХЗБООЩЕ УБНЙ, ОП ОЙЛФП ОЕ ЧЩЫЕМ ОБ ХМЙГХ, ОЕ ПЛМЙЛОХМ ЕЗП. юХЧУФЧПЧБМПУШ, ЮФП ЪДЕУШ РТЙЧЩЛМЙ ЛП ЧУЕНХ, РТЙЧЩЛМЙ Й Л ФПНХ, ЮФП ОЕЪОБЛПНЩЕ, ЮХЦЙЕ МАДЙ ВТПДСФ РП ХМЙГБН, ДЕМБАФ ЮФП ИПФСФ. оЕ ЧЙДОП ВЩМП ДБЦЕ ПВЩЮОЩИ Ч ПУЕООЕЕ ЧТЕНС, ЛПЗДБ РП ДЕТЕЧОСН УРТБЧМСАФ УЧБДШВЩ, ЫХЫХЛБАЭЙИУС РБТПЮЕЛ: Ч ЗХУФПК ФЕОЙ РПД РМЕФОСНЙ ОЙЛФП ОЕ ЫЕРФБМ П МАВЧЙ Ч ЬФХ ПУЕОШ. тХЛПЧПДУФЧХСУШ РТЙНЕФБНЙ, ЛПФПТЩЕ ДБМ ЕНХ РБУФХЫПОПЛ, ПО РТПЫЕМ ЕЭЕ ОЕУЛПМШЛП РЕТЕХМЛПЧ, ЛТХЦБ ЧПЪМЕ ГЕТЛЧЙ, Й ОБЛПОЕГ ХРЕТУС Ч ЛТБЫЕОЩК ЪБВПТ РПРПЧУЛПЗП УБДБ. (оБЮБМШОЙЛ ЬУЛБДТПОБ УФПСМ Ч ДПНЕ РПРБ.) нЕФЕМЙГБ ЪБЗМСОХМ ЧОХФТШ, РПЫБТЙМ ЗМБЪБНЙ, РТЙУМХЫБМУС Й, ОЕ ОБКДС ОЙЮЕЗП РПДПЪТЙФЕМШОПЗП, ВЕУЫХНОП РЕТЕНБИОХМ ЮЕТЕЪ ЪБВПТ. уБД ВЩМ ЗХУФПК Й ЧЕФЧЙУФЩК, ОП МЙУФШС ХЦЕ ПРБМЙ. нЕФЕМЙГБ, УДЕТЦЙЧБС НПЗХЮЙК ФТЕРЕФ УЕТДГБ, РПЮФЙ ОЕ ДЩЫБ РТПВЙТБМУС ЧЗМХВШ. лХУФЩ ЧДТХЗ ПВПТЧБМЙУШ, РЕТЕУЕЮЕООЩЕ БММЕЕК, Й УБЦЕОСИ Ч ДЧБДГБФЙ, ОБМЕЧП ПФ УЕВС, ПО ХЧЙДЕМ ПУЧЕЭЕООПЕ ПЛОП. пОП ВЩМП ПФЛТЩФП. фБН УЙДЕМЙ МАДЙ. тПЧОЩК НСЗЛЙК УЧЕФ УФТХЙМУС РП ПРБЧЫЕК МЙУФЧЕ, Й СВМПОЙ, ПФУЧЕЮЕООЩЕ РП ЛТБСН, УФПСМЙ Ч ОЕН УФТБООЩЕ Й ЪПМПФЩЕ. "чПФ ПОП!" - РПДХНБМ нЕФЕМЙГБ, ОЕТЧОП ДТПЗОХЧ ЭЕЛПК Й ЧУРЩИОХЧ, Й ЪБЗПТБСУШ ЧЕУШ ФЕН ЦХФЛЙН, ОЕПФЧТБФЙНЩН ЮХЧУФЧПН ВЕУУФТБЫОПЗП ПФЮБСОЙС, ЛПФПТПЕ ФПМЛБМП ЕЗП ПВЩЮОП ОБ УБНЩЕ ВЕЪТБУУХДОЩЕ РПДЧЙЗЙ: ЕЭЕ ТБЪДХНЩЧБС, ОХЦОП МЙ ЛПНХ-ОЙВХДШ, ЮФПВЩ ПО РПДУМХЫБМ ТБЪЗПЧПТ ЬФЙИ МАДЕК Ч ПУЧЕЭЕООПК ЛПНОБФЕ, ПО ЪОБМ, Ч УХЭОПУФЙ, ЮФП ОЕ ХКДЕФ ПФУАДБ ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ОЕ УДЕМБЕФ ЬФПЗП. юЕТЕЪ ОЕУЛПМШЛП НЙОХФ ПО УФПСМ ЪБ СВМПОЕК РПД УБНЩН ПЛОПН, ЦБДОП ЧУМХЫЙЧБСУШ Й ЪБРПНЙОБС ЧУЕ, ЮФП ФЧПТЙМПУШ ФБН. йИ ВЩМП ЮЕФЧЕТП, ПОЙ ЙЗТБМЙ Ч ЛБТФЩ ЪБ УФПМПН, Ч ЗМХВЙОЕ ЛПНОБФЩ. рП РТБЧХА ТХЛХ УЙДЕМ НБМЕОШЛЙК УФБТЩК РПРЙЛ Ч РТЙМЙЪБООЩИ ЧПМПУЙЛБИ Й АТЛЙК ОБ ЗМБЪ, - ПО МПЧЛП УОПЧБМ РП УФПМХ ИХДЩНЙ, НБМЕОШЛЙНЙ ТХЮЛБНЙ, ОЕУМЩЫОП РЕТЕВЙТБС ЛБТФЩ ЙЗТХЫЕЮОЩНЙ РБМШГБНЙ Й УФБТБСУШ ЪБУЛПЮЙФШ ЗМБЪБНЙ РПД ЛБЦДХА, ФБЛ ЮФП УПУЕД ЕЗП, УЙДЕЧЫЙК УРЙОПК Л нЕФЕМЙГЕ, РТЙОЙНБС УДБЮХ, РТПУНБФТЙЧБМ ЕЕ ВПСЪОП Й ФПТПРМЙЧП Й ФПФЮБУ ЦЕ РТСФБМ РПД УФПМ. мЙГПН Л нЕФЕМЙГЕ УЙДЕМ ЛТБУЙЧЩК, РПМОЩК, МЕОЙЧЩК Й, ЛБЛ ЧЙДОП, ДПВТПДХЫОЩК ПЖЙГЕТ У ФТХВЛПК Ч ЪХВБИ, - ДПМЦОП ВЩФШ, ЙЪ-ЪБ ЕЗП РПМОПФЩ нЕФЕМЙГБ РТЙОСМ ЕЗП ЪБ ОБЮБМШОЙЛБ ЬУЛБДТПОБ. пДОБЛП ЧП ЧУЕ РПУМЕДХАЭЕЕ ЧТЕНС ПО, РП ОЕПВЯСУОЙНЩН ДМС УЕВС РТЙЮЙОБН, ЙОФЕТЕУПЧБМУС ВПМШЫЕ ЮЕФЧЕТФЩН ЙЪ ЙЗТБЧЫЙИ - У МЙГПН ПВТАЪЗМЩН Й ВМЕДОЩН Й У ОЕРПДЧЙЦОЩНЙ ТЕУОЙГБНЙ, ФПФ ВЩМ Ч ЮЕТОПК РБРБИЕ Й Ч ВХТЛЕ ВЕЪ РПЗПО, Ч ЛПФПТХА ЛХФБМУС ЛБЦДЩК ТБЪ РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ УВТБУЩЧБМ ЛБТФХ. чПРТЕЛЙ ФПНХ, ЮФП ПЦЙДБМ ХУМЩЫБФШ нЕФЕМЙГБ, ПОЙ ЗПЧПТЙМЙ П УБНЩИ ПВЩЛОПЧЕООЩИ Й ОЕЙОФЕТЕУОЩИ ЧЕЭБИ: ДПВТБС РПМПЧЙОБ ТБЪЗПЧПТБ ЧЕТФЕМБУШ ЧПЛТХЗ ЛБТФ.

ЧПУЕНШДЕУСФ ЙЗТБА, - УЛБЪБМ УЙДЕЧЫЙК Л нЕФЕМЙГЕ УРЙОПК.

УМБВП, ЧБЫЕ ВМБЗПТПДЙЕ, УМБВП, - ПФПЪЧБМУС ФПФ, ЮФП ВЩМ Ч ЮЕТОПК РБРБИЕ. - уФП ЧФЕНОХА, - ДПВБЧЙМ ПО ОЕВТЕЦОП. лТБУЙЧЩК Й РПМОЩК, РТЙЭХТЙЧЫЙУШ, РТПЧЕТЙМ УЧПЙ Й, ЧЩОХЧ ФТХВЛХ, РПДОСМ ДП УФБ РСФЙ.

С РБУ, - УЛБЪБМ РЕТЧЩК, ПФЧПТБЮЙЧБСУШ Л РПРЙЛХ, ЛПФПТЩК ДЕТЦБМ РТЙЛХР.

С ФБЛ Й ДХНБМ... - ХУНЕИОХМБУШ ЮЕТОБС РБРБИБ.

ТБЪЧЕ С ЧЙОПЧБФ, ЕУМЙ ЛБТФЩ ОЕ ЙДХФ? ПРТБЧДЩЧБСУШ, ЗПЧПТЙМ РЕТЧЩК, ПВТБЭБСУШ ЪБ УПЮХЧУФЧЙЕН Л РПРЙЛХ.

РП НБМЕОШЛПК, РП НБМЕОШЛПК, - ЫХФЙМ РПРЙЛ, УПЦНХТЙЧБСУШ Й РПУНЕЙЧБСУШ НЕМЛП-НЕМЛП, ФПЮОП ЦЕМБС РПДЮЕТЛОХФШ ФБЛЙН НЕМЛЙН УНЕЫЛПН ЧУА ОЕЪОБЮЙФЕМШОПУФШ ЙЗТЩ УЧПЕЗП УПВЕУЕДОЙЛБ. - б ДЧЕУФЙ ДЧБ ПЮЛБ ХЦЕ УРЙУБМЙ-У... ЪОБЕН НЩ ЧБУ!.. - й ПО У ОЕЙУЛТЕООЕК МБУЛПЧПК ИЙФТЕГПК РПЗТПЪЙМ РБМШЮЙЛПН. "чПФ ЗОЙДБ", - РПДХНБМ нЕФЕМЙГБ.

БИ, Й ЧЩ РБУ? - РЕТЕУРТПУЙМ РПРЙЛ МЕОЙЧПЗП ПЖЙГЕТБ. - рПЦБМХКФЕ РТЙЛХР-У, - УЛБЪБМ ПО ЮЕТОПК РБРБИЕ Й, ОЕ ТБУЛТЩЧБС ЛБТФ, УХОХМ ЙИ ЕК. ч ФЕЮЕОЙЕ НЙОХФЩ ПОЙ У ПЦЕУФПЮЕОЙЕН ЫМЕРБМЙ РП УФПМХ, РПЛБ ЮЕТОБС РБРБИБ ОЕ РТПЙЗТБМБ. "б ЪБДБЧБМУС, ТЩВЙК ЗМБЪ", - РТЕЪТЙФЕМШОП РПДХНБМ нЕФЕМЙГБ, ОЕ ЪОБС - ХИПДЙФШ МЙ ЕНХ ЙМЙ РПДПЦДБФШ ЕЭЕ. оП ПО ОЕ УНПЗ ХКФЙ, РПФПНХ ЮФП РТПЙЗТБЧЫЙК РПЧЕТОХМУС Л ПЛОХ, Й нЕФЕМЙГБ РПЮХЧУФЧПЧБМ ОБ УЕВЕ РТПОЪЙФЕМШОЩК ЧЪЗМСД, ЪБУФЩЧЫЙК Ч УФТБЫОПК ОЕНЙЗБАЭЕК ФПЮОПУФЙ. фЕН ЧТЕНЕОЕН УЙДЕЧЫЙК УРЙОПК Л ПЛОХ ОБЮБМ ФБУПЧБФШ ЛБТФЩ. пО ДЕМБМ ЬФП УФБТБФЕМШОП Й ЬЛПОПНОП, ЛБЛ НПМСФУС ОЕ ПЮЕОШ ДТЕЧОЙЕ УФБТХЫЛЙ.

Б оЕЮЙФБКМЩ ОЕФ, - ЪЕЧБС, УЛБЪБМ МЕОЙЧЩК. - лБЛ ЧЙДОП, У ХДБЮЕК. мХЮЫЕ ВЩ Й С У ОЙН РПЫЕМ...

ЧДЧПЕН? - УРТПУЙМБ РБРБИБ, ПФЧЕТОХЧЫЙУШ ПФ ПЛОБ. - пОБ ВЩ УДАЦЙМБ! - ДПВБЧЙМБ ПОБ, УЛТЙЧЙЧЫЙУШ.

ЧБУЕОЛБ-ФП? - РЕТЕУРТПУЙМ РПРЙЛ. - х-Х... ПОБ ВЩ УДАЦЙМБ!.. фХФ Х ОБУ ЪДПТПЧЕООЩК РУБМПНЭЙЛ ВЩМ - ДБ ЧЕДШ С ЧБН ТБУУЛБЪЩЧБМ... оХ, ФПМШЛП уЕТЗЕК йЧБОПЧЙЮ ОЕ УПЗМБУЙМУС В. оЙЛПЗДБ-У... ъОБЕФЕ, ЮФП ПО НОЕ ЧЮЕТБ РП УЕЛТЕФХ УЛБЪБМ? "с, ЗПЧПТЙФ, ЕЕ У УПВПК ЧПЪШНХ, С, ЗПЧПТЙФ, ОБ ОЕК Й ЦЕОЙФШУС ОЕ РПВПАУШ, С, ЗПЧПТЙФ..." пК! - ЧДТХЗ ЧПУЛМЙЛОХМ РПРЙЛ, ЪБЛТЩЧБС ТПФ МБДПЫЛПК Й ИЙФТП РПВМЕУЛЙЧБС УЧПЙНЙ ХНОЕОШЛЙНЙ ЗМБЪЛБНЙ. - чПФ РБНСФШ! й ОЕ ИПФЕМ, ДБ РТПЗПЧПТЙМУС. оХ, ЮХТ, ОЕ ЧЩДБЧБФШ! - й ПО У НОЙНЩН ЙУРХЗПН ЪБНБИБМ МБДПЫЛБНЙ. й ИПФС ЧУЕ ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ нЕФЕМЙГБ, ЧЙДЕМЙ ОЕЙУЛТЕООПУФШ Й УЛТЩФХА ХЗПДМЙЧПУФШ ЛБЦДПЗП ЕЗП УМПЧБ Й ДЧЙЦЕОЙС, ОЙЛФП ОЕ УЛБЪБМ ЕНХ ПВ ЬФПН, Й ЧУЕ ЪБУНЕСМЙУШ. нЕФЕМЙГБ, УПЗОХЧЫЙУШ Й РСФСУШ ВПЛПН, РПМЕЪ ПФ ПЛОБ. пО ФПМШЛП УЧЕТОХМ Ч РПРЕТЕЮОХА БММЕА, ЛБЛ ЧДТХЗ МЙГПН Л МЙГХ УФПМЛОХМУС У ЮЕМПЧЕЛПН Ч ЛБЪБЮШЕК ЫЙОЕМЙ, ОБВТПЫЕООПК ОБ ПДОП РМЕЮП, - РПЪБДЙ ОЕЗП ЧЙДОЕМЙУШ ЕЭЕ ДЧПЕ.

ФЩ ЮФП ФХФ ДЕМБЕЫШ? - ХДЙЧМЕООП УРТПУЙМ ЬФПФ ЮЕМПЧЕЛ, ВЕУУПЪОБФЕМШОЩН ДЧЙЦЕОЙЕН РТЙДЕТЦБЧ ЫЙОЕМШ, ЮХФШ ОЕ ХРБЧЫХА, ЛПЗДБ ПО ОБФЛОХМУС ОБ нЕФЕМЙГХ. чЪЧПДОЩК ПФРТЩЗОХМ Й ВТПУЙМУС Ч ЛХУФЩ.

УФПК! дЕТЦЙ ЕЗП! дЕТЦЙ! уАДБ!.. ьК! - ЪБЛТЙЮБМП ОЕУЛПМШЛП ЗПМПУПЧ. тЕЪЛЙЕ, ЛПТПФЛЙЕ ЧЩУФТЕМЩ ЪБФТЕЭБМЙ ЧУМЕД. нЕФЕМЙГБ, РХФБСУШ Ч ЛХУФБИ Й РПФЕТСЧ ЖХТБЦЛХ, ТЧБМУС ОБХЗБД, ОП ЗПМПУБ УФПОБМЙ, ЧЩМЙ ХЦЕ ЗДЕ-ФП ЧРЕТЕДЙ, Й ЪМПВОЩК УПВБЮЙК МБК ДПОПУЙМУС У ХМЙГЩ.

ЧПФ ПО, ДЕТЦЙ! - ЛТЙЛОХМ ЛФП-ФП, ВТПУБСУШ Л нЕФЕМЙГЕ У ЧЩФСОХФПК ТХЛПК. рХМС ЧЙЪЗОХМБ Х УБНПЗП ХИБ. нЕФЕМЙГБ ФПЦЕ ЧЩУФТЕМЙМ. юЕМПЧЕЛ, ВЕЦБЧЫЙК ОБ ОЕЗП, УРПФЛОХМУС Й ХРБМ.

ЧТЕЫШ, ОЕ РПКНБЕЫШ... - ФПТЦЕУФЧЕООП УЛБЪБМ нЕФЕМЙГБ, ДП УБНПК РПУМЕДОЕК НЙОХФЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ОЕ ЧЕТЙЧЫЙК Ч ФП, ЮФП ЕЗП УНПЗХФ УЛТХФЙФШ. оП ЛФП-ФП ВПМШЫПК Й ЗТХЪОЩК ОБЧБМЙМУС ОБ ОЕЗП УЪБДЙ Й РПДНСМ РПД УЕВС. нЕФЕМЙГБ РПРЩФБМУС ЧЩУЧПВПДЙФШ ТХЛХ, ОП ЦЕУФПЛЙК ХДБТ РП ЗПМПЧЕ ПЗМХЫЙМ ЕЗП... рПФПН ЕЗП ВЙМЙ РПДТСД, Й, ДБЦЕ РПФЕТСЧ УПЪОБОЙЕ, ПО ЮХЧУФЧПЧБМ ОБ УЕВЕ ЬФЙ ХДБТЩ ЕЭЕ Й ЕЭЕ... ч ОЙЪЙОЕ, ЗДЕ УРБМ ПФТСД, ВЩМП ФЕНОПЧБФП Й УЩТП, ОП ЙЪ ПТБОЦЕЧПЗП РТПЗБМБ ЪБ иБХОЙИЕДЪПК ЗМСДЕМП УПМОГЕ, Й ДЕОШ, РБИОХЧЫЙК ПУЕООЙН ФМЕОЙЕН, ЪБОСМУС ОБД ФБКЗПК. дОЕЧБМШОЩК, РТЙЛПТОХЧЫЙК ЧПЪМЕ МПЫБДЕК, ЪБУМЩЫБМ ЧП УОЕ ОБУФПКЮЙЧЩК, НПОПФПООЩК ЪЧХЛ, РПИПЦЙК ОБ ДБМЕЛХА РХМЕНЕФОХА ДТПВШ, Й ЙУРХЗБООП ЧУЛПЮЙМ, УИЧБФЙЧЫЙУШ ЪБ ЧЙОФПЧЛХ. оП ЬФП УФХЮБМ ДСФЕМ ОБ УФБТПК ПМШИЕ ЧПЪМЕ ТЕЛЙ. дОЕЧБМШОЩК ЧЩТХЗБМУС Й, ЕЦБУШ ПФ ИПМПДБ, ЛХФБСУШ Ч ДЩТСЧХА ЫЙОЕМШ, ЧЩЫЕМ ОБ РТПЗБМЙОХ. оЙЛФП ОЕ РТПУОХМУС ВПМШЫЕ: МАДЙ УРБМЙ ЗМХИЙН, ВЕЪМЙЛЙН Й ВЕЪОБДЕЦОЩН УОПН, ЛБЛЙН УРСФ ЗПМПДОЩЕ, ЙЪНХЮЕООЩЕ МАДЙ, ЛПФПТЩН ОЙЮЕЗП ОЕ УХМЙФ ОПЧЩК ДЕОШ. "б ЧЪЧПДОПЗП ОЕФ ЧУЕ... ОБЦТБМУС, ЧЙДБФШ, Й ДТЩИОЕФ ЗДЕ Ч ЙЪВЕ, Б ФХФ ОЕ ЕЧЫЙ УЙДЙ", - РПДХНБМ ДОЕЧБМШОЩК. пВЩЮОП ПО ОЕ НЕОШЫЕ ДТХЗЙИ ЧПУИЙЭБМУС Й ЗПТДЙМУС нЕФЕМЙГЕК, ОП ФЕРЕТШ ЕНХ ЛБЪБМПУШ, ЮФП нЕФЕМЙГБ ДПЧПМШОП РПДМЩК ЮЕМПЧЕЛ Й ОБРТБУОП ЕЗП УДЕМБМЙ ЧЪЧПДОЩН ЛПНБОДЙТПН. дОЕЧБМШОПНХ УТБЪХ ОЕ ЪБИПФЕМПУШ УФТБДБФШ ФХФ, Ч ФБКЗЕ, ЛПЗДБ ДТХЗЙЕ, ЧТПДЕ нЕФЕМЙГЩ, ОБУМБЦДБАФУС ЧУЕНЙ ЪЕНОЩНЙ ТБДПУФСНЙ, ОП ПО ОЕ ТЕЫБМУС РПФТЕЧПЦЙФШ мЕЧЙОУПОБ ВЕЪ ДПУФБФПЮОЩИ ПУОПЧБОЙК Й ТБЪВХДЙМ вБЛМБОПЧБ.

ЮФП?.. оЕ РТЙЕИБМ?.. - ЪБЧПЪЙМУС вБЛМБОПЧ, ФБТБЭБ УРТПУПОШС ОЙЮЕЗП ОЕ РПОЙНБАЭЙЕ ЗМБЪБ. - лБЛ ОЕ РТЙЕИБМ?! - ЪБЛТЙЮБМ ПО ЧДТХЗ, ЧУЕ ЕЭЕ ОЕ РТЙДС Ч УЕВС, ОП РПОСЧ ХЦЕ, П ЮЕН ЙДЕФ ТЕЮШ, Й ЙУРХЗБЧЫЙУШ ЬФПЗП. - оЕФ, ДБ ФЩ, ВТБФЕГ, ПУФБЧШ, ОЕ НПЦЕФ ЬФПЗП ВЩФШ... бИ, ДБ! оХ, ВХДЙ мЕЧЙОУПОБ. - пО ЧУЛПЮЙМ, ВЩУФТЩН ДЧЙЦЕОЙЕН РЕТЕФСОХМ ТЕНЕОШ, УПВТБЧ Л РЕТЕОПУША ЪБУРБООЩЕ ВТПЧЙ, УТБЪХ ЧЕУШ ПФЧЕТДЕМ Й ЪБНЛОХМУС. мЕЧЙОУПО, ЛБЛ ОЙ ЛТЕРЛП ПО УРБМ, ХУМЩЫБЧ УЧПА ЖБНЙМЙА, ФПФЮБУ ЦЕ ПФЛТЩМ ЗМБЪБ Й УЕМ. чЪЗМСОХЧ ОБ ДОЕЧБМШОПЗП Й вБЛМБОПЧБ, ПО РПОСМ, ЮФП нЕФЕМЙГБ ОЕ РТЙЕИБМ Й ЮФП ХЦЕ ДБЧОП РПТБ ЧЩУФХРБФШ. ч РЕТЧХА НЙОХФХ ПО РПЮХЧУФЧПЧБМ УЕВС ОБУФПМШЛП ХУФБМЩН Й ТБЪВЙФЩН, ЮФП ЕНХ ЪБИПФЕМПУШ ЪБТЩФШУС У ЗПМПЧПК Ч ЫЙОЕМШ Й УОПЧБ ЪБУОХФШ, ЪБВЩЧ П нЕФЕМЙГЕ Й П УЧПЙИ ОЕДХЗБИ. оП Ч ФХ ЦЕ НЙОХФХ ПО УФПСМ ОБ ЛПМЕОСИ Й, УЧЕТФЩЧБС УЛБФЛХ, ПФЧЕЮБМ УХИЙН Й ВЕЪТБЪМЙЮОЩН ФПОПН ОБ ФТЕЧПЦОЩЕ ТБУУРТПУЩ вБЛМБОПЧБ.

ОХ Й ЮФП Ц ФБЛПЗП? с ФБЛ Й ДХНБМ... лПОЕЮОП, НЩ ЧУФТЕФЙН ЕЗП РП ДПТПЗЕ.

Б ЕУМЙ ОЕ ЧУФТЕФЙН?

ЕУМЙ ОЕ ЧУФТЕФЙН?.. уМХЫБК, ОЕФ МЙ Х ФЕВС ЪБРБУОПЗП ЫОХТЛБ ОБ УЛБФЛХ?

ЧУФБЧБК, ЧУФБЧБК, ЛПВЩМЛБ! дБЕЫШ ДЕТЕЧОА! ЛТЙЮБМ ДОЕЧБМШОЩК, ОПЗБНЙ ТБУФБМЛЙЧБС УРСЭЙИ. йЪ ФТБЧЩ РПДЩНБМЙУШ ЧУЛМПЛПЮЕООЩЕ РБТФЙЪБОУЛЙЕ ЗПМПЧЩ, Й ЧДПЗПОЛХ ДОЕЧБМШОПНХ МЕФЕМЙ РЕТЧЩЕ, ОЕДПДЕМБООЩЕ УРТПУПОШС НБФАЛЙ, - Ч ИПТПЫЕЕ ЧТЕНС дХВПЧ ОБЪЩЧБМ ФБЛЙЕ "ХФТЕООЙЛБНЙ".

ЪМЩЕ ЧУЕ, - ЪБДХНЮЙЧП УЛБЪБМ вБЛМБОПЧ. - цТБФШ ИПФСФ...

Б ФЩ? - УРТПУЙМ мЕЧЙОУПО.

ЮФП - С?.. пВП НОЕ ТБЪЗПЧПТХ ОЕФ. - вБЛМБОПЧ ОБУХРЙМУС. - лБЛ ФЩ, ФБЛ Й С - ФПЮОП ОЕ ЪОБЕЫШ...

ОЕФ, С ЪОБА, - УЛБЪБМ мЕЧЙОУПО У ФБЛЙН НСЗЛЙН Й ЛТПФЛЙН ЧЩТБЦЕОЙЕН, ЮФП вБЛМБОПЧ ЧРЕТЧЩЕ ЧОЙНБФЕМШОП РТЙУНПФТЕМУС Л ОЕНХ.

Б ФЩ, ВТБФ, РПИХДЕМ, - УЛБЪБМ ПО У ОЕПЦЙДБООПК ЦБМПУФША. - пДОБ ВПТПДБ ПУФБМБУШ. с ВЩ ОБ ФЧПЕН НЕУФЕ...

ЙДЕН-ЛБ МХЮЫЕ ХНЩЧБФШУС, - РТЕТЧБМ ЕЗП мЕЧЙОУПО, ЧЙОПЧБФП Й ИНХТП ХМЩВОХЧЫЙУШ. пОЙ РТПЫМЙ Л ТЕЛЕ. вБЛМБОПЧ УОСМ ПВЕ ТХВБИЙ Й УФБМ РПМПУЛБФШУС. чЙДОП ВЩМП, ЮФП ПО ОЕ ВПСМУС ИПМПДОПК ЧПДЩ. фЕМП Х ОЕЗП ВЩМП ЛТЕРЛПЕ, РМПФОПЕ, УНХЗМПЕ, ФПЮОП МЙФПЕ, Б ЗПМПЧБ ЛТХЗМБС Й ДПВТБС, ЛБЛ Х ТЕВЕОЛБ, Й НЩМ ПО ЕЕ ФПЦЕ ЛБЛЙН-ФП ОБЙЧОЩН ТЕВСЮШЙН ДЧЙЦЕОЙЕН - РПМЙЧБМ ЙЪ МБДПОЙ Й ТБУФЙТБМ ПДОПК ТХЛПК. "п ЮЕН-ФП С НОПЗП ЗПЧПТЙМ ЧЮЕТБ Й ЮФП-ФП ПВЕЭБМ, Й ЛБЛ-ФП ОЕМБДОП ФЕРЕТШ", - РПДХНБМ ЧДТХЗ мЕЧЙОУПО, УНХФОП Й У ОЕРТЙСЪОША ЧУРПНОЙЧ ЧЮЕТБЫОЙК ТБЪЗПЧПТ У нЕЮЙЛПН Й УЧПЙ НЩУМЙ, УЧСЪБООЩЕ У ЬФЙН ТБЪЗПЧПТПН. оЕ ФП ЮФПВЩ ПОЙ РПЛБЪБМЙУШ ЕНХ ОЕРТБЧЙМШОЩНЙ ФЕРЕТШ, ФП ЕУФШ ОЕ ЧЩТБЦБЧЫЙНЙ ФПЗП, ЮФП РТПЙУИПДЙМП Ч ОЕН ОБ УБНПН ДЕМЕ, - ОЕФ, ПО ЮХЧУФЧПЧБМ, ЮФП ЬФП ВЩМЙ ДПЧПМШОП РТБЧЙМШОЩЕ, ХНОЩЕ, ЙОФЕТЕУОЩЕ НЩУМЙ, Й ЧУЕ-ФБЛЙ ПО ЙУРЩФЩЧБМ ФЕРЕТШ УНХФОПЕ ОЕДПЧПМШУФЧП, ЧУРПНЙОБС ЙИ. "дБ, С ПВЕЭБМ ЕНХ ДТХЗХА МПЫБДШ... оП ТБЪЧЕ Ч ЬФПН НПЦЕФ ВЩФШ ЮФП-ОЙВХДШ ОЕМБДОПЕ? оЕФ, С РПУФХРЙМ ВЩ ФБЛ Й УЕЗПДОС, - ЪОБЮЙФ, ФХФ ЧУЕ Ч РПТСДЛЕ... фБЛ Ч ЮЕН ЦЕ ДЕМП?.. б ДЕМП Ч ФПН..."

ЮФП Ц ФЩ ОЕ ХНЩЧБЕЫШУС? - УРТПУЙМ вБЛМБОПЧ, ЛПОЮЙЧ РПМПУЛБФШУС Й ДПЛТБУОБ ТБУФЙТБСУШ ЗТСЪОЩН РПМПФЕОГЕН. - иПМПДОБС ЧПДБ. иПТПЫП! "... б ДЕМП Ч ФПН, ЮФП С ВПМЕО Й У ЛБЦДЩН ДОЕН ЧУЕ ИХЦЕ ЧМБДЕА УПВПК", - РПДХНБМ мЕЧЙОУПО, УРХУЛБСУШ Л ЧПДЕ. хНЩЧЫЙУШ, РЕТЕРПСУБЧЫЙУШ Й ПЭХФЙЧ ОБ ВЕДТЕ РТЙЧЩЮОХА ФСЦЕУФШ НБХЪЕТБ, ПО РПЮХЧУФЧПЧБМ УЕВС ЧУЕ-ФБЛЙ ПФДПИОХЧЫЙН ЪБ ОПЮШ. "юФП УМХЮЙМПУШ У нЕФЕМЙГЕК?" ьФБ НЩУМШ ФЕРЕТШ ГЕМЙЛПН ПЧМБДЕМБ ЙН. мЕЧЙОУПО ОЙЛБЛ ОЕ НПЗ РТЕДУФБЧЙФШ УЕВЕ нЕФЕМЙГХ ОЕ ДЧЙЗБАЭЙНУС Й ЧППВЭЕ ОЕ ЦЙЧХЭЙН. пО ЧУЕЗДБ ЙУРЩФЩЧБМ Л ЬФПНХ ЮЕМПЧЕЛХ УНХФОПЕ ЧМЕЮЕОЙЕ Й ОЕ ТБЪ ЪБНЕЮБМ, ЮФП ЕНХ РТЙСФОП ВЩЧБЕФ ЕИБФШ ТСДПН У ОЙН, ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ ЙМЙ ДБЦЕ РТПУФП УНПФТЕФШ ОБ ОЕЗП. нЕФЕМЙГБ ОТБЧЙМУС ЕНХ ОЕ ЪБ ЛБЛЙЕ-МЙВП ЧЩДБАЭЙЕУС ПВЭЕУФЧЕООП-РПМЕЪОЩЕ ЛБЮЕУФЧБ, ЛПФПТЩИ Х ОЕЗП ВЩМП ОЕ ФБЛ ХЦ НОПЗП Й ЛПФПТЩЕ Ч ЗПТБЪДП ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ ВЩМЙ УЧПКУФЧЕООЩ УБНПНХ мЕЧЙОУПОХ, Б нЕФЕМЙГБ ОТБЧЙМУС ЕНХ ЪБ ФХ ОЕПВЩЛОПЧЕООХА ЖЙЪЙЮЕУЛХА ГЕРЛПУФШ, ЦЙЧПФОХА, ЦЙЪОЕООХА УЙМХ, ЛПФПТБС ВЙМБ Ч ОЕН ОЕЙУУСЛБЕНЩН ЛМАЮПН Й ЛПФПТПК УБНПНХ мЕЧЙОУПОХ ФБЛ ОЕ ИЧБФБМП. лПЗДБ ПО ЧЙДЕМ РЕТЕД УПВПК ЕЗП ВЩУФТХА, ЧУЕЗДБ ЗПФПЧХА Л ДЕКУФЧЙА ЖЙЗХТХ ЙМЙ ЪОБМ, ЮФП нЕФЕМЙГБ ОБИПДЙФУС ЗДЕ-ФП ФХФ, ТСДПН, ПО ОЕЧПМШОП ЪБВЩЧБМ П УПВУФЧЕООПК ЖЙЪЙЮЕУЛПК УМБВПУФЙ, Й ЕНХ ЛБЪБМПУШ, ЮФП ПО НПЦЕФ ВЩФШ ФБЛЙН ЦЕ ЛТЕРЛЙН Й ОЕХФПНЙНЩН, ЛБЛ нЕФЕМЙГБ. чФБКОЕ ПО ДБЦЕ ЗПТДЙМУС ФЕН, ЮФП ХРТБЧМСЕФ ФБЛЙН ЮЕМПЧЕЛПН. нЩУМШ П ФПН, ЮФП нЕФЕМЙГБ НПЗ РПРБУФШ Ч ТХЛЙ ЧТБЗБ ОЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП УБН мЕЧЙОУПО ЧУЕ ВПМШЫЕ ХЛТЕРМСМУС Ч ОЕК, - РМПИП РТЙЧЙЧБМБУШ МАДСН. лБЦДЩК ЙУФПНЙЧЫЙКУС РБТФЙЪБО УФБТБФЕМШОП Й ВПСЪМЙЧП ЗОБМ ЕЕ ПФ УЕВС, ЛБЛ УБНХА РПУМЕДОАА НЩУМШ, УХМЙЧЫХА ПДОЙ ОЕУЮБУФШС Й УФТБДБОШС, Б РПФПНХ, ПЮЕЧЙДОП, УПЧЕТЫЕООП ОЕЧПЪНПЦОХА. оБПВПТПФ, РТЕДРПМПЦЕОЙЕ ДОЕЧБМШОПЗП, ЮФП ЧЪЧПДОЩК "ОБЦТБМУС Й ДТЩИОЕФ ЗДЕ-ФП Ч ЙЪВЕ" - ЛБЛ ОЙ ОЕРПИПЦЕ ЬФП ВЩМП ОБ ВЩУФТПЗП Й ЙУРПМОЙФЕМШОПЗП нЕФЕМЙГХ, - ЧУЕ ВПМШЫЕ УПВЙТБМП УФПТПООЙЛПЧ. нОПЗЙЕ ПФЛТЩФП ТПРФБМЙ ОБ "РПДМПУФШ Й ОЕУПЪОБОЙЕ" нЕФЕМЙГЩ Й ОБДПЕДБМЙ мЕЧЙОУПОХ У ФТЕВПЧБОЙЕН ОЕНЕДМЕООП ЧЩУФХРЙФШ ЕНХ ОБЧУФТЕЮХ. й ЛПЗДБ мЕЧЙОУПО, У ПУПВПК ФЭБФЕМШОПУФША ЧЩРПМОЙЧ ЧУЕ ВХДОЙЮОЩЕ ДЕМБ, Ч ЮБУФОПУФЙ РЕТЕНЕОЙЧ нЕЮЙЛХ МПЫБДШ, ПФДБМ ОБЛПОЕГ РТЙЛБЪ ЧЩУФХРБФШ, - Ч ПФТСДЕ ОБУФХРЙМП ФБЛПЕ МЙЛПЧБОЙЕ, ФПЮОП У ЬФЙН РТЙЛБЪПН ОБ УБНПН ДЕМЕ ЛПОЮЙМЙУШ ЧУСЛЙЕ ВЕДЩ Й НЩФБТУФЧБ. пОЙ РТПЕИБМЙ ЮБУ Й ДТХЗПК, Б ЧЪЧПДОЩК У МЙИЙН Й УНПМЙУФЩН ЮХВПН ЧУЕ ОЕ РПЛБЪЩЧБМУС ОБ ФТПРЕ. пОЙ РТПЕИБМЙ ЕЭЕ УФПМШЛП ЦЕ, Б ЧЪЧПДОПЗП ЧУЕ ОЕ ВЩМП. й ХЦЕ ОЕ ФПМШЛП мЕЧЙОУПО, ОП ДБЦЕ УБНЩЕ ПФЯСЧМЕООЩЕ ЪБЧЙУФОЙЛЙ Й ИХМЙФЕМЙ нЕФЕМЙГЩ УФБМЙ УПНОЕЧБФШУС Ч УЮБУФМЙЧПН ЙУИПДЕ ЕЗП РПЕЪДЛЙ. л ФБЕЦОПК ПРХЫЛЕ ПФТСД РПДИПДЙМ Ч УХТПЧПН Й ЪОБЮЙФЕМШОПН НПМЮБОЙЙ.

1. Междометие выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Ахти , ребята, вор! (Кр.); Эй , завяжи на память узелок! (Гр.); Увы , на разные забавы я много жизни погубил! (П.); А , не до слов теперь! (Г.); Браво , Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Гонч.); У , какие страсти! (Даль); Эге , да это я совсем не туда попал! (Т.); Чу , сверчок за печкой затрещал (С.‑Щ.); « Батюшки , задавили», — послышался женский голос (Л. Т.); Эх , да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Ш.); Ушица, ей-же-ей , на славу сварена (Кр.); Жизнь, увы , не вечный дар! (П.); Нет уж, дудки , ваша милость! (Ерш.); Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.); Вон та, средняя, ух, прытка в работе (Вс, Ив.).

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак . Если междометие стоит в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине — то со строчной: Тьфу! Оплошал… (Гр.); Караул! Лови, лови, да дави его, дави (П.); Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить (Г.); «У! Баловень!» — тихо ворчит нянька (Гонч.); А! Была не была! (Т.); Ну, ну! Не выдай, конь! (Н.); Подаю в отставку. Баста! Пять лет всё раздумывал и наконец решил (Ч.); Батюшки! Что у тебя с рожей-то? (М. Г.); Ага! Держитесь, теперь мы будем вас ругать! (Аж.); А ныне, ах! за весь его любовный жар готовится ему несносный столь удар (Кр.); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! уже нет (Г.); Марья, знаешь, щедровита, да работать, ух! сердита! (Н.)

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц — нет. Ср.:

О, это была бы райская жизнь!.. (Г.)

О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? (П.)

Ну, давай плясать! (Остр.) Ну как не порадеть родному человечку! (Гр.)

«Ой, кто это?» — испуганно воскликнула Дуся. (Лапт.)

Ой ты гой еси, Волга, мать родная! (П.)

Ах, какие это были ночи! (Гарш.)

Ах ты, обжора! (Кр.)

Примечание. При разграничении подобных случаев учитывается значение и употребление частиц:

1) частица о употребляется при риторическом обращении и запятой не отделяется: О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан! (Кр.); также перед словами да и нет: О да, конечно; О нет, ни в коем случае;

2) частица ах, стоящая перед личным местоимением ты или вы, за которым следует обращение, запятой не отделяется: Ах ты, мерзкое стекло! (П.); Ах ты, степь моя, степь привольная! (К.) Также в сочетании ах да, употребляемом при неожиданном воспоминании о чем-либо упущенном: «Ах да! — вдруг хлопнул себя по лбу Свежевский, — я вот болтаю, а самое важное позабыл вам сказать» (Купр.);

3) частица ну употребляется в усилительном значении и запятой не отделяется: Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! (Гр.); часто в сочетании с что за, с частицами и, уж или с да: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.); Ну и гроза! Давно уж такой не бывало (Реш.); Ну уж и женщины-то ваши хороши (Остр.); « Ну да ! Тебя Гнедко сбросит!» — говорит пренебрежительно Зина (Г.‑М.); ср. также: Ну зачем так резко?; Ну что за вопрос!; Ну пускай я не прав; Ну как, всё в порядке?; Ну что тут скажешь?; Ну скажи!; Ну как вам мне это объяснить?; Вы пришли ну , скажем, в фотоателье; Ну так и жди сюрприза; Ну вот и всё; Ну что вы?; Ну нет; Ну почему нет?; Ну а он? Ну и жара выдалась!; Дайте ну хотя бы эту книгу!; Без него ну просто не справиться с этой работой; Наталья и сама понимала, что только с богиней можно сравнить её, ну с Дианой (А. Т.; в значении ‘допустим; положим’).

4. Внутри цельных сочетаний ай да, ах и, ах вы, ах он, ах ты, ох эти, ух и, ух ты, эй и, эх и, эх ты и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы , запятая не ставится: Ай да мёд! (П.); Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А. Т.); Ах ты жестокий!; Ах он змея!; Ах ты грех какой!; Ах они плуты прожжённые!; Ох эти сплетницы!; Ох и печёт сегодня!; Ух и вино!; Эх и рассердился!; Эх эти шалунишки! В подобных случаях эмоции выражаются не только междометием, но и интонацией: Ух бедная!; Ух что сделано!; Прораб наш — эх башка!

Указанные междометия входят как составной элемент в предложения с повторяющимися словами: Хорошо здесь, ах хорошо!; Трудно ему было сначала, ох трудно !; Тонкий расчёт у командира, эх тонкий!; Нудный ты, ух нудный !; Достанется тебе от матери, ух достанется!, Хочется мне тебе всыпать, ой хочется !

Не разделяются запятой конструкции с междометиями эк, эка: Эк его разобрало! (Г.); Эк ты храпишь, за две комнаты слышно (Гонч.); Эк на вас погибели нет (Т.); Эк ты напугал меня (М.‑С.); Эка раненых-то валится, господи! (Гарш.)

5. Междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях ‘очень’, ‘весьма’, ‘замечательный’, ‘изумительный’, ‘ужасный’), запятой не отделяются: Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (С.‑Щ.); Отстал я от хороших людей, ах как отстал! (Ч.); Самонадеянности море ох как не любит (Соб.); Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Усп.); …Подчас в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка (Г.); Мы могли бы получить ой какие увечья (Бедн.).

6. Выделяются запятыми междометные выражения слава Богу, чёрт возьми, чёрт дери и т. п.: До сих пор, благодарение Богу , подбирались к другим городам (Г.).

Сочетание слава Богу выделяется запятыми, если употреблено для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо: Он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел (П.); …Нынче, слава богу, смирнее, а бывало, на сто шагов отойдёшь, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит (Л.); Слава богу, хоть с этой стороны меня поняли (Ч.).

В значении же ‘хорошо; благополучно’ или ‘в хорошем состоянии’ сочетание слава Богу выполняет роль сказуемого и запятыми не отделяется: Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений, что дома всё слава богу (Пол.); Но старик не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том, что делиться он не даст, пока жив, что дом у него слава богу, а разделить — все по миру пойдут (Л. Т.).

Сочетания чёрт возьми, чёрт дери выделяются запятыми: Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит, — на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! (Л.); Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! (Л. Т.); А я ведь рад, что тебя встретил, чёрт те дери! (М. Г.); Тут ещё на грех рана на бедре открылась, чёрт бы её драл (Перв.).

Но выражения чёрт знает, чёрт дёрнул запятыми не выделяются: Чёрт знает на что расходовался ум воспитанника! (Пом.); Врачи там написали обо мне чёрт знает что (Н. О.); Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать! (Л.); Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать! (Буб.)

7. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова выделяются запятыми или отделяются восклицательным знаком: Только, чур, не перебивать (Пом.); У всех повыспрошу; однако, чур, секрет (Гр.); Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (Гр.); «Цып, цып, ти, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гонч.); Цыц! Не смей этим шутить! (Леск.)

Онлайн справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию

Справочник по правописанию и литературной правке
Розенталь Д.Э.

§ 102. Междометие

1. Междометия отделяются или выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации, например: Ох, пошлите за доктором! (Тургенев); Эй, себя сгубите, не потакайте Фоме! (Достоевский); Чу, сверчок за печкой затрещал... чу, вздохнул кто-то (Салтыков-Щедрин); Жизнь, увы, не вечный дар! (Пушкин); Мы дело кончим полюбовно, но только, чур, не плутовать (Лермонтов); Ну, тащися, сивка, пашней-десятиной (Кольцов).

Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения), например: Ага! Сам сознаешься, что ты глуп (Пушкин) (о прописной букве, с которой в подобных случаях пишется следующее за междометием слово, см. § 12, п. 2); Эй! Садись ко мне, дружок (Некрасов); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет (Гоголь); У всех повыспрошу; однако, чур! секрет (Грибоедов).

Примечание 1. Частицы о, ну, ах и др., употребляемые для выражения усилительного оттенка, в отличие от междометий запятыми не отделяются:

1.а) частица о чаще всего употребляется при восклицательном обращении (см. § 101, п. 2) и перед словами да и нет (см. § 103, п. 1) например: Как хорошо ты, о море ночное! (Тютчев); О нет, мой младенец, ослышался ты (Жуковский);

1.б) частица ах обычно употребляется перед личными местоимениями ты и вы , за которыми следует обращение, например: Ах ты, обжора! (Крылов); Ах ты, мерзкое стекло! (Пушкин); Ах ты, степь моя, степь широкая! (Кольцов). Ср. также: Ах да, вспомнил наш вчерашний разговор;

1.в) частица ну употребляется с усилительным значением, например: Ну как не порадеть родному человечку! (Грибоедов); Ну что за шейка, что за глазки! (Крылов); Ну и жара выдалась! Ну нет, так не пойдет; Дайте ну хотя бы эту книгу.

Примечание 2. Внутри цельных сочетаний ох (ух, ой) как (какой) (в значении «очень, весьма, страшно», «замечательный, изумительный, ужасный»), а также цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти, эк его и т.п. запятая не ставится, например: ...Подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка (Гоголь); Самонадеянности море ох как не любит! (Л. Соболев); Мы могли бы получить ой какие увечья (Д. Бедный); Это, брат, ух как горько и ух как подло (Гл. Успенский); Ах ты жестокий! Ах он лиса! Ах они плуты прожженные! Ох эти сплетницы! Эх эти шалунишки! Эх и пляски! Ух и лошадь! Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (Л. Толстой); Ай да молодец мичман! (Станюкович); Эк его разобрало! (Гоголь); Эк ты напугал меня... (Мамин-Сибиряк). Ср. в предложениях с повторяющимися словами: Тяжко ему, ох тяжко! Достанется тебе на орехи, ух достанется! Хочется его подразнить, ой хочется! Приятно на солнышке, ах приятно!

2. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова отделяются запятой или восклицательным знаком, например: Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (Грибоедов); Стоп, машина! (Чехов). – Цып, цып, ти, ти! Гуль, гуль, гуль! – ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гончаров).

3. Отделяются или выделяются запятыми некоторые междометные выражения, например: Слава Богу, этого не случилось; До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам (Гоголь). Но выражение черт знает: 1) в значении «неизвестно» и 2) о чем-либо очень плохом или, наоборот, хорошем – запятыми не отделяется и не выделяется, например: Я сегодня черт знает сколько выпил (Куприн); Врачи там написали обо мне черт знает что (Н. Островский); Черт знает до чего хороши эти цветы!

Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая в предложении: "Надо же какая точность!" Почему? Заранее спасибо.
_Надо же_ -- междометие , обособляется: _Надо же, какая точность!_
Вопрос № 233185
Здравствуйте!Скажите,пожалуйста, какой частью речи является слово прощайте в таком предложении: "Прощайте, друзья". Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду "до свидания", то это междометие .
Вопрос № 232935
Какой частью речи является слово «фуф»? (Пример употребления: Ираклий Андроников «Личная собственность»)

Ответ справочной службы русского языка

Это междометие .
Вопрос № 231733
Добрый день! Подскажите, "здравствуйте" - это какая часть речи? Спасибо за ответ Татьяна

Ответ справочной службы русского языка

Исторически - глагол. Но сейчас употребляется как частица и междометие .
Вопрос № 231562
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему надо ставить/ не ставить запятую в реплике "ну-ну, посмотрим"? Я уверена, что надо, но не могу найти четкого правила на эту тему. "Ну-ну" - это междометие , а междометие всегда отделяется от предложения, так? Спасибо большое.

Ответ справочной службы русского языка

Да, это междометие , обособляется: _Ну-ну, посмотрим_.
Вопрос № 230261
Подскажите, пожалуйста, в каких случаях употребляют "чего" как форму местоимения "что"? Это уже семейная проблема! =))) Супруга постоянно одергивает меня при употреблении "чего", заменяя его на "что".

Ответ справочной службы русского языка

Если Вы имеете в виду междометие _чего_ (возглас «Чего?»), то такое употребление -- просторечие, его лучше не употреблять, заменить на литературное _что_. Местоимение _что_ может употребляться в форме родительного падежа (_чего_) при таких глаголах, как _ждать, хотеть (Чего ты ждешь? Я знаю, чего хочу), при глаголах с отрицанием (Чего я не знаю? Он видел то, чего я не видела)_.
Вопрос № 228395
Возник спор по написанию предложения "А ну покажи концерт". Мне доказывают, что "Ану" нужно писать вместе. Подскажите, пожалуйста, как писать правильно и каким правилом нужно пользоваться. Заранее благодарен.

Ответ справочной службы русского языка

Междометие _а ну_ пишется в два слова: _А ну, покажи концерт!_
Вопрос № 227625
1.Имя существительное.Значение и грамматические признаки. 2.Имя числительное.Значение и граматические признаки.Количественные,порядковые числительные. 3.Имя прилагательное.Значение и граматические признаки. 4.Местоимение.Разряды местоимений по значению. 5.Глагол.Значение и граматические признаки. 6.Наречие.Степени сравнения наречия. 7.Служебные части речи.Предлог.Союз.Частица.Междометие . 8.Лексичкское значение слова.Однозначные и многозначные слова. 9.Состав слова.Основа и окончание.Корень слова.Суффикс.Приставка. 10.Простое предложение.Виды простых предложений.

Ответ справочной службы русского языка

См. http://learning-russian.gramota.ru/ [учебник Е. И. Литневской].
Вопрос № 227441
Здравствуйте, скажите пожалуйста, нужно ли выделять запятой междометие - чур- в предложениях: Чур, не я! или Чур, злоупотреблять!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно с запятой.
Вопрос № 227425
Нужна ли запятая после ЭВА (это частица или междометие ?): Эва как развернулась всенародная подготовка к долгожданному празднику!

Ответ справочной службы русского языка

_Эва_ здесь – частица, обособление не требуется.
Вопрос № 226516
Простите, неточно задала вопрос. Переформулирую: возможна ли ситуация, когда вводное слово "однако", стоящее в начале предложения, не является междометие м, но его можно выделить запятой? Упорно хочется поставить запятую в таком, например, предложении: "Однако(,) некоторые юрисдикции позволяют работникам претендовать на освобождение от обязанности выполнять поставленные условия под тем предлогом, что их религиозные убеждения или верования запрещают им поддерживать профсоюз". Правило говорит об отсутствии запятой, но длина предложения и предшествующая ему сложная аргументация заставляют при прочтении вслух выделять вводное слово интонацией - неужели это не отражается на письме? Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно справочникам, слово _однако_ в начале предложения не является вводным, имеет значение противительного союза и не выделяется запятыми.
Вопрос № 225656
Как отличить друг от друга частицу ну и междометие ну. После частицы ну не ставится запятая, а после междометия всегда ставится, но в тексте очень трудно их различить. Подскажите, как легче это сделать. Спасибо за своевременный ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 223005
Уважаемое Справочное бюро! Два вопроса. 1. По правилу, вводные слова не отделяются от союзов, стоящих в начале предложения ("И действительно, ..."). А как быть, если в начале предложения перед вводным словом стоит междометие : "Ну(...) словом, мы встретились"? Не могу найти примеров. 2. Нужна ли запятая: "Ведь(…) поскольку он не хочет …, я тоже не должен …". Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вводные слова не отделяются запятой от союзов, если вводные слова нельзя изъять или переместить. То же правило действует и в отношении стоящих рядом вводных слов и частиц. В справочнике Д. Э. Розенталя можно найти такой пример: _Так, значит, вы сегодня не можете прийти?_
Вопрос № 222588
Добрый день. Скжаите, пожалуйста, в каких случаях "ну" является частицей, а в каких междометие м. То есть в каких случаях отделяется запятой, а в каких нет. Пример: ну это твои проблемы. Следует ли здесь поставить запятую? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 215946
Какая часть речи слово "здравствуйте"

Ответ справочной службы русского языка

Междометие .


Статьи по теме: