Казанская когда празднуется. июля – летний праздник Казанской иконы Богородицы. Сооружение церкви и девичьего монастыря

Икона Божьей Матери «Казанской» – поистине знаменита, чудотворна, каждый православный христианин ценит ее и почитает. Эта древнейшая русская святыня есть практически в каждом доме.

С древних времен к Покровительнице обращался как простой народ, так цари и князья. Она, согласно поверьям, дарует людям здоровье, лечит от самых страшных хворей, а также возвращает утраченные зрение, слух. Заступница творит дивные вещи, которые можно с уверенностью назвать чудесами, поэтому веряне приходят к ней, когда одолевают беды, трудности. Как правильно читать молитвы с прошениями Казанской иконе Божией Матери и какое значение она имеет, отчего оберегает?

Появления чудотворной святыни

Икона Казанской Божьей Матери обнаружена после масштабного пожара в Казани, который полыхал и сжег все до пепла в 1579 году. Богородица приснилась маленькой девочке по имени Матрона, дочери стрельца Даниила Онучина. Она велела пойти на пожарище, чтобы найти святыню на сгоревших руинах. Однако первый раз ребенку никто не поверил. Когда сновидения начали повторяться каждую ночь, то родители Матроны все же решились пойти в указанное место. Селяне действительно нашли на пожарище икону Святой. К удивлению людей, краски на ней были свежими, яркими, будто она только написана. Икона сразу же исцелила двух слепых старцев – Иосифа и Никиту. Они только прикоснулись к ней, как им было даровано зрение. Тогда сельчане поверили в ее целительную силу.

Там, где нашли святыню, люди возвели женский монастырь, а саму находку перевезли на территорию казанского Успенского собора. В 1904 году святой лик украли вандалы из-за драгоценного обрамления. Дальнейшая судьба иконы неизвестна, предположительно, ее сожгли. На сегодня сохранились только копии Святого образа. Но их сила ничуть не меньше, чем у первоисточника.

На Казанской иконе Богомладенец изображен слева от руки матери. Он благословляет каждого православного, так как его правая рука застыла в воздухе, а два перста скрещены – это главный признак прощения, а также одобрения.

Самая ранняя икона Божьей Матери датирована 1606 годом. Она хранится в московской Третьяковской галерее. Еще один образ, который очень почитают верующие, находится в домовом храме при резиденции Московского Патриарха. Его передала Римская Католическая церковь даром Российской Православной Церкви, когда епархии перестали соперничать. Также святой лик, считающийся наиболее приближенным к древнему прообразу, имеется в санкт-петербургском Князь-Владимирском соборе.

Все православные христиане дважды в году отмечают божественный праздник в честь лика, 21 июля и 4 ноября. В эти дни церковь проводит службу с прочтением проповеди, а потом кондака.

Как помогает православным Казанская икона

Святой лик Божьей Матери дарует помощь всем без исключения православным христианам, которые пришли к ней с чистыми мыслями и открытым сердцем. Она благословляет, защищает тех, кто истинно верует и стремится обрести гармонию.

К иконе советуют обращаться в таких случаях:

    • За исцелением от болезней, как физических, так и духовных. Особенно помогает святая при проблемах со зрением и слухом, кожных заболеваниях, недугах внутренних органов. Также Божья Матерь исцеляет душу, наставляя на путь истинный. Она открывает глаза на духовное прозрение и вселяет веру.
    • За поддержкой в тяжелых жизненных ситуациях. Защитница показывает человеку, что каждому дан крест по его силам, и дает возможность преодолеть преграды. Святая наставляет и утешает во время любой печали.
    • За заступничеством. Если помолиться перед ликом, то можно получить сильный оберег на долгое время.
    • За помощью в принятии решения. Божья Матерь – это путеводительница. Она всегда приходит на помощь, когда вопрос касается серьезного выбора. Уберегает верующего от совершения ошибок и напастей, которые могут негативно сказаться на жизни человека. Молитва у иконы указывает путь только к доброй, бескорыстной цели. Многие православные рассказывали, что когда оказывались на распутье и не знали как поступить, им во сне являлся святой лик. Он говорил, как избежать беды или исправить ее последствия. Богоматерь всегда дает наставления нуждающимся.

  • За защитой для воинов. Казанская Святая – главная покровительница солдат, защищающих родную землю. Она поможет тем, кто избавляет Родину от захватчиков и оккупантов. Молиться можно как о защите на поле боя, так и о здравии в тылу.
  • За сохранением в семье мира и лада. Икона Божьей Матери относится к женским оберегам. У нее замужние женщины просят содействия в семейной жизни. Образ в доме укрепляет семью, делает ее сильной перед проблемами, невзгодами; налаживает отношения, приносит благополучие.
  • За благословением. Издревле Заступница благословляла новобрачных перед свадьбой, а также считалась венчальной иконой. Перед вступлением в брак молодым следует помолиться перед иконой, попросить у нее счастливой, безбедной совместной жизни. Тогда в новой семье всегда будут водиться деньги, а молодожены не статут ссориться по пустякам. Кстати, есть примета, связанная с этой иконой. Если церемония свадьбы попадает на божественный праздник в честь лика, то жизнь семьи будет счастливой, а между супругами воцариться согласие и мир.
  • За здравие детей. Особенно благосклонна Казанская Богоматерь к детям. Она защищает их от печалей, помогает на жизненном пути. Чтобы к ребенку благосклонно относились высшие силы, он не болел, ему сопутствовала удача, родителям нужно постоянно молиться Заступнице.

Правила молитвы перед образом

Казанская Богоматерь слышит каждого православного христианина, который верит. Однако существуют негласные правила молитвы, которых необходимо придерживаться. Приводим их описание.

Не имеет значения, где читать молитву Заступнице: это можно делать как в храме, так и дома. Лучше всего попросить о помощи у иконы рано утром, сразу после пробуждения. Перед этим следует умыться чистой холодной водой, которая смывает дурные помыслы, наставляя на божественный лад. Обязательно необходимо настроиться на позитивные эмоции и волну смиренности. Выбросьте из головы все раздражающие и негативные мысли, помыслы должны быть чисты и ясны.

Перед ликом Святой зажгите церковные свечи, опуститесь на колени и произносите слова молитвы. Не важно, как это делать, главное, чтобы прошение шло от чистого сердца, искренне, с верой в светлое. Человек, говорящий слова, должен сам в них верить. После того как молитва прочтена, рекомендуется простым разговорным языком изложить свое прошение. Делать это стоит спокойно и осознано. Важно понимать, что Божья Матерь не выполнит просьбу, если в ней есть слова негатива или дурные мысли.

Нельзя не заметить, что чудодейственная благодать Пресвятой Богородицы открывалась только тогда, когда люди особенно нуждались в ее помощи, когда их посещали какие либо бедствия, или когда им угрожала известная опасность. При таких именно обстоятельствах совершилось чудесное явление иконы Божьей Матери в Казани.

Это явление относится к последнему периоду царствования Иоанна Васильевича Грозного, именно к 1579 году, когда Московским Митрополитом был Антоний, а Казанским архиепископом — Иеремия, через 25 лет после взятия Казани Царем Иоанном.

Художник Фиринат Халиков, Казань

Именно в то время казанские жители имели нужду в явлении чудодейственной силы. Так как город недавно был взят у неверных, то большая часть его еще населена была татарами, исповедавшими магометанскую веру.

Христиане, находившиеся здесь, нередко терпели от них преследования. Нужно было и первым показать святость и божественность христианской веры, и последним, живущим среди раздраженных татар, которые теперь особенно ненавидели русских, как своих победителей — подать помощь и утешение.

В это время казанцев постигло великое несчастье - 23 июля (по старому стилю) 1579 года здесь случился страшный пожар, который истребил значительную часть города. И вот в таких трудных обстоятельствах неусыпная заступница, всегдашняя помощница, благоволила одних утешить, другим же показать превосходство христианской веры.

Для этого она избрала явление своей чудотворной иконы. Произошло это так.

Видение Матроны

В Казани жил один стрелец по имени Даниил Анучин (или Онучин). Во время того самого пожара у него сгорел дом, находившийся близ церкви Николая Тульского. После такого несчастья он начал горевать и думал уже о постройке нового дома.

Неподалеку от места, где случился пожар, десятилетней его дочери Матроне в дивных видениях явилась Пресвятая Дева.² Она повелела ей идти в город и сказать архиепископу с воеводами, чтобы они пошли и взяли из недр земных ее икону. При этом Богородица указала и место, где сокрыт ее образ.

Девица сначала по своему неразумию боялась открыть градоначальникам свое видение и волю Пресвятой Девы. Только через некоторое время сказала об этом своей матери, которая, впрочем, оставила рассказ без внимания.

После этого снова явилась девице та же самая икона Пресвятой девы и повелела ей непременно, без всякого сомнения, рассказать о видении. Девица несколько раз говорила своей матери о явлении иконы, но, как и прежде, мать не обращала внимания на слова малолетней дочери.

Однажды упомянутой девице пришлось остаться одной в своем доме. Около полудня она уснула в своей комнате, вдруг очутилась посреди своего двора и увидела здесь икону Пресвятой Богородицы в страшном огненном виде.

Икона испускала от себя огненные лучи, так что казалась объятой пламенем от яркого сияния этих лучей. Пораженная таким необычайным явлением, девица пришла еще в больший страх, когда услышала от иконы грозный голос, говоривший ей: «Если ты не расскажешь никому, о чем я тебе говорила, то есть, чтобы взяли из земли икону мою, то я явлюсь в другом месте, а ты умрешь несчастно».

После сего страшного видения девица так испугалась, что упала на землю и несколько часов лежала как мертвая. Придя в себя, она рассказала матери обо всем, что говорила ей Пресвятая Дева, указала и самое место, где находится икона, а потом настоятельно стала убеждать свою мать, чтобы та непременно шла в город и рассказала людям о явлении ей иконы Пресвятой Богородицы.

После этого мать тотчас отправилась к воеводам вместе с дочерью и велела ей рассказать им обо всем. Дочь рассказала, но градоначальники не обратили должного внимания на слова неопытной еще девицы, - по неверию ли, или по пренебрежению к простым людям.

…Увидав, что их словам не верят, мать заплакала, и пошла к архиепископу. Пересказала ему все, указала место, о котором открыто было дочери и просила взять из земли Святую икону. Но тот, как и градоначальники, не поверил ей и отослал ее ни с чем. Это было 8-го июля в 7-м часу утра.

Поиск иконы

Казанская икона Божией Матери с изображением истории обретения чудотворной иконы

Встретив такой неуспех, и между тем боясь гнева Царицы Небесной, мать девицы в 12-м часу того же дня сама взяла заступ, пошла в указанное дочерью место, и начала копать землю. Копала довольно долго, и все не находила сокровища.

Увидев это, другие не могли сначала понять, для какой цели эта жена так усердно разрывает землю. Потом, когда им рассказали все, они сами взялись за заступы и также принялись копать - взрыли все место, а иконы не могли найти.

Казанская икона Божьей Матери

Наконец сама девица, которой было видение, начала копать на месте, где была печь сгоревшего дома. Когда таким образом вырыто было углубление аршина на полтора, как вдруг явилась чудотворная икона Одигитрии (путеводительницы) с предвечным Младенцем Иисусом Христом.

Она завернута была в ветхий рукав одежды, сделанной из сукна вишневого цвета. Несмотря на такую плохую защиту от сырости, Икона сияла чудными светом, как будто недавно была написана и никогда не лежала в земле.

Девица, взяв со страхом и радостным трепетом Пресвятую Икону, поставила ее на месте, на котором и нашла. Жители города, услышав об этом, сошлись во множестве, взывая со слезами: Владычице спаси нас!

Крестный ход

После этого известили высших лиц в городе. Архиепископ теперь тотчас же, с крестным ходом, со всем освященным собором, в сопровождении начальников города и многочисленного народа, пошел к тому месту, где найдена Святая икона.

Увидев икону, сияющую дивным светом, все пришли в восторг и недоумение от того, что никогда не видывали иконы, так превосходно написанной. Радость и страх попеременно волновали души старейшин города при мысли о том, что они незадолго пред этими не поверили словам матери и дочери.

С многочисленным сошедшимся народом они падали на колена пред чудной иконой, прося милости у Пресвятой Владычицы Богородицы и прощения за свое неверие. Между тем народ стекался более и более, и все, видя дивное чудо, воссылали хвалу Богу и Богородице.

Церковь Николы (Николая) Тульского, Казань

Неподалеку от того места, где обретена святая икона, находилась церковь Николая Тульского (в настоящее время церковь разрушается). В эту церковь архипастырь повелел перенести новоявленную икону вместе с прочими образами и крестами.

Отслужив здесь молебен Пресвятой Богородице, архипастырь, сопровождаемый местными властями и множеством народа, понес обретенную икону с крестным ходом в город. Все стремились к святой иконе, наперерыв один перед другим стараясь прикоснуться к ней.

Чудодейственное исцеление незрячих

Всеобщая радость и благоговение к пресвятой иконе еще более увеличились, когда увидели новую милость, которую Пресвятая Дева явила от своей иконы одному больному (по имени Иосиф). Он был слеп уже три года и теперь чудодейственно исцелился.

Икону поставили в соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с молебным пением. Здесь от иконы совершилось новое чудо: Владычица исцелила человека «именем Никита, который был болен так же глазами».

На следующий день архипастырь в соборной церкви служил литургию, а народ, благодаря Пресвятую Деву за великие милости, приносил посильные дары на украшение ее новоявленного образа.

Сооружение церкви и девичьего монастыря

Через некоторое время сделали список с чудотворной иконы и отправили его царю Иоанну Васильевичу вместе с описанием ее явления и чудес. Получив список, он удивлялся изящному написанию иконы, и повелел построить деревянную церковь во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы на том самом месте, где обретена честная икона.

Он повелел также устроить женский монастырь, послав на сооружение его значительный дар от своих царских сокровищ, и определив выдавать деньги на содержание клира, игуменьи и 40 монахинь.

Впоследствии узнали, что обретенный образ Пресвятой Девы есть точный список с того самого чудотворного образа, который вывезен был из Иерусалима в Константинополь супругой греческого царя Феофида Евдокией. Полагают, что в Казань он привезен каким-нибудь татарином, принявшим православие¹ .

По другой версии, существует свидетельство одного из летописцев о некой девице, которая была «пленена одним из казанских мурз, привезена в Казань, где, не желая осложнений, якобы зарыла икону в землю…» (Н.Чугреева, известный специалист в области иконографии, интервью).

Казанский Богородицкий женский монастырь — первоначальный вид

Когда выстроены были церковь и монастырь, архипастырь с крестным ходом перенес сюда новоявленную икону Божией Матери. Первыми приняли пострижение в новой обители отроковица Матрона вместе со своей матерью.

Летняя Казанская, Прокопы летние — народные обычаи и приметы

Явление чудотворной Казанской иконы Божьей Матери церковь празднует 8 (21) июля. Праздник очень почитаем народом, причем во многих селениях празднование летней и зимней Казанской продолжается по несколько дней.

Маковский А.В. Жницы

В северных губерниях считают день Казанской Божией Матери началом покоса, в губерниях более южных началом уборки озимых хлебов.

  • Коли на Казанскую (на летние Прокопы) черника поспевает, то поспела и рожь.
  • Прокопий жнец, Прокопий жатвенник - зажинают рожь.

В Смоленской губернии перед началом уборки делают «зажин ржи»: женщины, отправляясь жать, берут с собой вареные яйца, хлеб, соль и сало; нажавши несколько снопов, отделяют первый сноп особо и начинают есть принесенное кушанье; приступая к зажину первого снопа, приговаривают: «стань, мой сноп, на тысячу коп».

Первый сноп относится в дом, ставится под образами и во время молотьбы первый же сажается на овин. Когда жать остается уже немного, то в недожатом месте зарывают в землю ломоть хлеба с солью, завернутый в чистую тряпку; место это обступают кругом и дожинают его общими силами.

По окончании жатвы, собираются среди поля, вьют из жита венок и, украсив им одну из жниц, катаются по ниве, приговаривая: «Нивка, нивка, отдай мою силку, што я цебе жала, силку роняла». Затем с песнями возвращаются домой.

У нас считают, что с этого времени, вместе с уборкой, начинаются и самые сильные летние жары, причем эта примета почти совпадает, если принять во внимание разницу в стилях, с немецкими «собачьими» днями.

Довольно малопонятно следующее поверье про «червеца», существующее в западных и замосковных губерниях, и про которое рассказывает Сахаров:

  • В день Казанской весь червец собирается под один куст (Западн. губ.).
  • В день Казанской камаха (червец) лежит в одном месте под кустом (Замосковн. губ.).
  • Найти камаху-счастье на весь год.

По Сахарову, в этот день, согласно поверью крестьян, является сама собою камаха, краска червец (насекомое Coccus). Они думают, что камаха заносится ветрами на наши поля из теплых стран, свивается в клубок, и первому счастливцу, который ей встретится, подкатывается под ноги.

Находка камахи предвещает благополучие на целый год. В старину бывали страстные охотники отыскивать камаху. Неудачные искатели говорят, что она достается только тому, кому написано на роду такое счастье.

Поляки опасаются дождя в этот день:

  • Zle па Prokopa, jak zmoknie кора (Беда коли Прокоп смочит сноп).
  • На Прокопа поспевает морковь и ранняя груша: Swiety Prokop marchwi ukop (На Св. Прокопа копай морковь).

¹ Здесь явная путаница, ибо женой Феофила в IX веке была Феодора, либо подразумевался другой Феофил, из Антиохии (IV век, Сирия), который, по преданию, получил образ, писанный св. Апостолом Лукой, Евангелие и книгу Деяний Апостольских после того, как принял веру Христову. (Георгий Александрович Мюллер, «Памяти древнего списка, похищенного из Казани в июне 1904 года»)

² По данным Дмитрия Хафизова, кандидата исторических наук, занимавшегося исследованиями Казанской иконы, девочка не была дочерью Онучина, виновника пожара 1759 года. Ее отец был и в самом деле стрелец, но фамилия его не известна.

Литература:

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Казанской, СПб, 1861
С. Монастырский. Иллюстрированный спутник по Волге, Казань, 1884 г.
А. С. Ермолов. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах, СПб, 1901 г.
(адаптация сайт)

Тайна явленного Образа

Где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы?

От редакции: особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани.

В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Таинственная старушка

Несколько лет назад, во время престольного праздника в старообрядческом храме после службы, крестного хода и праздничной трапезы подошла к одному из приезжих зарубежных архиереев скромная старушка. Она протянула открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и радостно сказала:

— Вы не были раньше в Казани и не видели настоящую явленную Казанскую икону? Пойдемте! Я знаю, где она находится сейчас! Я вам ее покажу!

Не то Владыка плохо понял, не то сильно торопился по другим делам, но он улыбнулся учтиво и прошел мимо. Старушка грустно двигалась вдоль изгороди у храма, поставила открытку с образом на щербатые кирпичи. Люди быстро разошлись. Чудесный лик на маленькой открытке едва заметно улыбался.

Великое множество списков

Если в столице Татарстана спросить, где находится известная Казанская икона, каждый человек ответит по-разному: в том месте она, или в этом. Если последовательно обойти все указанные храмы Казани, то действительно, в каждом можно обнаружить свой чудотворный лик Богородицы. Все иконы — древнего письма, находятся в богатых киотах, умилительные и благообразные с виду. Люди обращаются к Казанским иконам Богородицы чаще, чем к другим. И всем Царица Небесная помогает. У каждой иконы висят золотые кольца и предметы — свидетельства благодарных людей, что их молитвы услышаны Богом.

Казанская икона Богородицы — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку.

В чем же ценность оригинальной иконы, почему наши предки так благоговейно чтили и берегли его?

Утрата явленной иконы

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.

Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей… »

Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи.

«Ватиканская» икона

Многие люди сомневались, что чудесный лик был уничтожен. Скорее всего, вор Чайкин продал его. Ведь он не мог не понимать, что сам образ стоит гораздо дороже любого оклада. Спустя почти век после похищения Казанской иконы в Россию вернулся образ, который многие люди считали тем самым явленным ликом, украденным в 1904 году. Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, совершив кругосветное путешествие.

В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. В одном из материалов Казанского епархиального управления был подробно описан «путь иконы домой »:

«В 1928 году старинный список выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового “хозяина”, им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.

В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем “Черная Богородица замка Фарлей”.

К иконе стали приходить православные верующие, в основном — русские из первой волны эмиграции. Одни эмигранты убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие утверждали, что видели ее в столице Российской империи Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся».

Экспертом в 1954 году выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета. Был проведен сравнительный анализ трех Казанских Богородичных икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, и сделан вывод: «Образ Казанской иконы Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере… Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы... Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси ».

Казанская икона, как мы знаем, особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году народное ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, там был первообраз иконы. Именно в память этих событий установлен . После победы для Небесной Защитницы был отстроен Казанский собор на Красной площади. В нем хранился список с явленного в Казани Богородичного образа. Россияне навсегда полюбили этот чудотворный лик.

Но и эта икона оказалась похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. На этот раз никто не нашел ни похитителей, ни свидетелей преступления. Выходит, что та икона, которая появилась в Англии, могла быть как Казанским, так и Московским образом. Или разные грабители продали за границей несколько чудотворных икон.

Трудно понять, где хранился явленный образ — в Казани, в Москве или в Санкт-Петербурге. Еще труднее разобраться, что за образ в 1962 году прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи. Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. ...икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником »

Выкупленная католиками Казанская икона 21 июля 1970 года, в праздник обретения образа девой Матроной, была передана в церковь Святой Фатимы. Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.

Впервые о том, что Казанская икона хранится у папы, ватиканские чиновники официально заявили лишь через семь лет. Вскоре в Рим приехала делегация из Казани. Кульминацией встречи стала аудиенция мэра татарской столицы Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.

В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой.

28 августа 2004 года, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

В 2005 году, во время тысячелетнего юбилея Казани, все верующие России праздновали возвращение Казанской Иконы Божией Матери «домой». Я снимала документальный фильм о каждом этапе этого чудесного события. На улицах города в эти памятные дни можно было встретить и православных, и католиков, и сестер из Фатимы, и местных мусульман, и атеистов.

Очень многим хотелось верить, что первообраз жив и находился в Ватикане. Все надеялись, как и предсказывалось, что с момента возвращения чудотворного лика начнется возрождение России. Но явленный образ не вернулся «домой». Произошел своеобразный подлог. Икона не соответствовала старинным описаниям. Совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Люди не придали этому значения. Паломники приезжают в Казань, чтобы с трепетом приложиться к Казанской иконе… точнее к «Ватиканскому списку ».

«Одигитрия» — значит «путеводительница»

Тайна снова осталась Тайной.

Улыбка Богоматери на таинственной открытке каждый раз обретала особенный смысл. Казалось иногда, что Богородица не улыбается вовсе, а иногда — просто сияет от счастья. Богородица здесь как живая. Как не вспомнить описания Образов, сотворенных евангелистом Лукой. Они считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи, стирая границы между образом и изображением.

В одном из описаний Казанской иконы можно прочесть: «Насколько умилителен и одухотворен Ее лик! Божья Матерь изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности — сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты ».

Что же отличает образ на открытке от Ватиканского списка? На нем, как и на многих Казанских иконах, Богородица смотрит прямо. А на «бабушкиной» открытке Богородица, как настоящая Одигитрия — путеводительница, указывает на младенца! Но не рукой, как мы видим это на Смоленской, Тихвинской и других поясных иконах. Она особым поворотом головы и взглядом дает нам понят, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.

Эту же деталь заметили искусствоведы. Выступая в 2002 году на конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура », Н. Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, обратила внимание слушателей на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами. Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше Казанской — 31,12х26,49. Размер Казанского образа — 26,7х22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н. Чугреева. Она утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала — в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших Ватиканскую икону по фотографиям.

Знаток иконописи подробно остановилась на различиях, подчеркнув, что со временем сложилась устойчивая и простая иконография Казанской иконы: Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках Она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд — признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени — «Исус Христос»), в то время как на ранних образах — двуперстный .

Но где же хранится сегодня удивительная икона с «правильным поворотом головы»? Я задалась целью найти ее, увидеть. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, я позвонила в Казанское епархиальное управление РПЦ с целью узнать, где служит Владыка Литургию. Мне сказали, что в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На официальном сайте Казанского епархиального управления указано, что в нем хранится список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.

Поиски привели в небольшой кладбищенский храм.

Церковь во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Константина — единственная, не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены сюда. Среди них — рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского, старинная икона Сергия Радонежского, и «та самая» икона Богородицы.

Увидев ее, я удивилась. Лик был настолько темный, что, казалось, за стеклом нет вообще ничего… (Позже я узнала, что, как и явленная, эта икона скрыта под слоем слюды). Я стала молиться Богородице, чтобы Она явила нам Свой Лик, чтобы «вернулась» к нам. Выйдя из храма, в церковной лавке я увидела множество открыток. Тех самых, что хотела подарить Владыке таинственная старушка. И на всех — обработанный в фотошопе, «высветленный» Образ Царицы Небесной. Я сразу узнала Его! Значит в этом храме хранится настоящая явленная икона?

Если прочитать предание об обретении иконы, можно обнаружить много совпадений. И та и другая иконы скрыты под слюдой и имеют сходные признаки. Известно, что икона была небольшого размера — это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком профессором КДА Г. З. Елисеевым (Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). Икона была «письма греческаго, цвета темнаго », изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Декоративные мотивы оклада XIX в. близки к праздничной ризе явленной Казанской. На внутренней раме размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы » («Встреча Иоакима и Анны »), «Рожество Пресвятой Богородицы », «Введение во храм Пресвятой Богородицы », «Благовещение », «Рожество Христово », «Собор Пресвятой Богородицы », «Сретение Господне », «Успение Пресвятой Богородицы », «О Тебе радуется », «Похвала Пресвятой Богородицы », «Покров Пресвятой Богородицы »), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение иконы, на полях рамы изображены святые.

Но самое главное — удивительный взгляд!!! Богородица смотрит не прямо, а на Божественного младенца .

Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани » она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия ». Поздние исследователи недоумевали, почему икона называлась Одигитрией. Возможно, исследователи не видели этот лик, так явно «указывающий взглядом Путь ».

Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский замечает по этому поводу:

Совершенно непонятно, почему могли назвать Одигитрией Казанскую, когда все тогдашние грамотеи, в том числе и летописцы, хорошо знали, что Одигитрией называется Смоленская икона, перенесенная на Русь еще в 1046 году. Правда, Казанская явленная икона в «Сказании» Гермогена, а отсюда и в прологе называется Одигитрией, но не списком с Одигитрии. В объяснении такого названия Казанской иконы осмеливаемся предположить, что составитель сказания, написанного через пятнадцать лет после явления иконы, назвал Казанскую икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славного Ея Одигитрия по личному соображению.

И.М. Покровский не может найти другой уважительной причины, только как личный «произвол» человека, увидевшего ее. Простой общеизвестный факт «знаток церковных древностей » упускает из виду. Первые копии с явленной иконы делались с учетом правильности композиции, а в Казанской иконе Божией Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Может быть и название определялось поворотом головы, взглядом на Христа?

Часто не всегда обоснованно «уводили» искусствоведы верующих людей от подлинной памяти о явленном образе. И в наши дни нашлись люди, которые «безапелляционно и авторитетно » отвергли версию, что Казанская икона Богородицы из храма Ярославских чудотворцев является подлинником.

При обследовании этой иконы во время проходившей в Казани в 2002 году Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й половине XVIII в. Женщина-искусствовед из Москвы категорически опровергла все обоснования сходства, сказав фразу, которая навсегда засела в моем сознании: «И вообще стиль написания этой иконы не канонический, не древний. Это какой-то южнорусский кустарный стиль».

Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз — наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на Волжские берега именно с юга.

Главное открытие, которое я сделала в конце сей почти детективной истории, следующее: важность подлинника по сравнению со списком огромна ! На копии можно многое изменить, исказив до обратного смысла суть Образа: и голову повернуть, и пальчики «разогнуть», как ни ужасно звучит сие святотатство. Такое — вполне реально, как показали Никоновские реформы. Если же мы имеем подлинник, тем более чудесно явленный нам по Промыслу Божиему, значит все в нем именно так, как и было на самом деле! Господь обращается к нам, желая через сей Образ явить свое Откровение. Он призывает тех, кто «имея уши — слышит, имея глаза — видит». Можно «званым» все рассказать, но они не поймут, не поверят, мимо пройдут… Только «избранные» в последовательности событий, в особенности иконописи или в фактах явления могут различить «суть Послания». И эти Образы раскроют душе искренне верующего человека сокровенные Тайны Божественного Водительства. Познать эти Тайны человеку невероятно трудно, и более того, чем ближе ты, казалось бы, к разгадке, тем дальше ты на самом деле от нее. На духовном пути, который указывает нам Одигитрия, — бесконечной длины дорога, непостижимой высоты горы, ужасной глубины пропасти, но человек призван идти этим путем — вслед за Христом!

Заключение

«В 1950-1952 году послушница игуменьи Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменьей Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игуменьи, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им:

Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами.

При даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи Софии также было удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.

Получается, что злоумышленники похитили не подлинник иконы Казанской Божьей Матери, а список ! Возможно, тот самый, который вернулся в Россию под названием Ватиканского.

Как бы то ни было, но по молитвам будет нам и Откровение. Самое главное и самое радостное открытие, которое ждет нас в конце «расследования» Тайны — это укрепление веры! Сказать убедительно точно, где именно хранится явленный Казанский образ Богородицы — невозможно. Но надежда, что список жив, сияет радостью в сердцах многих людей!

В летописи таких близких народов, как русские и татары, много удивительных моментов, забытых или пока плохо изученных, которые показывают и духовное, и «плотское» родство между славянами — предками русских, и булгарами — предками современных татар. Важно! Особенно важно в наши дни — вспомнить добрые примеры из истории, когда близость между этими российскими народами помогала сохранить крепость и независимость нашего государства. Об этом рассказывают и жития святых — Ярославских чудотворцев и Александра Невского. Для этого и явился нам образ Богородицы в Казани. А мы в погоне за временными земными благами до сих пор так и не поняли возвышенный духовный смысл этого Явления!

Не случайно праздник Народного единства установлен именно 4 ноября, когда Церковь вспоминает помощь Казанской Святыни в борьбе против внешних врагов Российского государства! В единстве народов сила нашей страны. А истоки этого единства можно обнаружить с незапамятных времен!


Рассказать друзьям

Разместить Ctrl+Enter — отправить

Любовь

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Любовь

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Разместить Ctrl+Enter — отправить

Кирил

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Сергей

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Разместить Ctrl+Enter — отправить

Иерей

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Иерей

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Казанская икона Божьей Матери – почитаемая православными христианами чудотворная икона Богородицы. Обо всех подробностях её появления читайте в статье.

Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы

21 июля – день Казанской иконы Божией Матери

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”….

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать» -, сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия благоговейно принимая икону торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехались над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия –Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: “Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена”. На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.


Казанский собор на Красной площади в Москве –один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

21 июля. Казанская икона Божьей Матери

Эта икона явилась в 1579 году в вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8-го июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.

Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор- При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.

Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

Источник: http://www.icon-art.ru/373/Alfavit.html

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею, больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22-го октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же Перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Тобольская икона Божией Матери

Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8-го июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: «Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу - приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя? » – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся» чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, - встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».

Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я, пришел в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу - в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха Пал на землю и вот уже теперь повествую вам». Народ, Узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным Ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает Повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

Каплуновская-Казанская икона. Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», – прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал с шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись с своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80-ти верстах от Харькова.

Нижнеломовская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

Карповская-Казанская икона. Эта икона находится в Курском Зибиченском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.

Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.

Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19-го июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.

Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и - совершенно выздоровел.

Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освященияпосевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.

Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.

Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2-го июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.

Казанская, находящаяся в московском Симоновом Монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.

Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре. Так названа обитель по иконе, а икона - по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время полтавской битвы подарил землю с лесом - бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6-го декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе. Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.

Казанская, находящаяся в городе Вязниках. Стоит юна в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.

Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.

«Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901

Летом празднование посвящено чудесному обретению иконы в 1579 году. Через семь лет после покорения Иваном Грозным Казань пострадала от страшного пожара. Жители с трудом пытались восстановить город, а девятилетней Матроне во сне явилась Богородица и повелела найти зарытую еще при господстве мусульман икону. Сначала к словам ребенка не прислушались, но Богоматерь трижды призывала девочку. Наконец Матрона с матерью пошли к указанному месту и обнаружили святыню. Православные жители Казани восприняли чудо как знак заступничества Небесной Владычицы. Это событие вспоминается Церковью 21 июля.

Более известна другая дата, связанная с Казанской иконой. Осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери приходится на 4 ноября. Он установлен в память об освобождении России от польско-литовских интервентов в 1612 году. Князь , собирая ополчение на бой, взял Казанскую икону с собой. Покровительство Пречистой Богородицы помогло народному ополчению 22 октября по старому стилю (4 ноября – по новому) одержать победу над захватчиками, несмотря на их численное превосходство. Через несколько дней после этого польско-литовский гарнизон покинул Кремль. День, когда ополчение дало решающий бой, по указу князя Пожарского стал праздником Казанской иконы Божьей Матери в Москве, а с 1649 года празднование стало всероссийским.

Казанская икона Божьей Матери и сегодня одна из самых почитаемых в России, несмотря на то, что подлинник явленной в 1579 году иконы был утрачен. Списки Казанской иконы распространились по всей стране и известны за рубежом. Казанская икона Божьей Матери есть даже на Международной космической станции.



Статьи по теме: