Как быстро выучить большой параграф по истории. Как быстро и легко запомнить текст. Способы, которые работают

Пытаемся выучить тонну информации или выучить параграф по истории перед следующим уроком? Прочитать отрывок три раза перед сном, положить книгу под подушку, станцевать с бубном - все эти методы также популярны, как и бесполезны.

Как работает наша память

Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

  1. Первая - кратковременная память . Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
  2. Затем данные переходят во вторую стадию - промежуточную память . Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
  3. Третий, и последний, этап - это долговременная память . Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

10 способов, как запомнить текст

  • Перескажите другому.

Перескажи то, что прочитал - и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

  • Работайте по принципу 20\5 или 45\15.

Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго - ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

  • Используйте ассоциативное мышление.

То, что вы уже знаете - ваше лучшее оружие в обучении. Проводите ассоциации и аналогии с теми знаниями, что уже хранятся на полочках вашего brain . Это поможет вам не просто все быстро запомнить, но и затем при необходимости гораздо быстрее вспомнить.

  • Выделяйте ключевые моменты в тексте маркером.

Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно. Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое "прилипнет" к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

  • Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер:-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском... Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

  • Не сидите на одном месте.

Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.
Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться. Но в очень редких случаях сидеть на месте.

Человек, который не перестает меня удивлять в плане развития памяти — это Станислав Матвеев . Он попал в книгу рекордов Гиннеса благодаря свои методикам и упорству. А теперь Станислав делится своими знаниями с людьми, помогая им достигать своих целей.

  • Учите утром.

Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись. Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью. Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

  • Устали - смените обстановку.

Главная ошибка многих - это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила. Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме. Поэтому мой вам дружеский совет - меняйте обстановку и давайте себе отдых.

  • Используйте возможности своего мозга.

Вы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать - у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации .

К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

Если в голову ничего не лезет - ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память - это как мышцы - нужно просто много тренироваться.

Отличный способ для регулярной тренировки памяти, который я недавно для себя открыла — онлайн сервис «Фитнес для мозга ». О нем и наших с дочкой успехах я подробно рассказала в .

Вот, мои дорогие, основные способы, как вы можете легко запомнить большой текст. Но могу сказать одно: все это работает индивидуально к каждому человеку. Я советую вам пробовать и анализировать, что у вас лучше всего получается.

Делитесь в комментариях, какие способы обучения вы используете, и как они вам помогают. А для любознательных есть моя рассылка, где я постоянно делюсь интересной и полезной информацией касательно любого аспекта английского языка.

Подписывайтесь и будьте во всеоружии.

Устные домашние задания нравятся многим школьникам ровно до той поры, пока не наступает время проверки самостоятельно пройденного материала. Зачастую не самые хорошие баллы за ответ у доски получают даже учащиеся, честно пытавшиеся подготовиться. Как быстро выучить параграф и запомнить все самое главное?

Забудьте о механической зубрежке

Многие школьники буквально воспринимают задание учителя «выучить параграф». Вздохнув и ахнув, ребята принимаются механически заучивать 3-6 страниц текста наизусть. И это большая ошибка. Запоминать дословно прозу всегда сложней, чем стихи, особенно если речь идет о большом объеме текста. Выучить параграф или главу учебника совсем непросто даже школьнику с очень хорошей памятью. И что самое обидное для учащихся - обычно столь серьезных усилий не требуется. Большинство учителей задают на дом самостоятельное изучение материала, а не заучивание наизусть кусков текста. Во время проверки устного домашнего задания преподаватель желает оценить знания школьника, а не его способности к запоминанию. Как быстро выучить параграф для ответа на уроке? Для начала спокойно и вдумчиво прочитайте текст, ваша первоочередная задача - понять смысл главы учебника.

Конспект - верный друг учащегося

Во время первого прочтения нового текста желательно постараться представить себе визуально все описанные события или правила. Обязательно составляйте для себя конспект. Выписывайте основные мысли в виде короткого плана. Старайтесь выделять только самые значимые моменты, даты и правила. Принцип выделения главного - один из самых простых секретов того, как быстро выучить параграф.

Прочитайте нужный текст 1-2 раза и постарайтесь пересказать его. Если получится недостаточно хорошо, стоит сделать небольшой перерыв, а затем снова взяться за чтение и повторение.

Имейте ввиду, что для учащихся начальной школы оптимальная продолжительность учебных занятий составляет не более 15-25 минут, более старшие дети и взрослые могут заниматься по 45 минут. По истечении этого времени необходимо сделать перерыв. Занятия пройдут максимально продуктивно, если во время пауз заниматься какой-то физической работой. Попробуйте сделать несложные упражнения или немного позаниматься домашними делами. Примерно через 10-15 минут можно вернуться к школьным урокам.

Тонкости запоминания различных школьных дисциплин

Самым простым для устных пересказов заслуженно считается школьный предмет литература. Для того чтобы хорошо запомнить художественный текст, достаточно представить себе его в виде фильма, акцентируя внимание на ключевых моментах сюжета.

Очень часто школьники задаются вопросом: «Как выучить параграф по истории, если его задали на дом?» И действительно, в рамках этой дисциплины часто в качестве домашнего задания учителя просят самостоятельно изучить материал. При чтении параграфа полезно составить «линию времени» и отметить на ней все важные события с датами. Эта простая схема позволит запомнить последовательность описываемых в статье учебника происшествий. Дополните «линию времени» кратким планом-конспектом. Не стоит выписывать длинные цитаты из учебника, если этого не предусматривает полученное задание. Достаточно 1-2 предложений для каждого абзаца. Секрет успешного изучения истории - понимание темы, не стесняйтесь искать дополнительную информацию, встречаясь с незнакомыми терминами.

Многим школьникам самыми сложными кажутся точные науки. Как выучить параграф по химии, физике или алгебре? Наизусть имеет смысл заучить все ключевые формулы и правила (обычно это небольшой объем текста). А вот объяснение теорий и законов достаточно вдумчиво прочитать и понять. Качественно разобравшись в теме, несложно ответить на любой вопрос учителя. И краснеть у доски больше не придется!

Повторенье - мать учения!

Думают о том, как легко выучить параграф, чаще всего школьники, не умеющие осознанно запоминать важную информацию. После основного заучивания и успешного повторения материала следует переключить свое внимание на что-то другое. Рекомендованное время отдыха не менее 1-2 часов. После этого следует повторить материал, можно использовать свои конспекты или исходный текст. Обязательно еще раз пересказать изученную тему следует перед сном. Финальное повторение материала имеет смысл перенести на утро, по дороге в школу следует еще раз повторить выученное. Это самая действенная методика запоминания. Используя ее, можно выучить любую тему по любому предмету. Теперь вы знаете, как быстро выучить параграф. Желаем успехов в учебе!

Наверное, если бы существовал сборник «Классика домашних заданий» , то различные вариации на тему «выучить параграф» занимали бы в нем одно из первых мест.


На самом деле, это одно из самых распространенных видов школьных заданий. Звучит оно достаточно расплывчато. Чуть лучше ситуация обстоит если есть указания, как именно будет проверяться «выученность» злосчастного параграфа, ведь вариантов много: пересказ, письменный тест, устный опрос. Так как же учить эти параграфы из учебника? Рассмотрим пошаговую стратегию.

Шаг 1. Поставьте четкую цель

Да, «выучить параграф» – это школьное клише, но что стоит за ним? В нем есть небольшая опасность. А именно – подмена понятий. Неужели учителю важно, чтобы ребенок просто выучил параграф? Конечно, нет. Учителю очень важно, чтобы ученик узнал что-то новое, либо закрепил знания, полученные на уроке. А значит, следует расставить вместе с ребенком правильный акцент – на знания . Мы не просто «учим параграф», а мы:

  • изучаем, как жили первобытные люди;
  • узнаем, как устроен наш организм;
  • учим правила, которые помогут нам правильно расставлять запятые, и т.д.

Ребенок должен увидеть за параграфом знания, живые и нужные ему. Это поможет ему поставить перед собой конкретную цель на его «учение». Информация, которая имеет смысл и важность для человека, запоминается гораздо лучше.

Шаг 2. Найдите главное

Дети очень теряются, когда видят перед собой объемные тексты. Особенно это касается младшеклассников. А уж если текст нужно не просто прочитать, а выучить! Задача не из простых.


Здесь важно помнить…о воде. В любом тексте есть «вода» . Под водой мы будем понимать информацию, не несущую основной смысл. Она не плохая, у нее есть свои задачи – делать текст приятным глазу и более понятным. Но когда перед вами стоит миссия «выучить» – текст следует слегка «подсушить» .



Как именно это следует делать? Рассмотрим алгоритм , который за три чтения текста позволит более качественно усвоить материал предмета:


1. После первого прочтения текста нужно ответить на вопрос: «о чем этот параграф?». Дети с хорошей памятью обычно начинают сразу же пересказывать текст, но будьте внимательны, ребенок должен «переварить» прочитанное и понять основной смысл. Чем короче и точнее формулировка – тем лучше;


2. Во время второго чтения текста находим основные мысли в нем. В этом нам поможет метод «ключевых слов» . Ключевые слова – это слова, которые несут в себе основной смысл текста. Имея список ключевых слов, для ребенка не составит труда припомнить содержание всего текста. Подчеркивайте их в тексте, а еще лучше – выписывайте на отдельный лист. Как проверить, что ключевое слово выделено верно: попробуйте убрать его из предложения! И если предложение потеряло смысл – вы на верном пути;


3. Третье чтение – контрольное. Еще раз читаем, обращая особое внимание на ключевые слова.

Шаг 3. Добавьте немного творчества!

В любом предмете есть место для творческого полета. Даже в самом неинтересном тексте ребенок сможет найти место для реализации своего потенциала. Есть несколько способов:


Можно «нарисовать» текст.

Да, перевести информацию из текстовой – в образную! И здесь придется потрудиться, ведь нужно тщательно проанализировать прочитанное, чтобы придумать единый образ, который смог бы отразить содержание всего текста. Этот прием поможет сформировать у ребенка аналитическое мышление;

Можно использовать пиктограммы.

Возьмите список ключевых слов и переведите каждое в пиктограммы (знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде). Поначалу будет очень непросто подбирать пиктограммы, однако благодаря этому процессу изучаемая информация будет сохраняться в памяти ребенка прочнее;




Можно написать историю.

Вариант для юных писателей. Снова возьмем наш список ключевых слов, только теперь – составим по его мотивам историю. Желательно использовать фантазию на всю катушку и сочинять яркие и интересные варианты. Так ключевые слова «отпечатаются» в сознании крепко, главное – рассказать потом на уроке нужную, первоначальную историю.


Пусть ваш ребенок при выполнении домашнего задания всегда осознает три вещи: зачем он учит этот материал, какова его основная мысль и как можно добавить в него немного творчества. И тогда никакие параграфы не будут ему страшны.





Иллюстрации: Кристина Соломина.

Как выучить историю

История – достаточно сложный предмет для многих, особенно, если вы не гуманитарий. Для многих вопрос, как выучить историю, так и остается без ответа, так как сложно выучить то, к чему совершенно не лежит душа. Впрочем, есть различные способы изучения этого нелегкого предмета.

В зависимости от того, что именно вам нужно выучить и какой срок на это есть, учить предмет можно по-разному.

Параграф

Проще выучить параграф из учебника, так как обычно параграфы имеют относительно небольшой объем. Кроме того, в них собрана однотипная информация, которая относится к определенному событию или периоду в истории, поэтому задача существенно упрощается.

Перед тем, как выучить параграф по истории, придумайте для себя небольшую награду за сделанное дело. Например, это может быть что-то вкусное или возможность поиграть на компьютере полчаса.

Для начала перечитайте параграф и попытайтесь понять его общую мысль. Например, если это параграф о определенной битве, определите, кто против кого бился и кто победил. Выпишите отдельно все важные даты из него, добавляя к ним краткие описания. Таким образом вы сможете составить своеобразный план параграфа с хронологией событий.

Постарайтесь выучить эти даты. Когда вы сделаете это, попробуйте добавить к каждой дате немного важный подробностей из параграфа и снова заучите их. Делать это нужно до тех пор, пока у вас весь параграф не будет распределенным по датам.

Как выучить даты

Самый большой вопрос для многих – как выучить даты по истории, так как это часто непосильная задача.

Есть различные методы выполнения этого задания.

К примеру, вы можете разделить лист бумаги на две колонки и записать в него даты таким образом, чтобы в левой колонке была дата, а в правой – события. Теперь вам нужно несколько раз перечитать даты и попытаться воспроизвести их. Вначале вы закрываете плотным листком бумаги правую колонку и пытаетесь вспомнить, какой дате какое событие соответствует. Затем то же самое необходимо проделать, закрыв левую колонку.

Другой способ: разрежьте листок бумаги на небольшие кусочки. На одной стороне маленького листика напишите дату, на другой – соответствующее ей событие. Далее нужно разложить перед собой все листочки датой кверху. Возьмите любой листок, прочитайте дату вслух и назовите событие. Переверните листок и проверьте, правильно ли вы его назвали. Если вы не помните событие, просто прочитайте его. Делайте это, пока все листочки не окажутся перевернутыми. После этого проделайте то же в обратном порядке.

Учим быстро

Перед контрольной или экзаменом наиболее популярный вопрос – как выучить историю быстро. Чтобы сделать это, разделите весь материал на определенные смысловые блоки, например, по столетиям либо правителям. Изучая каждый новый блок, старайтесь выделять для себя его отличие от предыдущего, характерные особенности. Старайтесь представлять те события, о которых вы читаете, чтобы у вас возникали определенные ассоциации.

Если перед вами стоит такая задача, как выучить историю России, постарайтесь ассоциировать события с городами, в которых вы были, а имена исторических персон – с вашими знакомыми.

В условиях приближающейся сессии у студентов всё чаще появляется вопрос как зазубрить даты и события, чтобы хоть как-то написать экзамены. Такая постановка проблемы заставляет задуматься о том, что поможет в быстром и качественном освоении учебного материала.

Что важнее даты и события или понимание процесса

Некоторые люди обладают феноменальной памятью и могут быстро запомнить все события, реформы и ход военных событий. Зачастую ответ таких людей строится на знании дат, но компенсируется пониманием причинно-следственных связей.

Человеческая память не бесконечна и к тому же просто события и даты не несут никакой ценности. Для историка не так важно знание дат и событий, хоть это и является опорой исторического знания, но для запоминания и воспроизведения хода событий важно понимание исторического процесса. Так, для того чтобы понять процесс достаточно прочитать две-три книги или же статьи, которые описывают и характеризуют одни и те же события. Так же важно для запоминания исторических событий понимание контекста, в котором они происходят. Под контекстом в данном случае понимается общая картина, хотя бы в соседних государствах. К тому же, преподаватели зачастую могут оценить хорошей оценкой и знание относительной хронологии событий. Так, к примеру если событие произошло 29 апреля 1918 года, а вы не помните точной даты, то можно написать без определённой точности - "весной 1918 года".

Стоит ли заучивать целые параграфы

Даже самые лучшие преподаватели не зацикливаются на датах, хотя безусловно знают их. Зачастую преподаватели имеют опорный конспект, в котором прописаны события и даты. Эти конспекты могут быть в виде презентации, которую видят как студенты, так и преподаватель. В школе учителя также ведут своё повествование поглядывая в книгу. Если вы хотите запомнить процесс, то сделайте опорный конспект. Для хорошей сдачи экзаменов или контрольных вам нужно:

  • Понимать процесс происходящих событий;
  • Прочитать две-три книги посвящённые какому-то вопросу;
  • Достаточно переписать основную мысль своими словами;
  • Знать относительную хронологию, не стоит конкретизировать.


Статьи по теме: