Бронепоезд "илья муромец" - муром - история - каталог статей - любовь безусловная. «Илья Муромец»: почему «фрицы» так боялись советского бронепоезда Боевые заслуги бронепоезда «Илья Муромец»

Известно, что единственная сухопутная артиллерийская дуэль в ходе Второй мировой войны состоялась между бронепоездами «Адольф Гитлер» и «Илья Муромец», завершившаяся убедительной победой последнего. Факт сам по себе достойный книги рекордов Гиннеса, а знаем мы об этом до обидного мало. Это был основной мотив, повинуясь которому я взялся несколько лет назад копать эту тему.

Задача мне представлялась довольно простой. Найти ТТХ того и другого, найти воспоминания участников, попытаться восстановить ход поединка да и в общем-то всё… Однако по мере реализации этой задачи я почувствовал, что влип в почти детективную историю. А раз так, то следует однозначно и без колебаний ответить на вопросы в рамках Римского права: «Кто?» «С чьей помощью?», «Что?», «Где»? «Когда?» и т.д.


Итак «кто » вернее «что » - хотя считается, что поезд из сухопутного транспорта ближе всего к кораблю, существу для моряка однозначно одушевлённому.

Из личного дела :

«Илья Муромец» бронепоезд образца 1942 года вместе с однотипным «Козьмой Мининым» составлял 31-й отдельный Горьковский (в последствии «Горьковско-Варшавский») дивизион бронепоездов. В боевую часть «муромцев» входили: Бронепаровоз (1 шт), крытые бронеплощадки (2шт), открытые артиллерийские бронеплощадки (2 шт), двухосные контрольные платформы (4 шт).

Вооружение: пушки 76,2-мм, в башнях от танков Т-34 (4 шт. - по 2 на каждую крытую бронеплатформу, БП), 7,62-мм станковые пулемёты «Максим» в шаровых опорах в бортах (8 шт. - по 4 на 1 БП), + спаренные с пушками 7,62-мм пулеметами ДТ (4 шт).

Открытые артиллерийские площадки: 37-мм зенитные пушки (4 шт. - по 2 на БП), пусковая установка реактивных снарядов М-8 (2шт - по1 на БП).

Бронирование: толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Бронепаровоз, защищённый бронёй толщиной 30-45 мм, использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз.

Благодаря наличию четырёх длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.

Достоверно известно, что поезд прошёл от Мурома до Франкфурта-на-Одере, уничтожив 7 самолётов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров, и… вражеский бронепоезд «Адольф Гитлер

Красиво, мощно, ярко. Представляешь разворот башен и мощный залп…

И вот тут первый «Упс!». Начнём с того, что существенно различаются дата, место и… описание знаменитого боя. называют район Ковеля (июль 1944 г.), другие - Черниговщину и вообще приписывают уничтожение поезда «Адольф Гитлер» партизанам (а это не позднее осени 1943), третьи - район Познани (точная дата неизвестна). Вот что пишет «Новая Газета» (№61 23 августа 2004):

«В начале Второй мировой <это как? Странно - Вторая мировая уже 4 года как идёт > из муромских цехов вышел бронепоезд «Илья Муромец» - в лобовой атаке <По одной колее что ли шли друг на друга? > под Познанью состав, известный также под номером 762, вышел победителем из схватки с поездом «Адольф Гитлер»…».

А четвертые источники упоминают аж Франкфурт-на-Одере (февраль 1945). Многовато как-то…

Взглянём на карту. Допустим ошибиться с местом дуэли на линии Познань/Франкфурт ещё куда ни шло - это одна ж/д ветка и это всего лишь 180 км. Французы битву при Бородине называют «Битвой при Москве» (это 100 км). То есть, если дуэль состоялась где-то посередине, она может считаться вполне и «на подступах к Франкфурту-на-Одере» и «в окрестностях Познани».

По некоторым источникам можно предположить, что речь идёт о «бронированном поезде Адольфа Гитлера» т.е. по сути - штабном составе, да, имеющим бронирование, но по большому счёту бронепоездом не являющимся. Не его ли гордый богатырь раскатал в тонкий блин? Но «броневагон» Гитлера пережил войну и достался союзникам в качестве трофеев.

А что же противник? Ведь потеря боевой единицы имени родного фюрера наверняка была ещё и психологически значимой, и уж незамеченной точно не могла пройти

По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу лёгких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Зенитная оборона советских бронепоездов была как правило очень мощной. У немцев же только т.н.»зенитные» бронепоезда имели нечто подобное .

У немцев тоже было неожиданное деление подчиненности БП. Так, например, т.н. «зенитные» бронепоезда подчинялись Люфтваффе. Учитывая возможности заводов, и те же традиции, то есть были целые КБ, работавшие в этом направлении с 20-х годов. Можно смело сказать, что по бронепоездам у Красной армии был подавляющий перевес. Который, к сожалению, был очень быстро утрачен в первые же месяцы войны. Многие поезда достались противнику в качестве трофеев.

Немецкие источники, как правило - очень дотошные, не приводят боевой единицы с таким названием. Оберстлейтенант фон Олжевски - (бессменный фюрер бронепоездов) в книге «Железнодорожные войска Германии 1939-1945 г.г.» ни разу не упоминает поезда носящего имя Гитлера. Не упоминает его и другой авторитетный автор Вольфганг Заводны («German Armored trains on the Russian Front 1941-1945» Schiffer Military History Atglen.PA).

А ведь вряд ли именем Гитлера немцы назвали бы какую-то задрипанную бронедрезину, о которой и сказать-то нечего… «Панцерцугам» порой действительно давались собственные имена «Берлин», «Макс» «Вернер», «Мориц» и др. И вот здесь надо сделать одну важную ремарку.

На фото : Центр связи в одном из вагонов личного поезда Гитлера .

В отличие от СССР, в Германии не было принято звучно именовать бронепоезда. Если сличать советский и немецкий списки, то можно наблюдать очевидную противоположность - большинство «немцев» имеют номера и лишь некоторые имена собственные. Наши же, подобно кораблям, имеют имена обязательно «Московский метрополитен», «Железнодорожник Кузбасса», «Советская Сибирь», «Народный мститель», «Победа», «Лунинец», «За Родину!» и так далее. И лишь некоторые имеют номера, причём, взятые по принципу «от балды» чтобы запутать противника. Так, тот же «Илья Муромец» имеет №762, что вовсе не означает, что по состоянию на 1942 год в строю РККА имелось 762 бронепоезда !

Бронепоезд в СССР - символ побед в Гражданской войне, символ мощи советской индустрии. И несомненно в части постройки бронепоездов СССР находился впереди планеты всей, причём обходя её на круг! Но в массовом сознании, раз немецкое и механическое, то это обязательно должно быть что-то грандиозное, технически безупречное. Однако большинство (причём подавляющее) их бронепоездов были трофейными. И не только, кстати, советскими.

В составе Вермахта воевали не менее десятка «панцерцугов» польского производства. Кстати, Польша 1939 года была вовсе не овца, вопреки расхожему мнению, и у нее, подобно СССР, были определённые традиции в сфере бронепоездостроения. Эти традиции были таковы, что включать польские броневагоны в состав своих поездов не брезговал даже СССР. (Трофеи-то в 1939-м разделили «по-братски»).

Вероятные противники «Ильи Муромца». С 1943 года на немецких бронепоездах появляются башни от «Тигров» и «Пантер» .

Были в составе Вермахта и французские (довольно много в литературе встречается фото бронепоездов с танковыми башнями от Somua S-35), а также чешские бронепоезда. И их хватало. Они выполняли свои задачи по охране путей сообщения, зенитной обороны ж/д объектов, и пр. Для немцев это был никакой не символ и предмет гордости, а сугубо утилитарный инструмент. А это не повод давать звучные имена. Вспомним также соображения Министерства Пропаганды Германии в отношении названия корабля именем Гитлера. Считалось, что потопление «Гитлера» будет непоправимым ущербом в идеологическом смысле. Тем более сомнительно посылать в партизанское пекло бронепоезд с таким именем. (А ведь борьба с партизанами - одна из основных задач бронепоездов на Восточном фронте. Да и на Балканах - тоже).

Очень сильно различаются и описания боя. Так одни источники утверждают, что поезда «столкнулись» на рельсах чуть ли не случайно и были вынуждены ориентироваться по обстановке, другие - что дуэль стала результатом глубокой и продуманной разведоперации. Одни сообщают, что «Адольф Гитлер» виртуозно маневрировал, уходя из-под огня «Муромца», другие - что «Муромец» накрыл его первым же залпом…

Советский бронепоезд на позиции. 76-мм орудия с удлинённым стволом - главный калибр «Илья Муромца» .

Вот выдержка из книги «БРОНЕПОЕЗДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945» (АВТОРЫ: Ефимьев А.В., Манжосов А.Н, Сидоров П.Ф.):

«Утро 4 июня выдалось пасмурным, изредка накрапывал мелкий дождь. М.М. Кравченя и его помощники пришли на наблюдательный пункт задолго до начала намеченного времени. Но их ждало непредвиденное обстоятельство. Дерево, с которого велось наблюдение, валялось на земле сломанным. Что это? Залетел случайный снаряд или немцы пронюхали о готовящемся ударе? Неужели все приготовления пойдут насмарку? Загадка казалась неразрешимой. Выбрали другое дерево, установили связь и сообщили в штаб бронедивизиона. Решили операцию не отменять, ждать девяти утра.

Подошло время. Машинист А.В.Солдатов вывел «Илью Муромца» на позицию. Артиллеристы, ожидая сигнала, приготовились к стрельбе.

Старшего лейтенанта М. М. Кравченю мучили сомнения. Стрелки часов неумолимо передвигались по циферблату. Вот уже без двух минут девять, а ожидаемой цели всё нет. Появится или не появится? И вдруг его взгляд различил чуть заметные полосы дыма, а уж потом он увидел ощетинившиеся в нашу сторону дула орудий и передал в командирскую рубку:

— Цель на месте! Начинайте!

Из рубки «Ильи Муромца» последовало:
— По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!

Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили сверхмастерство. Таинственный противник был накрыт с первого же залпа. Батарея-невидимка успела повернуть дула орудий в сторону «Ильи Муромца» и произвести ответный выстрел. Но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре всё было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котёл паровоза.

Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобождён от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого бронепоезда. Фашисты так и не удосужились убрать останки искореженной машины. Узнали бойцы, что вражеский бронепоезд носил имя Адольфа Гитлера».

Очень важно! Приводится дата 4 июля и место Ковель. Но согласно немецким данным на 4 июля 1944 года не было потерь бронепоездов. В период с июня по август Ольжевски и Заводны (они не противоречат друг другу) приводят следующие потери: Группа Армий «Центр »№1 и №61 (уничтожены в один день 27.06. №28 29.06.44,) №74 уничтожен 29.07.44, №66 - 30.07. В составе группы армий «Северная Украина» № 63 17 июля 1944 года. И в составе группы армий «Север» №67 (27.07.1944) и №51 (13.08.1944).

Исходя из вышеприведённого отрывка мы можем понять, что речь всё-таки шла не о «лобовой атаке» как пишет «Новая газета», а о позиционной дуэли. Причём наблюдатели скорее всего не смогли по каким-то причинам достоверно подтвердить уничтожение немецкого бронепоезда. Речь шла лишь о «попадании». Ну хорошо. Позиционная дуэль. Но с кем?

Битва за Ковель длилась 127 дней. Таким образом можно определить какие из «панцерцугов» находились в это время в Ковеле.

Приводятся фотодокументы. (Собственно только один фотодокумент - советские солдаты рассматривают поверженного железного «фюрера»).

Фото, считающееся каноническим: Советские солдаты осматривают поврежденный бронепоезд «Адольф Гитлер». На самом деле к фото много вопросов .

Исходя из данной фотографии явствует, что в состав немецкого бронепоезда входил Apтиллepийский вaгoн «БП 42» с paзмeщёнными нa нём 76,2 мм соoвeтскoй пyшкoй типa F.K. 295/L и 20-мм счeтвepённoй зeнитнoй yстанoвкoй. Штатно таких вагона было 2. + командный + еще как минимум 2 вспомогательных. То есть, получается, встретились практически равные по силам противники. У «Муромца» ещё была «Катюша», но против бронепоезда это оружие сомнительное… (Хотя, смотря что накроет).

Ковель - крупный ж\д узел и его могли охранять или в разное время проходить через него, отступая с десяток «панцерцугов». На этом участке фронта в это время действовали (и были уничтожены) 2 бронепоезда №74 и № 63 (но последний значительно позже) некоторые англоязычные источники сообщают, что в составе 74-го были так называемые «бронеплощадки BP 44». Вполне возможно. Он только что пришёл после глубокой модернизации в Варшаве. Главная «фишка» этих платформ была в том, что на них стояли башни от «Тигров». Видимо, действительно его накрыли первым же залпом. Попади 88-мм снаряды в «Муромца» повреждений ему бы избежать не удалось.

Что же было на самом деле? Тут можно только гадать. Вероятнее всего дуэль имела место. Вероятнее всего она привела к повреждениям немецкого бронепоезда несовместимыми с дальнейшей эксплуатацией, поэтому его (а может несколько броневагонов) и бросили на станции Ковель.

Есть ещё таинственные свидетельства: «Под Ковелем погиб командир бронепоезда «Ильи-Муромца» Н.А. Попков. Он был похоронен на станции Глоба. Немцы очередной раз сообщили командованию, что бронепоезд уничтожен. Однако сгорели лишь вагон-баня и бытовка, а сам бронепоезд с честью вышел из боя. На станцию прибыл генерал И.И.Кретов и лично вручил личному составу дивизиона Красное Знамя Президиума Верховного Совета РСФСР».

То есть поезд все-таки получил попадания и повреждения? Что же до имени Адольфа Гитлера, то скорее всего было так. Красноармейцы, нашедшие кучу лома, увидели кусок надписи, что-нибудь типа «Адольф Гитлер - наш рулевой». На месте «наш рулевой» - дырка от снаряда 76,2-мм. Для советского человека, живущего в мире, где все, начиная от танкового завода, до мастерской по производству арматуры к ватерклозетам носит имя Сталина название бронепоезда врага именем вождя совершенно нормально, органично. Тут подоспевает корреспондент «Красной звезды». О! Какой замечательный заголовок! На 8-9 июля 1944 года «Уничтожен «Адольф Гитлер»!

Но Третий рейх при всех похожести не копия СССР. Не существовало ни одной боевой единицы , кроме дивизии «Leibstandarte-SS Adolf Hitler», носящей имя вождя. Да и то, название дивизии можно перевести и как «Личная охрана (гвардия) Адольфа Гитлера» (собственно, дивизия и была сформирована на баще первоначальной личной охраны фюрера). Дивизия Люфтваффе «Герман Геринг» - это ещё одно исключение, подтверждающее правило.

Война это ещё и пропаганда - война информационная. И в ней хорошо всё, что приближает победу. Так, вероятно, и родился миф про уничтожение бронепоезда «Адольф Гитлер», которого никогда не существовало. Жаль, что за столько лет он так мифом и остался. Реальность всегда ярче и интереснее мифа, тем более, что в реальности присутствуют живые люди со всем, что присуще живым людям из плоти и крови, и страхами, и слабостями и героизмом. Ведь личный состав советского бронепоезда «Илья Муромец» уничтожил немецкий бронепоезд. И это факт, который ничуть не становится менее значимым, что уничтоженный бронепоезд не носил имени фюрера.

На фото вверху : Адольф Гитлер (слева) перед своим штабным поездом. Поезд Гитлера состоял из 15 вагонов, из которых только два были бронированными платформами с зенитными орудиями. Остальные вагоны предназначались для самого Гитлера, его охраны и штабных служб .

Одно из немногих сражений бронепоездов в истории Великой Отечественной войны произошло 4 июня 1944 года, когда в бою сошлись наш «Илья Муромец» и немецкий поезд «Адольф Гитлер». С ходом этой битвы вас познакомит данный пост.

Наши объекты под Ковелем, крупным транспортным узлом Волынской области на Украине, стали подвергаться очень коротким (две-три минуты) утренним артобстрелам, причём в одно и то же время.

Обнаружить дислокацию вражеской батареи не удавалось ни наземной разведке, ни авиаторам. Предполагалось лишь, что действует бронепоезд противника.

Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки.

Вскоре наблюдатели «Ильи Муромца» обнаружили немецкий бронепоезд, двигающийся на огневые позиции. Они различили чуть заметные полосы дыма. В командирскую рубку поступил доклад, после которого последовала команда: «По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!»

Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» стреляли лучше противника. Немецкий бронепоезд был накрыт с первого же залпа. Он, правда, успел дать ответный залп, но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре всё было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котёл паровоза.

Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобождён от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого вражеского бронепоезда. Его так и не убрали с того места, где он нашёл свой конец. Узнали бойцы и то, что вражеский бронепоезд носил имя фюрера Третьего рейха. Весьма символичным оказалось то, что «Илья Муромец» уничтожил «Адольфа Гитлера».


Адрес: Россия, Владимирская область, Муром, Владимирское шоссе, 2А
Координаты: 55°34"34.5"N 42°01"33.4"E

Содержание:

Краткая история и описание

В Муроме , в парке имени 50-летия Советской власти на постаменте установлен памятник-бронепоезд «Илья Муромец ». Он построен в 1941 - 1942 годах железнодорожниками Муромского отделения Горьковской железной дороги .

Помимо основной тяжёлой работы в дни военного лихолетья, рабочие в свободное время отдавали все силы на строительство боевой машины, и многие из них на этом же бронепоезде уехали на фронт добровольцами. Литейщики из соседних городов Выксы и Кулебаки поставляли металл, а труженики завода Дзержинского закалили его. Вагоны и зенитные башни варили сотрудники вагонного депо.

Вид на бронепоезд с Владимирского шоссе

В локомотивном депо паровоз обшили бронёй. В короткие сроки люди, не имевшие опыта в строительстве боевых машин, создали настоящую крепость на колёсах. Муромцы решили дать паровозу имя легендарного богатыря, но у полковника Неплюева, принимавшего поезд в эксплуатацию, было придумано своё название для него: «За Родину». Накануне отправки паровоза на фронт рабочие устроили митинг, украсив многотонного гиганта надписью «Илья Муромец» и изображением головы былинного силача. В итоге боевой машине присвоили № 762, а надпись и рисунок приказали закрасить. Однако имя «Илья Муромец» осталось и в документах, и в памяти рабочих и фронтовиков.

Боевые заслуги бронепоезда «Илья Муромец»

8 февраля 1942 года бронепоезд «Илья Муромец» отправился на фронт со станции Муром-II . Жёны машинистов, провожавшие фронтовиков, водрузили над паровозом огромное красное полотно, на котором был вышит герб СССР. В городе Горьком к «Илье» присоединился бронепаровоз «Козьма Минин», после чего было завершено формирование 31-го особого Горьковского дивизиона бронепоездов.

Экипаж локомотивщиков так хорошо водил «Илью», что за всю войну бронепоезд не получил ни единой пробоины. Впервые в истории бронепоездов «Илью Муромца» вооружили реактивными миномётами «Катюша». Бесшумный ход, высокая скорость и колоссальная огневая мощь делали «Илью» поистине грозной силой. За 60 секунд бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров в радиусе полутора километров. «Илья Муромец» совершил 150 огневых налётов на противника и при помощи артиллерийско-миномётного огня уничтожил 14 орудий и миномётных рот, 7 самолётов, 36 огневых точек и 875 фашистов. В июне 1944 года поблизости от Ковеля - крупного узлового центра Волынской области УССР - развернулось лобовое сражение между муромским бронепоездом «Илья Муромец» и немецкой бронемашиной «Адольф Гитлер». Муромские артиллеристы оказались точнее, и вражеский «Адольф» был сокрушён в пух и прах. Пройдя путь почти в 2,5 тыс. км, от Оки до Одера, бронепоезд «Илья Муромец» лишь 50 км не дошёл до Берлина и встретил победу во Франкфурте-на-Одере .

Боевой путь бронепоезда

В 1971 году, в честь 26-й годовщины Победы над Фашистской Германией в славном городе Муроме установили памятник бронепоезду «Илья Муромец». Это макет паровоза в натуральную величину, схожий с оригиналом, прошедшим Великую Отечественную войну. Рядом с монументом поставили мемориальную доску, на которой показан весь боевой маршрут бронепоезда.

Во время боевых действий «Илья Муромец» бесшумно подкрадывался к расположению немецких частей и в мгновение ока ураганным огнем уничтожал живую силу противника, технику и склады тылового обеспечения врага. Всего за одну минуту «Илья Муромец» был способен выжечь территорию 400 на 400 метров. Немецкой авиации был дан решительный приказ уничтожить, приносящий столько проблем бронепоезд, но он, подобно своему прототипу оставался непобедим. За свою историю «Илья Муромец» успешно участвовал в 150 операциях. Самой знаменитой из них стала дуэль с бронепоездом «Адольф Гитлер». Как-то раз весной 1944 года в Волынской области Украины неподалеку от Ковеля советская разведка засекла странную артиллерийскую батарею фашистов. Она несколько минут вела огонь, а потом просто исчезала. Обнаружить ее никак не удавалось. Так продолжалось до тех пор, пока советское командование не догадалось - работает бронепоезд. На охоту за ним послали «Илью Муромца». Бой состоялся 4 июня 1944 года. Бронепоезда оказались друг напротив друга. Залп орудий движущихся «железных крепостей» прозвучал практически одновременно. При этом по счастливому стечению обстоятельств немцы промахнулись, а немецкий бронепоезд был разорван в клочья. Позднее было установлено, что противником «Ильи Муромца» оказался немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер». Так русский былинный герой одержал блестящую победу над немецким диктатором.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, на заводе города Мурома был построен бронепоезд. Строили его рабочие вагонного депо в свободное время, на свои средства. И дали ему имя былинного богатыря – «Илья Муромец». На фронт в боевом экипаже отправились добровольцами рабочие-строители бронепоезда. Среди них был и Алексей Васильевич Бирюков.

Родился он в 1913 году.

В феврале 1942-го вступил в партию и ушёл на службу в Красную Армию.

С апреля 1942 старший сержант Алексей Васильевич Бирюков принимал участие в боевых действиях в качестве машиниста бронепоезда «Илья Муромец» в составе 31 Отдельного Горьковского Дивизиона Бронепоездов.

В боях на Курской дуге Алексей Васильевич совершил героический подвиг. Когда бронепоезд грузился для переброски техники и наших войск в места проведения самых ожесточённых боев, то подвергся воздушной атаке на станции Скуратово. Отстреливаясь, «Илья Муромец» получил серьёзные повреждения: в топке паровозного котла провалились колосники, начала падать скорость.

Останавливаться было нельзя, вражеские самолёты бомбили со всех сторон, на станции рвались бомбы.

Не поставив колосняки на место, ходу паровозу не придашь, а как их поставить? Для этого надо паровоз охладить, нужно время, но бомбардировщикам не прикажешь подождать. Они кружат как ястребы, делают развороты для новых залпов.

И тут машинист Алексей Васильевич Бирюков быстро натянул на себя ватные брюки, фуфайку, шапку-ушанку, облился водой и на ходу бронепоезда полез в топку. Помощник машиниста отгрёб поглубже раскалённые угли. Пар и огонь обжигали тело даже через одежду, глаза заливало потом, голова трещала, но руки привычно и быстро делали дело. Когда всё было готово, друзья вытащили машиниста из огненной топки в дымящемся тряпье, опять облили его холодной водой, тлевшая одежда зашипела. Бронепоезд стал набирать скорость. Благодаря мужеству Бирюкова из схватки с врагом «Илья Муромец» вышел победителем.

Бирюков А.В. — 1-й слева в верхнем ряду

Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Всю войну он прошёл без единой пробоины.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старшего сержанта Бирюкова Алексея Васильевича, машиниста бронепоезда, наградили медалью «За отвагу».

В 1985 году Бирюков Алексей Васильевич был награждён Орденом Отечественной войны II степени.

Его подвиг описан в книге А.С. Потехина «31-й Особый». В ней рассказывается о строительстве и боевом пути бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» 31-го Отдельного Особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского.



Статьи по теме: