Аффилированные лица. Аффилированные компании и их роль в российском законодательстве
Согласно ныне действующему праву в нашей стране, аффилированное лицо – это статус, под который могут попадать как юридические, так и физические лица. Начало берется в англоязычной терминологии. В переводе «affiliate » имеет то же значение, что и наш глагол «присоединять» или «связывать». Однако, есть некоторая разница между европейским пониманием данного термина и российским.
Законодательство РФ
В отличие от принятого в Европе понимания, по российским законам аффилированные компании – это те организации, которые имеют возможность управлять другими юридическими лицами, а также дочерние организации. Часто из-за этого можно встретить термин «взаимосвязанные» компании. Он включен и в Налоговый кодекс ст. 20 и ст. 105. Там лица названы не аффилированными, а именно взаимосвязанными.
Более полную расшифровку, что такое аффилированные лица, можно выявить в Законе 948-1. Также понятие имеет обширное освещение в нормативных актах, регламентирующих деятельность акционерных обществ. Существенное внимание в них уделено правам акционеров. Примером служит ФЗ 208 от 26.12.1995, в котором установлен особый порядок осуществления сделок с аффилированными лицами, а также регламентирована возможность предоставления информации о них. Есть упоминания о данных субъектах правовых отношений в законодательстве, касающемся рынка ценных бумаг (ФЗ-39 22.04.96) и муниципальных предприятий (ФЗ 161 14.11.2002).
Нужно знать, что бухгалтерский учет также включает расшифровку того, что значит аффилированные лица. Определение внесено в Приказ Министерства финансов № 5н, вступивший в силу 13.01.2000 г. Вся информация, об операциях, проведенных связанными таким образом лицами, в обязательном порядке вносится в бухгалтерский учет предприятия. Это делается в тех случаях, когда аффилированные организации имеют значительное влияние или контроль над данным предприятием.
Предметы многих понятий в бизнес-языке нам хорошо знакомы. Только до поры до времени мы не в курсе, что они обозначаются еще и такого рода термином. Пример тому - аффилированные компании. Разберемся, что же скрывается за этим словосочетанием.
Определение термина
Более широким понятием будут аффилированные лица. Так называются объекты (люди, организации), способные значительно повлиять на деятельность какой-либо компании или ИП. Отсюда аффилированные компании - организации, предприятия, фирмы, учреждения, способные оказать влияние на судьбу физического или юридического лица, занятого в сфере предпринимательства.
Еще одно определение. Аффилированная компания - фирма, которая владеет пакетом акций основного предприятия в объеме, меньшем чем контрольный. Она может выступать его филиалом, представительством, дочерней организацией. При этом материнская компания принимает участие в делах аффилированной на основе соответствующего соглашения. Такого рода взаимозависимые компании создаются при расширении бизнеса к отдаленным от головного офиса районам, при открытии филиалов транснациональных корпораций.
Таким образом, аффилированная фирма - подконтрольная более крупной, материнской. Для русского языка более привычен вариант филиал, дочерняя организация. Понятие "аффилированность" перешло к нам из иностранного права в 1992 году.
Надо сказать, что российская терминология здесь менее строгая, нежели зарубежная. В иностранном бизнес-языке аффилированные компании - именно подконтрольные. В России же их список более широк - это и "дочки", и материнские корпорации. Само понятие закреплено в Налоговом кодексе РФ:
- ст. 20;
- п. 1, ст. 105;
- п. 2, ст. 105.
Однако в законодательстве аффилированные компании названы взаимозависимыми.
Теперь рассмотрим более конкретные примеры, касающиеся двух групп бизнесменов.
Аффилированные лица ЮЛ
Рассмотрим, кто является аффилированной компанией, лицом в отношении юридического лица:
Аффилированные лица ИП
Для ИП список состоит всего из двух пунктов. Итак, группа аффилированных компаний, лиц индивидуального предпринимателя :
- Фирма, предприятие, 20 % акций или уставного капитала которого владеет данный ИП.
- Объекты, принадлежащие к той же группе лиц, что и предприниматель.
Давайте разберем еще одно часто встречающееся в объяснении понятие.
Группа лиц - что это?
В отношении списка аффилированных компаний термин разъясняется в ФЗ "О защите конкуренции".
В группу лиц ИП входят:
- родители;
- дети;
- супруг;
- сестры и братья.
А вот признаки того, что кто-либо входит в группу лиц ЮЛ:
- Единолично управляет юридическим лицом.
- Правомочен отдавать компании указания, которые последняя обязана исполнять.
- Распоряжается более чем 1/2 голосов, приходящихся на акции или уставной капитал.
- Именно по предложению данного лица был избран руководитель ЮЛ.
- В исполнительном (дирекция или правление) и наблюдательном (совет фонда, директоров) совете находятся одни и те же личности.
- По предложению данного лица было избрано более половины членов наблюдательного/исполнительного совета.
Особенности аффилированных фирм
Представим особо важные черты:
Предоставление данных об аффилированных лицах
Российское антимонопольное законодательство обязывает ПАО и ЗАО предоставлять списки своих аффилированных компаний. Отчет ведется как перед госорганами контроля, так и перед своими же акционерами. Списки аффилированных лиц обязательно есть и в документах бухучета.
В чем ценность такой информации? Всевозможные взаимные влияния ИП и ЮЛ могут привести к сговору в области ценообразования, устранению конкурентов нерыночными способами. А в конечном счете - к образованию монополий. Такой процесс ведет к парализации отдельных российских рынков товаров или услуг. Поэтому в нашей стране за списками аффилированных лиц пристально наблюдает Федеральная антимонопольная служба.
Корпорация-пример
А теперь яркий пример объекта нашего разговора. Это аффилированные компании "Филип Моррис Интернэшнл" (ФМИ). Так именуется международная табачная корпорация, ведущая в своей отрасли. Ее продукция представлена более чем в 180 государствах мира. На 2015 год ей принадлежала доля в 15,6 % от всего мирового рынка сигарет. В России - 28,4 %.
В РФ ФМИ представлена тремя аффилированными компаниями:
- "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" (ООО).
- "Филип Моррис Ижора" (ЗАО). Фабрика расположена в Ленинградской области.
- "Филип Моррис Кубань" (ПАО). Находится в Краснодаре.
Филиалы данных компаний более чем в 100 российских городах. На фабриках трудятся порядка 4,5 тысячи специалистов.
Аффилированные лица - объекты, способные повлиять на деятельность организации. А вот понятие аффилированных компаний в РФ более широко - это и материнские, и подконтрольные фирмы.
Однажды у каждого сотрудника сбытового подразделения появляется необходимость декларировать аффилированные лица компании. При проведении неконкурентных и конкурентных закупок коммерческие организации вправе запросить информацию о контрагенте, в том числе перечень бенефициаров и аффилированных лиц (юридических, физических). Последние могут влиять на деятельность предприятия, поэтому желательно получить список до заключения сделки.
Например, у организации «А» есть 2 участника (физических лица), доля каждого 50%. Один из них продал свою долю. А новый участник не согласен с некоторыми положениями и начинает рассматривать вариант замены директора.
При создании нового юридического лица не все владельцы бизнеса хотят показывать свою связь с новой компанией. Но в соответствии с законом об ООО, каждое предприятие с момента образования ведет и хранит данный список.
Что это за документ?
Список аффилированных лиц – перечень компаний и физических лиц, способных оказывать влияние на коммерческую деятельность организации . Представители нефтегазовой, атомной отрасли на своих сайтах регулярно публикуют эти документы. Конечно, перечень акционерного общества больше и интереснее, чем у общества с ограниченной ответственностью. И перемены, происходящие в крупных предприятиях, касаются тысячи людей. Решения о реорганизации, продаже, ликвидации участников ФПГ всегда привлекают внимание, обсуждаются в СМИ.
Но большинство регистрируемых юридических лиц – представители СМП (субъекты малого предпринимательства), не связанные с представителями крупного бизнеса. Поэтому владельцы небольших фирм задаются вопросом относительно целесообразности ведения такого списка.
Обязательно ведется и предоставляется в ЦБ РФ список от ООО :
- участвующих в обороте ценных бумаг;
- являющихся активными участниками биржевой торговли, занимающими доминирующее положение.
Все остальные фирмы ведут и хранят документ без обязательной публикации информации в открытых источниках. Когда происходят изменения, аффилированные лица отправляют письменное уведомление. В перечень вносятся новые данные.
Некоторые организации не ведут списки. Соответственно, нарушают статью, предусматривающую их хранение. Компания может быть привлечена к ответственности (штраф до 300 тысяч рублей на юридическое лицо).
Кого к ним можно отнести?
Согласно законодательству, к аффилированным лицам относятся физические и юридические лица, связанные правовыми и имущественными отношениями и способные оказывать влияние на деятельность организации. К ним относятся:
- члены совета директоров;
- члены исполнительного органа;
- лица, которые относятся к одной и той же группе лиц;
- владельцы более 20% голосов (акций);
- руководство ФПГ (если организация входит в ФПГ).
Если говорить о физических лицах, то аффилированными можно назвать:
- лиц, принадлежащих к одной и той же компании;
- компании, в которых физ. лицо владеет не менее 20% акций (доли, складочного капитала).
Подробную информацию об этом понятии вы можете почерпнуть из следующего видео:
Кто и как предоставляет списки?
Акционерные общества публикуют перечень в интернете ежеквартально, в течение 2 дней после окончания квартала . Также Положением предусмотрена доступность информации в открытых источниках в течение 3 лет.
Обязательная публикация позволяет контролировать соблюдение закона о конкуренции. Например, компания РЖД с большим количеством связанных лиц. На основании 223-ФЗ закупки у СМП должны составлять не менее 18% от совокупного объема. Если РЖД отдает большую часть закупок аффилированным компаниям, то это можно рассматривать как ограничение конкуренции.
Общества с ограниченной ответственностью раскрывать информацию не обязаны. Достаточно ведения списка внутри фирмы.
Исключением являются вышеупомянутые организации, занимающиеся выпуском ценных бумаг и участвующие в биржевой торговле. Эти компании подают данные в ЦБ РФ, а также на биржевую площадку.
Для чего организации просят список от ООО?
Все чаще СМП сталкиваются с необходимостью предоставлять данный перечень при заключении договоров. Проведение проверки может показать:
- проводимые процедуры банкротства, реорганизации у связанных лиц;
- наличие судебных исков в отношении руководителей;
- наличие исполнительных листов;
- присутствие в РНП, РДЛ;
- прочие ситуации, которые могут серьезно повлиять на исполнение обязательств по договору.
Поскольку в списке перечисляются все связанные организации и физические лица, то это значительно упрощает работу службе безопасности.
Заполнение документа
Внутри организации список заполняется согласно форме, утвержденной ФАС в 2012 году. При запросе со стороны других коммерческих структур компания вправе предоставить его в свободной форме, сохраняя основные пункты:
- наименование, ФИО;
- местонахождение;
- основание аффилированности.
Один документ может отличаться от другого, если в Обществе происходят изменения (участники, юридический адрес, владелец). При декларировании у ООО нужно перечислить учредителей, указать, кто является директором, а также перечислить связанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Пример заполнения для ООО
ООО «ВЕКТОР», ИНН 1223343456, ОГРН 1234567890, Дата 01.01.2016
№ | Наименование или ФИО | Адрес регистрации | Основание |
---|---|---|---|
1 | Вектор-2 | индекс, страна, город, улица, дом | |
2 | Мухин Феофан Сергеевич | адрес с согласия физ. лица | Лицо, выполняющее роль единоличного исполнительного органа, директор (генеральный директор) |
3 | Мишин Селиван Сергеевич | адрес с согласия физ. лица | Лицо, которое принадлежит к той же группе лиц, что и общество |
Предоставленная форма – самая простая и распространенная. В отличие от перечня, предоставляемого АО, здесь нет данных о доли участия в уставном капитале и количестве акций, находящихся во владении.
Некоммерческие организации
Некоммерческие компании не преследуют цели извлечения прибыли из своей деятельности. являются профессиональные ассоциации и союзы, СРО, НП, благотворительные фонды, ТСЖ, ЖСК, религиозные общины, общества защиты животных и т. д. Перечисленные субъекты живут за счет взносов, пожертвований и поступлений от участников. Крупные структуры нередко создают некоммерческие фирмы для реализации общественных и корпоративных программ.
Например, «Газпром стимул» — НКО, целью которой является проведение мотивационных программ для персонала Газпрома. При подаче списка аффилированных лиц АО обязательно указывает такие организации.