Эпитафии на памятник. Что значит надпись ника на кресте

Эпитафия (в древнегреческой транслитерации «то, что над могилой») — это надпись на надгробном памятнике усобшего, которая имеет целью почтить память погибшего. Традиционно православные надписи на памятниках отражают смысл жизни и достижения человека, например в эпитафии о военном можно написать о сроке службы Родине.

История эпитафий

Эпитафии православные ранее не наносились на памятники, а просто произносились на похоронах. Но, как видно на сегодняшний день, позже их стали наносить на плиты для того, чтобы сохранить и увековечить память о погибшем. Однако, считалось, что эпитафии, на плитах и памятниках должны были быть короткими и содержать в себе только самую необходимую информацию о человеке. К такой информации относились данные о имени и фамилии человека, год месяц и число рождения и, соответственно, смерти и пара слов о его жизни. Сегодня же разрешается увеличивать размер памятной речи по желанию родственников.

Фото эпитафии православной

Православные надписи на памятниках. Особенности эпитафий

К основным особенностям эпитафий относятся:
— Как правило, православные эпитафии на памятник могут быть написаны как в стихотворной форме, так и прозе.
— Существуют стандартные эпитафии и авторские.
— Авторские эпитафии могут быть написаны поэтами для конкретного человека, они отражают некоторые особенности жизни умершего и дают представление о значении утраты человека.
В настоящее время православные эпитафии на памятник заказывают родственники умершего, но в отдельных случаях придумать себе эпитафию он может и сам. В основном сами себе придумывают эпитафии творческие личности, например, писатели, поэты.

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

АВТОР СТАТЬИ

Игумен Федор (Яблоков)

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

- Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших - своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно - это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

- А на кладбищах возлагать венки правильно?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл - почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

- Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись - все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова - это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник - вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, - это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы - символ искусственного существования, а не живой жизни.

- А может, это пластмассовое наваждение на могилах - следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек - бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

- Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой - это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего - в храме, затем - на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть - это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение - это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание - в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

- Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

Могила - место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

- Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии - это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного - от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез - привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

- Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище - ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

Если понять, что могила - это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть - не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

- Когда принято посещать кладбище?

Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

- Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

- А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков - откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения - это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры - придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

- А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

Эпитафия - это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии - призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

- Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

- Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон - есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

Для многих шикарные похоронные атрибуты - возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют - еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

- Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники - это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

- Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами - это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

Строка поиска: памятник

Найдено записей : 65

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, я хочу сделать на памятнике надпись "Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего", а можно написать так с именем - "упокой,Господи,душу усопшего раба твоего Владимира"? И еще, в конце этих слов какой знак лучше, многоточие? Спасибо.

Юлия

Да, Юлия, можно так написать. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, здравствуйте. Я буду заказывать своему отцу памятник, на котором крест. Кресты можно сделать разные - семи, трех, пятиконечные, какой лучше?

юлия

Юлия, на могиле православного христианина должен быть православный крест. Остальное - на Ваш выбор.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! У меня такой вопрос - подхоронили бабушку к моему папе. Если стоять лицом к могиле, то памятник отца стоит как обычно (как его захоранивали - куда лицом, не помню), а крест бабушки поставили в ноги - получился он на противоположной стороне от памятника. И если стоять лицом к могиле, то крест лицом не видно. Можно ли переставить крест рядом с памятником?

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Крест должен стоять в ногах усопшего, лежащего лицом в востоку. Если бабушка похоронена так, лучше не переставлять. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, почему страстная привязанность к животным является грехом? Спасибо за ответ.

ирина

Я бы для начала хотел услышать от Вас, что Вы считаете «страстной привязанностью к животным»? Мне, например, не понятны кладбища для них с памятниками – это религиозный грех. А забота о бездомных, раненых, кормежка и уход за ними – это не грех. Это нормально. Разумеется, нельзя в квартире держать 100 котов. Она для этого не предназначена.

протоиерей Максим Хижий

Доброго времени суток! Каково значение изображения святых на надгробных памятниках? В частности, образ Богоматери на тыльной стороне памятника. Заранее спасибо за ответ.

Светлана

Христос воскресе, Светлана! Традиционно христиане ставят не могиле крест, как знак веры нашей и усопшего. По той же причине начали на памятниках изображать иконы. Логичнее их изображать не с тыльной стороны, а спереди, но там обычно располагается фотография усопшего. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Можно на памятнике крепить фотографию?

Светлана

Светлана, фото можно установить – но это ничего не дает усопшему. Самое главное и важное на могиле - это православный крест. А памятники на могилах лично я вообще не приветствую.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день и Бог в помощь. Более 6 лет тому назад у меня умерла мама. Она кремирована, как и бабушка. Обе лежат в одной могиле, обе крещеные. Можно ли над их могилой поставить памятник в виде Креста? Стоит ли на таком памятнике изображать Иисуса? Сложно найти канонический шестиконечный Крест (я не про дерево, а про камень). Можно ли поставить четырехконечный? Насколько это принципиально? Заранее спасибо за ответы. Храни Вас Господь!

р.б.Ксения

Конечно же, памятник в виде креста ставить можно, желательно поставить традиционный православный восьмиконечный крест (такая форма креста весьма популярна, странно, что с этим возникают трудности). Если не получится поставить восьмиконечный крест, поставьте четырехконечный, с распятием или нет – это на Ваше усмотрение.

диакон Илья Кокин

Год, как умер мой отец. Сегодня были на кладбище, я сметала снег с памятника, и табличка с именем и датами рождения и смерти переломилась пополам. Не нахожу себе места, это был мне знак или просто все-таки моя оплошность?

оксана

Оксана, табличка сломалась, потому что она находится на открытом воздухе и подвергается воздействию атмосферных явлений (снег, дождь). Закажите новую табличку и перестаньте придумывать и накручивать себя пустыми тревогами. А вот за усопших нужно обязательно молиться - и дома, и в церкви.

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, батюшка! Здравствуйте. Говорят, что нельзя ставить памятник до года. Должен стоять крест. Но год выпадает на морозное время. А можно ли установить на родительский день? Похоронен муж на родине, от нас, родни, очень далеко, не имеем такой возможности проведывать часто. Я думаю, что до года нехорошо, а брат хочет весной. Скажите, как правильно будет? Так и поступим. А умер 13 ноября. Помяните, ради Христа.

Мария

Мария, вообще-то согласно православной традиции на могиле христианина должен стоять крест, а не памятник. Традиция ставить памятник на могиле только после годовщины вызвана не церковным уставом, а, скорее, техническими причинами установки. Поэтому вопрос о сроках установки Вы можете решить по своему смотрению.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Скажите, пожалуйста, у меня умер муж 15 ноября 2013 года. До Пасхи я хочу поставить памятник. Мне говорят, что до года этого делать нельзя. Подскажите, как мне правильно поступить. Заранее благодарю за ответ.

Ольга

Ольга, вообще я противник памятников. На православной могиле должен быть надгробный крест. Крест можно сделать из камня. Можно сделать комбинированный: верхняя часть - собственно Крест, а нижняя часть как памятник. Я считаю, это лучше всего. Не ставят до года только из-за того, что грунт не полностью осел и камень может покоситься. Если грунт достаточно твердый, то можно делать в любое время и не ждать года.

иеромонах Викторин (Асеев)

Дарина, воля Ваша, но мне не очень нравится идея с памятником. Не думаю, что ее поддержат в администрации города – это выделение места, это проект и т. д. А вот повесить креативный баннер - дело другое. Всегда можно обновить, переместить в другое место. Ближе, например, к абортариям.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, мой дедушка-протоиерей Иоанн, он отошел к Богу в августе, мы сейчас заказываем памятник в виде Креста, ну, все так, как он пожелал. А надпись мы не знаем как правильно сделать-протоиерей Иоанн и фамилия, или просто - фамилия, Иван Федорович, и шрифт должен быть старославянским или значения нет? Храни Вас Господь!

Анна

Анна, шрифт значения не имеет, но нужно обязательно написать что он протоиерей Иоанн, а в скобках – фамилию, имя и отчество. Так будет правильно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Благословите задать вопрос игумену Никону (Головко). Спасибо Вам за помощь и советы о семейной жизни. Теперь вопрос мой по другой теме. Как Православная Святая Церковь относится к истории Древнего Египта, а конкретно, к египетским пирамидам? Считаются ли они оккультными символами или просто памятниками архитектуры и истории, или про их воздействие есть какая-то научная теория? Сейчас про пирамиды и их воздействие много всего говорят. Некоторые умудряются их возводить в домах и на приусадебных участках, говоря про их целебные, оздоравливающие свойства. Делятся "чудесами", от них происходящими. Помогите разобраться, как относится к пирамидам и к тем научным доводам, которые про них приводят? Спасибо.

Людмила

Людмила, каких-то специализированных исследователей, проведенных православными богословами или священниками в отношении пирамид, лично я не припомню. Однако, могу предположить, почему эта тема не сильно разработана – да просто все заняты своим собственным спасением, борьбой с грехом и страстями, а вопрос о пирамидах настолько выходит за пределы необходимых для спасения вопросов, что им заниматься просто, видимо, нет времени. Можно, однако, совершенно однозначно сказать, что пирамиды строились, прежде всего, как культовые сооружения, причем культ этот был отнюдь не божественный, а сатанинский, демонический. Поэтому и все «чудеса», которые внутри них происходят, надо приписывать бесам – они через эти «чудеса» завлекают к пирамидам души неопытных людей, отвлекая их от богомыслия и спасения.

игумен Никон (Головко)

Скажите, пожалуйста, можно ли на памятнике рисовать усопшего, который на фото смеётся? Это молодой парень.

Наташа

Наталья, в христианской традиции на могилу устанавливают крест. Раз Вы ставите памятник, то изображение выбирайте по согласию с близкими. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день. У нас в семье умер папа в начале сентября. Смерть была неожиданной, ему всего 52 исполнилось. Буквально за 10 дней до этого мама ездила на годовщину смерти к своей матери, и за памятником обнаружила 2 кучки земли, завернутые в салфетки. Еще тогда ее это насторожило. Ей посоветовали попробовать сжечь это. Все, что могли, сделали. И вот, проходит 10 дней, и наш папа умирает... Перед 40 днями у мамы в доме случился пожар, утечка газа. Спасибо Господу, что все живы и здоровы, и дом сильно не пострадал. Но и я, и мама переживаем по поводу тех кучек земли на кладбище, и того, что их было именно 2. Подскажите, что это могло быть и для чего это сделали?

валентина

Валентина, я не могу сказать, откуда взялась эта земля, кто ее мог положить и зачем, однако, хочу Вас предупредить, что верить таким знакам, паниковать из-за этого, связывать какие-то события из жизни с этими кучками земли очень неразумно и грешно. Если человек верит в Бога и молится, если он исповедуется, имеет чистую совесть и причащается, то ничего ему не повредит. А без Бога человек всякого куста боится. Поэтому прекращайте свои страхи, пожалуйста, благодарите Бога, что спасает Вас от бед и ступайте скорее в храм, на богослужения, к причастию, чтобы быть с Богом и не огорчать Его, живя не так, как Он ждет от нас.

игумен Никон (Головко)

Эпитафия - буквально «надпись на могиле», от греческого «эпи» - «над», и «тафос» - могила. Сначала так называлась надгробная речь, а потом и надпись на надгробном памятнике. Слово пришло из Древней Греции, но надписи на могилах оставляли во всех странах.

ООО «Первая Гранитная Корпорация» предлагает разнообразные надгробные памятники из гранита (натурального гранита), выполненные мастерами высокого класса. Помимо стандартных гравировок портрета усопшего мы предлагаем поместить эпитафии на памятниках в стихах.

Сама по себе эпитафия сыну или мужу является надгробной надписью ещё со времён существования Древней Греции. В ёмком четверостишии или нескольких строках в прозе отражаются основные черты характера жившего человека и то, чего он достиг за свою жизнь. Это своего рода итог прожитого. Примером такой эпитафии может служить фраза: «Твой быстрый взлёт закончен в миг. Остался только в сердце крик». В то же время, эти надписи способны подбадривать близких людей, запечатлевая светлую грусть по усопшим отцу или матери.

Первые авторские эпитафии стали появляться в 16 веке, а настоящего расцвета искусство эпитафии в России достигло уже в 18 веке, и касалось это, конечно, в основном могил аристократии. В России была великая литература, в 18-19 веке многие писали, и многие делали это очень хорошо, и, конечно, это оставило свой след на всем, в том числе и на могильных плитах. До сих пор люди ходят на старинные кладбища, любуются на искусные памятники, изящную гравировку, читают надписи на могилу в стихах - это своеобразная книга памяти давно ушедших жизней...

При заказе памятика, на камне гравируют не только даты жизни и прощальные слова, но и портреты умерших, часто очень художественные, методом как механической, так и лазерной гравировки. Такие портреты могут сами по себе называться предметами искусства.

Прежде чем заказать памятник, можно ознакомиться на нашем сайте с моделями изготавливаемых нами памятников. А в разделе «Ритуальные картинки » ознакомиться с вариантами изображений и самих эпитафий, которые можно будет нанести на выбранный памятник.

Наши специалисты готовы взять на себя не только изготовление и оформление памятника, но также и его доставку в любой регион РФ. Невысокая стоимость памятника обусловлена тем, что компания сама занимается добычей гранита, его обработкой и дальнейшим использованием в качестве материала для изготовления памятника, что значительно снижает общую себестоимость предлагаемых нами изделий.

А так же тексты, которые наш мастер может выгровировать на памятнике:

1) Помним, любим, скорбим.

2) Ты ушёл из жизни слишком рано
нашу боль не выразят слова.
Спи, родной, ты наша боль и рана,
Память о тебе всегда жива.

3) Не высказать горя, не выплакать слёз.

Ты радость навеки из дома унёс.

4) Из жизни ты ушёл мгновенно,

А боль осталась навсегда.

5) Мы приходим сюда,

Чтоб цветы положить,

Очень трудно, родная,

Без тебя нам прожить.

6) Скорбь и печаль твоей утраты

Пребудут с нами навсегда.

Что может быть страшней и горше

Потери мужа и отца.

7) Ты всегда в наших сердцах.

8) Как жаль, что твоя жизнь была такой короткой,

Но вечной память будет о тебе.

9) Ты ушёл из жизни, а из сердца-нет.

10) Светлый, чистый образ твой с нами навсегда.

11) К твоей безвременной могиле

Наша тропа не зарастёт.

Родной твой образ, образ милый,

Всегда сюда нас приведет.

12) Тому, кто дорог был при жизни,

От тех, кто любит и скорбит.

13) Нет больше горя, чем горечь от утраты.

14) Как трудно подобрать слова,

Чтоб ими нашу боль измерить.

Ты с нами будешь навсегда.

15) Живой представить тебя так легко,

Что в смерть твою поверить невозможно.

16) Ты нас покинула, родная.

Настал разлуки скорбный час.

Но всё по-прежнему живая,

Ты в нашем сердце среди нас.

17) Уйдя из жизни всё ещё живёшь ты

В наших помыслах, мечтаньях.

Судьбой дарованного не переживёшь.

Мы помним о тебе и в радостях и муках.

18) Любовь к тебе, родной сынок,

умрет лишь вместе с нами.

И нашу боль, и нашу скорбь,

не выразить словами.

19) Не выразить словами всей скорби и печали.

В сердцах и памяти всегда ты с нами.

20) Никто не смог тебя спасти,

Ушёл из жизни очень рано,

Но светлый образ твой родной

Мы будем помнить постоянно.

21) Светлая память о тебе

навсегда останется в наших сердцах.

22) Тебя уж нет, а мы не верим,

В душе у нас ты навсегда.

И боль свою от той потери

Не залечить нам некогда.

23) Ты жизнь любил,

И многое хотел успеть,

но слишком рано оборвалась нить,

Не дав тебе мечты осуществить.

24) Горе нежданное, горе не меряно,

Самое дорогое в жизни потеряно.

Жаль, что жизнь нельзя повторить,

Чтоб тебе её подарить.

25) Нашу боль не измерить

И в слезах не излить.

Мы тебя, как живого

Будем вечно любить.

26) Тепло души твоей

осталось вместе с нами.

27) Светлый образ твой в памяти нашей.

28) Как много нашего ушло с тобой,

Как много твоего осталось с нами.

29) Память о тебе навсегда останется в наших сердцах.

30) Великой скорби не измерить,

Слезами горю не помочь.

Тебя нет с нами, но навеки

В сердцах ты наших не умрёшь.

31) Вечная память о тебе в сердцах родных.

32) Любим тебя, гордимся тобой,

И в памяти нашей всегда ты живой.

ЗЗ)Тепло души твоей

осталось вместе с нами.

34.Спи спокойно, милый сын,

Все тебя мы любим,

Помним и скорбим.

35.Спи с миром и

Моли Бога о нас.

36.Тебя, как собственное сердце;

Нельзя забыть и заменить.

Любящие тебя...

37.С любимыми не расстаются,

Лишь рядом быты перестают.

38.Ты спишь, а мы живем,

Ты жди, и мы придем

39.Ты рано ушел от нас, наш любимый.

Унес наше счастье и радость.

40.Великой скорби не измерить,

Слезами горю не помочь.

Тебя нет с нами, но навеки

В сердцах ты наших не умрешь.

41.Вернуть нельзя,

Забыть невозможно.

42.Ты ушел из жизни слишком рано,

Нашу боль не выразят слова.

Спи, родной, ты наша боль и рана..

Память о тебе всегда жива.

43. Не высказать горя,

Не выплакать слез,

Ты радость навеки из дома унес.

44.Как рано ты ушел; родной,

Оставив нам печаль и боль.

45.С любимыми не расстаются,

Лишь рядом быть перестают.

46.Вы жизнь нам в этом мире дали.

В другом покой вы обрели.

Ушли, оставив след печали,

порывы скорби и тоски.

47.Вспомни обо мне Господи,

Посети меня со спасением твоим.

Блаженны плачущие: ибо они утешатся.

Вспомни обо мне, Боже,

48. И не оставь любящих тебя.

49.0тче, в руки твои

Передаю дух мой.

50.Как трудно подобрать слова,

Чтоб ими нашу боль измерить.

Не можем в смерть твою поверить,

Ты с нами будешь навсегда.

51 .Земной путь краток,

Память вечна.

52. Тепло души твоей осталось вместе с нами.

53. Вечная память о тебе в сердцах родных.

54. И сердцу больно, и горю нет конца.

55. Вечная память.

56. Великой скорби не измерить, слезами горе не залить.
Тебя нет с нами, но навеки, в сердцах ты наших будешь жить.

57. Мы все отдали бы кусочек сердца своего,
Лишь вновь забилось бы твое.

58. Опустела без тебя земля.

59. В сердцах людей оставив след своими добрыми делами,
Не говорим мы слова «нет», мы говорим: «Ты вечно с нами».

60. Ты ушел из жизни, а из сердца – нет.

61. Одним цветком земля беднее стала,
Одной звездой богаче стали небеса.

62. Сердце все не верит в горькую утрату,
Будто ты не умер, а ушел куда-то.

63. Горе нежданное, горе безмерное,
Самое главное в жизни – потеряно.
Жаль нам, что жизни нельзя повторить,
Чтобы тебе ее вновь подарить.

65. Любовь к тебе, наш дорогой, умрет лишь вместе с нами,
И нашу боль, и нашу скорбь не выразить словами.

66. Ты нас покинула, родная,
Настал разлуки скорбный час,
Но все по-прежнему живая,
Ты в нашем сердце среди нас.

67. Пусть не гаснет огонь до конца, и останется память о той,
Что для жизни будила сердца, а теперь нашла вечный покой.

68. Разве мы могли подумать, что в этот день,
Ты шагнешь из детства в вечность…

69. Ты словно ангел в небо взмыл, как мало с нами ты побыл.

70. Нет, не смирюсь до самой смерти,
Со страшной ношей бытия, -
Что раньше взрослых гибнут дети,
Что нет тебя, осталась я…

71. Не выразить словами всей скорби и печали,
В сердцах и памяти всегда ты с нами.

72. Нет… - Не ушли, а в детях повторились.

73. Покойся в царствии небесном.

74. Тебя вернуть не в нашей власти, и скорби нашей нет конца.
Безумна боль, что рвет на части, осиротевшие сердца.

75. Скорбь о тебе и горечь утраты,
Будет вечно в наших сердцах.

76. Светлая память о тебе навсегда останется в наших сердцах.

77. Спи спокойно родной,
Помним тебя, любим и скорбим.

Количество записей: 62

Здравствуйте. У меня вот такой вопрос. В выходные были похороны моего дяди Сергея. В организации самих похорон я и моя мама участия не принимали, но когда приехали на кладбище, то ужаснулись тому, что могилу дяде выкопали на том же самом месте, где была могила его родного отца, умершего в 70-е годы. Кладбище сельское, и там уже с 90-х годов никого не хоронят. мы спросили у родственников, зачем они осквернили могилу деда, на что нам ответили, что деда похоронили давно и уже все сгнило. Вот так и схоронили дядю в могиле его родного отца, поставив на могилу два креста, дядин и деда, только развернули в разные стороны. скажите, разве такое допускается?

Светлана

Здравствуйте, Светлана. Земля еси и в землю отыдеши, сказал Бог Адаму. Тела умерших становятся землей. Практика «подзахоронений» допускается, когда площадь кладбища ограничена и есть небольшой участок, где захоронены родственники. Какой срок должен пройти, чтобы получить разрешение на такое захоронение, я не знаю, это из области гражданского права. Осквернения здесь нет. Вот только, кресты не надо разворачивать в разные стороны, а надо ставить их рядом.

иерей Александр Белослюдов

Добрый вечер! Ответьте мне на такой вопрос, мы купили квартиру у совершенно посторонних людей, когда они съехали, оставили на стене гипсовый крест, мотивируя это тем, что его нельзя переносить из квартиры в квартиру. Мы заселили квартирантов, и они наотрез отказались, чтобы висел этот крест, нам с мужем он тоже не нужен, и мы его положили в пакет и отнесли к мусорному баку. Скажите, это грех? И что теперь делать? Все это сделали, не обдумав свой поступок.

Елена

Елена, выбросить крест - это тяжкий грех. Крест - это символ нашего спасения, крест это победа над смертью, над дьяволом. Христос добровольно распялся на Кресте ради нас, ради нашего спасения. Вы променяли крест на деньги, которые вам заплатили квартиранты. Очень и очень плохо Вы поступили. Кайтесь перед Богом в церкви на исповеди, и в зависимости от искренности Вашего раскаяния и того, какую жизнь будете вести дальше, Бог простит Вас.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли поставить железный крест на могиле?

Николай

Николай, крест на могиле можно ставить из любого материала. Железный или мраморный крест практичней, чем деревянный, и поэтому их часто ставят, и не нужно их потом менять. Конечно, ставить железный крест на могиле можно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Хотела бы спросить, что может означать, если на могиле родственника пропал крест? Есть подозрения, что его вытащили с определенными намерениями. Подскажите, пожалуйста, какое зло может это принести и что делать в этом случае? Заранее спасибо.

Наталья

Наталия, если крест пропал (его украли, или еще что-либо), то Вам и усопшему это никак не вредит, даже если его вытащили, как Вы говорите, с "определенными намерениями", - в таком случае нужно просто поставить новый крест.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, здравствуйте! У меня возник такой богословский вопрос. В Евангелии несколько раз употребляется слово крещение (корень слова - крест). Например: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него (Мф. 3:13). Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением,которым Я крещусь? (Мф. 20:22) И пр. Но все употребления совершаются до распятия Господа на Кресте. Откуда тогда это слово? Что подразумевалось? Заранее благодарю за ответ. Спаси Вас Господи.

Павел

Павел, в Святом Писании на месте нашего слова "крещение" употребляются разные слова, а чаще всего греческое "βαπτίζω", что означает погружать в воду или омывать водой. Но так как перевод на славянский язык относится к позднейшему времени, славянский текст появился на свет существенно позже текстов еврейского и греческого, что в нем уже смело употребляется слово "крещение" именно в его христианском понимании, так как оно в данном случае наиболее полно способно передать на наш язык глубокий смысл соответствующих мест Писания.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Можно ли хранить иконки родственников и крест? Или лучше отнести в церковь? Спасибо за ответ.

Вероника

Вероника, держать у себя дома иконы и крест родственников можно. Но иконы должны не просто где-то храниться, а висеть на стене, их нужно поставит на полку и молиться перед этими иконами. Крест также можно хранить дома рядом с иконами. Крест нужно освятить в церкви, и, если хотите, то можно потом и носить этот крестик самой. А если смущаетесь, то крест отнесите в церковь, но иконы все же оставьте у себя дома.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, можно ли переставить крест на могилке на метр вперед от ног (выкопать и чуть-чуть передвинуть), т. к. поставили большую оградку, и крест получился посередине. Заранее спасибо за ответ.

Екатерина

Екатерина, в церковном уставе не сказано, на каком расстоянии должен находиться крест на могиле, мы определяем это на глаз, но крест должен стоять в ногах покойного. Я думаю, что ничего страшного не будет, если вы переставите крест на метр. Главное, чтобы крест был.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. У меня такой вопрос - поклоняться идолам, это считается грехом, насколько помню. Потому что идол - это не Бог. И Господь против поклонения идолам. Так вот, как быть - поклоняться ли перед иконой? Перед крестом? Ведь если на иконе Иисус Христос - это лик Его всего лишь. Созданный руками человека, который не отображает всю мудрость и святость Иисуса. Ведь Бог в наших сердцах. Так нормально ли это - поклоняться иконам? И поклониться священнику? Ведь священник это человек. Такой же человек, как все. Заранее спасибо.

Сергей

Сергей, возможно, я Вас удивлю, но никто не поклоняется иконе. По крайней мере, из здравых людей. Поклоняются первообразу, написанному на ней – Спасителю, Пресвятой Богородице, Святым – но никак не доскам и краскам. Иконы – просто помощь нашей немощной душе. И кстати, эта мысль, что Бог у нас в сердце или в душе, (кто как говорит) - неверная. Дело в том, что это только в очищенном от страстей сердце, в очищенной от грехов душе пребывает Бог. А наши сердца, наши души могут быть нынче всеми фибрами своими с Богом, а через полчаса – также с дьяволом, с грехом. Кто может похвастать чистотой сердца, кем не владеют страсти? Например, страсти гнева, возмущения, гордости? Что же касается поклонов священникам, то тут я с Вами полностью согласен. Правда, иной раз хочется как-то выразить свое почтение, если видишь перед собою человека, который духовно достиг большего, чем ты, и для этого как раз подойдет небольшой поклон или другое выражение почтения. Но когда встречаешься с чрезмерным усердием в этом вопросе, согласен, это выглядит уродливо и недостойно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте,можно ли сделать надпись под надгробным крестом или на самом кресте,если да то какой она должны быть,молитва или эпитафия?

Калерия

Калерия, на Кресте никакие надписи делать нельзя. Если хотите, то можно отдельно сделать рядом табличку с надписью, или, лучше всего, положить на могилу небольшую надгробную плиту, и на ней можно сделать надпись (я видел в одном монастыре, мне очень понравилось). Мне думается, что эпитафия - это пустые слова, и писать ее не нужно. Обычно пишут дату и рождения и смерти, и можно краткую молитву – думаю, этого достаточно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли на могилу усопшего ставить железный крест? Моя мама говорит, что ни в коем случае нельзя. Разрешите, пожалуйста, наш спор. Спасибо!

Ирина

Ирина, крест на могиле должен быть обязательно у каждого православного христианина. Крест можно ставить любой, и деревянный, и железный, и каменный. Мы же носим на своем теле крестики из разных материалов: и золотые, и серебряные, и пластиковые. Силу креста это не умаляет. Дьявол боится изображения креста, а не материала, из которого он изготовлен. Крест - это символ победы над смертью. Главное не материал, из которого изготовлен крест, а сам крест. Так что крест на могиле можно ставить и деревянный, и железный, и из мрамора- любой.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Не противоречит ли православным канонам тот факт, что на могиле православного человека при установке памятника и оградки, рабочие вытащили дубовый крест, положили его на могилу, залили бетоном и положили сверху тротуарную плитку. (В верхнем углу установленного памятника есть небольшой православный крест).

Геннадий

Геннадий, мы, православные, должны жить и умереть по-православному, и хоронить нужно строго по-христиански. Самое главное на православной могиле – это, конечно же, КРЕСТ. Крест должен быть не нарисованным, а именно стоять во весь свой рост. Скажите, зачем вообще усопшему памятник, если он ставится вместо креста? Это неправильно. Крест не следовало бы вынимать из могилы. Крест - это наша надежда, наше упование. А что такое памятник - это бездушная глыба мрамора, которую, к сожалению, сейчас многие ставят вместо Креста. Крест на могиле православного христианина должен быть обязательно, и не лежать а стоять!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Подскажите, у меня у сына врожденный дефект правой руки, когда пытается креститься, получается не очень, как же ему креститься после молитвы? Спасибо за ответ.

Сергей

Сергей, в таком случае можно налагать на себя крестное знамение левой рукой, ничего страшного.

Игумен Никон (Головко)

Сегодня разбили крест.Что делать с разбитым крестом? К чему разбитый крест?

Оксана

Конечно, плохо, что крест разбили. Это небрежное отношение. К иконам, кресту, разным святыням надо относиться с благоговением – бережливо. Разбитый крест отнесите в ближайшую церковь. Я не знаю к чему это, но думаю, что это выражает Ваше внутреннее состояние души, надо бы задуматься об этом, посмотрите, как Вы живете, может, что-то не так делаете в жизни. Надо обязательно покаяться на исповеди и почитать покаянный канон.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, мне настоятель храма дал крест, но чужой, этот крест когда-то носила женщина, которая из благодарности к Богу отдала крест к иконе, можно ли этот крест носить?

Василий

Да, можно, без всяких сомнений. Да и батюшке своему постарайтесь побольше доверять.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Друг за оплеткой входной двери квартиры утром обнаружил деревянный крест с ладонь. Покрашен в черный цвет. На одной из сторон остатки клея, как будто его откуда-то оторвали. Крест был воткнут за оплетку перевнрнутым. Вытащил его голой рукой. Носит с собой. Что мне делать? Я сама в проклятия и прочие суеверия не верю, но как-то страшно все же. Хотела, чтобы он со мной хотя бы в церковь сходил, он отказался т. к. неверующий абсолютно. Я этот крест черный облила святой водой, прочитала про себя молитву. Что я еще могу сделать? Или ничего страшного и можно не обращать внимания?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Крест – великая святыня и никакие проклятия через него передаться не могут. Если у Вас все же возникло смущение, можете отнести его в храм.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Помогите, подскажите, что мне делать. Соседи привозят с кладбища могильные кресты и устанавливают пред моими окнами. Также поставили памятник с изображением усопшей. Ранее от действий этих людей пострадал мой ребенок - пролежал в больнице более месяца, а когда выписался, под окном появились кресты. Убрать их я не могу. Я живу одна и двое маленьких детей.

Ирина

Какие, однако, "трудолюбивые" соседи Вам попались, Ирина! Их бы энергию - да в мирное русло!
Ничего не бойтесь, весь этот цирк Вам не повредит. А сами - стойте покрепче в вере, живите вместе с Церковью, приступайте почаще к церковным Таинствам, благодать Вас защитит, а Господь Своих - не оставит! Апостол сказал: "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим. Гл.8, ст.31). А кроме того - можно обратиться и в комунальные службы, и к помощи закона, т.к. вряд ли закон дозволяет устанавливать на жилой или общественной территории неизвестно откуда взятые кладбищенские кресты.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, я не давно ездил к старцу, и он мне сказал, что мне нужно на груди мазать крест святой водой или маслом с молитвой Я у него не спросил, какую нужно перед этим читать молитву. Вы можете мне сказать, какую нужно читать молитву перед тем как намазывать крест?

Андрей Наталья

Здравствуйте, Наталья.
Ставить на могиле деревянный крест - это благочестивая российская традиция. Простота материала говорит о нестяжании усопшего.
Многие завещают часть средств и имущества пожертвовать нуждающимся, а на могиле поставить простой деревянный крест.
С другой стороны, тем самым христиане исповедают свою готовность следовать за Христом и надежду на спасение души. Ведь орудие нашего спасения, - Крест Христов - был деревянный.
Возможно, не следует понимать буквально желание мамы в судный день нести деревянный крест, но безусловно, она хотела иметь свидетельство того, что пронесла свой Крест через все испытания земной жизни.
Благослови Господь.

иерей Сергий Осипов

У меня на животе после операции был поперечный шрам.вторая операция - шрам продольный, левее пупка. Третья операция - аппендицит, была 7 января, этот шрам правее пупка, наискосок. Нарисовался шрам в виде православного креста. Вся больница ходила и смотрела, говорили всякое... Что может значить такой шрам, образовавшийся на Рождество? Или это просто случайность?

Гудкова мария

Мария, это – просто случайность, хотя и уникальная. Но Вы, пожалуйста, не вкладывайте в этот факт никакого особого смысла, и самое главное – чтобы эта "отметина" не привела Вас к какому-либо превозношению, особому мнению о себе или гордыне.

игумен Никон (Головко)

Меня попросили изготовить нательный православный крест. Выслали примерный макет и просили, чтобы он был сделан с соблюдением всех православных канонов. Крест без распятия, я знаю, что такие допускаются, но в этом случае нужна ли нижняя наклонная перекладина на кресте? Вопрос второй, какая надпись должна быть на торце креста, на каком языке, допускается ли повторение ее, если она короткая? На обратной стороне креста написано "спаси и сохрани". Третий вопрос - допускается ли изображения рядом с верхними перекладинами креста "IC" "ХР" и изображение "птицы летещей вниз головой" или без распятия они не нужны, и все должно быть заполнено растительным узором? И четвертый вопрос - нужны ли какие то надписи или изображения на внутреннем кресте?



Статьи по теме: