Объяснение иконы крещения христа детям. Самые известные иконы крещения господня

Оригинал взят у iov75 в Богословие иконы. «Крещение Господне» Андрея Рублева

Перед намиикона XV века «Крещение Господне» , принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева . Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещения, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах: Бог-Сын - Иисус Христос, Бог-Дух Святой - в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение» , как поется в тропаре праздника. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. И потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.
Особенность иконы и ее завораживающая красота - в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и пробелы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.
Икона имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя поклон Иоанна. Усиливается вертикаль двойным диагональным движением снизу вверх. Одна диагональ - с нижнего левого угла в верхний правый - заканчивается уходящей в горы рекой. Другая - с нижнего правого угла в верхний левый - проходит от нижнего выступа горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти диагонали пересекаются в центре - на фигуре Иисуса Христа, делая его средоточием и сердцем образа. Вертикаль сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» .

Образ Иисуса Христа - центральный. Его фигура, хоть и хрупкая и вытянутая вертикально, но полна сил: все члены ее - грудь, плечи, руки, ноги - округлые и мягкие. Чресла препоясаны, хотя в других изводах Иисус изображается обнаженным. Мягкость создается плавными изгибами реки, ритмически повторяющими рисунок фигуры Спасителя, омывая ее и любовно неся над водами. Фигура как бы парит в воздухе, не касаясь воды.
Ущелье, в которое заключается фигура Господа, символизирует собой ад, гроб и смерть. Это не случайные образы. В Таинстве Крещения при погружении в воду умирает ветхий человек, а по выходе из нее - рождается новый, отрекающийся от сатаны и всех дел его и дающий клятву служить отныне и вовеки веков уже не дьяволу, а Богу. Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье - это также и образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех ветхозаветных праведников.
Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте. Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный. Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная...
На противоположном берегу - прекрасная празднично-цветистая группа ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны. Впереди - два Ангела в низком поклоне, на их руках пышная одежда, словно полотенца, в которые будет принят Крещаемый. Они - восприемники, готовые Его тотчас принять, как только Он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который едва виден за спинами первых двух, тоже с покровенной одеждой, но в позе, не такой торжественной, как первые два.
Но особенно выделяется четвертый Ангел. Руки у него покровенные, но он воздел их к небу в молитвенной позе и глядит на голубой луч, указывающий на Спасителя, на голубя, нисходящего в этом луче - Духа Святого, и словно прислушивается к гласу Бога-Отца, исходящего из Небесного облака. Все Богоявление и богословский смысл праздника заключается в образе этого Ангела. В то время, как все остальные - Иоанн Креститель и трое ангелов - заняты непосредственно действием Таинства Крещения, четвертый, единственный из них, созерцает Богоявление - Троицу Триипостасную. Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами.
Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности. Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу - еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой - видимые образы: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» , указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки - античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.

Перед нами икона XV века «Крещение Господне », принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещение, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах:

Бог-Сын – Иисус Христос, Бог-Дух Святой – в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. Потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.

Особенность иконы и ее завораживающая красота – в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и про белы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.

Икона имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя поклон Иоанна.

Усиливается вертикаль двойным диагональным движением снизу вверх. Одна диагональ - с нижнего левого угла в верхний правый - заканчивается уходящей в горы рекой.

Другая - с нижнего правого угла в верхний левый - проходит от нижнего выступа горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти диагонали пересекаются в центре – на фигуре Иисуса Христа, делая его средоточием и сердцем образа.

Вертикаль сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Образ Иисуса Христа – центральный. Его фигура, хоть и хрупкая и вытянутая вертикально, но полна сил: все члены ее – грудь, плечи, руки, ноги - округлые и мягкие. Чресла препоясаны, хотя в других изводах Иисус изображается обнаженным. Мягкость создается плавными изгибами реки, ритмически повторяющими рисунок фигуры Спасителя, омывая ее и любовно неся над водами. Фигура как бы парит в воздухе, не касаясь воды.

Скалистые берега расступаются в самой нижней части фигуры - у ног - и сужаются в самой широкой ее части, как бы поддерживая ее вместе с Ангелами, придавая фигуре устойчивость. Потом они снова расширяются на уровне плеч, сужаясь у нимба и устремляясь вверх, смыкаясь над Его головой, полностью скрывая фигуру как в ущелье.

Нежные изгибы, в музыкальном ритме повторяющие и объемлющие фигуру Спасителя, словно исполняют любовный танец, осторожно сопровождая каждый изгиб тела Иисуса Христа. Ущелье, в которое заключается фигура Господа, символизирует собой ад, гроб и смерть одновременно.

Это не случайные образы. В Таинстве Крещения при погружении в воду умирает ветхий человек, а по выходе из нее - рождается новый, отрекающийся от сатаны и всех дел его и дающий клятву служить отныне и вовеки веков уже не дьяволу, а Богу.

Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье – это также и образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех ветхозаветных праведников.

Голова и лик Иисуса повторяют образ Господа на иконе Рублева «Спас»: та же мощная шея, взгляд спокойный, мягкий, волосы густые, словно образующие нимб. Теплые светло-коричневые цвета тела Спасителя подчеркивают нежность образа.

Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте.

Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный.

Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная.

Если бы Иоанн выпрямился, то вся несуразность фигуры была бы сразу видна. Странно выписаны его ноги: они словно перекрещены. Правая нога выписана так, как должна быть выписана левая и наоборот.

Эта несуразность фигуры Иоанна на фоне стройной и изящной фигуры Спасителя, подчеркивает рабство одного и Божественное достоинство другого. За Иоанном видно деревцо, которое придает ему устойчивость, т.к. он настолько сильно склонен над Иисусом, что, кажется, вот-вот упадет. Поклонению Иоанна вторят вершины гор: они тоже склоняются в ту же сторону и с тем же наклоном.

На противоположном берегу – прекрасная празднично-цветистая группа ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны.

Впереди - два Ангела в низком поклоне, на их руках пышная одежда, словно полотенца, в которые будет принят Крещаемый. Они - восприемники, готовые Его принять, как только Он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который едва виден за спинами первых двух, тоже с покровенной одеждой, но в позе, не такой торжественной, как первых два.

Но особенно выделяется четвертый Ангел. Руки у него покровенные, но он воздел их к небу в молитвенной позе и глядит на голубой луч, указывающий на Спасителя, на голубя, нисходящего в этом луче - Духа Святого, и словно прислушивается к гласу Бога-Отца, исходящего из Небесного облака.

Все Богоявление и богословский смысл праздника заключается в образе этого Ангела. В то время, как все остальные – Иоанн Креститель и трое ангелов - заняты непосредственно действием Таинства Крещения, четвертый, единственный из них, созерцает Богоявление – Троицу Триипостасную.

Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами.

Ангелы, хотя их и четверо, не искажают равновесия иконы, потому что фигура Иоанна Крестителя, уравновешивает правую и левую стороны реки. А их руки встречаются над головой Господа, заключая Его в свои объятия.

Поклонение человеческих фигур и движение природы вверх и ввысь следуют движению рук Господа: правая рука Спасителя согнута в локте, словно бы указывая человеку на его место перед Богом, чуть согнутая левая соответствует движению Иордана и гор.

Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности.

Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу – еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой – видимые образы псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…»,

указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки – античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.

В целом впечатление, которое оставляет икона, можно было бы назвать любовной песней. И этим она выделяется из всех остальных изводов икон, изображающих Крещение Господа.

Праздник, посвящённый великому событию? Крещению Господа нашего Иисуса Христа в Иордане, появился в самые первые годы христианства. Он был любим всеми последователями христианского учения, так как позволял им вновь пережить волнующие моменты собственного крещения и мысленно погрузиться в мир этого таинства. Когда же иконы стали входить в церковный обиход, то наряду с другим появилась икона «Крещение Господне». Но вначале поговорим о событии, послужившем поводом к её написанию.

Предтеча Господа на берегах Иордана

Святое Евангелие повествует нам о том, как послал Господь пророка Иоанна, чтобы подготовить людей к приходу Сына Своего Иисуса Христа. Предшествующий Иисусу Иоанн именовался в Новом Завете как Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель. Волею Господа Бога он обратился к иудеям с призывом прийти покаяться в содеянных грехах и очистить души для принятия Царствия Божия. Сам же он был величайшим подвижником и аскетом. Прожив всю жизнь в условиях суровой Иудейской пустыни и отвергнув мирские радости, святой Иоанн всего себя отдал служению Богу.

Его проповеди, полные жизни и правды, встретили широкий отклик. Евангелие говорит о тысячах евреев, поспешивших на его призыв. Все они принимали от Иоанна крещение в водах реки Иордан. Это был символический акт омовения тела и души, но это ещё не было благодатным христианским таинством. Это было лишь подготовкой к нему.

Родоначальник Царствия Божия

К этому времени Иисусу Христу, который жил в Назарете и не был ещё никому известен, исполнилось тридцать лет. По иудейским законам это был возраст, по достижении которого мужчина получал право стать учителем и именоваться «равви». С этих пор он начал своё общественное служение, целью которого было указать людям путь в Царствие Божие, то есть в новое, возрождённое после грехопадения человечество.

Вратами в него было крещение, так как без очищения от грехов и покаяния вход туда был закрыт. Иисус Христос, как родоначальник этого Царствия, должен был первым в него войти, а следовательно, несмотря на свою безгрешность, не мог миновать его очистительных врат. Это и послужило причиной того, что в один из дней Иоанн Креститель, произнося свою очередную проповедь, увидел приближающегося к нему Иисуса.

Крещение Иисуса Христа и установление таинства

Уразумев Божественную силу Того, кто к нему подошёл, Иоанн впал в замешательство, что выразилось в его словах о своей недостойности совершать ритуал в отношении самого Мессии. Иисус же успокоил его, приведя слова из Священного Писания, свидетельствовавшие о Божественном предначертании всего происходящего. То, что последовало за этим, и являет собой икона «Крещение Господне».

Иисус вступил в воды Иордана, исполняя обряд и тем самым освящая его и возводя в ранг таинства. Все присутствовавшие при этом услышали голос, раздавшийся с неба и свидетельствовавший о Божественной сущности Иисуса. При этом Дух Святой в виде голубя сошёл на Него. Всё это доказало людям, что в Иисусе из Назарета сочетаются две сущности? человеческая и божественная.

Богоявление при Иордане и его датировка

Крещенский праздник, установленный в честь этого события, и икона «Крещение Господне» имеют ещё одно название? Богоявление. Объяснение этому вполне очевидно? на берегу Иордана Бог явил людям все три Свои ипостаси. Совершавший крещение? Сын, провещавший с неба? Отец, нисшедший на Иисуса в виде голубя? Святой Дух. Таким образом, икона «Крещение Господне» - Богоявление - это не просто изображение библейского события, но изложение глубокой религиозно-философской доктрины.

Евангелист Лука даёт нам возможность с определённой точностью датировать это событие. Он пишет, что Иоанн Креститель начал свои проповеди в пятнадцатый год правления императора Тиверия. По историческим данным, это должно соответствовать 779 году от основания Рима, или 30 году нашей эры. Так как между началом проповедей Иоанна Предтечи и появлением Иисуса Христа на берегу Иордана небольшой временной интервал, мы можем заключить, что в этом же году произошло и Крещение Господне.

Икона, фото которой размещено в начале статьи, представляет Иисуса Христа, стоящего в иорданских водах и Иоанна Крестителя, совершающего над Ним обряд. С правой стороны чины ангельские склонились в благоговейном трепете, а с неба нисходит Дух Святой. Большинство православных икон придерживаются именно этой композиционной трактовки при изображении данного события.

Иные названия этого праздника

Примечательно, что отмечаемый на Руси с древних времён, этот праздник имел вначале иные названия. Он был известен как «Епифания», что в переводе с греческого значит? явление, «Теофания» ? богоявление, а также «праздник Светов». Безусловно, имелся ввиду Неугасимый Свет, принесённый Богом в этот мир. Икона Крещение Господне, описание которой было изложено выше, имеет и ещё один символический смысл, восходящий к Ветхому Завету. Именно в нём вода представляется как начало жизни. Вспомним, как из неё, под воздействием животворящего Духа, появилось всё живое. Следовательно, Господь Бог и жизнь неразрывны.

Особенности праздника, установленные церковью

Икона «Крещение Господне» представляет один из главных праздников христиан. Он отмечается 19 января, им заканчиваются Рождественские святки, длившиеся со дня Рождества Христова, то есть с 7 января. В память того, как Иисус Христос крещением Своим освятил воду в Иордане, каждый год накануне праздников во всех православных храмах совершается чин освящения воды. Читаются особые молитвы, и священник трижды погружает в воду крест.

В день праздника освящают воду в водоёмах, совершив предварительно к ним крестный ход. Часто водосвятие на водоёмах сопровождается символическим погружением в прорубь наиболее рьяных богомольцев. В морозный зимний день они находят мужество, осенив себя крестным знамением, ввергнуться в ледяную воду. Прорубь во льду делается обычно в виде креста. Также в руках духовенства, присутствующего при этом, обязательно имеется крест и икона «Крещение Господне». Значение этого ритуала вполне понятно? торжество духа над плотью.

Народные обычаи в этот праздник

В канун этого дня церковь установила однодневный пост. Он называется Крещенский сочельник. В этот день принято вкушать символическое блюдо? сочиво. Это отвар из пшеницы и мёда. Празднование Крещения богато различными традициями. Так, например, в сочельник хозяйки выпекали особое печенье? кресты. Утром в праздник они съедались со святой водой. В форму выпечки печенья и его оформление закладывался особый смысл, понятный лишь тем, для кого оно предназначалось. В течение праздничных дней женщинам не подобало ходить за водой на реку, это было обязанностью мужчин. Бельё в реке не полоскали во время этих дней и неделю после этого, так как это считалось неуважением к празднику.

Во всём мире христиане празднуют Крещение Господне. Икона, фото которой завершает статью, принадлежит Западной Церкви, однако обращает на себя внимание схожесть сюжетной композиции. Общее даже расположение фигур. Добавлены лишь некоторые элементы, которые не включает в себя православная икона «Крещение Господне». Значение иконы при этом то же самое? Иисус Христос своим погружением в струи Иордана открывает нам врата Царствия Божия.

«Крещение Господне» - икона, присутствующая в каждом храме, представляет одно из знаменательных земных событий Иисуса Христа, крещение Спасителя и Его Богоявление.

В день Богоявления перед людьми впервые явилась полнота Святой Троицы, Бог Отец проговорил к Богу Сыну, послав в виде голубя Бога Святого Духа.

Предпосылки к написанию святого образа

Иоанн Креститель был всего на 6 месяцев старше Иисуса Христа, это к его матери Елизавете пришла Мария, узнав о своей беременности от Духа Святого. Миссией Иоанна Предтечи было подготовить народ к принятию Посланника с Небес. Креститель понимал свое служение, при этом превозносил Христа, умаляя собственные заслуги.

Важно! Иоанн - первый из людей, который увидел во Христе посланника Божьего. Он всей своей жизнью показывал маловажность крещения в воде, как акт покаяния, по сравнению с приходом Миссии, который крестит Духом Святым.

Омовение души и тела в то время было актом очищения, но не имело никакого отношения к христианскому таинству Крещения. Иисус, известный в еврейских кругах, как сын плотника, только вступил в тот возраст, когда имел право называться учителем. В возрасте 30 лет Спаситель начинает свое служение на земле, открывая двери для познания путей в Царство Божье, куда нельзя попасть без очищения и покаяния.

Иоанн Креститель сразу увидел идущего Миссию, он даже растерялся, говоря, что это ему надо принимать крещение от Спасителя. На это Христос ответил, что так надлежит вершить всякую правду.

Крещение Иисуса Христа

Дальнейшие события легли в основу написания святых образов, описывающих таинство крещения самого Сына Божьего.

Как только Иисус вступил в воду, с неба послышался Голос, который слышали все присутствующие в тот момент на берегу Иордана, Он провозгласил о том, что на берегу стоит Сын Всевышнего Бога.

Этот праздник называют Богоявлением. Ибо именно на берегу Иордана Иисус, человек по плоти, был признан Богом, Он явился перед народом в человеческой и божественной сущности.

Икона «Крещение Господне» подтверждает религиозно-философскую доктрину о Богоявлении. Из Евангелия от Луки мы узнаем, что это событие произошло во время правления Тиберия, то есть в 30 году новой эры.

Описание святого образа

Святок лик изображает Иоанна Предтечу в момент крещения Иисуса Христа водой Иордана. На правой стороне иконы ангелы склонились в благоговении перед Божественными Ипостасями. В образе голубя Дух Святой лучом освещает Христа.

На заметку! В русской трактовке Праздник Богоявления называют Епифанией, что означает явление, или Теофанией - Богоявление.

На богослужениях в Русской православной церкви можно слышать и выражение «Праздник Света», подчеркивающее то, что Иисус стал Неугасимым Светом для всего человечества.

На этой иконе показана неразрывность Всевышнего Бога и жизни на земле, начало которой берется из воды.

Икона «Крещение Господне»

Молитва перед иконой «Крещение Господне»

К святому образу приходят православные, желающие:

  • укрепить свою веру;
  • исцелиться телесно и душевно;
  • очиститься от грехов;
  • наполниться Божественным светом;
  • просветиться разумом и душой.

В реке Иордан принял Ты крещение, Спаситель наш, Господь, Иисус Христос, явив единство Святой Троицы в Отце, Сыне и Святом Духе.

Явись среди нас для изменения жизни нашей, освяти мир, в котором мы пребываем, даруй нам мир в домах, наполни их гармонией и добротой, укрепи здоровье и очисти от грехов, явных и неявных, не позволь нам сбиться с пути праведного. Ибо на все есть Твоя святая воля, Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Важно! 19 января православные верующие приходят в храмы на богослужения, где совершается чин освящения воды.

Икона Крещения Господня

Праздник, посвящённый великому событию ― Крещению Господа нашего Иисуса Христа в Иордане, появился в самые первые годы христианства. Он был любим всеми последователями христианского учения, так как позволял им вновь пережить волнующие моменты собственного крещения и мысленно погрузиться в мир этого таинства. Когда же иконы стали входить в церковный обиход, то наряду с другим появилась икона «Крещение Господне». Но вначале поговорим о событии, послужившем поводом к её написанию.

Предтеча Господа на берегах Иордана

Святое Евангелие повествует нам о том, как послал Господь пророка Иоанна, чтобы подготовить людей к приходу Сына Своего Иисуса Христа. Предшествующий Иисусу Иоанн именовался в Новом Завете как Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель. Волею Господа Бога он обратился к иудеям с призывом прийти покаяться в содеянных грехах и очистить души для принятия Царствия Божия. Сам же он был величайшим подвижником и аскетом. Прожив всю жизнь в условиях суровой Иудейской пустыни и отвергнув мирские радости, святой Иоанн всего себя отдал служению Богу.

Его проповеди, полные жизни и правды, встретили широкий отклик. Евангелие говорит о тысячах евреев, поспешивших на его призыв. Все они принимали от Иоанна крещение в водах реки Иордан. Это был символический акт омовения тела и души, но это ещё не было благодатным христианским таинством. Это было лишь подготовкой к нему.

Родоначальник Царствия Божия

К этому времени Иисусу Христу, который жил в Назарете и не был ещё никому известен, исполнилось тридцать лет. По иудейским законам это был возраст, по достижении которого мужчина получал право стать учителем и именоваться «равви». С этих пор он начал своё общественное служение, целью которого было указать людям путь в Царствие Божие, то есть в новое, возрождённое после грехопадения человечество.

Вратами в него было крещение, так как без очищения от грехов и покаяния вход туда был закрыт. Иисус Христос, как родоначальник этого Царствия, должен был первым в него войти, а следовательно, несмотря на свою безгрешность, не мог миновать его очистительных врат. Это и послужило причиной того, что в один из дней Иоанн Креститель, произнося свою очередную проповедь, увидел приближающегося к нему Иисуса.

Крещение Иисуса Христа и установление таинства

Уразумев Божественную силу Того, кто к нему подошёл, Иоанн впал в замешательство, что выразилось в его словах о своей недостойности совершать ритуал в отношении самого Мессии. Иисус же успокоил его, приведя слова из Священного Писания, свидетельствовавшие о Божественном предначертании всего происходящего. То, что последовало за этим, и являет собой икона «Крещение Господне».

Иисус вступил в воды Иордана, исполняя обряд и тем самым освящая его и возводя в ранг таинства. Все присутствовавшие при этом услышали голос, раздавшийся с неба и свидетельствовавший о Божественной сущности Иисуса. При этом Дух Святой в виде голубя сошёл на Него. Всё это доказало людям, что в Иисусе из Назарета сочетаются две сущности ― человеческая и божественная.

Богоявление при Иордане и его датировка

Крещенский праздник, установленный в честь этого события, и икона «Крещение Господне» имеют ещё одно название ― Богоявление. Объяснение этому вполне очевидно ― на берегу Иордана Бог явил людям все три Свои ипостаси. Совершавший крещение ― Сын, провещавший с неба ― Отец, нисшедший на Иисуса в виде голубя ― Святой Дух. Таким образом, икона «Крещение Господне» - Богоявление - это не просто изображение библейского события, но изложение глубокой религиозно-философской доктрины.

Евангелист Лука даёт нам возможность с определённой точностью датировать это событие. Он пишет, что Иоанн Креститель начал свои проповеди в пятнадцатый год правления императора Тиверия. По историческим данным, это должно соответствовать 779 году от основания Рима, или 30 году нашей эры. Так как между началом проповедей Иоанна Предтечи и появлением Иисуса Христа на берегу Иордана небольшой временной интервал, мы можем заключить, что в этом же году произошло и Крещение Господне.

Икона, фото которой размещено в начале статьи, представляет Иисуса Христа, стоящего в иорданских водах и Иоанна Крестителя, совершающего над Ним обряд. С правой стороны склонились в благоговейном трепете, а с неба нисходит Дух Святой. Большинство православных икон придерживаются именно этой композиционной трактовки при изображении данного события.

Иные названия этого праздника

Примечательно, что отмечаемый на Руси с древних времён, этот праздник имел вначале иные названия. Он был известен как «Епифания», что в переводе с греческого значит ― явление, «Теофания» ― богоявление, а также «праздник Светов». Безусловно, имелся ввиду Неугасимый Свет, принесённый Богом в этот мир. Икона Крещение Господне, описание которой было изложено выше, имеет и ещё один символический смысл, восходящий к Именно в нём вода представляется как начало жизни. Вспомним, как из неё, под воздействием животворящего Духа, появилось всё живое. Следовательно, Господь Бог и жизнь неразрывны.

Особенности праздника, установленные церковью

Икона «Крещение Господне» представляет один из главных праздников христиан. Он отмечается 19 января, им заканчиваются Рождественские святки, длившиеся со дня Рождества Христова, то есть с 7 января. В память того, как Иисус Христос крещением Своим освятил воду в Иордане, каждый год накануне праздников во всех православных храмах совершается чин освящения воды. Читаются особые молитвы, и священник трижды погружает в воду крест.

В день праздника освящают воду в водоёмах, совершив предварительно к ним крестный ход. Часто водосвятие на водоёмах сопровождается символическим погружением в прорубь наиболее рьяных богомольцев. В морозный зимний день они находят мужество, осенив себя ввергнуться в ледяную воду. Прорубь во льду делается обычно в виде креста. Также в руках духовенства, присутствующего при этом, обязательно имеется крест и икона «Крещение Господне». Значение этого ритуала вполне понятно ― торжество духа над плотью.

Народные обычаи в этот праздник

В дня церковь установила однодневный пост. Он называется В этот день принято вкушать символическое блюдо ― сочиво. Это отвар из пшеницы и мёда. Празднование Крещения богато различными традициями. Так, например, в сочельник хозяйки выпекали особое печенье ― кресты. Утром в праздник они съедались со В форму выпечки печенья и его оформление закладывался особый смысл, понятный лишь тем, для кого оно предназначалось. В течение праздничных дней женщинам не подобало ходить за водой на реку, это было обязанностью мужчин. Бельё в реке не полоскали во время этих дней и неделю после этого, так как это считалось неуважением к празднику.

Во всём мире христиане празднуют Крещение Господне. Икона, фото которой завершает статью, принадлежит Западной Церкви, однако обращает на себя внимание схожесть сюжетной композиции. Общее даже расположение фигур. Добавлены лишь некоторые элементы, которые не включает в себя православная икона «Крещение Господне». Значение иконы при этом то же самое ― Иисус Христос своим погружением в струи Иордана открывает нам врата Царствия Божия.



Статьи по теме: